Свифт Джо : другие произведения.

Чаннан: "Потерянное" Ката Итосу?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод делался для одного из моих сайтов... Пусть и здесь поживет )

    Здесь публикую без фотографий.

    Ката Пинан (позже переименованные в Японии в Хэйан), наверное, можно назвать самыми широко практикуемыми ката карате на сегодняшний день. Считается, что они были разработаны Анкто (или Ясуцуне) Итосу (1832 - 1915) приблизительно в 1907 году, для включения карате в учебную школьную программу Окинавы.


Введение

Ката Пинан (позже переименованные в Японии в Хэйан), наверное, можно назвать самыми широко практикуемыми ката карате на сегодняшний день. Считается, что они были разработаны Анкто (или Ясуцуне) Итосу (1832 - 1915) приблизительно в 1907 году, для включения карате в учебную школьную программу Окинавы. Однако, любопытство в истории Пинан вызывало следующее. Существует две основные версии, что Анко Итосу (1): 1 - развил их из старых классических форм, что культивировались в Сюри (столица Окинавы) и ее округе, и 2 – что Итосу переделал более длинную китайскую форму, называемую Чаннан.

К сожалению, большинство письменных ссылок в англоязычной литературе – в основном перефразировка этих самых неподтвержденных устных заявлений. Эта статья исследует первичную литературу, написанную прямыми учениками Итосу, что бы провести новое иссследование, и раскрыть «тайну» Чаннан.

Анко Итосу

Что бы понять явление Пинан, наверное, лучше начать с краткой биографии их создателя – Анко Итосу (1832 - 1915). Большинство источников утверждают, что Итосу родился в районе Ямаока, Сюри (Bishop, 1999; Okinawa Prefecture, 1994; Okinawa Prefecture, 1995), однако, известный японский историк боевых искусств Цукуо Иваи заявляет, что на самом деле, Итосу родился в Гибо, Сюри, и впоследствии переехал в Ямаока (Iwai, 1992). Он действительно учился под руководством Сокона «Буси» Мацумура (1809 - 1901), но, судя по всему, имел влияние таких мастеров, как Нагахама из Наха (Iwai, 1992; Motobu, 1932), Косаку Мацумора из Томари, и мастер по имени Гусукума (Nihon Karate Kenkyukai, 1956).

О молодости Итосу имеется не много изветных фактов, за исключением того, что он изучал народные традиции борьбы Рюккюан. Примерно в 23 года, он сдал экзамены на государственную службу, и стал работать на Королевское правительство (Iwai, 1992). Вроде бы Итосу получил должность конторского писца по протекции своего друга, и мастера карате Анко Адзато (Funakoshi, 1988). Итосу продолжал работать на Королевское правительство до Реставрации Мэйдзи, когда Королевство Рюккю стало Префектурой Окинава. Далее, Итосу работал на префектурное правительство Окинавы дл 1885 года (Iwai, 1992).

Есть некоторые противоречия касающиеся времени, когда же Итосу стал учеником Мацумура. Кто-то говорит, что они встретились с Мацумура, когда Итосу приближался к 30-тилетнему возрасту (Iwai, 1992), тогда как другие придерживаются мнения, что Итосу было больше 35-ти лет, когда он начал учиться у Мацумура (Fujiwara, 1990). Мацумура дружил с отцом Итосу (Iwai, 1992).

Возможно, Итосу действительно изменил ката Найфуанти (Nihon Karate Kenkyukai, 1950; Okinawa Pref., 1995). Как доказательство, воспоминания одного из прямых учеников Итосу, а именно, Фунакоши Гичина, который рассказывает в своей книге, как на протяжении десяти лет, обучался у великого мастера только трем ката Найфуанти, и ничему более (Funakoshi, 1976) (2).

Опять же, сущестуют споры, у кого Итосу узнал Найфуанти. Некоторые считают, что это ката ему преподавал Мацумура (Murakami, 1991). Однако есть и другое мнение, и вот тут, мы натыкаемся на Чаннан, как на имя человека. Так, якобы, звали китайского моряка, потерпевшего кораблекрушение у Окинавы, скрывавшегося в пещере в Томари. Именно от этого человека, Итосу возможно и узнал, в числе других, и Найфуанти ката (Gima, et al, 1986).

В любом случае, известно, что Итосу был одним из первых, начавшим преподавать карате (тоуди) публично. Карате, до этого преподававшееся и практикуемое в глубокой тайне, в течении сотен лет. Итосу начал его преподавать карате в вначале, как физкультуру в школьной программе, уже в 1901 году, когда он преподавал в начальной школе Сюри Дзиндзо (Iwai, 1992; Okinawa Pref., 1994). И продолжил преподавать в средней школе Сюри Дай-ичи и в Окинавском Префектурном Мужском Педагогическом Училище в 1905 (Bishop, 1999; Okinawa Pref., 1994, 1995).

В дополнение к его «крестовому походу» (McCarthy, 1996) по модернизации методов тоуди и преподавания их в школьной системе, Итосу был известен своей физической силой. Говорят, что он ломал руками бамбуковый стебель (Funakoshi, 1976, 1988), или, что однажды повалил сбесившегося быка на землю и успокоил его (Nagamine, 1986), или что его можно было ударить по вытянутым рукам двух-дюймовым дрыном, а руки его бы при этом даже не шелохнулись(Iwai, 1992).

Уникальный вклад Итосу в искусство карате, заключается не только в его письме 1908-го года в японские Минестерство Просвещения и Министерство Обороны (3), излагает 10 заповедей обучения тоуди. Он так же был создателем нескольких ката. Они включают не только Пинан, но так же Найфуанти Нидан и Сандан (Kinjo, 1991; Murakami, 1991), и, возможно, Кусянку Се и Пассай Се (Iwai, 1992). Еще одно ката, которое часто приписывается Итосу – Сихо Кусянку ката (Kinjo, 1956a; Mabuni et al, 1938), но более свежие свидетельства, указывают на Мабуни Кэнва, как создателя этой парадигмы (Sells, 1995).

В дополнение к созданию нескольких ката, другие ката, что преподавал Итосу: например Чинто, Усейси (Годзюшихо), Пассай Дай, Кусянку ката и т.д. были изменены из исходных форм, что бы соответствовать его школьной программе физкультуры (Kinjo, 1991).

Итосу Анко скончался в марте 1915 года, оставив после себя наследство, которое сегодня очень немногие могут осознать или постичь.

Ранние Письменные Ссылки на Чаннан и Пинан

Самую раннюю ссылку на Чаннан можно найти в 1934 году. В газете Karate no Kenkyu, посвященной исследованиям карате, издаваемый Накасоне Генва, цитируется Мотобу Теку о ката Чаннан и Пинан:

«Я интересовался боевыми искусствами с раннего детства, и учился у многих наставников. Я обучался у Итосу Сенсея в течении 7-8 лет. Сначала он жил в Урасое, затем переехал в Накасима Осима в Наха, затем на Сикина, и наконец обосновался в усадьбе правителя области Иё. Он провел свои последние годы живя неподалеку от средней школы.

Однажды, я зашел к нему, в его дом, неподалеку от школы. Мы сидели и беседовали о боевых искусствах и текущих делах. За то время, что я был там, зашли еще 2-3 ученика и присоединились к нашей беседе. Итосу Сенсей обратился к ученикам: «Покажите нам ката». Ката, которое они выполнили, было очень похоже на Чаннан ката, что я знал, но были и различия. Спросив ученика что это было за ката, я получил ответ, что это «Пинан но Ката». Вскоре ученики ушли и я сказал Итосу Сенсею, что изучал ката Чаннан, но ката выполняемое этими учениками было немного другим, что же это? Итосу ответил – «да, ката имеет отличие, но ката которое вы только что видели – мой окончательный вариант. Ученики сказали мне, что название Пинан лучше, таким образом, я решил прислушаться к мнению молодежи.» Эти ката, что были созданы Итосу, подвергались изменению в течении всей его жизни.» (Murakami, 1991; 120)

Так же, есть ссылка на Пинан, ранее называемый Чаннан, в публикации Мабуни Кенва и Накасоне Генва в Kobo Kenpo Karatedo Nyumon 1938 года. Мабуни и Накасоне пишут, что те, кто узнали это ката под названием Чаннан, до сих пор преподают его под этим названием (Mabuni, et al, 1938).

Хироши Киндзо, самый почтенный из наставников и исследователей традиций окинавского боя, и прямой ученик трех учеников Итосу, а именно Темо Ханасиро, Теджо Осиро, Анбун Токуда, написал ряд статей о Пинан в журнале Gekkan Karatedo в середине 1950-х. В первой статье он утверждает, что Пинан ката вначале называли Чаннан, и были некоторые технические различия между Чаннан и новыми версиями, известными как Пинан (Kinjo, 1956a).

Опять же, согласно Хироши Киндзо, Хисатеру Мияги, бывший ученик Итосу, закончивший Окинавское Префектурное Педагогическое училище в 1916 году, говорил, что когда он учился у старого мастера, Итосу фактически учил первым трем Пинан, с энтузиазмом, отдачей, в то время как последними двумя скорее пренебрегал (Kinjo, 1956b). Можно ломать голову, как истолковать это, однако интересно слышать такое заявление из первых уст.

Рюшо Сакагами в Karatedo Kata Taikan, 1978-го года, так же как и Токумаса Мияги в Karate no Rekishi, 1987-го года, в числе других, упоминют ката известное как Йосимура но Чаннан (Miyagi, 1987; Sakagami, 1978). Неизвестно, кто такой Йосимура, но, возможно, он был учеником Итосу.

Американский историк карате Эрнест Эстрада, так же заявил, что Дзюхацу Кьода (1887 - 1986), прямой ученик Канре Хигасионна, Ксианхуй Ву (Яп. Го Кенки), Кенцу Ябу, и т.д. основатель стиля каратедо Тоонрю, так же знал и преподавал серию двух базовых блоков, ударов кулаком и удара ногой, известных как Чаннан (Estrada, 1998).

Сирагума но Ката

Согласно Цукуо Ивэю (однин из наиболее известных японских исследователей будо, и преподаватель карате Чоки Мотобу в префектуре Гунма) Мотобурю Каратедзюцу, сохраняемый сыном Чоки – Чосей Мотобу, Осака, содержит ката называемое Сирагума но Ката. По его утверждению, это ката может быть названо Чаннан. Он говорит, что это ката «напоминает Пинан, но все же имеет отличия.» (Iwai, 1997).

Другая Сторона Медали

Другая версия придерживается мнения, что Итосу не создавал Пинан ката, а реконструировал древнюю китайскую форму называюмую Чаннан. Версия утверждает, что Итосу изучил китайскую форму Цюань фа у китайца, потерпевшего кораблекрушение в Томари, и разбил на пять меньших компонентов, назвав их Пинан. Так как китайское произношение «Чанг-нэн» было трудным (Bishop, 1999).

Утверждается, что источником этих ката был человек либо из местности Аннан, либо по имени Аннан (Bishop, 1999). С другой стороны, говорят что его звали Чаннан (Iwai, 1992). Некоторое даже вдаются в такие подробности, как то, что Итосу изучил это ката от человека по имени Чаннан, и назвал их в честь него, а позже добавил элементы Кусянку Дай ката, и создал Пиннан (Gima, et al, 1986; Kinjo. 1999).

Есть интересное утверждение, передаваемое в традиции Томари-ди, распростроняемой Okinawa Gojuryu Tomaridi Karatedo Association Икена Токасики, в котором говориться, что Итосу выучил ката Чаннан/Пинан у китайца в Томари за один день. Последователи Томари-ди не видят смысла в изучении «внезапно появившегося ката», поэтому в традицию Томари не входит изучение ката Пинан (Okinawa Pref., 1995).

Этому вторит и один из старших учеников Итосу - Ябу Кенцу, говоря своим ученикам:

«Если у вас есть время на отработку Пинан, лучше отрабатывайте вместо него Кусянку» (Gima, et al, 1986, p. 86).

Заключение

В то время, как требуется больше исследований Сирагума но ката, например всесторонний анализ техники, имеющиеся сведения указывают скорее не на «давно утерянное ката», а на постоянное и неизбежное развитие боевого искусства.

Пусть и существуют различные мнения, большинство письменных источников указывает на тот факт, что именно Итосу был создателем традиции Чаннан/Пинан, основываясь на своих исследованиях и опыте.

В любом случае, Анко Итосу и его действия, оставили значимый след в традициях староокинавской борьбы. Вероятно он всегда будет в памяти последователей, как один из провидцев, которые смогли снять завесу с тайны, некогда окутывавшей каретедо.

Примечания:

1- Японские имена в этой статье приведены по западному варианту – имя, потом фамилия, вместо общепринятого японского варианта, где идет сначала фамилия.

2-Согласно известному японскому историку боевых искусств Резо Фудживара, в его книге 1990 года "Kakutogi no Rekish" (История Боевых Искусств), Фунакоши спервы изучил Печурин (Супаринпей) под руководством Тэйта Кодзе, затем Кусянку у Анко Адзато, и наконец, Найфуанти у Итосу.

3- Для всестороннего английского перевода, см (McCarthy, 1990)

Фотографии:

Портрет Итосу был предоставлен Франком Харговом из его книги The 100 Year History of Shorin-Ryu Karate. Так как нет сведений о существовании фотографий Итосу, рисунок был сделан на основе доступных описаний.

Фотография Фунакоши приведена из его книги 1935 года Karatedo Kyohan.

Фотография Мотобу приведена из его книги 1926 года Okinawa Kempo: Karate Jutsu o­n Kumite.

Bibliography:

Bishop, M. (1999) Okinawan Karate: Teachers, Styles and Secret Techniques, 2nd Edition. Boston: Charles E. Tuttle, Co.

Estrada, E. (1998). Personal Communication: Kyoda and Channan.

Fujiwara, R. (1990). Kakutogi no Rekishi (History of Martial Arts). Tokyo: Baseball Magazine.

Funakoshi G. (1976) Karatedo: My Way of Life. Tokyo: Kodansha International.

Funakoshi G. (1988) Karatedo Nyumon. Tokyo: Kodansha International. Tr. by John Teramoto.

Gima S. and Fujiwara R. (1986) Taidan: Kindai Karatedo no Rekishi wo Kataru (Talks o­n the History of Modern Karatedo). Tokyo: Baseball Magazine.

Iwai T. (1992). Koden Ryukyu Karatejutsu (Old-Style Ryukyu Karatejutsu). Tokyo: Airyudo.

Iwai T. (1997) Personal Communication: Shiraguma no Kata.

Kinjo A. (1999) Karate-den Shinroku (True Record of Karate's Transmission). Naha: Okinawa Tosho Center.

Kinjo H. (1956a). "Pinan no Kenkyu (Study of Pinan) Part 1." Gekkan Karatedo June 1956. Tokyo: Karate Jiho-sha.

Kinjo H. (1956b). "Pinan no Kenkyu (Study of Pinan) Part 2." Gekkan Karatedo August 1956. Tokyo: Karate Jiho-sha.

Kinjo H. (1991) Yomigaeru Dento Karate 1 Kihon (Return to Traditional Karate Vol. 1, Basic Techniques) - video presentation. Tokyo: Quest, Ltd.

Mabuni K. and Nakasone G. (1938) Karatedo Nyumon (Introduction to Karatedo). Tokyo: Kobukan.

McCarthy, P. (1996) "Capsule History of Koryu Karate." Koryu Journal Inaugural Issue. Australia, International Ryukyu Karate Research Society.

McCarthy, P. (1999) Ancient Okinawan Martial Arts: Koryu Uchinadi, Vol. 2. Boston: Charles E. Tuttle, Co.

Miyagi T. (1987) Karate no Rekishi (The History of Karate). Naha: Hirugisha.

Motobu C. (1932) Watashi no Toudijutsu (My Karate). Tokyo: Toudi Fukyukai.

Murakami K. (1991). Karate no Kokoro to Waza (The Spirit and Technique of Karate). Tokyo: Shin Jinbutsu Oraisha.

Nagamine S. (1986) Okinawa no Karate Sumo Meijin Den (Tales of Okinawa's Great Karate and Sumo Masters). Tokyo: Shin Jinbutsu Oraisha.

Nihon Karate Kenkyukai (1956) Zoku: Karatedo Nyumon (Introduction to Karatedo: Continued). Tokyo: Wakaba Shobo.

Okinawa Prefecture Board of Education (1994). Karatedo Kobudo Kihon Chosa Hokokusho (Report of Basic Research o­n Karatedo and Kobudo). Naha: Nansei.

Okinawa Prefecture Board of Education (1995). Karatedo Kobudo Kihon Chosa Hokokusho II (Report of Basic Research o­n Karatedo and Kobudo Part II). Naha: Nanasei.

Sakagami R. (1978) Karatedo Kata Taikan (Encyclopedia of Karatedo Kata. Tokyo: Nichibosha.

Sells, J. (1995) Unante: Secrets of Karate. Hollywood: Hawley.

Об Авторе: Джо Свифт, уроженец штата Нью-Йорк, США. Проживал в Японии с 1994 года. Имеет дан в каратедо Иссинрю, в настоящее время – помощник преподавателя (3 дан) в Мусинкан Серэйрю Карате Кобудо Додзе в Канадзава, Япония. Член Международного Общества Исследования Карате Рюккю и Окинавской Ассоциации Иссинрю Карате Кобудо. В настоящее время работает как переводчик Международного Исследовательского Центра в Канадзава.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"