Аннотация: Перевод с древнегреческого. Оригинал и английский перевод здесь: http://www.monadnock.net/epicurus/vatican-sayings.html
Ватиканские сентенции Эпикура.
4. Всякую боль легко перенести, ибо та, что вызывает сильное страдание, коротка, а та, что долго терзает плоть, слаба.
7.Легко совершить несправедливость незаметно, но невозможно верить, что избежишь разоблачения.
9. Неизбежность плоха, но можно избежать жить под властью неизбежного.
Варианты перевода-" Принуждение плохо, но никто не вынужден жить под принуждением".
"Необходимость плоха, но необязательно жить по необходимости".
11.Для большинства людей быть спокойным- это быть в оцепенении, быть деятельным- быть взбешенным ("взвинченным").
14. Мы рождаемся лишь однажды и не можем родиться два раза. Ты не господин завтрашнему дню, когда откладываешь радость на потом. Жизнь разрушается посредством промедления, и каждый из нас умирает, погруженный в заботы.
15.Мы оцениваем характер наш как свой собственный, вне зависимости от того, ценен ли он сам по себе или им восторгаются другие, то же самое следует делать по отношению к близким, если они добродетельны.
16. Никто из тех, кто видит зло, сознательно не выбирает его. Человек соблазняется тем, что видит его как благо по сравнению с тем, что еще хуже, и так оно поглощает его.
17. Самый счастливый человек не юноша, но старик, который пожил прекрасно, так как хотя юноша находится в расцвете сил, он блуждает, так как не у него в уме единства, но старик оседает в старости, как в гавани, благодарный ей за уверенность в хорошем, в чем он некогда уверен не был.
18.Любовная страсть проходит, лишая возможности видеть друг друга, разговаривать друг с другом и быть вместе.
19.Тот, кто забывает, что хорошего у него было ранее, в этот момент становится стариком
21. Природу следует убеждать, а не принуждать силой. И мы убедим природу, если исполним необходимые желания, также природные, если они не вредят нам, но решительно отвергнем вредоносные [желания].
23. Всякая дружба- благо сама по себе, даже если начинается она с выгоды.
24. Сон не есть божественный по природе, не обладает он и силой прорицания, возникает он посредством проникновения образов.
25. Бедность согласно природе есть великое богатство, богатство, ею не ограниченное, есть великая бедность.
26. Стоит понять, что много слов и мало- результат будет одним и тем же.
27. В то время как все прочие дела принесут плоды только тогда, когда тот, кто занимается ими, достигнет совершенства, в философии знанию сопутствует наслаждение, так что удовольствие идет рядом с познанием, а не приходит после него.
28. И те, кому легко подружиться, и те, кто отказываются от дружбы, не достойны одобрения, напротив, следует отважиться на наслаждение, наслаждение дружбой.
29. Говоря откровенно в своем изучении естественного, я предпочитаю проповедовать о том, что есть благо для всех, даже если никто меня не понимает, следованию общим суждениям, чтобы принимать плод в виде похвалы, которые так легко даруют многие люди.
32. Почитание мудрого есть великое благо для самого почитающего.
33. Тело молит о том, чтобы не голодать, не испытывать голод, не страдать от холода. Каждый, кто обрел это (в смысле, он не голоден, не испытывает жажду и не мерзнет) и надеется, что так будет дальше, может сразиться с богами за счастье.
34. Польза друзей не в том, что они полезны, но в том, что мы верим в их пользу.
35. Не следует разрушать то, что имеешь, желанием того, чего у тебя нет, однако следует понять, что и оно некогда было желанным.
37. Слаба природа перед тем, что дурно, не перед тем, что хорошо, сохраняется она наслаждением, разрушается страданием.
38.Ничтожен во всех отношениях тот, у кого очень много причин расстаться с жизнью.
39. Друг не тот, кто постоянно ищет какую-то выгоду, не тот, кто дружбу связывает с пользой, первый принимает доброту за то, что дается взамен, последний отсекает каждую надежду на будущее.
40.Тот, кто говорит, что все происходит неизбежно, не может порицать того, кто говорит, что не все происходит неизбежно, потому что даже это порицание неизбежно
41. Следует смеяться, стремиться к мудрости, жить как домохозяин, использовать блага, которые имеет и никогда не оставлять истинные философские высказывания.
42. В одно и то же время создается великое благо и уничтожается великое зло.
43. Неправильно несправедливо любить деньги, справедливо же их любить постыдно, бесчестно быть слишком скупым, это за пределами того, что есть правильно
44. Когда мудрец мирится с неизбежностью, лучше удается ему отдавать, чем принимать, такое сокровище самодостаточности обнаружил он.
45.Изучение того, что естественно, не порождает ни хвастунов, ни болтунов, ни тех, кто выказывает образованность, за которую многие сражаются, однако бесстрашных, наделенных самообладанием, тех кто ценит хорошие качества выше хороших вещей, что приходят к ним извне.
46. Мы отвергаем все дурное [в обществе], как дурных людей, которые долго вредили нам.
48. Когда мы на дороге, мы должны стараться сделать последнюю часть лучше первой, а, достигнув конца, быть в той же мере счастливым [что и в начале].
52. Дружба танцует по всем миру, возвещая нам о том, что мы должны пробудиться длz счастья.
53. Никому не завидуй. Это недостойно хороших людей, и чем более дурные в зависти упорствуют, тем более они разрушают себя.
54. Не притворяйся, что любишь мудрость, а по-настоящему люби ее. Нам нужна не видимость здоровья, а настоящее здоровье.
55. Неудачу можно пережить, если быть благодарным, что некогда имел то, что было утрачено, осознавать, что невозможно изменить то, что случилось.
56-57. Мудрец не чувствует боль сильнее, когда он мучается сам, чем когда страдает его друг, он бы за него умер, а если друг предаст его, остаток жизни он будет мучиться от предательства друга.
58.Следует освободиться от общественных и повседневных дел.
59. Желудок не ненасытен, как говорят многие, одно лишь мнение о том, что он может бесконечно наполняться, ложно
60. Каждый уходит из жизни точно таким же, какой и пришел в нее [родился].
61. Прекраснее всего лицезреть ближнего своего, когда это порождает единство мнений или по крайней мере заставляет стремиться к такому единству.
62. Если у родителей есть причина сердиться на детей, глупо это сопротивляться и тем более просить о прощении. Но если у них нет причины, а они сердятся, смешно обращаться к тому, кто неразумно настроен против такого обращения, и поэтому не стоит пытаться убедить их другими способами согласно доброй воле.
63. Есть чистота в простоте, и тот, кто безумен, подобен тому, кто в своих желаниях стремится к бесконечности.
64. Нам не повлиять на оценку нами других (дословно- нам следует приспосабливаться к оценке других), но мы должны же сами исцелять себя.
65.Глупо вопрошать богов о том, как собой самими мы должны управлять.
66.Мы сочувствуем нашим друзьям не оплакиванием, но внимательным размышлением.
67. Свободный человек не может накопить большое богатство, так как, делая это, он быстро подпадает под власть толпы или неких сил. Однако он в изобилии приобретает все [что ему нужно]. Но если случайно он разбогатеет, ему следует быстро поделиться им с ближними, чтобы заручиться их расположением.
68. Никогда ничего не будет достаточно тому, кто довольствуется малым.
69. Неблагодарность души порождает животную жажду бесконечного изменения своего образа жизни.
70. Не делай в своей жизни ничего такого, что вызовет твой страх, если откроется твоему ближнему.
71.Задай этот вопрос о каждом желании- что случится, если объект желания будет достигнут, а что- нет?
73. Некоторые виды телесной боли стоит вынести, чтобы защититься от появлении им подобных.
74. В ученом споре тот, кто проигрывает, приобретает больше, так как он узнает нечто.
75. Это высказывание совершенно неблагодарно по отношению к некогда полученному благу: видеть конец долгой жизни
76. Я радуюсь вместе с тобой, так как ты тот человек, которого я бы хвалил, если бы ты бал так стар, как должен быть и знал отличие между любовью к мудрости ради нее самой и ради Эллады.
77. Величайший плод самодостаточности (довольства собой, самодовления) есть свобода
78.Благородный человек более всего предан мудрости и дружбе, первая- благо смертное, второе -бессмертное.
79.Тот, кто в мире с самим собой, и в мире с другими. (Дословно: хладокровный, невозмутимый, спокойный в себе безупречен, невозмутим и по отношению к другим)
80.Причастие юноши к спасению заключается в том, чтобы быть внимательным в расцвете сил и оградить жизнь от всего, что может разрушить ее посредством безумных желаний.
81.Не избавиться от душевного волнения и не постигнуть великое счастье посредством огромного богатства, великой славы или достижением чего-либо подобного, оно [душевное волнение и счастье] есть следствие непостижимых причин.