Аннотация: Перевод главы книги Джона Виникомба "Вымышленные и символические животные в искусстве"
Грифон, как называют его древние писатели - один из широко известных монстров-химер геральдики, средневековый представитель древнего символического существа Ассирии и Востока. Его можно поместить в один ряд вместе с драконом, виверной, фениксом, сфинксом, "горгонами, гидрами и химерами ужасными" и прочими вымышленными существами, воображаемый мир которых вырос в уме у человека с древнейших времен, влияние этих страшных существ на развитие человечества было достаточно велико.
Как изображение на гербе его рано начали использовать в английской геральдике. Еще в 1167 году мы находим его на печати Ричарда Редверса, графа Эксетера, приложенной к уставу в Ньюпорте, острова Уайт. Он также появляется на печати Симона де Монтаката (времена Генриха II и Эдуарда I). Это одна из основных эмблем в геральдике, ее располагают на щите как герб или на флаге, так она был на щите у множества благородных семей в этой стране и на континенте.
Грифон, "посвященный солнцу", сочетает в себе атрибуты телесного облика "орла, рассекающего облака" и "царя зверей", то есть, у него голова, шея, крылья и когти орла, соединенные с задней частью тела льва. У него обычно выступающие уши, указывающие на острый слух дополнительно ко всем его прочим необычайным качествам.
Редко грифона изображают в иных позах, чем эти две: passant и segreant: идущий и встающий на задние лапы. Кажется, последняя поза относится только к грифону и отсылает к расправленным крыльям. Когда его называют "segreant", это то же самое, что лев, встающий на задние лапы. Если говорить о гербе на флаге, там часто изображают сидящего грифона. Также часто используются части его тела, т.е. полу-грифон, голова грифона и т.д.
Герб Траффорда в Ланкашире выглядит следующим образом: на серебряном фоне стоящий на задних лапах грифон красного цвета. Девиз: "схвати грифона и держи крепко". Герб виконта Галифакса поддерживают два грифона.
Древние специалисты по геральдике вполне серьезно говорят об этом существе, что, когда оно достигает полного роста, его невозможно победить, следовательно, оно является символом доблестного героя, который, не сдаваясь своему врагу, подвергает себя тягчайшим испытаниям. Как общий символ в геральдике грифон означает силу и бдительность.
Сэр Томас Браун говорит, что он - символ бдительности, смелости, настойчивости и быстроты.
Описание грифона, данное старинным путешественником, сэром Джоном Мандевилем, он говорит, что грифон "родом из Бахарии, где живет множество грифонов, больше, чем в каком-либо другом месте. Спереди у них тело орла, сзади - льва, они выглядят так, что они соединяет обе эти формы. Но один грифон намного сильнее, чем сотня орлов, которые живут среди нас. Грифон может унести в гнездо лошадь или пару волов, которые вместе запряжены в плуг. У него такие длинные когти и такие огромные, что они подобны рогам огромного вола, быка, так что из них делают кубки и пьют, из их ребер делают луки, сильные для того, чтобы выпускать из них стрелы и сражаться". Жерар Ли, древний писатель, писавший о геральдике, говоря о грифоне, объясняет, почему он верит в его существование: "Я думаю, что он должен быть огромным, так как я видел коготь одного из этих созданий, размер оно должно быть с двух львов".
В соборе Брансвика есть рог какой-то антилопы, привезенный из Святой Земли Генрихом Львом, который назван "когтем грифона". Три когтя грифона хранили в Байе и выставляли во время праздника у алтаря, есть крайне любопытная легенда, связанная с когтями грифона, посвященная святому Катберту. Также представляющим большой интерес считалось яйцо грифона, оно использовалось в качестве кубка в древности, когда естественная история часто ложно интерпретировалась и была склонна к преувеличениям. В качестве примера нелепого искажения ранних авторов, которые были столь приятны нашим предкам, писатель в "музее живой природы" отсылает к виду большого стервятника - Кондора (Sarcoramphus Gryphus), который описан соперником птицы Рух арабских сказок. Он добавляет: "Это описание дает место для некоторых деталей современного наблюдателя, и мы не смотрим более на это существо как на крылатого стража горных рудников, в глубине которых скрываются драгоценные камни и варварское золото, более не воображаем мы себе это пернатого гиганта, затмевающего солнце своими расправленными крыльями, как и могучий рык, доносящийся с высот или с небес, оглушающий и ошеломляющий испуганных зрителей".
В римском искусстве грозного орудия возмездия, страшная Немесида, которая обрушивается на совершивших преступление, появляется в облике молодой женщины с крыльями, в колеснице, запряженной грифонами с кнутом или мечом в руке ("Мифология Греции и Рима с акцентом, сделанном на использовании ее в искусстве", пер. с немецкого О. Зимана).
Смит в своем "Классическом словаре" указывает следующее: "Грифы, или грифоны - это сказочные монстры, живущие на Рифейских горах, среди гиперборейцев и одноглазых аримаспов, они сторожат сокровища на севере. Аримаспы верхом на конях пытались украсть это золото, отсюда и возникла вражда между лошадьми и грифонами. Тело у грифона как у льва, в то время как голова, передние лапы, крылья - орлиные. Возможно, исток веры в грифона следует искать на Востоке, где она была очень древней. Они также упоминаются среди сказочных зверей, которые сторожили золото Индии".
Аримаспы были одноглазыми жителями Скифии, которые украшали свои волосы золотом. Они постоянно воевали с грифонами, которые сторожили золотые рудники.
Так пересекал
Болота, горы и пустыни Гриф,
Преследуя упорно Аримаспов,
Что золото украли у него,
Хоть россыпи он зорко сторожил.
(Мильтон, "Потерянный рай", Книга вторая, пер.А.Штейнберга).
Этот вид грифона должен пониматься в качестве символа, что очень хорошо видно по тому, как часто он встречается в древнем искусстве. Доктор Шлиман во время раскопок в Микенах среди прочих сокровищ нашел золотого крылатого грифона, длиной около двух дюймов в одной из гробниц царей, который по форме совпадал с геральдическим грифоном нашего времени, то же самое можно сказать об Абдере, фракийском городе, символом которого является грифон. Абдера была важным пунктом во время вторжения Ксеркса в Грецию в 554 г. до н.э.
Геродот пишет, что жители Теоса, опасаясь вторжения персов в Ионию, покинули свой город и основали Абдеру во Фракии. Чеканка на монетах в последнем (грифон) выглядит точно так же, как и в их родном городе, но есть небольшая разница в отделке. Она заключается в форме крыльях грифонов, нийцы, опасаясь вторжения персов в Ионию, покинули свой город и основали Абдеру во Фракии, о н.э. ыла важным место во время вторжения Ксеркса в Грецию в 554 г. т своим обозначением грифона. встречается в искусстве. так как те, что на монетах из Абдеры - заострены, а те, что из Теоса - закруглены. Грифон был посвящен Аполлону, которому поклонялись в городах Ионии, особенно в Теосе ("Руководство по нумизматике" У.Н. Хамфри).
В "Иллюстрированных новостях Лондона" от 21 октября 1876 года есть гравюра с двумя крылатыми грифонами, а также описание, данное путешественником, который посетил это странное место. "В Тиетмо, 250 милями выше по реке Иравади из Рангуна в Британской Бирме, есть два колоссальных "чин тай" или гигантских грифона, стоящих у входа в одну из великих пагод, посвященных Гаутаме Будде, внешняя терраса и ступени храмов также богато украшены изображениями этих мифических монстров. Рядом с древним разрушенным городом Баганом, который тысячу лет назад процветал, берег реки на восемь миль усеян руинами причудливых строений и скульптур, охватывая пространство две мили в ширину от кромки воды. Неизвестно, что за народ построил их, по крайне мере, для бирманской истории это остается туманным".
Пример символического использования живых существ - херувим, которого заповеди Моисея разрешали изображать, и здесь проходит граница между разрешенным и запрещенным и опасным использованием образов в искусстве, которое может способствовать тому, что будут поклоняться им самим. Генрих Хейман в "Словаре Смита", "см. выше, "херувим", согласно цитате Тирвита, говорит: "В целом, кажется, слово "херувим" означало не только существо, состоящее из частей разных созданий, среди которых были человек, вол и орел, но и нечто большее, некую своеобразную мистическую форму, которую Иезекииль, будучи священником, смог узнать как "лицо херувима, но это держалось от остальных в секрете... Возможно, таковыми были те, что были изображены на ковчеге, который при перемещении всегда накрывали, хотя то, что было изображено на ручках и боковых сторонах, знали все. Грифона северной сказки можно сравнить с херувимом, потому что оба они были существами, сочетающими части тела прочих живых существ, потому что они сторожили сокровища. Далее он указал на сходство греческого корня "гриф" и арабского и еврейского искаженного "херув", что изначально обозначало выгравированное изображение, говорится о том, что, хотя точная форма не установлена, между изображениями Египта, Ассирии, Вавилона и Персии есть определенное сходство".
Мистер Рескин ("Современные художники", т. iii, гл. 8), описывая символических грифонов на фасаде собора Вероны, отмечал, что ломбардские резчики были склонны изображать глубокую идею, главным образом из-за того, что грифон включал в себя величайший и глубоко прочувствованный символизм. Два колеса под орлиными крыльями связывают его с существами из видения Иезекииля, "И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах" (прим. пер.- Иез., 1, 11-12). Крылатая форма стала, таким образом, одним из признанных символов божественной природы. В другом месте, кажется, в "Камнях Венеции", отмечается связь между ассирийским и готическим мифическим существом.
Джан-Паоло Бальоне, который покорил суверенную Перуджу, имел своим гербом серебряного грифона на красном фоне с девизом "Unguibus et rostro atque alis armatus in hostem" (прим. пер.- "когтями, клювом и крыльями вооружен против врага, лат.), эти же средства защиты оказались ни к чему не пригодны, он был захвачен в плен папой Львом X, который, притворившись, что хочет получить совет Бальоне по некому важному вопросу, пригласил его в Рим, но, когда тот прибыл, приказал пытать его и обезглавить. Это дало повод его врагам сказать: "Эта безобразная птица воспользовалась своими крыльями так, как порой использовала их, чтобы вылететь из силков, расставленных для него" (Исторические девизы, знаки, флаги и боевые кличи, стр. 10).
В описании Данте триумфа Церкви в Чистилище " мы видим средневековую концепцию этого чудесного существа, грифона". "Мистическое существо, которое соединяет две природы в одной форме", так зовет его благородный итальянский поэт, он везет повозку, к которой привязан, и
109 Он крылья так держал, что отделялась
Срединная от трех и трех полос,
И ни одна разъятьем не ломалась.
112 К вершинам крыл я тщетно взгляд вознес;
Он был золототел, где он был птицей,
А в остальном - как смесь лилей и роз.
И когда в глазах Беатриче:
Сто сот желаний, жарче, чем костер,
Вонзили взгляд мой в очи Беатриче,
Все на Грифона устремлявшей взор.
121 Как солнце в зеркале, в таком величье
Двусущный Зверь в их глубине сиял,
То вдруг в одном, то вдруг в другом обличье.(
124 Суди, читатель, как мой ум блуждал,
Когда предмет стоял неизмененный,
А в отраженье облик изменял. (Данте, "Божественная комедия", пер. М. Лозинского)
"Некоторое комментаторы Данте,- пишет мистер Дидерон ("Иконография в христианском искусстве"),- предположили, что грифон является символом Христа, который, фактически, является личностью, в которой сочетаются две природы, Христа, в котором соединены Бог и человек". "Но в том, - говорит мистер Дидерон, - они ошибались. Во-первых, неверно считать, что колесницу везет Бог как животное в упряжке". "Комментаторов, - добавляет он,- ввела в заблуждение двойственная природа грифона, но это препятствие устраняется, если вспомнить, что Папа в аспекте его духовной власти подобен орлу, а светской- льву. Папа - одна личность, с двумя сущностями и двумя разными формами. Таким образом, аллегория Данте становится ясной и понятной".
Изображения грифона можно часто увидеть в готических церквях, в особенности раннего ломбардского и норманнского стиля, так он предназначен для обозначения соединения божественной и человеческой природы.
Любопытный образец соединения облика птицы и животного представлен на итальянском бронзовом образе пятнадцатого века, около трех с половиной дюймов диаметром, (N57.51 в коллекции музея Южного Кенсингтона). С одной стороны на ней портрет Никколо Пиччини из Перуджи, знаменитого наемника, с другой - грифон, голова орла, крылья орла и лапы соединены с римской волчицей, которая вскормила Ромула и Рема. Символ Папства Данте был здесь, по-видимому, особенным образом связан с римским национальным символом - кормящей матерью народов и католической религии.