Геральдика в действительности сохранила до настоящего времени некоторые фрагменты замечательных легенд, которые основаны на изучении естественных явлений, и она показывает то, как существует большая часть мифологии. Здесь мы и встречаем солнечного Грифона (1), солнечного Феникса (2), "существо, очень сильно напоминающее орла, которое изображено появляющимся из языков пламени" (3), солнечный лев и лунный единорог, а сейчас два последних создания гармонично поддерживают королевский герб. Я представляю вам следующие страницы для изучения мифа о Единороге, дикого, белого, свирепого, непорочного, чьи два рога, в отличие от двух рогов прочих смертных созданий, неразрывно слиты в один; создание, которое постоянно борется со львом ради получения короны или вершины небес, которые никогда не сможет сохранить, чей алмазный рог прогоняет темноту и зло ночи, вплоть до того, что "рог единорога защищает от яда" (4). Как луна правит морями и водой (5), так и рог единорога очищает потоки и водоемы, и рассказывают, что прочие животные не пьют из них, пока они не очищены; там Единорог утоляет свою жажду, как заходящая луна, он погружает в воду свой рог. Как Луна, "Артемида-Селена- "царица и охотница, целомудренная и добродетельная, так что "Дева-Единорог" (6), в "античность и Средние Века считалась символом целомудрия" (7).
Неотъемлемый спутник девственности, для того времени он стал обозначением стража целомудрия (8) Согласно Аптону, процитированному Даллэуэю, "'capitur cum arte mirabili. Puella virgo in sylva proponitur solaque relinquitur, qui adveniens depolita omni ferocitate casti corporis pudicitiam in virgine veneratur, caputque suum in sinu puellae imponit, sicque soperatus deprehenditur a venatoribus et occiditur, vel in regali palatio ad spectandum exhibetur". (прим. пер. - "ловится использованием удивительного средства. Юная дева остается одна в густом лесу, того, кто к ней подходит, оставляет всякая свирепость, преклоняясь перед телесной чистотой девы, голову свою кладет на лоно девы, и, таким образом, спящего его ловят и убивают охотники, которые выставляют его на обозрение в королевском дворце", лат.)
Даллэуэй предполагает, что "на покрытии или броне головы лошадей в центре был прикреплен шип, таким образом изображая животное, которое защищено природой". Что касается этой точки зрения, то достаточно отметить, что единорога можно найти на древних колоннах Вавилона и Ассирии (9), также как и на роге Ульфа (10), в то время как Chanfon, который защищает от него, был использован в 1467 году, возможно, тот был более ранней даты"(11) . Наголовник первый раз упоминается во времена Эдуарда I, и 'Chanfron or Champfreins, кусок ткани или кожи, покрывающий переднюю часть головы лошади (12), вошел в моду в конце тринадцатого века,. Chanfrous- это устаревший термин, означающий "очень жестокй" (13).
Лев- единственное животное, которое появляется на щите The Roll of Arms known as the Roll of King Henry III, Единорог, хотя его и не видно встретить ни на одном из щитов The Roll of Karlaverok, упоминается герольдом, который составил Siege de Karlaverok. Он говорит:
Роберт, граф Стаффорд,
Разум которого мог одолеть всех недругов,
Постоянно взывал к своему благородному роду,
Он призывал Шотландию в свидетели,
Что тот родился добрым и благородным,
Одним из него был граф Маршалл,
Который под Константинополем
Сражался с единорогом,
И убил его (14).
Грифон, как можно увидеть, появляется в Roll как символ:
Граф де Монтегю,
У которого были знамя и щит
С грифоном, стоящим на задних лапах,
Из чистого золота. (15)
Сэр Николас Харрис отмечает, что "подвиг, который по рассказам, заключается в том, что граф в Константинополе убил единорога, возможно, указывает на некое деяние, которое было совершено семейством Маршалла в Святой земле, которое не было каким-либо образом увековечено" (16)
В противоположность мнению, что единорога можно поймать с помощью только вышеупомянутой уловки, есть мнение, согласно которому (17) Единорога, как и Грифона; никогда не ловят живыми, если спрашивают о причине, то отвечают, что величие его ума таково, что они предпочитают умирать, чем сдаваться в плен (18). Настоящая причина же, по которой Грифон и Единорог не сдаются в плен, очевидна.
Можно так сказать, что среди "морских созданий" присутствуют "единороги, кентавры, драконы, львы, дельфины и человеческие фигуры". Быстрый единорог, будь англо-саксонкским или датским, должен лететь между двумя норманнскими леопардами [или, возможно, "львами"(19). Отсюда заимствование эмблемы единорога в Шотландии, и его возвращение в Англию при династии Стюартов.(20)
"Самое раннее из сохранившихся изображений единорога, где он изображен держащим королевский герб Шотландии- то, что появляется на изображении подвигов короля, вырезанных на воротах замка Ротсэй. Лионский герольдмейстер, который внимательно изучил его прошлым летом, сказал мне, что, как ему кажется, эта резьба относится к одному времени с частью здания, на которой она вырезана, которое, применительно к архитектурному стилю и различным воротам Казначейства Ролл, родственно Замку Ротсэй, он склоняется к тому, чтобы отнести его ко времени Роберта II или III. [1380-1400]. В 1486 или 1487 были отчеканены две золотые монеты, номиналом соответственно 18s. и9s., называнные единорогом и полуединорогом по той причине, что на одной стороне была изображена фигура единорога, сидящего, держащего щит герба. В то же самое правление Якова III первый раз встречается единорог в виде сопровождающего.(21)
Следующие примеры (среди множества) показывают Единорога как Символ:
Герб сэра Джона Рэста, мэра Лондона в 1516, был лазурным, сзади, между двумя крестами Milroine, или лежащий единорог, красного цвета. Эта поза единорога очень необычнаl. Мифологически, бронзово-красный цвет имеет заходящая луна.
У семейства Харлин был серебристый герб, сидящий единорог черного цвета; мифологически, луна во время затмения.
У семейства Мастертона был красный единорог с поднятой правой ногой, т.е. шагающий, Серебристая; мифологически, "Яркая луна, шествующая" (22)
У семейства Фэррингтон были три идущих единорога, серебристые на черном, мифологически, дикая белая луна в трех обликах(23) , летящая через черные облака..
У семейства Шелли были три головы алых единорогов, соединенные две с одной.
Оттенок единорога обычно серебристый, т.е.,обычный цвет Луны, "Левкотеи", "Белой богини" (24) , семитской Лебханы, той, что бледная-сияющая, в отличие от, золотого Таммуза-Адониса, аккадского Думузи, или "Единственного сына" "дневных небес" (25) Собственно в качестве цвета луны в геральдике берется серебристый, как и для того, чтобы обозначить то, что свет слабее , так, чтобы отличить его от символ от символа солнца, и, следовательно, когда мы символически обозначает планеты, мы называем их золотое солнце и серебряная луна. (26)
Один из двух гербов, на которых появляется единорог, особенно интересен в силу архаичных идей, которые, кажется, в них подспудно сохранились. Итак:--
Герб семейства Биккерстаф- солнце с серебряными лучами (т.е.. ночное солнце), увенчанное стоящим на задних лапах единорогом, т.е. ночная победа луны над солнцем. На другом рисунке подобного герба единорог просто стоит.
Герб семейства Кертис- идущий единорог, между четырех деревьев, мифологически, наиболее интересна отсылка к древнему мифу пещеры Преисподней (27)
Геральдическая луна либо растущая, т.е., луна с рогами, обращенными к правой стороне щита; в Полноте, т.е.,полная луна; Убывающая, т.е., убывающая луна с рогами обращенными к левой стороне щита; или в Темноте, т.е. во время затмения.(28) в этом состоянии это темный фон, украшенным геральдическими символами. Всегда изображен лик небесного тела(29) .
Яков I. представил (шотландского) единорога, серебристого, он слева поддерживает королевский герб; и Гвиллим описывает герб Карла I как льва, стоящего на задних лапах, Солнце, и единорога, Луна (30).
Примечания.
1. Vide R. B. Jr., G.D.M. i. 334 et seq.; ii. 58-9. "Грифона мужского пола можно узнать по двум прямым рогам, растущим из лба и золотым лучам, исходящим из разных частей тела' (Cussans, H.H. 93), Рогатое солнце с лучами (vide G.D.M. cap. IX. sec. iii. Tauroker?s).
2. Vide R. B. Jr., The Archaic Solar-Cult of Egypt, in the Theological Review, Oct. 1878, p. 525.
3. Cussans, H.H. 95.
4. The Boke of Saint Albans, xliii.
5. Vide sec. VIII.
6. Spencer, An Elegie for Astrophell.
7.Fosbroke, E.A. ii. 1022.
8. Dallaway, Inquiries into the Origin and Progress of the Science of Heraldry in England, 1793, p. 421.
9. Vide sec. III.
10. Vide Frontispiece. And sec. VI.
11. Fosbroke, E.A. ii. 892.
12. Ibid. 878-9.
13. Halliwell, Dict. of Archaic and Provincial Words, in voc.
14. Wright, The Roll of Caerlaveroek, 11-12.
15. Wright, The Roll of Caerlaverock, 17.
16. The Siege of Carlaverock, 186.
17. "Полностью выросшего грифона никогда не ловят живым" (Guillim, D.H. 259).
18. Ibid. 176.
19. Vide Scott, Lord of the Isles, vi. 35. Also Cussans, H.H. 79, на quaestio vexata whether the На гербе Англии изначально были львы и леопарды.
20. Brunet, Regal Armorie of Great Britain, 219.
21. Letter from Thomas Dickson Esq., dated July 1, 1880.
22. Job, xxxi. 26.
23. Vide sec. VI.
24. Vide sec. VIII.
25.ide R. B. Jr., G.D.M. i. 256.
26.Guillim, D.H. 111.
27. Vide sec. XII., subsec. 3.
28. Vide sec. V.
29.Vide secs. V., VII.
30. D.H. 440. Таким образом королевская власть представлена незыблемой, как законы природы.