В храме было прохладно и уютно. И очень спокойно. Илия сидела и размышляла, накинув на голову капюшон, чтобы не было видно волосы (по ним легко узнать кто она, а этого сейчас не хотелось).
Почему храм? Она и сама не могла понять. Просто бездумно шла по городу, и набрела на это почти заброшенное святилище индрика. И не могла пройти мимо, ведь индрик - символ ее богини-заступницы, именем которой ее назвали.
Это был маленький храм в мастеровом районе города. От окончательной обветшалости его отделяло всего ничего, но каким-то образом тот еще держался. Конечно, какое дело обывателям-работягам до вдохновения? Они ходят молиться иным богам: темному величественному Белесу, покровителю богатства и торговли, златокудрой Лете, вестнице удачи, или светлоокой шутнице Ласке, дарующей любовь. Или же безжалостному Тару, владыке мертвых. Их храмы всегда полны и богаты, но там не посидишь тихонько на скамеечке в углу, не подумаешь о насущном.
А кому собственно нужна богиня Зари? Студентам? Художникам? Поэтам? Менестрелям? Не так их много в городе, да и храм, главный храм Илии, находится далеко отсюда, возле Королевского Немагического университета, построенный специально для учащихся там непосед, и являющихся ее главными посетителями. Туда же ходят менестрели, художники и поэты, как местные, так и приезжие. Тот храм величественен и прекрасен, хотя ему далеко до главных святилищ других богов. Есть и более мелкие храмы, и в Стольном Граде, и в провинциях, где их потребность обоснована, но чтобы такое святилище было в центре ремесленных кварталов?..
Разгадка храма выяснилась скоро, когда внутрь, следом за жрецом, влетела галдящая толпа ребятни и принялась бегать, играть, толкаться - заниматься своими обычными детскими делами, пока сам священник безуспешно пытался рассадить их вокруг себя. Все понятно, местный жрец выполняет функции не только обрядные, но и вполне обыденные, не связанные с культом. Следит за малышней, которую некуда пристроить работающему люду. Слишком бедному, чтобы нанимать слуг, но достаточно богатому, чтобы отдать специальное пожертвование в храм. Видно, только эти пожертвования и держат его на плаву. Илия усмехнулась.
Впрочем, богиня Зари любит детей, и с радостью будет защищать этих маленьких созданий, обретающихся в стенах ее жилища, с какой бы целью они здесь не находились. Это светлая богиня, и самая добрая, хотя говорят, что самая слабая. Потому что самая бесполезная. Но какое дело богине до злых языков смертных? А раз уж ей нет до этого дела, то и Илия плевать хотела на досужие домыслы.
Слабая... Ты поди, докажи сперва, что она слабая! Ведь и самая слабая богиня бесконечно могущественнее самого сильного смертного! И кто видел, кто знает точно, слабее ли она остальных одиннадцати богов? Что мало поклоняются ей - это да. Почитают, но редко когда простые люди идут в ее храм помолиться и попросить что-то для себя.
Вот, скажите, кому нужна утренняя заря? Кому до нее есть дело? Кого вообще интересует восход далекого солнца, поднятие его из-за края мира? Ну, всходит. Ну, поднимается. Но рассветом сыт не будешь. Он не принесет тебе денег или удачу. Даже ветреная Лета вызывает гораздо больше почтения, чем покровительница таланта. Мудрый Ярило, бог огня и солнца, приносит пользу, даруя тепло и свет, под которым растет все живое. И крестьяне почитают его чуть ли не за главного бога, так же как и кузнецы, и многие другие ремесленники. А что говорить о Лайме, дарующем свет магии на землю? Все, владеющие магическим Даром, озолачивают его храмы! Хоть их не много, но деньжата у этих отмеченных есть, и немаленькие, как не пожертвовать своему богу? Или могучий и мудрый Дракон, покровитель знаний? Тот же Белес, бог купцов и мещан? Сколько отсыпает в храмы торговый и ремесленный люд, прося помощи в делах? Или воины? Как не отнести воздаяние Морею, идя на смертельно опасное ратное дело? А сколько готов отдать человек Тару за то, чтобы душа близкого человека в том, другом мире, не страдала? Или чтобы этот поистине Темный бог не пришел за тобой раньше времени?
Вот именно! Много!
Да, богов двенадцать. Каждый несет людям свое. Их храмы можно встретить в любой части города, в любой части страны. Богатые, нарядные, пышно украшенные. И только храмов индрика почти не встретишь. А ведь только Илия дает то, от чего и заносчивые купцы, и трудолюбивые ремесленники, и веселые вояки, и гордые дворяне, и вычурные маги останавливаются и взирают с открытыми ртами, забывая о том, куда шли. Только ее заступница несет в мир добро и красоту.
Детский гомон утих. Высокий огненнобородый жрец рассадил малышню полукругом напротив себя, так что принцесса хорошо видела его лицо, доброе и немного насмешливое.
- Дядька Яр, дядька Яр, расскажи нам что-нибудь!
Жрец прокашлялся и почесал жидкую бороденку
- Что же вам рассказать, друзья?
- Что-нибудь интересное!
- Да, да!
- Сказку! - наперебой кричала детвора.
- Сказку? - священник деловито задумался. - Ну, хорошо. Хотите, я расскажу вам сказку про богов?
Принцесса почувствовала, что краешком своего насмешливого взгляда, жрец наблюдает за ней. Не зло, с интересом.
- Хотим, хотим! - завизжала детвора. Илия была уверенна, скажи он что угодно, она визжала бы так же. Видно, жрец был хорошим рассказчиком, что его истории вызывают такой восторг.
- Ладно, друзья. Итак, слушайте.
Жил когда-то, давным-давно, далеко отсюда, один бог. Никто не помнит как его звали, но называли все Белым богом. Был он юн и силен, и захотел создать такое, что не под силу ни одному другому богу.
- А богов много, дядя Яр? - спросил мальчик лет восьми.
- О, очень много, друг мой! - покачал головой мужчина.
- А мама говорила, их всего двенадцать! - наябедничала девочка лет шести, пытаясь уличить взрослых во лжи.
- Это твоя мама знает только двенадцать! - назидательно поднял палец священник. Ребятня засмеялась. - А на самом деле их куда больше! Просто мы не знаем их всех.
Принцессе стало интересно. Какой-то жрец из всеми забытого храма разводит с детьми дискуссию на тему, о которой не одно столетие спорят виднейшие ученые и маги королевства? И, кажется, не испытывает по этому поводу никакого чувства неправильности! Как будто так и надо - говорить малышне о том, что неизвестно, непроверенно, и за что легко получить анафему! Пожалуй, стоит послушать внимательнее.
- Так вот, решил тот бог сотворить мир. Но не просто мир, а чтобы его населяли не звери, птицы и рыбы, а другие боги.
- А зачем, дядя Яр? - крикнул кто-то.
- А кто его знает! Наверное, скучно стало. А играть в игрушки остальных богов надоело.
Пауза. Ребятня непонимающе смотрела на взрослого. Принцесса тоже. Священник усмехнулся, опять-таки неуловимо косясь на Илию, словно говорил хоть и детям, но специально для нее.
- Ну, вы что, разве не знаете, чем занимаются боги?
Хм, оригинальный вопрос. И почему это вы не знаете, чем занимаются боги, вам ведь многим уже по семь-восемь лет! Пора бы! Илия фыркнула, что не осталось незамеченным для священника, который продолжил:
- Они создают миры, а потом начинают устраивать в них игры. Не простые, как вы вот играете, а божественные.
- Это как, дядя Яр?
- Ну, например, создаст бог себе королевство. Населит его существами разными. А другой бог создаст им врагов, каких-нибудь троллей, чудовищ, диких варваров. И будут боги смотреть, как их существа друг с другом борются. И чьи королевства победят, изгонят супостатов - станут героями. Создавший бог их наградит. А если нет, то их победят, захватят в рабство существа другого бога. Ну, а если они сами покажут, что трусы и подхалимы... - жрец озадаченно почесал за ухом. - То тут уж оба бога, как один, их накажут! Боги не любят трусов и подхалимов!
Стоп! И ЭТО он рассказывает ДЕТЯМ? Маленьким несмышленышам? О том, чем занимаются боги и во что играют? Что и для чего создают?
Илия просто обалдела от ощущения неправильности! Челюсть ее медленно отъехала вниз. Глаза, не мигая, уставились на священника, который по-прежнему хитро улыбался.
- Вот наградит выигравший бог своих героев - и все по новой. Скучно! - бородач развел руками и скривился.
- И вот однажды тот бог создал не просто людей, а собственных детей. Таких же, как он сам. Только не дал им божественной силы, чтобы не натворили чего. А то знаю я вас, все вы дети такие - только отвернись, мигом чего учудите! - последнюю фразу жрец произнес шутливым тоном, грозя малышне пальцем. Ребятня засмеялась.
- А что дальше? - поднял руку кто-то из старших ребят.
- А дальше назвал он своих детей 'люди', и стал его мир самым сильным и богатым. Ведь для богов богатство не в золоте и серебре, а в том, как их миры интересны другим богам! А его миром заинтересовались все остальные боги, стали ходить смотреть, что там за чудо такое. А бог тот, значит, получается, стал самым богатым богом! - жрец сделал паузу и снизил тон до заговорческого шепота. - И ему стали завидовать!
Ребятня ахнула - настолько артистично священник передал эту фразу, будто раскрыл величайшую тайну вселенной.
Принцессе было не по себе. Она чувствовала, что ком застрял в горле, и что не может вымолвить ни слова. Жрец же спокойно продолжал:
- И вот однажды, когда тот бог ушел по своим делам, несколько других богов попытались этот мир украсть...
Ребятня затаила дыхание.
- ...Но у них ничего не получилось! Украсть игрушку, деревянную лошадку или куклу легко, но как украдешь детей? Да еще когда их очень много: многие и многие королевства, каждый человек в которых - сын или дочь Белого бога! Вот вы бы смогли бы так сделать?
Детвора отрицательно замотала головой. Илия пыталась ничему не удивляться и просто дослушать историю до конца.
- Вот и они не смогли. - Удрученно вздохнул жрец. - Тогда те боги решили, что раз не могут украсть сам мир, значит надо создать его точную копию.
И они ее создали!
Лицо и мимика жреца очень точно передавали внутренние переживания. Илия поразилась: такой талантливый человек, прирожденный актер и рассказчик, всего лишь присматривает за детьми в рабочем квартале в богами забытом храме?
- Долго работали боги. Много сил и времени потратили, пока не выдохлись, исчерпав самих себя. Но когда, довольные, посмотрели на свое творение, ужаснулись.
Священник сделал паузу, нагнетая обстановку.
- Все в их мире было таким, как в оригинале. Деревья, дома, поля, лодки у причалов. Звери в лесах, птицы в небе. И даже люди были там же, возле домов, лодок и полей. Но только это были НЕ ТЕ люди.
Это оказались совершенно иные существа, в которых не было души. Они были живы, ходили, спали, работали, но душ в них не было!
Детвора снова ахнула. Какая-то девочка спросила:
- А как это, дядя Яр? Как можно жить без души?
- Не знаю, Марита. Но как-то, наверное, можно. - Пожал плечами жрец. - И поняли тогда боги, что пока они делали так, чтобы люди внешне были один в один похожи на людей из Белого мира, забыли сделать им души.
Священник опустил голову. Воцарилось молчание.
- А что дальше было? - спросил мальчуган справа от него.
- А дальше пришел Белый Бог, у которого глупые боги пытались украсть мир, и посмеялся. Он сказал: 'Я не буду даже вас наказывать, вы сами наказали себя.'. А еще сказал: 'Их души не мертвы, они просто спят. Сказал, что люди работают, едят, пьют, а души их тем временем витают во снах, потому что не бывает людей без души.
Жрец, наконец, замолчал. Кажется, сказка окончена.
- И что, все души так и спят с тех пор в том мире? - осмелев, спросила Илия.
- Нет, почему же! Не все! Далеко не все! Но большинство. Боги сделали все возможное, чтобы разбудить их. Чего они только не делали за тысячи лет! - он покачал головой. - Но достигли не многого. Большинство людей до сих пор спит.
Вот разбудят они два-три человека из сотни. Но что делать разбуженным душам в царстве вечного сна? Они либо вновь засыпают, либо гибнут, не вынеся свалившейся на них тяжести борьбы.
- Борьбы? Что за борьбы? - продолжала спрашивать ее высочество. Тема показалась ей очень близкой, знакомой, хотя говорилось о каких-то отстраненных философских вещах.
- В том, чтобы будить другие души, конечно же. И не уснуть самим. - Священник посмотрел Илие в глаза. Ребятня вокруг сидела тихо и не мешала взрослым разговаривать про непонятные вещи, но в тот момент принцесса не обратила на это внимания.
- Хм... А как она... Происходит? В чем выражается? - продолжала Илия.
Жрец потер бороду.
- Спящие души не видят прекрасного. Они думают лишь о себе, о своем животе и кошельке, для них главное - животные инстинкты. И не понимают, что можно жить иначе. Для них делать зло - норма, потому что это способ выжить в суровом мире. Ведь мир тот суров, потому что так изначально задумал Белый Бог, а двенадцать богов не сделали его мягче.
- Двенадцать? - переспросила девушка, считая, что ослышалась. Наконец она поняла, что так беспокоило в этом рассказе.
- Да, дитя. Их было двенадцать. Изначально. Глупых и ревнивых богов. А может беззаботных шутников, ценящих тонкий божественный юмор... - в глазах мужчины (ибо стариком этот человек не был, несмотря на мудрость в словах) на мгновение промелькнула тоска, природу которой Илия понять не смогла. Как будто он вспомнил что-то далекое и светлое, и одновременно с тем очень печальное.
- После этого дороги многих богов разошлись. Теперь они делятся на темных и светлых. Темные считают, что мир неплох и так, как есть, что все идет хорошо и менять ничего не нужно. Светлые же боги до сих пор ведут свою борьбу. Великую борьбу. За человеческие души.
Жрец сделал паузу, пронзая взглядом принцессу. Та поежилась.
- Теперь ты понимаешь, дитя, кто из богов самый важный в этом мире? Ты получила то, зачем пришла в храм?
Девушка задумалась. Да, получила. Конечно, совсем не то, зачем пришла, но ей это помогло. Отвлекло и утешило. И заставило о многом задуматься. Ведь даже если все, что сказал священник - неправда, лишь его домыслы, во многих словах есть зерна истины. Зерна, в умной голове способные стать ростками, и даже деревьями знания.
И вдруг многое, к чему она с детства привыкла, на что не обращала внимания, встало на свое место. Понятное, логичное и очень важное. То важное, которое каждый из нас старательно не замечает, потому что оно лежит на самом виду.
Илия. Светлая богиня красоты. Вот кто главный в этом мире, пусть ее и считают никчемной и слабой! Именно она дарит людям тепло и свет, отогревающий души! Именно она будит их от вековечного сна...
Так вот в чем заключается ее работа! Она заботится о людях, неся им... Нам... Нам, людям, прозрение и пробуждение! Чтобы мы стали 'людьми', детьми богов, а не бездушными животными, думающими только о ненасытной утробе!
От озарения принцесса вскочила на ноги и почувствовала, как ее бьет дрожь.
- Да, дитя. Это великая работа, и ты не представляешь как тяжело ей и другим светлым богам! - вздохнул жрец, опуская взгляд на малышей. - Поэтому она посылает на землю своих... Вестников. Помощников. Тех, кто несет окружающим ее свет, дарит его другим, будит спящие души. Это ее армия, ее воины. Их не много, но каждый стоит многих сотен обычных людей.
- Как это? - принцесса взяла себя в руки и села на место.
- Она дает этим людям свою силу, божественную силу, дитя, и дает право распоряжаться ею по своему усмотрению.
- Смертным? Простым смертным?
- Да. Смертным. У них белые волосы. Не просто белые, а белоснежные, как знак чистоты. Их души светлы и сильны, и способны разбудить многих и многих...
Принцесса автоматически поправила капюшон, боясь, чтобы ни одна пядь не вылезла наружу.
- ...Им приходится тяжело, их борьба самая сложная и жестокая, ее груз тянет вниз, пригибает к земле. Но они должны терпеть, потому что...
Принцесса подняла глаза и взглянула в глаза священника. Тот сбился, но глаз не отвел.
- Потому что они не могут по-другому. Потому что они избранные светлой богиней, им нельзя уснуть, нельзя сбиться с пути.
- А если они не смогут? Если борьба раздавит их? - голос принцессы задрожал. - Что будет, если они не выдержат боя со всем миром?
- Погибнут. Сгорят. Как только поймут, что сломлены, что сил бороться больше нет.
- А Илия не поможет им? Не вернет, не наставит на свой путь?
- Она не может. - Жрец виновато пожал плечами. - Они должны делать все сами, иначе у них не будет такой власти над душами других. Ведь человек с божественной мощью может куда больше, чем самый сильный бог! И если человек падает, оступается, не справляется, божественная мощь сжигает изнутри.
- А уснуть? Как другие? - взволнованно шептала принцесса. Жрец лишь покачал головой.
- Избранники не могут. На то они и избранники. Их еще называют детьми судьбы, потому что они могут определять чужие судьбы, но при этом не властны над собственной.
Дети судьбы! Принцесса закрыла глаза и надолго задумалась. Так вот оно все, оказывается, как!
Она - избранница светлой богини, ее вестник и воин на земле! Ну, удивительного в этом нет ничего, ее ведь даже назвали ее именем, но...
...Вот то-то, что 'но'. Светлая Илия заботится обо всех людях, а она разнылась из-за мелких личных проблем! Какая же она тогда избранница?
Ее высочество открыла глаза и подняла голову, чтобы спросить еще кое-что, но услышала лишь мягкий ласковый баритон:
- Вот бегает он по бережку, бегает, и блеет так жалобно: 'Елена, сестрица, где ты!' 'Елена, вернись, на берег, не тони! На кого ты меня, бедного, покидаешь!'... Как вдруг со стороны реки послышался тоскливый-оскливый голос: 'Ивашечка, братишка...'...
Ребятня сидела, раскрыв рты, ловя каждое слово, переживая за главных героев старой сказки. Да, жрец умеет рассказывать. Это у него не отнимешь.
Значит, весь этот разговор, про богов и прочее, ей померещился? Почудился? Но это означает, что светлая богиня услышала ее молитвы и помогла! Даровала видение, в котором дала ответы на многие вопросы, заставила почувствовать всю никчемность ее переживаний!
Получается, да!
А ведь действительно, ничего страшного с ней не произошло. И все проблемы - легко решаются, как говорит первый министр, 'в рабочем порядке'.
- Спасибо тебе, заступница! - прошептала принцесса. Затем встала, придерживая капюшон, поклонилась священному огню перед алтарем, и пошла к выходу.
' С пробуждением, ваше высочество! - усмехнулся вслед жрец, продолжая рассказывать ребятне древнюю сказку, известную, наверное, не в одном десятке окрестных миров.
* * *
- Ну что, давайте знакомиться? Серафим. - Солдат протянул свою огромную ладонь. Славик пожал и назвал имя.
- Служишь? - кивнул на камуфляж.
- Отслужил. Домой еду. - В глазах Серафима на миг появилась непонятная злость, которая, впрочем, тут же пропала.
Они сидели в кухне и приходили в себя после пережитого. Им повезло, менты не заметили ребят, когда погнались за Славиком, хотя надежды на это у него, если честно, были слабыми.
- Чечня? - задумчиво спросил хозяин квартиры, внимательно присматриваясь к солдату, как окрестил его мысленно про себя.
- Угу. - Кивнул тот.
- А в драку чего влез?
- Да не дело это, когда столько народу на одного... - по-простецки пожал плечами Серафим. Внутри у Славика что-то екнуло, но быстро прошло. Он встал, молча открыл холодильник и вытащил быстро запотевшую бутылку водки.
- О, это по-нашему! Студент, давай стаканы!
Володя, стоявший ближе всего к мойке, обернулся и вытащил из сушки три перевернутых хрустальных фужера.
- У меня позавчера сейшен был... - как бы извиняясь, развел руками Славик. - Не успел убрать...
- Ага, всего-то позавчера! Куда уж тут успеть... - ехидно, но не зло усмехнулся солдат, и быстро откупорив драгоценный сосуд, плеснул содержимого в подставленную тару.
- Володя. Студент. - Представился щуплый тип. Видно, с солдатом они уже познакомились. Затем зачем-то добавил:
- Третий курс...
- Славик. - Кивнул Слава, протягивая руку. - Для друзей Гоблин.
- Гоблин?
- Что-то не нравится? - он внимательно посмотрел на студента, и тот стушевался.
- Да нет, все норм... Прикольный ник... Ролевик? - и кивнул на стоящий в углу за холодильником недоделанный фламберг. Внушительный даже без гарды.
Фламберг вообще штука тонкая и кропотливая. Хоть этот представитель пламенных клинков внешне и выглядел более-менее, но годился разве что для красования перед девочками. Слава занимался им с перерывами уже больше года, но работы в нем было еще на столько же. И браться неохота, и выбросить жалко...
- Нет. Историческое фехтование.
- А разница? - небрежно бросил Володя.
- Ну, за знакомство! - солдат выдохнул, и, чокнувшись со всеми, одним махом опорожнил свой сосуд. Остальные, скривившись, последовали его примеру.
- Между первой и второй пуля не должна пролететь! - он тут же, не закусывая, разлил по новой. Выпили. Слава все смотрел на студента, но тот хоть и кривился, а водку жрал заправски, в один присест! Сразу видно тренировку! Затем все усиленно налегли на лежащие на столе бутерброды с ветчиной, и по голодным глазам солдата Славик понял, что неплохо бы предложить чего-нибудь посерьезнее.
- Я это... Перебил... Ты рассказывай, рассказывай... - вояка кивнул пальцем на меч, целиком опуская бутерброд в бездонную глотку.
Как-то так получилось, что с первой минуты ведущую роль в их непростой компании взял на себя солдат, хотя Славик вроде как был хозяином. Ну, да ладно, время всегда все расставляет по местам. Сможет рулить - пусть рулит. Нам не жалко. Он деловито прокашлялся.
- Я говорю, ролевики - это типа толкиенутых. Детский сад. Делятся на всяких орков и эльфов, темных и светлых. Побоища устраивают. Шуточные. А 'историки' организуют реальные, битвы, с реальным оружием, в реальном доспехе.
- Чего ж тогда 'Гоблин'? - студент, как окрестил Славик для себя Володю, усмехнулся.
- Да был я им! Толкиенутым! Но давно. - Славик вздохнул. - Пару лет назад. С тех пор и погоняло. Я всегда за темных играл.
- А теперь? - Серафим снова, по хозяйски, взял бутылку и принялся разливать огненную воду.
- А теперь вырос. Не интересно стало, скучно. Да и со временем напряженка, работа, учеба... Я же вот только-только диплом получил!..
- Прикольно! Я раньше никогда с реальными ролевиками не общался! Вот так, в живую! - довольно оскалился студент. - А к вам на турнир можно попасть? Или там только свои?..
- Да говорю же, я не ролевик!
- Да? - хмыкнул Серафим. - А чего это тогда за хрень?
- Это меч. Двуручный. Только недоделанный.
- А разница? Ролевик, не ролевик... По мне хоть папа римский! На мечах сражаешься? Как в кино? Сражаешься! Эвон, палкой как орудовал! Ну, прям, ниндзя, блин!
Славик выдавил тяжелый вздох. Ребята не в теме. И если студент еще хоть что-то слышал, сможет быстро въехать, то простодушному солдату с (будем откровенными) простым лицом деревенского парня объяснять придется долго.
- А разница в том, - между тем взял слово студент, ехидно косясь на хозяина квартиры, - что те представляются орками всякими, эльфами да гномами. А другие, как Славик, рыцарями средневековыми. А потом что те, что те железяками машут и лупцуют друг друга. - И он принялся оживленно жестикулировать, показывая, как именно они это делают. И Славик, и Серафим, засмеялись, настолько прикольно Володя гримасничал. Талант-самородок, блин!
- Это нам пофиг, а друг для друга они если не враги злейшие, то пустое место! - продолжал студент. - Конкуренты! Друг перед другом морды кривят, за людей не считают! Я на форуме читал! А разница-то лишь в том, как одеваются! Одни в тряпье, другие в банки консервные из проволоки!
- Больше по форумам лазий! Там и не такое напишут! - Славик перестал смеяться и хмыкнул. О конструкции консервной банки из проволоки спрашивать не стал, хотя подмывало.
А ведь в чем-то студент прав! Он, совершенно левый человек, а говорит прописные истины, которые в упор не хотят видеть и гордые спесивые 'историки', и веселые бесшабашные 'толкиенутые'. Здесь, в маленьком городе, это не так заметно, но если поехать дальше, в города побольше...
- Ну, за мужество и искусство! По-моему, хоть вы все, и те, и те, придурки, ерундой страдаете, вместо чтобы делом заняться, а пацаны правильные! - Серафим уважительно шмыгнул разбитым носом и поднял фужер.
Славик взял свой, чокнулся и мигом осушил, беря кусок последнего, разломанного надвое бутерброда.
- Не, пацаны, вы не понимаете! Это не дурь, не просто хобби, время девать некуда! Это образ жизни, образ мышления! Это как мотоцикл для байкера, как гитара для музыканта! (в этот момент Володя поперхнулся. Ну вот, аккуратнее нужно глотать! Сказано - студент! Учить его еще и учить!)
- Тут не пустое махание деревяшками, а реконструкция реальных битв, реального оружия, реальной техники боя... Короче, возрождение старины! Так понятнее?
- Не-а! - честно помахал головой Серафим, занюхивая грязным рукавом. Последний кусок бутерброда он широким жестом оставил Володе. Ну, этому не впервой без закуси. На старые дрожжи, а сидит, как стена каменная! Только морда красная и очень побитая. Зверь!
Славик задумался. У обоих его гостей в глазах была издевка, но от желания просто поприкалываться, показать дистанцию. Дескать, видали мы твоих ролевиков вот где! баловство это!
Потому что сами никогда в подобном не участвовали, и считают, что никогда не поучаствуют. Зависть! Зависть за маской легкого пренебрежения!
А на самом деле оба клюнули и на меч, и на вид доспехов, висящих в зале. И были оба его, с потрохами, как бы не выделывались, 'опуская' ролевиков. Потому, как нет такой вещи, которая привлекает мужчину больше, чем оружие, пусть и старинное, средневековое. Особенно средневековое! Эту тему уже проходили и не раз!
А раз так, то Славик серьезно собрался сделать этих ребят если не фанатами своего движения, то хотя бы глубоко сочувствующими.
- Ну, вот смотри, Куликовская битва. Знаешь такую? - начал Славик.
- Слышал. - Кивнул Серафим, с сожалением смотря на пустую тарелку.
- А когда была?
Это было непроизвольное, неконтролируемое движение, но как хозяин, он намек понял. Встал, открыл холодильник и начал потрошить его в плане 'пожрать'. Пожрать там было не густо, он как раз собирался на днях отправиться в набег на супермаркет. Ну, ничего, чем богаты...
- Давно. - Солдат стал принимать разнообразные банки и пакеты, выставляя на стол.
- Вот, именно, что давно! А теперь представь, что наши ребята, чтобы почтить подвиг предков, славу русского оружия, собираются на этом поле каждый год, в день битвы, и устраивают шуточные побоища.
- Ну, я ж говорю, ролевики! - студент быстро подключился к процессу, сортируя банки и пакеты.
- Знаешь, Володь, давай разграничим. - Повернулся к нему Славик, закрывая холодильник. - Историческое сражение - это тоже ролевая игра. Но толкиенутые дерутся без четкого сюжета и подручными средствами. У них и оружия-то железного нет! Чтобы не поранить и не убить никого! И то бывает то глаз выбьют, то переломы страшнючие... А здесь все облачены в реальные железные доспехи, железные кольчуги, вооружены настоящими, только не острыми мечами, топорами, настоящими щитами! И сама битва разворачивается как настоящая, расставляются полки, точь-в-точь как стояли семьсот лет назад! Кто-то за наших играет, кто-то за монголов. Только масштаб поменьше, народу-то немного! Вплоть до удара засадного полка! Вот!
Парни слушали внимательно, активно помогая с продуктами. Банки были в одной стороне, картошка, масло и, хлеб в другой. Володя вытащил из сушки ножик, тарелки, и начал чистить остатки картошки. Серафим строгал хлеб и колбасу, затем лихим движением воткнул самый обычный нож в консервную банку и лихо ту вскрыл. Славик так не умел (ну, не с такой лихостью).
- А где берут их? - спросил Серафим.
- Кого? - не понял сразу Славик.
- Ну, эти, доспехи настоящие. В музеях?
- Да нет, сами делают... - пожал он плечами.
- Как это - делают?
- Руками.
Солдат перевел на Славика непонимающий взгляд и остановился. Тот же продолжил:
- Что-то на станках делают, что-то вручную. Сейчас техника не то, что тогда была, сейчас практически каждый может себе меч выковать, как настоящий, было бы желание. Вот даже ты. Или он. - Палец переместился с солдата на студента.
- Гонишь!
Серафим был поражен до глубины души. Студент хоть и не прекращал ножом орудовать, но тоже был в ступоре. От иронии у обоих не осталось и следа.
- И вон ту железяку сам делал?
- И вон ту. - Кивнул Славик. - Вот этими руками.
- И тот доспех, что в комнате?
- И доспех. - Новый довольный кивок
- Да ну, в натуре гонишь!
- Сто пудов! Гадом буду! - Славик провел большим пальцем по горлу. - Хочешь, для тебя чего-нибудь сделаем? Вместе? Только сразу говорю, это долго, нудно и нужно много терпения. Терпение и еще раз терпение!
На какое-то время повисла пауза, даже Володя прекратил скрести кожуру. Серафим, словно опомнившись, долил остатки по фужерам и поднял свой.
- Ну, за Искусство! За Большое Искусство! И за таких вот парней, которыми своими руками могут...
И не дожидаясь остальных, быстро опрокинул стопку внутрь.
Остальные последовали его примеру. Закусили тут же извлеченным из банки огурчиком, чудом уцелевшим после позавчерашней попойки.
- Ладно, оставляй, потом дорежем. Пошли.
И вся троица, ведомая хозяином, направилась в зал.
Следующие полчаса ушли на показ и рассказ имеющихся в доме шедевров кузнечного искусства. Оба доспеха, мечи, кинжалы, щит, шлемы, кольчуги... Славик был на своей волне, 'беленькая' дала о себе знать, зашумев в голове и успокоив напряженные до предела нервы. Поток информации так и шел из него: как делается это, в какую эпоху его носили и в каком регионе. Закалки, прокалки, отпуски, температурные режимы, покраснения, остывания, обработки, полировки...
- И много на это уходит? - кивнул Серафим.
- Почти все свободное время. И почти вся зарплата. Но оно того стоит! - усмехнулся Славик.
- Слышь, Гоблин, а учился ты на кого? - спросил Володя, когда тот наконец замолк.
- На экономиста. Правда, похож?
- Зашибись! - выдал вердикт огорошенный Серафим.
- Пацаны, мы ж там картошку собрались жарить! - напомнил Володя. Славик тут же развернулся и достал из бара бутылку дорогого коньяка, из коллекции отчима. Водки больше не было, а выпить нужно было, и срочно. Для нервов.
А что чужая... Так отчиму в своем Израиле поровну, а бутылку когда-то все равно пить придется. К тому же, она здесь не одна такая, коллекционная. А ребята хорошие собрались.
- Вот это по-нашему! - одобрил солдат, беря из рук бутылку.
* * *
Эта оружейная была укромным местом, где она пряталась, когда не хотела, чтобы ее доставали. Да, иногда она могла себе это позволить. Конечно, приказывать ей могла только ее высочество, все остальные были не указ, но это только в теории. На практике портить отношения с некоторыми начальствующими во дворце персонами не стоило. 'Дворецкие', как называли их слуги, могли сильно осложнить жизнь бедной Миланы. Поэтому иногда, чтобы предотвратить конфликт, проще было спрятаться. 'Что, господин распорядитель, не нашли Милану, чтобы дать ей поручение? Извините, это ваши проблемы! А не обязана я сидеть в людской! Я личная служанка ее высочества! Вам надо - вы меня и ищите...'
В конце-концов, если она по каждому пустяку начнет прятаться за принцессу, то недолго и последней защиты лишиться! Нет, некоторые проблемы проще решить самой.
Тут, в этом дальнем крыле, за чуланом в конце коридора, находится старая полупустая оружейная. Ключей от нее у слуг, конечно, нет, но достать их оказалось не сложно. Оружейная не гвардейская, королевская, то есть постоянно не охраняемая, и теоретически наглухо запертая, с мощным охранным заклинанием. На практике у нее был и ключ от артефакта-стража, и обычный, от двери. Когда хотелось исчезнуть, из чулана легко было определить, есть ли кто в коридоре, до самой башни. И если что, можно было быстро юркнуть в оружейную, запереться, а уже там заниматься своими делами сколько угодно, наплевав на всех.
Вот и сейчас принцесса куда-то слиняла. Правильно, пускай погуляет, развеется! Будет полезно, чтобы крыша не съехала. Надо же, вот девчонка попала! С таким мужем и врагов не надо!
Нет, не так она представляла главную королевскую свадьбу, выдачу замуж наследницы. И ни за что не согласилась бы быть на месте ее высочества, даже если бы предложили стать наследницей вместо нее. Лучше уж быть одинокой хорошей служанкой и держать все вокруг под контролем, чем быть знатной куклой, игрушкой, сидеть взаперти и зависеть от воли отца и придурка мужа, без возможности защититься
Ладно, думы думами, а есть возможность слинять от Доброгнева, практически ведущего на нее охоту в каждое отсутствие принцессы. А вот тебе! Выкуси! Не буду ничего делать! Может я и служанка, но все равно баронесса, и не тебе, мужлан, меня гнобить! Вот стану первой дамой при ее величестве королеве, ты у меня еще попляшешь, злыдень!
Закончив свой мысленный яростный монолог, Милана прислушалась. Вроде в коридоре тихо. Сжала в кулаке магический ключ. Если верить магу, принцип обхода охранного заклинания предельно прост - он гасит магию. Ну, не всю, а какую-то узкоспециальную, да еще и малой мощности. Дескать, заклинание стоит старое, еще при дедушке нынешнего короля ставили, не чета современным. Но не то важно. Важно, что эта штука поглощает какие-то магические излучения человека, делая его невидимым для артефакта-жезла. Конечно, каждый раз, заходя в оружейную, Милана рисковала, но из риска состоит вся ее теперешняя жизнь, так о чем может быть разговор? Главное перезаряжать ключ вовремя, и все будет нормально. Должно...
Она мысленно скривилась и потянула дверь чулана. Даже удар молнии в грудь не заставит ее прятаться от управителя по дворцу, полному 'доброжелателей', когда есть такая козырная возможность забить на всех до прихода принцессы.
Шаги. По коридору раздались робкие шаги. Двое, двух человек. Один мужчина, поступь тяжелая, хоть явно пытается не шуметь. Вторую поступь еле слышно, грация и плавность в ходьбе. Однозначно, женщина.
Приблизились. Прошли мимо. Как раз к ее любимой оружейной. Хорошо, что она не вышла секундой ранее! А ведь тихо идут, сволочи! Она их услышала-то уже впритык! Шагов за двадцать! Кто это? Какой-нибудь витязь служаночку в укромное место затащил? А той только этого и надо? Нет, не похоже. Те хоть и ходят тихо, но никогда не крадутся. Заговорщики???
От последней мысли дыхание перехватило. Но тут же отпустило. Какой дурак будет устраивать заговор прямо здесь, во дворце? Где на вполне невинные предметы понавешано много магических 'жучков', ежедневно дающих информацию к размышлению тайной канцелярии? Нет, не психи же они?
А кто?
Она толкнула дверь, сжимая в руке артефакт. Легонько, лишь чтобы появилась маленькая щелочка.
Да, действительно, мужчина и женщина. Мужчиной был... новоиспеченный принц! Деревня, вышедшая замуж за принцессу! Так-так, интересно-интересно! Вид у принца был взволнованный, он постоянно затравленно оглядывался по сторонам, глазки бегали. Рядом с ним спокойно стояла высокая стройная девица с угольно-черными переливающимися волосами. Девице было лет двадцать пять, и красоты она была такой, что любая леди королевства удавится от зависти. Червячок оной шевельнулся в душе Миланы, но тут же отпустил. Ладно-ладно, и мы не лыком шиты!
Так, и что, интересно, юный принц делает в обществе такой красавицы, в укромном уголке дворца, в котором она сама любит прятаться? Да еще на второй день после свадьбы?
Сердечко девушки учащенно забилось в предвкушении обладания драгоценной информацией.
Секс? Нет, не похоже. С такими лицами не любовными утехами заниматься идут, а на войну собираются. И только после до нее дошло самое странное в этой ситуации: ОНА НЕ ЗНАЕТ КТО ЭТА ЖЕНЩИНА!
Да, именно, самое странное. Если женщина - служанка, она обязана ее знать. Ведь новенькую просто не допустят в королевские покои, доступ сюда надо заслужить, потом пройти 'собеседование' с представителем канцелярии...
В общем, служанок, кто может здесь находиться, она знает всех. Но это и не придворная дама - тех она тоже всех знает. Провинциалка? Не успели представить ко двору? Тогда тем более непонятно, вышагивает, как у себя дома! Ведь даже этот олух не знает плана всего дворца, и по роже видно, смутно догадывается, куда попал! Она же держится уверенно, как у себя дома. Кто, блин, это такая?
Тем временем парочка развернулась лицами друг к другу.
- Не нервничай, Ванюша.
Это 'Ванюша' было сказано с таким пренебрежением, что Милана от удивления икнула.
- Не нервничаю. - Ваня завертел головой во все стороны.
- Я вижу, как не нервничаешь! - презрительно продолжила незнакомка. - Ладно, не бойся. Здесь тихо, можно спокойно поговорить.
- Ты не веришь в мои способности чувствовать мир вокруг?
Магичка? Девица - магичка? Вот это она попала!
Милана зажмурилась. Дыхание ее участилось, кровь ударила в голову. Девушка вжалась в стену, пытаясь унять стук сердца. Получалось плохо. Другая рука до судорог сжимала магический ключ, ибо она вдруг поняла, что именно ему обязана своей невидимостью для магички.
- Хорошо. - Иван немного расслабился, чуть отпустил воротник и начал расхаживать взад-вперед.
- Ванюша, милый, и как это называется? - 'ласково' запела черноволосая. Ага, знавали мы такую ласку! Проходили! Сами не лыком шиты! Милана представила себе змею, так же ласково обвивающую жертву. Нет, пожалуй, даже у змеи так эффектно не получится. Бедный Ваня! Кто же она такая?
- Как ты сюда попала? Как проникла во дворец? - словно не замечая вопроса женщины, пролепетал принц.
- А ты думал, от меня можно спрятаться? Думал, здесь будешь в безопасности? НЕ ДЕРГАЙСЯ! - резко прикрикнула она. Иван тут же стушевался и обреченно осел.
- Я спросила, как это называется? Почему ты не выполнил то, что тебе поручили?
- Я... - начал было оправдываться тот, но черноволосая перебила.
- Что, власти захотелось? Королем решил стать? Идиот!
Женщина отвернулась и прошла в дальний, тупиковый конец коридора. Затем резко обернулась.
- Ты должен был убить ее, дубина! Просто убить! Не спасать, не трахать, не жениться, а вонзить нож в сердце! Или не сердце! Но обязательно с летальным исходом!
- Я... - снова открыл было рот принц, но тут же его закрыл.
- А ты решил, что самый умный! Жениться, стать принцем, подчинить себе эту дуру?
- Нет...
- Заткнись! А потом править страной, когда она станет королевой?
- Я не...
- Я тебе не разрешала говорить!
Новоиспеченный принц опустил голову.
- Понимаешь, когда говорят убить, значит, надо убить. Или ты думаешь, мне некого послать сейчас, чтобы ее грохнули?
- Есть, ты прав... - 'нежно' кивнула женщина. - А как ты думаешь, сколько ты проживешь после ее смерти?
- Не знаю. - Иван опустил голову еще ниже.
- Или, может, ты подумал, что у меня короткие руки? Что не смогу дотянуться за стены дворца? Ты ошибаешься! - она понизила голос. - Ошибаешься, милый! - и нежно провела острыми когтями по его щеке, оставляя белые полосы. Иван побледнел, но не отстранился.
- Я могу достать вас везде. И тебя, и ее. Где бы вы не находились! В любое время дня и ночи! - она сделала паузу. - Но если я сказала достать ее у драконов, это значит достать ее именно у драконов!
- Зачем тебе тогда это все надо, раз ты можешь... - захлопал глазами витязь. - Почему не убьешь сейчас, почему нельзя было тогда?.. Обязательно было эти игры с драконами играть?