Мой порван воротник, а грудь изранена, чтоб это доказать тебе.
Любимый, пощади Авни! Ты вместо слёз моих получишь жемчуг.
А шахта сердца обещает красные, как кровь, гранаты дать тебе.
_______________
1 Сулейман - так назван в Коране иудейский царь Соломон, который у мусульман почитается как пророк. Сура 27, которая называется "Муравьи", рассказывает о том, как Давуду (царю Давиду) и его сыну Сулейману, наследовавшему отцовский трон, Аллах даровал способность повелевать птицами и джиннами (злыми духами), а также власть над людьми. Соломон повелел людям, джиннам и птицам собраться в большую армию, а когда армия прибыла в страну муравьёв, Соломон услышал, как муравьиная матка сказала: "О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого".
Толкование:
Мы, как обычно, можем лишь предполагать, кому посвящено стихотворение. Хочется думать, что прообразом возлюбленного, который здесь аллегорически назван Сулейманом, является Раду Красивый.
На Раду может намекать выражение "Трон Красоты", ведь Раду принадлежал к роду правителей (румынских князей), но в то же время необходимо помнить, что Раду - не единственный представитель правящих фамилий, вызвавший у Мехмеда интерес.
Также возможно, эта газель как-то связана с газелью 30-й. Есть вероятность, что в 30-й газели начинается история, которая продолжается здесь, ведь порядок расположения стихов в сборнике отнюдь не говорит о том, что именно в такой очерёдности эти стихи сочинялись.
В 30-й газели рассказано, как Мехмед (Авни) влюбился в красивого юношу и испытал чувство счастья оттого, что юноша согласился провести вместе ночь.
Во 2-й газели мы видим похожую историю - красивый юноша согласен уступить, но для Мехмеда (Авни), который проводит ночь с ним, это уже не повод для восторженной радости. Во 2-й газели Мехмед (Авни) понимает, что согласие провести ночь вместе не означает, что юноша испытывает ответную любовь.
Мехмед (Авни) хочет ответного чувства, поэтому грустит даже во время свидания. О стремлении получить ответную любовь свидетельствует пятый бейт (пятое двустишие), где говорится о том, что должен чувствовать возлюбленный, который не просто покоряется. Если возлюбленный лишь кокетничает, то радуется, когда поклонник ревнует. Если возлюбленный любит своего любовника, то должен сострадать его боли, которая вызвана чувством ревности.
Увы, во 2-й газели Мехмед (Авни) по-прежнему не знает, как возникает искренняя любовь, и надеется купить эту любовь дорогими подарками.
Кстати, логическим продолжением 2-й газели является 3-я. Не исключено, что Мехмед (Авни) нарочно сочинил эти два стихотворения как пару.