Браун Роберт : другие произведения.

Трехногий осел Бундахиса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Трехногий осел Бундахиса.

  
   Еще одна разновидность единорога, как я полагаю, представляет собой нечто необыкновенное, и таким образом мною решится. В Пахлави (1) Бундахи, или Бундахис (2)- это имя, обычно применяемое к животному, которое называется "трехногий осел", который, согласно М. Дарместетеру (3)- это воплощение тучи, бури и т.д., но так как эту гипотезу подтвердить никак нельзя, я помню отрывок, в котором явно доказывается высказывание противоположное. Итак, по словам писателя:
   "Легенда о трехногом осле гласит, что находится он посреди бескрайнего океана, у него три ноги, шесть глаз, девять ртов, два уха и ОДИН РОГ, белое тело, питается он духовной пищей, является добродетельным"(4).
   Это задача для комментаторов сразу же легко решается. Трехликая, имеющая три облика луна находится посреди бескрайнего моря небес, "mare magnum sine fine" (прим.пер.-огромное море без берегов, лат.), и "у нее три ноги". К какому существу или явлению его можно отнести? Попытка объяснить каждую деталь в позднем и тщательно проработанном, возможно, частично, произвольном рассказе может быть крайне рискованной. Достаточно и того, чтобы основное направление прослеживалось достаточно четко. У осла, мудрого и понятливого животного, в особенности согласно восточным идеям (5), шесть глаз, или два для каждой из трех фаз, у Лошади-Змеи-Собаки-Луны- шесть глаз. Существует некоторые сомнения применительно к переводу слова "рот", оно может означать "яичками", и если так, то может связывать луну с фертильностью и развитием. Два уха могут быть также двумя концами рога, теми, которые принадлежат лунному единорогу. Тело, безусловно, белое- Левкотеи. С древних времен вавилонский бог луны Син является праведным, он правит добродетелью и космическим порядком, и как у благочестивого небесного существа, у него должна быть "духовная" пища.
   Дальнейшее описание:
   "Два из шести глаз находятся там, где и должны находиться глаза", т.е. на полном лице или у Змеи-Луны, "два на макушке", т.е. Собаки-Луны, Полумесяца или Новой луны, "два на горбу", т.е. у Единорога, Растущей или Горбатой луны. "С остротой своих шести глаз он внушает ужас и разрушает" (6), т.е. ужасный лунный лик и лунный глаз, как мы видим, прогоняет и устрашает злые души. Глаз- и есть главная сила Осла, как и у Горгоны. Само же необычайное описание целиком кажется полностью лунным.
   "Из девяти ртов три на голове, три на горбу, три сбоку на внутренней части" (7). Рты распределяются по фазам так же, как и глаза. Горб, настолько, насколько его можно применить к облику настоящего животного, такой же, как у индийского быка. Увеличенное количество может означать мощь, рты могут быть в большей или меньшей степени горгонианскими
   "Один рог выглядит так, как будто он золотой или пустой. С этим рогом он может победить и разогнать ужасное воздействие, вызванное действиями вредоносных созданий" (8). Чистый яркий рог единорога, что прогоняет тьму, очищает потоки и водоемы, "защищает от яда" (9).
   "Если погрузить его в океан, морская вода очищается. О, если. трехногий осел, ты не был бы создан для воды, вся вода в море погибла бы" (10). Это Луна, повелевающая морем и водой.
   "Тистар завладевает океанской водой в полной мере при содействии трехногого осла" (11). В Бундахисе, vii. 2, можно прочитать:
   "Каждый рот обладает одним созвездием, рот Тир- четвертым месяцем в году, Рак- четвертое созвездие от Овна, и так он обладатель Рака, в который попадает Тистар, и отражает характеристики того, кто порождает дождь". Тистар, Тистрия,или Тиштрия- это Сириус, который, как звездное создание(12), вместе с луной правит водами и регулирует влажность, которые необходимы для жизненной энергии.
   "Тристар приобретает три облика, облик человека, облик лошади, облик быка, тридцать дней и ночей он блистает в сиянии, в каждом облике он порождает десять дождливых дней и ночей, как говорят астрологи, у каждого созвездия три вида" (13).
   В этом любопытном фрагменте видно, как Трехликая Луна преображается в трехликий Сириус, блистательно сияющий, как вторая Луна. Время, когда он светит, такое же, как у луны, и, как Луна, он принимает облик лошади и быка (14).
   Когда мы обращаемся к тем системам, что разработаны "астрологами", мы видим, что у каждого созвездия- три облика, так как оно разделено на три декана, кажется, что даже созвездия, которые не являются зодиакальными, тоже в какой-то мере имеют три облика. Таковы выводы, рожденные ранее простыми наблюдениями, возможно, изначально они были основаны на тройственности луны. Этот Тистар, "сверкающий, величавый, первые десять ночей он воплощается в теле, теле юноши пятнадцати лет, сияющего, с яркими очами. Следующие десять ночей Тистар воплощается в теле быка, следующего в пространстве, с золотыми копытами (15). Последние десять ночей Тистар воплощается в тело, тело лошади, сверкающей, прекрасной, с желтыми ушами, золотой попоной" (16). Три эти облика относятся не к Сириусу, а к Луне (17).
   Изображение трехногого лунного осла часто находят на монетах, кое-где в облике Triquetra (18), источник которого выглядит следующим образом (19):
   Рисунок 1.
   Известно, что на монетах в Сицилии это национальный рисунок, связь эта может быть основана только на форме острова- Тринакрия, или, как иногда называли его римские поэты, Трикуэтра. Но в случае с островом Мэн такое объяснение нельзя принять (20).
   Планше отмечает: "Руки Мэн и есть ноги, говоря более верно, древнее королевство было, и сам остров сейчас остается в геральдике гербом в виде трех ног, соединенными в бедрах. Наш пример геральдической диковины (21) особенно интересен, по причине того, что существуют доспехи, где ноги заключены в оболочку из обрамленного письма тринадцатого века, это представляет собой самый ранний пример боевого облачения Исландии и Королевства, после того, как допустили, что оно может быть норвежским, 1264 г. Смыслу еще предстоит быть раскрытым (22)". Посмотрим же на него.
   На монетах древнегреческого города Метабона,(Метапонтион, Метапонтум), в заливе Тарента появляются три ноги в форме полумесяца в различном виде: точка показывает, что три ноги полумсяца идентичны центральной точке- полной луне. Излюбленное изображение на монетах Метабона- "ухо зерна", которое всегда, и, несомненно, верно, связано с местным культом плодородия Деметры-Цереры, в то же самое время сходство между ухом и священным древом долины Ефрата несомненно.
   Рисунок 2.
   На другой монете Метабона изображена голова быка, рисунок может носить лунный характер. (23)
   Тройной орнамент появляется также в Трое и Микенах (24).
  
   Footnotes
   1. Этот термин используется, чтобы обозначить персидский язык времен династии Сассанидов, A.D. 226-641' (R. B. Jr., R.Z., sec. v.).
   2. 'Kosmogony.'
   3. O et A, 148 et seq.
   4. Bundahis, cap. xix. sec. 1. Apud E. W. West, Pahlavi Texts.
   5. Vide G.D.M. i. 65.
   6. Bundahis, xix. 2.
   7. Bundahis, sec. 3.
   8. Ibid. secs. 6, 7.
   9. Vide sec. I.
   10. Bundahis, xix. 10.
   11. Ibid. sec. 11.
   12.Kalakang-Karkinos. В другой монографии (кажется, в Archaeologia) я рассмотрел происхождение знаков Зодиака, и их значение, предшествующее зодиакальному
   13. Le genie de l'etoile Sirius' (Lenormant, Les Origines, 31). СР. Plutarch: "Затем Горомадз, троекратно увеличившись, удалился от солнца настолько, насколько солнце удалено от земли, и украсил небо звездами. Одну звезду, Сириус, он поместил впереди других как стража и дозорного".( "Об Исиде и Осирисе". Xlvii,пер. Н.Трухина. Сейчас принято отрицать, что Плутарх написал этот труд, но я не вижу причин для подобного скептицизма).
   14. Bundahis, vii. 4.
   15. Луна, связанная с быком, не является предметом настоящего исследования.
   16. Cf. золотой рог трехногого осла: древние египтяне называли серебро "белым золотом".'
   17. Khordah-Avesta, xxiv. 6, ap. Spiegel and Bleeck.
   18. Vide sec. III. No. XXII.
   19. Vide G.D.M. i. 408.
   20. The Rev. Is. Тейлор отмечает, 'Мона и остров Мэн, возможно, происходят от уэльского слова mon, отдельный' (Words and Places, 230, note 2). "Отдельный"- это не что иное, как малозначительное имя, данное острову, применительно также к удивительной точности почти всех архаичных имен. Более вероятно, что Мэн-это лунный остров. Трикуэтра, кажется, делает эту версию практически достоверной.
   21. См. Arms of Man tem. Edward I. Mis. Cur. Coll. of Arms. Нет ни малейшего намека на то, что устройство норвежского происхождения, или оно действительно связано с реальными существами.
   22. The Pursuivant of Arms, 143-4.
   23. Астарта появляется всегда на монетах с головой коровы или быка, согласно высказыванию "она помещает голову быка на свою голову в знак власти" (Sanch. i. 7). Павсаний (VI. xxiv. 5) упоминает статую луны, у которой на голове были рога, и Таурокейрос- орфический эпитет Селены. Так Порфирий пишет, что верховную жрицу Деметры "звали луной, которая правит размножением, быком", и добавляет "и бык- воплощение луны". (Peri tou en Odysseia t?n Nymph?n antrou, viii.). Согласно Олимиодору (MS. Comment. on the Gorgias), древние теологи говорили, что Луна в виде двух быков, их два, в знак ее роста и убывания; быками, так как они вспахивают землю. [Не так много пашни делает быками], Так луна правит всем, что окружает землю"
   24. Vide Schliemann, Mycenae, figs. 382, 428, 501, 511, etc.
   ________________________________________
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"