Самый популярный в 19 веке поэт Америки, рассказчик, сочинения которого до сих пор цитируют или пародируют - среди них есть и сентиментальный "Деревенский кузнец", и переводы Данте. Одним из самых интересных его произведений является "Евангелина" (1847), эпическая поэма о французской колонии под названием Акадия, а также "Песнь о Гайавате" (1855), замечательная своим однообразным метром и шмамнисткими ритмами. Лонгфелло считается первым профессиональным американским поэтом. Некоторые его фразы вошли в поговорку, например
"ships that pass in the night",
"топот маленьких ног" - "The patter of little feet" из стихотворения "Час детей" - "The Children's Hour" Второго Перелета цикла "Перелетные птицы";
"Вечерами, теплым летом,
У дверей сидел малютка,
Слушал тихий ропот сосен,
Слушал тихий плеск прибоя..." ("Песня о Гайавате")
Генри Уодсуорт Лонгфелло родился в Портленде, штат Мэн. Его отец, Стефан Лонгфелло был портлендским адвокатом и конгрессменом, а мать, Зильфа, была дочерью генерала Пелега Уодсуорта, в числе ее предков был Джон Олден, который прибыл в Америку на корабле "Мэйфлауер" в 1620. С ранних лет любимым занятием Лонгфелло было чтение - любимой его книжкой была "Книга эскизов" Вашингтона Ирвинга, в 13 лет он написал свое первое стихотворение "Битва у Ловелз-Понд", которое тут же напечатали в городской газете. Среди одноклассников Лонгфелло в колледже Боудоин в Брунсвике (недалеко от Портленда) был Натаниел Хоторн, которому поэт помог позже, написав теплый отзыв на его "Дважды рассказанные истории". Перед выпуском из колледжа Лонгфелло подумывал о том, чтобы стать писателем, и в связи с этим писал отцу:
"Дело в том, что я страстно желаю в будущем подняться в мире литературы как можно выше, вся моя душа горит этой мечтой, и каждая земная мысль сосредотачивается на этом..."
Благодаря удачному переводу из Горация Лонгфелло получает стипендию для продолжения образования, после завершения которого в 1825 году он совершает путешествие по Италии, Франции и Испании (1826-1829). По возвращении в Соединенные Штаты он занимает должность библиотекаря и профессора в колледже Боудойн. Переводит для студентов французскую грамматику, редактирует издание коллекции французских пословиц и поговорок и малой хрестоматии по испанскому языку. В 1831 году он женится на Марте Сторер Поттер и едет вместе с ней в Европу, где изучает шведский, датский, финский и датский языки и литературы. Во время этого путешествия он переживает увлечение немецким романтизмом. Жена Лонгфелло умерает в 1835 году, тремя годами позже он создает в память о ней проникновенное стихотворение "Ангелов шаги". В 1839 году он публикует романтическую повесть "Гиперион", а затем и книгу стихотворений "Ночные голоса", которая становится необыкновенно популярной, несмотря на едкую критику Эдгара Аллана По. В 1840 году он пишет балладу "Скелет в броне" и драму в пяти актах "Испанский студент". В третий раз он отправляется в Европу в 1842 году, сочиняет несколько стихотворений на тему рабства и по возвращении публикует их как памфлет.
С 1836 году Лонгфелло преподает в Гарварде, квартируясь в том самом Крэг Хаус, в котором некогда жил генерал Вашингтон с женой. Поэт мечтает о том, чтобы Кембридж (город, в котором расположен Гарвардский университет) посетил сам Гете. Здесь Лонгфелло создает свою самую известную поэму - "Песнь о Гайавате".
Лонгфелло женился дважды - после смерти первой жены он женится в 1843 году на Фрэнсис Эплтон, дочери купца из Бостона, ее он вывел под именем Марии Эшбертон в "Гиперионе".
В 1854 году Лонгфелло оставляет преподавание и в следующем году публикует "Песнь о Гайавате", которая незамедлительно приносит ему успех.
9 июля 1861 году его жена, Фрэнсис, трагически погибает - от спички на ней загорелось платье. Лонгфелло поселяется в Кембридже, где живет до конца своих дней, хотя лето иногда проводит в Наганте. В 1868 году он совершает последнее путешествие в Европу, теперь он едет уже с тремя дочерьми. Два дня он гостит у Альфреда Теннисона на острове Райт. Королева Виктория, которая была большой его почитательницей, приглашает его на чай. В Риме он встречается с Листом, который положил на музыку вступление к его "Золотой легенде" (1851).
Поздние стихи Лонгфелло отражают заинтересованность поэта в создании американской мифологии. Среди прочих его трудов можно назвать "Сватовство Майлза Стендиша"(1858), "Рассказы придорожной гостиницы" (1863), а также перевод на английский "Божественной комедии" Данте и "Христус: Таинство" (1872) - трилогия о христианстве, начиная с его истоков, ее Лонгфелло создавал с надеждой, что именно она станет его шедевром. Семидесятилетие поэта в 1877 году праздновала вся страна. Лонгфелло умер в Кембридже, 24 марта 1882 году.
В 1884 году в "Уголке поэтов" Вестминстерского аббатства в Лондоне был установлен мраморный бюст поэта. Лонгфелло был первым американским поэтом, удостоившимся этой чести.
ЛОНГФЕЛЛО (Longfellow) Генри Уодсуорт (1807-82) , американский писатель. Поэт-романтик. В эпических поэмах, балладах, лирике, часто афористически-дидактичных, сентиментальных (по настроению), сочетавших как песенно-фольклорную, так и книжную традицию, обращался к героическому прошлому США, средневековым легендам, христианской тематике, обличал рабство и религиозную нетерпимость. Сборники "У моря и очага" (1849), "Перелетные птицы" (1858); поэмы "Евангелина" (1847), "Песнь о Гайавате" (1855; на основе индейских сказаний), "Сватовство Майлза Стэндиша" (1858). Перевел на английский язык "Божественную комедию" Данте (т. 1-3, 1867). Романы, публицистика.
ПОРТЛЕНД (Portland) , город и порт на северо-востоке США, шт. Мэн. 64 тыс. жителей (1990), с пригородами 215 тыс. жителей. Транспортный узел. Грузооборот порта ок. 15 млн. т в год (ввоз нефти). База рыболовного флота. Международный аэропорт. Электротехническая, радиоэлектронная, судостроительная, кожевенно-обувная, пищевая (в т. ч. рыбоперерабатывающая) и др. промышленность. Университет. Дом-музей Г. Лонгфелло, родившегося в Портленде.
ИРВИНГ (Irving) Вашингтон (1783-1859) , американский писатель. Один из создателей жанра романтического рассказа в США ("Рип Ван Винкль", 1819, из сборника "Книга эскизов", 1819-20; "Рассказы путешественника", 1824; "Альгамбра", 1832). Юмористическая трактовка американской "старины" в хронике "История Нью-Йорка" (1809). Жизнеописания Х. Колумба, О. Голдсмита, Дж. Вашингтона.
ХОТОРН (Готорн) (Hawthorne) Натаниел (1804-64) , американский писатель-романтик. Мастер психологических и аллегорических повестей и рассказов (сборники "Дважды рассказанные истории", 1837, 1842 и "Легенды старой усадьбы", 1846) о поисках красоты, американской старине, трудностях духовного самопознания. Пуританские традиции повлияли на проблематику греха и искупления в романах "Алая буква" (1850) и "Дом о семи шпилях" (1851). Роман "Мраморный фавн" (1860) о светлом и демоническом началах творчества.
ТЕННИСОН (Tennyson) Алфред (1809-92) , лорд, английский поэт. Цикл поэм "Королевские идиллии" (1859) основан на Артуровских легендах. Драмы "Королева Мария" (1875), "Бекет" (1879). В сентиментальной поэзии Теннисона, отличающейся музыкальностью и живописностью, сильны консервативные тенденции.
ЛИСТ (Liszt) Ференц (1811-86) , венгерский композитор, пианист, дирижер. Создатель нового направления в пианизме. Придал фортепиано оркестровую мощь и красочность звучания, обогатил фортепианный репертуар (фантазии на оперные темы, обработки и транскрипции для фортепиано, симфонические и др. произведения.). Возглавлял т. н. веймарскую школу. Композитор-романтик, Лист стремился раскрыть в своих произведениях внутреннюю связь музыки с поэзией (многие сочинения Листа имеют литературно-сюжетную основу). Оратории, "Фауст-симфония" (1857), 13 программных одночастных симфоний-поэм (создал этот жанр, применял в нем принцип монотематизма); 2 концерта для фортепиано с оркестром (1856, 1861); соната си-минор (1853), фортепианные циклы, 19 венгерских рапсодий, этюды, вальсы и другие произведения для фортепиано; хоры, песни (ок. 70), культовая музыка (был аббатом). Один из основателей (1875) и 1-й президент Академии музыки в Будапеште (носит имя Листа). Содействовал становлению ряда национальных музыкальных школ, особенно венгерской.
Selected works:
OUTRE-MER, 1833-34
HYPERION, 1839
VOICES OF THE NIGHT, 1839
THE SPANISH STUDEND, 1840
BALLADS AND OTHER POEMS, 1841
POEMS ON SLAVERY, 1842
THE BELFRY OF BRUGES, 1846
EVANGELINE, 1847
KAVANAGH, 1849
THE SEASIDE AND THE FIRESIDE, 1850
THE GOLDEN LEGEND, 1851
THE SONG OF HIAWATHA, 1855
THE COURTSHIP OF MILES TANDISH AND OTHER POEMS, 1858