(путь самоисследования как способ узнавания Бытия)
I. Сосредоточение
II. Средства jоги
III. Силы
IV. Освобождение
Отбросьте все вопросы, кроме одного: "Кто я?" В конце концов,
единственное, в чем вы можете быть уверены, ― это в том, что вы есть.
"Я есть" ― несомненно. "Я есть это" ― вызывает сомнения. Старайтесь постичь,
кем вы являетесь в действительности.
Чтобы узнать, кем вы являетесь, вы должны сначала выяснить, кем вы не являетесь.
Отбросьте всё, чем вы не являетесь, ― тело, чувства, мысли, время, пространство,
то или это ― ничто из того, что вы воспринимаете, конкретное или абстрактное,
не может быть вами. Сам акт восприятия говорит о том, что вы не есть то,
что вы воспринимаете
.
Чем яснее ваш ум осознает, что Я может быть описано только в терминах
отрицания
, тем быстрее вы подойдете к концу вашего поиска и осознаете,
что вы есть Безграничное Бытие.
Нисаргадатта Махарадж, Учитель.
I. Сосредоточение
(1) Итак, изложение jоги (Единения).
(2) Iога ― это вывод ума из возбужденного состояния.
(3) Тогда Наблюдающий таков, каков он есть.
(4) Иначе ― Он сливается с тем, что видит в уме. (В частности, принимает себя за личность, возникающую в уме. Это отождествление ошибочно. При невозбужденном уме личность видна как "ложное" временное "я".)
(5) Пять возбужденных состояний ума; все пять могут нести несчастье, так и не-несчастье. (Об этом позже.)
(6) Познание вещи (получение знания)
мнимое познание вещи (итог ― заблуждение)
воображение вещей
воспоминание о вещах
сны
(7) Познание вещи:
― непосредственное восприятие ("голод");
― умозаключение ("если на стене написано ***, значит кто-то написал");
― достоверное свидетельство (слова Учителя, возможность проверки).
(8) Мнимое познание ― одна вещь принимается за другую. (Веревка ― "Змея!..")
(9) Воображение ― сплетение образов из самих же образов, вне связи с породившими их вещами (в т.ч. образ "будущего").
(10) Воспоминание ― всплывание прошлого опыта.
(11) Сновидение ― деятельность ума при бездействии на него органов чувств.
(12) Все пять должны быть прекращены внимательным наблюдением (мысли) и безразличием к вещам (желания).
(13) Внимательное наблюдение ― постоянное различение наблюдаемого и Наблюдателя. (Предмет наблюдения ― мысли, волнения, страхи, всё, что происходит в уме.)
(14) Придерживаться этого следует долгое время и с должным упорством, так чтобы это вошло в привычку.
(15) Безразличие к вещам (беспристрастие) ― отсутствие влечения к предметам чувств и предметам книжного знания. (Только собственный опыт.)
(16) Безразличие полное, когда с позиции Наблюдателя теряется интерес к "струнам". (Основе, или природе вещей. ― См. II, 18/69.)
(17) (Как сосредоточение) оно ― "с сознанием", когда имеется чувственный опыт, мысли о нем, состояние радости и непоколебимой опоры "Я ― Есть". ("Я присутствую здесь и всегда"; "меня нет" ― невозможное утверждение.)
(18) Другое полное ("за пределом сознания") ― особое состояние, в котором сохраняются только причины, не давшие своих следствий, ― при невозбужденном уме (полном покое сознания), что достигается соответствующим упражнением.
(19) Таковое бывает у пребывающих в Первопричине и у ожидающих рождения (существ).
(Первопричина ― Чистое Бытие: не быть этим или тем, а просто Быть.)
(20) Прочим (людям) способствуют вера, устремленность, удержание в памяти, постоянное наблюдение и проникновение вглубь (мудрость).
(21) Из них, имеющие искреннюю устремленность ― в непосредственной близости.
(22) Но и тогда существует различие в уровне этой устремленности (полное поглощение; как желание просветления; как к философии ума).
(23) ...Или же ― самоотдача Господу (Богу, каким он предстает в уме).
(Второй путь прыжка в Бытие.)
(24) Бог ― не затронутый действием Наблюдатель и Сущность разворачивающегося мiра.
(25) О мiре Он знает всё, поскольку Сам является Им.
(26) Вне времени, Он учил древних так же, как Учит сейчас.
(27) Его словесное выражение ― АУМ.
(28) Мычание "а-у-м..." создает колебания, необходимые для концентрации.
(29) И возникает видение собственной сущности, и устранение препятствий.
(32) Для устранения ― сосредоточение на одном предмете (отбросив все остальные).
(33) Для очищения сознания ― дружелюбие, сострадание, положительный настрой и безразличие к потере или находке, равнодушие к "счастью" и "горю" (хорошему и плохому, и т.д.).
(34) Либо ― слежение за дыханием (удержание дыхания удерживает мысль за ним).
(35) Либо ― опыт расширенного сознания (восприятие необыкновенных вещей) делает ум устойчивым к познанию необыкновенного мiра в целом.
(36) Либо ― свет Чистого Бытия (однажды уловленный, направляет сознание к себе).
(37) Либо ― сознание, окрашенное присутствием тех, кто свободен от желаний (Учитель).
(38) Либо ― опыт из сна или сна без сновидений. (Сон без сновидений ― неосознаваемое бездействие ума.)
(39) Либо ― наблюдение того, что приятно. (Все желания направлены к счастью, понимаемому правильно или неправильно. Счастье тела, ума не может быть удовлетворено. Отсюда ― переход от мнимого счастья к счастью.)
(40) Тогда ― доступен мельчайший предмет и до величайших (из мiра "грубых" вещей).
(41) Когда волнение ума прекращено, сосредоточение, достигаемое при этом, есть "окрашенность" сознания тем, на что оно опирается, (то есть) познающим, познаваемым или самим познанием как таковым, подобно тому, как хрусталь окрашивается в цвет различных предметов, служащих ему подставкой.
(42) Такое сосредоточение называется "с толкованием" и лишено полной ясности ввиду наложения друг на друга мыслей, слов и вещей.
(43) Называемое "без толкования" находится в настоящем (отсутствие памяти) и отражает точно самый предмет.
(44) Так же объясняется сосредоточение "с умо-зрением" и "без умо-зрения" в отношении "тонких" вещей.
(45) "Тонкие" (неосязаемые, но поддающиеся наблюдению) вещи ― из мiра сознания (мысли, образы, концепции, желания, страхи) и сами их качества, которые также могут быть предметом сосредоточения, и так до Первопричины (Чистое Бытие, в котором ни качеств, ни их отсутствия нет).
(46) Все они (четыре вида сосредоточения) ― сосредоточение "с корнем" (предметом).
(47) Сосредоточение "без толкования" дает спокойствие (остановку сознания).
(48) (Я ― дырка в бумаге; если ее расширить ― сознание; когда, оно колышется, дрочится, неспокойно ― это ум; всё, что мы видим, ― в уме.
Бумага ― сознание. (В перевернутом виде ― материя.)
За дыркой в бумаге ― Всё (Присутственность, Жизнь-Разум-Любовь)
Непередаваемо, как вкус-нового-фрукта.
Сказать можно только то, чего нет.)
Это мудрость, несущая Истину.
(49) Это совсем не та мудрость, которую можно услышать или рассказать, или вывести логически.
(50) Желание нежелания ничего, кроме этого, останавливает все другие желания.
(51) Постоянная устремленность (к мудрости), входя в привычку, становится бессознательной установкой; преодоление ее дает беспредметное сосредоточение; все виды деятельности ума на этом прекращены.
II. Средства joги
(1/52) (Просветление ― это нормальное состояние людей.
Только они об этом не подозревают...
А если подозреют...)
Устремленность, чтение (до поры до времени), вера в Бога ― jога в действии.
(2/53) Только для того, чтобы уметь сосредотачиваться (см. гл. I) и отвлекаться от "я".
(3/54) Отвлекаться от "я" ― преодолеть и преодолевать:
― собственное незнание (при знании о нем);
― "эгоизм" (не говорить "я", не смотреть в зеркало и т.д.);
― влечение (к женщинам и т.д.);
― враждебное отношение (к чему бы то ни было);
― тягу к жизни,
пять средств отвлечения от "я".
(4/55) Собственное незнание служит основой для всей остальной "грязи" (влечение, жадность, гнев) в готовом к развертыванию, ослабленном упражнением, прерванном другими влечениями и полностью развернутом виде.
(5/56) Собственное незнание (неведение) ― видение чистого, вечного, всегда счастливого, Я ― в нечистом, временном, несчастном "теле".
(6/57) "Эгоизм" ― тело, через которое видишь, принимается за самого Смотрящего.
(7/58) Влечение ― стремление к удовольствию.
(8/59) Враждебное отношение ― от страха причинения боли.
(9/60) Тяга к жизни ― от прошлых переживаний смерти.
(10/61) Отвлекаться от "я" ― сами мысли о них (пять перечисленных) ― погасают при удержании ума ровным.
(11/62) При установлении того, что они есть, они рассеиваются. (Как мнимое знание: "когда веревка узнана, змея изчезает".)
(12/63) Но: неисполненные желания, возникающие от неотвлечения от "я", ― заставляют родиться в том или ином мiре (где эти желания по очереди исполняются).
(13/64) Если есть зацепка за такое существование ― определены обстоятельства рождения, продолжительность жизни и "судьба". (Зацепка ― прошлые желания как причины, еще не давшие своих следствий. Судьба ― то, с чем сталкиваешься без приложения собственной воли в данном существовании.)
(14/65) В зависимости от качества желаемого, после рождения преобладает удовольствие или боль.
(15/66) Видеть во всем страдание ― из-за постоянных изменений, вечного беспокойства, невоплотившихся желаний, а также в силу противоречивости самой природы вещей (невозможность двум вещам одновременно занимать одно место, одной вещи ― принадлежать двоим, троим, и т.п.) ― мудрость.
(16/67) Еще не наступившее страдание ― то, что должно быть предотвращено.
(17/68) Причина страдания (желание удовольствий) ― в соединении наблюдаемого и Наблюдателя. (Созерцание предмета ― желание познакомиться с предметом ― желание обладания предметом ― (а) неисполнение желания: гнев, страдание; (б) исполнение желания: страх потерять предмет, страдание.)
(18/69) Природа (первичное свойство) вещей ― быть в покое, в действии и под воздействием (другой вещи на вещь) ― триединые струны ("узы"): Буйство, Лень и Спокойствие (Раж, Ясность и Тьма) ― по своей сути сцепление (пяти) элементов и (пяти) органов чувств (одинаковость разворота уз в "грубом" и "тонком" обеспечивает это сцепление) и служит накоплению опыта и освобождению.
Природа видимого света (пример зрения)
(19/70) "Грубое", "тонкое", качества "тонкого" и отсутствие качеств (в обратном порядке) ― степени закрутки (ступени упрочения) струн.
Строение вещества. Кварки
(20/71) Наблюдающий, полностью устранив "я", сам становится наблюдением и, наблюдая узы, сам свободен от них.
(21/72) Наблюдаемое только служит его цели.
(22/73) С достижением цели, наблюдаемое перестает существовать, но существует для не достигших, поскольку едино для всех.
(23/74) Связь Наблюдателя с наблюдаемым ― основа для познания уз и Наблюдателя как такового.
(24/75) Незнание Себя и порождает эту связь.
(25/76) Освобождение устраняет связь как мнимое знание и делает Наблюдателя абсолютно свободным.
(26/77) Средство освобождения ― постоянное и неукоснительное различение наблюдаемого и Наблюдающего. (Увидеть то что я вижу, как то, на что Я смотрю.)
(27/78) Такое различение ― семи видов.
(1. Понято то, что надо устранить.
2. Причины того, что надо устранить, уничтожены.
3. Уничтожение (остановка их действия) происходит непосредственно при сосредоточении.
4. Делать это следует непрерывно.
5. Ум выполнил свою задачу.
6. Природа вещей (вместе с умом) растворяется в Первопричине (Чистое Бытие).
7. Наблюдатель таков, каков он есть, незагрязнен и абсолютно свободен.)
(28/79) Устранение нечистоты средствами jоги приводит от простого знания к высшему различению.