Savanna : другие произведения.

Олдос Хаксли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Олдос Леонард Хаксли родился в городе Годалмин, графство Суррей, в зажиточной семье среднего сословия. По линии матери он был родственником Мэтью Арнольда*, великого гуманиста, а его отец, Леонард Хаксли, писал биографии и стихи, занимался редакторской деятельностью. С 1908 по 1913 Олдос обучался в колледже Итон, в графстве Беркшир. Когда ему было 14, его мать умерла. В возрасте 16 лет он перенес кератит, что привело к тому, что почти 18 месяцев он был лишен зрения. Благодаря тому, что он пользовался специальными очками и один его глаз стал видеть, Олдос мог читать, он также освоил шрифт Брайля. Несмотря на проблемы со зрением, Хаксли продолжал занятия в Оксфорде, в колледже Балиол (1913-1915), и получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1916 году.
  В связи с тем, что далее он не мог заниматься наукой или пойти на фронт - а в то время шла мировая война - Хаксли обратился к литературе. Он работал в военном министерстве в Лондоне в 1917 году, и какое-то время преподавал в Итон и Рептон колледжах.
  Первый сборник стихов появился в 1916 году, за ним последовало еще два издания в 1920 году.
  В 1919-1920 годах Хаксли состоит в редакции "Атенея" под началом Мидлтон Муррея, мужа Кэтрин Мэнсфилд. Он пишет биографические статьи, статьи об архитектуре и живописи, театральные, музыкальные обзоры, равно как и рецензии на художественные книги.
  В 1920-21 Хаксли работал театральным критиком для "Вестминстер Газет" и библиотекарем в книжном клубе Челси. Его первый роман "Желтый Кром" - остроумная критика общества - появился в 1921 году. Стиль Хаксли, сочетающий блестящие диалоги, социальную критику и цинизм, создал ему репутацию одного из самых модных литературных деятелей десятилетия. Он был другом леди Оттолин Моррел, входил в Блумсберийский кружок, который включал таких писателей, как Вирджиния Вулф, Клив Белл, Литтон Стрэчи и Э.М. Форстер. За восемь лет он опубликовал дюжину книг, включая "Контрапункт" (1928), роман, в котором персонажи, списанные с Д. Лоренса, Муррея, Мэнсфилд и самого автора, сравниваются с инструментами оркестра, и каждый играет особую роль в жизни, как ее видит Хаксли.
  Позже эти ранние произведения Хаксли, в основном его комментарии к современным ему событиям, подверглись критике, так как герои его показаны однобоко, и, как сам Хаксли определял природу эссе, он пытался сказать "почти все почти обо всем". В книге "Делай что хочешь" (1929) он предсказывает, что пролетариат Карла Маркса станет "буржуазией с масляными, а не чернильными пальцами", говорит о том, что "в наше время монотеизм потерял ценность, которую некогда завоевали ему обстоятельства. Ему не хватает установки на политику, он вреден для человека". В эссе "Мода на любовь" он защищает доктрину Лоренса о "естественной любви", но отвергает "сексуальный импульс, который тратит себя бесцельно".
  
  В 20-е годы Хаксли сдружился с Д.Г. Лоренсом, вместе они совершают путешествие по Италии и Франции. Большую часть 20- годов Хаксли провел в Италии. В 30-е годы он переезжает в Санэри, что возле Тулона, и там пишет "О дивный новый мир", мрачную картину высокотехнологичного общества будущего. В этой книге он переворачивает с ног на голову теорию научного оптимизма Герберта Уэллса. Развитие науки и культурные изменения - массовое производство, которое произвело революцию в промышленности, путешествие на самолетах, романтизированное Чарлзом Линбергом и Амелией Эрхарт, бихевиористская психология и опыты в генетике - в то время занимали умы людей и вдохновляли. Работая над романом, Хаксли читал, в том числе и книгу этнографа Маргарет Мид "Время в Самоа" (1928). Роман был своеобразным ответом широкому кругу читателей, в первый же год В Англии и США разошлось более 28 тысяч копий книги, и на протяжении всего 20 века она оставалась в лидерах по продажам.
  
  В 30-е года Хаксли принимал активное участие в деятельности "Союза обета мира". В 1937 году, вместе с гуру Джералдом Гердом, он переезжает в США, надеясь, что климат Калифорнии улучшит его ухудшающееся зрение. С этого момента Хаксли перестает писать художественную прозу и сосредотачивается на написании эссе, которые, как ему кажется, лучше всего могут выразить его идеи. Он пишет также сценарии для фильмов в соавторстве с Кристофером Ишервудом. Некоторые из его сценариев так никогда и не были сняты. Лучшим считается сценарий для голливудского фильма "Гордость и предубеждение" (1940). Он берется написать такие сценарии как "Сага о Форсайтах", "Мадам Кюри". Вместе с Джоном Хаусманом и Робертом Стивенсоном он работает над фильмом "Джейн Эйр", главные роли в котором исполнили Орсон Уэллс и Джоан Фонтана.
  
  В 1954 году Хаксли публикует исследование о влиянии на сознание мескалина "Врата восприятия", книга, которая завоевала ему немалое уважение в среде калифорнийских хиппи. Он стал употреблять ЛСД, заинтересовался индийской философией. В 1961 году на него обрушилось бедствие - в пожаре сгорел его дом, архив и почти все рукописи, кроме разве что рукописи книги "Остров".
  Хаксли умер в Лос-Анджелесе 22 ноября 1963 года. В новостях известие о его смерти бело оттенено убийством президента Кеннеди.
  Хаксли женился дважды. В 1919 году он женился на бельгийке Марии Нис, которая умерла в 1956 году, от этого брака у Хаксли родился сын. В 1956 году он женился на Лауре Арчера, скрипачке и психотерапевте.
  
  Как эссеиста, Хаксли больше всего занимали вопросы влияния науки и технологии. Его скептицизм вызывал противоречивые чувства у читателей. Оказавшись однажды в философском тупике, он обратился к мистицизму и восточным учениям. Одной из самых интересных идей Хаксли было воспитание амфибии, человека, который мог бы жить в разном природном окружении.
  В конце жизни Хаксли как-то заметил: "Немного странно, что, обдумывая проблемы человечества и пытаясь найти смысл жизни, я пришел к мысли, что есть только один ответ на все вопросы - "Старайся быть немного добрее" - вот и все".
  
  
  
  
  _____
  ХАКСЛИ (Гексли) Олдос (1894-1963) , английский писатель. Брат Дж. С. Хаксли. Интеллектуальные романы "Желтый Кром" (1921), "Шутовской хоровод" (1923) и "Контрапункт" (1928) - об идейном и духовном кризисе современной цивилизации. Антиутопии "О дивный новый мир" (1932), "Обезьяна и сущность" (1948) - сатира на тоталитаризм, стандартизованный образ жизни "общества потребления". Смятение и тревога за будущее общества, неверие в социальный прогресс и духовный потенциал личности (роман "Гений и богиня", 1955) привели Хаксли к мистицизму, исповеданию идей буддизма (роман "Остров", 1962).
  
  ХАКСЛИ (Huxley) Джулиан Сорелл (1887-1975) , английский биолог, философ. Внук Т. Г. Гексли, брат О. Хаксли. Основные труды по общим вопросам эволюции, экспериментальной эмбриологии, этике. Один из создателей современной синтетической теории эволюции.
  
  ГЕКСЛИ (Хаксли) (Huxley) Томас Генри (1825-95) , английский биолог, соратник Ч. Дарвина и виднейший пропагандист его учения, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1864). Президент (1883-85) Лондонского королевского общества. Сравнительно-анатомические исследования, доказал морфологическую близость человека и высших обезьян, птиц и пресмыкающихся, медуз и полипов. Развил и обосновал положение о единстве строения черепа у позвоночных.
  
  АРНОЛД (Arnold) Мэтью (1822-88) , английский поэт, педагог, критик. Развенчивал миф о "викторианском процветании": поэмы, сборник "Заблудившийся бражник" (1849), эссе "Культура и анархия" (1869); подчеркивал воспитательную роль литературы. Утверждал социально-исторический анализ в английском литературоведении.
  
  КЕРАТИТ (от греч . keras, род. п. keratos - рог), воспаление роговицы глаза, проявляющееся преимущественно ее помутнением, изъязвлением, болью и покраснением глаза. Причины: травмы роговицы, конъюнктивит, некоторые общие заболевания (напр., грипп, туберкулез) и др. Возможный исход кератита - бельмо, снижение зрения.
  
  БРАЙЛЯ ШРИФТ , рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых, разработанный французским тифлопедагогом Луи Брайлем (L. Braille; 1809-52). В основе Брайля шрифта лежит комбинация 6 точек, дающая возможность обозначать буквы, цифры, знаки препинания, математические, химические и нотные знаки. Первая книга по системе Брайля - во Франции, 1837; в России - 1885.
  
  Атенеум [Athenaeum] - лондонский клуб преимущественно для ученых и писателей. Основан в 1824 году, букв. "храм Афины".
  
  ФОРСТЕР Эдуард Морган (1879-1970) , английский писатель. Психологические романы на семейно-бытовые и моральные темы "Куда боятся ступить ангелы" (1905), "Комната с видом" (1908). Антиколониальный роман "Поездка в Индию" (1924); литературоведческие работы ("Аспекты романа", 1927).
  
  ЛОРЕНС (Lawrence) Дейвид Герберт (1885-1930) , английский писатель. В романах "Сыновья и любовники" (1913), "Радуга" (1915), "Любовник леди Чаттерлей" (1928) - изображение действительности. Пьесы, литературно-критические эссе, рассказы, стихи, путевые заметки.
  
  МЭНСФИЛД (Mansfield) Кэтрин (наст . имя Кэтлин Бичем, Beauchamp) (1888-1923), английская и новозеландская писательница. С 14 лет жила в Великобритании и др. европейских странах. Мастер психологичекой новеллы (сборники "В немецком пансионе", 1911; "Гнездо голубки", опубликован 1923; "Нечто детское", опубликован 1924) в традициях А. П. Чехова.
  
  ЛИНДБЕРГ (Lindbergh) Чарлз (1902-74) , американский летчик. В 1927 совершил первый беспосадочный полет через Атлантический ок. (из США во Францию), пролетев 5800 км за 33 ч 30 мин.
  
  МИД Маргарет (1901-78) , американский этнограф. Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и современных обществах, детскую психологию с позиций т. н. этнопсихологической школы.
  
  "Союз обета мира" [Peace Pledge Union] - одна и британских пацифистских организаций. Основана лондонским священником Д. Шеппардом [Dick Sheppard] в 1936 году.
  
  _____
  
  Selected works:
  
  THE BURNING WHEEL, 1916
  THE DEFEAT OF YOUTH, 1918
  LIMBO, 1920
  CROME YELLOW, 1921
  ANTIC HAY, 1923
  ON THE MARGIN, 1923
  ALONG THE ROAD, 1925
  THOSE BARREN LEAVES, 1925
  JESTING PILATE, 1926
  ESSAYS NEW AND OLD, 1926
  PROPER STUDIES, 1927
  POINT COUNTER POINT, 1928
  DO WHAT YOU WILL, 1929
  HOLY FACE, AND OTHER ESSAYS, 1929
  BRIEF CANDLES, 1930
  THE WORLD OF LIGHT, 1931
  MUSIC AT NIGHT, 1931
  THE LETTERS OF D.H. LAWRENCE, 1932 (ed.)
  BRAVE NEW WORLD, 1932
  BEYOND THE MEXIQUE BAY, 1934
  EYELESS IN GAZA, 1936
  THE OLIVE TREE, AND OTHER ESSAYS, 1936
  STORIES, ESSAYS, AND POEMS, 1937
  ENDS AND MEANS, 1937
  AN ENCYCLOPAEDIA OF PACIFISM, 1937 (ed.)
  AFTER MANY A SUMMER DIES THE SWAN, 1938
  TIME MUST HAVE A STOP, 1944
  THE PERENNIAL PHILOSOPHY, 1946 (ed.)
  APE AND ESSENCE, 1948
  THE PERENNIAL PHILOSOPHY, 1948
  GIOCONDA SMILE, 1948
  COLLECTED WORKS, 1948 - (in progress)
  THEMES AND VARIATIONS, 1950
  THE DEVILS OF LOUDUN, 1952
  THE DOORS OF PERCEPRION, 1954
  ADONIS AND THE ALPHABET, 1956
  COLLECTED SHORT STORIES, 1957
  THE WORLD OF ALDOUS HUXLEY, 1957
  BRAVE NEW WORLD REVISITED, 1958
  COLLECTED ESSAYS, 1959
  ON ART AND ARTIST, 1960
  SELECTED ESSAYS. 1961
  LITERATURE AND SCIENCE. 1963
  LETTERS OF ALDOUS HUXLEY, 1969
  THE COLLECTED WORKS OF ALDOUS HUXLEY, 1970
  HUXLEY AND GOD, 1992
  HEARST ESSAYS, 1994
  BETWEEN THE WARS, 1994
  THE HIDDEN HUXLEY, 1994
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"