Предгорье: другие произведения.

Анатолий Будак

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 23, последний от 14/02/2003.
  • © Copyright Предгорье (denc@aaanet.ru)
  • Обновлено: 26/05/2003. 15k. Статистика.
  • Интервью: Литобзор



  • Стартовая страница / Интервью

    Анатолий Будак

  • Добавлено: сентябрь 2001 г.
  • Перейти в раздел автора
  • Поместить в избранное
  • Обсудить
  • Здравствуйте Анатолий.
    Здравствуйте.

    Прежде всего, расскажите не много о себе.
    23 года, неженат, образование высшее, не служил, имею нескольких специальностей, основная - биология. Да, ещё я педагог. :) Работаю в НИИ. Вроде бы, больше ничего интересного не вспомнил. Ах, да, одно время был стипендиатом фонда Сороса.
    Люблю музыку, как всякий человек без голоса и слуха очень люблю петь и музицировать. Рисую (карандашом и "мышью" в Paint'e). Руковожу клубом фантастического фехтования "Ильдера" в Киеве. По совместительству - мастер ролевых игр. Пожалуй, вкратце - всё.

    Как давно вы пишите, и что побудило вас начать писать?
    Первый рассказ я написал на первом курсе ВУЗа. Со злости. Одна девушка сказала, что есть человек, который умеет рассказывать сказки наоборот. С подтекстом, что, мол, я этого не умею. В результате я написал повесть "Песня Древней Ночи" - сказка про Царевну Лягушку, рассказанная наоборот, с точки зрения независимого наблюдателя. Раскрыл массу незаметных деталей того мира - кто такая на самом деле Баба Яга, например, и почему Василиса была лягушкой и сидела в болоте, да к тому же не сказала Ивану-Царевичу правды о себе.
    Вышло неплохо, но тогда я не оформлял это как текст - я запоминал суть, чтобы пересказать. А потом (через несколько лет) я увидел шикарный сон, который записал в небольшой литературной обработке. Он и сейчас висит на моей странице - это "Забытая Дверь". Самый старый из записанного. Фактически, более-менее серьёзно пишу я недавно - меньше года. До того я, в основном, лишь выдумывал, чтобы поведать ту или иную историю кому-нибудь.

    Считаете ли вы себя писателем?
    К несчастью, я им ещё не стал. Хотелось бы, но это, скорее всего, не удастся. Побудительным мотивом является желание делиться своим бредом с окружающими, вызывая их восхищение :) К тому же, финансовое неблагополучие - приходится выжимать из себя всё, что можно. Можешь писать - пиши. Авось, когда-нибудь будет доход и от этой деятельности. Это два основных фактора.

    Какое место в вашей писательской деятельности вы уделяете фантастике?
    Как ни парадоксально, очень небольшое. Фантастику стараюсь использовать, как обрамление необычных судеб и характеров. При помощи инструментов жанра можно подчеркнуть те или иные обстоятельства, более того, создать ситуации, которые были бы невозможны в реальной жизни. Как поведёт себя человек тогда? Каким он будет? Думаю, таким же, как сейчас. Но в фантастическом произведении это можно подчеркнуть!

    Чем она является для вас?
    Собственно говоря, не могу ответить ничего конкретно. Я не выделяю фантастику из остальной литературы.

    Согласны ли вы с мнением о том, что настоящая научная фантастика сейчас умирает?
    Согласен. Быть может, даже умерла. Ведь научная фантастика, своего рода научное предвидение, смелая гипотеза, сейчас не имела бы ровно никакого смысла. Слишком далеко ушла наука от понимания её большинством людей. Да что там большинством - физик-ядерщик не поймёт физика смежной специальности без длительной подготовки. Любая научно-фантастическая идея для понимания её фантастичности сейчас потребует огромных знаний в данной области. Многим людям, к примеру, очень сложно отличить научные данные от "околонаучного" бреда. Сама наука с точки зрения большинства потенциальных читателей стала фантастикой, если на то пошло. Да и весьма показателен тот факт, что всё больше фантастику называют ФАНТАСТИКОЙ, а не НАУЧНОЙ фантастикой.

    Где вы берете свои идеи, это как-нибудь связано с вашей профессией?
    С профессией - совершенно не связано. Некоторые детали я действительно беру из специальных знаний (как это было в "Белых Амулетах"), но, в последнее время я отказался от этого. Большинство удачных, с моей точки зрения, произведений, являются записанными снами, хотя Эразм Роттердамский и высмеивал такой подход. Откуда берётся идея сна - для меня самого загадка. Пожалуй, я выступаю лишь в роли цензора. Вообще, от меня чертовски несёт графоманом :)

    Если это не секрет, то несколько слов о том, как вы пишите, какой системы придерживаетесь?
    Методика "запоя". Пока я под впечатлением от увиденного, я стараюсь поскорее записать. На это уходит день - два (вернее, вечер - два). Всё отменил, отгородился от мира и стучу по клавиатуре. А месяцы и годы идут на литературную обработку идеи. Иногда пишу так называемые целевые произведения. Примером тому служит "Кхалид и Джайэра". Если я не могу изменить мир, то хотя бы ткну пальцем в его язвы. Но это - скорее исключение, чем правило, и такие рассказы я не публикую. :/)

    Многие из ваших рассказов написаны в достаточно темных тонах, носят некий оттенок пессимизма - чем это вызвано?
    Это действительно так. Тут даже не оттенок, а сплошной пессимизм. На то есть ряд причин. С одной стороны, чужая радость не тронет так, как чужое горе. Для того чтобы оптимистичное произведение имело успех, его должен написать Мастер, а я пока им не являюсь. Чёрные тона удаются легче - ничего не приходится выдумывать, всем это близко. С другой стороны, плохой конец запоминается. Одним он покажется реалистичным, другим - напомнит о похожем случае. Ну, а самой важной причиной я считаю желание вызвать протест. "Почему, почему всё ТАК плохо!" - отсюда у читателя возникнет желание не допустить такого в жизни.
    А вообще-то я романтик чистейшей воды. Верю в хороший конец и в чудо. Не для себя, но для других.:-0

    В своих работах вы предпочитаете какой-нибудь определенный стиль, школа Ефремова, американская фантастика или же предпочитаете идти своим путем? Если последнее, то как вы его выбираете?
    Ой... Название "школа Ефремова" мне ни о чём не говорит. Однозначно, наша фантастика мне ближе американской, за исключением некоторых произведений Бредбери, кроме тех, что устарели (о холодной или ядерной войне, например). А что же касается своего пути - несомненно, любой автор старается идти своим путём. Как говорит Хокан, "Кому нужен второй Лукьяненко? Нужен первый Иванов!"
    Выбор пути пришёл далеко не сразу. Сперва было подражание (как же без этого), потом - осознание того, что для выработки собственного стиля нужно быть самим собой. И поменьше читать чужого. Пусть уж лучше кто-то до меня такое напишет, чем я подсознательно кого-то скопирую. Забавно, например, то, что отвечая на Ваши вопросы я веду себя так же, как какой-нибудь герой своих рассказов, которого спрашивают об этом. Один в один. Только "чёрт возьми" не хватает :)

    Несколько вопросов относительно ваших предпочтений. Какие книги (писатели) из популярных и самиздатовских очень вам понравились или сильно повлияли на вашу деятельность?
    В Самиздате:
    Больше всего повлиял, однозначно, обзор Хокана. А что же касается любимых произведений и авторов, то в моём личном рейтинге работы Александра Шленского - вне конкуренции. Дошло до того, что я издал на своём матричном принтере его сборник в одном экземпляре и всем даю читать :) Люблю цитировать стихи - обогатило меня в наибольшей мере произведение Шадова "Чёрный Ветер". Кроме того, очень люблю сказки Аномалии - они столь добры и ТАК красивы, что диву даёшься, как живой человек способен увидеть и передать эту красоту. Минимум, для этого надо быть сверхъестественным существом.
    Практически сразу за ними идет "Оловянный солдатик" Августа - редко встретишь произведение, о котором сразу можно сказать: оно бессмертно. Люблю рассказы Эл Брегга - они похожи на сказки Аномалии, но в них нет и намёка на сказку, хотя так же очаровывают. Марк Певзнер пишет замечательные вещи, да это ни для кого и не секрет. "Планета тысячи мёртвых принцев", как мне кажется, один из лучших рассказов июля.
    Из юмора, как ни странно, больше всего понравились новые приключения "Пуха и Всех-Всех-Всех" Алексея Пехова. Я говорю (как ни странно) потому, что автор специализируется на фантастике и это произведение не слишком, как мне кажется, ценит. Впрочем, в юморе у меня плебейские вкусы - например, тонкий юмор Олега Козырева хоть и понимаю, но не смеюсь до упаду. Да, к любимым юмористическим произведениям стоит также отнести "Осторожно, старая Англия" Игоря Глагольева. Среди фэнтези, на мой вкус, первое место занимают работы Андроновой Лоры и Шимуна Врочека. Впрочем, у Врочека довольно жестокие сюжеты, нет очарования сказки. Это "чёрное фэнтези", как я называю. Кроме того, "Сын Люцифера" Евгения Нечаева (потрясает глобальностью замысла) и "Кольцо Возврата" Mayrы (впервые вижу настолько ИНОЙ фэнтези-мир). Любимые мистические произведения - цикл "Записки Вампира" Веры Космолинской. Это лишь краткий перечень того, что смог вспомнить сразу.
    Из прочитанного вообще.
    На мою судьбу и выбор будущей профессии повлиял в огромной мере "Затерянный мир" Конан-Дойла. Тогда я ещё не умел читать, мне читали :)
    На формирование характера - "Иду на грозу" Даниила Гранина и "Трудно быть богом" Стругацких. Эти произведения я прочёл очень ВОВРЕМЯ. Также в немалой степени оказали влияние разнообразные детские сказки, но их я перечислять не вижу смысла. :)
    Из фантастики наибольшей популярностью у меня пользуются упомянутые ранее Стругацкие и Бредбери. Из поэзии - однозначно, "Маленькие трагедии" Пушкина. Наизусть цитирую!

    Какие бы советы вы могли дать начинающим писателям?
    Коль скоро я сам - начинающий писатель, то не могу отвечать за результаты своих советов. Но, на всякий случай, поделюсь рядом соображений. Сюжет и идею невозможно выдумать. Они есть, но их важно заметить. Лучше всего для этого подходят два обстоятельства - либо путешествие в общем вагоне (столько всего передумаешь и послушаешь!), либо прогулки в одиночестве (многое приходит в голову). Также проверенным способом является стояние в очередях и служба в армии (заметьте, сколько сюжетов нам подбрасывает этот ужас нашего мира).
    Алкоголь и прочие средства, несмотря на расхожие стереотипы, совершенно противопоказаны для генерации новых идей. В таком состоянии в лучшем случае получается глупость, в худшем - бессмыслица.
    В наибольшей мере от автора зависит стиль. Отсюда - читайте как можно меньше чужого. Это избавит вас от фона "чужих идей" и "чужого стиля", который заведомо пагубно скажется на вашем творчестве. Невозможно следовать кому-то и при этом быть уникальным. Выработка стиля, как мне кажется, есть ни что иное, как ощущение собственной индивидуальности. Вы - единственный, так что же ещё надо? Главное в это поверить, и тогда - вперёд!

    Какие у вас планы на будущее?
    В литературе - закончить, наконец, "Обзор за июль" (10 февраля 2002 года это все еще актуально =). прим. Хокана) и уйти в обзорный отпуск. Кроме того, хочу опубликовать переделанный "Завтра я подарю тебе цветок..." и наконец-то записанную "Песню Древней Ночи". Кроме того, мой глобальный проект - роман "Страна Вечного Заката" требует огромной доработки и изменения, как показала пробная публикация в Самиздате. Это - программа максимум.

    Среди сетевых писателей бытует мнение, что предпочтительней писать маленькие рассказы, а не романы, так как это привлекает больше читателей и менее рискованно. Вместе с тем нужно заметить, что это накладывает определенные рамки на динамику рассказа, как правило, требует неординарного сюжета и бурной развязки в конце. Каково ваше мнение?
    Менее рискованно - никаких сомнений. Если угробить несколько лет на написание романа, который окажется неудачным, можно оказаться за бортом. Но мне кажется, что написание больших произведений обогащает опытом - потом короткие идут запросто. Любой автор должен написать хоть один роман - это существенно поможет в дальнейшем, хоть роман будет трижды плох. Привлечение большого количества читателей малым объёмом произведения - действительно, это имеет место. Не у всех же высокоскоростные модемы, да и не у всех хватает терпения дочитать до конца. Но! Если произведение хорошее (я повторюсь) то его объём не чувствуется.
    Кстати, я вижу наглядное подтверждение тому в своём разделе. Лучший рассказ имеет большой объём, но по посещаемости я "выезжаю" исключительно на нём. Остальное - "отстой", и его не читают, несмотря на привлекательные "габариты".
  • Перейти в раздел автора
  • Поместить в избранное
  • Обсудить
  • В начало страницы
  • Думаю, короткие рассказы писать легче. Да, они требуют неординарного сюжета и бурной развязки, но разве длинные - нет? Если в романе этого не будет, кто же его прочтёт? А значит, в него приходится вкладывать гораздо больше труда.

    Большое спасибо за беседу.
    Пожалуйста.

    Вопросы задавал: Клейнер И. Е.
    SpyLOG
  • Комментарии: 23, последний от 14/02/2003.
  • © Copyright Предгорье (denc@aaanet.ru)
  • Обновлено: 26/05/2003. 15k. Статистика.
  • Интервью: Литобзор

  • Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

    Как попасть в этoт список