Ортега Дж. : другие произведения.

Джордж Ортега - Иллюзия свободной воли - Выпуск 11. - Ещё один абсурд: "степени свободы"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Выпуск 11. Ещё один абсурд: "степени свободы"

В эфире передача "Иллюзия свободной воли" и её ведущий Джордж Ортега. Сегодня я поведаю вам о такой бессмыслице, как "степени свободы". Некоторые философы и психологи утверждают, что мы обладаем свободой воли в определённой мере. Давайте разберёмся...

Прежде всего я хочу напомнить о содержании понятия "свобода воли". Кратко, в нескольких предложениях... Обычно мы имеем в виду, что наши решения зависят только от нас самих, что они не обусловлены факторами, которые находятся за пределами нашего контроля. А если и обусловлены - то не полностью. В то же время мы знаем о существовании бессознательного. Оно никогда не спит и даже не отдыхает, принимая участие в каждом нашем решении. В сущности, любой выбор совершается не "самим человеком", а его бессознательным. Таким образом, говорить о свободе воли не приходится.

Не следует забывать о важности этой передачи. На иллюзии свободной воли стоит вся наша цивилизация: юстиция, политика, экономика, межличностные отношения... Этот пережиток приносит огромный вред, создаёт бесконечные проблемы, рождает бесчисленные противоречия... Справившись с фантомом свободной воли, мы построим новый мир - более добрый, более умный, более справедливый.

Некоторые философы и учёные понимают, что наша воля не может быть полностью свободной. Например, им известно, что личность на 50 % определяется генами. Однако, по мнению этих людей, обладать тем или иным "количеством" свободы вполне возможно. Одни делят решения на абсолютно свободные и абсолютно несвободные, другие же приписывают любому выбору частичное несоблюдение закона причинности. Во втором случае имеется в виду, что наше решение зависит и от нас, и не от нас. Вот так вот...

Давайте рассмотрим эти подходы более подробно, чтобы понять, имеют ли они какой-нибудь смысл. Начнём с первой точки зрения, по которой решение является либо полностью свободным, либо целиком обусловленным. Здесь опять нужно вспомнить о бессознательном. Оно представляет собой ответ на вопрос, почему даже частичная свобода воли совершенно немыслима. Наше бессознательное несёт бессонную вахту в дальних уголках мозга... Оно контролирует нашу дыхательную, кровеносную, пищеварительную и прочие системы - каждую секунду, даже когда мы спим. Таким образом, бессознательное берёт от жизни гораздо больше, чем сознание, бодрствующее лишь вместе с нами...

Фрейд и его последователи доказали существование бессознательного опытным путём. Теперь мы понимаем, что оно отвечает за все решения, которые мы приписываем своему сознанию. Данные, полученные современными психологами и нейрофизиологами, почти не позволяют в этом усомниться. Даже ранние опыты были весьма наглядны. Участника эксперимента гипнотизировали, а затем подвергали постгипнотическому внушению.

Чтобы убедиться в бессознательности решения, исследователь спрашивал испытуемого, почему тот поступил именно так... Человек что-то отвечал, но было ясно, что он даже не догадывается об истинной причине своих действий - постгипнотическом внушении. Также бессознательное не раз обнаруживали, используя так называемый "прайминг", то есть создавая "эффект предшествования". Участникам давали несколько слов, которые должны были повлиять на их поведение - и люди на самом деле вели себя определённым образом. Прайминг работал...

Что-то говоря или решая, мы пользуемся своими воспоминаниями. Человек не может принять решение без опоры на какие-то сведения, полученные год, месяц, день или секунду назад. Если бы в нашем бессознательном не ждали своего мгновения тысячи слов и выражений, то мы бы уподобились немым... Давайте не забывать о том, что свобода воли предполагает полную независимость от всех тех факторов, которые мы не в состоянии контролировать. Осмыслите это как следует. У нас есть бессознательное - хранилище всех наших воспоминаний. О людях, о событиях, о словах, о нравственных нормах... Индивидуум не только не задумывается о своём бессознательном. Он его ещё и не контролирует (что вполне логично).

Таким образом, перед любым выбором люди вынуждены обращаться к собственному бессознательному, над которым они совершенно не властны. Всё, что я говорю, просто выплывает из каких-то неведомых мне глубин. Когда слово уже сказано или хотя бы воскрешено в памяти, моё сознание видит в этом свою заслугу. К сожалению, иллюзия свободной воли в какой-то мере свойственна и мне... Не важно, какую роль играет бессознательное в нашем выборе - решающую (в соответствии с результатами экспериментов) или второстепенную. Оно несовместимо со свободой воли в любом случае.

Благодаря Фрейду мы поняли, что в нас живёт загадочная сущность, которую мы не осознаём и, следовательно, не можем контролировать. Это может показаться лучшим аргументом в пользу нашей несвободы. Тем не менее, основным, фундаментальным доказательством является закон причины и следствия. Причина есть всегда и везде, без неё никак! Это известно с середины первого тысячелетия до нашей эры, когда древнегреческий философ Левкипп изрёк: "Ничто не происходит случайно, но всё происходит по некоторой причине и необходимости".

Если всё на свете чем-то обусловлено, то это касается и наших решений. Они тоже имеют причину, которая, в свою очередь, представляет собой следствие другого, более раннего явления. Таким образом, мы получаем причинно-следственную цепь, уходящую в прошлое - в те времена, когда нас ещё и в помине не было. События, которые произошли до нашего рождения, до появления Земли и Солнца, определяют настоящее и будущее Вселенной.

Можно ли при этом утверждать, что в основе наших решений лежит свободная воля? Отвечу вопросом на вопрос: а можно ли утверждать, что одни решения принимаются по закону причины и следствия, а другие - вопреки ему?.. Поэтому я и считаю идею о "степенях свободы" беспочвенной и абсурдной.

А ведь есть ещё и версия, по которой любое наше решение является частично свободным. Представьте, что вы пишете книгу, играете с собакой, моете посуду... Я не ограничиваю вашу фантазию... В любом случае что-то заставляет вас выбрать то или иное занятие и посвятить ему какое-то время. Но тогда вы не можете с уверенностью сказать, что сделанный вами выбор и сама деятельность зависят исключительно от вашей свободной воли. Над вами довлеет незримая сила, именуемая Бессознательным.

Эта сила никогда не спит. Некоторые психологи и нейрофизиологи считают бессознательное единственным творцом человеческой личности. Даже если это не так - оно всё равно принимает участие во всех наших решениях. Ведь именно к нему мы вынуждены обращаться за строительным материалом: словами, воспоминаниями, чувствами... Свободу воли можно доказать и иначе, но, возможно, данный способ - самый эффективный.

Вероятно, я всё-таки не до конца вас убедил. Что ж, я готов зайти с другой стороны... Предположим, что решение частично зависит от нашего сознания. Но эта часть подчиняется закону причинности - как и всё остальное во Вселенной. Те, кто утверждает, что наше решение может содержать хотя бы крупицы свободы, столкнутся с рядом вопросов. Точнее - разобьются о них... В чём причина этой свободы? В чём причина причины? В чём причина причины причины?.. Как вы понимаете, ряд можно продолжить...

Едва ли мы можем иметь полное представление об истоках того или иного явления. Особенно если опуститься на три или четыре причинно-следственных этажа... Думаю, мы обречены строить догадки, опираясь на тот факт, что всякое явление чем-то да обусловлено. Попробуйте представить себе решение, не имеющее причины, непокорное главному закону Вселенной. Может ли такое решение являться следствием свободы воли? Конечно же, нет!

Говоря о свободе воли, мы имеем в виду, что наши решения зависят от нас самих. Что они служат поводом для гордости или чувства вины. Случайное, беспричинное решение имеет закрытую, не связанную с остальным миром природу... Другими словами, оно не зависит от физической реальности, от закона причины и следствия, от самой себя. Очевидно, что понятие "свобода воли" не выдерживает критики, так как лишено всякого смысла.

Философы, психологи и прочие исследователи могут заявлять всё что угодно: что человек свободен всегда и везде, что решения делятся на свободные и несвободные или что в каждом решении есть столько-то свободы и столько-то несвободы... Существуют причинно-следственные связи и бессознательные процессы - поэтому все эти утверждения попросту ошибочны.

Свобода воли невозможна. Допустим, сия истина в конце концов достигла нашего разума. Что же это значит? Многие люди считают идею свободной воли безосновательной, противоречащей научным данным и здравому смыслу. Однако они не хотят избавляться от иллюзии - отчасти потому, что прошлое заставляет всех нас верить в свободу воли и гордиться этой верой. Мы не сдадимся без боя с самими собой!

Есть ещё одна причина, по которой люди не хотят признать человеческую волю причинно-обусловленной и бессознательной; не желают доверить свою жизнь и судьбу цивилизации непреложной истине; не стремятся признать себя орудиями Господа или, выражаясь светским языком - роботами, действующими в соответствии с заложенной в них программой... Люди боятся анархии. Им кажется, что многие, узнав об иллюзорности свободы, скажут себе: "Если я не несу моральной ответственности за своё поведение, значит, я могу делать всё что угодно - и никто не вправе меня в чём-то обвинять".

Однако бояться не следует. Природа бросила нас на поиски счастья, то есть заставила стремиться к удовольствию и избегать страдания. Этот императив, который называют гедонистическим, повелевает всеми нашими решениями. Кроме того, мы всегда пытаемся вести себя как можно более нравственно (хотя последствия иной раз бывают весьма плачевными, а чужое мнение - крайне неодобрительным). Это моральный императив. Он заставляет нас выбирать меньшее из двух зол или лучшее из двух благ.

Осознание несвободы воли не приведёт к хаосу. Мы его не допустим: ни все вместе, ни каждый в отдельности. Давайте представим, что мы окружены людьми, которые имеют совершенно верное представление о природе человеческой воли. Для них не секрет, что каждый индивид является роботом, выполняющим определённую программу. Как правило, в неё входят и такие поступки, которые нельзя назвать полезными или приятными для окружающих. Обладая свободой воли, мы были бы чистыми ангелами во плоти, не способными и мухи обидеть. Но не факт, что мысль об отсутствии этой свободы сделает нас чудовищами. Скорее всего, мы не прекратим совершать ошибки, в том числе и этические, но перестанем обвинять в них друг друга и самих себя. Думаю, нам захочется понять, почему и зачем Вселенная заставляет нас ошибаться. Ведь это так интересно.

Вера в свободу воли обрекает нас на соперничество и вражду. Чтобы стать друзьями или хотя бы союзниками, люди должны избавиться от поработившей их иллюзии. Тогда они, возможно, смогут выяснить, почему судьба мешает им жить в мире и согласии. Подобные вопросы решаются лишь сообща... Христианство обвиняет во всём мировом зле Хозяина Преисподней - Сатану. Вероятно, навязывание человечеству иллюзии свободной воли входит в его богомерзкие планы. Быть может, именно Дьявол заставляет нас захлёбываться расплавленным оловом гнева и вариться в котлах, наполненных чувством вины...

Только задумайтесь: вот уже несколько тысячелетий люди не могут ответить на второй по важности вопрос, касающийся их существования: почему мы ведём себя именно так? (первый вопрос - есть ли мы вообще?). Нам трудно поверить в то, что все наши поступки являются звеньями причинно-следственной цепи, то есть полностью зависят от неподконтрольных нам факторов.

Когда пелена спадёт, мы сможем сделать нашу жизнь более разумной. Вот цель моей передачи! Задумайтесь о той боли, которую приносят нам бесконечные обвинения и самообвинения; о том облегчении, с которым мы сбросим эти душевные кандалы, постигнув истинную природу человеческой воли... Грядёт нечто невообразимое! Возможно, в книге человеческой истории не найдётся подобных страниц... Даже демократия и мировые религии не идут в сравнение с тем, что нас ожидает. Как и всё остальное, наше новое мировоззрение возникнет благодаря Прошлому - но затмит его.

Даже если мы продолжим верить в свободу воли, жизнь всё равно будет произведением искусства, главным шедевром всех времён! Но ведь предела совершенству не существует... Моя передача, моя книга, ваши вчерашние мысли, наши сегодняшние слова, чьи-то завтрашние поступки - как только мы поймём, что всё это подчиняется закону причины и следствия, жизнь станет ещё более чудесной. Не просто прекрасной или восхитительной, а исполненной чуда.

Преодолеть иллюзию свободной воли непросто: ведь она владела нами столько веков! Но я надеюсь, что нам это удастся...

Ещё увидимся!


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"