|
|
||
"Все равно, - бесконечной надеждой согрет, Я вдали вижу город, которого нет..." Из песни Игоря Корнелюка "Город, которого нет" |
Краткий экскурс Следопыта в историю.
Ворота Серебряные возвели,
Они отражали набегов немало
Коварных соседей с булгарской земли".
Современный историк Сергей Вольфгангович Заграевский в своем исследовании "Историческая топография домонгольского Владимира" приводит ещё дюжину летописных источников, подтверждающих эту дату.
Естественно, во время непродолжительного миссионерского набега на "страну Залесскую" Владимир Креститель едва успел срубить деревянную избу с крестом наверху, обнести её частоколом, обрыть вокруг канавами, согнать аборигенов и подвергнуть их обряду крещения. После сих трудов праведных с чувством выполненного долга он воротился в стольный град Киев. В те времена на высоком берегу Клязьмы был торгово-ремесленный финно-угорский поселок, в котором обитало несколько сот жителей. В 990 году Владимир Креститель просто-напросто буквально застолбил эту землю.
Пассионарность (от фран. passioner - увлекаться, разжигать страсть) - избыток некой 'биохимической энергии' живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради высоких целей. Пассионарность - это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво. Деятельность эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса.
Никоновская летопись, сообщая о расширении оборонительного пояса Владимира, подчеркивает, что князь 'град Владимер заложи велик зело попремногу болши первого (Мономахова среднего города)'. В Ипатьевской летописи указываются и крайние точки выросшего города: 'Князь же Андрей бе город Володимер силну устроил, к нему же ворота златая доспе, а другая серебром учини'.
Летописные источники говорят о том, что матерью святого князя была дочь половецкого хана Аепы Осеневича. В представлениях советских антропологов, половцы - монголоиды. Однако данные современной науки свидетельствуют, что половцы - люди со светлыми волосами и голубыми глазами. Вероятно, те вольности, которые допускал Михаил Герасимов в скульптурном облике Боголюбского, - результат ошибочного представления советских ученых о половцах.
Реконструкция портрета Андрея Боголюбского
Михаилом Герасимовым...........Виктором Звягиным
Много чудес и легенд связано с Золотыми воротами Владимира. Много копий поломано и много диссертаций защищено на тему о возникновении их названия.
Ведь Золотые ворота были и в Иерусалиме, и в Константинополе(320 год), и в Киеве(1037 год).
P.S. Любопытную теорию изложил генерал Валентин Мошков, действительный член Русского географического общества, в 1907 - 1910 годах в Варшаве в двухтомном фундаментальном исследовании 'Новая теория происхождения человека и его вырождения, составленная по данным зоологии, геологии, археологии, антропологии, этнографии, истории и статистики' (Т. 1. Происхождение человека. - Варшава. 1907; Т. 2. Механика вырождений. 1912 год - начало 'железного века'. - Варшава, 1910).
- Ежели по теории царского генерала выходит, что прошлые "золотые века" приходились на период татаро-монгольского нашествия и польско-литовской интервенции,
- подытожил Следопыт, - то от наступившего нынешнего "золотого века" не стоит ожидать никаких радужных перспектив.
От Серебряных ворот начинался путь в княжескую резиденцию Андрея Боголюбского, а далее - в Серебряную Булгарию.
Самые древние - Иерусалимские. Их названия, вероятно, восходят к библейским пророчествам, в частности в
"Книге пророка Даниила", где упоминаются царства: Золотое, Серебряное, Медное и Железное.
Он воспользовался преданиями о четырех веках истории, найденных у греков, индусов и древних евреев.
Так, I век, называвшийся у греков золотым, в Индии именовали веком совершенства. По индусскому преданию, 'человек в этом веке добродетелен, счастлив и долго живет'. II век у греков назывался серебряным, а по индусскому преданию, 'жизнь в этом веке укоротилась, появились пороки и несчастья'. III век у греков называется бронзовым, потому что 'поколение страшное' совершает горе и насилие. И IV век у греков назывался железным, а у индусов - веком греха. Это плачевный период. Выродилась мораль, сократилась продолжительность жизни, нигде нет правды.
По теории генерала, все государства и все общества, от самых больших до самых малых, совершают 'непрерывный ряд оборотов', которые он назвал 'историческими циклами'. Каждый цикл без исключения у всех народов длится ровно 400 лет. 'Получается такое впечатление, - пишет Мошков, - что через каждые 400 лет своей истории народ возвращается к тому же, с чего начал. Цикл - это год истории'.
Четыре века цикла генерал Мошков, следуя древнееврейским, древнегреческим и другим традициям, называет соответственно золотым, серебряным, медным и железным. Каждый цикл делится на две равные половины - по 200 лет каждая: первая - восходящая, вторая - нисходящая.
Однако вернёмся к нашим воротам.
Деревянный прообраз Золотых ворот был ещё в Мономаховом городе. Белокаменным Золотым воротам Владимира удалось сохраниться до нашего времени, а вот Серебряные "ищут давно и не могут найти" неугомонные археологи.
- И вообще, откуда взялось название Серебряных ворот? - озадачился Следопыт. - Возможно, это были Мономаховы ворота, которые Андрей Боголюбский
"серебром учини".
По устоявшемуся мнению Серебряные ворота были построены по образу и подобию Золотых, возможно уменьшенная копия. Глава надвратной башни и воротные полотнища, вероятно, были окованы оловянными или свинцовыми листами с украшениями. Однако серебро в те времена было привозным, вероятнее всего из Византии и Средней Европы, и вряд ли им декорировали ворота.
Его в основном использовали в качестве платёжного средства. Первая монета, отчеканенная на Руси, называлась
серебряником.
- Курица - не птица, Болгария - не заграница, - вспомнилась Следопыту давнишняя пословица.
- Что же это за страна такая - Серебряная Булгария?
Во второй половине VII века н. э.
а) чёрные булгары под предводительством Батбаяна (первого сына Кубрата) подчинились хазарам;
б) серебряные (белые) булгары (часть племени кутригуров) под предводительством Котрага (второго сына Кубрата) переселяются на Среднюю Волгу, где образуют зависимое от хазар государство Серебряная (Белая, Волжская) Булгария со столицей Биляр;
в) часть булгар под предводительством Аспаруха (третий сын Кубрата) ушла на Дунай, где основала независимое от хазар Первое Болгарское ханство со столицей Плиска.
Ни в одной из вышеупомянутых столиц, где были Золотые ворота, не найдено Серебряных. А где-то ведь должны быть!
Следопыт расширил свой поиск и вот:
Сплит - гордость Хорватии, обворожительное место, разделяющее на две части дивную Далмацию и второй по размерам город в стране расположен на полуострове. Курорт окружен чудной красоты горами и живописными парками.
Достойны внимания и Золотые, Железные, Серебряные, а также Бронзовые врата "сработанные ещё рабами Рима" при легендарном римском императоре
Диоклетиане, у которого здесь на побережье Адриатики был восхитительной красоты дворец, выполнявший роль летней резиденции.
Серебряные врата в Сплите.
- Стало быть, это давняя традиция, давать вратам "металлические названия". Об этом знал и Владимир Мономах и Андрей Боголюбский.
- А где же тогда в древнем Владимире Железные и Бронзовые врата? - призадумался Следопыт. - Ну, ладно, Медные сойдут за Бронзовые,
а Иринины врата - за Железные (IRON ведь по-английски ЖЕЛЕЗО).
Иринины врата во Владимире. (Реконструкция)
Долгое время считалось, что Серебряные ворота находились перед рекой Лыбедь на юго-восточном выезде из города. Но раскопки эту версию не подтвердили, там, где проходит современная Большая Нижегородская улица, их не оказалось.
Когда открывался монумент, то на площади Фрунзе собрался буквально весь город. Такого столпотворения, вероятно, не было со времён досрочной сдачи в эксплуатацию Золотых ворот. Даже массовка, на которой были в основном студенты юридического института и школьники, организованная недалеко отсюда по поводу открытия памятника выдающемуся гимнасту Николаю Андрианову, не могла идти ни в какое сравнение.
Памятник
Михаилу Васильевичу Фрунзе
на площади его имени, был открыт 12 июля 1974 года.
Вот здесь, у северо-восточного угла Рождественского монастыря:
Когда исчезли Серебряные ворота?
"Чертёж" Владимира 1715 г.
Вполне очевидно, что Серебряные ворота и другие укрепления в восточной части города не пережили этих катаклизмов.
Фридрих Барбаросса присылает Андрею Боголюбскому архитекторов, которые строят во Владимире
Золотые и Серебряные ворота. Летописец о деятельности благочестивого князя Андрея в те годы 1152 - 1155 писал:
"Изукраси землю залесскую храмами божьими, монастырями спасеными, городами крепкими, палатами белокаменными".
Письменные источники свидетельствуют о том, что белый камень привозили из булгарской земли. Один из первых исследователей владимиро-суздальского зодчества С.Строганов пишет: 'В 1158 году был заложен во Владимире каменный собор во имя Успения пресвятой Богородицы весь из белого камня, привезенного водою из Болгарии'. Тут же он делает ссылку на рукописное житие Андрея Боголюбского, где говорится о том, что храм Покрова на Нерли был сложен из этого же камня. Сооружая храм на месте впадения реки Нерли в Клязьму, Андрей Боголюбский создавал торговый и военный порт, откуда княжеские дружины шли в походы на волжских булгар.
На протяжении более тысячи лет менялись улицы древнего города, и ныне их эволюция продолжается. Не один десяток лет назревала необходимость Лыбедьской магистрали. И вот над полноводной некогда Лыбедью пролегло современное шоссе. Однако многие его транспортные развязки представляют настоящие загадки для водителей, а ту, что на площади Фрунзе, иначе, чем вредительством, не назовёшь.
Этот дорожно-транспортный аппендикс, ежечасно порождающий проклятия водителей и пешеходов совсем не так уж безобиден. Посмотрите статистику аварий на этом участке. И нет здесь никакой мистики, никакого гиблого места. Это место свято - здесь встречали полки Андрея Боголюбского из победных походов на коварных волжских булгар.
"приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему", - вещает Евангелие от Матфея (3:3). Но до сих пор эти слова остаются гласом вопиющего в пустыне.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"