Сфинкский : другие произведения.

Дугины помогают Путину создавать культ идеального государства

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Делаем поиск в Гугле по словам "Дугин" и "идеальное государство". Находим: Александр Дугин: Онтология идеального государства, Александр Дугин о государстве Платона и т.д.
  
  Чему соответствует идеальное государство Дугина?
  
  Царю-философу. Пока царь России - историк. Наверное по причине сложностти философских понятий.
  
  Но "В Государстве Платона, - пишет Дугин, - царствует философ. Философы должны править миром, но правят не они. Правит всякая сволочь, не способная противостоять онтологической энтропии. Настоящий философ должен быть нонконформистом и противником политических систем всегда, пока мысль не освободится от оков материи, пока мыслящий человек не будет освобожден от диктатуры придурков".
  
  Получается пока Дугин (в неявной форме) предлагает себя, в качестве "царя-философа" в обязанность которого входит - указывать не философам, как надо правильно управлять Πολιτεία (государством).
  
  Да, ещё. Верховной властью будет наделен Dasein и его Selbst. Das Man завершит свою диктатуру. Население будет экзистировать аутентично.
  
  Дочь Дугине - Дарья копировала - название ее музыкального проекта связан с Dasein, а это как бы естественная движущая сила идеального государства - государство создает нацию нация создаёт государство, защитила кандидатскую диссертацию по теме "Интерпретация политической философии Платона в комментариях Прокла Диадоха". В ней Дарья рассмотрела неоплатонические системы политической философии в качестве источников политического конструирования или, напротив, объектом постмодернистской деконструкции новой политической модели ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.
  
  Предметом исследования в диссертации Дугиной являлась гипотеза о гомологии психической, политической и космологической (онтологической) структур в философии схоларха Афинской школы Прокла Диадоха на основании его замечаний о государстве, которые были в комментариях на диалоги Платона "Государство" и "Тимей".
  
  Кратко так: В диалоге "Государство" Платона выстраивается неклассическая психологическая и политическая философия. Типы души сравниваются с типами государственного устройства, из которых разворачиваются разные концепции счастья. Цель всякого человека -- и правителя, и подчинённого - выстраивание справедливого государства, сообразного с онтологической иерархией в мире. Именно эту концепцию интерпретации политики и души как проявления онтологической оси развивает в комментариях на диалоги Платона Прокл Диадох.
  
  Короче, Платон вводит гипотезу о подобии души и государства, сферы психического и политического. В этом случае появляется вопрос о первичности Политического над психическим или наоборот, но они гомологичны друг другу в своей вторичности по отношению к общему образцу/эйдосу. Общая гомология, однако, не отменяет того, что между самими копиями существует определенная иерархия. А далее можно переходить уже к рассуждениям об идеальном устройстве государства (полиса) и подобии его идеальному гражданину. "Потому как государство есть человек в большом варианте и человек есть государство в маленьком формате" Ф. Ницше.
  
  Зачем Дугиной изучение этой темы?
  
  Платон считал, что идеальное государство должно быть устроено в соответствии с принципами справедливости.
  
  По его мнению, справедливость предполагает, что, во-первых, интересы целого (государства) важнее и выше интересов частного (отдельных индивидов). Тоже самое полагает философский фашизм, проттивостоящий философии либерализма - интересы личного важнее и выше интересов государства.
  
  Во-вторых, принцип справедливости означает, что каждый элемент целого должен выполнять присущие ему функции. В этой связи он делит всё население идеального государства на три сословия: философов-правителей, воинов (стражников) и ремесленников и земледельцев (в это сословие включаются все люди, так или иначе связанные с производством). Они являются носителями трех основных начал государства: разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего. Справедливость заключается в "прозаические" функции, поэтому Платон в своем учении практически ничего не говорит о них. За сохранность и здоровье идеального государства отвечают философы и стражники. Поэтому Платон уделяет основное внимание именно этим сословиям. Здесь уместно заметить, что в учении Платона эти два сословия практически сливаются в один правящий класс, так как философы-правители отбираются из числа наиболее отличившихся стражников. Философов-правителей он называет "совершенными стражами", а стражей - "помощниками правителей и проводниками их взглядов". Философы, высшее сословие, также лишены всего этого, но еще и свободы мысли, они должны думать только о благе государства.
  
  Философы должны править потому, что только они способны постичь истинное бытие, т.е. истинное благо для государства и всех его членов. Формирование сословия правителей-философов, по Платону, происходит следующим образом. Всем стражам еще в детстве даются предварительные знания в различных областях (счет, геометрия и др.). Одновременно их берут и на войну, чтобы воспитать в них мужество и другие необходимые качества. По достижении двадцати лет те из них, "кто во всем этом - в трудах, в науках, в опасностях - всегда будет выказывать себя самым находчивым", заносятся в "особый список". Отобранные продолжают дальнейшие занятия, и по достижении ими тридцати лет производится второй отбор. "Самые лучшие" еще пять лет обучаются диалектике - "искусству рассуждать". И только после этого они занимают различные государственные должности. Платон понимал, что идеальное государство должно быть закрытым и относительно небольшим по размерам. Оно должно быть закрытым по той причине, что любые ложные ценности могут дезориентировать его население. А небольшим - по той причине, что достаточно эффективно контролировать большое государство практически невозможно. Платон говорил, что "государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым". Поэтому правители и стражи должны следить за тем, чтобы государство было ни слишком большим и ни слишком маленьким. Платон верил, что его идеальное государство можно воплотить в реальность. Это можно будет сделать двумя способами. Во-первых, говорил Платон, среди потомков царей случайно могут оказаться философские натуры, которые будут править по справедливости, а граждане начнут охотно выполнять их установления и законы. Во-вторых, придя к власти, философы вышлют из государства всех старше десяти лет, а остальных воспитают на свой лад.
  
  Наконец, платоновское идеальное государство, по сути, не знает изменений.
  
  Платон жаждал переустройства общества, он писал не просто философские трактаты, но руководство для строительства. Платон посвятил государственному строительству три своих самых обширных текста (сочинения Платона написаны в форме диалогов, но данные тексты включают в себя столь развёрнутые трактаты, что уже выходят за рамки жанра) - "Государство", "Законы", "Политик".
  
  Итак... Главный вопрос к государству Платона - зачем оно идеальное государсттво. Зачем это уничтожение свободы, собственности, семьи? Ответ Платона - это для справедливости - страдает некоторой непрозрачностью. Поппер же объяснил необходимость государства, исходя из платоновской теории эйдосов: у любого явления есть идеальный прообраз, он находится в идеальном же мире, неизменен и неуничтожим, а все его земные воплощения есть деградация от идеала. Это центр всей философской системы Платона.
  
  Дарья Дугина выбрала себе псевдоним Дарья Платонова в честь философа.
  
  Карл Поппер в книге "Открытое общество и его враги" отождествил идеальное государство Платона с тоталитарными режимами ХХ века. Платон решал проблему Гераклита - если все течет и все изменяется, то мы ни о чем не можем вынести суждения, поскольку пока выносили, оно уж и изменилось, и суждение никуда не годится. Иное дело неизменный эйдос - с ним уважающий себя мыслитель может иметь дело без спешки и опасений. Соответственно, наличное государство есть результат деградации идеального, и раз мы имеем дело с деградацией, следовательно, идеальное государство имелось в прошлом. Отсюда - главная идея Поппера - государство Платона есть средство остановки времени и возвращения в прошлое.
  
  Давайте вернемся и мы. И я расскажу про ещё одно идеальное государство ХХ века...
  
  Такое "государство создает нацию" - государство итальянского фашизма. А ещё такой идеей "страдал" русский фашист Ильин Иван Александрович. Этот русский философ пришел к идее русского христианского фашизма. Ильин использовал слово Дух для описания вдохновения фашистов. Захват власти фашистами, писал он, был "актом спасения". Фашист - истинный искупитель, поскольку он понимает, что в жертву должен быть принесен враг. Ильин перенял у Муссолини концепцию "рыцарской жертвы", которую фашисты приносят в кровь других.
  
  Ильин покинул Россию в 1922 году, в год основания Советского Союза. Вскоре его воображение захватил "Марш на Рим" Бенито Муссолини, государственный переворот, приведший к установлению первого в мире фашистского режима. Ильин был убежден, что смелые жесты смелых людей могут начать исправлять ущербный характер существования. Он посетил Италию и опубликовал восхищенные статьи о Il Duce (Вожде) во время написания своей книги "О применении насилия для сопротивления злу" (1925). Если диссертация Ильина заложила основу для метафизической защиты фашизма, то эта книга стала оправданием зарождающейся системы.
  
  Иван Ильин дал метафизическое и моральное обоснование политического тоталитаризма, которое он выразил в практических набросках фашистского государства.
  
  Больше всего Ильина беспокоило то, что фашизм придумали итальянцы, а не русские: "Почему итальянцы преуспели там, где мы потерпели неудачу?".
  
  Ну вот - пожалуста... Сегодня его идеи возродил и прославил Владимир Путин. Ильин - его любимый философ.
  
  Говорят и Дугин - тоже. Правда у того есть "отмазка" от идеального фашистского государства - его (Дугина) идеальное государство - это Четвертый путь. Фашизм, якобы, уже изжил себя. Тут Дугин ставит для читателя ловушку: "Есть три главные политические идеологии Модерна: либерализм (всех видов), коммунизм (всех видов) и фашизм (всех видов)". Но он всего лишь констатирует факт наличия либерализма, коммунизма и фашизма и относит их к Модерну, тем самым приравнивая их друг к другу. А постмодерном Четвертый путь делает Дазайн - - немецкое философское понятие, обычно ассоциируемое с учением Мартина Хайдеггера. Наверно, так и есть. Путь в посттмодерновое идеальное государство. Но, якобы, не фашистское.
  
  Если принять подобную концепцию, то все дальнейшие рассуждения кажутся даже логичными и последовательными. Но почему мы должны принимать подобную концепцию на веру (тем более что в данном тексте она никак не доказывается, а автор намеренно сильно упрощает картину)?
  
  Кстати, Ильин всё же ходил вокруг и около идеи замкнуть дазайном Царь-Государство-Нация (Народ) - " царь и народ соединяются в доверии, ставя себя перед лицо Божие".
  
  Провозглашение Ильиным фашистского будущего России в 1920-е годы было абсолютным отрицанием его надежд 1910-х годов на то, что Россия может стать правовым государством. "Дело в том, - писал Ильин, - что фашизм есть искупительный избыток патриотического произвола". Произвол, центральное понятие во всех современных российских политических дискуссиях, был бичом всех российских реформаторов, искавших улучшения через закон. Теперь произвол был патриотическим. Слово, означающее "спасительный", является еще одним центральным русским понятием. Это прилагательное, которое русские православные христиане могли бы применить к жертве Христа на Голгофе, смерти Единого ради спасения многих. Ильин использует его для обозначения убийства чужаков, чтобы нация могла осуществить проект тотальной политики, которая впоследствии может искупить потерянного Бога.
  
  Давайте обобщать:
  
  Фашистское идеальное тоталитарное государство, по мнению фашистов - это высшее состояние политической формы организации любого общества, закономерная конечная точка его политического развития.
  
  В фашистской идеологии тоталитарное государство является не чем иным, как высшей точкой развития также в историческом и культурном смысле.
  
  Современные теоретики фашизма полагают, что в будущем на всей планете будет существовать либо одно огромное сверхтоталитарное супергосударство, либо несколько огромных империй, таких же сверхтоталитарных.
  
  Обращение к доктрине итальянского фашизма полезно по нескольким причинам, каждая из которых сама по себе достаточно актуальна, так как особенности идеологии фашистского корпоративного государства Муссолини - наглядное свидетельство того, каким может быть жизненный цикл и других демагогических идеологических течений.
  
  Во-первых, это мессианская идеология, правда, в отличие от мессианизма христианского, советского или британского в этом мессианизме слишком много сугубо национального компонента, эгоистичности, которая, тем не менее, не лишает итальянский фашизм мессианского аспекта по отношению к собственной нации, которую фашизм должен был перевоспитать в рамках собственного идеала. Этот мессианский аспект сугубо внутренний, направлен на "исправление" своих граждан, на их усовершенствование в рамках идеального и идеологически жёсткого государства, основанного на культе силы.
  
  Во-вторых, это пример идеологии тоталитарного общества, самосознание которого пытались радикально изменять, в значительной степени строить не на историческом базисе уже сложившейся идентичности, а на основании спускаемой сверху, насаждаемой государством идеологии.
  
  Такого государства, о котором писал Платон, в природе никогда не существовало, но итальянские фашисты к таковому стремились. И немецкие - тоже. Была такая социальная паранойя!
  
  Чтобы было понятно...
  
  Термин "социальная паранойя", это когда при определенной интенсивности психопатологических процессов на бессознательном уровне отбираются "чужаки", на которых проецируется все то, что социальный параноик считает для себя нежелательным.
  
  Отсюда идея Поппера кажется естественной и убедительной. Трактовка государственного насилия над свободой как способа остановить время оказывается главной объяснительной гипотезой для интерпретации авторитарного застоя еще и потому, что дает параноику диалектическую надежду: чем сильнее насилие, которому мы совершенно не способны противостоять, тем больше веры, что всё остановится на идеальном государстве
  
  И тогда... Сверхтоталитарное государство будет включать в себя абсолютно всё что касается жизни людей, в нём не будет места не только хаосу, но и вообще любому отклонению от установленного порядка. Жизнь в таком государстве будет похожа на большой правильно устроенный муравейник, где даже мельчайшие события будут регулироваться правилами. В противном случае, как утверждают эти теоретики, без жёсткого тотального регулирования человечество обречено на вымирание из-за перенаселения, нехватки продовольствия, загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов.
  
  Невозможно в массовом сознании создать культ государства отдельно сам по себе. Создать культ государства можно только опираясь на философские обоснования и/или культовое сознание населения, неважно при этом идёт ли речь о политике, управлении, настоящей религии, псевдорелигиозных или политических культах. И Дугины помогают Путину создать культ идеального государства.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"