Что я сделал, Варшава, что Введенского стены вокзала
ты превратила в сумрачно-бурые и час указала,
когда все мысли мои буйные, прозорливые
уплывут и откроются смыслы глубинные.
Где-то в Киеве мой "Май" - Октостихи -
Показался горячим - смешным в Пикадоре.
Перспективы Новогродской синевато тихи,
Но порой в глубокой дали - светло-жёлтые зори.
Расступитесь, дома, проезжайте, трамваи,
Через мост-виадук прозрачно-медовый.
Устремимся мысленно вдаль вместе с вами -
Прочь с глаз моих вид седой и добрый.
Какие советы дадите вы мне у надгробий пророков,
Девочки, мечтающие о серебре эполет?
За мною ворота, передо мной бесконечно ворота -
Открыты в лазурь, в синеву, в фиолет!!!
Пусть хлёсткий удар паутину сметает,
Пусть благоуханные пальмы - страусов перья,
Розовый парус зажгут на скатерти моря,
Прочь всё, что отваге мешает и угнетает!
Прочь, дружба: упасть хочу в кровавые глубины,
Изохимен сомкнуть цветные виды!
О море, море, море стужи -
И пена чёрная горячей крови!
=======
--
...где-то там Милашевский - предположительно Станислав Милашевский(1886 -1944) - польский драматург, эссеист, поэт и переводчик.
--
...вкус венгерки холодный- сорт сливы.
--
... далии - георгины.
--
...из хаты Эвандра - Эвандр, герой, сын Гермеса и аркадской нимфы.
--
...между Учителем - памятник Учителю - аллегория Сизифова труда: на памятнике изображён в духе античности сильный мужчина, толкающий вверх огромный камень.
--
...Новый Швят...Земяньской, Лешчинской - улицы в Варшаве.
--
...Введенского стены вокзала - Виленский вокзал в Варшаве; в стихотворении обыгрывается значение Виленского вокзала для города, как главных ворот Варшавы.
--
...в Пикадоре - авангардистская литературная группы "Под пикадором"
--
...изохимен сомкнуть... -- изохимена (от греч. isos равный и cheima зима) (геогр.). Линия на географической карте, соединяющая места с одинаковой температурой зимы.
Ярослав Ивашкевич родился в 1894 году. Учился в елисаветградской и киевской гимназиях, затем на юридическом факультете Киевского университета. Одновременно он обучался в Киевской консерватории, увлекался музыковедением.
Литературный дебют Ярослава Ивашкевича состоялся лишь в 1915 году, когда его стихотворение "Лилит" было напечатано в киевском еженедельном журнале "Перо".
В октябре 1918 года Ивашкевич переехал в Варшаву, где стал активным участником авангардистских литературных групп "Под пикадором" и позднее "Скамандр" (польск. Skamander). В этот период Ивашкевич увлекался творчеством Ницше, Рембо, Уайльда. С Уайльдом Ивашкевича роднило преклонение перед "чистой красотой". Для творчества Ивашкевича того времени характерны мотивы жестокой любви и одиночества.
В 1930-е годы в поэзии Ивашкевича в основном превалирует тон тревоги и беспокойства, он стремится создать в своих произведениях атмосферу "мистифицированной повседневности". В этих произведениях оформился сам стиль писателя, определяющими чертами которого стали чувственное, пластическое изображение, лиричность и камерность повествования...