Лучшие мистики "Самиздата"
скрестили косы в финале конкурса "Отражения".
Кому-то из них удастся живьем взобраться на пьедестал. Кто-то нахватает от
судей осиновых кольев. Но, полагаю, не нужно объяснять, что кол не простой, а
финальный, и означает всего-то, что в отдельно взятой схватке с позиции одного
из судей рассказ немного недотянул до остальных.
Что хотелось бы увидеть в каждой из представленных историй?
Атмосферу, прежде всего. Гнетущую, будоражащую или самую чуточку ужасающую.
Внутреннюю логику. Ведь создать непротиворечивый, но полный загадок мир,
гораздо сложнее, чем описать нашу с вами реальность. Тайну, непостижимую для
мира живых. Ведь мистика - есть мистика. И вовсе не обязательно в конце
раскрывать все карты. Так даже интереснее...
Вкусный, сочный авторский язык с соусом или под майонезом. Впрочем,
другого и не бывает у финальных текстов.
А еще симпатичного персонажа, в шкуру которого можно влезть,
удобно завернуться и побродить по кладбищам, безлюдным паркам и чужим мирам.
В путь...
ОТРАЖАЮТСЯ
Кашин А. Под пятницу
Ink V. Третий лишний
Клеандрова И.А. Маска Психеи
Тихонова Т.В. Воспоминания
Ундервуда
Пик А. Коварный притворщик
Баев А. Наледь, снятая с души
Царицын В.В. Смерть - дело
добровольное?
Крошка Ц. Поводок
Рашевский М.В. Простое задание
Малухин С.С. Которой нет
Маверик Д. Я и мои злые гномики
Львова Л.А. Барисан
Вдовин А.Н. Обратный отсчет
Токарева М.Ю. Бесконечно в
бамбуковое зеркало текут сны
Мшанкин П. Человек, творивший
добро
Липова М.К. Любава
Макдауэлл А.К. Солнышко отведет
беду
Петрова З. Снежаны
Ролдугина С. Глаз
Юс. С.С. Созерцание конечной
бесконечности
Калугина Л. Простишь?..
Градов И. Кладбищенский смотритель
Ivanoff А.Н. Смерть герцога
Люденгорфа
Ефимова М. Миханик
Мартин И. Уходящие тени
Дошан Н.В. Обманувшие Смерть
Керлис П. Для неё
Тор А. Seele
Даже после двух прочтений этого рассказа остались непонятки.
В название рассказа выносится пятница. Она играет ключевую
роль? По-моему, нет. События могли бы происходить когда угодно, но автор
зачем-то акцентирует внимание на днях недели и тем самым заставляет читателя
разгадывать загадку, которая нисколько не важна.
Судя по первой встрече во сне, у Кати и главгера разные
часовые пояса и разные времена года. А дальше оказывается, что Катя живет
где-то под боком.
Что произошло в итоге, когда главгер попытался исправить
происходящее? Просто умер, а врач соврал, чтобы девушку утешить? Или умер здесь
и попал с переломами в Катину реальность? Ведь понимать на самом деле можно и
так, и так.
Итого: сюжет слишком схематичен, равно как и характеры
героев.
Яркий пример произведения, являющегося мистическим по сути.
Даже немного чересчур.
Пока что удалось уловить только атмосферу, настроение
рассказа, но не смысл. А хотелось бы больше понимания. Нет, не ответов на
вопросы, в кого превращался Виктор, или где пропадал года два? Понимания
другого. К примеру, зачем есть этот рассказ? Что было той изначальной идеей, с
которой зародился он у автора в голове? Лично мне очень пришлась по душе та
тропинка, по которой можно уйти из надоевшего мира. Получился яркий,
центральный и чуть ли не единственный действительно наполненный смыслом образ. Но
для этого кишащего загадками рассказа, столь странных его героев, странного
мира - да, в том мире тоже явно что-то не так - одной смыслосодержащей тропинки
очень мало.
Пишу отзыв, находясь под первым впечатлением от прочитанного,
и со временем, надеюсь, из рассказа догонит что-то еще.
Из царапнувшего: сцена в электричке с первых же строк
действительно напоминает приступ эпилепсии, поэтому очень странной выглядит
реакция пассажиров и их желание вызвать милицию. Восприятие было бы совсем
иным, если бы Виктора во время приступа кидало на окружающих. В этом случае
действительно ощущалось бы, что он может быть опасен.
Данный текст можно рассматривать как хорошо выполненное
упражнение по передаче образов при помощи слов либо как прелюдию к рассказу,
содержащую очень, очень, очень много описаний. Сюжет рассказа, его динамику
можно свести к одной фразе - девочка по недосмотру старших становится
хранительницей границы мира. Смысл данного произведения, к сожалению, потерялся
в бесконечных второстепенных деталях. Жаль.
Мистическая, любовная, почти детективная и очень жизненная
история. Все эти составляющие переплетаются очень органично, совершенно не мешают,
а, напротив, отлично дополняют друг друга.
Весьма спорным мне показалось задействование вещей,
пребывающих на свалке, наряду с персонажами-людьми. Поначалу такой прием был
встречен мною с явным негодованием - ведь помимо основных действующих лиц пришлось
держать в голове имена и характеры выброшенных вещей. Кстати, имена Ундервуд и
Уинифрид по звучанию и по написанию очень похожи, из-за чего часто возникала
путаница. Но по мере развития сюжета вещи оказались весьма кстати.
Высказываемые ими догадки и отношения к персонажам подбрасывали масла в огонь,
подогревая интерес к происходящему.
Посредством незначительных штрихов, вроде манеры говорить,
переплетать ноги и скашивать глаза, автору удалось ярко прорисовать характеры
героев и их взаимоотношения, накрутив клубок интриг покруче бразильского
сериала. Но именно по этой причине в конце осталась легкая обида на автора за
то, что вот так, одним махом был брошен под колеса авто один из ключевых и
наиболее симпатичных персонажей.
Классический японский ужастик. Стилизация на уровне. Со
своей основной задачей - попугать читателя - рассказ вполне справляется. Но с
другой стороны, здесь сложно найти что-либо еще.
Название странное, слабо настраивающее на происходящее в
рассказе. Герои схематичны, словно прорисованы лишь с одной стороны. Наблюдается
определенный перебор количества монстров на квадратный килобайт текста.
Наиболее красочными среди них мне показались деревья с проблемами в
пищеварительной системе ну и, конечно, двуротая красавица Юрико.
Нам, людям, свойственны эмоции - и положительные, и
отрицательные. Хотя это разделение во многом условно. Вопрос лишь в их
применении. И в данном рассказе дается простой и действенный рецепт. К примеру,
если тепла у тебя достаточно, можешь человека отогреть, а, если денёк выдался
неважный и на душе образовался ледяной ком, так можно ведь помочь пацанам
сделать каток. Все эти мысли поданы в рассказе спокойно и ненавязчиво.
В чем, на мой взгляд слабое место рассказа - многовато
лирических отступлений вроде описания больницы и сапожной мастерской, процесса
транспортировки раненых и размышлений над стереотипами. В результате рассказ
остается почти без ярких эмоций, хотя и настраивает на определенный философский
лад.
Чеченская история Лисицина подана немного сумбурно. Да и
вопрос, откуда сам Лисицин знает, кто погиб в ущелье, а кто нет? Его же самого
полуживого из-под снега откопали и в бессознательном состоянии доставили в
госпиталь.
Три мужика в рубахах неспешно прогуливаются вдоль реки,
беседуя большей частью о малозначительных вещах или переругиваясь. В итоге
получается довольно скучное повествование. Не способствует повышению интереса и
совершенно не симпатичный занудный главный герой.
Интересной показалась авторская задумка, что главгер
догадался о том, что он и его спутники мертвы. Но, к сожалению, главгер,
немного потянув время, просто раскрыл карты, и эта догадка в результате никак
не сыграла. А ведь ее можно было, к примеру, использовать как козырь, дающий
первому осознавшему право не лезть в лодку, а вернуться в мир живых.
Пугалка ради пугалки. Впрочем, нагнать атмосферу хоррора
удалось достаточно хорошо, по крайней мере, какое-то время. Где-то с момента,
когда стебли принялись стегать Кемпа, ужастик трансформировался в трэш.
Основной мистический элемент заключается в том, существует
ли связь названия с содержанием.
Интересно еще, а кто такой "большая, просторная
кабинет"?
Краткое содержание первой трети рассказа: туповатый, но
очень исполнительный снабженец едет к чёрту на кулички с шансами на выживание,
близкими к нулю. Да ему не то, что толпы мертвецов, а гвоздя на дороге хватило
бы, чтобы застрять в безлюдной глуши и отбросить копыта.
Пока главгер добрался до фермы, я откровенно заскучал. Но
дальше ситуация изменилась в корне. Начинается добротный экшн, плавно
переходящий в ужастик, по окончании которого, в свою очередь, полностью
переворачивается отношение к происходящему, рассказ наполняется смыслом. Надо
сказать, очень хорошо играет подброшенная автором зацепка насчет происхождения
шкур, которая уводит читателя по ложному следу, позволяя до самой развязки не
догадываться о сути.
Состояние героя передано очень хорошо: перепрыгивание с
сиденья на сиденье, желание отправиться на тот свет быстро и не больно. С точки
зрения логики всё не столь радужно. К примеру, почему кучи костей не
обнаруживаются вокруг дома, как это произошло возле машины главгера, если
сходки мертвецов - дело еженощное? Зачем постоянно жить на ферме, если зимой кости
особо не пособираешь? Или, если уж так хочется, жили бы себе сами, но детей-то
можно было куда-нибудь сплавить.
И напоследок мегаперл, напрочь выбивший меня из атмосферы
хоррора: "его глаза словно примёрзли к одному месту". Ох, акробат!
Простенькая, но довольно симпатичная история, которая,
вероятнее всего, через пару дней забудется, но которая оставила приятное тепло
на душе. Особых замечаний нет. Разве что пожелание не писать "вы" с
заглавной буквы в художественном тексте и не пользоваться CapsLock'ом.
Читатель сам найдет в тексте важные слова.
Инструкция по уходу за гномиками. Добротная, правильная
инструкция с примером, как делать нельзя и почему. В качестве рассказа этот
текст воспринимается ровным середнячком без особых провалов, но и без заявок на
пьедестал.
Юморная отсылка к психиатру в самом начале не согласуется с
настроем остальной части рассказа.
Наиболее яркой авторской находкой здесь видится образ
гномиков, мутирующих в кошкокрыс.
Очень тяжело было продираться через этот текст. Временами сцены
слабо отделены одна от другой. Слишком резко перепрыгивает камера. Например:
"Галчи выбрался из ямы. Надо же - цел, даже волосы не опалило. Русские
пошли прочь. Догсан обернулся и увидел скорченную тень у костра". Здесь
сначала читатель видит мир глазами Галчи, а потом резко с позиции Догсана
взгляд на Галчи. Такие фрагменты приходится перечитывать по нескольку раз.
Также создается впечатление, что автор нарочно сбивает
восприятие читателя. Например, Тимоха заорал, говорится про возможную травму,
Колян собирается бежать за аптечкой, а парой предложений позже выясняется, что
крик совсем по другому поводу. Но у читателя уже возникли образы и
эмоциональный настрой на происшествие. Результат - читателя выбрасывает из
текста.
Встречаются странные фразы, выбивающиеся из стиля:
"А сейчас, помолчим, ладно?" - слишком высокопарно
для разговора двух "чуваков".
"заразу из Монголии привёз" - слишком заумно для
парня из глухого бурятского селения.
"лунный месяц" - есть ли у бурятов другие месяцы?
Если и да, то для рядового читателя это масло масляное.
Отдельные эпизоды вызывают недоверие. Например, Тимоха с
Коляном слёту определяют, что кости конские. А Галчи, к примеру, умудряется
умереть насильственной смертью так, что ни он сам, ни русские того не заметили.
При всём при этом текст читался с интересом, хотя цельной
картины так и не сложилось. Просто набор образов, ярких, необычных, но
отдельных. Чувствуется, что автор разбирается в том, о чем пишет, но то ли
ориентируется при этом на специалистов по кладоискательству и бурятской
культуре, то ли просто не оценивает восприятие собственного текста сторонним
читателем.
На мой взгляд, у текста хороший потенциал, но для его
реализации рассказ нужно изрядно чистить.
Долгое время не покидало ощущение, что вот-вот начнется
фильм "Мы из будущего", т.е. герой реально попадет в прошлое и начнет
сражаться за большевиков. Но автор, к счастью, выбрал другой путь, переплетя
две реальности посредством сна. Образы из попаданий в прошлое получились
яркими, говорящими. Удались и бытовые, даже малозначительные сцены из нашего
времени. Рассказ определенно оставил впечатление. В то же время не хватило
яркой концовки. Здесь таковой могло бы стать серьезное внутреннее изменение
героя, а он взял и просто отмахнулся от всего произошедшего. С другой стороны,
финальная фраза рассказа намекает, что основные приключения героя впереди и что
обратный отсчет начался. А что? Защиту на восемнадцать часов ему выдали, а
дальше как знает. Но если такая трактовка верна, хотелось бы видеть ее более
четко, заодно вместе с последующими приключениями.
Возникло сомнение, а сохранятся ли следы окопов в течение
девяноста пяти лет?
Есть такая категория рассказов, именуемая "Что курил
автор?" Подозрение на принадлежность к ней закралось еще с названия, а в
дальнейшем стопроцентно подтвердилось.
Будучи рядовым читателем, бросил бы знакомство с рассказом
на фразе "но голос слышал весь бирюзовый снаружи, словно раковина изнутри
песочный вагон, длинною в поезд". Даже если здесь правильно расставить
запятые и убрать грамматическую ошибку, понадобится перевод этой конструкции на
русский язык.
В сухом остатке: вычурный язык, подача мыслей прямым текстом
из уст героев, многократные повторы.
Автор пытается показать, что лишить человека жизни может
быть как злым, так и добрым делом в зависимости от обстоятельств. Но особо
свежей такую идею не назовешь. Вопросы эвтаназии обсуждаются и за рюмкой чая, и
на высшем политическом уровне. И воплощаются в жизнь. В гитлеровской Германии,
к примеру, массово применяли эвтаназию в добровольно-принудительном порядке,
избавляя социум от инвалидов. Примером использования той же идеи в мире
искусства может служить фильм "Долина цветов". И честно говоря, не
заметил, чтобы в "Человеке, творившем добро" было добавлено что-то к
сказанному в "Долине цветов".
Конкретно по реализации. Начиная рассказ с описания
стрелялки, автор рискует тут же лишиться львиной доли читателей, за исключением
компьютерных фанатов. Подача информации в лоб через диалог (в данном случае
через чат) - прием довольно слабый. Образ дебилки вышел ярким, но неприятным.
Ну и финальный поступок главгера, как мне кажется, на
показатель святости не тянет. Ведь если тело не способно осознать, что с ним
происходит, то какая по большому счету разница - умрет оно сразу или через
тридцать лет. Впрочем, это уже вопрос мировоззрения.
У этого рассказа в авторском разделе указан жанр
"фэнтези". Согласен. Можно также сказать, что это сказка, а еще
точнее - байка. Жанр "мистика" в данном случае соответствует
формальному определению из Википедии, но не подходит к рассказу по духу.
История Любавы никак не связана с Михеем и Глафирой. Может
быть, в цикле сказок Михей и играет какую-то роль, но в конкурсе
рассматривается отдельное произведение, и имело смысл обвязку из рассказчика и
слушальщицы убрать. Хотя, признаюсь честно, только Михей с Глафирой вышли
чуточку живыми, а остальные герои просто никакие.
Основной историей не проникся - ни происходящими событиями,
ни попыткой стилизации, ни поведением героев. Сколь-нибудь значимой идеи также
не нашел. Сорри.
Наговор "Солнышко отведет беду" оказался мощным
отворотным средством - много раз, выбирая что бы сейчас почитать, я проходил
мимо этого рассказа, ожидая от текста с таким названием девчуковой фэнтезятины.
А текст на удивление оказался хорош.
Дядя Саша вышел фигурой весьма колоритной - тут невольно
поверишь, что Пустые по сравнению с таким защитником совсем нестрашные.
Может быть, немного маловато динамики. Может быть, самого
текста маловато. Тридцать кило были проглочены одним махом, а самое интересное
- что ж там дальше? - осталось за кадром.
Радует тот факт, что автор задался целью не просто попугать
читателя, а донести до него определенные мысли. Ну и старый добрый
постапокалипсис после передозировки классической мистикой - просто глоток
свежего воздуха.
Скорее, понравилось, хотя очень всё неоднозначно.
С одной стороны, изложение несколько затянуто. С другой -
автор умело и с любовью рисует образы снега, снежан, зимнего сада, так что
затянутость не особенно замечается. Полагаю, что восприятие рассказа будет
существенно зависеть от того, читаешь ли его дома в тепле, за чашкой горячего
чая или где-нибудь по дороге в метро. В последнем случае есть риск, что
неспешное повествование быстро наскучит. А вот финал, наоборот, вышел слишком
резким и скомканным. Такое впечатление, что автор дописывал в спешке или
пытался уложиться конкурсный объем.
Автору прекрасно удалось передать внутренний мир героини -
его становление, его разлом. Но в этом есть одна проблема. Ведь главная героиня
вышла знатная, с полным букетом психических расстройств: и психосоматика
вылезает в стрессовых ситуациях, и прогрессирующая шизофрения налицо, и
никотиновая зависимость. До алкогольной зависимости, к сожалению, не дожила. К
концу повествования знаешь Аню как родную, и только диву даешься - как же
родители ее так запустили. Такое вот восприятие рассказа, к сожалению, мешает
оценить его с позиции мистики. Дилемма...
На мой взгляд, рассказ явно перекликается с фильмом
"Запрещенный прием".
В этом рассказе понравилось всё, начиная с самого первого
предложения, одним махом окунающего читателя в необычный мир рассказа, до
захламленных улиц и арестантов. До сих пор мне не доводилось встречать пост-
или предапокалиптический пейзаж и одноглазых персонажей, описанных с таким светом
и теплом.
И хотя после прочтения не сразу всё расставилось по местам,
осталось много вопросов, это тоже следует отнести рассказу в плюс, т.к. в
мыслях время от времени возвращаешься к написанному.
Критиковать здесь особо нечего да и не хочется. Просто скажу
спасибо автору, своим рассказом сумевшему чуточку заштопать наш расползающийся
мир.
Стилизация хорошая. Наиболее красочными получились образы
игрушечной бородинской битвы, а вот момент проваливания в могилу вышел
скомканным, слишком резким как для неспешного повествования. Но это мелочи.
Основная проблема рассказа в том, что просто описана
ситуация - так, мол, сложилась биография отдельно взятой семьи. Даже осознание
главгером того, что он умер, показано буднично, по принципу "умер, ну и
ладно". А что при этом изменилось в героях? Что должно было перевернуться
в читателе? Этого не видно.
Почему-то при вполне качественном языке в первое же
предложение рассказа закрались последовательно идущие глаголы несовершенного и
совершенного вида: "разметал", "лёг", "прижался".
Нехорошо. Если заменить на "размёл", визитная карточка рассказа будет
выглядеть корректней.
Автор поднимает достаточно серьезную тему, но реализация, на
мой взгляд, не удалась. Здесь нет симпатичных персонажей, тех, кому хочется
сопереживать, поэтому рассказ читается отстраненно. Большинство из описываемых
событий апеллирует к негативным эмоциям, поэтому в целом у рассказа создается
негативный дух. При этом становится вторичным, насколько разумное, доброе,
вечное стремился донести автор.
Реально раздражал "Бэмс". Хотя готов допустить,
что это мои личные тараканы.
Пусть не прямым текстом, но явно подводится к тому, что да -
надо простить, что это правильно и хорошо. Не соглашусь. Не может быть единого
рецепта для всякого человека, на всякий поступок и проступок. Бывает, что
правильнее отвечать злом на зло. Или простить внутри, а внешне держаться до
самого конца. Впрочем, спорить с автором на эту тему не планирую. Заранее прошу
простить.
Спокойное, умиротворенное повествование. Здесь нет особо
ярких событий и бурных эмоций. Зато есть тихая печаль и атмосфера Страны
восходящего солнца. И мысль, проходящая центральной нитью рассказа: "Это
нужно не мертвым, это нужно живым".
Коротко о царапнувшем. Слишком много внимания уделено
деньгам. И это в рассказе, где деньги вообще никакого значения не имеют.
Остаются вопросы касательно технической и мистической
стороны голограмм. Если голограммы - это исключительно техническая реализация,
обеспечивающая имитацию поведения живого человека, то чисто по формальным
критериям рассказ ошибся конкурсом. Если же аппаратура является своеобразным
средством общения с духом умершего, тогда почему же голограмма заявляет: "Я
голограмма, видимость"? Почему голограммы выцветают, если они - лишь техника,
и почему не могут спорить, если духи?
В целом хороший философский рассказ. Вот только оценивать
его было бы значительно проще вне рамок конкурса.
Здесь отдельно хотелось бы отметить вкусный стиль. Уже одним
только языком автор отлично воссоздает дух эпохи. Отсыл к историческим персоналиям
и реально существовавшему шахматному автомату добавляет достоверности рассказу,
читаешь - и сразу веришь.
Что не понравилось - начало и концовка. В этом рассказе они
собственно одно и то же. Но дело не этом. Проблема в том, что остальная часть
рассказа - это мистика, это мир, где правят алхимия и механика, это английская
чопорность и граничащее с одержимостью желание раскрыть тайну. А закольцованное
начало и концовка - это банальный трэш. Если убрать из рассказа маньяка,
выламывающего дверь, и остановиться на E2-E4, жути было б на порядок больше.
Также несколько разочаровывает шаблонный сюжет. Его развитие
предугадывается примерно с фразы Нуарье "только не снова". Хотя надо
отдать автору должное - интерес по мере чтения почти не снижается за счет
яркого стиля и сильных сцен.
Мне кажется, рассказ будет смотреться гораздо выгодней, если
автор решится развить его до повести и добавить несколько параллельных сюжетных
линий.
И это... насчет живописания обеденных сцен предупреждать
надо - слюной же захлебнуться можно.
С документальной четкостью здесь описаны образы и свечения,
которые видит главгер, и с высочайшей психологической достоверностью - реакция
на возможное исцеление. Даже возникло сомнение - можно ли считать рассказ
мистикой? Или это просто голые факты, пока не признанные официальной наукой? Ну
хорошо - пусть будет мистика.
А теперь по проблемным местам. Совершенно не сыграла связь
Миханика с пропавшей иконой. Разве что дала ему имя. Но важно ли, будут звать
существо из другого мира Михаником, Механиком или еще как? Мне кажется - не
принципиально.
Концовка вышла не убедительной. Логичной - да, убедительной
- нет. Мальчишка, который в душе желает помочь другим, но давно уже переступил
черту, вкусив крови и почувствовав власть, вот так запросто пожертвовал собой?
И ни сомнений, ни страха? И если Люсик уже плюнул на мазу (а она всего-то
огрела его хвостом!), то чем же главгеру был так близок брат, что за него и
жизни не жалко? Из рассказа этого не видать.
Потрясающий рассказ. Из крошечных деталей: пачки
железнодорожных билетов, произнесенных сквозь зубы фраз, ведра с кипятком, -
вырисовывается целостная картина.
Рассказ по-настоящему жуткий, хотя нет здесь ни монстров, ни
их поблескивающих в темноте глаз, ни даже собственно темноты.
Высший пилотаж автора - выложить перед читателем факты все
до одного и оставить при этом в неведении до самой развязки. Здесь это удалось
на все сто.
По духу рассказ перекликается с фильмом "Простая
формальность". И здесь, и там с исполнения пустяшного вроде бы действия
для галочки вытягивается по кусочкам целая жизнь.
И раз уж зашла речь о формальностях, то чисто с формальной
точки зрения мистической здесь является только запертая дверь, да и ту могло
просто заклинить в старом покосившемся доме. Но это так, придирка, не более.
Или, скорее, намек на то, что и на конкурсе реалистичной прозы рассказ будет смотреться
выигрышно.
Притча о законе сохранения жизни. Или смерти. Смотря с какой
стороны смотреть.
Исполнение простое, ровное. Замечаний нет.
Что еще сказать? Всё, пожалуй.
Долго пытался высказать мнение касательно этого рассказа.
Писал пару предложений, стирал их, перечитывал фрагменты рассказа по новой и
повторял всё сначала. Старался найти ответ на вопрос: где проходит грань между
мистикой и восприятием мира глазами душевнобольной? Искал сколь-нибудь значимую
идею. Пытался разобраться, наконец, где на самом деле целыми днями находилась
героиня в течение года: в сгоревшем клубе или, будучи обколотой, не покидала
больницы?
Однозначных ответов я так и не нашел. Будем считать, что
просто не мое.
А со смакованием лесбийских мотивов, на мой взгляд, перебор.
Здесь случай особый. Начну по порядку...
Ругать рассказ есть за что. Это и вторичная идея, и
грамматические ошибки, и рояли в кустах вроде агента, внезапно появляющегося в
нужный момент и произносящего нужные слова. Встречаются и странные оборванные
фразы. Есть проблемы с логикой. И при таком букете еще и непатриотичное
название. Тем не менее, рассказ оказался в финале. Это означает, что в нем есть
определенные яркие особенности.
Например, хорошо удалось самое начало. Комнатушка,
наполненная особыми красками и запахами. Персонажи, поведение которых в этом
фрагменте естественное и непринужденное. Здесь уже видны характеры героев, их
отношения. Видно, насколько Хельга увлечена своей работой. Понятно, что для
старого ветерана Ханса, доживающего век в одиночестве, Хельга является
отдушиной, единственным человеком, для которого он, старый инвалид, может
почувствовать себя нужным, которого может побаловать, принеся из пекарни
любимую выпечку. Всё это здесь показано через второстепенные детали. И это
очень важное умение - понять, куда смотреть и на что именно указать читателю. У
автора это есть. Пока что недостает умения корректно и грамотно до читателя всё
это донести. Нужен опыт.