Свифт Джо : другие произведения.

Корни Шотокан: 15 оригинальных ката Фунакоши ч1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Делал для сайта, соответственно здесь без фотографий.

    Примечание Редактора: первая из трех частей исследования корней Шотокана через разбор 15 исходных ката Гичина Фунакоши.Первая статья рассматривает противоречие в классификации Фунакоши Серин и Серэй по типам телосложения, и исполняемые им ката. Следующие две статьи фокусируются на всесторонних обсуждениях значения и происхождения основных ката Фунакоши.


  Введение
  
  Гичин Фунакоши - наверное самый известный мастер карате начала 20-го столетия, известный как "Отец японского Карате." Именно Фунакоши был выбран первым для представления своего Окинавского искусства на Японском материке. Фунакоши содействовал укреплению популярности в Японии своего неоперившегося искусства, и смог добиться признания всеми серьезными организациями, основанными (и поддерживаемыми) правительством, чтобы сохранить и развить боевые искусства в Японии (Дай Ниппон Бутокукай). Автор нескольких книг по карате, он был основателем карате Шотокан, из которого развилось множество других стилей.
  Прибыв в 1922 году в Японию, он первоначально преподавал в общей сложности пятнадцать ката, хотя, предполагается, что знал и другие. Цель этой статьи состоит в том, чтобы представить некоторые теории о возможном происхождении этих ката, привести некоторые исторические доказательства этого, и попытаться улучшить понимание корней Шотокана.
  Система Классификации ката Фунакоши
  Фунакоши следуя традиционной модели классификации карате, разделял ката на принадлежность к двум стилям Сёрей и Сёрин.
  Эта классификация происходит от ранних мастеров карате, которые были ассоциированы не с собственными рю или воинскими традициями, а с городами в которых они жили и практиковали карате: Сюри, столица и политический центр; Наха, соседний морской порт и торговый центр, и Томари - чуть меньший морской порт, чем Наха. Раннее карате, практикуемое в Сюри и - в меньшей степени - в Томари, было известно как Сёрин-рю, и ассоциировалось с потомками и/или стилями таких столпов карате, как Сокен Мацумура (Сюри), Косаку Матсумура (Томари) и наследовалось Анко Итосу и Чосин Чибана. Карате Наха было известно как Серэй-рю и связано с такими стилями как Годзю-рю и Уэчи-рю.
  Этой классификации по стилям (рю) Сёрей и Сёрин, и следовал Фунакоши. Он описывал их следующим образом. Фунакоши говорил: "Сёрей-рю больше подходит для людей мощного телосложения, тогда как Сёрин-рю для более слабых, не обладающих большой физической силой или тонких как ива. Для основы Сёрей-рю хорош, но он испытывает недостаток в скорости, необходимой в реальном поединке. Сёрин-рю обладает скоростью, но если его последователь попадет в захват, то потеряет способность к передвижениям. Поэтому, тем, кто стремится к прогрессу в карате, важно взять положительные моменты каждого из стилей." (Фунакоши 1922, стр 5-6)
  Эта специфическая классификация, то есть разделяющая Сёрин-рю и Сёрей-рю по типам телосложения, появляется еще в 1914 году, когда Фунакоши написал статью о карате для газеты Рюкю Шинпо, под своим литературным псевдонимом Сето, основываясь на лекциях своего наставника Анко Адзато. В то же самое время, другой его наставник, Анко Итосу, в своем письме 1908 года, к Министерству просвещения и Министерству обороны, также говорит о двух "стилях" карате, Сёрин-рю и Сёрей-рю, но не делает никаких разделений по типам телосложения. Известное Окинавское Бубиси, так же упоминает Сёриндзи-рю и Сёрейдзи-рю (например, Мабуни, 1934), но опять же, не говорит о их различиях.
  Другие видные мастера тех дней, тоже возражали против классификации Фунакоши. В 1930 году, Тедзюн Мияги заявил, что разделение Сёрин-рю и Сёрей-рю на ката для различных типов телосложения, как это сделал Фунакоши, необосновано (Мики, и др. 1930). Мияги продолжил свое заявление в очерке 1934 года Кратедо Кайсетсу (МакКарти, 1999). В 1936 году, на "встрече мастеров", он сказал, что единственное реальное различие между Сёрин-рю и Сёрей-рю, лежит в методах их преподавания (там же.).
  
  Позже, в 1938 году, Мабуни Кэнва и его соавтор Накасоне Генва в своей публикации "Кобо Кенпо Каратедо Нюмон", так же не согласились с классификацие Фунакоши.
  
  Главным аргументом Мабуни/Накасоне было, что если это действительно обоснованная система классификации, то почему Фунакоши изменил классификации некоторых ката, а именно Ваншу (из Сёрей-рю в Сёрин-рю), Чинто (из Сёрей-рю в Сёрин-рю) и Дзитте (из Сёрин-рю в Сёрей-рю, затем обратно в Сёрин-рю)?
  Они приводят пример, что если следовать классификации Фунакоши, детище Тедзюна Мияги -Тенсе, принадлежало бы к Сёрей-рю. Однако, как констатируют Мабуни (основатель карате Сито-рю) и Накасоне (известный каратека Томари/Мацумура), Тенсе базировалось на Роккишу, одной из глав Бубиси (секретный рукописный текст по технике кунг-фу Белого Журавля и Шаолинь-цюань, передаваемый из рук в руки ранними мастерами окинавского карате), описывающей шесть положений открытой руки, с некоторыми описаниями. В нем ясно говорится, что Роккишу принадлежит к Сёрин (дзи) рю (Мабуни и другие, 1938)
  Знакомство с ката Фунакоши
  Пятнадцать ката включенных Фунакоши в программу:
  " Пинан 1-5 (Хейан)
  " Найфанти 1-3 (Найфанти, Текки)
  " Кусянку (Канку)
  " Пассай (Бассай)
  " Сэйсан (Хангетсу)
  " Ваншу (Энпи)
  " Чинто (Ганкаку)
  " Дзитте (Джитте)
  " Дзион
  Однако, его ранние книги указывают, что он был знаком и с другими ката. В своей "Рюкю Кенпо Карате" 1922 года, Фунакоши так же перечиляет дополнительные 16 ката (Фунакоши, 1922), включая: дополнительные Пассай ката (Дай и Се) и Кусянку ката (Дай и Се), Годзюшихо, Чинте, Дзиин, Вондо (Wandau), Рохай, Джуму (Jumu), Вандо (Wando), Сочин, Нисейши, Сансеру, Супаринпей, Ванкан, Кокан и Унсу. (прим. Пер. Ката Wandau, Jumu, Wando и Kokan мне к сожалению не известны, буду благодарен за информацию по ним: santa12@mail.ru)
  Не меньший интерес вызывает и то, что в своей "Рентан Гошин Карате Дзюцу" 1925-го года, он перечисляет те же самые ката, с добавлением Санчин (Фунакоши, 1925)
  И так, мы можем видеть, что Фунакоши знал намного больше ката, включил в учебный план. Это вполне естественно, поскольку сам он говорил, что получал небольшие уроки у многих видных мастеров той эпохи, включая Сокона "Буси" Матсумура, Пейчин Киюна, Сейсе Арагаки и Канре Хигасионна (Фунакоши, 1956). Некоторые источники указывают даже на известного Тайте (Кодзе) Когусуке, как на первого наставника Фунакоши (Фудживара, 1990; Ивэй, 2000).
  Известный японский историк боевых искусств Рёзо Фудживара заявляет, правда не назвая свой источник, что Фунакоши сперва изучал Печурин (Pechurin) ката под руководством Тайта Когусуке, Кусянку у Анко Адзато и Найфанчи у Анко Итосу (Фудживара, 1990) Следующие две статьи рассмотрят каждае из этих ката подробно, включая их обсуждение или возможное происхождение и значение.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"