Окаянный Павлентий: другие произведения.

Смерть Аттилы

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:


Смерть Аттилы.

  
   "Возвратившись в свои края, он, уже имея множество жен, женился на девушке по имени Ильдико, на свадьбе с которой он выпил вина столь много, сколь не пивал прежде, и, охмелев, заснул, но от крови, которая нередко шла у него из носа, он захлебнулся и умер".
   ("Хроники Фредегара").
  
   Рассказ Славкина Ф.А. "Красавица И Чудовище" заинтриговал меня с самого начала, уже своим названием настраивая на восприятие неких сказочных событий, которые, как мне казалось, будут происходить. Мы знаем эту трогательную сказку об аленьком цветочке и о том, как настоящая любовь способна чудовище превратить в прекрасного принца. И даже заявленная автором тема "историческая миниатюра" не насторожила меня. Мир Толкиена не на пустом месте строился, и откуда же черпать вдохновение авторам фэнтези, как не из "преданий старины глубокой"?
   Однако, в отличие от сказок, в жизни гораздо меньше историй со счастливым концом. В нашей жизни Чудовищ не меньше, чем в "Тысяча и одной ночи". И проблема выбора, которую ставит автор в своем рассказе, кажется, понятна: долг и чувства, эмоции и разум, любовь и смерть. Как часто ставят нас перед этим выбором писатели! Что же одержит верх на этот раз? Ответ автора - побеждает долг, разум, смерть. Красавица убивает Чудовище и себя тем же кинжалом, который он подарил ей к свадьбе (предвосхищаю развитие событий). Бургунды отомщены.
   Воздав должное таланту автора и оставив мораль рассказа на его совести, позволю себе усомниться в ее надлежащем воплощении. А была ли любовь? Какие приемы использует автор, чтобы показать любовь Красавицы? По сути, прием только один - перечисление достоинств Чудовища: его славы, щедрости, смелости и даже нежности в первую брачную ночь. О галантности предпочту умолчать, ибо о какой галантности может идти речь в древние времена, в племени степных кочевников, да еще применительно к Аттиле, который разве что к Папе Римскому (по преданиям) отнесся уважительно и не стал осаждать Рим? Нет ни касаний, ни слов, ни слез - только мысли, причем мысли характера даже меркантильного. Если это и любовь, то любовь не к мужчине - а к лидеру, вождю варваров, Бичу Божьему, "на которого она еще совсем недавно смотрела с благоговейным ужасом". Так смотрели на Александра Македонского, на Наполеона, так могли смотреть жители покоренных земель и на Аттилу в те времена. Непобедимый полководец, полубог - таким он предстает перед нами в рассказе, из человеческих черт автор уделяет внимание лишь его внешности, действительно довольно неказистой. Быть женой великого человека, быть приближенной к той силе, которая вершит историю - вот истинная суть мыслей Красавицы. И это, конечно, не любовь нашей Аленушки к Чудищу лесному, которая зиждилась на женском сострадании, жалости и желании помочь.
   Перейдем к долгу. Рассмотрев доводы, используемые Красавицей для оправдания убийства Чудовища, можно сделать вывод, что суть их состоит не в личной мести, а предотвращении дальнейшего кровопролития. "Чтобы больше никогда - ни для кого" - в этой фразе выразилась общая пацифистская идея. Но можно ли путем убийства одного человека остановить кровопролитие, да еще в те темные времена, когда вся Европа погрязла в междоусобных конфликтах? Могла ли девушка считать своим долгом убийство человека? Возможно, автор и сам не знает, поскольку прямого ответа на этот вопрос рассказ не содержит. А может быть, автор таким образом просто оставляет возможность для защиты от поборников исторической достоверности? Какие времена, такие и нравы!
   Общее впечатление от рассказа оставляет ощущение прыжка с поезда на полном ходу: из пункта отправления ты уже выехал, в пункт назначения не прибыл, но уже сошел. Как будто автор взял разгон как минимум для романа, и тут внезапно вспомнил о чем-то еще, очень важном, незавершенном. И оставил нас на полустанке, пообещав вернуться. Эта незавершенность чувствуется и в смысловой незаконченности сюжета, и в наличии яркого образа главного героя (а главным героем, при всей его статичности, является Аттила), в отсутствии внимания к деталям (помимо медвежьей шкуры и кинжала). Как художник делает набросок перед написанием своего полотна, так и автор показывает нам небольшой отрывок, заинтересовывает нас, оставляя с надеждой на продолжение. Посетовать можно разве лишь на крайне бледный образ Ильдико, и ее не очень убедительные любовные переживания, из-за которых любовная линия рассказа отошла на второй план.
   В итоге мы вместо удивительной сказки о любви с печальным концом получили интересный, познавательный рассказ о великом полководце Аттиле. Именно он, его жизнь и смерть, покрытые тайной и овеянные легендами, завладевают нашими умами после прочтения рассказа. За этот яркий образ хочется сказать спасибо автору.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Лерой "Ненужные. Академия егерей"(Боевое фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) А.Кочеровский "Баланс Темного"(ЛитРПГ) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) С.Елена "Первая ночь для дракона"(Любовное фэнтези) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2"(Антиутопия) А.Ардова "Невеста снежного демона. Зимний бал в академии"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик) М.Эльденберт "Парящая для дракона"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"