Рюдберг В. : другие произведения.

"Тевтонская мифология". Часть I

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В первой части своей книги В. Рюдберг дает пространный обзор существовавших на то время (конец XIX века) теорий миграций арийских народов. В последней главе этой части он предлагает свою гипотезу миграции, на основе которой затем реконструирует события, описанные в скандинавских мифах и работах средневековых хронистов.


   Часть 1. Введение
  
   А. Древние арии
  
   1. Использование терминов "германец" и "германский"
  
   Уже в начале нашей эры римляне и галлы называли "германцами" многие племена, чьей основной областью обитания была обширная территория к востоку от Рейна и к северу от лесистых Герцинских гор. Римляне прекрасно осознавали, что все эти племена принадлежат к одной расе, потому что все их представители отличались поразительным сходством телосложения. Кроме того, более тесное знакомство показало, что их многочисленными диалектами были вариации одного и того же праязыка, и наконец, они имели схожие обычаи, традиции и религию. Особенностями внешнего вида германцев были светлые волосы, голубые глаза, белая кожа и высокий рост по сравнению с римлянами.
   Даже сказители саг, у которых римский историк Тацит собирал факты для своей "Германии", знали, что в так называемом Свейском (Балтийском) море к северу от германского континента, лежала другая важная часть Германии, населенная свионами, народом, разделенным на несколько кланов. Родственные им континентальные народы описывали их как племена, богатые оружием и судами и имеющими множество воинов на суше и на море (Tацит, Германия, 44). По словам других авторов Римской империи, эта северная, окруженная морем часть Германии называлась Скандинавия или Скандия (Scandeia), и нет сомнений, что данное название относится к полуострову, который, если судить по найденным историческим памятникам, был заселен предками шведов и норвежцев. Поэтому я называю германцами предков скандинавских, готских и германских (tyske) народов. Наука должна определить собирательное название всех этих родственных племен, которые возникли из одного корня, - название, под которым они впервые появились в истории. Несомненно, такое название не может быть синонимом терминам German и Deutsch. По этой причине датские авторы взяли слово "готы" для названия германских народов. Однако оно исторически принадлежало конкретной ветви семьи - той ветви, в которую входили восточные и западные готы, следовательно, во избежание двусмысленности этот термин должен применяться исключительно к ним.
   Итак, необходимо использовать собирательные древние названия, пусть даже не германского происхождения, тем более, что правильное использование слов "германец" и "германские" превалирует в самой Германии, поэтому для германских ученых также имеет вес точная и рациональная терминология*.
  
   2. Арийская семья языков
  
   Общеизвестно, что тевтонские диалекты связаны с латинским, греческим, славянским и кельтским языками. Их родственные связи простираются за пределы Европы, к языкам Армении, Ирана и Индии. Зороастру приписывают авторство священных книг, которые для жрецов Кира и Дария были тем же самым, чем Библия является для нас. Гимны Ригведы для людей, живущих на берегах Ганга, представляют собой слова божественных откровений, написаны на языке, который указывает на общее происхождение с нашим собственным. Однако все эти родственные языки развивались вместе в течение тысяч лет и оставались четко определенной группой старших и младших сестринских языков, если сравнивать их со всеми другими языковыми группами мира. Даже семитские языки отделены от них пропастью настолько широкой и глубокой, что ее вряд ли можно преодолеть.
   Нашу языковую группу называют по-разному: индогерманской, индоевропейской и арийской семьей языков. Я использую последнее название. Армян, иранцев, индусов я называю азиатскими ариями, а всех остальных - европейскими ариями.
   Определенно эти сестринские языки имеют общую мать - древнюю арийскую речь, поскольку существовал некий географический центр, из которого они распространялись. (Древний арийский язык не может, конечно, быть стереотипным во всех его проявлениях, как литературные языки более поздних времен, это просто единство диалектов, на которых говорили племена, жившие вокруг центра распространения.) Сравнивая грамматическую структуру всех дочерей этой древней матери с помощью уже открытых законов перехода звуков из одного языка в другой, были предприняты попытки восстановить тот праязык, который перестал звучать уже тысячу лет. Попытки, конечно, не могут воспроизвести образ, соответствующий утраченному оригиналу в отношении синтаксиса и словоизменений. Такая задача оказалась бы так же невозможна, как реконструкция диалекта, используемого в Лацио, на основе всех современных языков, которые происходят от латинского. Наша цель - просто понять, насколько верна идея о существовании древнего праязыка.
   В самые отдаленные исторические времена народы, говорившие на арийском языке, жили только в Азии и Европе. В поисках центра и распространения древнего арийского языка ученый должен оставаться в пределах этих двух континентов, а в Азии он может не принимать во внимание все восточные и самые южные ее части, поскольку эти обширные регионы с доисторических времен были заселены монгольскими племенами и их союзниками, поэтому считаются колыбелью этих рас. Вопрос о первоначальной родине древнего арийского языка не является тем же, что и вопрос о колыбели европейской расы. Белая раса, возможно, существовала и была распространена на значительной части Старого Света еще до появления языка, обладающего арийскими характеристиками. Известен факт, что южная часть Европы, Балканский и Аппенинский полуострова были уже населены белыми людьми, прежде чем их завоевали арии.
  
   3. Гипотеза об азиатском происхождении ариев
  
   Когда впервые встал вопрос об изначальной родине и языке арийской расы, то в основном он не вызвал противоречивых мнений**. Все, кто интересовался данной проблемой, были согласны, что именно Азия является колыбелью ариев. Азия всегда рассматривалась как колыбель человеческой расы. В древние времена желтые монголы, черные африканцы, краснокожие американские индейцы и белые европейцы разбивали шатры бок о бок. Откуда-то из общего центра в Азии они распространились по всей поверхности населенной земли. Сказания разных европейских народов о переселении с Востока поддерживают эту точку зрения. Считается, что прародители римлян пришли из Трои, предки тевтонов мигрировали из Азии во главе с Одином. Одна прародина была у домашних животных и культурных растений. Затем было сделано поразительное открытие. Оказалось, что священные книги иранцев и индусов были написаны на языке, похожем на европейские языки. Однако, когда эти лингвистические памятники продемонстрировали все богатство словоизменений, по сравнению с которым поблекли классические языки, и стал очевиден отпечаток древности, лежащий на этих языках, рядом с которыми европейские диалекты, казалось, выглядели как дети, то естественно было сделать следующий вывод: первоначальная форма языка сохранилась на прародине, а чем дальше уходили от нее переселенцы, тем больше терял их язык и изменялся унаследованный ими от предков взгляд на мир, т.е. их мифология, которая у индусов кажется такой первобытной и простой, как будто ее омыла роса на заре жизни.
   Нет никаких сомнений в том, что праязык, сама мать всех других арийских языков, - это зендский язык (зенд) или санскрит. Фридрих фон Шлегель в своей работе о языке и мудрости индусов, опубликованной в 1808 году, называет санскрит матерью арийской семьи языков, а Индию - первоначальной родиной арийской семьи народов. Оттуда в другие части Азии и Европы происходила колонизация еще в доисторические времена; более того, даже миссионеры отправились распространять язык и религию материнской страны среди других народов. Линк, соотечественник Шлегеля, смотрел на зенд как на древнейший язык и мать санскрита, который он называл матерью всех остальных языков. Поскольку на зенде, по его мнению, говорили в Мидии и соседних странах, отсюда следует, что высокогорья Мидии, Армения и Грузия были прародиной ариев. Эта точка зрения преобладала среди ведущих ученых нашего времени, таких как Анкетиль-Дуперрон, Гердер, и Геерен, и нашла свое место в исторических учебниках, используемых в школах с 1820 по 1840 гг.
   Когда Бопп опубликовал свою эпохальную "Сравнительную грамматику", иллюзия того, что, наконец, обнаружена мать арийских языков, естественным образом постепенно уступила место убеждению, что все арийские языки, включая зенд и санскрит, формировались примерно в одно время. Это понимание также негативно повлияло на развитие теории о том, что персы или индусы были первыми ариями, поэтому колыбель нашей расы нужно искать на их родине.
   С другой стороны, обнаруженные индуистские писания содержали доказательства того, что в течение тех столетий, когда были созданы большинство гимнов Ригведы, индуистские арии обладали только Кабулистаном и Пенджабом, откуда они продвинулись к Гангу, либо изгнав, либо покорив древнее чернокожее население. Их образ жизни был еще полукочевым, по крайней мере, в том смысле, что их главное имущество составляли стада, и целью распрей между кланами был захват подобной собственности друг у друга. Оба эти факта свидетельствуют, что на Индийском полуострове эти арии были переселенцами, а не аборигенами, следовательно, их первоначальную родину надо искать в другом месте. Большое сходство между зендом и санскритом, которое делает их отдельными ветвями арийской семьи языков, нужно теперь истолковывать как доказательство того, что племена, говорившие на зенде, или иранцы, и племена, говорившие на санскрите, или индусы, были в древние времена единым народом в общей стране, и что это единство продолжало существовать еще долго после того, как европейские арийцы отделились от них и переселились на запад. На вопрос, где находится эта индоиранская колыбель, ответ можно было найти в главе Авесты, к которой немецкий ученый Роде привлек внимание уже в 1820 году. Для него эти строки были указанием на переселение из более дальних северных и холодных стран. В отрывке говорится о шестнадцати странах, созданных из источника света и добра Ормуздом (Ахурамаздой), и шестнадцати язвах, которые из источника зла сотворил Ариман (Ангра-Майнью), чтобы уничтожить работу Ормузда. Первой страной был рай, но Ариман погубил его холодом и морозом, так что там десять месяцев была зима и только два - лето. Вторая страна, в названии которой (Sughda) можно узнать Согдиану, была покинута людьми потому, что Ариман наслал насекомых и уничтожил всех домашних животных. Злой бог сделал невозможной для жизни и третью страну (в которой, кстати, можно узнать Мерв), так как среди ее населения не прекращались войны и разбой. В таком духе перечислены и тринадцать других стран с частично узнаваемыми названия, которые были созданы Ормуздом и разрушены Ариманом.
   Мнение Роде о том, что эти регионы были шестнадцатью остановками в переселении индоиранского народа из своей изначальной прародины, стало общепринятым, и считалось, что путь миграции теперь можно проследить обратно через Персию, Бактрию и Согдиану до первой страны, созданной Ормуздом, которая должна находиться в отдаленных горных районах Азии около источников Яксарта и Окс. Причиной переселения было уничтожение Ариманом с помощью мороза и снега прекрасной страны, созданной Ормуздом. Иными словами, предполагалось, что в этой части Азии изначально была более высокая температура, которая внезапно или постепенно стала снижаться, поэтому ее население сочло необходимым искать новый дом на западе и юге.
   Точка зрения на то, что область вокруг источников Окс и Яксарта является прародиной ариев, преобладает даже сейчас, или по крайней мере, со времен Роде нашла развитие в трудах нескольких видных ученых. Уже в 1830 году Юлий Клапрот указал, что среди названий большинства различных видов деревьев в Индии есть одно общее с другими арийскими народами, и это название березы. В Индии произрастает много видов деревьев, которых нет в Центральной Азии, но береза найдена как у источников Окс и Яксарта, так и на южных отрогах Гималаев. Если индийские арии мигрировали из горных районов Центральной Азии в регионы, через которые Инд и Ганг устремляются к морю, то естественно предположить, что, когда переселенцы обнаружили на своем пути неизвестные им виды деревьев, то они давали им новые названия, но давно известное дерево они называли по-старому. Лассен, великий исследователь индуистских древностей, дал новые поводы для развития теории о том, что индийские арии были переселенцами, которые через западный проход Гиндукуша и Кабулистан пришли в Пенджаб, а оттуда медленно распространились по всему Индийскому полуострову. В качестве подтверждения того, что изначальной родиной для них, как и их иранских братьев, была часть горных районов Центральной Азии, указанная Роде, можно привести то обстоятельство, что в настоящее время там были найдены остатки народа, так называемых таджиков, которые говорят на иранских диалектах. Согласно Лассену, их следует рассматривать как прямых потомков изначального арийского народа, которые остались на своей прародине, а другие части того же народа мигрировали в Бактрию и Персию и стали иранцами, либо мигрировали в Пенджаб и стали индусами, либо мигрировали в Европу и стали кельтами, греко-итальянцами, германцами и славянами.
   Якоб Гримм, чье имя будет всегда упоминается с гордостью, как имя великого первооткрывателя в области тевтонских древностей, был того же мнения. Целая школа ученых, которые находились под влиянием романтики и философии Шеллинга, поспешила добавить к реальным доказательствам этой теории, основанным на этнологических и филологических фактах, свидетельства из природных аналогий и поэзии. Горный массив является естественным водоразделом. От его источников потоки текут в разных направлениях и орошают равнины. Таким же образом высокогорья Центральной Азии стали водоразделом потока арийских народов, которые через Бактрию искали пути на равнины Персии, через горные перевалы Гиндукуша - в Индию, через земли к северу от Каспийского моря - к обширным равнинам современной России и более гостеприимным регионам Западной Европы. Солнце встает на востоке, ex oriente lux; высоко одаренные расы, которыми были европейские народы под руководством Провидения, как солнце, двигались с востока на запад. Если взглянуть на картину в целом, то можно найти мистическую гармонию между движением солнца и реальной миграцией народов. Умы людей, живших в Центральной и Восточной Азии, казалось, были проникнуты странным инстинктивным стремлением. Потоки арийских народов, в доисторические времена заполнивших Европу, были в этом отношении предшественниками полчищ гуннов, которые в IV веке выплеснулись из Азии и дали толчок миграции тевтонских народов и позже, в XIII веке - вторжению монгольской орды на европейский континент. Сами европейцы, ведомые тем же инстинктом, следовали за ходом солнца: в больших количествах они обосновались в Америке. Эти народные волны бились друг об друга на берегах Тихого океана. "На груди нашей азиатской матери! - так восклицал ученый в соответствии с правилами романтической школы, - на груди нашей азиатской матери успокоились арийские народы Европы, и вокруг нее, как вокруг своей матери, они играют, как дети. Только там их родина, только там и нигде больше находилась школа, где совершенствовались физические и интеллектуальные умения арийской расы".
   Теорию о том, что колыбель арийской расы находилась в Центральной Азии вблизи истоков Инда и Яксарта, вряд ли можно было опровергнуть в 1850 году, казалось, она будет сохранена и в будущем благодаря большому числу выдающихся и блестящих имен, связанных с нею. Теперь необходимо упорядочить факты и разобраться в деталях переселения народов. Для того чтобы пролить свет на эту тему, нужно отталкиваться от филологии и географии распространения растений и животных. Первым автором, который таким образом попытался представить доказательства местоположения древней арийской страны на берегах Амударьи, был Адольф Пикте. Именно здесь, как он утверждал, арийский язык сформировался из более древних неарийских диалектов. Именно здесь арийская раса по причине расселения по Бактрии и соседним регионам разделилась на ветви с различными диалектами, которые находились в тех же географических отношениях друг к другу, как и по сей день, но только на более ограниченной территории. На востоке жила кочевая ветвь, которая позднее обосновалась в Индии, также на восток, но дальше к северу ушла еще одна ветвь народов, которые впоследствии стали иранцами и завладели Персией. На западе от предков индийских арийцев жили народы, которые позднее стали греко-итальянцами, к северу от последних обосновались общие прародители тевтонов и славян. На крайнем западе жили кельты, и они также стали самыми первыми переселенцами на запад. За ними, но ближе к северу, ушли в Европу предки тевтонов и славян. Последними в этом походе в Европу были предки греко-итальянцев, именно по этой причине их языки сохранили большее сходство с индо-иранскими племенами, которые мигрировали в Южную Азию, чем с другими европейскими арийцами.
   Для обоснования именно этой точки зрения Пикте выдвигает ряд доводов. По его словам, лексический состав языков, характерный для некоторой группы арийских народов, сохранил названия минералов, растений и животных, которые находятся в тех частях Азии, которые он называет арийской прародиной. Немецкий лингвист Шлейхер в серии работ, опубликованных в пятидесятые и шестидесятые годы XIX века, рассматривал те же проблемы, что и Пикте. То же самое сделал известный немецко-английский ученый Макс Мюллер.
   Теория Шлейхера в двух словах заключается в следующем: арийская раса возникла в Центральной Азии. Там, в древнейшей арийской стране на арийском праязыке говорили на протяжении многих поколений. Люди расселялись на все более обширной территории. В различных частях страны, которые они занимали, их язык принимал различные формы, так что до начала Великого переселения народов существовало, по меньшей мере, два разных языка. Основной причиной эмиграции Шлейхер считает истощение земель и вредное воздействие на климат, виной которым было примитивное сельское хозяйство, практикуемое ариями, в том числе сжигание лесов.
   Свое предположение он основывал на следующих принципах: 1) чем дальше на востоке живет арийский народ, тем больше он сохранил признаков первоначального арийского языка, 2) чем дальше на западе находится арийский народ или дочерние народы, тем раньше его язык был отделен от праязыка, и тем раньше эти народы ушли со своей прародины.
   Макс Мюллер поддерживает общее мнение об азиатском происхождении арийцев. Основное различие между ним и Шлейхером состоит в том, что Мюллер предполагает, что арийский язык первоначально разделился на азиатскую и европейскую ветви. Поэтому он считает, что все арийско-европейские языки и все арийско-европейские народы развились из одной европейской ветви, а Шлейхер предполагает, что в начале произошло отделение тевтонской и славянской ветвей, с одной стороны, и индо-иранской, греко-итальянской и кельтской - с другой.
   Эта точка зрения о происхождении ариев практически не встретила возражений, когда мы вступили во вторую половину нашего века. Мы могли бы добавить, что она вообще перестала ставиться под сомнение. Теория о том, что колыбелью ариев была Азия, казалось, была принята в качестве исторического факта, так как ее поддерживала масса этнографических, лингвистических и исторических аргументов, а также целый ряд блестящих научных имен.
  
   4. Гипотеза о европейском происхождении ариев
  
   В 1854 году послышались первые голоса сомневающихся. Скептиком оказался английский этнолог по имени Лэтэм, который провел много лет в России и изучал выходцев из этой страны. Лэтэм не желал признавать убедительной ни одну из главных причин, объясняющих азиатское происхождение нашей семьи языков. Он заявил, что те, кто с самого начала занимались этим вопросом, потеряли из виду законы логики, и что в объяснении этого факта было слишком много допущений. Самым главным и очевидным фактом, который должен быть объяснен, был следующий: арии живут и в Европе, и в Азии. Основная часть ариев находится в Европе, и здесь первоначальный язык разделился на множество дочерних языков. От главного арийского ствола в Европе только две ветви протянулись к Азии. Северная ветвь представляла собой новое явление, которое заключалось в русской колонизации, направленной из Европы; южная ветвь, то есть индо-иранцы, является, с другой стороны, доисторической, но продолжает расти с запада на восток, от Инда к Гангу. Когда необходимы исторические факты об обратном, то корень великой семьи языков, естественно, нужно искать в земле, которая поддерживает ствол и на которую ложится тень от кроны, а не на земле, над которой нависли самые дальние концы ветвей.
   Большая часть монголоидов живет в Восточной Азии, и именно по этой причине Азия считается прародиной монголоидной расы. Большая часть арийцев живет в Европе, они жили там с начала исторического времени. Почему же тогда не применить к арийцам и Европе те же выводы, что используются в случае с монголами и Азией? А почему бы не применить к этнологии те же принципы, которые не вызывали сомнений в случае географии распространения растений и животных? Разве в ботанике и зоологии максимальная жизнеспособность, наибольшая степень размножения и воспроизводства сорта не указывают на место происхождения растения или животного? Эти вопросы, заданные Лэтэмом, остались на некоторое время без ответа, но, в конечном счете, они привели к более тщательному рассмотрению гипотезы азиатского происхождения ариев.
   Суть протеста Лэтэма заключается в том, что вопрос был решен в пользу Азии без рассмотрения других возможностей, а если бы таковое рассмотрение было проведено, то стало бы ясно с самого начала, что европейское происхождение ариев наиболее правдоподобно, по крайней мере, с точки зрения методологии. Это возражение со стороны английского ученого в течение многих лет не получило в ответ даже эха, и казалось, его рассматривали просто как эксцентричность, присущую всей английской нации. Он повторил свой протест в 1862 году, но все же потребовалось пять лет, чтобы его слова нашли свой отклик.
   В 1867 году знаменитый лингвист Уитни выступил, правда, не в защиту теории Лэтэма о том, что Европа является колыбелью арийской расы, а просто, чтобы исключить широко распространенную ошибку, что именно наука о языках способна доказать азиатское происхождение ариев. Как уже указывалось, именно Адольф Пикте в своей знаменитой работе Origines indo-europeennes дал первый толчок этой иллюзии.
   Еще до Уитни, немцы Вебер и Кун, не нападая на азиатские гипотезы, продемонстрировали, что самые главные аргументы Пикте не в состоянии доказать те предположение, для которых они предназначены. Затем пришел Уитни и опроверг их все без исключения, и в то же время он атаковал сделанное Роде предположение, которое до этого времени считалось общепризнанным, что сказания об арийской миграции из горных районов Средней Азии были найдены в той главе Авесты, в которой говорится о шестнадцати странах, созданных Ормуздом на благо человеку, но которые Ариман уничтожил шестнадцатью различными бедствиями. Авеста ни одним словом не указывает, что первая страна, которую Ариман уничтожил снегом и морозом, была прародиной иранцев, или что они когда-либо в прошлом мигрировали из какой-либо из этих стран. Предположения о том, что сведения о миграции, имеющие историческое значение, сокрыты в мифах, имеющих географический контекст, достаточно конъюнктурны, однако в течение многих лет они уверенно полагались в основу гипотезы, согласно которой Центральная Азия была отправной точкой миграции арийцев.
   В следующем, 1868 году известный немецкий лингвист Бенфи сразу принял сторону Лэтэма. Он отметил, что древнейшие следы человеческого существования были найдены в Европе, и не существует научных фактов, которые подтверждают миграцию европейских народов из Азии после четвертичного периода. Материнские языки многих диалектов, на которых с незапамятных времен говорили в Европе, могли точно так же возникнуть на этом континенте, как материнские языки монгольских диалектов, на которых теперь говорят в Восточной Азии. Основными доводами в пользу европейского происхождения материнского языка ариев Бенфи полагает следующие: в Азии - далеко на севере древней Ассирии - львов можно встретить даже в настоящее время, а тигры охотятся на обширной территории от горных районов Западного Ирана вплоть до берегов Каспийского моря. Эти большие хищники хорошо известны среди азиатских народов, живущих к северу от места их обитания.
   Поэтому, если древние арии жили в стране рядом с этими животными, то определенно имели бы для них названия. Однако индийские арии называют льва словом, образованным от неарийского корня, а греческие арии заимствовали слово лев (lis, leon) из семитских языков. (Существует, однако, расхождение во мнениях по этому вопросу.) Кроме того, в арийских языках заимствованным является и слово "верблюд", которым называется основное вьючное животное в Азии. Родиной этого животного является Бактрия, или именно та часть Центральной Азии, в которой велись поиски колыбели арийского языка. Бенфи считает, что древняя арийская страна была расположена в Европе, к северу от Черного моря, от устья Дуная и Каспийское моря.
   После представления этого аргумента, несколько защитников европейской гипотезы пошли дальше, среди них Гейгер, Куно, Фрейдр, Мюллер, Шпигель, Пош, а совсем недавно Шредер и Пенка. Работа Шредера Sprachvergleichung Und Urgeschichte содержит отличный общий обзор истории вопроса, оригинальный вклад в ее решение и критические, но осторожные мнения в отношении его нынешнего положения.
   Во Франции европейская гипотеза нашла множество сторонников. Гейгер считал, что колыбель арийской расы нужно искать гораздо дальше на запад, чем допускают Бенфи и другие. Его гипотеза, основанная на географии распространения растений, помещает древнюю арийскую страну в Германии. Осторожный Шредер, который не любил иметь дело с гипотезами, однако, взвесил все аргументы противоположных сторон и пришел к такому выводу: аргументы в пользу европейского происхождения арийцев сильнее, но не являются окончательными. Шредер посредством лингвистических и исторических исследований пришел к убеждению, что арии являлись одним народом во время каменного века, но разделились во времена использования металла.
  
   5. Арийская страна в Европе
  
   Однако сторонники обеих гипотез сходились в одном, очень важном для нас предположении. Лидеры защитников азиатской гипотезы перестали считать Азию колыбелью всех диалектов, на которые разделились древние арийские языки. Хотя они продолжают цепляться за теорию миграции арийского населения Европы из Азии, но практически полностью прекратили утверждать, что эти народы, еще до их миграции из восточной родины и прихода в Европу, были настолько сильно разделены лингвистически, что представляли собой отдельные ветви расы, говорящие одни на кельтском, другие - на тевтонском, а третьи - на греко-итальянском языках. Среди сторонников азиатской гипотезы теперь преобладает такое мнение: арии, переселившиеся в Европу, сформировали единую массу, которая постепенно, уже на нашем континенте разделилась на кельтов, германцев, славян и греко-итальянцев.
   Сторонники обеих гипотез, таким образом, пришли к согласию в том, что существовала европейско-арийская страна. И вопрос о ее местонахождении имеет наиболее важное значение, поскольку он тесно связан с вопросом о первоначальной родине тевтонов, поскольку предки тевтонов должны были жить в этой древней арийско-европейской стране.
   Филология попыталась дать ответ на первый вопрос, сравнивая все слова всех арийско-европейских языков. Попытка встретила много препятствий, ибо, как заметил Шредер, древние слова, которые сегодня являются общими для всех или нескольких языков, предположительно были просто остатками древней европейско-арийской лексики. Тем не менее, можно достичь значительных результатов, если мы будет делать выводы на основе оставшихся слов, а не исходя из наших желаний. Коротко точка зрения на этот вопрос звучит так: арийская страна в Европе была расположена в тех широтах, где снег и лед являются обычным явлением. Те народы, которые ушли оттуда в более южные края, не забыли названий этих погодных особенностей. На северные широты указывает и то обстоятельство, что древние европейские арии четко различали только три времени года: зиму, весну и лето. Это разделение года продолжало свое существование среди тевтонов еще во времена Тацита. Для осени у них не было названия.
   Множество слов для обозначения гор, долин, ручьев, которые являются общими для всех языков, показывают, что в европейско-арийской стране не было недостатка ни в горах, ни в скалах, ни в потоках вод. Не было там и безлесных равнин. Это подтверждается многими названиями деревьев: ель, береза, ива, вяз, бузины, орешник, бук, который назывался бхага, что означает дерево со съедобными плодами. От этого слова "бхага" происходит греческое phegos, латинское fagus, немецкое Buche и шведское bok. Однако есть примечательный факт, что греки не бук, а дуб называли phegos, а римляне бук называли fagus. Из этого мы заключаем, что европейские арийцы использовали слово "бхага" для обозначения бука и дуба, так как у обоих деревьев были похожие плоды, но в одних частях страны это название в большей степени было применимо к буку, а в других - к дубу. Бук является одним из видов деревьев, которое растет достаточно далеко к северу. На европейском континенте он не найден восточнее линии, соединяющей Кенигсберг с Крымом через Польшу и Подолию. Это приводит к выводу, что арийская прародина в Европе должна в значительной степени располагаться западнее этой линии, и что регионы, которые населяли предки римлян, а к северу от них - предки германцев, следует искать к западу от этой ботанической линии, проведенной между Альпами и Северным морем.
   Лингвистические сравнения показывают также, что арийская прародина на европейском континенте была расположена вблизи океана или большого водного пространства. Скандинавы, германцы, кельты и римляне сохранили общее название для океана: старонорвежское - mar, древневерхненемецкое - mari, латинское - mare. Названия некоторых морских животных также являются общими для различных арийских языков. Шведское hummer (лобстер) соответствует греческому kamaros, и шведское sal (тюлень) - греческому selachos.
   В арийской прародине в Европе были домашние животные - коровы, овцы и козы. Лошадь была также известна, но не ясно, использовалась она для верховой езды или просто ценилась своим мясом и молоком. С другой стороны, ослов здесь не знали, поскольку их родиной были равнины Центральной Азии. Медведи, волки, выдры, бобры, безусловно, принадлежали к фауне арийской прародине в Европе.
   Европейские арии выращивали, по крайней мере один, возможно, два вида зерновых культур, а также лен, название которого сохранилось в греческом linon (лен), латинском linum и других языках.
   Арии обладали искусством варения медовухи из меда. А то, что они также познали искусство пить ее в избытке, может считаться само собой разумеющимся. Этот напиток был дорог сердцу древних ариев, и его название добросовестно сохранили как племена, которые поселились возле реки Ганг, так и те, кто эмигрировал в Великобританию. Брамин с берегов Ганга до сих пор знает этот напиток как madhu, валлиец как medu, когда греческие арии пришли в Южную Европу и познакомился с вином, они дали ему название mead (methu).
   Вряд ли европейские арии умели выплавлять бронзу или железо. Если даже они и знали эти металлы, то не имели их большом количестве и не могли ежедневно использовать, во всяком случае, пока составляли одно языковое целое и жили в той части Европы, которую мы здесь назвали арийской прародиной. Единственное общее название имеет медь: латинское aes, готское aiz и индийское ayas. Как известно, латинское aes, как готское aiz, означает как медь, так и бронзу. Тот факт, что слово первоначально обозначало медь, а потом стало использоваться и для бронзы, которая представляет собой сплав меди и олова, представляется само собой разумеющимся. Древние арии применяли это слово для обозначения меди, а не бронзы, не только потому, что общее название для олова просто отсутствовало, но и по причине, на которую особенно указывал Шредер: во всех европейских арийских языках, даже в языках ближайших соседей, отсутствовали общие названия инструментов кузнеца, а также различных видов оружия, используемого для защиты и нападения. Больше всего нас удивило, что оружие имеет настолько разные названия даже в греческом и римском языках. Несмотря на это, древние арии, несомненно, использовали различные виды оружия: дубину, молот, топор, нож, копье, арбалет. Однако все эти виды оружия таковы, что могут быть сделаны из камня, дерева и рога. Вещи наиболее легко меняют названия, когда на смену старым материалам приходят новые, дотоле неизвестные. Поэтому, вероятно, европейские арии жили в каменном веке, а в лучшем случае были знакомы с медью в тот период, когда их язык был разделен на несколько диалектов.
   Где же тогда на нашем континенте была родина этих арийских народов Европы, живших в каменном веке? Южная Европа, с ее полуостровами, простирающимися в Средиземное море, несомненно, должна быть за пределами арийской прародины в Европе. Греческие арии переселились в Элладу, а итальянские арии - на Аппенинский полуостров. Испания даже в исторические времена была населена иберийцами и басками, и последние живут там в настоящее время. Если, как указывают языковые памятники, европейские арии жили возле океана, то он не мог быть Средиземным морем. Остаются Черное и Каспийское моря, с одной стороны, и Балтийское и Северное - с другой. Но если, как также указывают языковые памятники, европейские арии большей частью жили к западу от ботанической линии, указанной распространением бука, в стране, где росли ель, дуб, вяз и бузина, то вряд ли их прародина находилась только в пределах безлесных равнин, которые простираются вдоль побережья Черного моря от устья Дуная, через Добруджу, Бессарабию и Херсон до Крыма. Студентам, изучающим раннюю греческую историю, не потребуется много времени, чтобы решить, что греческие переселенцы прокладывали свой путь в Грецию через эти страны, они пришли с северо-запада и проследовали по Адриатическому морю до Эпира, другими словами, они пришли так же, как в более позднее время это сделали вестготы под предводительством Аларика и остготы под предводительством Теодорика. Даже латинские племена пришли с севера. Миграция кельтов, насколько история проливает свет на этот вопрос, происходила с севера и запада на юг и восток. Тевтонские народы в своем переселении двигались с севера на юг, также они мигрировали на восток и на запад. Доисторические и исторические факты подтверждают теории о том, что арийская прародина в Европе в неопределенных границах существовала в ее центральной и северной части. Поскольку этим ариям было известно о существовании одного или нескольких морей, то мы не можем исключить того, что они знали об океане, простиравшемся с севера на запад.
   По причине неразвитости земледелия они зависели главным образом от крупного рогатого скота, поэтому должны были занять обширные территории. О взаимном расположении и движении различных племен в пределах этой территории ничего утверждать невозможно, за исключением того, что еще в доисторические времена они должны были занять свое место, на котором мы находим их на заре истории и которое они занимают сейчас. Арийские племена, которые впервые вошли в Галлию, должны были жить к западу от тех племен, которые стали предками тевтонов, а последние должны были жить к западу от тех, кто принес арийский язык в Россию. К югу от этой линии, но в Центральной Европе, жили еще одни арии, предки греков и римлян, последние к западу от первых. На самом севере из всех этих племен должны были жить те народы, которые впоследствии создали тевтонский язык.
  
   B. Древняя Тевтония
   6. Географическое положение Древней Тевтонии. Каменный век Древней Тевтонии
  
   Северное положение древних тевтонов оказало свое влияние на то, что они лучше других арийских народов сохранили свой изначальный расовый тип, поскольку в меньшей степени смешивались с неарийскими элементами. На юге, западе и востоке жили их родственники, отделяя их от неарийской расы. На севере, с другой стороны, лежали территории, которые по самой своей природе были малонаселенными, если и были заселены вообще, прежде чем их заняли предки тевтонов. Тевтонский тип, который, несомненно, также был арийским в целом перед переселением и последующим смешиванием с другими расами, можно описать следующим образом: высокий рост, белая кожа, голубые глаза, светлые волосы. Антропологическая наука дала им еще один признак: тевтоны - долихоцефалы, то есть передне-задний диаметр их черепа (расстояние от лобной до затылочной кости превышает поперечный диаметр). Этот тип представляется наиболее чистым у современных шведов, норвежцев, датчан, и в некоторой степени голландцев, у жителей тех частей Великобритании, которые являются наиболее плотно заселены саксонскими и скандинавскими переселенцами, а также у жителей определенных частей Северной Германии. Краниологические измерения Велькера дают следующие цифры по ширине и длине тевтонских черепов:
   Шведы и голландцы
   75-71
   Исландцы и датчане
   76-71
   Англичане
   76-73
   Голштинцы
   77-71
   Ганноверцы, живущие в окрестностях Йены, Бонна и Кельна
   77-72
   Гессенцы
   79-72
   Швабы
   79-73
   Баварцы
   80-74
  
   Таким образом, в Средней и Южной Германии долихоцефальная форма черепа переходит в брахицефальную. Исследования, проведенные по предложению Вирхова в Германии, Бельгии, Швейцарии и Австрии относительно численности блондинов и брюнетов, также представляют большой интерес. Обследование более девяти миллионов человек показало следующие результаты:
  
   Германия
   31,8% блондинов, 14,05% брюнетов, 54,15% смешанный тип
   Австрия
   19,79% блондинов, 23,17% брюнетов, 57,04 смешанный тип
   Швейцария
   11,1% блондинов, 25,7% брюнетов, 61,4% смешанный тип
  
   Таким образом, блондинов намного больше в Германии, чем в южной части Центральной Европы, хотя в последней есть немецкоязычное население. В самой Германии блондины являются исчезающим типом, а численность брюнетов увеличивается с севера на юг, и одновременно долихоцефалы уступают место брахицефалам. Так, в Южной Германии проживает 25% брюнетов, на севере Германии - только 7%.
   Если теперь, следовать строгим правилам методологии, на которой настаивает Лэтем, колыбель типичной расы или языка следует искать там, где этот тип наиболее распространен и наименее изменился, если, конечно, нет определенных исторических фактов, свидетельствующих об обратном. Следовательно, нет никаких сомнений в том, что колыбелью ариев является часть Арийской Европы, которую населили предки тевтонов, когда превратили арийский язык в тевтонский, а именно побережье Балтийского и Северного морей. Эта теория, конечно, не противоречит, а с другой стороны, подтверждается рядом фактов. Римская история предоставляет доказательства того, что те же части Европы, в которых преобладает тевтонский тип в настоящее время, были тевтонскими уже в начале нашей эры, и что тогда Скандинавский полуостров был населен северными тевтонскими народами, которые среди своих родственников на континенте, были знамениты многочисленными кораблями и воинами. Должны были пройти века, чтобы тевтонская колонизация полуострова переросла в достаточно мощное движение - столетия, в течение которых, судя по всему, в Скандинавии произошел переход от бронзового века к железному. Кропотливые исследования Монтелиуса, проведенные на основе принципа методологии, привели его к выводу, что Скандинавия и Северная Германия сформировали в бронзовом веке одну общую область, объединенную культурой, оружием и орудиями труда. Способ, с помощью которого группируются другие культурные области Европы, не оставляет тевтонской расе никакого другого места, кроме Скандинавии и Северной Германии и, возможно, Австро-Венгрии, которая больше всего тяготеет к тевтонской области. За спиной бронзового века стоял каменный век. В. Диибен, Густав Ретциуса и Вирхов исследовали скелеты, найденные в северных могилах, датированных каменным веком. Они получили доказательства того, что в это время на Севере существовала раса, которую, принимая во внимание характеристики черепов, невозможно отделить от расы, сейчас проживающей в тех же местах. Здесь необходимо принять во внимание результаты, полученные сравнительной филологией, которая показывает, что европейские арийцы жили здесь еще в каменном веке, когда они разделились на кельтов, тевтонов и другие ветви, а затем заняли отдельные территории. Таким образом, все указывает на то, что Скандинавский полуостров впервые был заселен арийцами, несомненно, идущими с юга через Данию. Эти арийцы принадлежали к одной расе, которая позднее приобрела тевтонскую внешность и тевтонскую речь, и что их миграция и заселение ими южной части полуострова состоялись во времена арийского каменного века.
   Эти результаты очень важны для истории цивилизации и особенно для мифологии. Проблема, которую предстоит решить сравнительной мифологии: какие элементы в различных группах арийских мифов могут быть общими и, следовательно, принадлежать тому времени, когда раса еще не разделилась. Сделанные выводы увеличивают достоверность дальнейшего географического разделения арийских племен, чьи мифы подвергались сравнению. Если, например, при сравнении тевтонской мифологии и мифологии азиатских арийцев (Авесты и Ригведы) найдены группы мифов, которые являются идентичными не только в целом и в большинстве деталей, но и в группировке деталей и эпических взаимосвязях внутри мифов, то кардинально возрастает вероятность того, что они относятся к тому времени, когда предки тевтонов и азиатских арийцев жили вместе. В той же степени уменьшается вероятность близкого и подробного обмена идеями после разделения по мере увеличения географической удаленности между этими племенами. Со всей уверенностью, какая только возможна для исследований в этой области, мы можем предположить, что эти общие группы мифов, по крайней мере, основные положения, вокруг которых они развиваются, возникли в тот момент, когда арийцы еще формировали, так сказать, географическое и языковое единство. Скорее всего, это происходило на самой заре общего для всех арийцев каменного века. Открытие группы мифов такого рода проливает свет на убеждения и идеи, которые существовали в сознании наших предков в ту эру, о которой у нас не сохранилось информации, и мы можем опираться только на последние находки ученых. Последние же при тщательном исследовании археологами, безусловно, дадут немало поучительной информации в других направлениях. Таким образом, становится возможным провести различие между старшими и младшими элементами тевтонской мифологии, а также обеспечить основу для изучения ее развития на протяжении тех веков, которые не оставили нам никаких литературных источников.
    
   *Виктор Рюдберг назвал свою работу "Исследования германской мифологии", но после консультаций с издателями переводчик его работы на английский язык решил использовать термин "тевтонская" вместо "германская" как в названии, так и в тексте произведения. В английском языке слова "германец", "Германия" и "германский" имеют разное значение. Скандинавы и немцы используют слова Tyskland, tysk, Deutschland, deutsch, когда говорят о современной Германии, поэтому для них легче принять слова "германец" и "германский" для обозначения германских или тевтонских народов в целом. В английском языке слово Dutch используется для обозначения не Германии, а Голландии, поэтому при переводе слов Deutsch, Dcutschland, Tyskland и tysk необходимо использовать слова "германец" и "Германия". Слово "тевтонский" уже применялось Максом Мюллером и другими учеными в Англии и Америке как обозначение всех родственных ветвей языков, возникших из одного и того же корня и диалектов одного и того же праязыка. Термины "тевтон", "тевтонский" и "Тевтония" также имеют преимущество перед словами "германец" и "германский", поскольку являются нативными и не заимствованными из других языков. Поэтому на следующих страницах термин "тевтонский" будет использоваться для обозначения скандинавов, германцев, англосаксов в целом, а "германский" - исключительно в отношении Германии.- Прим. перев. на англ.
  
   **См. O. Schrader, Sprachvergleichung Und Urgeschichte (1883).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"