Мамонтятина на завтрак
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Судя по всему, предстоит непростая работа по оценке двадцати произведений. И, желательно, справедливой оценке. К сожалению, условия конкурса жесткие - приходится выстраивать цепочку предпочтений. Хочу сразу сказать, что финальная позиция в моем листе - это не более чем мое личное мнение, которое вовсе не является истиной в последней инстанции. Что поделать, вкусовщину никто не отменял . Тем не менее, окончательное место будет определяться исходя из следующих критериев:
--
Сюжет. Здесь важна не столько оригинальность (последние лет сто, наверное, нет полностью оригинальных сюжетов), сколько то, насколько затронутая тема зацепила. Попахивает субъективизмом и волюнтаризмом, но что делать. С другой стороны - не понравилось мне - есть хороший шанс, что понравится кому-нибудь из оставшихся девятнадцати судей.
--
Язык. Самый чудесный сюжет можно загубить корявым русским языком. Здесь субъективизма меньше, и по этому пункту буду придираться. Сорри.
--
Грамотность. Мое личное больное место. Миллиард раз вычитываю, и все равно нахожу ошибка. Единичные ошибки пропускаю, но неграмотно написанные тексты не имеют шансов на высокое место. Читателя нужно уважать, а также холить и лелеять .
--
Картинка. А вот тут - простор для субъективизма. Если во время чтения происходит погружение, если слова на бумаге формируют картинку в вашем воображении - вещь удалась.
К сожалению, я не в состоянии подготовить полноценные обзоры по всем работам, что жаль, поскольку автор всегда заслуживает получить объяснение поставленной оценке. Извините :(. Поэтому, обзоры буду делать только по заявкам.
Итак, приступаем...
Львова Лариса Анатольевна "Новый Хранитель"
Талька вынырнула из глубокого сна, словно из омута. Только не в ясный улыбчивый день, не к песочку, рассыпчатому, как праздничная лепёшка. Комм: Думаю, эпитет "рассыпчатый, как праздничная лепешка" не очень уместен. Лепешка - это скорее мягкое, воздушное, на худой конец, хрустящее. Даже песочное тесто напоминает песок скорее только по названию. В тёмную избёнку, на полати, в груду овечьих шкур. Рядом тянул курносым носом сонную песню братишка, Талёк. Внизу, возле низкого окошка, навалившись грудью на стол, спала мама. Видно, присела отдохнуть, и её сморила усталость. Лунный свет серебрил пышные русые волосы, вытянутая натруженная рука казалась белой и гладкой.
- Кха, кха...ох...кха... - раздавалось из плотно занавешенного угла. - Доча... Ох... моченьки нету...
Это помирала бабка Эльда. Днём лежала молча и неподвижно, а по ночам в лунном свете стонала, охала. Колыхались занавески, будто их сорвать кто-то хотел. Но Талька знала: бабка даже встать не может, высохли ноги, когда они с братишкой только народились. Соседки шептались: не будь Эльда бессильной - не жить бы близняшкам на свете. И правда, не любила бабка внуков. Комм: Такое впечатление от фразы, что если бы бабка не была бессильной - поубивала бы близняшек. Не думаю, что это имелось в виду, скорее здесь двойственность толкования фразы.
Вчера вечером, наевшись каши, они решили Эльду накормить. Думали: поест и, может, охать ночью не будет. Взяли длинную деревянную ложку, которой мама щи мешала, зачерпнули сытную горку распаренного пшена и подкрались к занавескам.
- Талька, а почему бабушка днём спит, а ночью нет?
- Не знаю... - Талька локтём раздвинула полотно.
- Фу, чем так пахнет? - отшатнулся Талёк. - Может, у неё под кроватью соседкина кошка сдохла?
- Так она ещё весной потерялась, не помнишь, что ли? Ну, чего встал? Раздвигай занавеску со своей стороны.
Талёк сморщился, но послушался.
Звякнули металлические кольца, и розоватый предвечерний свет проник в затхлые сумерки бабкиного убежища. На подушке, серой, как придорожная пыль, косматая голова. Комм: Чистейшее ИМХО - может быть лучше: "На серой, как придорожная пыль подушке - косматая голова". Зеленоватый плесневелый налёт бугрится на лбу, исчирканному глубокими морщинами. Комм: "Исчирканному" - как-то не айс. Исчирканный - скорее подразумевает прямые линии. Или это подчеркивает специфику морщин? В чёрном провале рта Комм: тире, наверное? посинелый язык в разводах высохшей слюны. Полусомкнутые веки в тяжах бурого гноя. Комм: "тяж" - возможно, это слово здесь и применимо (честно посмотрел в словари, ближайшее значение - "тканевое образование в виде жгута, жгутика"), но с картины как-то сбивает. Это ИМХО.
- Она... она живая? Талька, бабка-то живая ... или померла?
- Маму надо звать, Талёк. Мама... - хотела закричать и еле прошептала Талька.
- Пахнет как! Наверное, давно померла.
- Пойдём, Талёк. Пойдём отсюда.
А как идти, если ноги будто в пол вросли?
За окном ветер запутался в яблоневых ветках, запутался и рассердился. Зашуршал листвой, рванулся в небо и собрал облака в сумрачные громады. Сразу потемнело и поскучнело на улице. В избу нежданно для этого часа ночь прокралась. Бабкин угол вовсе Комм: Зпт? будто шапкой накрыли. Не успели ребятишки назад отпрянуть, как пошевелилась Эльда. Вспучилось одеяло, со скользким шорохом на пол упало. Замерцали два огонька красноватых - это бабка на них посмотрела. Комм: Неплохо
Глухо стукнула ложка, выпавшая из детских ручонок, тоненько Талёк захныкал. Сестра его к себе прижала, косыночкой братишкину голову от бабкиного взгляда прикрыла. Хоть и близняшки они, да Талёк на голову ниже - хворый.
-Кхм... - из темноты раздалось. - Кхм...
- Бабушка, мы думали... - Талька от страха едва губами шевелила, но собралась с силами: - Думали, померла ты... Каши вот принесли... А мамы нет...
Поняла Талька, что говорит неладно, но остановиться не могла:
- Ты, бабушка, лежи, мы сейчас уйдём, мешать не будем.
- Кхм... ох... руку дай... - проскрипела из темноты бабка.
- Встать хочешь? Нельзя тебе. А то я водички принесу?
- Руку дай. Ру-у-у-ку! - вдруг истошно завопила старуха, и сразу закачались, заходили ходуном занавески.
Хлопнула тут дверь, это мама пришла. Ребятишки не увидели, что рванулась она к ним, но подойти не смогла - словно сильный встречный ветер остановил. Закрывшись от чего-то рукой, к столу подошла, зажгла свечу в глиняной плошке. И от этого слабенького огонька, который больше чадил, чем светил, успокоилось всё в избе. Опали вздувающиеся занавески, потускнели страшные бабкины глаза. Уже не выла старуха, а едва слышно сипела:
- ...у... дай..... ру-ку...
Мама детей оттолкнула и занавески задёрнула. Кряхтела за ними Эльда, будто утка раненая крякала. Ох, и досталось же близняшкам! Тальке - тяжёлой маминой рукой по щекастой мордашке, Тальку веником по заднице. Комм: Относительно "щекастой мордашки" - в рассказе фокал - на Тальке, события передаются через ее восприятие. А про себя - не скажешь и не подумаешь "получил по щекастой мордашке". Может лучше подзатыльник? Забился он за печку и тихонько хныкал. А сестрица, нет, не хныкала. Подобрала брошенный мамой веник и в угол к лавке поставила. Подошла к женщине, горестно лицо закрывшей, и прямо спросила:
- За что, мамонька? Мы бабушку покормить хотели. Думали, она от голода по ночам стонет. Ты раньше ей каши и молока давала, я же видела. А теперь...
- А теперь не нужна ей каша! - выкрикнула Ирма. - Не ест она, понимаешь? Не ест!
- Почему? - только и могла вымолвить Талька.
- Умерла потому что... - женщина высморкалась в угол косынки. - Третий месяц уже... Вы тогда у реки щавель искали. А я у коров чистила. Захожу - она на полу у кровати лежит. Остыла.
Плечи Ирмы затряслись от рыданий. Она села на лавку, прижала к себе плотную и рослую дочку. Уткнувшись в кудрявую макушку, будто плотницкими стружками обсыпанную, запричитала:
- Нет мне прощения, мамонька. Не проводила тебя, не упокоила. Не отблагодарила за жизнь свою, за счастье своё - деток маленьких.
Талька хотела вместе с Ирмой заплакать, но не получилось. Уж больно диковинными ей мамины речи показались. Тихонько отстранилась, взяла тяжеленный табурет и чинно напротив села: рассказывай. Талёк из-за печки выскользнул. Сестрёнка даже в потёмках и не заметила, что нос, щека и рубашка мальчугана извёсткой вымазаны - настолько бледный всегда был братишка. Комм: Пришлось поразмышлять, чтобы понять смысл последней фразы. Отнесем это на тугодумие обзориста
Ирма долго крепилась, скрыть свою муку от детей хотела. Но знала: не расскажет она сейчас правду близняшкам, так и останется Эльда для внуков смрадной покойницей. Комм: "Близняшкам" можно убрать. ИМХО. Ночь свою чёрную куделю по избе распустила, да только детские глазёнки для Ирмы солнышками светили. И Эльда непривычно молчала.
- Землю нашу - Благословленный край - Гора и Река охраняют. Неприступны они: до заснеженной вершины птице не долететь, в мёртвых водах рыбе не проплыть. Выстудит ветер кровь в человеческих жилах, превратит путника в ледышку. Стоять ему истуканом на Горе вечно. А уж скольких храбрецов Река течением вместе с лодкой утянула, не счесть, - медленно говорила обычно молчаливая женщина. А тут слова будто сами лились. Талёк даже покачивался, сидя на корточках возле табурета. Комм: Опять неплохо.
Но Талька не тихонький братец. Смело мать прервала, потому что знала: сегодня - можно.
- Вдруг за Горой и Рекой земли ещё лучше. Как в силках мы здесь застряли. Вырасту - уйду из Благословленного края.
Мать грустно на неё посмотрела. Помолчала. Потом так же неспешно продолжила:
- Может, и уйдёшь. Раз в тысячу лун Гора и Река могут пропустить всех, кого дорога зовёт. Ваш отец тоже ушёл. Только знать нужно: вернуться нельзя. Благословленная земля у человека всегда одна, как единственной мать бывает. Комм: "Благословенный край" и "благословенная земля" - это одно и то же? Дважды ещё никого не рожали.- А почему мы весной Гору и Реку жертвами кормим? За то, что они нас в западню загнали? - не на шутку рассердилась Талька, и мать понимала: именно от этого человек становится путником. Комм: "От этого" - от чего? От рассказа, от гнева, от непонимания? И баюкала дочкино беспокойство мягким задушевным рассказом.
- Гора - защитница. Нет у нас лихих людей и зверей лютых. А Река даёт жизнь полноводным ручьям. Они поят поля, кормят людей рыбой. Ты, Талька, есть захочешь - к печке торопишься. Под дождь попадёшь - родная крыша тебя ждёт. Будешь ты в голод и ненастье другого искать?
- Буду, - серьёзно сказала девочка.
- Глупенькая, - ответила Ирма. Но не затосковала: кто знает, может, Талька найдёт себе иную землю, где будет не того, что пришлось ей с матерью вынести. Эльда своё здоровье отдала, чтоб выжили близняшки. Не подпускала их к себе, лёжа в своём углу, боялась полюбить. Или страшилась, может, что они её полюбят. Так уж выпало, что одного из детей придётся потерять. Тальку, которая вся в отца-странника. Или Талька - доходягу, век которого на голубоватых щеках и старчески наморщенном лбу написан. Благословленный край приучил женщину с достоинством брать и с благодарностью отдавать. Комм: Из этого абзаца я понял, что одного из детей придется принести в жертву. К тому же был подвод, что "весной Гору и Реку жертвами кормим". Увидим дальше.
- А почему бабушка разговаривает? Кричит и стонет, как живая? Ты же говорила, что мёртвым не больно? - взволнованная Талька хотела узнать ответы на все вопросы сразу.
- Потому что не упокоена в Роще Предков. Не вернулась в землю, из которой пришла.
Талька даже завертелась на табурете. Подумать только - три месяца они почти не спят из-за воплей мёртвой старухи!
- Так давайте похороним её. Пока она днём тихо лежит. И воняет.
- Нельзя, доченька. Сила Эльды должна к кому-то из жителей Края перейти. Тогда он, как Эльда, будет сердцем и Хранителем нашей земли. Учить и лечить будет. Подсказывать дорогу странникам. Мирить и судить.
Ирма обняла детей и задумалась. Слышала она, как мать руку дать просила. Только кого: дочку или сына? Ну что ж, она требовать может. Мёртвенькими близняшки родились. Ирма бы не выдержала. Сначала муж, мечтательно глядя вдаль и улыбаясь ветру, сухо с ней попрощался. Даже не обнял из-за громадного живота. А тут и дети не дышат. Должна, должна была Ирма с судьбой смириться, долю свою принять. Но пожалела её мать. Отдала часть силы, чтобы земля новорожденных отпустила. Зато сама слегла. Предназначение своё исполняла, ходили к ней люди и видели, что внуков не жалует. Решили, что ненависть к отцу на ребятишек перешла. Ирма сама так поначалу думала.
Что ж, чему быть, того не миновать. С этой мыслью детей на полати загнала, а сама к столу присела. Сторожить. А вдруг ночью постучится в дверь тот, кто возьмёт Эльду за руку и примет её дар и судьбу? Комм: Ирма боится, что кто-то из детей получит дар Хранителя? Это плохо?
Талька перебрала события дня, как цветные речные камешки, и стала размышлять. Не всё ей мама рассказала. И никто не расскажет. Кроме бабки. Нужно её расспросить. Опасно это, Талька не дурочка. И братик ей не помощник. Девочка бережно поправила шкуру, которая щекотала мальчику нос. Талька сильная и ловкая. Даже старшие ребята её слушаются. И храбрая - первая весной Волчий ручей переплыла. Чего мёртвой плоти бояться? Слезла по лесенке с полатей, подошла к маме. Крепко спит Ирма. Намаялась за три месяца.
Вся изба словно в сон провалилась, яркий лунный свет потускнел и расплылся белёсым туманом. В бабкином углу тихо стало. Сгустилась там ночь угольной глыбой. Талька с ноги на ногу переступить побоялась, так и стояла возле спящей матери. А мрак вдруг шевельнулся, и выплыла из него чёрная тень. Словно зимний злой ветер Талькины руки и лицо обдул, заморозил. Тень к двери заскользила и растаяла. Остался на запятнанном луной полу след, будто землю просыпали. Комм: И снова хорошо.
Сразу посветлело в избе, засеребрились за окном яблоневые листья в ночной росе, сочные лунные блики по стенам заиграли. Повеселела Талька и смело к занавескам шагнула. Раздёрнула их одним взмахом... Пуста лежанка, даже тюфяка нет. Талька обессилела разом. Куда бабка подевалась? Присела девочка на Эльдино ложе и призадумалась. Потом заметила, что босые ноги что-то колет. Глядь, а они все в чёрной земле. Кто ж это в их чистую избу грязи натащил? Растёрла ногой мелкие комочки и поняла: Эльда свой срок на белом свете переходила, вот и стала в землю превращаться. А вдруг да рассыплется где-нибудь грудой чернозёма, развеет его ветер, дождь размоет. А как же сердце Благословленного края? Вдруг Эльда никому свой дар передать не успеет? Комм: повтор "Вдруг". Ох Комм: Зпт как пожалела Талька, что раньше эту историю не знала! Сразу бы Эльде руку протянула. А теперь старуху, или что там от неё осталось, в ночной темноте искать нужно.
Девочка решительно из избы вышла. Даже на маму не оглянулась, к братику не подошла. Бывает такое с теми, кого судьба в дорогу зовёт.
Сонная тишина плыла над миром. Прозрачная дымка омывала стволы яблонь и стекала вниз к Волчьему ручью. На востоке пылали слепящим огнём снега неприступной Горы-границы. Только одинокая гигантская лиственница безмолвным стражем чернела на их торжественной белизне. Ноги сами понесли Тальку по росистому сиянию травы к бурливой воде. Рубашка вымокла и налипала на ноги. Полёвка, такая мягкая в лунном свете, колола и резала ступни. Бежала девочка и не слышала, как хлопнула дверь её избы, выпуская кого-то вслед за ней. И словно в его честь вдруг протяжно, печально и торжественно закричали ночные птицы.
На берегу ручья ветер трепал высокую чёрную фигуру, клубящимся пыльным дымом таяли в воздухе призрачные волосы, смертная рубаха. Талька, переводя дух, крикнула:
- Баба Эльда, вот моя рука!
Где-то за Горой глухо расхохотался гром. Ухнули совы в лесу на другом берегу ручья. Понёсся к бледнеющей луне страдальческий вой одинокого зверя. Привидение задрожало, словно готовилось рассыпаться под неожиданно сильными и холодными порывами ветра.
- Баба Эльда, не нужна рука, сердце моё возьми! Не уходи просто так! - Талька шагнула к призраку, но становилась. Невидимая ледяная стена не пустила.
- Что же теперь будет? - шептала отчаявшаяся девочка.
Что будет с Талькиной семьёй, с деревней, уютно уместившейся в могучей горсти долины, с Благословленным краем вообще? Эх, кабы раньше знать...
- Я здесь... - раздался родной голос.
Это спешил к ней братишка. Штаны все в росе, на коленке продраны и запачканы кровью. Расшибся, наверное, недотёпа. Лежал бы себе на полатях, нет, понесло его вслед за сестрой. Заболеет теперь заморыш. Как строгая и заботливая мать, хотела Талька братца схватить и погнать домой, в ласковое тепло избы, к незаменимым при любой хвори жарким шкурам. Опять что-то её не пустило. Комм: "Что-то ее не пустило" - хотелось бы поподробнее, через ощущения. Что - невидимая стена, невидимые руки, ветер?
А худенький, чуть ли не прозрачный Талёк с вечными синяками под неяркими глазами, костлявыми плечами и кривоватыми ногами, мимо сестры прошёл, даже не поглядел. Ткнулся головёнкой в чёрную фигуру, и рухнула она на него, словно похоронила под грудой сажи. И тотчас первый алый солнечный луч прорезал предутреннюю мглу. Это Благословленный край приветствовал нового Хранителя.
______________________________________________________________________
Ну вот, с Божьей помощью дошли до конца. Теперь - самое время порассуждать о прочитанном. Итак:
Сюжет. Как я его понял: Умер Хранитель Благословенного края, и его душа не может успокоиться, пока не передаст силы преемнику. Кандидатов на преемники было двое - брат и сестра, в результате Хранитель выбирает брата.
Концептуально сюжет понятен. Остаются вопросы по развитию "вспомогательных" сюжетных линий:
--
Причина нелюбви бабушки к внукам. По тексту - она боялась их полюбить, или, что они полюбят ее, потому что одного из них придется потерять. Но где потерять? Из рассказа следует, что передача силы Хранителя - это скорее благо, чем потеря.
--
Функции Хранителя. Учить, лечить, подсказывать дорогу странникам - как-то недостаточно для мистического Хранителя. По-хорошему, функции Хранителя выполняют Река и Гора.
--
Теперь к Реке и Горе. Описаны они хорошо, но никакой функции в сюжете, кроме очерчивания границы Благословенного края не играют. Кстати, если бы Хранитель управлял Горой и Рекой, выстраивалась бы четкая сюжетная линия. ИМХО
--
Тяга девочки к странствиям. Посыл, который не получает развития. Просто проходит констатация - да, может она уйдет. А может и нет. Развития в этом направлении не получилось.
--
Отец, ушедший из Благословенного края. Опять, ситуация не играющая на развитие сюжета. Просто констатация - да, ушел, бросил.
Вообще, рассказ похож скорее на отрывок из большого произведения.
Язык. Язык хорош. Автор умеет и, похоже, любит рисовать словами. И за это ему большой респект. Мои придирки и брюзжание по тексту - это как совет Рембрандту: "А не попробовать бы тебе, брат Рембрандт, вот тут красочку позеленее?" Серьезные технические ошибки (повторы и т.д.) не обнаружены, образы яркие, характеры получились живые, несмотря на небольшой объем. Понимаешь, что дети любят друг друга, маму и даже суровую бабушку, девочка - решительная, мальчик - вроде слабый, но когда надо, бросается в темноту за сестрой.
Грамотность. На уровне. Серьезных вопросов не имеется. Отдельное спасибо - за букву "ё".
Картинка. Вырисовывается, и очень яркая. Именно картинка - сильная сторона рассказа.
Заключение:
Основные вопросы относятся к логике развития сюжета. Возможно, в рассказе присутствует смысл, который ускользнул от обзориста, привыкшего к более прямолинейным сюжетам (что делать - издержки классического образования ).
Я сейчас обдумываю систему оценок. Скорее всего, каждый пункт буду оценивать по десятибальной системе, а от суммарного балла будет зависеть итоговое место. После нескольких обзоров начну выставлять оценки.
Ковалевская Александра Викентьевна "Абсолютно незаметные перемещения во времени"
...Пальцы гитариста устало бродили по струнам, в голосе добавилось хрипотцы - допевались последние ночные песни у костра. Время за полночь, но никто не спешил расходиться по палаткам. Сидели, смотрели на язычки пламени, на искры, летевшие в чернильную тьму, - редкое ощущение тождества душ.
Далеко не всем везёт испытать такое.
Курс психологических практик собрал разных людей на берегу озера Волобо, затерявшегося среди лесов Витебской области. Здесь были профессионалы, приехавшие делать деньги, были их клиенты, были те, кого занесло простое любопытство. Но, попробовав походной каши, зачарованные первозданной прелестью звёздных ночей над брусничными полянами, все они - врачи, учителя, студенты - спешили сюда снова. Комм: "Спешили" - ИМХО не совсем удачно. Возвращались?
Об этом размышлял Вадим, рассматривая мужчин и женщин вокруг костра. Комм: Размышлял о чем? О красотах, или о том, что люди к ним возвращаются? И еще - у меня сугубо личное отношение - не люблю описание людей как "мужчины" и "женщины".
'Необычное место. Здесь хочется сказать времени: 'Остановись'. И с ними, - Вадим окинул взглядом поющих, - с ними хорошо, душевно. А ведь народ разный...
И этот мой новый знакомый - интересный парень.
Начинал в военной академии Колорадо-Спрингс.
Отказался от карьеры офицера ВВС ради своей физики. Комм: Как человек, знакомый и с физикой, и с академией ВВС могу сказать, что это не слишком сочетающиеся понятия. Скорее бы человек с такими наклонностями пошел в Массачусетский Технологический.
И вот: возвращение, да что там - бегство на родину матери....
А, может, и так бывает? Психолог нашей группы - специалист высококлассный, если бы парень пёр байду о себе, - раскусил бы его вмиг'.
Вадим почувствовал, что тяжёлыми стали веки. Зевнул в кулак.
Артур, сидевший рядом на чурбаке, встал, потянулся, сказал, обращаясь ко всем:
- О, моя стая! Великий шаман с поющим дырявым деревом в руках и не думает оставить в покое наши голосовые связки. Я, пожалуй, пойду. Поспешу войти в поток абсолютного сознания, хотя бы часиков на шесть. А для этого надо принять горизонтальное положение. Ты идёшь? - он кивнул Вадиму.
-Да. И я с тобой, брат, - отозвался Вадим.
- Спасибо, брат, что не оставил меня одного на тернистом пути к нашему лежбищу,- отшутился новый камрад. Комм: Слово "камрад" подчеркивает американское происхождение? Удачно.
'Лексика великолепная, - отметил в который раз Вадим, - ну, он родился в Питере, в русскоязычной семье, чего удивляться. А акцент, - лёгкий, едва различимый, - всё-таки есть'.
Из головы не шёл вчерашний их разговор.
Комм: Вначале я из контекста подумал, что они только сегодня у костра познакомились. На это навел термин "новый знакомый". Теперь оказывается, что они знакомы немного дольше, и я не сразу врубился, что Вадим размышляет о вчерашнем разговоре.
Вадим обдумывал то, что рассказал Артур. Признание было настолько неординарным, что если это какой-то стёб, то слишком грандиозный, хорошо и дорого обставленный. А если допустить, что всё - правда, то Вадим имеет шанс быть причастным к величайшему открытию в истории человечества. Роль ошеломляюще-неожиданная, что и говорить.
***
- Теория утверждает, что пространство и даже время имеет волокнистую структуру Комм: Круто:)) Придираться не буду - пусть будет волокнистая, позволительное фантдопущение. - кратко объяснял Артур и Вадим был благодарен за то, что приятель не стал грузить мозг специфическими терминами из теории физики или, чего похлеще, заумной математической топографией. - Следовательно, как бы выразиться проще, у ткани, пространства и времени есть аналогичные свойства. Насчёт пространства мнения расходятся: возможно, оно бывает скручено и даже скомкано одновременно в нескольких плоскостях. И тогда с перемещениями на большие расстояния у нас ещё долго будут проблемы. Но структура ткани времени элементарна: равномерно-слоистая. Проникновение вглубь слоёв-эпох в одной точке на местности вполне поддаётся расчетам а, значит, может задаваться с большим процентом точности. На момент начала исследований эта версия была грубым допущением, но нам тогда было всё равно, какую смелую теорию разрабатывать. В Колорадо-Спрингс физические лаборатории приличнее, чем ты можешь себе представить. Я так думаю: кто-то умело воспользовался тем, что военный бюджет - штука увесистая, жирный такой кусок. И этот кто-то пустил часть средств на изучение интересных и полезных в практике ВВС вещей. Как удалось? Не знаю. У военных своя отчётность, а теперь подозреваю, даже двойная бухгалтерия. Но это не суть важно. Важно, что содержание этой лаборатории физических исследований в стенах учебного заведения ВВС требовало, как вы говорите, офигенных средств. И они находились! Комм: А вот это и есть основное фантдопущение )) Краем я видел там такие вещи - ого!
Короче, мы, - я, Алекс, Грегори и Наум, - случайно вышли на решение проблемы переноса во времени. Более того, мы сделали два экземпляра переместителя. Но заявили лишь один. На всякий случай. Но больше из боязни поломки.... Мы все ребята из эмигрантских семей, ген американского законопослушания у нас ещё не заработал в полную силу, - Артур улыбнулся и покрутил головой. - Так вот, создать Машину Времени оказалось несложно. Сложно её опробовать и доказать что эта штука - не обыкновенный ноутбук, а именно переместитель.
Вадим помнил, что расхохотался после этих слов.
- Не веришь, значит? - Артур стал задумчивым. Мучительная усталая гримаса на мгновение тенью скользнула по лицу. Комм: ИМХО - многовато эпитетов к "гримаса". Пытался представить, как он сморщился - задумчиво, мучительно и устало ))
- Нет, интересно. Говори. - Вадим спрятал иронию.
- Эффект перемещения никак внешне не выражается, вот в чём дело. Путешественник во времени не может вернуться и сказать: 'И я там был....'
- 'Мёд-пиво пил' - закончил Вадим. - Забавно. А как узнать, что объект действительно перемещался? Он исчезает, потом возникает?
- Но-но! - Артур увлёкся. - Ничего внешне не меняется. Ни-че-го! В том-то и дело! И одновременно вот она: гарантия безопасных перемещений. Временная ткань не изменяется ни на йоту: вот что главное! Все выдумки о попаданцах - просто бред. Извлечение тела из одного времени и вторжение посторонней массы в другой временной поток - ты только подумай...
С этим Вадим согласился моментально. Даже не физика - обыкновенная логика подсказывала: нельзя исчезнуть тут, возникнуть там и ничего при этом не изменить. Вспомнить тот же эффект крыльев бабочки: любые микровозмущения в пространстве в геометрической прогрессии повлекут за собой необратимые изменения во всём мире. Тем более, если будут накапливаться веками или тысячелетиями!
Артур, похоже, обрадовался. Хрупкое взаимопонимание между ними постепенно налаживалось. Теперь он говорил, уставившись в зрачки Вадиму: Комм: Интересно, это манера разговора, или гипнотизирует? )
- Подумай сам, допусти: если перемещение во времени всё-таки возможно, но на абсолютно других условиях, то какими должны быть эти условия, чтобы реальность не испытала ни малейших возмущений?
Вадим задумался:
- Значит, никаких возмущений пространства-времени? Попаданец - голограмма. И не более. Комм: строго говоря, голограмма - это тоже материальный объект - результат взаимодействия электромагнитных полей, и он тоже оказывает влияние на реальность, как физическое, так и информационное. Пример: едете вы на машине, и вдруг перед вами появляется голограмма человека.
- Ес! Мы тоже так решили.
- А-а! И потому путешествие голограммы внешне незаметно?
- Не только. Время переноса и возвращения занимает несколько милисекунд. Никто ничего не успевает заметить. Комм: А как путешественник за эти милисикунды понимает, что он, собственно, совершил путешествие?
- Смысл голограмму отправлять в прошлое?
- Голограммой она является только для внешней среды. Изнутри же человек ощущает себя вполне полноценным: думающим, чувствующим.
- Испытания хоть были? Откуда сведения?
Артур закинул руки за голову, снова мученическая тень скользнула во взгляде. Он сорвал травяной стебель, яростно размочалил крепкими зубами, и только потом изменившимся голосом выдавил из себя:
- Экспериментальная инфо накапливалась с некоторым отставанием. Потом объясню, почему. Те, кто испытывал, сейчас мертвы.
- Ничего себе открытие! - выдохнул Вадим, - на тот свет, знаешь, людей отправлять научились задолго до тебя!
- Ребят из лаборатории убили. Остался я один. Просто повезло замести след. В сведения о родственниках моей матери, а она из Бреста, вкралась путаница ещё во время переезда семьи на ПМЖ в Штаты. Знаешь, что во Франции тоже есть Брест? Исправлять ошибку никто не стал: тогда это было неважно. А теперь сыграло мне на руку. Уверен, какое-то время сына питерского еврея и мнимой француженки никто не подумает искать в Белоруссии. Комм: Какие-то бестолковые спецслужбы ). Хотя, впрочем, это только слова Артура - кто его знает, как сюжет пойдет.
Вадим думал, что ему только не хватало вляпаться в сомнительную историю.
Как прочитав его мысли, Артур повернулся, сказал:
- На самом деле, никому ничего не грозит. Переместитель со мной. Теперь ты знаешь, что это вовсе не крутой ноут, которым ты восхищался. С ним я могу прожить столько жизней в других эпохах, сколько захочу. И на всё уйдёт лишь мгновение. Комм: Сейчас я пытаюсь разобраться в логике. Оказывается милисикунда проходит в нашем времени, а в прошлом - целая жизнь.
- Что значит прожить, если ты - молчаливый свидетель-голограмма?
- Ну, для кого-то извне и мы с тобой - не более, чем тени бесплотные. Мой попаданец оказывается внутри голограммы прошлого. Не на физическом плане, а на более тонком его энергетическом слепке. Там для голограммы всё реально, как и сама голограмма реальна для своего окружения. Короче, мир внутри мира. Или, если хочешь, альтернативный ряд событий, разворачивающийся для одного-единственного внедренца и исчезающий вместе с ним. Комм: То есть, перемещатель создает в прошлом отдельную реальность, куда, собственно, попаданец и отправляется. Интересно, а ведь перемещатель остается в нашей реальности. Или он для последующих путешествий и возвращения не нужен? Вроде как единожды запускает программу - и вперед.
-Иллюзия?
-Именно. Индивидуальный аттракцион. Если меня заметут, уйду в перемещения. По нашей теории сознание, переполненное опытом и впечатлениями икс-количества жизней, растворяется в абсолюте. Для внешнего наблюдателя выглядит как мгновенная беспричинная смерть тела. Те, кто придут за мной, в тот же миг увидят мою кончину. Комм: Из абзаца следует, что путешествие во времени приводит к смерти в нашей реальности? Или к смерти приводит отказ от возвращения в нашу реальность - вроде буду путешествовать в прошлом, и Бог с ним, с моим телом? Каким образом тогда устанавливается срок пребывания в прошлом, если перемещатель остается в нашем времени? Наверное, программно. Это я рассуждаю.
Вадим молчал. Настойчивая мысль сверлила в голове:
- Для чего путешествия во времени, если они незаметны для окружающих и не ведут ни к каким изменениям? Сам человек-то хоть помнит, где он был?
- А ты подумай.
Вадим, немного помедлив, испытующе глянул на собеседника и, чувствуя припрятанную ментальную заковырку, произнёс удивлённо: Комм: скорее не "ментальную", а "логическую".
- Нет?!
- Вспомнить опыт внедрения в чужое время - значит уже изменить что-то в окружающей действительности. Человек начинает пытаться повлиять на других: доказывает, утверждает, настаивает. Носится со своей правдой. Комм: Признаюсь, не очень понял. Человек носится в настоящем, рассказывая о прошлом - парадокса вроде бы нет.
- Понятное дело.... Тогда зачем всё это?
- Пойми же, - я и мои друзья, которых больше нет, - мы вместе создали эту штуку! Не знаю ещё, на что она способна, но она есть. Я не могу остановиться на полпути: я должен, должен исследовать её действие! Да, может, переместитель гробит людей... потом, не сразу. Но данные биохимических анализов были превосходны и через полгода после первого перемещения, а первым был Грегор! Это потом ребят выследили и убили по одному - чисто сделано, не подкопаешься: несчастные случаи. Они там - Артур показал пальцем вперёд и вниз, - получили устойчивые результаты. Я уверен! Потому и накрыли всех нас!
Носком резинового сапога он принялся бить сырой мох, расшвыривая вверх и в стороны зелёные клочья.
- Почему ты мне всё рассказал?
- Какой день мы здесь?
- Десятый. Через сутки уезжать.
-То-то и оно. Мы вместе прошли все курсы: психоанализ, лечение гипнозом, суггестология, халлотропное дыхание. Была возможность оценить друг-друга. Ты помнишь, как я орал на этом чёртовом халлотропе?
Честно говоря, Вадим не помнил, кто и как перенёс тот странный и жуткий сеанс. Методика предполагала полное сосредоточение на себе. Об этом и сказал Артуру.
- Ну да, - согласился тот.- Но это если твоя цель - самокопание. А у меня была цель узнать тебя. Дружище, я не сразу послал к чертям карьеру в ВВС ради их шикарнейшей лаборатории. Полтора года пытался совмещать. Так что кое-какие методики наблюдения за людьми мне известны. Кстати, курс психологии в Академии - единственный, которым я не манкировал, пытаясь выкроить лишние часы для исследований... Комм: В Академии ВВС манкировать курсами не получится. Здесь я наблюдал нескольких в нашей группе. Искал человека, с которым могу ну, хоть поделиться своей тайной. Ты подходишь как нельзя лучше. Веришь? Тяжело, брат, вот так... один на один со своей памятью и той... штуковиной. Я уже начинал срываться, веришь? А это место: озеро, вы все - вы меня излечили.
Комм: Не поверил. Что-то у меня начинают закрадываться подозрения, что дурит нас этот Артур. Поиск партнера на выездном семинаре по психологии - как то сомнительно, а вот поиск человека, который поверит в историю - очень возможно.
- Ты врал опытному психологу? - на всякий случай спросил Вадим, в глубине души надеясь, что это невозможно.
- Эдуардович сильный мужик! - хмыкнул Артур, - От него фиг закроешься! Наоборот, я был максимально расслаблен. И говорил, говорил о своей мечте: путешествовать во времени с помощью собственного переместителя.
Вадим улыбнулся: цель курсов достигалась через оригинальные методики. Народ здесь собирался интересный, в фантазиях неограниченный. Голая правда Артура вполне могла показаться скромной в сравнении с выдумками отдельных практикующих. Комм: Вот я о том же. Искать среди них надежного партнера?
- Что-ж, сябра, послезавтра разъезжаемся. Чем я тебе могу быть полезен? Только, чур, на роль подопытной крысы меня не уговаривай. У меня Стась и Маруся. Ульяна не простит, если я пойду шататься по прошлому, и забью на семью. И придётся мне доживать свой век в кампании собственных бездомных голограмм.
- Вадим, я, кажется, нащупал то, что служит доказательством действия переместителя. И не изменяет действительность.
- Точно?
- Выводы изящны. По-моему, ошибка исключена.
- Откроешь?
- Для того и завёл разговор. Вся проблема свелась к простому и одновременно сложному: правильно найти человека для испытаний. И не ошибиться в выборе. Для этого нужно быть в курсе, гм, культурной жизни. Ты и твоя Ульяна, - она у тебя дирижёр-хоровик, кажется? - по моим прикидкам, можете мне помочь выйти на нужного человека. Комм: Они недавно знакомы. Откуда такое знание - Артур заранее собирал информацию о Вадиме?
- Ну-ка, ну-ка: я ещё не представляю, что ты имеешь в виду?
- Элементарно. Всё происходящее влечёт за собой тайные или явные последствия. Это аксиома. Комм: Вот с этим не поспоришь. )
- Ес.
- Тогда, рассуждаем дальше, какие последствия могут быть от неощущаемого путешествия во времени? Или, скажем так, в какой сфере следует ожидать проявления этих последствий?
- Хм, в искусстве? О, это уже интересно! Тебе нужны люди, занятые творчеством?
- И дальше - продолжай сам. Я просто проверяю на тебе своё интуитивное.
- Путешествие, знакомство с прошлым и, как результат, - точное знание того, что было когда-то?!
- Вот и всё! - Артур даже руки потёр от удовольствия. - Теперь ты согласен, что человек, который обнаружит такое особенное обострённое историческое чутьё - попаданец! Комм: Снова пытаюсь сформулировать: путешественник в прошлое начисто забывает детали похождений, но помнит некие факты из прошлых эпох.
- Не понял? Почему он - попаданец, если его ещё надо убедить перенестись в прошлое?
- Ты в курсе, что время движется от прошлого к будущему только в нашем восприятии?
- Але? - поднял брови Вадим
- Время на самом деле - поток из будущего в то, что для нас стало прошлым. То есть, говоря языком вечных категорий: Божественное Проявленное изначально возникло в своём совершенном и законченном виде. А уж затем бытие пошло развиваться, раскручиваться, создавая подпорки-обоснования для изначально проявившегося. Комм: Ух ты! Правда возникает противоречие с предыдущей аксиомой, здесь сначала возникает следствие, затем причина, что, кстати, говорит о предопределенности будущего. Есть такая теория, есть )
Вадим присвистнул:
- Да ну?! - он чувствовал, что этот постулат займёт его мысли надолго.
- Как у Льюиса Кэррола: на пальце Королевы выступила капля крови. Что пришлось сделать Королеве?
- Уколоть палец.
Вадим ошеломлённо молчал.
Потом, подумав, продолжил мысль:
- Значит, ты ищешь того, у кого проступило знание исторических реальностей, чтобы 'уколоть'...
- Именно! Только такого человека я могу и даже имею полное право отправить в прошлое. И даже считаю своим долгом. Возможно, я пришёл в мир именно чтобы cделать это! Комм: То есть, он ищет человека, у которого есть знания о прошлом, в которое он в будущем отправится. По этой теории у всех людей должно быть заложено знание о будущем - то есть все потенциальные ясновидящие. Если я правильно, конечно, понял.
- Ёксель!
Вадим испытующе посмотрел на Артура:
- И ты уже знаешь, кто может стать первым испытателем для твоего.... аппарата?
- Ты правильно подумал: мы говорили об этом человеке.
- С Яниной?...
- Угу. Её мать - то, что я ищу. Я за пару ночей просмотрел всю страничку этой писательши на Самиздате. Рассказы, стишки, обзоры - не в счёт. Повести я уже осилил. Сейчас внимательно вычитываю роман.
- И как?
- Я не спец в литературе. Но прочёл и, знаешь ли, поверил! Отдельные моменты, на мой взгляд, мог написать только человек, побывавший ТАМ. Тем более, я спрашивал Янину: её родители и деды-бабки - городские, никаких деревенских корней. И вдруг: море точных наблюдений. И ни одного, ни одного, понимаешь, перехлёста. Ну, кроме сюжетного фэнтези. Комм: А кто оценивал точность этих наблюдений?
- Янина говорила, прозу назвали сельской, мать озадачилась.
- Вот сто очков в пользу того, что я прав! Она и не может быть другой у того, кто точно знает, о чём пишет. Это же шестнадцатый-семнадцатый век!
- Ты хочешь, чтобы я вас познакомил?
- Я подумал, что твоя жена и мать Янины знают друг-друга. Через вас мне было бы удобнее заявиться, я же нормальный адекватный человек. Я не собираюсь экспериментировать, не убедившись двести раз в том, что прав. И если ты против, я ничего не стану делать, даже если буду уверен. Знаешь, как работает переместитель?
- Ещё нет. - буркнул Вадим. (Герои приключений - они живут где-то там, в местах с более громкими названиями. Подставлять под эксперимент речицкую мадам не хотелось). - Ты в курсе, что писательша - мать двоих девчонок? Янина младшая, старшая сестра тоже студентка. Если ты мутишь - учти, я тебя, пилот-недоучка, разыщу при любой сильной облачности.
- Ну-ну. Рассказывать о работе переместителя, или как?
- Или как... Рассказывай.
- Прибор будет у тебя. Всё время. Чтобы ты не волновался. Он заработает только при одновременном согласованном действии нас обоих: если ты повернёшь корпус вертикально и направишь ребром точно на объект. А я должен работать пусковиком. - Артур открыл своё ноу-хау, по виду сильно напоминающее одновременно ноутбук и толстую папку с массивными металлическими застёжками по краю. Открыл, достал нечто похожее на крупную дорогую авторучку и что-то передвинул на ней.
- Таким образом, мы или примем решение вместе, или уйдём ни с чем. Но в любом случае, познакомимся с вашей местной писательницей, всплывшей из ниоткуда. Любопытно, согласись? Комм: Местная знаменитость, пишущая на Самиздате? Может все-таки разрешить бумажную публикацию? )))
- Пойдёт! - ответил Вадим бодрее. Он, в принципе, был не против знакомства. Здесь, на курсах, о творениях Янининой мамы знали многие. Комм: Я все о том же. Просто создалось впечатление, что самиздатовская писательница обрела народную любовь и популярность. Всяко, конечно, бывает... К речицким подходили, спрашивали: кто такая? Ведь землячка... Вадим до сих пор только хмыкал смущённо в ответ. Ульяна знала немногим больше. Так почему бы не заглянуть в гости?
***
Я собирала смородину. Гости - двое молодых мужчин - остановились на крыльце, не зная, куда им двигаться дальше? Выбор был широк: из-за жары в доме все двери, окна - нараспашку.
Высунувшись из кустов, я обозначилась в поле их зрения, про себя гадая, кто бы могли быть эти двое? Комм: Первые два абзаца как-то не очень. Скажем так, обороты "не зная, куда им двигаться дальше? Выбор был широк:" и "обозначилась в поле их зрения" как-то сильно выбиваются из стиля повествования, напоминая что-то Донцовско-Марининское. ИМХО, конечно. Эх, а ведь так все гладенько рассказывалось ))
Гости разулыбались, причём, один - привычно-скупо, коротко, но вот второй... Широкая белозубая улыбка осветила его лицо Комм: Ага! Зпт! и я подумала: 'Как хорошо, что мне давно не восемнадцать!'
Наши мужчины не умеют так улыбаться. Нет-нет!
Пришлось выйти из засады за кустами и выставить на всеобщее обозрение голые ноги. По случаю редкостного зноя матрона, то есть, я, вырядилась в просторные мужнины трусы. Смотрелись они как полосатые шорты, но встречать в таком наряде молодых и красивых мужчин, галантно пропустивших даму вперёд в её же собственный дом... что и говорить, я почувствовала себя немного не в своей тарелке.
К счастью, через минуту я забыла о своих ногах, да и, похоже, у новых знакомцев мои конечности вызвали лишь лёгкий вежливый интерес.
- Ложки Гуды? - спросил тот, улыбка которого затмила солнце июля. Он разглядывал две большие деревянные ложки, перевязанные красным тканым пояском и красующиеся на стене кухни.
Я была польщена.
- Гануся и Маруся, значит - сказал 'солнечная улыбка'.
- Да, Катеринка и Лизаветка, - ответила я кодовой фразой.
И мы прекрасно поняли друг друга: этот человек не просто читал моё, он внимательно читал.
После вежливых выяснений степени знакомства, наведения справок как с моей, так и с их стороны, и предложения выпить холодного компота, гости приступились с вопросами.
Сакральными.
То есть, понятными только посвящённым в мои тексты.
Боюсь, я не смогла внятно ответить ни на один из них. Да и что можно было ответить? Например: откуда я знаю, что огородное пугало в начале шестнадцатого века было перевязано соломенными жгутами? Вязала ли я снопы? Почему перед войтом плакал сволочь Ладусь, не боявшийся, вообще-то, ни бога, ни чёрта? Почему он спасал Терезу от посягательств похотливого купца таким невыигрышным, с точки зрения приключенческого сюжета, способом? Откуда я знаю, что взять да обкусать ледышки с собачьих лап - не проблема для мужчины того времени? Почему князь Семён отдал родного сына на воспитание в хуторскую семью - это из киевских-то хоромов?
Почему?
Да не знаю!
Я - сочинительница. Как мне кажется логичным и правдоподобным, так и пишу.
Историческое образование? Нет. Совсем другое.
Почему вдруг стала писать историю? Попёрло! Что ещё могу сказать?
Гости, видимо, с каждым моим ответом расслаблялись всё больше. Несколько раз они переглядывались с торжествующим видом. Во время беседы, впрочем, очень оживлённой и интересной, тот, который представился мужем моей коллеги Ульяны, повернул свою папку ребром ко мне. Я слегка удивилась: ребро вдруг обнаружило непроницаемо-угольную чёрноту. Бездонная засасывающая щель.
Я вдруг как-то сразу разомлела от полуденного зноя и почувствовала желание провести сиесту в прохладной спальне с голубыми обоями.
Гости тоже решили не томить Комм: Утомлять? меня своим присутствием и мило откланялись.
***
Теперь, когда 'американец' уехал, Вадима не покидало неприятное чувство того, что его новый знакомый - увлечённый эксцентричный чудак, не более. Странно: раньше на психотренингах таких раскалывали в момент.
Через сутки Артур вышел на скайп-связь.
- Знаешь, я почти проникся твоей теорией обратного хода времени, - сказал Вадим, - даже замечтался: в гостях у А.В. переместитель повернул в боевую готовность. Видел, что ты осторожничаешь, экспериментировать не торопишься.
- Ну-ну... Бери, давай, автограф у нашей знакомой. Она скоро начнёт выдавать откровения одно за другим. Перемещение состоялось, аппарат работает как надо.
- Что?!
- А почему бы и нет? Фактов для меня достаточно: она носительница исторической инфо. Что ещё надо?
- А согласованные действия?
- Ты в пылу беседы навёл переместитель, я этим воспользовался. Без переключателя. В приборе есть одна клипса, она считывает мои мыслекоманды, это гарантирует степень надёжности. Комм: Судя по всему, сюжет разворачивается в недалеком будущем. Или Артур гонит.
В навороченном ноутбуке Артура тем временем пошла в ход невиданная анимация: вместо смазливой морды хозяина отвечало волосатое ухмыляющееся рыло с двумя рожками.