Философия - область человеческой деятельности, связанная с мотивацией и классификацией человеческого знания
по признаку требований, ограничений, которые на это знание накладываются. Наиболее структурированными видами знания являются всевозможные науки и
религии. Менее структурированные относятся к искусству (и включают художественную литературу) и обычаям.
Науки
Наиболее ограниченым видом знания (и языком) является наука:
от научной концепции требуется признание конечности ее области применимости,
внутренняя непротиворечивость, подтвеждабельность(верифицируемость), опровержимость (негабельность, опровергабельность), соответствие с уже принятыми концепциями, простота и толерантонсть по отношению к конкурирующим концепциям. При этом в науке истина недостижима:
Каждая научная концепция (даже общепринятая), может быть отвергнута на основе сравнений с наблюдениями или по причине выявления в ней внутренних противоречий. Иллюстрацией служит стихотворение:
Был этот мир глубокой тьмой окутан.
Да будет свет! И вот явился Ньютон.
Но Сатана недолго ждал реванша.
Пришел Эйнштейн - и стало все, как раньше.
Неистинной оказалась геоцентрическая система мира, потом - Ньютонова Механика, потом - Специальная Теория Относительности,
и можно ожидать того же от квантовой гравитации (хотя для этого сперва
предстоит ее построить). Так устроена не только
физика, но и другие науки; например,
после открытия хромосом, не-истинной оказалась
концепция о постепенном превращении обезьяны в человека.
В науке понятие "истина" не обычно не требуется (хотя может использоваться для ограничения
области применимости концепции, например,
"Уравнения Максвелла являются математической истиной");
поэтому этот термин используется в качестве значения, которое может принимать логические выражение
(либо true, истина, либо false, ложь).
В некотором смысле, тождества, не содержащие внешних переменных
(про которые пришлось бы указывать множества, которым они принадлежат), можно рассматривать как "абсолютные истины"; во всяком случае, в течение периода, пока в доказательстве не найдено ошибок и пока не
выявлено внутренних противоречий в системе аксиом, использованной для вывода. Например, пока не выявлено внутренних противоречий в системе аксиом арифметики, можно рассматривать тождество 2+2=4 как абсолютную истину,
и верить, что в обозримом будущем
таких противоречий выявлено не будет
.
Боги могут быть материальны, то есть иметь внешность человека (как Будда, Иисус Назаретский, Ленин); но могут быть нематериальны
(как
Мировая Пролетрская Революция, или
Бог - Святой Дух); в обоих случаях Богу могут нравиться или не нравиться определенные действия.
Предпочтения Богов сформулированы в канонических текстах. То, что Богу угодно, считается добром, а то, что не угодно - злом, предательством и преступлением. Это дает верующим мотивацию, они действуют не для себя, но во имя Бога.
Некоторые религии оправдывают злодейства и войны, если они совершены в угоду Богу (Жертвоприношение Исаака, убийство царский семьи, крестовые походы); преступление волшебным образом превращается в добро (Бог останавливает Авраама; оккупирующая держава оказывается в
дружественном сотрудничестве с народом оккупированной страны; а развязывание войны оправдывается приближением Мировой Революции:
Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем..).
Учения, которые рассматривают типично религизные концепции (Бог, добро, грех), но не постулируют какие-либо свойства Бога и его шкалы предпочтений, занимают промежуточное положение между наукой и религией. К таким возрениям относится позитивистский практицизм.
Религии занимают важное место в человеческом знании и человеческой истории,
и при их достаточной толерантности по отношению к другим видам знания, могут способствовать стабильному развитию общества.
Но религии не могут заменить науки так же, как науки не может заменить религии;
сообщество, которое не развивает науки или подавляет религии, скатывается в
варварство.
Судя по тому, что
позитивистский практицизм
с прошлого века не получил сколько-нибудь заметного развития или распространения, можно ожидать, что он тоже не может заменить ни науки, ни (другие) религии.
К философии иногда относят еще и другую литературу, не обязательно научную или религиозную, если в ней которой исследуется мотивация человеческой деятельности.
Кроме того, работы по религиям или методологии наук тоже иногда считают философскими, но
в этом словаре я стараюсь не использовать эти значения, имея в виду только определение, предложенное в преамбуле.