Ортега Дж. : другие произведения.

Джордж Ортега - Иллюзия свободной воли - Выпуск 14. - Что причинность, что случайность - никакой свободы воли!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 1.00*2  Ваша оценка:

Выпуск 14. Что причинность, что случайность - никакой свободы воли!

С вами передача "Иллюзия свободной воли" и её ведущий Джордж Ортега. Сегодня вы поймёте, почему причинность и случайность несовместимы со свободой воли. Но сначала я напомню вам о содержании понятия "свобода воли" и о своей главной цели. Эта цель оправдывает любые средства - в том числе и мои регулярные самоповторы.

Взгляд на природу человеческого поведения - основа любой цивилизации, любого общества, любой индивидуальной философии. Чтобы сделать наш мир более мудрым и гуманным, нам нужно выбрать для него правильную основу. Здравую, логичную, не противоречащую законам природы. Поэтому избавиться от иллюзии свободной воли просто необходимо. Её развенчание может затянуться на несколько десятилетий, но я надеюсь, что моя передача немного ускорит этот процесс.

Что мы понимаем под свободой воли? Как правило, мы имеем в виду, что наши решения зависят только от нас самих, что на них не влияют ни природные склонности, ни полученный опыт, ни даже какие-либо сверхъестественные воздействия. Но эта точка зрения не согласуется с фактами и логикой. Достаточно вспомнить о бессознательном - огромном хранилище, которое снабжает нас понятиями и образами, нужными нам в данный момент. Мы не обращаемся к нему за помощью: оно действует само, по собственной инициативе. Поэтому мы и называем его бессознательным. Если у нас в мозге есть потаённый участок, решающий, что, как и зачем нам следует сделать - то о какой свободе воли можно говорить? Наша воля является причинно-обусловленной, как и всё во Вселенной. Закон причинности не знает исключений.

Чтобы обладать свободой воли, нужно разорвать причинно-следственную связь. Но как это сделать? Любое наше решение чем-то обусловлено, имеет определённую причину. Мы, собственно, этого не отрицаем, но видим её в себе самих, чем и гордимся. Однако есть одно противоречие, которого люди обычно не замечают... Ваше решение не висит в пространстве и времени одиноким фактом, а является звеном причинно-следственной цепи, уходящей в прошлое - туда, где не было ни нас, ни нашей планеты. В общем, прямо к Большому взрыву, а, быть может, и глубже. Значит, свобода воли невозможна.

В конце XVII века сэр Исаак Ньютон заложил основы классической физики. Закон причинности был поставлен во главу угла. Мы можем измерить положение и импульс любого объекта, будь то муравей, человек или небесное тело, и с помощью полученной информации рассчитать будущее данного объекта. Предсказать, где он будет через секунду, через день, через много лет... Возможно, летящая в ледяной тьме комета считает свою грядущую судьбу великой тайной, но эта красотка ошибается: как и всё остальное, она подвластна закону причины и следствия - а значит, рассчитать, где она окажется через сотни, тысячи и даже миллиарды лет вполне возможно. Классическая физика отвергает свободу воли. Закон причинности неумолим.

В начале XX века Нильс Бор, Вернер Гейзенберг и ещё несколько выдающихся физиков разработали ключевые принципы квантовой механики. В 1927-м году Гейзенберг опубликовал статью, в которой изложил так называемый "принцип неопределённости". Направив фотонный луч на какой-нибудь макрообъект (например, на баскетбольный мяч), мы можем с точностью измерить его положение и импульс. Луч не влияет на движение мяча, потому что данный объект намного больше световой частицы (фотона).

Однако на квантовом уровне всё иначе. Когда вы сталкиваете частицу-снаряд с частицей-мишенью, то последняя изменяет траекторию своего движения. Поэтому нельзя с одинаковой точностью измерить импульс элементарной частицы и её положение в пространстве. Чем точнее измерено положение, тем менее точным оказывается значение импульса. В этом суть принципа неопределённости. Физики XX века не могли больше строить свои расчёты, опираясь лишь на методы классической механики. Возник новый подход - вероятностно-статистический.

Но этот подход не получил монополии на микромир. Ещё в начале 20-х годов некоторые физики пытались предсказать поведение отдельных элементарных частиц. Погрешность была очень значительной... А вот исследование частиц на уровне групп дало совершенно другой результат. Здесь оказались возможными абсолютно точные прогнозы - в соответствии с принципами классической, ньютонианской физики.

Смятение умов началось после обнародования принципа неопределённости. Напомню: он гласит, что у микрочастицы нельзя одновременно измерить две сопряжённые величины - например, положение в пространстве и импульс. Бор, Гейзенберг и другие создатели Копенгагенской интерпретации квантовой механики довели это наблюдение до абсурда. Они решили, что раз мы не можем одновременно измерить положение и импульс частицы, значит, у неё нет ни импульса, ни положения. Полагаю, комментарии излишни...

Эти люди также утверждали, что непредсказуемость поведения говорит о его беспричинности. Да, да, имелось в виду, что любое состояние элементарной частицы ничем не обусловлено, случайно. В работах Бора, Гейзенберга и других сторонников Копенгагенской интерпретации я увидел сильный крен в философию. Мне кажется, они собирались подвести научный мир к мысли о свободе человеческой воли.

Конечно, признанные гении не покушались на такое в открытую. Однако им хватало смелости называть поведение элементарных частиц беспричинным, случайным, недетерминированным. В любом случае, нужно понимать: если явление не имеет причины, значит, оно не может быть обусловлено чем бы то ни было - в том числе и волей (свободной или несвободной). Это совершенно очевидно.

Квантовую физику окружает ореол тайны. Интригует не только ситуация с измерением сопряжённых величин, но и многое другое. Это вполне естественно: ведь учёные изучают микромир, к которому сами не относятся. Например, есть такое явление, как период полураспада - время, в течение которого распадается половина радиоактивных ядер (изотопов). Исследователи, как правило, знают, сколько продлится этот период, но они не готовы предсказать, когда трансформируется конкретный изотоп. Опираясь на своё неведение и принцип неопределённости, многие физики и философы считают радиоактивность беспричинным явлением.

Я уже объяснял вам, почему свобода воли несовместима с причинностью. Давайте освежим это в памяти и разберёмся, почему она также несовместима со случайностью. Я об этом тоже рассказывал, но хотел бы углубиться в детали.

Вот мы приняли решение. Предположим, что решение имеет причину, то есть не является случайным в антинаучном смысле этого слова. Любой наш выбор чем-то обусловлен, как и всё во Вселенной. Ничто не происходит на пустом месте. Вопрос о свободе воли очень горячо обсуждался в средневековой христианской философии. Мыслители спрашивали себя: "Если Бог создал Вселенную, то кто же создал Бога?" В конце концов, они решили, что Бог есть "causa sui" - причина Самого Себя.

Давайте допустим, что Бог или Вселенная действительно является первым, самым ранним звеном причинно-следственной цепи. Однако больше никаких исключений: все последующие явления имеют причину в прошлом и следствие в будущем. Лучше всего представить себе Вселенную в момент Большого взрыва, который произошёл 13,7 миллиарда лет назад. Выход Вселенной из сингулярного состояния, который произошёл в следующий момент, был полностью обусловлен самим взрывом. Началось её расширение - перемещение частиц в пространственно-временном континууме. Теперь вы, наверное, поняли, что настоящее существует лишь благодаря прошлому - бесчисленным состояниям, скреплённым причинно-следственными связями.

Также мы можем проанализировать свой выбор... Вот мы приняли решение. У него есть какая-то причина, которая, в свою очередь, является следствием другой, более ранней причины. Наше сознание рисует цепь событий, уходящую в глубь времён. Любое явление обусловлено каким-то предшествующим явлением. Всё, что мы делаем прямо сейчас, имеет исток в глубоком-преглубоком прошлом.

А теперь давайте разберёмся, что такое случайность. Её понимают по-разному - поэтому порой возникает путаница. Я выбрал самое простое и понятное значение - то, которым пользуется большинство людей. Допустим, я прошу вас вытянуть любую карту из моей карточной колоды. Не думая, наугад. Это очень важно: вытянуть карту без рассуждений, без логических построений, без каких-то хитроумных схем. Они здесь просто не к месту. Решение нужно принять по наитию, "методом тыка".

Некоторые физики определяют случайность как что-то непредсказуемое, непредвидимое... И ошибаются... Да, случайность нельзя предсказать, но это не всегда получается сделать и с причинно-следственными связями. Иногда исследователи уточняют, что имеется в виду не реальная, а гипотетическая непредсказуемость. В теории, на бумаге... Человек по определению субъективен и поэтому не может располагать информацией во всей её полноте. Он не в состоянии знать импульс и положение всех частиц во Вселенной и, следовательно, не способен предсказать её будущее. Кроме того, ему мешает принцип неопределённости.

Если бы поведение частицы было беспричинным, вероятностно-статистический подход не давал бы никаких результатов. Если отдельный электрон движется по случайной, ничем не обусловленной траектории, то как он может подчиниться закону причины и следствия на уровне группы, то есть среди других электронов? Причина есть всегда и везде - в этом-то всё и дело. Поэтому квантово-механические методы отличаются высочайшей точностью. Они позволяют измерить расстояние от Нью-Йорка до Калифорнии без малейшей погрешности! Это просто фантастика!

Как я уже говорил, некоторые физики отождествляют случайность с непредсказуемостью. Но если вы спросите их, что такое непредсказуемость, они ответят: "Беспричинность". Разумеется, это полный абсурд. Подобная трактовка не согласуется ни с логикой, ни с научными данными. Случайности как таковой не существует. Есть так называемые "генераторы случайных чисел", но это лишь название. На самом деле выполняемые ими вычисления основаны на определённых закономерностях.

Сторонники случайности как будто не понимают, за что они заступаются. Фактически они утверждают, что некоторые события происходят без всякой причины. Раз - и произошли. К сожалению, многие физики не хотят задуматься над этим как следует. В большинстве учебников даже нет отдельного параграфа, посвящённого причинности и случайности. О принципе неопределённости рассказано в двух словах. Авторы считают всё это чистой теорией, не нужной современным школьникам. Однако теоретическое осмысление действительности просто необходимо: без него не понять природу человеческой воли. Трудно найти более насущную, более практическую проблему.

Случайности-беспричинности не существует. Причина есть у всего. У каждого движения, у каждой мысли. Чтобы понять это, представьте себе, что любое событие, происходящее в данный момент, полностью обусловлено состоянием Вселенной миг назад.

Свобода воли предполагает моральную ответственность. Приняв решение, человек, верящий в свою свободу, скажет себе: "Я совершил этот выбор, основываясь на собственных нравственных принципах. Я горжусь собою!". Таким образом, он заявляет, что причиной решения стали его "собственные нравственные принципы". Человек может сказать всё что угодно: например, что ему просто захотелось поступить так, а не иначе. Но желание - это тоже причина. Вот видите: никакой случайности не существует, абсолютно никакой.

Авторы большинства учебников по физике придерживаются Копенгагенской интерпретации. Просто эти люди никогда по-настоящему не углублялись в волнующую нас тему. Закон причины и следствия правит всем на свете, включая поведение элементарных частиц. Это понимает большинство ведущих физиков планеты. Но среди рядовых исследователей довольно много несогласных. Видимо, у них есть какая-то не вполне научная заинтересованность.

Странно, но факт: некоторые физики верят в свободу воли. Признавать беспричинные явления и признавать свободу воли - одно и то же. В середине 20-х годов появилась злосчастная Копенгагенская интерпретация и с тех пор философы называют поведение элементарных частиц беспричинным, случайным. Такой вывод совершенно нелеп, однако отдельные учёные готовы закрыть на это глаза, не желая расставаться с иллюзией свободной воли.

Когда Гейзенберг и особенно Бор проталкивали идею беспричинности, квантовая механика была ещё в пелёнках. Её никто как следует не понимал. По большому счёту, её не понимают и сейчас. На квантовом уровне происходит нечто невообразимое, почти чудесное... Но причинно-обусловленное!.. Из принципа неопределённости вытекало, что микромир нельзя изучать с помощью классической физики. Растерявшиеся учёные не решились спорить с такими авторитетными учёными, как Бор и Гейзенберг: если те утверждают, что поведение элементарных частиц ничем не обусловлено - значит, так оно и есть. Какой смысл думать самим?

Эйнштейн и некоторые другие физики попытались разобраться в проблеме, но пошли по неверному пути. Они сконцентрировались не на причинно-следственных связях, а на сложности измерений. Эйнштейн полагал, что одновременное измерение импульса частицы и её положения в пространстве, в принципе, возможно. Только не напрямую, а опосредованно. Многочисленные эксперименты опровергли эту гипотезу.

Миф о "свободе воли" электрона продолжал вредить науке. Однако в 1980-х годах физики начали разочаровываться в Копенгагенской интерпретации квантовой механики. Они напомнили себе о том, что беспричинных явлений не существует. Понимание реальности, предложенное Бором и Гейзенбергом, уступило место другому пониманию - очень и очень мудрёному, но всё-таки детерминистскому. Речь о так называемой Многомировой интерпретации. Считается, что любое наше решение порождает бесчисленные возможности, которые предположительно реализуются в других вселенных. Само собой, о веских аргументах говорить не приходится...

Многие современные интерпретации превосходят Копенгагенскую и по разумности, и по востребованности. Было проведено несколько опросов. В одном из них Многомировая интерпретация получила больше половины голосов. Индетерминизм вытесняется детерминизмом.

Отсутствие свободы воли - это факт, от которого не получится отмахнуться. Иллюзия как таковая уже почти рассеялась: научные данные слишком красноречивы. Осталось победить самообман... Природа создала для человека мираж свободы много столетий назад. Ещё раньше она потрудилась над множеством других, менее важных иллюзий. Например, путник, бредущий по пустыне, может вдруг увидеть вдалеке небольшое озеро, окружённое пальмами...

Возможно, через пару десятилетий, а то и раньше, мы наконец-то поймём, что у нас нет никакой свободы воли. Её не было бы даже в том случае, если бы миром правила случайность. А уж учитывая, что им правит закон причины и следствия... В общем, свобода воли не совместима ни с тем, ни с другим. Надеюсь, мне удалось вам это объяснить. В следующий раз я атакую иллюзию с другого фланга...


Оценка: 1.00*2  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"