Алексеева-Минасян Татьяна Сергеевна : другие произведения.

Передозировка... красотой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Статья опубликована в газете "Секретные материалы", N 18, 2018 г.


Татьяна Алексеева

  

Передозировка... красотой

  
   1817 год. Погожий день во Флоренции. В знаменитой церкви Святого Креста, она же базилика Санта-Кроче, как всегда, много людей - и прихожан, и путешественников, пришедших туда еще и для того, чтобы полюбоваться удивительными фресками на стенах и скульптурами. Один из таких ценителей искусства обводит стены и потолок базилики особенно восхищенным взглядом - они производят на него невероятно сильное впечатление. А потом ему становится нехорошо, он начинает задыхаться и с трудом добирается до выхода.
  
   Этот человек приехал в Италию из Франции, и звали его Мари-Анри Бейль. В тот же день, вернувшись в гостиницу, в которой он поселился, он сядет писать свои путевые заметки и довольно подробно опишет это странное недомогание, охватившее его в церкви. Раньше с ним никогда не случалось ничего подобного - но раньше он никогда не видел столько красивых картин и скульптур сразу, никогда не испытывал настолько сильного восхищения. И для него было очевидно, что причина головокружения заключалась именно в этом. "Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю... - написал он в своем дневнике. - Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишенной страстей, а значит, пороков и добродетелей. Волнение мое было так велико, что граничило с благоговением... Я был уже охвачен некой восторженностью при мысли, что нахожусь во Флоренции, в соседстве с великими людьми, чьи гробницы только что увидел. Поглощенный созерцанием возвышенной красоты, я лицезрел ее вблизи, я, можно сказать, осязал ее. Я достиг той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством. Выйдя из Санта-Кроче, я испытывал сердцебиение, жизненные силы во мне иссякли, я едва двигался, боясь упасть".
   Через десять лет этот человек напишет свою первую художественную книгу и возьмет псевдоним Стендаль, под которым еще немного позже станет одним из самых известных в Европе писателей и в конце концов войдет в историю мировой литературы как изобретатель психологического романа.
   А ближе к концу ХХ века он станет объектом внимания не только литературоведов, но еще и психологов и психиатров, а его имя даст название одному безобидному, но довольно неприятному явлению. Хотя само оно существовало задолго до того, как молодой Анри Бейль оставил потомкам его описание. И до Стендаля, и после него находились люди, у которых во время посещения храмов с росписью на стенах, музеев изобразительного искусства и картинных галерей случались странные приступы. У кого-то кружилась голова, кто-то начинал задыхаться, а в самом худшем случае все и вовсе заканчивалось обмороком. Однако мало кто относился к этой проблеме серьезно. Часто плохое самочувствие вообще не связывали с картинами или скульптурами, посчитав его причиной жару и духоту в музее или усталость от поездки. А экскурсоводы и смотрители музеев порой и вовсе думали, что упавшие в обморок туристы приотворяются, чтобы покинуть затянувшуюся и надоевшую экскурсию под благовидным предлогом.
  
   Из галереи - на больничную койку
  
   Тем не менее, во второй половине прошлого века среди сотрудников музеев живописи ходило множество рассказов о том, как того или иного посетителя, явно пришедшего туда по собственной воле и с энтузиазмом разглядывавшего экспонаты, приходилось приводить в чувство. После чего пострадавшие нередко рассказывали, что им стало плохо именно от "передозировки" красотой, от того, что они не могли "переварить" увиденное. Чаще всего такие истории рассказывали итальянские экскурсоводы, а лидировали по количеству обмороков среди туристов художественные галереи Флоренции. Объяснить все подобные случаи духотой или желанием сбежать с экскурсии было невозможно. Тем более что в некоторых из них, особенно тяжелых, посетителям не удавалось быстро прийти в себя - у одних случались галлюцинации, у других истерики, и им требовалась серьезная медицинская помощь.
   Если такое случалось во Флоренции, жертв красоты везли в психиатрическое отделение больницы Санта-Мария-Нуова, где их приводили в норму при помощи сильных успокоительных средств. Одна из работавших в этом отделении врачей, Грациелла Магерини, заинтересовалась такими случаями и стала изучать их. Проанализировав состояние сотни с небольшим пациентов, она смогла вывести определенные закономерности и пришла к выводу, что речь идет о новом, еще не описанном в медицинской литературе психическом расстройстве. Симптомы у разных людей, доставленных в больницу из музеев, могли немного отличаться друг от друга: кто-то был в сильно взбудораженном состоянии, кто-то, наоборот, плакал, кто-то пребывал в эйфории... Но всех пациентов объединяла причина, по которой все это происходило: так на них повлияли произведения искусства, которые они увидели, картины и скульптуры, в первую очередь относящиеся к эпохе Возрождения.
   Магерини предположила, что так реагировать на искусство могут излишне впечатлительные люди, которые к тому же долго вынашивали мысль о походе в музей и знакомстве со знаменитыми картинами, - говоря простым языком, они "накручивали" себя перед экскурсией, настраивались на то, что их ждет нечто невероятное, и в итоге получали слишком много сильных впечатлений.
   Позже выяснилось, что нечто подобное может произойти не только от прогулки по картинной галерее, но и от "передозировки" любыми красивыми видами - на природе, в городе со старинной архитектурой и так далее. А бывает, что похожее состояние вызывает красивая музыка. В случаях с изобразительным искусством самыми "убойными" чаще всего оказывались произведения мастеров Ренессанса - Рафаэля, Микеланджело, Караваджо и других, в случаях с музыкой это тоже были творения классиков в классическом же исполнении.
   И происходит это намного чаще, чем можно подумать, просто большинство людей переживают все неприятные ощущения в легкой форме, быстро приходят в себя и к врачу не обращаются. В этих легких случаях человеку лишь на короткое время становится нехорошо: резко учащается пульс, скачет давление, темнеет в глазах, затрудняется дыхание.
   Собрав всю эту информацию, Грациелла Магерини написала научную работу, в которой утверждала, что выявила новый вид психического и психосоматического расстройства. Изучая эту тему, она искала упоминания о подобном состоянии и в литературе, причем не только в медицинской. Именно тогда ей и попались на глаза путевые записки Стендаля, и читая о том, что он почувствовал, оказавшись в церкви Санта-Кроче, Магерини обнаружила уже хорошо знакомые ей симптомы. Получалось, что французский писатель первым описал это состояние, и Грациелла решила назвать новое расстройство его именем. Так в психологии и психиатрии появился термин "синдром Стендаля". Хотя иногда Магерини и другие специалисты иногда употребляют термин "флорентийский синдром", по названию города, в котором это явление наблюдается особенно часто.
  
   Американцам это не грозит
  
   Сеньора Магерини также собрала статистику - кто чаще страдает от "передозировки прекрасного", а кому можно без опаски ходить по красивым местам. Самыми впечатлительными, по ее наблюдениям, оказались люди в возрасте от 30 до 40 лет, имеющие либо религиозное, либо классическое светское гуманитарное образование, хорошо разбирающиеся в искусстве и интересующиеся им, имеющие хорошо развитый вкус. Мужчин и женщин среди подверженных синдрому Стендаля примерно поровну, то есть пол на восприимчивость к красоте не влияет. А вот культура, в которой человек рос и воспитывался, является очень важным фактором: чаще всего в обморок в музеях падают французы, а также русские, за исключением петербуржцев. Стойкость жителей Северной столицы к красоте объясняется тем, что их, как правило, с детства водят по многочисленным музеям и много рассказывают о вывешенных там картинах, так что у них вырабатывается что-то вроде "иммунитета" к воздействию прекрасного.
   По этой же причине синдром Стендаля редко случается с итальянцами - они, по словам Грациеллы Магерини, постоянно живут среди красоты, и поэтому она не производит на них настолько сильного впечатления. Остальным же европейцам в музеях и на выставках изобразительного искусства надо быть осторожными - все они в той или иной степени находятся в группе риска.
   Жители Италии и Петербурга - не единственные, у кого почти не бывает "передозировки" красотой. Кроме них, с этой проблемой не сталкиваются туристы из любых азиатских стран, а также с североамериканского континента. Магерини объясняет это тем, что в Азии и в Северной Америке совершенно другая культура, другие каноны красоты и другие приемы в живописи. Поэтому европейские картины не воздействуют на их психику так, как на психику жителей Европы. Впрочем, если для представителей азиатской культуры это, возможно, и справедливо, то жители США и Канады, предки которых жили в Европе и принесли свою культуру в Новый Свет, вообще-то, имеют те же культурные коды, что и европейцы. Так что больше похоже, что причина отсутствия у них синдрома Стендаля кроется в другом: просто искусство и вообще красота не входит в их систему ценностей, в которой на первом месте стоят успех и богатство. Магерини же, по всей видимости, не стала высказывать такое предположение из соображений политкорректности.
   Впрочем, стоит оговориться, что из всех выведенных Грациеллой правил нашлись немногочисленные исключения. Были в ее практике и случаи с итальянцами, которые тоже в прямом смысле слова не устояли перед полотнами великих художников, был и один молодой американец, потерявший сознание при виде знаменитой статуи Давида работы Микеланджело.
  
   Измеряем силу искусства
  
   Но каким же образом красивое произведение искусства воздействует на психику впечатлительного человека? На этот вопрос ни Грациелла Магерини, ни другие специалисты, исследовавшие синдром Стендаля, ответа пока не нашли. Часть психологов и психиатров вообще не признают этот феномен отдельным расстройством и считают, что все дело в самовнушении: услышав о том, что на некоторых людей красота действует таким странным образом, туристы подсознательно готовят себя к этому, и когда они оказываются в музее или на выставке, внушение срабатывает. А некоторые специалисты и вовсе уверены, что психология тут ни при чем и дело только в усталости и духоте: не случайно же большинство обмороков в музеях происходят возле самых известных экспонатов, перед которыми обычно собирается больше всего народу. Но остальные ученые уверены, что причина этого явления все-таки кроется в красоте и что рано или поздно его механизм будет изучен и подробно описан.
   Последнее на данный момент крупное исследование синдрома Стендаля провели все там же, во Флоренции, в 2009-2011 годах. На большую группу добровольцев прикрепили датчики, фиксирующие давление, пульс и другие показатели физического состояния и отправили их любоваться картинами и фресками в музей Палаццо Медичи-Риккарди, после чего они должны были подробно описать свои эмоции. Большинство испытуемых говорили о том, что искусство произвело на них сильное впечатление, и датчики фиксировали у них учащенный пульс, но ничего выходящего за рамки нормы с ними не происходило. И лишь в некоторых случаях участникам эксперимента становилось плохо, причем почти всегда выяснялось, что у них и раньше были какие-либо психические отклонения, хотя бы небольшие. Казалось бы, можно сделать вывод, что проблемы, возникающие у людей при просмотре красивых объектов - это всего лишь проявление уже имеющихся у них заболеваний. Однако в исследованиях Грациеллы Магерини описана совершенно другая картина: 53 процента ее пациентов с синдромом Стендаля никаких психических проблем до обращения к ней не имели.
  
   25-й кадр в полотнах Возрождения?
  
   Пока психиатры думают, что же это такое, сторонники различных мистических и эзотерических теорий выдвигают свои объяснения.
   - С шаманской точки зрения, любое произведение искусства - это жилище и проводник определенных духов. Картина считается "окном" в определенную область мира духов. Первобытное изобразительное искусство именно эту цель и реализовывало. Сейчас многие люди об этих смыслах забыли, а духи - помнят, - считает семейный психолог Виктор Скляренко. - Некоторые художники, такие как Пикассо, Дали, об этом знали и говорили, что меняют мир своими картинами.
   Существует также теория, что произведения искусства обладают определенной энергетикой, которую вкладывает в них автор. Этого объяснения придерживается, в частности, писатель и публицист Павел Ганипровский.
   - Широко известна история, как художник-авангардист Морис Вламинк упал в обморок на первой посмертной выставке Ваг Гога, - говорит он. - Могу засвидетельствовать, что не столь сильное, но похожее впечатление я получил на эрмитажной выставке "Неведомые шедевры", где впервые были выставлены "трофейные" картины, до тех пор не покидавшие запасников российских музеев. В том числе там был и Ван Гог, и другие постимпрессионисты. Причем краски на полотнах были не выцветшие, словно они только что сошли с мольбертов. Было ощущение некоего шока. Но дело все-таки не в красках: в юности мне стало плохо после знакомства с живописью Виктора Борисова-Мусатова - а ведь это были лишь репродукции в книге. Но мне показалось, что я схожу с ума от смысла, который, как я думал, я в них увидел. Могу вспомнить и покойного российского художника Сергея Стеблина - говорили, что на его выставках техника начинала барахлить и люди тоже падали. Так что, по всей видимости, некое "тонкое" воздействие от произведений искусства идет. Древние индусы (правда, в приложении к литературе) называли это "раса" - невидимая, но ощущаемая аура вокруг произведения искусства.
   Кроме того, есть гипотезы, "примиряющие" эзотерический и научный подходы к объяснению синдрома Стендаля. Ее сторонники тоже уверены, что зрителю может передаться состояние художника через его картину, но, по их мнению, причина этого не в энергетике, а в особенностях самой картины, которые могут воздействовать на чувствительных людей.
   - На впечатление от картины влияет не только наше сознание, которое реагирует на сюжет, цвета, но и подсознание, - рассказал главный научный сотрудник Эрмитажа доктор исторических наук Борис Сапунов. - Если сделать фотографию с картины и увеличить ее раз в двадцать, то можно разглядеть микромазки. Наше сознание их уловить не в состоянии, а вот на подсознание они могут воздействовать.
   По словам Бориса Сапунова, внешний вид этих мазков может зависеть от настроения, с которым художник пишет картину. Он может быть спокойным или сильно взбудораженным, радостным или раздраженным - и в разном состоянии движения его руки будут разными, а значит, разными получатся и мазки. И когда зритель увидит потом готовую картину, определенный характер мазков вызовет у него те же эмоции, которые испытывал оставивший их автор. По этой версии, микромазки действуют на подсознание примерно так же, как действует 25-й кадр в кино, тайно навязывая человеку определенное состояние.
   - Сегодня графологическая экспертиза может рассказать о художнике по его мазкам так же, как о любом человеке по почерку, - считает Сапунов. - И если авторы картин находились в нервозном состоянии, то спустя века это настроение через подсознание передается особо чувствительному зрителю. Возрождение - это, кроме всего прочего, эпоха экспериментаторства, тогда художники занимались постоянным поиском во всем - в составе краски, в цветах и символах, в новых способах передачи эмоций.
   Одним словом, ученые, искусствоведы и мистики пока еще только пытаются найти причины синдрома Стендаля. Тем временем в большинстве итальянских музеев смотрителей стали обучать оказанию помощи пострадавшим от "передозировки прекрасного". И кое-кто из них даже шутит, что возле табличек с названиями картин и именами авторов скоро нужно будет вешать такие же предупреждения об опасности красоты, какие изображают на пачках сигарет.
  

СПб, 2018



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"