Я пеплом стал, а сердце всё боится боли и печалей,
Хоть знаю - ветром разнесётся пепел мой, исчезнет.
Любовь моя, красою не гордись, храни мне верность!
Краса не навсегда останется с тобой, исчезнет.
Я должен с недругами биться храбро за любовь свою.
Умрите, псы! Ведь счастье, если проиграю бой, исчезнет.
_______________
"О, виночерпий, дай вина!" - типичное начало стиха в суфийской поэзии, но в этом стихотворении султана Мехмеда (Авни) вполне может идти речь о реальной ситуации, а не о мистическом переживании, поскольку в стихе использованы не только суфийские символы.
Тюльпан - это поэтический символ идеальной земной любви, который не имеет отношения к суфизму. Появление этого цветка легенда связывает с зодчим по имени Фархад, который был влюблён в армянскую принцессу по имени Ширин. Чтобы получить эту девушку, он обещал выполнить сложную задачу - построить проход через гору, но когда работа была почти завершена, недоброжелатель передал Фархаду ложное известие о том, что Ширин умерла. Фархад обезумел от горя и покончил с собой. Там, где камни горы оказались политы его кровью, выросли тюльпаны.
Эта легенда была широко известна среди любителей поэзии в Средние века, поэтому Мехмед, упоминая тюльпаны в газели, не мог сделать это случайно.
Кстати, в 16-м веке, то есть уже после Мехмеда, в Турции возник целый культ тюльпана. Множество сортов, нарочно выведенных, выращивалось в садах Топкапы (султанского дворца в Стамбуле). Это началось уже во времена Сулеймана Великолепного. А в более поздние годы при дворе даже стали устраивать Праздник тюльпанов, происходивший весной (в апреле).
Что же касается Мехмеда, то в рассматриваемом нами стихотворении он мог изобразить подлинный эпизод в своей жизни периода 1446-1451 годов. Эпизод мог быть таким же печальным как легенда о Фархаде и Ширин.
Как известно, в 1444 году Мехмед начал именоваться султаном вместо отца, но в 1446 потерял власть и снова стал принцем, то есть снова попал в зависимость от отца и не мог распоряжаться своей судьбой. Не исключено, что Мехмеда в этот период пытались разлучить или разлучили с кем-то, кто стал принцу особенно дорог.
Стихотворение не позволяет нам понять, какого пола была упомянутая там "краса" и "любовь", но про период времени, описанный в стихотворении, можно говорить уверенно. В другие годы в жизни Мехмеда просто не возникало ситуаций, когда он не имел возможности удержать возле себя объект своей любви, а в стихе ясно говорится об угрозе расставания и о необходимости бороться за любовь с некими "врагами".