Коути Катя : другие произведения.

Немного скандинавского фольклора

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Скандинавские суеверия, а так же рассказы о живых мертвецах и утбурдах.

  Как заставить девушку полюбить тебя:
-Убить скворца, вынуть его сердце и зашить в тряпицу. Сунуть ее между большим и соседним пальцем на правой ноге, затем наступить девушке на ногу. Девица будет твоя! (Норвегия)
-Поймать ласточку, вырезать ей язык и, держа этот язык во рут, поцеловать девушку. Она тут же влюбится без памяти и не успокоится, пока не выйдет за тебя замуж. (Дания)
-Подмешать в напиток мочу и дать выпить девушке. (Норвегия) Подразумевалось, что таким образом в ее тело войдет частица духа юноши.

Зато если девица томилась от любви, вызванной чарами эльфов, ей следовало три ночи подряд провести в постели рядом с вооруженным солдатом. Тогда чары развеются. Оно и неудивительно, близость красавца-мужчины еще и не такие чудеса творит :)

Пожалуй, у всех народов огромное значение придавалось плодной оболочке новорожденного, особенно если она покрывала голову младенца - про таких говорили, что он "родился в сорочке". В скандинавских странах считалось, что такой человек может тушить пожары. Если он три раза обойдет вокруг горящего здания, пожар прекратится сам собой.

В скандинавских странах считалось, что женщина может облегчить муки при родах, если проползет голышом через плодную оболочку жеребенка. Одна беда: в этом случае ее сын окажется оборотнем, а дочь марой, т.е. существом, вызывающим кошмары. На Фарерский островах про мару рассказывали, что она приходит по ночам и ложиться мужчине на грудь, надавливая так сильно, что он не может пошевелиться. Затем она засовывает пальцы ему в рот и начинает считать зубы, а как сосчитает все, человек погибнет от удушья. Но если ему удасться сбросить ее и прокричать имя Господне, мара исчезнет. По всей Скандинавии рассказывали про фермерского сына, которому досаждала мара. Как-то раз он позвал работника на подмогу и вместе они законопатили все щели в спальне кроме одной-единственной. Когда юноша почувствовал, что в комнате что-то изменилось, он заткнули и оставшуюся дырку. А на утро в его постели оказалась девушка. Никто не узнал ее, да и сама она не имела представления, откуда она появилась и как очутилась здесь. Фермерский сын взял ее в жены, и у них родилось много детей. Но однажды он показал жене ту щель, через которую она проникла в дом. В тот же миг мара исчезла.

Про оборотней тоже рассказывали много интересного. Если оборотня постигло такое несчасье из-за того, что его мать воспользовалась плодной оболочкой жеребенка, он все же может облегчить свою участь: ему нужно напасть на беременную женщину, вырвать плод из его чрева и съесть сердце дитяти. Тогда проклятие оставит его. (Сомневаюсь, что после такого поступка он сможет влиться в человеческий коллектив. Хотя как знать!)

Как и английские ведьмы, их скандинавские коллеги обожали воровать молоко у соседей - например, втыкали нож в балку и из него начинало сочиться молоко. Разумеется, за счет соседских коров. Кроме того, ведьма могла с легкостью заколдовать чужое масло. Чтобы проверить, не заколдовано ли масло его нужно разрезать ножом, предпочтительнее всего тем, которым было совершено убийство (Такой, конечно, отыщется в любом хозяйстве!) Если масло заколдовано, на лезвии останется кровь.

Если ведьма захочет причаститься в церкви, священник запросто опознает ее и выставит вон. Дело в том, что вблизи ведьмы вино в чаше начинает крутиться против часовой стрелки.









***


Согласно народным поверьям, в сочельник или рождественским утром мертвые собираются в церкви на службу. К примеру, в Салтдале (Норвегия) рассказывали про женщину, которая рано поутру собралась в церковь. Хотя из дома она вышла загодя, подходя к церкви она заметила, что внутри уже зажжены свечи. Неужели она опоздала? Пришлось поторапливаться. Действительно, в церкви было полно народу, все скамьи заняты. Женщина направилась в уголок, который обычно занимали ее односельчане, и присела на скамью. Присев, она огляделась: кое-кто из присутствующих был ей знаком, других она видела впервые. Но все, кого она могла опознать, были давно мертвы! Тогда она повернулась к своей соседке по скамье и узнала односельчанку, которая скончалась некоторое время назад. Прежде чем женщина успела сообразить, что же ей делать дальше, мертвая сказала: "Ступай прочь отсюда, или быть беде." Но как только женщина вскочила с места, мертвецы тоже начали медленно подниматься и двигаться вслед за ней. Прежде чем она успела вскочить в дверь, чьи-то руки вцепились в ее накидку. На счастье, у накидки не было рукавов, так что женщина быстро расстегнула застежку и сбросила накидку с плеч. Только так и спаслась.


История была записана в 1915 году в Финляндии:
У фермера Эйрика была служанка, которая от него забеременела. Как-то раз он сказал ей, чтобы положила голову ему на колени - якобы, хотел вшей поискать. Вместо этого он воткнул нож ей в горло, а труп спрятал в лесу под кучей хвороста. Но мертвая вернулась на ферму и начала отвязывать лошадей. Безобразия длились так долго, что работники не выдержали и позвали пастора. Тот сделал надрез на большом пальце и сказал, что запишет кровью все, что только она скажет - лишь бы потом упокоилась. Тогда покойница передала такое сообщение "Меня убил Кавела Эйрик, и пусть меня теперь похоронят в освященной земле". Она объяснила, где именно искать ее тело. Труп нашли и перенесли на кладбище, а фермер отправился в тюрьму.


Одна женщина скончалась при родах, а вместе с ней умер и ребенок. Но когда ее хоронили, младенцу забыли сшить саван. Как-то раз покойница подкараулила прохожего, перелезла через стену кладбища и попросила: "Дай саван для моего малыша". Прохожий был неробкого десятка, взял перочинный нож и отрезал кусок от своей рубахи. Как только он отдал тряпицу женщине, та вернулась на кладбище и окончательно успокоилась. (Норвегия)


А этот рассказ перевожу дословно, он такой милый :)
"В прежние времена считалось, что когда готовишь бренди, в чан нужно опустить человеческую кость, чтобы вкус улучшился. Как-то вечером в четверг одна девушка, хоть и боялась темноты, а все ж пошла на кладбище, чтобы взять кость из могилы. Вытащила она бедренную кость. Но после той ночи, покоя ей уже не было. Тот парень, чью кость она стащила, начал бродить по ночам и кричать. Был он высоким и статным - еще бы, ведь в свое время гренадером служил. Куда бы она ни направлялась, он шел по пятам и надрывался. "Итт! Итт! Итт!" - гадко так кричал. А девушка просто с ума сходила от страха. Мне про то мать рассказывала." (В 1912 году Свен Ротман записал эту историю со слов матушки Андерссон из Годегора, Швеция)

***



Утбурд (или myling)- это злой дух убитого младенца. Возникновение поверий об утбурдах связано с распространенной практикой умерщвления младенцев, родившихся с физическими недостатками, а также внебрачных детей. Согласно статистике, в Швеции 17-го и 18-го века умерщвление младенцев было самым распространенным типом убийства. Озлобленные утбурды запрыгивали прохожим на спину и требовали, чтобы те отнесли их на кладбище. Но по дороге туда утбурд становился все тяжелее и мог раздавить прохожего или же убить его, когда тот уже не мог двигаться.

Следующие три истории приведены в книге Raimund Kvideland и Henning Sehmsdorf "Scandinavian folk belief and legend."


John Bauer (только это не утбурд, просто тролленок)


"В Onager i служанка родила вне брака и тайком умертвила дитя. В том приходе жил бедный батрак по имени Писли. Она взяла его чулок, засунула туда ребенка, и закопала. Через некоторое время она собралась замуж, вот и устроили пир на весь мир. А когда начался танец невесты, то в дома закатился мертвый ребенок прямо в чулке, запрыгнул в середину хоровода и запел: "Моя мать надела золото, а я танцую в шерстяном чулке, а я танцую в чулке Писли!" Потом он подкатился прямо к ногам своей матери, но она упала в обморок и ее унесли прочь. Вот так свадьба и закончилась."
(История записана на Фарерских островах и опубликована в сборнике Якоба Якобсена в конце 19го века)


"В Visserjarda когда-то жил фермер, у которого умирали все новорожденные телята. Каждый теленок мог прожить только одну ночь, а наутро его находили мертвым, и никто не мог понять, что же происходит. Как-то раз корова опять отелилась, а в то время на ферме гостил сапожник. Фермер спросил его совета, почему же не удается сохранить жизнь ни одному теленку.
-Ничего, уж я об этом позабочусь,- отвечал сапожник.
Вечером новорожденного теленка перенесли в ту комнату, где сидел гость. В те дни новорожденных телят вообще часто заносили в дом.
Некоторое время сапожник шил, а потом в комнате появился малыш, одетый во все серое и ростом ниже полуметра. Он взял теленка и начал с ним плясать. Сапожник глазам своим не верил, но малыш подошел к нему и заговорил:
- Сапожник, вот ты шьешь, а я - я танцую с теленком!
Затем он вернулся к теленку и плясал с ним так долго, что тот упал замертво. Сапожник подумал, что все это очень странно.
-Что ты такое?- спросил он малыша.
-Я живу в ведре возле ног служанки, - ответил малыш.
-Ну и ну, - отозвался сапожник.- Вот так дела.
Тут малыш исчез, а поутру, когда фермер пришел навестить гостя, теленок был, разумеется, уже мертв.
-Мало же от тебя проку, - упрекнул хозяин сапожника, но гость попросил его не торопиться. Он приказал разжечь огонь пожарче, затем подошел к кровати, на которой спала служанка, оторвал изножье, нашел там ведро, засунул в замок булавку, а после швырнул ведро в огонь. Из ведра сразу же послышались крики:
-Вытащи булавку, вытащи булавку!
Но они лишь подбрасывали дрова до тех пор, пока ведро полностью не сгорело.
А дело было вот в чем: фермер обрюхатил служанку, а когда родился ребенок, они убили его и заперли в ведре, которое поставили в изножье кровати, чтобы он оттуда не выбрался. Тогда малыш начал мстить им, убивая телят. Но с того самого дня телят уже никто не тревожил."
(Записано в 1933 году со слов Johan Sjodin (1858 года рождения) в Visserjarda, Швеции)


"В Heroyvika что возле Korsnes (Норвегия) есть большой мельничный пруд. Когда-то на холме стояла мельница, а в пруду при ней водились призраки. Рассказывали, что вокруг пруда бродят маленькие мальчики, а прохожие слышали детские крики в близлежащем лесу. Как-то раз поздно вечером одна женщина отправилась из Tysnes в Korsnes. Когда она подошла к пруду, то услышала те самые странные голоса, которые многие уже слышали до нее. Кто-то стонал и плакал так жалобно. Женщина прислушалась, а потом разобралась, что к чему, и произнесла отчетливо и громко, так, чтобы ее слова донеслись и до леса: "Нарекаю тебя Сигрид или Йон во имя Отца, Сына и Святого Духа." Стоило ей только произнести это, как все стоны умолкли, и с тех пор никто не слышал призраков возле мельничного пруда."
(Поскольку не всегда было ясно, мальчик ли этот утбурд или девочка, то в случае их крещения упоминали два имени - мужское и женское, например, Анна и Йон. Данная история была записана в Tysfjord, Норвегия, и опубликована в 1935 году)

Источник информации: Raimund Kvideland и Henning Sehmsdorf "Scandinavian folk belief and legend."
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"