Калинин Андрей Анатольевич : другие произведения.

Формула Нелюбви

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор номинации "стихотворение" сетевого конкурса "Вольная Поэзия -2022"


ФОРМУЛА НЕЛЮБВИ

   Обзор номинации "стихотворение" сетевого конкурса "Вольная Поэзия -2022"
  

"Принимайте справедливую критику. Вы легко ее распознаете. Справедлива та критика, которая подтверждает одолевающие вас сомнения. Но не поддавайтесь критике, которой противится ваше сознание"
- Роден, Рене Франсуа Огюст (Auguste Rodin) (1840-1917)

  
   Этот обзор - не критический разбор, а всего лишь моё личное мнение гурмана-буквоеда о прочитанных стихах.
   Тема конкурса задана непростая. Это - любовная лирика, где должна отсутствовать взаимность нежных чувств. Даже если они есть, причём немалые, то лишь у одной из сторон. Так, по крайней мере, было показано на конкретных примерах организаторами.
  
   Я воспользовался списком стихотворений уже прошедших преноминацию, но ещё не сокращённым "минимум на треть" судьями в рамках первого тура.
  
   p.s. Ничто не портит так точку как точное попадание   (3)
   Очень экспансивый слог "перехлёстов" с образными намёками:
   mon cher, нам хватило ночи
и точка.
прекрасно ж вне тира
так смачно порвать, мой мачо,
накачанный слог в кровати!
  
   Точность попадания в тему несомненная. И концовка символична названию.
   роман наш рассказа короче
с червинкой любовь,
но ни разу
я не хочу другую,
размазанную в запятую
  
   Белова А.А. Реплика  (0)
   Этот рондель описывает ситуацию на грани полного разрыва отношений, крушение любовной лодки о быт:
   Пусть ясным пламенем горит
   всё, что я знаю о любви.
   Давным-давно пора забыть
   восторженный наивный визг
   про счастье и "не страшен быт!"
  
   Спасайтесь кто как сможет?
   Не ясно до конца. Поскольку другая сторона ещё не ответила на эту реплику.
     
   Глумова Я. Завязка обычна, кафешка, мальчишка, ламбруско...  (4)
   Если вкратце, то самое яркое, на мой взор, процитирую:
  
   "Ламбруско... с анапестом... в нагрузку...
   Останется мне от исписанных тех палимпсестов...
   заброшенным тамагочи
   Сажала тебя на дурные истерики-скотчи...
   Никто не понтуется в дерганом, скабрезном стриме...
   Кивнешь, подойдешь, "ты же хочешь меня, ну не ври мне"
   А я улыбнусь и отвечу: "Не помню, ты Женя?""
  
   Завязка есть. Длинноватая, пожалуй, даже для романа, которого не будет.
    
   Татаркин А. Неэль (2)
   Экзотическое для меня название-имя прямым ходом направило в Википедию:
   Alexandra David-NИel - мистик, оккультист, путешественница по Тибету -
   наиболее подходящий персонаж.
   Мне нравится лунно-белая
   дорога с огнями зимними
   к тебе на встречу летящая.
   Мечты
   и радость моя несмелая,
   немного размыты ливнями,
   осенней нашей распутицы.
   А ты,
   такая красиво-холодная,
   укрытая мелким инеем,
   встречаешь глазами тихими.
  
   Обращение к близкой, но недосягаемой. Призывное вначале, завершается парадоксально категорическим "Уйди".
   Поэзия лирическая - она такая, непредсказуемая...
     
   Ночных Т. Нежность  (7)
   Нежность моя прорастёт насквозь кристаллами льда -
   Нежить, она, как известно, в любви, как в смерти.
   Как хорошо осознать - ты до сих пор не моя.
   Короткий манифест в начале, уже "тянет" на полноценное стихотворение в стиле хокку.
  
   Холод, до боли, кутает плечи в дрожь,
   В узких зрачках плавит луну, как свечи...
  
   Что же теперь жаждать иного тепла?
   Чувств больше нет. Даже печаль дотлела.
  
   Но сквозь эту аллегоричную суровость проступает та самая нежность главной строфы:
   Тихо стою, приворожен во тьме на свет,
   Осознавая: любить не имею права.
   Если приду, не сумеешь ответить нет.
   Прикосновенье моё для тебя отрава.
    
   Иванова Т.Т. Атлант и кариатида (5)
   Гремучую смесь
   зародившейся в спорах обиды,
   Холодную спесь
   крутовспененных самопохвал
   Упрятал атлант
   от немилостей кариатиды,
   Чтоб портик удачи
   им на ноги камнем не пал.
   Наверно, это главная мысль стихотворения. Хотя, как мне всегда казалось, что небо держат атланты, а кариатиды поддерживают атлантов, помогая им устоять от соблазна присесть-отдохнуть от бессменной работы.
   Обшарпало время
   помпезность дворцовой опоры,
   Все больше нагрузка
   на мышцы гранитной четы.
   И так многолетни,
   и так утомительны споры
   Двоих, обреченных быть рядом
   до смертной черты.
   Конечно, реально-мифологически их не двое, а минимум трое, чтобы обеспечить устойчивую опору небесному своду. Но ведь стихотворение о другом, конечно...
     
   mek На фига (5) 
    На фига ты сдалась мне? В извечной войне половой
ты сдалась мне всерьёз, а ведь я победил понарошку.
   Грубовато-нарочитый тон вполне приемлем для тех, кто знает друг дружку всесторонне и много лет.
   Именно им до глубины души проникновенны заключительные горьковато-ироничные строки:
   Что ж, любыми словами наши судороги назови, -
глупость, страсть ли, напасть, даже злость, - а итог непреложен:
как мошной ни тряси, не найдёшь и полушки любви
в том, что женщина хочет, а мужчина, как водится, должен.
  
   Ванке В. Я придумал любовь (3)
   Я придумал любовь, как игру для неё,
     Чтоб в душе у ней вспыхнули краски.
  
   Придуманная любовь - та самая нелюбовь, маскирующаяся под чувство, которого нет. Но в неё частенько верят, если она описана романтически красиво, с намёком на слезу...
  
   И поверилось ей, что в счастливые дни
     Нам открылись волшебные двери.
   Так живи мой обман и ласкай, и пьяни...
     Может я в него тоже поверю.
     
   Леев А. Наряд тебе к лицу (0)
   Наряд тебе к лицу,
   Ты улыбаешься мне мило.
   Мне хорошо с тобой, любимой.
    Вопрос о любящей, вероятно, причислил это стихотворение к группе "не любовь". Не все любимые любят взаимно.
   Была ли ты тогда, или другая.
   Но платье было то же,
   И бижутерий звон, и смех такой же.
    Эти строки наводят на грустную мысль о "придуманной любви", которую я уже описал ранее.
  
   10 Римских Р. Прощание героя Хинрека (3)
   Вы долго героя искали,
      взрезая меня без ножа,
      врезая рисунок наскальный
      убийственного миража:
   Эти "взрезая-врезая" ядрёней любой рифмы ранят прямо в сердце читателя, точнее читательницу, этих строк.
   Что выбрать: цианистый калий,
      корону отравленных жал,
      моя госпожа?
   Вырванные из контекста строки, конечно, не дают полной картины. Но изысканно вежливый их тон точно характеризует благородство героя, его готовность на любую муку.
   Когда угасает пожар,
      на сердце черно от окалин.
      
   11 Бердникова Ю.Л. Четвертая лишняя (2)
   Анекдотичность сюжета - налицо.
   А вот невесёлая реалистичность...
   УЗИ показало тройняшек недавно,
  Тогда подобрали им всем имена:
  Любаша, Надюха, Верунчик. Забавно!
  Раз лишняя
- будет Нелюба она.
  
   "Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт" - певал мультяшный капитан Врунгель, на свой лад интерпретируя народную мудрость.
      
   12 Морозова Т.А. Возрастное  (3)
   Юбка-брюки, жакет, старомодного кроя,
  
   тень от шляпы едва прикрывает морщины.
  
   Про "таких", говорят, у неё возрастное
  
   и "такие" не нравятся нынче мужчинам.
  
   Она чаще за книгой грустит вечерами.
  
   Ей по духу мир прозы любовных романов.
  
   "Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись,- это всегда автопортрет." Самюэль Батлер
   Не весть почему, мне вдруг вспомнился этот афоризм. Наверно, от портретной точности образа героини. Есть такие люди, в том числе и мужчины, так и не обретшие счастья любви. Но хотя бы одно воспоминание просто обязано греть душу.
   Он стоял одиноким на старой платформе,
  
   и смотрел на неё. А, она в лихорадке,
  
   Без раздумий навстречу по шатким подмосткам.
  
   13 Гальская Т. Горчила клюква...  (6)
   Горчила клюква в сахарных объятьях,
   Осколки чайной пары как шрапнель...
  
   За окнами - нежданная метель
   Вязала ёлкам свадебные платья
   И белый саван для мадмуазель.
  
   Уместно ли это комментировать?
     
   14 Зуев-Горьковский А.Л. Трагедия века  (2)
   Между нами всё порвато!
   Ты сегодня в тихий час
   Ротом зёваным сказала,
   Что мне хочешь врезать в глаз.
   Лексический образ!!
   Растоптата наша дружба...
   Не простюта мною ты!
   Всё! Сбежу с горшком забратым
   К той, с кем сбудутся мечты!
  
   Это с каким таким горшком? Печным или ночным?)
     
   15 Лапутина Д. Свеча догорела (1)
    Догорела свеча.
   Стол давно на помойке,
   А два башмачка
   Затихли под койкой.
   Настроение передано предметно-образно. Что вполне объяснимо:
   Всё прошло, не люблю!
   Я выполз из дурки.
   Впереди: небо, ветер
   и пепел,
   окурки.
  
     
   16 Копман П.Ю. Щербины (2)
   Название, вероятно, взято не случайно. Но сами щербины просматриваются лишь в щербатом слегка надуманностью сюжете, почерпнутом из "молодёжных" телесериалов (?).
   В эпоху цинизма сам дух мелодрамы смешон.
   Ромео с Джульеттой священник был нужен не слишком.
   В спортзале на матах был быстренький перепихон.
   И Коля умчался к уюту, - к жене и детишкам.
   Банально, в-общем-то, для современной реальности, где сексуальное просвещение - обязательная "услуга" школьных учителей.
   А к ночи прогнозы уже обещали пургу.
   Зима. Потому и душа ощущала щербины.
   И будто бы красными каплями кровь на снегу...
   Привиделось. Это краснели лишь кисти рябины.
  
   Похоже на мотивчик "Снегирей" от Сергея Трофимова...  
    
   17 Мунро С. Принцип Тесла на горошине (5)
   Большей частью нам нравится то,
   что быстрее убьёт наше время.
   Кроме одного - любви.
   ............
   Разве поймать то, что уже внутри:
   в наших глазах и сердцах тот растворил,
   кто и придумал зарядники для любви.
  
   Признаюсь честно: не понял. Ничего.
   Возможно, именно это и есть главный признак настоящей лирической поэзии, в которой без ста грамм не разобраться
      
   18 Raven Разговор с музой  (3)  
   В старом парке по аллеям
   Битый час себя вожу.
   Ни любви, ни вдохновенья,
   Ни-че-го не нахожу.
   Вот и я о том же подумал, читая предыдущее стихотворение.
   Бляха-муха, подфартило!
   Ей на плечи свой пинджак,
   (Чтобы, значит, не простыла),
   И на ушко - так мол, сяк:
  
   'Я же гений, может статься,
   Не сомкнуть мне глаз в ночи!
   Дай за лиру подержаться,
   Только, Муза, не молчи!' ...
   Ответ музы вполне целомудрен:
   "Отвали!"
  
   19 Бред Л. это не любовь (1)  
   Разожгла-смогла в моем сердце огонь,
   Но когда отступила лета жара,
   То сказала вдруг: "Извини, мне пора!"
   Ярко-желтый лист положив мне в ладонь.
  
   Винни Пух так говаривал в гостях, когда кончались съестные припасы. Только без желтого листа в ладонь.
   Всё дальнейшее содержание этой, разумеется, песни сводится к развёрнутому вопросу "почему так?".
   А ответ простой - продинамила! Конечно же, это не любовь. Счастливые влюблённые "часов не наблюдают".
  
   20 Рыжков В. Reflexio  (4)
   Читая эту мини-балладу из уст комплексующего и рефлексируюшего героя, ловлю себя на том,
   как много, однако, заимствованных иноязычных слов в современном русском языке:
   панацея, антиквариат, адюльтер, пси-барьер...
   из куртуазнейших манер
   и пиитических рефлексий (?)
  
   Воображения лишь квест -
   ты из каких бедовых маний?
   На всю вселенную окрест
   ещё один не сданный тест
   в моих уроках расставаний.
  
   Отчего бы на этом же новорусском не озаглавить и само стихотворение: "Рефлексия"?
  
     
   21 Крич Ж. Сказка о мёртвой царевне  (5)
   Нескромная, прямо скажу, сказка для взрослых:
  
   Ветра качают нас в гробу хрустальном,
   Пустом и безнадёжно односпальном,
   И, засыпая, как жена и муж,
   Мы ртами ловим тени наших душ.
  
   Есть, правда, уточняющий вопрос насчёт ПУСТОГО и ОДНОСПАЛЬНОГО гроба, в котором засыпают "как жена и муж", вероятно в позе бутерброда, две нелюбящие души, одна из которых "ничья"... )
    
   22 Калинин А.А. Недолюбовь  (1) 
    Акаций белых лепестки
      На вкус казались слаще мёда,
      Но чувства нежного ростки
      Не вызрели запретным плодом.
  
   Наивно как-то, легковесно...
   Наверно, в самый раз для песни.
  
   Название говорит само за себя даже тем, кто любит незрелую ягоду.
   Хотя, лепестки белой акации реально сладки.
   Языком своим отвечаю!
  
   23 Натафей Кленовым ломким листиком...  (7)
    Кленовым ломким листиком с ладони
        Слетишь, алея, на песок аллеи.
        А мне гореть, как некогда Дидоне,
        Оплакивавшей беглеца Энея,
   Не знаком я с историей античных взаимоотношений Энея и Дидоны. Но и кленовый ломкий листок образно убедителен.
    
   В костре разлуки тонкой хворостинкой...
        Ну что ж, пари игрушкою Борея.
        Огнебоязнь на уровне инстинкта,
        Не сомневайся, я преодолею.
   Второй ключ добавляет конкретности иносказанию.
  
    Грызи сухую корку расстояний,
        Заранее за все грехи прощённый.
        Но, знаешь, исполнением желаний
        Наказывают боги изощрённо.
   Это даже не третий ключ, а отмычка.
   К ящику Пандоры?
    
   24 Юрцова Ч.Б. Туманность - не звезда (5)
   Мой удивительный, задумчивый двойник
   С прозрачными и светлыми глазами.
      Учитель мой и нежный ученик,
      Я вам обещана молчаньем и словами.
   Двойники - популярный тренд в авантюрных романах. Зачастую это разлучённые близнецы. Но в этом стихотворении они ещё и разнополые.
   Я вам обещана бессоницей ночей
      И отдана при встрече неслучайной.
   Хотя, двойники здесь, скорей, по духу. Оттого и мучительное переживание от несбывшегося.
    Я вам обещана, но не останусь с вами.
      Нам выпала туманность - не звезда.
      А вот кому обещаны, вы сами?
      Когда ей в церкви говорите: "Да".  
  
   25 Мурыгин А.С. Рт22. Не говори... (1)
   Ушли, считавшие ошибки...
   Их записи лежат небрежной кучей.
  
   А ну, попробуй - разбери.
   А после - говори.
     
   26 Саганенко Н. Покер  (1)
   Бери любовь, тебе она - и днём и ночью я шептала.
  
   А он восторженность глотал среди картёжного дурмана.
  
   История старая, как мир:
   Не везёт в карты - везёт в любви.
   Или - наоборот!
     
   27 Беляева С.М. Август. Время перемен.  (3)  
   Август. Время перемен.
   И уже подходит осень.
   Жаль, что ты с меня не спросишь
   За безумие измен.
   Как это живо и непосредственно: от погоды - к сути дела, безумию измен.
   А что спрашивать-то? Не ведала что творю... А теперь поздно сожалеть:
   Жаль, никто меня не спросит
   От кого хочу уйти.
  
   28 Лернер З.Д. Баллада о стихах (3)  
   Ты был влюблён, а я забавы ради
   Поставила условие тебе:
   Поэтом стань, а не писцом в тетради,
   Тогда возможен поворот в судьбе.
  
   Которое уже по счёту стихотворение "про нелюбовь" имеет ироничную концовку:
   Твои стихи сегодня всем известны...
   Жаль, ты не мне их посвятил, поэт.
   Неспроста это, ох, неспроста!
    
   29 Савинова С. Конкурс "Вольная поэзия Рт-22". Сентябрь  (1)
   Сентябрь оставляет тепло уходящего лета,
   сентябрь наполняет холодом утро и вечер,
   сентябрь дарит ночи дыхание свежего ветра,
   сентябрь охлаждает чувства и нежный трепет.
   Только ли сентябрь? В Сибири, например, уже в августе заморозки по утрам, бывает, до срока убивают на корню кабачки и патиссоны... А минувшим летом загубили даже картофельную ботву на открытой ветрам гряде, сократив урожай минимум втрое...
   Прошу немного солнца душой согреться,
   ровности глади морской уставшему сердцу.
   Спешу оставить в мыслях былое счастье,
   Хочу замереть на зиму в его объятиях.
   Противоречивые чувства, что и говорить.
   Потому лучше их доверить бумаге. И отредактировать позднее, в октябре-ноябре, например.
     
   30 Трищенко С.А. Ты нужен мне (3)
   - Ты нужен мне, как зайцу - стоп-сигнал,
   Сказала ты - и все вокруг погасло.
   Я чуть от огорченья не упал -
   Лишь потому, что было слишком грязно.
   Скоморошье такое начало нашло вполне пейзажное продолжение, лирическое отступление, уводящее от темы нелюбви - в лес, к зайцу:
   А вот и заяц - под кустом уснул.
   Едва к нему я тихо наклонился,
   Как вдруг чихнул и зайца я спугнул.
   Он в воздух взвился, наутек пустился.
   - Постой, косой! - кричу, что было сил. -
   Спросить хочу!.. - увы, надежды мало.
   Но что такое? Заяц - тормозил:
   Два стоп-сигнала сзади полыхало!
  
   Целых два стоп-сигнала... И вся любовь!    
  
   31 Ковалевская А.В. Бегство  (6)
   Вновь мерещилось, ты мне ласкала подмышки губами,
  
    Эротичное начало всегда притягивает, завлекает...
   Говорила, не хочешь, не можешь со мною остаться,
     копья братьев твоих, - о, колдунья! - зачем копья мимо летели...
   Не зачем, а потому, что...
  
    Я циклоп.  
     Самый младший.
     
     Волна нашептала -
     
     ПОСЛЕДНИЙ.
  
   32 Небо А. Декаданс  (3)
   Мягкий блеск небесных огней
      Белой пылью коснётся волос.
      Не унесёт голос твой Морфей
      В сладкую сказку далёких грёз.
   "Любовь похожая на сон..." (с)
  
   Не промолчи, но найди слова,
      Чтоб мне не стало ещё больнее.
      Не утешения жду от тебя -
      Я закрываюсь сейчас сама.
   Одеяло - лучшая, абсолютная защита не только от детских страхов, но и от неразделённой любви-злодейки
    
   33 Рыжкова С. Тормозное (железнодорожное) (2)
   Я поставлю на рельсы башмаки тормозные
   Под колёса того голубого вагона,
   Что своею рукой ты толкнул - и в иные
   Покатился он страны от родного перрона.
  
   Вспомнился мне старый фильм "Армия Трясогузки", где всего один костыль (даже не башмак тормозной) пускает под откос целый состав...
  
   Я скажу себе: "хватит!", потянувшись к стоп-крану.
   Опущу на мечты тормозные колодки.
   Не играй моим сердцем, не тревожь мою рану.
   Лучше будем друзьями...
   и давай выпьем водки!
  
   И пивом усугубим-зачеканим!
  
   34 Власов И.Е. icq (0)
   Закрутилася ромашка ай-си-кю -
   значит, с милой скоро я поговорю.
  
   "аська" - обманчивый ресурс, но заманчивый. Сам я, правда, знаю о ней лишь по наслышке.
  
   Вот над "клавою" сижу, кручинюсь я:
   как же выглядит-то милая моя?
   Вдруг - бабулечка с седою головой,
   аль глумится бородатый хакер злой?
   Вдруг она - бесплотный ангел Интернета,
   и ее в "реале" вовсе нету?
  
   Кабы встретиться нам с ней на самом деле!
   Рвать ромашки и резвиться, как газелям!
   Но меж нами много тысяч километров.
   Не увидеть мне судьбу свою, наверно...
  
   Голосовой WhatsApp, конечно, добавил бы реала в отношения. Может и любовь обрела бы голос, а потом и плоть...
     
   35 Винокур Р. Танцовщица, поэт и паяц (3) 
   Любовный треугольник - классика жанра.
   Вдруг войти в его двери без стука,
   Словно муза - мила и стройна...
   Только даже красивая кукла
   Не надолго поэту нужна.
  
   Час пришёл, и другой незнакомке
   Посвятил он любовь и перо,
   Но храня твои фото в котомке,
   Ждал тебя у подъезда Пьеро,
  
   Повзрослевший, родной, черноусый...
   Будет радостным этот альянс:
   Балерина, не ставшая музой,
   И её не забывший паяц.
  
   На этом можно бы поставить точку, но
   Почему же рыдали паяцы
   Над разбитой любовью своей?..
  
   И далее - ария Канио...
     
   36 Юрасов В.Г. Та, что мысленно не со мной  (5) 
   Море пахнет железной пристанью,
   Ветер западный бьёт волной.
   Повернусь и увижу издали
   Ту, что мысленно не со мной...
  
   "Ветер с моря дул... нагонял беду..." -
   пела Натали ещё в прошлом веке, в образе обманутой девушки моряка.
   А этот сюжет - встречный взгляд моряка с борта корабля:
   Тень по палубе ходит мимо и
   От бесчисленных параной
   Шепчет жалобно: Будь любимою
   Та, что мысленно не со мной!
  
   Испытание морем - одно из самых суровых для любви. И опасных.
   Будь! Не бойся суда и следствия,
   Ни возмездия, ни греха!
   Брызги слез заблестят, приветствуя,
   И развеются на века...
  
    
   37 Чваков Д. Клава  (4)
    А ноги у Клавы синие,
      в пупырышках, цыпках наждачных,
      весь день тащит Клава в резине
      по миру те ноги дачные.
   Портрет с натуры, живой, знакомый почти каждому.
    Платком скрыто Клавы личико,
      иссохшее будто бы порох...
     
      И нет никакого спасения
      от отчуждения и старости,
   И одиночества душевного.
    А дома заварит травы:
      что в качестве компенсации
      за жизнь в нелюбви взаимной.
  
   Сомнительная компенсация, но другой, наверно, просто нет...
    
   38 Тюлин Д.Ю. Опустошенные И Поверженные    (3)
   Вот и кончено сражение убогое,
      Верхом глупости тактической раскрашенное
      Пряча взгляд, пойдем скитаться по дорогам,
      Будем пыль сбивать понурым вязким шагом,
   И не вдвоём, а каждый сам по себе
    Утешаться, что ушли живы-целехоньки
   И со вздохом повторять народную мудрость
    Кулаками после драк не машут...
  
   __________________________________________________________________________
   Подводя черту под этим некритическим обзором, мне остаётся только порадоваться разнообразию поэтических взглядов на, казалось бы, грустную и неблагодатную для фантазии тему отрицания любви, спасающей мир.
  
   6/01/2022
  
   После первого тура я ещё добавил (в скобках) судейские баллы жюри, после названий-ссылок каждого стихотворения.
   Так как судей всего семь, то 7 баллов соответствует всеобщей симпатии, а 0 - наоборот.
   Вы же, читатели обзора, судите сами.
   А авторы прошедшие во второй тур - ещё и с оценками, в пределах "подсудной группы".
   Но уже без меня.
  
   16/01/2022
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"