Петраков Игорь Александрович : другие произведения.

Феноменология удивления в Приключениях Алисы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод статьи М. Мендельсона


   Феноменология удивления в Приключениях Алисы
   МАЙКЛ МЕНДЕЛЬСОН
  
   героиня
   В Приключениях Алисы в Стране чудес, характер героини был предметом спора или во всяком случае, предметом, вызывавшем интерес.
  
   Финал
   Возможно, возвращение Алисы к сестре, беседа с нею, сигнализирует об аннулировании
   разнообразной способности проникновения в суть, полученной во время путешествия и о возвращении к изначальному состоянию героини.
   И, до какой степени можем мы требовать изменения как результата личного приключения Алисы?
  
   Кролик
   Первоначально Алиса не удивляется появлению кролика. Это так привычно для детской беллетристики. Но первоначальное впечатление сменяется удивлением, когда она замечает, что кролик имеет жилет и часы в кармане..
   Алиса действительно удивлена только когда, когда она чувствует, что перешагивает через существующие представления беспрецедентными способами. Представления Алисы
   о мире включают вымышленные, запомнившиеся из детских истории, так же, как опыт накопленный в ежедневной жизни. В результате говорящий кролик является обычным,
   как только она его видит, в то время, кролик с жилетом и часы - полностью новый опыт.
   Кролик ведет себя как джентльмен среднего класса из Церкви Христа, Оксфорд.
  
   В стране чудес -
   знакомые щенки и известные стихи, описывающие нормы домашней жизни, крокет и школьные учебные планы, загадки и королевский суд -- все становится неопределенным, потому что они были перемещены из "реальности". И невероятно, что Алиса так
   редко удивляется тому, с чем она сталкивается в ходе своих приключений.
   По большей части, Алиса является скромной, любознательной и почтительной девочкой,
   Она часто отвечает с хладнокровием на события, полностью неоднозначные, но у читателей, заинтересованных характером Алисы, есть причина обращать особое внимание на нечастые моменты, когда героиня оставляет свой апломб, вежливое любопытство, и
   Удивляется так, как это имеет место в первом эпизоде.
  
   Кролик
   Когда Алиса глядит без интереса на возбужденного говорящего кролика, она уже внутри структуры рассказа, которая подразумевает наличие говорящих животных как соглашения детской беллетристики. Но эти соглашения нарушены джентельменским одеянием кролика.
  
   Нора
   "Элвис жив, Нора", - как говорил Альф, сделавший такой вывод: "Осталось только найти эту цыпочку Нору".
   Кроличья нора, по мнению Майкла Мендельсона, становится точкой входа в иной мир.
   Пролетая по туннелю, Алиса видит атрибуты из Викторианской домашней жизни.
   Дональд Раскин обсуждает это падение Алисы, которая изо всех сил пытается удержать свою существующую веру в логику, но наблюдение говорит о некой нелогигичности обстоятельств.
  
   Мысли Алисы при этом возвращаются к географии, к предположениям, что ее
   похвалят за ее храбрость, и к воспоминаниям о ее кошке, Дине, упоминание которой укрепляет связь с "реальным" миром, потому что кошку семьи Лиддель звали Диной.
  
   В ДЛИННОМ ЗАЛЕ
   Алиса оказывается в "длинном, низком зале," напоминающем обстановку в Церкви Христа. Но Алиса все еще возбуждена и тревожится.
  
   СВИДЕТЕЛЬ ЗАЩИТЫ
   "Вообразите ее удивление," говорит рассказчик, "когда Кролик вслух "Алиса!" - как последнюю строку и как последнее слово предпоследней главы. Алиса теперь
   Становится основным актером в ее приключениях, общественным участником
   в юридической процедуре, которая воплощает культурные ценности, даже в
   Стране чудес ( ?? - И.П. )
   Алиса чувствует, что начинает расти. Сначала, она думает, что должна покинуть суд; "но поразмыслив, она решила остаться, где она была". Эта ситуация является напоминающей о ее заключении в доме Кролика, где она должна остаться и испытать нападения Кролика В зале суда, однако, она понимает то, что она превратилась в нее саму и теперь может действовать. Эта сцена странно предвещает подобный момент у Стивенсона, в
   Странном Случае Джекилла и Хаида (1886). Метаморфоза Джекилла
   - это кошмар, который уменьшает его тело и развращает его дух. Алисино
   изменение является прогрессивным, это развитие смелого, решительного
   человека.
   Когда Алису вызывают как свидетеля, она готова ответить без колебаний или умалчиваний. Она реагировала так же на Первое появление Белого Кролика, но на сей раз ее готовность объяснима.
   Когда она опрокидывает присяжных заседателей, она заботится в возвращении их к их местам, в манере, очень отличающейся от ее безразличия к чувствам ее партнеров в
   гонке закрытого собрания или во время ее первого столкновения с ящерицей Биллом.
   Но главная особенность поведения Алисы - ее бесстрашная защита правды перед лицом
   явно несправедливого суда. Король ее спрашивает, что она знает об этом деле. Алиса отвечает, что "ничего". Она утверждает, что главное правило должно быть правилом номер один.
   Она опровергает положение, что нехватка подписи под стихами доказывает вину Валета. Когда Королева высказывается о том, что, мол, приговор может быть и после казни, Алиса возражает "громко". И когда Королева требует, чтобы она придержала свой язык, Алиса восклицает - "я не буду!"
   Это не скромная, анемичная Алиса, которая обычно подчинялась жестокости взрослых вокруг нее. Алиса выполняет роль взрослую и ответственную.
   Удивление побуждает ее понимать кое-что в себе. Ее пример вдохновил поколения.
  
   СПИСОК МЕНДЕЛЬСОНА
  
   Blake, Kathleen. "Three Alices." Soaring with the Dodo: Essays on Lewis Carroll's Life
   and Art. Ed. Edward Guiliano, and James Kincaid. ELN 20.2 (Dec. 1982): 131-38.
   Booker, Will. Alice's Adventures: Lewis Carroll and Popular Culture. New York: Continuum, 2004.
   Burnett, Frances Hodgson. The Secret Garden. Philadelphia: J. B. Lippencott, 1962.
   Carroll, Lewis. Alice's Adventures in Wonderland. Ed. Donald J. Gray. New York:
   Norton, 1992.
   Empson, William. "Alice in Wonderland: The Child as Swain." Some Versions of Pastoral.
   London: Chatto and Windus, 1968. 253-94.
   Morris, William. "The Earthly Paradise." Collected Works. 1910. Ed. May Morris.
   Vol. 3. New York: Russell and Russell, 1966.
   Patch, Howard. The Other World. New York: Octagon Books, 1970.
   Phillips, Robert J., ed. Aspects of Alice: Lewis Carroll's Dreamchild as Seen through the
   Critic's Looking-Glass: 1865-1971. New York: Random House, 1977.
   Rackin, Donald. "Alice's Journey to the End of the Night." Aspects of Alice: Lewis
   Carroll's Dreamchild as Seen through the Critic's Looking-Glass: 1865-1971. Ed.
   Robert J. Phillips. New York: Random House, 1977. 391-415.
   Sigler, Carolyn, ed. Alternative Alices: Visions and Revisions of Lewis Carroll's "Alice"
   Books. Lexington: U of Kentucky P, 1997.
   Stevenson, Robert Louis. The Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde. New York:
   Vintage, 1991.
   Zirker, Angelika. "`Alice was not surprised': (Un)Surprises in Lewis Carroll's Alice-
   Books." Connotations 14.1-3 (2004/2005): 19-37.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"