Киборг Спецназовец Орк: другие произведения.

Критический разбор 2 Выход в бирюзу

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:


Выход в бирюзу

   Рассказ заявлен автором Евгенией Халь как Фантастика. Разумеется, фантастикой это произведение не является, это скорее мистика или фэнтези.
   Два замечания предварительно: Первое. Рассказ написан лучше, чем большая часть женской фантастики (и фэнтези). Второе. Рассказ мне совершенно не понравился.
   А теперь конкретно.
  
   Рассмотрим, так сказать, видеоряд рассказа. Этот видеоряд построен в лучших традициях худших боевиков Голливуда. Так, сначала мы видим сцены плохой полицейский - хороший полицейский, со всеми атрибутами таких сцен: налитыми кровью глазами, разбитым лицом, лампой, направленной в лицо, связанными руками. Потом следует убойная сцена с вышибанием дверей бравым охранником, крысами, выедающими лицо, воплями огромной толпы зрителей. И сразу же картина сменяется натюрмортом с выпивкой (что уже более по-советски, да!), гадкой мордой из зеркала, хлюпающими звуками и расползающимися пятнами. Потом - бац, и наступает психоделия, плохо поддающаяся идентификации. Бирюзовые разводы на фоне красного плотного тумана, прорастающие на глазах ветки, этакая иллюстрация к действию ЛСД. На Людей в черном не похоже серьезностью, скорее, Секретные материалы (они же Х-файлы), причем сезон отсидки пятый-шестой, когда фантазия принимает формы острого бреда. Нет, я не против вышибания дверей и света лампы в налитые кровью глаза. Что такое без этих приемов спецслужбы? Да ноль без палочки, плюнуть и растереть, глазу не на чем остановиться. Во всех боевиках с мордобоем это - основа сюжета. Ну, когда сначала плохие парни колотят хороших парней, а потом наоборот - хорошие парни колотят плохих парней.
   Но в мистике? Фантастике? Там используется другой видеоряд, хотя бы потому, что, как правило, персонажи имеют другие возможности. Скажем так, более фантастические или мистические, или фэнтезийные.
   То, что хорошо для более или менее реалистичного боевика, абсолютно плохо для мистики-фэнтези.
   Попытка привязать исторических персонажей плохо-голливудскими приемами провалилась.
   Это что касается видеоряда.
   Теперь идейка. Ну... тибетская мифология вкупе с НКВД... После Индианы Джонса как-то... не очень. Совсем не очень. Притом, что Индиану Джонса выручает кич - все эти невероятные приключения в течение пары часов экранного времени. А тут короткий рассказ... И все получается скомкано.
   Вместо кичевых трюков Индианы и прочих бравых персонажей автор предлагает нам кучу штампов.
   Хранители, сакральный выбор, боги-богини (с логикой подростков), Черная книга, артефакты... Правда, здесь роль артефакта исполняет землица из Тибета, но сути этот факт не меняет.
   Настолько традиционный коктейль, что скучно.
   Настолько традиционный коктейль, что допускает только шаблонных персонажей.
   Хотя автор использует исторические личности, кроме имен в них все шаблонно. Страдалец, противостоящий бесчеловечным спецслужбам. Переносчик великого артефакта - священной земли из Тибета (ну, он, к счастью, не сильно получает право слова в рамках данного текста), тип то ли полусумасшедшего ученого, не ведающего, что творит, то ли еще какого великого старца. Ну и невнятные сверхъестественные сущности.
   О чем же рассказ, вкратце говоря?
   Зло в виде крысоголовой твари хочет заполучить землю с Тибета, которая якобы дает бессмертие и которую преподнесли в качестве дара правительству молодой Советской республике. Парень, который везет эту земли (Рерих), и его сподвижники заменяют землицу на простую российскую, а местонахождение тибетской записывает ярый революционер Бокий и прячет. Семьдесят лет спустя простой российский врач находит тетрадь с записями и оказывается в потустороннем мире лицом к лицу с Добром и Злом. Зло рвется в Древо Просветления, чтобы создать себе новый мир, но, конечно, у него ничего не получается. Все. Немножко банально, да. Немножко путанно. Исторически - ну да, присылали махатмы послание в Россию. Было ли там что-нибудь мистическое? Вряд ли. Неоправданно и глупо было бы так поступить со стороны махатм.
   В дополнении ко всему куча логических ляпов.
   Каких? Рассмотрим подробнее.
  
   - Но кроме земли там еще кое-что было, Глеб Иванович. Вот эта вещь мне и нужна, а где она спрятана никто, кроме тебя не знает. - (Хм. Такое ощущение, что и автор не знает, что это за вещь в ларце, кроме земли. Поэтому и друг Ежов не называет эту вещь, хотя, казалось бы, в таком разговоре он сказал бы прямо, что хочет.)
   - С каких это пор ты, Николай Иванович интересуешься мистикой? - ...
   - Отнять тетрадь силой мы сможем, а вот как прочесть?
   Я так и не понял, что им было надо - тетрадь под названием Черная книга, место хранения некой вещи или саму эту вещь? Если вещь, то зачем разводить бодягу:
   Я, товарищ Бокий, не личный дневник прошу, а тетрадь, которую ты писал по заданию партии, - сказал Ежов. ???
   Вообще разговор в застенках НКВД как-то неважно вышел. Не разговаривают так в охранке, ни с подозреваемыми, ни между собой.
   Пожилая Дама - под этим именем она числилась в личной картотеке сверхсекретных агентов Бокия.
   Она выполняла его поручения? Работала на него? Чтобы считаться сверхсекретным агентом? Или он и друзей записывал в личную картотеку, досье на них собирал? В общем, если он и был с ней как-то связан, вряд ли он, в самом страшном сне, мог считать ее своим агентом. Скорее уж, себя - ее агентом.
   - Лежи, - шепнула она
   Причем агентом он был ... неважным для нее. Ненужным, мол, попал, и черт с ним. Никаких попыток вытащить его, спасти, так сказать, из жутких лап чекистов, она не предпринимала. Ладно, это еще не самое странное в ситуации.
   Последнее, что увидел Градов: рыжее крысиное тело полностью закрыло лицо медсестры
   Правда, за несколько мгновений до этого медсестричка стояла к нему спиной, и лица он видеть не мог. Да и странно, что крыса сиганула и попала прямо в лицо. Крыса, очевидно, была спортсменкой-легкоатлетом, прыгала далеко и точно. Или это была крыса-кузнечик? Вроде обычные крысы прыгают максимум на полметра вверх или в длину (по диагонали меньше, соответственно).
   Хм, вспомнился старый анекдот, кажется, из Аншлага:
   Вчера Кириенко укусил Немцова за пупок. Докуда допрыгнул, туда и укусил.
   Крыса тоже - куда допрыгнула, туда и укусила.
   А дальше в рассказе пошел крутой голливудский боевик: прибежал больничный охранник, выстрелил (!) в дверь (наверное, надеялся попасть в стоящую за дверью медсестру). У больничных охранников есть огнестрельное оружие?! Или он в дверь из рогатки стрелял? Ну, а потом ударом ноги он браво выбил дверь. Дверь с грохотом упала, слетев с петель.
   Автор не дала нам описания больницы, но, скорее всего, это заштатная больничка с хлипкими деревянными дверями и сгнившими косяками. Опять же - то, что хорошо для боевиков, плохо для фэнтези. Если дверь захлопывается магической силой, то именно эта магическая сила и должна удерживать дверь, так что бравый пинок ломающий петли, явно не поможет. Согласен, выглядит красиво - бац-бац, и этакий Шварцнеггер выбивает дверь. Или Ван Дамм. Или Сигал. Правда, что он делал в больнице? Вряд ли там много платят, особенно в 2006 году. (А на элитную больницу, простите, описание не тянет). Так что скорее всего больничный охранник - этакий толстячок-старичок с постным лицом, у которого из всего оружия - огурец в кобуре (с). Чтобы он выбил дверь? После того, как три врача, мешая друг другу, толкались в нее?
   Ну, и заканчивается сцена снова голливудским эпатажем - красотка с выгрызенным лицом. Причем пол в крови, лицо - кровавое месиво, а роскошные волосы составляют им жуткий контраст. Волосы остались чистыми, наверное, девушка пользовалась шампунем, который поддерживает чистоту шевелюры на долгие-долгие часы. Ну, и разумеется, вывернутые неестественно руки-ноги, потому что крыса, очевидно, еще и спешным порядком ломала кости и выворачивала суставы.
   Крыса и тетрадь исчезли
   Хорошо еще, что они не прихватили с собой также кровать, тумбочку, постельное белье и занавески с окна.
   Дальше нам предлагается новый эпизод, теперь уже скорее совковой действительности (хотя и в Голливуде бывает такое). Называется Запой после приключения. Схема: Герой напивается, чтобы забыться. В данном эпизоде особенно запомнились Брюс Уиллис, Ван Дамм, Дольф Лунгред, Квентин Тарантино, а также Гоша, он же Гога, он же Жора, и т.д.
   Поскольку сцена хрестоматийная, сказать тут по большому счету нечего, кроме того, что рюмка - не та посуда, какая употребительна в данной ситуации. Рюмка - такая маленькая фигня на ножке. В России обычно используются стаканы (граненные) или стопки.
   Сцена с крысой вообще критики не подлежит, поскольку алкогольный бред критике не подлежит.
   После новой крысиной атаки и ужасного откровения ГГ бежит пить кофе, хотя, скорее, ему следовало принять холодный душ. Или хотя бы умыться. Но их, фэнтезийщиков, не поймешь.
   Озадачила фраза:
   Поэтому ты сейчас успокоишься, возьмешь себя в руки и обязательно что-нибудь придумаешь. Но сначала кофе
   А что требовалось придумать? Как избавиться от похмельного синдрома? Вроде других задач перед ним не поставили. Крыса ничего у него не спрашивала, ультиматумов не ставила, сообщила только, что тетрадь ему не принадлежит. Эту тетрадь ему никто не поручал хранить, так в чем проблема? Он не мучился угрызениями, что ему будет, если он отдаст тетрадь, он про тетрадь вообще ничего не знал.
   Стас полюбовался немного удивительным бирюзовым цветом и
   Полюбовался? Может, тупо пялился? После моря выпитого и, судя по всему, косячка Мальборо? Или он ЛСД принимал? Потому что дальше у него пошли конкретно голливудские глюки, с фонтанами из тетради и желе из бирюзы.
   Дальше автор переносит нас снова в далекое прошлое, когда Рерих везет тот самый ларец с землицей. Пардон, кажется, совершенно лишняя сцена. Она ничего не дает в понимании происходящего, да и исторические персонажи получились картонными.
   Я от Бокия - и все Рерихи верят и беспрекословно подчиняются ему? А если он на самом деле от Ягоды и Чичерина? В общем, в вопросах конспирации автор плавает. Так что весь этот эпизод в поезде можно свободно выкинуть, тем более что единственное, что он поясняет, - это то, что Чичерин выбрал сторону тьмы (вступил в Дневной Дозор, под начальство Завулона?)
   "В 1925 Рерих через Синцзян приезжает в Москву и передает советским руководителям "послание махатм", духовных учителей Востока, в котором приветствуются социалистические преобразования в России". Кажется, по идеологии своей махатмы не собирались передавать никакой эликсир для вечной жизни кому-либо. Более того, автор ясно показывает нам, что ничего, кроме земли, в ларце не было. Так о чем там Ежов говорил в начале? Или он был не в курсе?
   И вот еще. Как мне кажется, ИМХО, с точки зрения махатм было бы крайней глупостью посылать что-то очень ценное, мирозданческое, в неизвестную страну Россию. Для этого недостаточно получить сообщение, что в России наступила хорошая жизнь, для такого шага надо быть точно уверенным, что то, что там происходит, ведет к добру. Кстати, сейчас-то мы точно знаем, что большевистское государство скорее было оплотом зла, чем добра, причем начиная с 1917 года. Красный террор в 1918 ввели, разрушение церквей, уничтожение людей по классовому признаку... Но вернемся из исторического экскурса к нашим баранам... к рассказу.
   Потом наступает момент истины: сцена Добро, Зло и Градов.
   Добро, конечно же, красиво, хотя у автора странное описание красоты: седые до серебра волосы собраны в тяжелый узел на шее, а впереди расчесаны на пробор, угольно-черные брови и огромные бирюзовые глаза
   Обычно красота - это все-таки черты лица, волосы потом. Седые до упора волосы - совершенно белые, серебряный оттенок они приобретают только в процессе химического окрашивания. Угольно-черные брови - басма или сурьма? Бирюзовые глаза - цветные линзы? Красота-то в чем? Автор продекларировала, но не описала.
   Потом снова появилась крыса. Мы помним, что крыса - мелкий грызун, бегающий по полу. В холке он (она) сантиметров 15. Если встанет на задние лапы, сантиметров 40 в высоту (очень крупная). В общем, где-то невысоко над полом.
   Так что такие моменты, как "он чувствовал запах гнили, исходящий от нее", "Крыса вплотную приблизилась к хозяйке дома, с оскаленных клыков капнула густая желтая слюна", выглядят очень странными. Или эта метнувшаяся из-под ног крыса была ростом с человека? Два метра? Она выросла до упомянутого в начале размера?
   Кроме того, это описание "с оскаленных клыков капнула густая желтая слюна" кого-то мне напоминает. Кого же? А, вспомнил! Чужого из цикла про чужих. Там тоже что-то все время капало. Противно, да. Так и хочется сказать - глотательный рефлекс сбоит. Не выработался еще, наверное. Или у крысы, как у собаки Павлова, пищеварительный рефлекс доминирует? Она всех рассматривает как еду?
   Потом автор нам поясняет, что у ГГ существует стойкое раздвоение личности, он одновременно и человек, и крыса Шранк. То есть, пиная крысу, он пнул себя сам. И тогда, в больнице, он одновременно стоял у закрытой двери и грыз лицо медсестры (привет от Ганнибала Лектера).
   И все потому, что в возрасте 5 лет он выбрал не тот путь.
   Странно, что его поставили перед необходимостью выбора в столь младенческом возрасте. Он тогда и по-русски-то еще не слишком хорошо говорил, и понимать ничего не понимал (логическое мышление у людей, как правило, начинает формироваться после 7 лет, т.е. в 5 дети еще и мыслить-то толком не умеют. Так что такой выбор в любом случае не может считаться правомочным. Неспроста же практически во всех культурах человек считался "дееспособным" только после обряда инициации, проводимого обычно после 12-14 лет).
   Дальше идет еще одна порция голливудско-шаблонных сцен со всеми атрибутами примитивных триллеров: множество крыс, криками "Начни читать книгу!", кольцами, выливающейся из тетради воды (кошмар сантехники).
   И стал он (ГГ) всего лишь звеном пищевой цепочки, круговорота органических веществ в природе, разложившись до состояния гумуса, и впитало дерево этот перегной, и стало дереву хорошо. Аминь!
   Кроме того, связь между первой, исторической, частью и частью, происходящей в наши дни, кажется сильно надуманной, притянутой за уши. Какое, по большому счету, отношение имеет врач Градов к тетради, вокруг которой столько сыр-бор горел? Почему он? Ладно бы, у него была бы фамилия Бокий, Ежов или Чичерин, на крайний случай Рерих. Но он просто Градов. С какого кондачка он стал хранителем? Я понял бы даже, если бы ГГ носил фамилию Йикоб и в глубоком детстве (до 5 лет) имел привычку сидеть на семейной реликвии - кадке с нестареющей пальмой. Но этого нет. И вот, после кровавых событий семидесятилетней давности, - вдруг, откуда ни возьмись, маленький комарик, а в руке его горит... Черная тетрадь, в которой нет ничего, кроме имен наших товарищей из Коминтерна, но ты их всех знаешь.
   Подытожим.
   В общем, на мой взгляд, автор выбрала для своей идеи нерелевантный материал, что нельзя назвать удачным. В погоне за попсовостью было допущено множество логических ляпов (заложенных в избранном видеоряде). Попытка привязать материал к конкретным исторически персонажам скорее повредила, чем помогла, рассказу. Из-за явного противоречия между идеей, взятой из тибетской мифологии, и использованным антуражем рассказ оставляет странное ощущение неловкости, растерянности и пустоты - а что хотела сказать автор столь многозначительным рассказом?
   Так что удачным этот рассказ назвать нельзя, хотя, несомненно, он может найти фанатов и приверженцев.
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) С.Панченко "Ветер. За горизонт"(Постапокалипсис) Hisuiiro "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк) Н.Малунов "Л-Е-Ш-И-Й"(Постапокалипсис) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) А.Емельянов "Мир Карика 11. Тайна Кота"(ЛитРПГ) О.Гринберга "Невеста для герцога"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"