Седов Юрий Викторович : другие произведения.

Дханурведа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ДХАНУРВЕДА

ВСТУПЛЕНИЕ

   Люди, знакомые с древнеиндийским эпосом прекрасно знают, что одним из самых уважаемых видов вооружения у героев "Махабхараты" и "Рамаяны" считается лук. Арджуна, Рама, Карна и многие другие прославленные воины являются, прежде всего, великими лучниками. Поэтому не удивительно, что среди разнообразного древнеиндийского литературного наследия, состоящего из эпических поэм, религиозных, научных и дидактических трактатов, появилось отдельное произведение, посвященное искусству стрельбы из лука - "Дханурведа". Изначально, "Дханурведа", конечно, не книга, а система знаний, предназначенная для обучения человека стрельбе из лука. Уже в 15-17 веках нашей эры "Дханурведа" получила более-менее окончательный вид и письменную фиксацию. Как и некоторые другие произведения (например - дхармашастры), "Дханурведа" имеет несколько редакций, названных по именам богом или мудрецов. Условно в этих текстах можно выделить три раздела - основные принципы и понятия о луке, методика обучения и свод некоторых знаний, полезных воину. Разделы об обучении разнятся между собой в мелочах, но в целом в них прослеживается какой-то канон. Раздел с дополнительными знаниями более свободен и разные версии "Дханурведы" могут существенно отличаться друг от друга. Так, в одной редакции может быть раздел. посвященный астрологии, в другой на его месте - описание численности и состава армии, в котором приводятся цифры, на порядок превосходящие эпические.
   По своей структуре "Дханурведа" напоминает больше конспект, "памятку" для воинского наставника, чем действительно "учебник" по стрельбе из лука. И уж тем более, это не "наставление по древнеиндийским боевым искусствам", как это часто звучит в настоящее время.
   Приведенный ниже текст является компиляцией из версий "Дханурведы", составленной из параграфов, которые являются "костяком". За основу взяты "Дханурведа Васиштхи" и "Дханурведа Шивы". Деление на главы и параграфы достаточно условное.

Перевод с английского языка,

компиляция текста и вступление

выполнены Седовым Юрием.

Книга 1

/Принципы обучения/

   1. Однажды стремящийся к победам царь Вишвамитра навестил царственного мудреца Васиштху, почтил его приветствием, и обратился к нему: "О мудрейший из риши! Будь милостив, прими меня как смиренного брамхачарью и посвяти в высокую науку стрельбы из лука, которая несет уничтожение врагам!" Ему ответил святой брахман Васиштха: - "О царь Вишвамитра, внимательно выслушай, что я скажу тебе! Ради благополучия и защиты брахманов, отшельников, Вед и коров я поведаю тебе науку стрельбы из лука, которую Парашурама узнал от Господа Шивы. Знание это не менее важно, чем мудрость, изложенная в Яджурведе и Атхарваведе. Я подробно расскажу тебе все, что услышал Бхаргава от Господа Шивы.
   2. Эта Дханурведа содержит разделы об обучении стрельбе из лука, об устройстве лука и о разных видах луков, о различных приемах стрельбы из лука, а также о применении оружия в бою.
   3. Без всякого сомнения, наставником по стрельбе из лука может быть только брахман. Но две другие варны имеют равное право использовать лук на поле боя. Шудрам же позволяется обучаться стрельбе из лука для охоты.
   4. Существует четыре вида оружия - мукта, амукта, муктамукта и янтрамукта.
   5. Изучать искусство стрельбы из лука следует для защиты жизни добродетельных людей от злоумышленников, воров и грабителей, а также для защиты имущества.
   6. Подобно тому, как звери в лесу опасаются приближаться к логову льва, так и враги должны держаться подальше от города, в котором есть хотя бы один могучий лучник.
   7. Ачарья-наставник передает секреты Дханурведы только прошедшему испытания ученику, убедившись, что тот не является жадным, неблагочестивым или глупым человеком.
   8. "Дхана" /владение луком/, "Кхадха" /владение мечом/, "Кунта" /владение копьем/, "Гада" /владение булавой/. Такие знания дает наставник брахманам, кшатриям, вайшьям и шудрам.
   9. Известно семь способов вести бой, используя руки. Сражаться можно с луком в руках, или с чакрой, или с копьем, или с мечом, или с ножом, или с булавой. Сражаться, также, можно голыми руками.
   10. Тот, кто искушен в этих семи способах, имеет право обучать искусству ведения войны и называться Ачарьей- Саптаюддхой. Тот, кто знает только четыре способа - называется Бхаргава. Тот, кто владеет двумя способами, известен как Юддха-Воин. Человек, владеющий только одним способом, называется Джанакой-Предсказателем.
   11. Лучшим временем для обучение считаются те дни, когда Луна посещает определенные накшатры. Выслушай их названия - Хаста, Пунарвасу, Пушья, Рохини, Уттарапхальгуни, Уттарабхадрапада, Уттарашадха, Анурадха, Ашвини и Ревати.
   12. Те люди, что рождены в третий, шестой, седьмой, десятый или одиннадцатый лунные дни, считаются наиболее подходящими для обучения стрельбе из лука.
   13. Третий, пятый, седьмой, десятый, двенадцатый и тринадцатый лунные дни признаны лучшими для начала изучения искусства стрельбы из лука.
   14. Изучение искусства владения любым оружием в воскресение, пятницу и четверг приносит особенно благоприятные результаты.
   15. Прежде чем начать обучение, Ачарья предлагает подношения богам, возжигает жертвенный огонь и предлагает ему топленое масло под воспевание гимнов.
   16. Ученик должен поднести пищу брахманам и незамужним девицам, а также почтить святых аскетов, являющихся искренними последователями Господа Шивы.
   17. Затем ученик должен поприветствовать поклонами своего учителя, предложить ему пищу, даровать одежды и украшения, надеть на него цветочные гирлянды.
   18. Ученик должен совершить пост, облачиться в оленью шкуру и, почтительно склонившись, попросить наставника обучить его искусству стрельбы из лука.
   19. Тогда Ачарья, произнося мантры, полученные от самого Господа Шивы, должен прикосновением своих рук к разным частям тела ученика устранить все его препятствия на пути к успеху.
   20. Ачарья должен обратиться с молитвой к Господу Махадеве, что бы он пребывал в копне волос на макушке ученика. Он должен попросить Господа Кешаву пребывать в руках ученика, Господа Брахму - в пупке, и Господа Ганешу - в бедрах.
   21. Ачарья должен прикоснуться к этим четырём частям тела ученика и воспеть гимны четырём богам:
   ОМ Хрим! Да будет Шри Шанкара обитать на макушке!
   ОМ Хрим! Да будет Кешава обитать в руках!
   ОМ Хрим! Да будет Шри Брамха обитать в пупке!
   ОМ Хрим! Да будет Ганапати обитать в бедрах!
   22. Боги, пребывающие в частях тела ученика, принесут ему благополучие и успех, и не дадут кому-либо причинить ему вред зловредными мантрами.
   23. Затем наставник должен передать ученику пригодный для использования лук, освященный гимнами из "Яджурведы" и стрелы, над которыми он прочитал подобающие мантры.
   24. Прежде всего, ученик должен научиться пронзать стрелой листву, затем - пронзать стрелой плоды, затем пронзать рыб или животных.
   25. Таковы три вида мишеней, которые ученик должен уметь пронзать стрелой. Он должен в совершенстве освоить стрельбу из лука по этим целям.
   26. Стрела, попавшая в восточную часть мишени, делает лучника счастливым победителем.
   27. Стрела, попавшая в южную сторону мишени, несет лучнику невзгоды, суля ему долгий путь на чужбину. Богатство и обилие зерна может принести стрела, попавшая в западную часть мишени. Успех сопутствует стрелку, чья стрела поразит северную часть мишени.
   28. Стрела, попавшая в северо-восточную часть мишени, сулит погибель противнику. Благоприятные события и успех в обучении сулит стрела, попавшая в оставшиеся части мишени.
   29. Пронзать стрелами три вида мишеней ученик должен под звуки раковины и барабана. Окончив урок, ученик должен с почтительными поклонами вручить лук и стрелы своему наставнику.
   30. Есть два вида луков - лук для обучения и лук для сражения. Хороший лук должен соответствовать силе и длине рук стрелка.
   31. Жизнь лучника дороже, чем лук. Если лук слишком тяжел, то лучнику никогда не поразить цель.
   32. Размеры лука должны быть таковы, что бы стрелок с легкостью его мог натянуть. Есть вид луков, известный как "божественный". Такие луки длинней и тяжелей, чем у большинства людей.
   33. Когда-то в древние времена сам Шанкара создал "божественный" лук длиной в пять с половиной локтей. Такой лук признан лучшим из луков.
   34. Самым же благоприятным луком считается лук размером в четыре хасты. Двадцать четыре ангула составляют одну хасту-локоть, а четыре хасты - лук.
   35. Лук может иметь три, пять или семь сочленений. Имеющий же девять сочленений лук, известен как "коданда" и он, по истине, является благоприятным.
   36. Те луки, что имеют четыре, шесть или восемь сочленений, не стоит брать в руки.
   37. По мнению некоторых мудрых людей, лук должен быть размером в девять виташти, то есть в сто восемь ангулов, или четыре с половиной хасты.
   38. Не стоит брать в руки очень старый лук, не стоит брать в руки лук из незрелого бамбука. Лук, покрытый трещинами или обгоревший, лучше всего выбросить. Не стоит брать в руки лук, из которого стреляли твои предки.
   39. Не стоит брать в руки лук с негодной тетивой, не стоит пользоваться негодными стрелами. Стрела с сучком посередине, или в верхней части, или в нижней, считается негодной.
   40. Лук из незрелого бамбука может переломиться. Старый ветхий лук теряет свою гибкость. Лук твоих предков может стать предметом споров и ссор между родственниками.
   41. Обгоревший лук приведет к тому, что твое жилище будет сожжено. Лук с трещинами приведет к твоему поражению и гибели на войне.
   42. Плохой негодный лук можно переломить при натягивании тетивы. Идеального выстрела не получится, если тетива чересчур перетянута.
   43. Трещина в какой-либо части лука принесет тебе потерю всех богатств. Луки без таких изъянов считаются пригодными для сражений.
   44. Лук Вишну, "Сарнгадхану", размером в семь локтей, считается величайшим оружием. Его создал Вишвакарман.
   45. Никто на небесах, земле и в Нараке не может взять и натянуть этот лук. Лишь Господу Вишну под силу совладать с луком "Сарнгадхану".
   46. По образу "Сарнгадхану" был создан лук для людей. Размер его - шесть с половиной виташти. Это очень прочный лук и он пригоден для разных целей.
   47. Такой лук, успешно используется воинами, сидящими на спине слона и кавалеристами. Но для пехоты и колесничных воинов лучшим считается бамбуковый лук.
   48. Выслушай меня, о Вишвамитра! Луки изготавливают из трех материалов - из металла, из рога, и из дерева.
   49. При изготовлении лука "Сарнгадхану" используют золото, серебро, медь и железо, а также рога буйвола и шарабхи, обитающей в Кашмире и славящейся большими рогами. Подходящую древесину для изготовления луков дают сандал, тростник, шала, дханвана, какубха, шалмали, тиковое дерево, бамбук и дерево анжана.
   50. Хорошая тетива свивается из шелковой нити до толщины мизинца, ее длина равна длине лука.
   51. Тетива должна быть гладкой, ровной, без узлов. Она не должна быть слишком толстой и слишком плоской, она должна выдержать все нагрузки во время сражения.
   52. Если шелк недоступен, то для изготовления тетивы можно использовать жилы оленя, буйвола или быка.
   53. Можно распустить на нити свежеснятую, лишенную шерсти, шкуру коровы или козы и свить тетиву. Такая тетива считается наилучшей.
   54. Тетива, изготовленная из внешней коры созревшего бамбука непригодна для стрельбы из лука. Но если ее свить с использованием шёлковой нити, то она будет долговечной и прочной, и выдержит много натяжений.
   55. В месяц Бхадра кора дерева арка становится пригодной для изготовления тетивы. Свитая из ее волокон тетива обладает хорошими качествами для стрельбы из лука.
   56. Стрела не должна быть слишком тяжелой или слишком легкой. Она не должна изготавливаться из незрелого бамбука, или из бамбука, выросшего на неблагоприятной почве.
   57. Стрела должна изготавливаться из растений, подобных тростнику, когда их стебли вызреют и станут коричневого цвета. Стрела не должна иметь сучков и сочленений. Она должна быть крепкой и не иметь трещин.
   58. О Вишвамитра! О сын Гадхи! Лучшее время для изготовления тростниковых стрел - осень.
   59. Тростник следует брать в благоприятных местах, его стебли доны быть круглыми и твердыми. Длина стрелы должна быть в две хасты-локтя и пять ангулов. Толщиной стрела не должна превосходить самый маленький из пальцев.
   60. На одном конце стрелы необходимо поместить оперение. Наиболее лучшими для этого считаются перья вороны, лебедя, ястреба, журавля, павлина, стервятника и сокола.
   61. Длиной эти перья должны быть в шесть ангулов, но для стрел, которые будут выпускаться из рогового лука "Сарнгадхану", рекомендуется использовать перья в десять ангулов длиной. Перья необходимо надежно прикрепить к стреле нитью из сухожилий. На одну тростниковую стрелу положено четыре пера.
   62. Есть три вида стрел - "стри" /"женщина"/, "пуруша" /"мужчина"/ и "напумшака" /"евнух"/. Стрела "стри" тяжелее у наконечника, стрела "пуруша" тяжелее к оперению, стрела "напумшака" одинаково тяжела по всей длине.
   63. Стрела "напумшака" полезна в обучении стрельбе из лука, стрела "стри" хорошо поражает цели на расстоянии, стрелой "пуруша" можно пробить крепкую, жёсткую, защищённую цель.
   64. Наконечники стрел различаются в зависимости от вида цели. Искушенные в науке стрельбы из лука называют следующие наконечники.
   65. "Арамукха" /зазубренный, формой как шило/, "кшурапра" /подобный лезвию бритвы/, "гопучха" /подобный коровьему хвосту/, "ардхачандра" /имеющий форму полумесяца/, "сучимукха" /имеющий форму иглы/, "бхалла" /подобный наконечнику копья/, "ватсаданта" /подобный зубу теленка/, "двибхалла" /двузубый наконечник/, "карника" /подобный лепестку цветка/, "какатунда" /подобный клюву вороны/. Есть и другие виды наконечников.
   66. Стрелой с наконечником "арамукха" хорошо пробивать кожу, наконечником "кшурапра" хорошо сбивать стрелы противника и поражать руки вражеского стрелка, "гопучха" хорош для разнообразных целей. Стрела, которая несет наконечник "ардхачандра", может снести врагу голову, перерубив шею, ей же хорошо ломать вражеские луки. Наконечник "сучимукха" пронзает доспехи неприятеля. "Бхалла" поражает врага в самое сердце, "ватсаданта" перерезает тетиву вражеского лука. С помощью наконечника "двибхалла" можно отражать и рассекать выпущенные врагом стрелы. Стрела с наконечником "карника" может рассечь железную стрелу "нарака". Существует очень мало целей, которые не мог бы пронзить наконечник "какатунда".
   67. Стрела с наконечником "гопучха" изготавливается из высушенной древесины. Ее наконечник достигает трех ангулов в длину.
   68. Наконечник "гопучха" выполняется из железа. С такой стрелой хорошо обучаться стрельбе из лука, с ее помощью можно очень метко поражать цели.
   69. Когда после дождей кора белого тростника пожелтеет, в день нахождения луны в накшатре Свати корень этого тростника становится ядовитым. Такой яд, нанесённый на наконечник стрелы, губителен для врагов.
   70. Умение наносить яд на стрелы называется "фалапаяна". Мазь, полученную из разных ядовитых растений, можно наносить как на наконечник, так и на древко стрелы. Некоторые такие отравленные стрелы способны пронзить любые вражеские доспехи.
   71. Кору дерева пипал надо смещать с солью "сайндхава" и с растением куштха, залив коровьей мочой. Если полученной мазью смазать наконечники стрел и нагреть их в огне, что бы цветом они стали как шея павлина.
   72. Такие стрелы становятся отравленными смертоносным ядом. Они несут погибель самому сильному врагу.
   73. Полностью изловленная из железа стрела носит имя "нарака". К ней необходимо прикрепить пять больших перьев. Это очень мощная стрела. Только могучий и опытный лучник может использовать ее.
   74. Есть такой вид стрел - "налика". Ими хорошо поражать цели на большом расстоянии с высокого места, например, при осаде, с крепостной стены. Такие стрелы можно выпускать из оружия в форме трубы.
   75. Для защиты крепости также стоит применять "сатагхни" - большую катапульту. Успех ждет того, кто запасет много ядер для нее и приготовит другое разнообразное оружие.
   76. Известно восемь "стхан" - позиций для стрельбы стоя. Также известно пять "мусти" - способов захвата пальцами тетивы с наложенной стрелой и пять "вьяйя" - способов натягивания тетивы.
   77. Отставив левую ногу назад и выставив правую вперед на два локтя, лучник принимает позицию "пратьялидха". Такое особенное положение ног считается достойным похвалы и помогает в поражении стрелой отдаленной цели.
   78. Если левая нога стрелка вытянута вперед, а правая согнута в колене, и расстояние между ступнями не более двух локтей, то такая позиция называется "алидха".
   79. Если бедра лучника касаются друг друга, а ступни раздвинуты на локоть, значит, стрелок занял позицию, известную как "вишакха", из которой хорошо поражать трудные цели.
   80. Позиция, когда лучник стоит прямо, ноги его не дрожат, бедра, лодыжки и голени напряжены, называется "самапада". Если же из этой позиции левую ногу на локоть выдвинуть вперед, а тело также наклонить немного вперед, то стрелок займет позицию "висамапада".
   81. Лучник встает в позицию "дардуракрама" когда сгибает ноги так, что почти касается ими земли. Таким образом хорошо пронзать стрелами защищенные цели.
   82. Когда лучник левое колено опускает на землю, а правое колено сгибает и вытягивает вперед, он принимает позицию "гарудакрама".
   83. Хорошо известна позиция "падмасана". В ней великие лучники пускают стрелы, сидя со скрещенными ногами.
   84. Далее я перечислю пять способов удержания стрелы на тетиве. "Патака" /флаг/, "ваджрамусти" /молния/, "симхакарна" /львиное ухо/, "какатунди" /клюв ворона/, "матсари" /рыба/. Каждый такой способ захвата предназначен для определённых ситуаций.
   85. Способ захвата "патака" рекомендуют при выстреле стрелой "налика" на большое расстояние. В этом случае лучник должен удерживать стрелу между большим и указательным пальцем.
   86. Если лучник желает пустить стрелу "нарака" или другую тяжелую стрелу, ему стоит применить захват "ваджрамусти", то есть поместить большой палец между указательным и средним.
   87. Тетиву со стрелой натягивают захватом "симхакарна" когда необходимо пронзить хорошо защищенную цель. Лучник в этом случае должен поместить большой палец в средней части согнутого указательного.
   88. В положении "матсари" следует сильно прижать указательный палец к ногтю большого пальца. Такой захват поможет метко попасть стрелой в тонкую мишень, называемую "читра".
   89. Когда стрела и тетива удерживаются крепко сжатыми кончиками большого и указательного пальцев, то захват именуется "какатунди". Лучник, использующий такой захват, легко поразит мелкую цель.
   90. Кроме того, есть три "сандханы", способа натяжения лука - "адхасандхана" /ниже относительно тела лучника/, "урдхвасандхана" /выше относительно тела лучника/ и "самасандхана" /параллельно телу лучника/.
   91. "Адхасандхана" полезна при поражении отдаленной цели, "урдхвасандхана" применяется для поражения хорошо защищенной цели, "самасандхану" лучше использовать при стрельбе в неподвижную цель.
   92. Если тетива натянута до волос, это положение называется "кайшика", если до лба - "сатвика". Когда тетива натянута до уха, такое положение известно как "ватсакарна", когда до шеи - "бхарата".
   93. Когда тетива натянута до плеча, положение называется "скандха". Так, я перечислил пять способов натяжения тетивы, которыми пользуются опытные лучники. "Кайшика" применяется при обучении стрельбе из лука, а также когда в сражении необходимо быстро выпустить множество стрел. Когда надо попасть в низкую цель, используют натяжение "сатвика".
   94. Натянув лук такими способами, как "ватсакарна" или "бхарата", можно пронзить хорошо защищенную цель, а если такая цель еще и находиться далеко, то следует натянуть лук способом "скандха".
   95. Мудрые люди называют четыре вида "лакшья" /целей/ - "стхира" /неподвижная цель/, "сакала" /подвижная/, "калакала" и "двайакала".
   96. Если стоящий неподвижно лучник поразит неподвижную мишень тремя разными способами, то он будет называться "стхирабедхи" /отлично попадающий в неподвижную мишень/.
   97. Когда стоящий неподвижно лучник, воспользовавшись указаниями наставника, метко пронзает движущуюся цель, то его называют "калабедхи" /способный попасть в подвижную мишень/.
   98. Очень сложным испытанием считается цель, известная как "калакала". Лучнику необходимо на ходу поразить неподвижную цель. Когда же двигающийся лучник вонзает стрелу в подвижную цель, такой вид цели носит имя "двайакала". К такому умению приходят через тяжелый труд и долгое обучение.
   99. Только благодаря тяжелому труду, старанию и многочисленным упражнениям в стрельбе человек может стать метким и быстрым стрелком из лука.
   100. Стать совершенным лучником и выигрывать сражения может лишь тот, кто полностью познал все приемы и способы ведения боя. Для этого он должен усердно упражняться в стрельбе из лука, следуя наставлениям своего учителя.
  
  

Книга 2

/Обучение стрельбе из лука/

  
   1. Тот лучник, который начитает обучаться стрельбе из лука сначала с левой руки, легко и быстро постигает это великое искусство.
   2. Когда он преуспеет в стрельбе с левой руки, он может начать учиться стрельбе с правой руки. После этого он сможет пускать стрелы "нарака" или тростниковые стрелы с любой руки.
   3. Лучник не должен забывать упражняться в стрельбе как правой, так и левой рукой. Лучше всего обучаться, стоя в позиции "вишакха", когда ступни раздвинуты на локоть друг от друга, и натягивать тетиву способом "кайшика".
   4. Обучающийся стрельбе из лука на рассвете должен выбирать цель на западе. Тот, кто практикуется в стрельбе днем, должен целиться в восточную сторону.
   5. Также стрелы можно выпускать в северную сторону, но только во время войны разрешается стрелять в южном направлении.
   6. Наилучшей считается мишень, отстоящая от стрелка на шестьдесят дхану /240 локтей/. Расстояние в сорок дхану /160 локтей/ называют средним, а наименьшее расстояние для мишени - двадцать дхану /80 локтей/ от стрелка.
   7. Для изготовленной из железа стрелы "нарака" лучшей считается мишень, отстоящая от стрелка на сорок дхану. Также мишень для стрелы "нарака" можно поставить на расстояние в шестьдесят дхану от стрелка. Наименьшее же расстояние для таких стрел - шестнадцать дхану.
   8. Человека, способного выпустить четыреста стрел между восходом и закатом, можно назвать искусным лучником.
   9. Лучник, который посылает в цель триста стрел за день, считается средним стрелком. Плохой стрелок может выпустить не более двухсот стрел за день.
   10. Цель для лучника должны быть в рост человека. Тот, чьи стрелы попадают в верхнюю часть такой мишени, поистине, лучший из лучников. Посредственный стрелок пошлет большинство своих стрел в середину мишени, а плохой попадет только в нижнюю ее часть.
   11. Следует воздержаться от упражнений в стрельбе из лука на аштами /восьмой лунный день/, в день амавасья /новолуние/, и в чатурдаши /четырнадцатый лунный день/. Любая часть дня в полнолуние также неблагоприятна для обучения стрельбе из лука.
   12. Если в день невзгод или бедствий, или после удара грома лучник не попал с первого раза в цель, следует остановить упражнения в стрельбе из лука.
   13. Период, когда Солнце находится между Анурадхой /семнадцатой накшатрой/ и Вишакхой /шестнадцатой накшатрой/ также считается неблагоприятным.
   14. В день, на рассвете которого раздался гром, также стоит отказаться от занятий стрельбой из лука.
   15. Не стоит заниматься стрельбой из лука в тот день, когда увидел змею, или сломался лук во время обучения.
   16. Надо отказаться от стрельбы в тот день, когда тетива лопнула на первой стреле.
   17. Теперь я поведаю, как непосредственно происходит стрельба из лука. Человек, прилежно изучающий эту науку, несомненно, будет успешным лучником.
   18. Перед тем как понять лук и занять позицию для стрельбы, лучник должен закрепить тетиву на концах лука.
   19. Лук следует поднять левой рукой, после чего можно расположить на тетиве стрелу.
   20. Преже чем начать выпускать стрелы лучнику необходимо почтить уважительными словами Господа Махадеву, Господа Ганешу, наставника, а также сам лук и стрелы.
   21. Лучник не должен начинать стрельбу, не получив разрешения от наставника. В момент натягивания тетивы лучнику следует сделать глубокий вздох, наполняя грудь живительным воздухом.
   22. Человеку, желающему стать превосходным лучником, следует уделять время занятиям "пранаямой" /контролем над дыханием/. Он должен освоить "пураку" /искусство вдоха/, "кумбхаку" /задержку дыхания/ и "ричаку" /искусство выдоха/.
   23. Превосходно натягивать тетиву можно научиться за полгода, за год можно научиться достойно посылать стрелы в цель. Но только благодать Господа Шивы поможет обучиться в совершенстве выпускать из лука стрелы "нарака".
   24. Что бы стать успешным лучником надо тетиву держать осторожно, как хрупкий цветок, а сам лук взять с такой силой, как будто желаешь задушить змею. Подобно тому, как желания обычного человека направлены на обретения благополучия, внимание лучника должно быть приковано к поражению стрелой цели.
   25. Цель наставника - успешный ученик-лучник, цель потомка Бхригу - выпустить стрелу на большое расстояние, цель царя - пронзить стрелой крепкие доспехи, простые же люди желают просто попасть в цель.
   26. Когда стреляют из лука ради развлечения, достаточно ради похвалы только попасть в цель, не пробивая ее. Поэтому в таком случае можно использовать легкие стрелы.
   27. Превосходный выстрел из лука может получиться, если стрелок займет позицию "вишакха", возьмет стрелу "гопучха" захватом "симхакарна", а лук будет держать способом "самасандхана".
   28. Тетиву в этом случае надо натянуть до положения "кайшика", верхнюю и нижнюю части тела держать на одной линии, руки на уровне плеч, голова должна быть неподвижной.
   29. Глаза стрелка также должны быть не подвижными, глядящими строго на цель через наконечник стрелы.
   30. Тот лучник, который сосредотачивает на цели не только взгляд, но и весь свой разум, никогда не потерпит неудачу в стрельбе из лука.
   31. Человек без сомнения станет очень быстрым стрелком из лука, если будет ежедневно упражняться, стараясь как можно быстрее достать стрелу из колчана, натянуть тетиву и без задержки послать стрелу в цель.
   32. Для поражения очень удаленной цели рекомендуется использовать стрелу "стри". удерживая ее на тетиве захватом "патака", и приняв позиция "пратьялидха".
   33. Для поражения крепкой или хорошо защищенной цели лучнику рекомендуется в позиции "пратьялидха" взять лук способом "адхасандхана", либо в позиции "дардуракрама" взять лук способом "урдхвасандхана". Затем стрелок должен натянуть тетиву способом "скандха", удерживая стрелу захватом "ваджрамусти". "Пуруша" - самая пригодная стрела для такой цели.
   34. Мудрецы различают три вида движения стрелы в полете - "сучимукха" /летит как игла/, "матсьяпучха" /рыбий хвост/ и "бхрамари" /пчела/.
   35. Полет стрелы с маленьким оперением, или вообще без него, называется - "сучимукха".
   36. Движение стрелы, выпущенной из чересчур твердого и жесткого лука, зигзагообразное. Такой полет стрелы известен как "матсьяпучха".
   37. Если пущенная из лука стрела летит не по прямой, а описывает полукруг, то такой полет мудрые люди называют "бхрамари".
   38. В своем полете стрела может отклониться от цели. "Вамага" - отклонение влево, "дакшага" - отклонение вправо, "урдхага" - отклонение вверх, и "адхага" - отклонение вниз. Выслушай причины таких отклонений.
   39. Если натянутая тетива дрожит, то выпущенная стрела пролетит левее мишени.
   40. Если лучник держит стрелу недостаточно крепко, она без сомнения, полетит не прямо, а отклонится вправо от цели.
   41. Если рука лучника, держащая лук, выше линии цели, а рука, натягивающая тетиву, ниже, то стрела, выпущенная из такого положения, пролетит над мишенью.
   42. Если рука, натягивающая тетиву, будет находиться слишком высоко, то стрела отклонится и пролетит ниже цели.
   43. Если цель, наконечник стрелы и глаз лучника находятся на одной линии, то выстрел из такого положения без сомнения будет успешным.
   44. При выстреле из безупречного лука тетива не должна издавать громкого звука. Стрела, выпущенная таким образом, пронзит защищенную цель.
   45. Стрела с острым наконечником и хорошим оперением, выпущенная из лука, удерживаемого твердой рукой, пронзит как человека, так и коня, и слона, и не задержится в теле.
   46. Тот, для кого стрелы легки как трава, для кого лук подобен силой огню, для кого тетива драгоценна как жизнь, того моно назвать выдающимся лучником.
   47. Если лучник способен пронзить четыре вида жестких целей /кувшин, кожаный, глиняный и металлический шары/, то выпускаемые им стрелы поистине подобны ударам молнии.
   48. Стрелок, который пронзает пластину железа толщиной в половину ангула, является могучим лучником.
   49. Если лучник пронзит стрелой двадцать четыре сложенных вместе куска кожи, то он без труда пронзит стрелой слона.
   50. Лучника называют "драдабедхи" /сильный стрелок/, если он способен попасть стрелой в плавающий в водоеме кувшин, или в кусок глины на гончарной круге, или в подобные подвижные цели.
   51. Что бы успешно пронзить железный или кожаный предмет надо воспользоваться стрелой с наконечником "арамукха" или "какатунда". Стрела с наконечником "сучимукха" отлично пронзает такие цели, как кувшин или шар из глины.
   52. Тот лучник, который может пронзить стрелой дерево или два деревянных шара, попасть в самую маленькую цель, всегда побеждает в сражении.
   53. Лучник может снести голову врагу стрелой с наконечником в форме полумесяца, но стрелять такой стрелой в туловище врага не стоит.
   54. Лучника, который способен своими стрелами сбивать стрелы врага, называют "ваначхеди" /ломающий стрелы/.
   55. Лучника объявляют "дханудхарой" /истинный лучник/ если он стрелой попадет во вращающуюся каури, свисающую с дерева на конском волосе.
   56. Если стрелок из лука попадет в кусок дерева, похожий на коровий хвост, стрелой в виде лошадиной головы, известной как "кшурапра", то его назовут "каштхачхеди" /мастер по дерев/.
   57. Лучник становится известен как "читрайодха" если попадет стрелой в белое пятно размером с цветок вандхука.
   58. Лучник, способный одной стрелой "гопучха" пронзить два подброшенных в воздух шара без сомнения лучший из носящих лук.
   59. Цари уважают тех лучников, которые могут выпустить две стрелы в два подброшенных в воздух деревянных шара.
   60. Необходимо постоянно упражняться в стрельбе из лука, сидя верхом на лошади, или находясь в колеснице, или на спине слона. Также стоит уделить время стрельбе из лука на ходу и на бегу.
   61. Когда цель, в которую необходимо послать стрелу, подвижная и движется слева на право, лучнику следует занять позицию ""пратьялидха".
   62. Когда же цель движется справа налево, то лучнику надо стрелять, встав в позицию "алидха".
   63. О сын царя Гадхи! Перед тем как начать целиться, лучнику необходимо понять силу и направление ветра.
   64. Выстрел будет успешным, если ветер дует справа или в спину лучника. Но стрелок рискует не попасть в цель, если ветер дует с левой стороны или в лицо.
   65. Для обучения стрельбе на слух надо поместить в двух локтях от цели бронзовый сосуд. Кто-нибудь должен кинуть в него камень.
   66. Лучнику необходимо, используя только уши, определить расстояние и направление, и не видя цели, поразить ее стрелой.
   67. Помощнику следует продолжать кидать камни в бронзовый сосуд, а лучнику продолжать стремиться к тому, что бы успешно поражать цель раз за разом, не глядя на нее.
   68. Когда лучник преуспеет в таком упражнении, источник звука следует отнести на большее расстояние, сначала на десять локтей, затем все дальше и дальше с каждым днем. В конце концов, лучник должен научиться поражать вслепую цель, от которой бронзовый сосуд отстоит на сто локтей.
   69. Вот так стрелок может стать великим лучником, способным поразить любую мишень на слух. Но путь к такому мастерству весьма сложен, и не каждому по силам его одолеть.
   70. О сын великого царя! Не достигший успеха лучник не должен выпускать стрелы против ветра, иначе они могу прилететь обратно в него.
   71. Лучник должен упорно упражняться в стрельбе, пока не достигнет мастерства. Овладевший в совершенстве секретами стрельбы из лука знает, что нельзя брать в руки лук в дождливый день.
   72. Даже искушённому в стрельбе лучнику стоит посвящать два осенних месяца в году упражнениям, чтобы не растерять свое мастерство.
   73. Во время наваратри месяца ашвин, в девятый лунный день первых двух недель, лучник должен совершить подношения богине Чанди, Владыке Ишваре, наставнику и лошадям.
   74. Затем лучнику следует под благоприятные звуки музыкальных инструментов предложить дары брахманам и непорочным девицам. Он также должен накормить разнообразных домашних животных.
   75. Для достижения успеха лучнику надо уделять время медитации и аскезам, совершать огненные жертвоприношения, воспевать гимны из Вед и агам.
   76. Совершая аскезы, лучник может добиться особого расположения наставника и получить от него такие виды оружия, как "нараяна", "шайва", "аиндра", "ваявья" и "агнея".
   77. Человек, постигший в совершенстве искусство стрельбы из лука, должен быть чист сердцем, справедлив в речах и деяниях. Знания об оружии гибельны для человека нечестивого.
   78. Идеальный лучник в совершенстве знает все способы послать стрелы во врага и все способы отразить стрелы, посланные в него врагом. Разумный человек не будет применять свое оружие без веской причины.
   79. О Вишвамитра! Я хочу поведать тебе о разных видах оружия. Выслушай наименование этого оружия.
   80. "Брахмастра", "брахмаданда", "брахмашира", "пашупатастра", "агнеяастра", "ваявьяастра", "нарасимхастра".
   81. Лучнику необходимо в подробностях знать, как воспользоваться таким оружием и как его отразить.
   82. О сын Гадхи! Выслушай меня внимательно. Правила применения такого оружия заложены еще в Ведах. Я начну свой рассказ с "брахмастры".
   83. Прежде сем применить оружие "брахмастра", лучник должен тысячи раз воспеть мантру "Савитри" особым способом и очисть свою стрелу.
   84. Этим оружием он может уничтожить всех, пребывающих на поле боя, молодых, старых и даже зародышей в материнских утробах.
   85. Что бы применить оружие "брахмаданда", лучник должен 1008 раз воспеть "ОМ", прочитать строку из "Гаятри-мантры", а затем назвать имя своего врага.
   86. После этого, лучник произносит многократно, два лакха раз, мантру "хана хана хум пхат" и метает оружие "брахмаданда" во врага
   87. Будь враг самим Ямой, смерти ему не избежать. Произнеся мантру наоборот, лучник может отразить такое оружие.
   88. Что бы применить оружие "брахмашира", лучнику надо 1008 раз воспеть "ОМ", три лакха раз произнести "Гаятри-мантру" поменяв строки местами.
   89. Таким оружием можно поразить любое тело, будь это тело человека, бога или асура.
   90. Что бы отразить это оружие, необходимо повторить пропетый гимн наоборот.
   91. Нет такого врага, которого не смог бы погубить человек, имеющий знание об оружии "пашупатастра".
   92. Перед его применением лучник должен провозгласить 1008 раз "ОМ", затем прочитать два лакха раз мантру "шлим пашум хум пхат шатрун хана хана хум пхат".
   93. Так применяется оружие "пашупатастра", что бы его отразить, следует причитать мантру в обратном порядке.
   94. Губительное даже для богов оружие "ваявьяастра" также применяется после прочтения мантры. Выслушай ее.
   95. "ОМ ваявья йа ваявья нийоварья йа ва татха амук шатрум хана хана хум пхат".
   96. Что бы вызвать оружие "агнеяастра" лучник должен произнести мантру: "ОМ Агни стайтахридубхум ча Шивам Ванашванини ча хагадашарупанах садавети татах крамат хадати тояти Рама татха масохи вавана Суседаведайя ча вадет".
   97. После этого следует произнести имя врага и метнуть в него оружие. Отразить такое оружие можно с помощью прочитанной наоборот мантры.
   98. Поклонившись Шри Нарасимхе и один лакх раз произнеся мантру " ОМ Ваджранакха Ваджрадамштрайюдхайя Махасимхайя хум пхат", лучник придаст своей стреле могущество льва. Выпустив такую стрелу, он принесет гибель всем врагам.
   99. Я поведал тебе, о Вишвамитра, о различных способах метания стрел из лука так, как это когда-то сам Господь Шива поведал Парашураме.
  

Книга 3

/Знания, полезные лучнику/

   1. Мазь из сока дерева пипала, собранного в день, когда Луна пребывала в накшатре Хаста, поможет даже трусливому человеку побелить могучего бойца.
   2. В день, когда Луна в накшатре Пушья, следует собрать корень растения апамарга. Мазь из корня апамарги, нанесенная на все тело, сбережет от стрел противника.
   3. Если привязать к руке корни определённых растений, или нанести на тело мазь из них, то лучника, без сомнения, ждет победа.
   4. Вот названия таких растений - адхах пушпи, шанкхапушпи, ладжалу, гирикарника, кумудини, сахадеви, мунджа, арка, апараджита,
   5. Человек, чье тело благословлено Восемью Богинями /Брахми, Махешвари, Индрани, Варахи, Вайшнави, Кумари, Чамунда и Чандика/, может не опасаться тигров, змей и им подобных опасных существ.
   6. Даже самый могучий слон не приблизится к человеку, чье тело посыпано порошком, приготовленным из растения чучундари в день, когда Луна находится в накшатре Хаста.
   7. Чтобы человека не настиг всадник, следует бросить на дорогу плоть льва, тигра или шакала.
   8. Если к порошку из чучундари добавить цветы дерева вилва, то к человеку, на чье тело нанесено это, не приблизится ни слон с треснувшими висками, ни лев, исполненный ярости.
   9. Слон не приблизится к тому человеку, который пользуется корнями растения шветадрикарника. Тигр будет избегать человека, держащего корень белой кантарики.
   10. Корень растения патха, добытый в день, когда Луна пребывает в накшатре Пушья, находящийся во рту воина, защитит его от любого отточенного оружия
   11. Если собрать корни дерева гандхари в день накшатры Пушья и положить кусочек этого корня в рот, то можно защититься от направленного в воина оружия.
   12. Если воин соблюдает посты и накладывает на голову и грудь, а также помещает в рот, корни белой парапукхи или джатаманси, собранные в день накшатры Пушья, то его минуют все вражеские стрелы.
   13. Перед сражением воину следует выполнить йога-мудры. Его ждет победа, если первой он выполнит Сарпа-мудру.
   14. Перед сражением воин должен воспеть хвалу Высшему Всемогущему Господу, Великой Душе, Владыке Вселенной. Затем он должен совершить жертвоприношения богам. После этого воину следует сосредоточить свой разум на восседающей на льве богине Дурге.
   15. Враг, не практикующий йогу, пранаяму и медитацию, идет к погибели, тогда как воин, делающий все это, способен покорить всю вселенную.
   16. Тот воин, у которого за спиной или с правого боку находится созвездие с планетой Раху, может одолеть лакхи врагов. О Вишвамитра! Если Солнце стоит позади или с правой стороны, если Луна спереди или слева, если ветер дует в спину или в правый бок воина, то он, поистине, сможет уничтожить всех своих врагов.
   17. Воину необходимо учитывать сторону своего дыхания. Его ждет успех, если он дышит через "иду" /левый канал дыхания/ при Луне, или его дыхание проходит через "пингалу" /правый канал/ при Солнце. В случае такого совпадение его ждет успех в сражении.
   18. Воин обязательно победит любого врага, даже могучего как Индра, если тот будет бороться лицом к ветру.
   19. Полководец посылает свои войска в сражение в том случае, если Солнце и Луна благоприятно расположены относительно его армии.
   20. Сторона дыхания очень важна для лучника. Натяжение тетивы до уха с благоприятной стороны поможет одолеть любого врага, даже равного Индре по силе.
   21. Тот воин, что прибегает ко всем перечисленным способам защиты от стрел, будет неуязвим для самого могучего врага.
   22. Даже звук, издаваемый большим и указательным пальцами, может помочь воину одолеть лакхи врагов на поле битвы.
   23. Воин должен отождествлять свои части тела с пятью "таттвами" и соответственно защищать их. Его живот - это земля, его голень - вода, его бедра - огонь, его руки - воздух, а его голова - акаша.
   24. Победа лучника в бою зависит от благоприятного расположения Солнца или Луны. Благоприятное положение Луны может помочь победить в длительном сражении. Благоприятное положение Солнца может помочь победить в короткой битве.
   25. Луна помогает победить в сражении в далекой стране. Солнце помогает победить в близкой битве.
   26. Перед тем как воину сесть на коня или взойти на колесницу, ему следует сделать глубокий вдох и некоторое время удерживать воздух в груди. Перед тем как сойти с коня или с колесницы, воину следует сделать медленный продолжительный выдох. Это без сомнения принесет ему успех.
   27. Тем, кто следит за своим дыханием, всюду сопутствует победа. Им не страшны враги, воры, оружие, болезни и даже всепоглощающее время.
   28. Если в дни равноденствия воздержаться от дыхания через "иду" /левый канал дыхания/ и посылать стрелы, то даже сам Господь Кришна не сможет спасти врагов от гибели.
   29. Все то время, что лучник кладет стрелу на лук, натягивает тетиву и выпускает стрелу в сторону врага, он должен контролировать свое дыхание. Так он сможет одержать победу над врагами.
   30. Если дыхание происходит через "иду", то Луна должна быть слева или спереди воина. Солнце в этом случае должно быть с правой стороны, либо позади воина.
   31. Во время напряжения и тяжелой работы дыхание идет через "пингалу", в противном случае дыхание идет через "иду".
   32. Тот, кто имеет понятие о "таттвах", является сильным человеком. Тот, кто контролирует свое дыхание, успешен в любой деятельности.
   33. Науку о военной стратегии не стоит преподавать злым, жестоким, не уважающим наставника людям, тогда как добродетельные, настроенные против зла люди, должны получить эти знания.
   34. На поле боя царь должен держать близ себя только самых верных, преданных и честных приближенных.
   35. Если лучники, способные натянуть "Сарнгадхану", и конные воины искушены в военной стратегии, то сражение будет выиграно.
   36. Любая, даже самая лучшая армия, будет побеждена и рассеяна, если полководец является трусом. Каким бы храбрым и опытным ни был бы полководец, он не выиграет сражение, если армия его не подготовлена к войне.
   37. Царь не должен назначать полководцем трусливого человека. Храбрый воин, павший на поле боя достигает небес, так же, как аскет, посвятивший себя служению богам.
   38. Воин, который совершает свой последний вздох на поле боя, окруженный врагами, который не произносит в смертный час трусливых речей, без сомнения, обретает небеса.
   39. Настоящий воин не должен убивать врага, лежащего без чувств, или искалеченного, или лишенного оружия. Также не стоит убивать пораженного страхом и сдающегося в плен.
   40. Могучий и храбрый воин не должен преследовать и убивать врага, бегущего в страхе с поля боя. Если же он все-таки догнал убегающего, то должен его допросить. Он может предложить убегающему врагу сдаться в плен или продолжить сражаться.
   41. Царь должен привести на поле боя и поставить в боевой порядок армию из четырёх типов войск /пехота, кавалерия, боевые слоны и колесницы/. Самый могучий воин должен стоять впереди всей армии.
   42. Если в спину царю дует ветер или светит солнце, если позади него раздался гром или пролетела птица, подобная ворону, то этот царь без сомнения победит в сражении.
   43. Воину в сражении необходимо губить врагов, проявляя терпение и настойчивость. Сражающийся воин должен помнить, если он победит - то обретет богатства, если погибнет - то обреет небеса.
   44. Высшая добродетель для кшатрия - сражаться и погибнуть в сражении. Позором для него будет смерть от болезней и старческой дряхлости.
   45. Царю следует на каждом фланге разместить по два крупных воинских соединения, одно же надо разместить за спиной. Еще одна армия должна оставаться поодаль от поля битвы и передвигаться в разные стороны, проявляя бдительность.
   46. Царь или полководец должен знать разнообразные "вьюхи" - способы построения войск, такие как - "данда" /посох/, "шаката" - повозка, "вараха" /вепрь/, "матсья" /рыба/, "макара" /морское чудовище/, "падма" /лотос/, "сучимукха" /игла/, "гаруда" /птица/. Существует также построение войска в форме змеи. Зная эти способы построения, можно успешно поместить армию на любой местности.
   47. Если враг вокруг со всех сторон, то следует построить войска "данда-вьюхой". Два полководца должны встать спереди и позади, царь же - в середине. Царя окружают слоны, слонов - конница, конницу - пехота.
   48. Если враг грозит с тыла, надо построить войска в "шаката-вьюху", то есть оставить больше воинов в задней части армии. Если опасность грозит с флангов, необходимо прибегнуть к "вараха-вьюхе" или "гаруда-вьюхе", в этих случаях ослаблен центр армии, но усиливаются ее бока.
   49. Известна такая "вьюха", как "пипилика" /муравей/. Такое построение применяют, когда враг находится спереди.
   50. Несколько воинских соединений начинают сражение, большая же часть армии должна находиться в готовности, что бы нанести удар в нужном направлении. Кавалерия сражается на равнине. В воде можно сражаться на слонах или использовать лодки.
   51. Пехота может поражать врага стрелами или метательным оружием, забравшись на деревья или укрывшись за ними. Также пехота сражается копьями и мечами, используя для защиты щиты. Впереди должны идти воины, искушенные в воинских науках, остальным надо следовать за ними.
   52. Царю надлежит быть сведущим в грамматике. Он должен прекрасно знать повелительные наклонения, что бы отдавать четкие и понятные команды.
   53. О Вишвамитра! Это очень важно! Грамотный человек становится успешным и надлежащим образом командует своими подчинёнными.
   54. Пехотинцы в отряде должны быть одного роста. Все они должны хорошо бегать и прыгать. Их необходимо обучать сражаться стоя на месте, отступая назад или устремляясь вперед.
   55. Пехотинцам надо различать команды и сигналы, которыми их посылают вперед или на фланги.
   56. Следует использовать для флагов ткань желтого цвета, и шесты для флагов также следует окрасить в желтый цвет.
   57. Царь, который использует флаги и шесты для них желтого цвета, будет успешен на поле битвы.
   58. О Вишвамитра! Царь, который жаждет одержать победу в сражении, делит свою армию на пять частей, обозначая их какими-нибудь благоприятными цветами.
   59. Знай же, о Вишвамитра, что если так разделить армию, то ее пятью частями командуют Господь Брахма, Вишну, Рудра, Чандра и Сурья.
   60. Брахма получает силу от Рудры, Вишну побеждает, получив силу от Чандры, Шиве помогает сила Сурьи, Чанда использует силу Брахмы, Сурья получает силу от Вишну и, без сомнения, побеждает.
   61. Царь должен знать, что Брахма, Вишну, Рудра, Чандра и Сурья являются весьма искушенными в искусстве ведения войны.
   62. Если войска станут сражаться, получая силу таким образом, то они очень быстро уничтожат врага. Так учил Господь Рудра.
   63. С боевым конем, обученным передвигаться по кругу, по квадрату, по полумесяцу, по следу змеи и зигзагом, будет легко справиться во время сражения.
   64. Боевой слон должен быть обучен передвигаться по горам и по воде, он должен уметь бегать и сидеть, и преодолевать препятствия. Слона надо приучать не бояться огня.
   65. Необходимо специально обучать коней для того, что бы они могли мчаться по равнине, впряженные в колесницы.
   66. Знай же, о мудрый Вишвамитра! Полководец должен быть могучим и образованным кшатрием. Ему надо одинаково относиться ко всем своим подчиненным. Он должен доказать свой талант военачальника умелой расстановкой армии и умелым использованием различных видов войск в сражении.
   67. Тот, кто желает стать полководцем, должен хорошо разбираться в правилах грамматики, затем ему надлежит изучить "Кшатракошу" /наука о военной стратегии/, а также седьмую и восьмую главу "Манусамхиты". Ему следует прочесть "Митакшару" и некоторые из тантр, таких как "Джаярнава", "Вишнуямала" и "Виджаякхья". Изучив все это, ему можно постигать тайны стрельбы из лука.
   68. Воин должен совершать подношения богам и брахманам, предварительно совершив омовение и надев чистые одежды.
   69. Воину следует почивать царя и богов - хранителей десяти частей света. Он также должен поклоняться своему оружию и воспевать ему защитные мантры и гимны:
   70. "ОМ, о Богиня, будь милостива, храни нас своим копьем, о Мать Амбика, храни нас своим мечом, храни нас звоном своего колокола и звуком своей тетивы от всех опасностей!"
   71. "О Чандика, о Богиня, будь милостива, защити нас своим мечом и в восточной, и в западной, и в южной, и в северной стороне!"
   72. "Пусть облик твой, приятный и спокойный, пронизывающий три мира, а также твой самый ужасающий облик, хранит нас. Прошу, защити нас и весь этот мир!"
   73. "О Амбика, пусть оружие - копье, меч и палица, которое ты держишь в руках, защитит всех нас!"
   74. Воин должен умащать свое тело мазями и лекарственными травами, и защищать его при помощи талисманов.
   75. Воин должен почитать своих военачальников и других могучих прославленных воинов. Им стоит подносить подарки, различные драгоценности и одежды.
   76. Воин поднимается на колесницу после того, как на нее взойдет возница. Впрягать в колесницу следует хорошо обученных, здоровых и сытых лошадей.
   77. Воин должен предусмотреть все случайности и взять в колесницу четыре лука и четыреста стрел.
   78. В колесницу воину надлежит взять меч, щит, булаву, копье, топор и другое оружие, которым он владеет.
   79. Тот воин, у которого нет слона или колесницы, может сражаться верхом. Он должен повесит на пояс колчан и меч, а копье и лук держать в луках.
   80. Воину следует вспомнить Господа Вишну и произнести имя Арджуны. После этого он должен занять свое место среди четырёх видов войск.
   81. Воин, в сердце которого пребывает Господь Джанардана, подобный цветом тела цветку голубого лотоса, становится успешным во всем, он всегда побеждает и не боится поражения.
   82. Вот имена Арждуны, которые воин, стремящийся к победе, должен постоянно воспевать - Арджуна, Пхальгуна, Партха, Киритин, Бибхатсу, Виджая, Кришна, Савьясачин и Дхананджая.
   83. Воин не должен убивать того, кто спит, опьяненный хмельным напитком, того, кто лишился свой одежды или оружия. Не должны быть лишены жизни женщины, подростки и те, кто в страхе бегут с поля сражения.
   84. Отважный воин, исполненный веры, встречающий гибель на поле боя, несомненно, достигает вечных миров. Гибель на поле боя приносит воину такие же плоды, что даруют жертвоприношения, аскеза и паломничество к святым местам.
   85. Человек, который ради спасения брахманов, коров, женщин или детей, расстается со своей жизнью, без сомнения обретает спасение и вечное блаженство.
  

Так заканчивается Дханурведа самхита.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"