сама публикация там (рядом с классиками) - факт некоторого признания.
Вы спросите: что плохого в "оценке признания"?-
Во-первых - в том, что любая "форма признания" имеет свои слабости:
- если в основе его лежат "объективные параметры" (например, количество читателей),
то, при большом желании, можно применить чисто технические приемы "накрутки"
(когда система регистрирует читателей, которых на самом деле нет);
- если основа признания - субъективное мнение лица или группы лиц,
на них (опять таки, при желании... которое обычно находится) можно повлиять,
разными способами (до меня доходили слухи о том,
что некоторые поэтессы, ради признания, осваивают древнейшую профессию...
не могу ни подтвердить, ни опровергнуть... но, эта "технология успеха"
в искусстве давно освоена, как говорится: "Плох тот актер,
который не мечтает... спать с режиссером.")
-Во-вторых - "жажда признания - сестра тщеславия";
-В-третьих - главная ценность поэзии была озвучена А.С.Пушкиным:
"И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал..."
Во всех действующих системах оценок "чувства добрые" обычно
не принимаются в расчет, и напротив - эти системы оценок
зачастую порождают именно "недобрые чувства".
2. О недобрых чувствах...
"Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных." Ап.Павел
Поскольку количество "условно признанных" (поиск в yandex обычно дает эти имена в разделе "непризнанные авторы") всегда ограничено,- возникает конкуренция (в том числе - недобросовестная).
К счастью, этой конкуренцией охвачены далеко не все... и, возможно даже, меньшая часть авторов, но царящий на сайтах дух определяют "самые резкие запахи".
- О том, что происходило на стихи.ру, я писал год назад и, не знаю, изменилось ли там что-нибудь? Некоторые надежды на перемены к лучшему вызывают у меня известия о том, что в редакционной коллегии появились новые люди, обладающие чувством юмора.
- О том что происходит на поэзии.ру нетрудно догадаться, заглянув в "Литературный салон": в поисках признания часть авторов объединилась в группы, часть "воюет в одиночку". Методы "борьбы" - незамысловатые: поставить своему высокий балл, а чужому - низкий, не сильно углубляясь в анализ качества стиха. Поэтому "конфликтному автору" там заведомо "ничего не светит"... Можно представить: как чувствовал бы себя А.С.Пушкин (далеко не ангел в личных отношениях) на этом сайте...
- "Королевская рать" - сравнительно новый, раскручивающийся сайт и "разного рода конкурсам" там отводится главная роль.
Как ни странно, количество конфликтов на тему "места под солнцем" там сравнительно невелико. Одна из причин, насколько я понимаю, в том, что там "много места под солнцем" - одновременно проводится больше двух десятков конкурсов по разным разделам поэзии и прозы, так что почти любой желающий может занять подходящее место, опубликоваться в сборниках и т.п. Периодически возникающие конфликты по поводу "неправильного распределения мест" и личных взаимоотношений гасятся ведущим.
- "Облако". Ввиду отсутствия "механизма признания"... вроде бы, не должно быть и борьбы за него... Однако, "свято место пусто не бывает" - там есть априорно привилегированные авторы, на которых не дйствуют общие правила. Недавно там произошел курьезный эпизод: клон одного из таких авторов
позволил себе нецензурное высказывание в адрес другого автора, после чего "подвергшийся поруганию" был удален "за нарушение правил поведения".
(читай: за то, что воздержался от "адекватного ответа"...)
- "Романтическая коллекция". Один из новообразованных сайтов, одной из целей которого заявлено комфортное и бесконфликтное общение авторов, что за счет их подбора и небольшого количества пока удается без особого труда.
"Розочки", присваиваемые на короткое время отдельным стихам,
являются скорее приятным подарком отдельным авторам, чем
знаком их "всенародного признания".
3. О техническом уровне творчества
Технический уровень творчества зависит, в основном,
от опыта, знания языка и слуха авторf. С учетом того, что часть авторов публикуется на разных сайтах, сравнивать сайты между собой нет особого смысла. Но, авторы отличаются по этому показателю весьма значительно:
- начиная с тех, чьи стихи, как правило, вообще не имеют определенного ритма, зато содержат плохо звучащие рифмы и
грамматические ошибки... Эти авторы, в ответ на критику обычно заявляют, что у них "такая оригинальная манера письма"... Видя такие комментарии, я, обычно больше на эти страницы не заглядываю: ждать нечего...
- заканчивая теми, кто пишет тексты, звучащие волшебной музыкой.
4. О содержательном уровне творчества
При облегченном доступе к публикациям в интерненте,
по сравнению, например, с публикациям в годы советской власти, падение среднего уровня публикаций неизбежно. Зато, это создает возможности многим людям - попробовать свои силы и, при желании, научиться чему-то новому.
К сожалению, многие авторы (включая вашего покорного слугу)
болеют (в разной степени запущенности) одними и теми же болезнями, из-за которых найти на сайте действительно хороший стих - настоящая проблема для читателя.
Не стоит забывать, что авторы должны думать не только о себе и друг о друге, но и, хоть немного... о читателях.
К сожалению,, при жизни всех судят по худшим публикациям, а посмертно - по лучшим. "Слава - солнце мертвых..."
О каких болезнях идет речь?-
а) Авторы не "ведут читателя за собой", а удовлетворяют его
"самые низкие потребности", по сути - проституируют на своем творчестве.
Например, на стихи.ру (в мою бытность) регулярно появлялись авторы,
все творчество которых было посвящено "откровенной порнографии",
пользующийся неизменным спросом у читателей...
в период полового созревания.
Не говорю уже о тех, кто из года в год описывает
"волнительные эротические сценки" -
в постели, на столе, на лестнице, на сиденьи автомобиля...
словом, везде, где им подскажет воспаленное сексом воображение.
б) Авторы редко ищут (или не находят) новых идей,
о которых было бы интересно узнать (порой, более осведомленному) читателю.
Особенно этим грешит самая популярная
"любовная лирика" и "пародии и подражания", которые,
даже при умелом исполнении, обычно, несут на себе печать "вторичности".
в) Авторы идут по пути "усложнения подачи материала", стараясь
как можно запутаннее высказаться о самом простом... Такие стихи
представляют собой весьма сложные конструкции, иногда настолько
сложные, что кажется, что их смысл непонятен не только читателю,
но и самому автору.
"И если труба будет издавать неопределенный звук,
кто станет готовиться к сражению?
Так, если и вы языком произносите
невразумительные слова, то как узнают,
что вы говорите? Вы будете говорить на ветер."
г) Авторы порой... вообще не ставят для себя целью написать
что-либо содержательное - заметная часть стихов представляет
собой "фонетические игры и жонглирование словами и звуками".
д) Авторы крайне редко ставят перед собой (и пытаются решать)
серьезные творческие задачи.
Это - не удивительно, учитывая, что, для многих, поэзия - только хобби.
Удивительно другое: некоторые при этом считают, что к ним
должны относиться... "как к классикам" (извините за такое количество "К" -
получилось случайно)
е) Авторы мало задумываются над этической ценностью стихов.
Ау! Где вы, "чувства добрые"?! Особенно ответственный раздел поэзии -
"религиозная лирика", где человек напрямую обращается к Богу...
и читатель с грустью замечает, что автору не о чем с Ним говорить -
ни о любви к ближнему, ни о правдивом раскаянии в грехах,
ни о горячей мольбе, поддержанной искренней верой.
ВЫВОДЫ
1. Состояние русской поэзии (как и многое другое в России) -
довольно запущенное. Никто всерьез не заинтересован в ее развитии,
кроме самих авторов, хотя она могла бы сыграть немалую роль
в духовном и (затем) материальном росте России.
2. Заявленные (в частности - в НЛС) "задачи нравственного воспитания
подрастающего поколения и повышения уровня творчества авторов" -
практически не выполняются.
3. Положительный результат заметен лишь в тех авторских группах, которые
ориентированы не на "самовыдвижение", а на дружелюбное общение
и осмысленное творчество.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Проблемы и болезни русской поэтической сетературы - мои и ваши.
Попробуем найти лекарства вместе?