Окаянный Павлентий : другие произведения.

Смерть Аттилы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Смерть Аттилы.

  
   "Возвратившись в свои края, он, уже имея множество жен, женился на девушке по имени Ильдико, на свадьбе с которой он выпил вина столь много, сколь не пивал прежде, и, охмелев, заснул, но от крови, которая нередко шла у него из носа, он захлебнулся и умер".
   ("Хроники Фредегара").
  
   Рассказ Славкина Ф.А. "Красавица И Чудовище" заинтриговал меня с самого начала, уже своим названием настраивая на восприятие неких сказочных событий, которые, как мне казалось, будут происходить. Мы знаем эту трогательную сказку об аленьком цветочке и о том, как настоящая любовь способна чудовище превратить в прекрасного принца. И даже заявленная автором тема "историческая миниатюра" не насторожила меня. Мир Толкиена не на пустом месте строился, и откуда же черпать вдохновение авторам фэнтези, как не из "преданий старины глубокой"?
   Однако, в отличие от сказок, в жизни гораздо меньше историй со счастливым концом. В нашей жизни Чудовищ не меньше, чем в "Тысяча и одной ночи". И проблема выбора, которую ставит автор в своем рассказе, кажется, понятна: долг и чувства, эмоции и разум, любовь и смерть. Как часто ставят нас перед этим выбором писатели! Что же одержит верх на этот раз? Ответ автора - побеждает долг, разум, смерть. Красавица убивает Чудовище и себя тем же кинжалом, который он подарил ей к свадьбе (предвосхищаю развитие событий). Бургунды отомщены.
   Воздав должное таланту автора и оставив мораль рассказа на его совести, позволю себе усомниться в ее надлежащем воплощении. А была ли любовь? Какие приемы использует автор, чтобы показать любовь Красавицы? По сути, прием только один - перечисление достоинств Чудовища: его славы, щедрости, смелости и даже нежности в первую брачную ночь. О галантности предпочту умолчать, ибо о какой галантности может идти речь в древние времена, в племени степных кочевников, да еще применительно к Аттиле, который разве что к Папе Римскому (по преданиям) отнесся уважительно и не стал осаждать Рим? Нет ни касаний, ни слов, ни слез - только мысли, причем мысли характера даже меркантильного. Если это и любовь, то любовь не к мужчине - а к лидеру, вождю варваров, Бичу Божьему, "на которого она еще совсем недавно смотрела с благоговейным ужасом". Так смотрели на Александра Македонского, на Наполеона, так могли смотреть жители покоренных земель и на Аттилу в те времена. Непобедимый полководец, полубог - таким он предстает перед нами в рассказе, из человеческих черт автор уделяет внимание лишь его внешности, действительно довольно неказистой. Быть женой великого человека, быть приближенной к той силе, которая вершит историю - вот истинная суть мыслей Красавицы. И это, конечно, не любовь нашей Аленушки к Чудищу лесному, которая зиждилась на женском сострадании, жалости и желании помочь.
   Перейдем к долгу. Рассмотрев доводы, используемые Красавицей для оправдания убийства Чудовища, можно сделать вывод, что суть их состоит не в личной мести, а предотвращении дальнейшего кровопролития. "Чтобы больше никогда - ни для кого" - в этой фразе выразилась общая пацифистская идея. Но можно ли путем убийства одного человека остановить кровопролитие, да еще в те темные времена, когда вся Европа погрязла в междоусобных конфликтах? Могла ли девушка считать своим долгом убийство человека? Возможно, автор и сам не знает, поскольку прямого ответа на этот вопрос рассказ не содержит. А может быть, автор таким образом просто оставляет возможность для защиты от поборников исторической достоверности? Какие времена, такие и нравы!
   Общее впечатление от рассказа оставляет ощущение прыжка с поезда на полном ходу: из пункта отправления ты уже выехал, в пункт назначения не прибыл, но уже сошел. Как будто автор взял разгон как минимум для романа, и тут внезапно вспомнил о чем-то еще, очень важном, незавершенном. И оставил нас на полустанке, пообещав вернуться. Эта незавершенность чувствуется и в смысловой незаконченности сюжета, и в наличии яркого образа главного героя (а главным героем, при всей его статичности, является Аттила), в отсутствии внимания к деталям (помимо медвежьей шкуры и кинжала). Как художник делает набросок перед написанием своего полотна, так и автор показывает нам небольшой отрывок, заинтересовывает нас, оставляя с надеждой на продолжение. Посетовать можно разве лишь на крайне бледный образ Ильдико, и ее не очень убедительные любовные переживания, из-за которых любовная линия рассказа отошла на второй план.
   В итоге мы вместо удивительной сказки о любви с печальным концом получили интересный, познавательный рассказ о великом полководце Аттиле. Именно он, его жизнь и смерть, покрытые тайной и овеянные легендами, завладевают нашими умами после прочтения рассказа. За этот яркий образ хочется сказать спасибо автору.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"