Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Справедливость с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автором анализируются работы, посвящённые идеи справедливости. При анализе различных взглядов на социальную справедливость отмечено, что она является не определяющей в духовно-нравственном и физическом здоровье человека и общества. Справедливость рассмотрена с точки зрения новых прав человека. Исходные данные статьи: Ивентьев С.И. Справедливость с точки зрения четвѐртого и пятого поколений прав человека//Социальная справедливость - основа общественного здоровья / Материалы научно-практической конференции 13 марта 2018 г. - СПб.: Культурно-просветительское товарищество, 2018. - С.271-282. ISBN 978-5-6040216-1-3


СПРАВЕДЛИВОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕТВЁРТОГО И ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

С.И.Ивентьев

   Аннотация: Автором анализируются работы, посвящённые идеи справедливости. При анализе различных взглядов на социальную справедливость отмечено, что она является не определяющей в духовно-нравственном и физическом здоровье человека и общества. Справедливость рассмотрена с точки зрения новых прав человека.
   Ключевые слова: Человек, душа и дух человека, общество, справедливость, здоровье, факторы, права человека.
  

JUSTICE FROM THE POINT OF VIEW OF THE FOURTH AND FIFTH GENERATIONS OF HUMAN RIGHTS

  

S. I. Ivеntev

   Annotation: An author is analyse works, devoted ideas of justice. At the analysis of different looks it is marked to the social justice, that she is not qualificatory in the spiritually-moral and physical health of man and society. A justice is considered from the point of view of new human rights.
   Keywords: Man, soul and spirit of man, society, justice, health, factors, human rights.
  
   Предметом рассмотрения конференции выступает актуальная тема, посвященная социальной справедливости, которая, по мнению Независимого исследовательского центра, г.Самара, и других авторов, выступает основой общественного здоровья, что было освещено в сборнике "Справедливое общество - основа общественного здоровья" (ред.В.Н.Аргунова, сост.А.Е. Антипова, С.В.Бояринцева, А.А.Лушавина, У.В.Куприна и А.Н.Нурутдинова) [1].
   Составители данного сборника представили научной общественности на рассмотрение статьи, в которых исследуются очень важные для человечества вопросы, касающиеся духовно-нравственных ценностей, которые напрямую взаимосвязаны со здоровьем человека и общества.
   Предметом изучения выступили такие духовные и нравственные категории, как "любовь", "доброта", "милосердие", "справедливость", "достоинство", "честь", "толерантность", "человечность", "порядочность", "творчество", "мораль", "нравственность" и другие, которые, как указывают авторы статей, влияют на духовно-нравственное и физическое здоровье личности [4].
   В оборот были введены следующие новые понятия: "здоровьесозидающее образование", "здоровьетворчество" (И.А.Синицина) [1, с.99-110], "духовно-игровая цивилизация" (П.И.Смирнов) [1, с.127], "нравственное государство" (И.Н.Тяпин) [1, с.130] и "духовно-демографическая детерминация" (В.Н.Аргунова, С.В.Бояринцева) [1, с.144-152].
   Авторы сборника привели различные определения понятию "здоровье", но в основном энциклопедические формулировки. По нашему мнению, здоровье человека - это состояние организма человека, в котором сбалансированы духовно-нравственные и материальные потребности души, духа и тела человека. Авторы работ исследовали тему здоровья только с точки зрения его энциклопедических определений без учёта вышеприведённого нами понимания этого термина [4].
   Т.З.Адамьянц в своей статье "Интенциональные нюансы идеи справедливости в современном социокультурном пространстве" точно приводит классификацию справедливости (социальная, гражданская, политическая, высшая, божественной и т.д.) [1, с.6-12]. При этом автор подробно не раскрывает сущность всех указанных вариантов справедливости.
   Выделяют также духовную и нравственную справедливость [14, с. 63-64].
   В статье "Трансформация социальной справедливости в России: от советского периода к современному" В.Н.Аргунова отметила о трансформации социальной справедливости, произошедшей в нашей стране в различные исторические периоды [3, с.13-16]. Ею был сделан вывод о том, что при социальной справедливости, связанной с экономикой, то есть справедливым распределением материальных благ в обществе, наступает социальная стабильность. Аналогичные выводы прослеживаются в статье "Солидарность и труд - жизненная матрица русского народа" В.В.Воронова [1, с.24-32].
   В.Н.Аргунова, В.В.Воронов и Т.З.Адамьянц рассматривают справедливость только в социологическом аспекте. К большому сожалению, в их статьях отсутствует междисциплинарный подход.
   Справедливость имеет различные характеристики в зависимости от конкретных видов социальных норм (регуляторов), благодаря которым регулируются общественные отношения.
   К социальным нормам относят следующие группы: неправовые обычаи, традиции, ритуалы, корпоративные нормы, религиозные нормы, мораль (нравственность) и нормы права [5, с.112; 6, с.197].
   Так, например, Г.Ю.Канарш указывает следующее: "Справедливость - центральное понятие (категория) социальной этики. Традиционно выделяют три вида справедливости - дистрибутивную (распределяющую), коммутативную (обменивающую) и ретрибутивную (воздающую). Это базовое разделение восходит к Аристотелю, но в целом остается основополагающим и для современной социальной этики. Различают также общую и частную справедливость, понимая под первой моральный смысл общественного устройства, а под второй - общественную добродетель, реализуемую в конкретной области социального взаимодействия (напр., справедливое распределение экономических ресурсов). Важнейшей характеристикой справедливости является её глубинная связь с понятием равенства. Эта связь, в конечном счете, обусловлена направленностью справедливости на защиту интересов конкретной личности и прослеживается равным образом во всех социально-этических концепциях независимо от того, являются они эгалитарными или неэгалитарными" [2, с.251-253].
   Согласно преамбуле Конституции Российской Федерации, наши предки передали нам такие ценности, как Любовь, которая является основной ценностью пятого поколения прав человека, и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
   Принцип социально-правовой справедливости используется при осуществлении правосудия при назначении гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
   В статье "Дискурсы справедливости и правосудия в текстах эссе старшеклассников" С.В.Гончарова и Н.В.Осмачко констатируют, что школьники считают, что социальная справедливость в государстве обеспечивается правосудием [1, с.33-39]. Н.Н.Вопленко указывает, что "юридическая справедливость есть бытие и основные формы проявления справедливости в сфере права. Это формализация нравственных, политических, экономических и прочих представлений о справедливом в области правовой действительности. Следует оговориться, что понятия "правовой" и "юридической" справедливости употребляются чаще всего в качестве однопорядковых и тождественных, что в принципе соответствует их смыслу. Однако в строгом научном употреблении между ними можно усмотреть и некоторое различие. Так, понятие правовой справедливости может связываться с естественно-правовыми и либертарно-юридическими представлениями о "вечной и разумной" природе идеи справедливости, существующей до и помимо ее воплощения в юридической практике, как абсолютно совершенного и неисчерпаемого резерва истинно человеческих мнений о справедливом" [3, с.7]. Вышеуказанный автор выделяет следующие основные виды юридической справедливости: регулятивную (дистрибутивную), правоохранительную (воздающую), компенсационную и процедурную [3, с.7-17].
   Нравственная справедливость в своей основе содержит нормы морали (нравственности). В свою очередь, духовная справедливость зиждется на религии (религиозных нормах). Справедливость, как указывает В.В.Комаров, наряду с честью, долгом, достоинством, является одним из компонентов совести [20, с.163], которые выступают категориями свободы совести и вероисповедания или четвёртого поколения прав человека.
   Критерием духовной и нравственной справедливости всегда выступает душа человека.
   Большинство авторов сборника [1] обращают внимание читателей на то, что именно социальная справедливость положительно сказывается на здоровье личности и общества. Данный вывод считать безапелляционным не следует по нижеуказанным причинам [4].
   К основным факторам, влияющим на здоровье человека, относят следующие: 1) духовно-нравственные факторы - духовность, вера, мораль (этика), религия, духовная музыка, молитва, духовная информация, четвёртое и пятое поколение прав человека [7, с.19]; 2) биологические факторы - пол, возраст, конституция, генетика и наследственность; 3) природные (экологические) факторы - качество окружающей среды, климатические, гелиогеофизические показатели, антропогенное загрязнение и пр.; 4) социальные (социально-экономические) факторы - образ жизни (питание, физические нагрузки, распорядок сна, режим труда и отдыха, жилищно-бытовые условия), законодательство, политика, здравоохранение, миграционные процессы, система образования и культуры, спорт, первое-третье поколение прав человека и т.д.; 5) информационный фактор - знания, информация, СМИ, Интернет, реклама и т.д.
   В конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав человека - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [7, с.5-6].
   К четвёртому поколению прав человека относят следующие права: право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на духовное и морально-этическое творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право человека на духовную и моральную истину, право на благоприятную окружающую среду и другие права, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека.
   В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [7, с.123-135].
   К пятому поколению прав человека относят: право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, материей, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и сотрудничество с Богом, право на совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие, право человека на Абсолютную истину, право души на переселение, право на бесстрашное и доверительное общение с Богом и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
   Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.
   Четвёртое и пятое поколения прав человека - это права духа и души человека [11, с.183-185].
   Душа - Божественная и духовно-нравственная ценность, которая относится к нематериальным благам [12, с.6-16].
   Права четвёртого и пятого поколений прав человека были закреплены в Декларации Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010 г. [13, с.60-65].
   Вышеперечисленные факторы влияют не только на физическое, но и на духовное, нравственное здоровье человека [8, с.71-72; 9, с.145-150].
   Западная и российская наука значимое место в формировании здоровья отводит социальным факторам, улучшение которых напрямую повышает уровень общественного здоровья. Такое отношение к социальным факторам связано с тем, что современная западная цивилизация, на которую равняется наша наука, базируется на материалистических ценностях, которые составляют основу первого-третьего поколения прав человека. Первое-третье поколение прав человека является "изобретением" Запада и США в ходе буржуазных революций (конец XVIII-XX вв.), а не России [8, с.71-72].
   Следует признать, что социальная справедливость не всегда влияет на нравы человека и ведёт его к духовно-нравственному совершенству.
   Так или иначе, социальная справедливость выводит нас на понятие "социальное здоровье населения", которое, по мнению О.В.Лисиной, напрямую зависит от социального благополучия человека [15, с.65-66].
   Из вышеизложенного следует, что социальная справедливость является не определяющей в духовно-нравственном и физическом здоровье человека и общества.
   В.Л.Марищук, Л.В.Марищук, А.М.Стасевич, И.Н.Тяпин и Е.А.Тинякова в работах "К вопросу о психологической трактовке понятия мировоззрение", "Идеология и политика образования в России в XXI в.", "Настроение как фактор духовного здоровья в русской народной традиционной культуре" соответственно правомерно указывают, что духовные и нравственные ценности формируются благодаря семье, системе образования [1, с.80-87,130-143], народному фольклору соответственно [1, с.202-206]. П.И.Смирнов в статье "Здоровое общество как ориентир развития России" выделяет следующие виды общественного здоровья: природное (биологическое), социально-психологическое, информационное, экономическое, правое, нравственное [1, с.111-129]. Верно определяет приоритеты, во главу ставя нравственное здоровье, указывая, что оно связано с истинностью или ложностью ценностей общества [1, с.126]. К данным выводам пришёл не один этот автор.
   В статье И.В.Шараурова "Влияние лжи на здоровье человека: последствия девиантного образа жизни" на практических примерах подтверждается влияние лжи на здоровье человека [1, с. 207-214].
   П.И.Смирнов предлагает в международном праве закрепить высшую ценность человечества - мыслящий дух (разумная жизнь, носителем которой является человечество) [1, с.127], как интеллектуальное образование, а не духовно-нравственную составляющую человека (душу и дух человека), что уже не ставит в приоритетном положение общественное нравственное здоровье. На уровне российского государства он выделяет две высшие ценности: нация (народ) и гражданин (человек) [1, с.127], то есть автор придерживается мировоззрения антропоцентризма (от греч. ???????? - человек и лат. centrum - центр).
   Согласно четвёртому и пятому поколениям прав человека, в иерархии общечеловеческих ценностей главенствующее место отводится Любви (Богу), Божественной энергии и информации. Далее следуют такие ценности, как человек и его жизнь, Духовный и материальный миры [10, с.373-377].
   Антиподом здоровья выступают болезнь, депрессивные состояния и девиантное поведение человека, что было подтверждено научной общественностью в следующих работах: "Настроение как фактор духовного здоровья в русской народной традиционной культуре" Е.А.Тиняковой [1, с.202-206], "Социально-культурная перспектива здоровья и болезни К.Попельского [1, с.183-190], "Синдром депрессии в России и других европейских странах" И.А.Зеленева [1, с.215-218], "Психосоматика в контексте развития интегративной медицины" В.Н.Краснова и Н.Р.Палеева [1, с.215-218], "Способы саморегуляции в системе народных средств психотерапевтического воздействия" Н.А.Нагорновой и В.М.Приваловой [1, с.219-229], "Конфликтное общество, стрессы и человек" и "Образ человека будущего и пути его реализации в современной жизни" С.М.Пеуновой [1, с.244-256,257-267], "Психологическая поддержка педагогов в условиях реализации ФГОС" А.Н.Хохловой [1, с.268-276] и "Диссонанс базовых мотивов как регулятор общественного здоровья (методические аспекты анализа групповых мотивационных матриц)" И.Ю.Худоногова [1, с.277-287].
   Болезнь - дисбаланс в духовно-нравственном и физическом состоянии человека или отсутствие гармонии тела с душой человека.
   Религия и эзотерика объясняют первопричину заболевания человека, обращаясь к духовной сущности человека, при этом используя духовные инструменты для излечения души и тела (соблюдение заповедей Бога, молитва, пост, покаяние, медитация, экзорцизм, йога, балансировка энергий и пр.). В религии болезнь - это наказание человеку за грехи. Существует верное мнение, что через болезнь человек общается с Богом. В эзотерике считается, что все болезни человека возникают по причине плохих черт характера и неправильного мировоззрения, нарушения на тонком плане, многие болезни имеют кармический характер (метафизическая причина) [16, с.107-111].
   Например, В.Н.Мегре о причинах человеческих болезней указал следующее: "Физические болезни в человеке появляются не только вследствие его самоустранения от окружающей природы, не только вследствие тёмных чувств, которые он допускает в себе. Они - болезни - могут быть и механизмом предостережения или даже спасением от больших мук. Болезни - это один из механизмов, способов общения великого интеллекта - Бога с человеком. Боль человека - это и его боль... Помощь должна быть, прежде всего, в осознании первопричины заболевания. Необходимо помочь осознать, что хочет сказать ему великий интеллект - Бог. Но это очень трудно. Можно ошибиться. Ведь боль - конфиденциальный разговор двоих, знающих друг о друге. Вмешательство третьего часто вредит человеку, а не помогает... Есть несколько главных причин болезней человеческой плоти: это пагубные чувства, эмоции, искусственный режим приёма пищи и её состав, отсутствие ближней и дальней цели, лжепредставления сути своей и предназначения. Противостоять болезням плоти с успехом могут положительные эмоции, многие растения. Переосмысливания сути своей и предназначения. Ещё лучом любви можно вылечить многие болезни ближнего своего и даже жизнь продлить, создав вокруг него пространство любви. Но и сам человек, сумевший вызвать в себе положительные эмоции, может с их помощью заглушить боль, излечить плоть от заболевания, даже ядам противостоять" [17,с.25-27].
   Как нами указывалось, главной причиной девиантного поведения человека являются неправильное определение государством общечеловеческих ценностей, нарушение четвёртого и пятого поколений прав человека и гражданина, что было вызвано в России отделением религии от государства [18, с. 159-163].
   Ю.В.Милова в публикованной статье "Некоторые экзистенциальные аспекты личностного здоровья" к экзистенциальным аспектам личностного здоровья относит истинные потребности и смысл жизни [1, с.174-182].
   Л.Сухоцкая в своей работе "Ответственность за здоровье у молодёжи" верно указала о необходимости быть ответственным к своему здоровью [1, с.196-201].
   М.Ю.Сурмач в статье "Потребность в детях как индикатор духовного здоровья общества" обратил внимание общественности на то, что рождение детей выступает показателем уровня духовного здоровья общества [1, с.191-195]. При этом данный автор свой вывод теоретически слабо обосновал.
   Через рождение детей человек реализует своё право на Любовь и рождение в Любви, право на создание пространства Любви (пятое поколение прав человека) [7, с.163,183].
   Любовь - это главная и абсолютная Божественная, Вселенская и общечеловеческая ценность [7, с.183].
   Любовь - это показатель духовности.
   Следует отметить, что, к большому сожалению, в сборнике [1] мало работ, посвящённых душе человека [4]. Так, И.А.Синицина в статье "Теоретико-методологические основы здоровьесозидающего образования в рамках современной позднеклассической культуры" указывает о созидании как о творческом акте, включает в него сознательную деятельность души [1, с.99-101]. При этом, к большому сожалению, не указан механизм данной деятельности души.
   Очевидно, что в работах, в которых непосредственно рассматривалась справедливость, данное понятие никогда не исследовалось с точки зрения истины, а также с позиции души и духа человека [19, с.106].
   За период существования человеческой цивилизации под истиной понимали слово, священные знания, справедливость и пр. [19, с.19].
   Категория справедливость является составляющей свободы совести и вероисповедания (четвёртого поколения прав человека).
   Четвёртое и пятое поколения прав человека закрепили право человека на Абсолютную Истину (Божественную Истину), духовную и моральную Истину. Если отождествлять Истину со справедливостью, то человек также имеет право на Божественную и духовно-нравственную справедливость.
   Социальная справедливость связана с социальными правами человека и гражданина, т.к. первая выступает мерилом верной реализации последних.
   В настоящей статье мы фактически очертили круг вопросов, которые также подлежат тщательному изучению научной общественностью.
   Выражаем огромную благодарность составителям сборника "Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей" [1] и авторам статей, включенных в данный сборник, а также участникам проводимой конференции "Социальная справедливость - основа общественного здоровья" за рассмотрение архиважных для человечества вопросов общественного бытия.
  

Литература

   1.Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова; сост: А.Е. Антипова, С.В. Бояринцева, А.А. Лушавина, У.В. Куприна, А.Н.Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - 292 с.
   2.Канарш Г.Ю.Справедливость//Знание. Понимание. Умение. - 2008. - N 3. - С.251-253.
   3.Вопленко Н.Н.Понятие и виды юридической справедливости//Вестник Волгогр.гос.ун-та. Серия 5, Юриспруденция. - 2011. - N 2 (15). - С.7-17.
   4.Ивентьев С.И.Рецензия на некоторые статьи, посвящённые влиянию духовно-нравственных и социальных факторов на здоровье личности и общества. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://samlib.ru/i/iwentxew_s_i/spraved.shtml
   5.Лазарев В.В. Общая теория прав и государства. - М.: Юристъ, 1996. - 472 с.
   6.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. - 384 с.
   7.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357 с.
   8.Ивентьев С.И.Духовно-нравственный фактор как основа здоровья человека//Ф?Н-НАУКА. - 2011. - N 1. - С.71-72.
   9.Ивентьев С.И., Чучканов А.Г.Главные факторы здорового образа жизни человека//Город и здоровье: аспекты взаимодействия. Сборник научных статей / под ред. В.В. Афанасьевой, Е.В. Листвиной. - Саратов: Саратовский источник, 2012. - С.145-150.
   10.Ивентьев С.И.Общечеловеческие ценности: четвёртое и пятое поколение прав человека//Система ценностей современного общества. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. - С.373-377.
   11.Гузенко С.С.Что такое права души человека?//Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ.конф. (26 мая 2017  г., г. Нижний Тагил) в 2 т. Т. 2/ Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина", Нижнетагил. технол.ин-т (фил.). - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - С.183-185.
   12.Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека// Культура. Духовность. Общество. Современность: сборник материалов I Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. - С.6-16.
   13.Ивентьев С.И. Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека как источник права//Збiрка наукових праць. Часть 1. - Киев: НАИРН, 2010. - С.60-65.
   14.Ивентьев С.И.Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Справедливость//Инновационное развитие современной России: ориентиры и перспективы, всероссийская научно-практическая конференция февраль-март 2010 [материалы]. - Волгоград, М.: Глобус, 2010. - С.63-64.
   15.Лисина О.В.Социальное здоровье как показатель качественного потенциала населения России//Инновационное развитие современной России: ориентиры и перспективы, всероссийская научно-практическая конференция февраль-март 2010 [материалы]. - Волгоград, М.: Глобус, 2010. - С.65-66.
   16.Ивентьев С.И.Диагностика заболеваний с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека//Система ценностей современного общества: сборник материалов ХХХIII Международной научно-практической конференции/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - С.107-111.
   17.Мегре В.Н.Звенящие кедры России. Книга вторая. - М.: Московская типография N11, 1998. - 224 с.
   18. Ивентьев С.И.Девиантное поведение с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека//Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: ООО "агентство "СИБПРИНТ", 2012. - С.159-163.
   19.Ивентьев С.И.Истина. - Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ". - 384 с.
   20.Комаров В.В.Совесть как фактор нравственной саморегуляции личности: дисс...канд.психол.наук. - Тамбов, 2003. - 154 с.
  
  
   Исходные данные статьи:
   Ивентьев С.И. Справедливость с точки зрения четв?ртого и пятого поколений прав человека//Социальная справедливость - основа общественного здоровья / Материалы научно-практической конференции 13 марта 2018 г. - СПб.: Культурно-просветительское товарищество, 2018. - С.271-282.
   ISBN 978-5-6040216-1-3
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"