Лиланд Чарльз : другие произведения.

Часть 2 Глава 1 "Магия римлян и этрусков в народных традициях"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


LA STALLA DI MAIALE- СВИНАРНИК

  
  
   В Хаймскрингле, в истории Норвегии, говорилось о том, что когда Рангхильд, жена Хальфдана Смуглого, носила ребенка, у нее были волшебные сны. Один раз ей приснилось, что она стоит в саду и пытается вытащить шип из сорочки, но шип в ее руке вырос, пока он не стал похож на длинное веретено. Одним свои концом он пустил корни в землю, другим взметнулся в небеса, как огромное дерево, такое высокое, что она едва могла взором достичь вершины. В нижней своей части ствол был красным, как огонь, в верхней, далее, он был светло-зеленым, а ветки- белоснежными. Они были разного размера, и казалось, что оно раскинулось надо всей территорией Норвегии. Когда королю Хальфсдану рассказали этот сон, он пожелал услышать объяснение чуда. Он обратился к колдуну, который сказал, что есть верный способ увидеть вещий сон, а именно- заснуть в свинарнике. Король так и сделал, когда он спал, ему приснилось, что у него длинные и красивые волосы, но пряди были разной длины и разных цветов, а один локон был длиннее, ярче и красивее остальных. Это было истолковано как то, что он станет прародителем могучей королевской династии, но в слава всех его отпрысков будет различной. Самый большой локон, согласно Снорри Стурлусону, - это святой Олаф. А что касается королевы, то она родила сына, известного своими длинными прекрасными локонами, за что его назвали Харальд Harfagr, Харальд Прекрасноволосый.
   Вера в то, что способ вызвать вещий сон - спать в свинарнике, широко распространена. Она знакома румынам, так называемым саксонцам и всем славянским и цыганским жителями Венгрии. Поэтому я не удивился, когда спросил свою гадалку из Тосканы Романьи, спять ли люди в stalla di maiale, свинарнике, она мне ответила, per avere un vero sogno , чтобы иметь вещий сон- это самый надежный метод, и начала объяснять, как именно это делается:
   "Что узнать будущее во сне, нужно спать в свинарнике, прежде всего, убедитесь, что там maiala incinta o gravida-беременная свиноматка, и нужно спать alla boccone, лицом вниз, свернувшись или вытянувшись на спине, но не на боку, и перед сном нужно сказать:
   Выбрал место здесь для сна,
   Чтоб увидеть вещий сон,
   О святой Антоний, мне
   Благодать даруй, прошу,
   Пусть тогда сон добрым будет
   И таким, как я желаю.
   Сделав то, он может быть уверен, что увидит сон, в котором будет изложено и объяснено то, что он желает узнать"
   "В Германии,- пишет Де Губернатис, - люди часто идут спать на рождество в свинарник, желая там увидеть сон, надеясь, что сон окажется предвестником удачи. Новое солнце рождается в стойле свиньи- зимы".
   Стоит отметить, что все, что было связано с воспроизводством и рождением - жизнь, любовь, рождение ребенка, плодовитость, половые отношения, ассоциировалось со светом и весенним возрождением , потому свинья, несмотря на то, что кабан был символом смерти и тьмы, была чрезвычайно плодовитым и "необычайно развратным животным, посвященным Венере, по этой причине, согласно пифагорейцам, похотливые мужчины превращаются в свиней". (Де Губернатис, vol. ii., p. 6). Фактически же женские наружные половые органы, символ плодородия, известны были как "свинья", поэтому их и носили в качестве амулета "на счастье". Раковину каури из-за сходства с тем же самым органом также называли свиньей, сейчас на Востоке ее дарят как амулет от сглаза. У Варрона (De re Rustica, ii. 4) мы читаем:
   "Когда свадьбы начиналась, древние цари и знатные мужи Этрурии для молодоженов закалывали свинью, это видели латиняне и греки, но и наши жены, кормилицы, женщины в девах взывали к свинье, по-гречески choiron, что значило, что пора выходить замуж".
   Спать в свинарнике - значит видеть вещие сны, кажется, что в древности во многих странах свиньи были тесно вязаны с истиной, в частности, для римлян, скандинавов, немцев, они все ею клялись (Ливий, i., 24; Mome, Geschichte des Heidenthums, i., p. 259; Клаудис Парадинус Symbola heroica (Antwerp, 1583). Также в Hervor Saga король Хайдрек клянется кабаном, священным символом Фрейи. Свинья, в общем, использовалась для жертвоприношений, была тесно связана с мистериями и святыми обрядами, в Германии Касселий опубликовал посвященную этой теме работу "De Sacrificiis porcinis in cultu deorum veterum" (О жертвоприношениях свиней в культе древних богов"), Бремен, 1769. Чтобы получить больше сведений о свиньях в древней мифологии и в древних легендах читатель может обратиться к труду Фридриха "Символика природы", Вюрцбург, 1859. Не все знают, что причина, по которой турки не едят свинину- то, что все живые существа были обращены в магометанство, а турки остались язычниками. В Нидерландах у крестьян есть поговорка: "свинья под столом", она относится к евреям, которые воздерживаются от употребления в пищу нечистого животного, о том рассказывают следующую историю:
   "Как-то раз, когда Христос отправился во Фландрию, евреи высмеяли его учение, чтобы проверить его мудрость, один из них спрятался в бочонок, и его спросили, кто там находится, он ответил: "Там свинья". Они презрительно рассмеялись. Но когда они подняли бочонок, там действительно оказалась свинья. Она убежала к другим свиньям, так, что ее невозможно было от них отличить. С тех пор евреи не едят свиней, так как боятся съесть ее или кого-то из ее потомков".
   Есть другая древняя любопытная норвежская история о сне в свинарнике. Когда эрл Хокон бежал (A.D. 995) от своих восставших подданных, встретил одного раба по имени Карк, бывшего его детским приятелем и его возлюбленную Римулу. Она обоих спрятала в глубоком рву под свинарником, сверху была земля, над ней доски, а по ним ходили свиньи. Пришел Олаф Трюгвассон, из династии Харальда Прекрасноволосого искать Римулу, и желал он предать смерти Хокона. Созвав всех своих людей вместе, сел он на большой камень рядом со свинарником и громким голосом пообещал большую награду тому, что найдет эрла и убьет его.
   Эрл то услышал и увидел, что раб Карк напряженно внимает сказанному.
   "Почему ты побледнел,- спросил граф, - и снова потом стал черным, как земля?. Значит ли это то, что ты предашь меня?"
   "Нет",- ответил Карк.
   "Мы родились в одну и ту же ночь,- сказал эрл,- и смерти по времени не слишком разойдутся".
   Они сидели в тишине. Наконец Карк заснул, но он метался и разговаривал во сне. Эрл разбудил его и спросил, что ему снилось.
   "Я видел во сне,- ответил Карк,- как мы плыли вдвоем на лодке, я был рулевым".
   "Это значит, что правишь своей жизнью так же, как и моей. Будь мне верен, когда придут лучшие времена, я вознагражу тебя".
   И снова заснул раб и приснился ему кошмар. Эрл снова разбудил его и спросил, что это был за сон.
   "Я видел сон, как был я в Ххлоде,- сказал Карк,- и Олаф Трюгвассон надел золотое кольцо на мою шею".
   "Это значит,- ответил граф,- что Олаф наденет тебе красное кольцо на шею, если ты пойдешь искать его. Остерегайся его, будь мне верен".
   Но когда эрл уснул Карк убил его ножом, вонзив его в горло. Он пошел к Олафу с головой Хокона и попросил обещанное вознаграждение. Но Олаф исполнил пророчество мертвеца. Он надел ему не золотое, а кровавое кольцо на шею, так как убил его.
   Ибо хотя эрл Хокон был его величайшим врагом и причинил ему большое зло, ему совсем было не угодно то, что такой великий человек был предательски убит рабом, которому он в силу своей доброты доверился. И сага кончается так:
   "Oc er Olafr kiendi thetta var hofut Hakonar Jarlo, tha reddist ban thrФlnum, oc bad han uppfesta, oc sagdi hann hofa skild maklig laun, fyri sin Drottin svik. Sveik hann Hakon Jarl, svikia. mann hann mik, ef han ma. Enn sua skal leida drottins svikun."
   Ибо когда Олаф понял, что эта было голова эрла Хокона, он разгневался на раба и приказал его повесить и молвил: "Ему должно быть отплачено злом за то, что он предал своего хозяина. Ведь если он предал графа, не предаст ли он меня, если представится такая возможность, чтобы отомстить за своего хозяина".
   Так как на нас всегда влияет то, что нас окружает, поэтому и спать нужно в определенных местах. "Мы читали,- говорит Пико дела Мирандола в своей "Ведьме",-что врачи Калабрии и Тавра обыкновенно спали в гробнице Подалирия, а иные- Эскулапа". Свинарник, однако, значительно отличается от храма и от могилы. Последняя, кажется, носит отчетливо северных характер и могла появиться в Романье с лангобардами. Можно увидеть, что только в итальянских традициях изложены мельчайшие детали церемонии. Примечательно наличие свиноматки. Согласно предсказание такой свиноматки Один навлек на себя подозрения короля Хейдрека в Саге Хервёр.
   Немного прошло времени, после того, как я написал вышеуказанные примечания, как я натолкнулся на некий отрывок из "Символики" Кройцера (с которой, кстати, я познакомился в Гейдельберге в 1847 году), который, кажется, вносит ясность в вопрос связи свинарника и храма (1).
   "Свиноматки были жертвой, специально предназначенной Деметре и Церере, как сообщает то нам Корнут, стоик, который жил в шестьдесят восьмом году после Рождества Христова, о том же информирует нас и Арнобий (Disput. adversus Gentes, edit. Elmenhorst, p. 135), добавляя, что причиной тому была величайшая плодовитость этого животного. Поэтому свиней и держали в подвалах храмов Цереры и Прозерпины, как рассказывает Кройцер: "В честь этих богинь беотийцы помещали поросят, которых в следующем году они же видели на лугах Додоны, в подземные храмы. Павсаний и Клемент Александрийский говорят, что то же самое они наблюдали в других местах"(2).
   Церера была преимущественно богиней плодородия, следовательно, удачи в любом деле и всего благоприятного, подношением ей служили маленькие золотые и серебряные свиньи, их носили римские дамы, чтобы взывать беременность, а отчасти- для удачи в делах, этот обычай несколько лет назад воскрес в Париже, очень смешно было видеть, как их носят незамужние девушки. О ношении золотых и серебряных свиней упоминалось во французском романе под названием "Le Cochon d'Or" (прим.пер.- золотая свинья, фр.)
   Примечательно то, что согласно итальянскому суеверию требуется, что в свинарнике была свиноматка с молодняком. Согласно Аристофану, приносить свиноматку в жертву может тот, кого посвятили в мистерии. Для дальнейшего изучения этой темы читатель может обратится к Bayerische Sagen und BrДuche, Beitrag zur Deutschen Mythologie, von Friedrich Panzer. MЭnchen, 1848.
   Из того, что здесь изложено, можно сделать вывод, что в древности люди, чтобы увидеть вещие сны, спали в храмах, а эти храмы отчасти и свинарниками. Кажется достоверным то, что Церера помогала советом во снах, а вещие сны видели в ее храмах, где содержались свиньи.
  

ЗАКЛИНАНИЕ ПЛЮЩА И СТАТУИ

Ну, а венки из плюща? Это Вакха любимая зелень,

А почему, я тебе без промедленья скажу:

С Нисы пришли, говорят, и от мачехи спрятали нимфы

Мальчика, скрыв колыбель зеленью веток плюща (перевод Ф.А. Петровского)

  
   Первое медицинское и магическое исцеление Марцелла из Бордо выглядит следующим образом:
   "Herba in capite statuФ cujus libet nasci solet, ea decrescente luna, sublata capitique circumligata dolorem tollit"
   "Если сорвать траву, растущую на голове статуи, при убывающей луне и привязать к голове больного, то она снимает боль"
   Шестое является почти таким же.
   "Herba vel hedera in capite statuФ cujus libet nasci solet, ea si in panno rufo ligata capiti vel temporibus alligetur, mirum remedium hemicraniФ vel heterocraniФ prestabit"
   "Если трава или плющ растет на голове статуи, нужно ее собрать в красный мешочек, привязать к голове и вискам, это будет замечательное средство т головной боли и невралгии".
   После долгих поисков во Флоренции я нашел средство от головной боли. Мне не только повторили, но и написали:
   "Когда вы берете траву с головы статуи, чтобы излечить головную боль, вы должны произнести:
   Забираю не траву,
   Забираю волшебство,
   Боль мою из головы
   Забери и унеси,
   Дьявол, что мне дал ее.
   Сейчас можно наблюдать, что какое бы из этих магических средств не использовали, равно как и заклинание, они всегда оказываются далекими от совершенства.
   Марцеллу, как имперскому судебному медику, вероятно, эти предписания не были точно пересказаны. Я совершенно уверен в том, что итальянские заклинания относятся к периоду более раннему, чем третий век. Оно изложено так же, как и многие другие, но что самое замечательное, оно предполагает то, что головная боль является результатом злой магии.
   Это самая древняя форма колдовства. Я не сомневаюсь в том, что плющ изначально был растением лечебным. В раннем религиозном символизме, обвитый вокруг головы Вакха, он означал саму жизнь, это имело огромное значение. Потом, когда он был обнаружен растущим на голове статуи, конечно, предположили, что он был очень эффективен. Раннее христианство заимствовало многое у культа Диониса, в том числе плющ. Его клали в гроб как символ новой жизни во Христе (3).
   Я упомянул, что плющ вокруг головы статуи был типичным знаком жизни и здоровья в римском символизме. И на любой из голов- в виде гирлянды, повязки или венка- поэзим, вдохновения, гения в действии. Таким он является у Овидия:
   Если лица моего ты сберег на память подобье,
   Скинь с моих кудрей Вакху приятный венок!
   Этот веселья знак подобает счастливым поэтам --
   Мне ли в лихие дни кудри плющом увивать!
   (Скорбные элегии, ЭЛЕГИЯ VII, перевод Н.Д.Вольпина)
   Что же касается коронации плющом или розой- мы действительно знаем совсем мало об этом обычае, как и обо всех чувствах, настроениях, ассоциациях, связанным с ним в древности.
   Примечательно, что согласно древней и широко распространенной традиции, любое растение, которое произрастает из земли и возвышается над землей, обладает магией или живительной силой или его посещают духи. Омела из-за своего воздушного характера стала центром обрядов друидов, мох также содержит в себе множество тайн. Считается, что лук-порей, по-немецки Hauswurz or Donnerkraut, охраняет дом от молний, Grimm, D. M., 2 ed. B. 1, s. 445), рябина также посвящена Тору или грому. Но помните, что всякий раз, когда вы видите травы, плющ или цветы на старых стенах или серых руинах, там живут совы, там излюбленное место пребывания фей и эльфов, что подтверждается таким огромным количеством наблюдений, отрицание которых означает отрицание самой традиции. В итоге вы твердо верите, что
   На вершине башни
   Вьется плющ, трава растет,
   Как луна взойдет,
   Посмотри - увидишь
   Эльфов хоровод.
  

ЗАКЛИНАНИЕ ЗАЙЦА

   Плачет крохотный заяц,
   Горькими слезами,
   Что я сделал людям,
   Что за мной собак послали?
  
   Немецкая песня на латыни XII века
   "Сначала поймай зайца"
   Приписывается, возможно, ошибочно миссс Гласс.
  
  
   Среди заклинаний Марцелла есть одно (84, GRIMM), предназначенное для того, чтобы снять боль при воспалении толстой кишки, возможно, коликах, оно очень любопытно:
  
   "Возьми у живого зайца кость лодыжки или пятки, шерсть с его живота и отпусти его Из шерсти или меха сделай нити, привяжи к костям больного, и ты увидишь сразу чудесное действие. Но средство будет еще более эффективным, да, это невероятно, если вы используете кость с фекалиями волка. В этом случае следите, чтобы они не соприкасались с землей, чтобы до них не дотрагивалась женщина, также женщина не должна дотрагиваться до нити из шерсти зайца. Средство может переходить от одного пациента к другому так часто, как вам того захочется. Чтобы нить лучше действовала, каждый раз тщательно ее вымойте. После стрижки нужно отпустить зайца и сказать:
   Беги, беги, зайчик,
   И уноси с собой колики.
   Следующий рецепт я передаю слово в слово так, как мне рассказали его во Флоренции:
   "Поймай зайца, так, чтобы как меньше причинить ему боли, и произнеси:
   Заяц, я тебя поймал,
   Чтобы та принес мне счастье,
   Прочь болезнь...(Иям пациента) унес.
   Когда вы принесли зайца домой, нужно выбрить или выстричь ему шерсть в форме креста. Когда-то сделано, нужно с кем-то еще принести зайца к больным, положить на шею тому, кого хотят вылечить. Потом нужно отпустить зайца, сделать рукой знак la fica, говоря:
   Иди и все тревоги
   И вес болезни уноси.
   Нужно сплюнуть позади себя, не оглядываясь и не выходить из дома три четверти часа".
   Я не сомневаюсь, что заклинание, связанное с ловлей зайца, так же старо, как и прочие, но оно было неизвестно Марцеллу. Выстригание в форме креста, очевидно, есть нечто современное. Трехкратное сплевывание и знак castagna- древнеримские, они входили в состав подобных церемоний. Видно будет, что римские рецепты даются в итальянской версии, заключительные заклинания почти идентичны. Я подозреваю, что многие из них Марцелл действительно сократил. Может быть, сначала они были в спешке записаны, и расшифрованы уже спустя долгое время. Гримм, фактически, прозорливо указывает на то, что в них есть свидетельства того, что они являются копиями. Действительно, такое хлопотное занятие как ловля зайца и извлечение из него живого таранной кости- дело противоестественное, вряд ли его это все можно сделать сразу, как это описывает Марцелл.
   Нет в Северной Америке ни одного негра, который бы не слышал о том, что передние лапы кролика (о зайцах там не слышали), это талисман на счастье, я подозреваю, что некоторые белые также в это верят. Передние лапы приносят удачу, а задние служат для того, чтобы того, кто их носит, зло не настигло. Это старое как мир и широко распространенное поверье происходит от веру в силу кости лодыжки или таранной кости. У меня есть образцы этих амулетов или фетишей, которые были получены от колдунов вуду Мэри А.Оуэн, Сант Джозеф, штат Миссури.
   Средневековая магия, как и римская, содержит множество указаний, во что время заклинания тот, кто его произносит, не должен оглядываться. И если странника преследует злой дух или демон, последний не властен над ним, пока тот не "оглянется".
   Запрет не оборачиваться и не смотреть назад включает в себя одно очень любопытное и очень древнее установление. В Тоскане если кто-то собирает золу или другие магические предметы, он не должен оглядываться. И у Феокрита (Idyl 91) при сборе золы это было запрещено. И Вергилий в "Эклогах" (8) пишет:
   Амариллида, за дверь ты вынеси пепел, к потоку,
   Там через голову брось, но назад не смотри. (перевод С.Шервинского)
   Гильдедранд (Theurgia, p. 29.7) рассказывает удивительную историю о том, как с рождения молодого человека мучили демоны. Его ангел-хранитель пообещал ему, что если он будет молиться Богу, а не пить с бесами, bei Verlust seines Lebens, губить свою душу, и сможет продержаться, пока не запоет петух, все будет в порядке. Так и произошло. Преториус посвящает несколько страниц теме: "Почему ведьмы, когда скачут на метле, не должны оглядываться, чтобы не упасть", это необходимое условие полета на метел и езды на козле, (Blocksberg, p. 414) он очень проницательно предполагает, что идея эта возникла у Сатаны благодаря жене Лота. Не оборачиваться - это, возможно, связано с вниманием, которое ни на что не отвлекается, или мыслью, которая не прерывается, что является существенным при чтении всех заклинаний. Когда ведьма отвлекается на причудливые узоры, зерна, песни, ее злая сила слабеет.

ЗАКЛИНАНИЕ ПАУКА

   "Паук-знак удачи, в особенности, он предвещает деньги тому, у кого он находится"
   Естественно, что в фольклоре паук является и с хорошей, и с дурной стороны, связывается и с удачей, и с несчастьем. Из-за своего безобразия и своего яда он - эмблема вражды и ненависти. "Тарантул вызывает некоторые виды помешательства, которые, согласно популярному суеверию, можно вылечить только танцем". Такому лечению есть физическое объяснение. Физические упражнения часто способствуют тому, что вредные вещества уходят из крови. Предотвратить появление брюшного тифа можно тяжелой работой. В Западной Америке, если человека укусила гремучая змея, он должен выпить виски, сколько сможет, и потом бегать и ходить, пока не упадет от усталости. Поэтому так известен танец Тарантелла, который суеверие приписывает ведьмам. Это танец их пробуждения к Treguenda, или Шабашу.
   Есть легенда, которая гласит, что танец Тарантелла появился следующим образом:
   Священник, который нес святые дары, прошел мимо танцоров, которые его не поприветствовали. Он тогда заставил их танцевать более неистово, чем когда-либо(Naturgeschichte zur DДmpfung des Aberglaubens (Hamburg, 1793), p. 102). Но в то же время существует множество легенд о злых духах, которые являлись в облике пауков, с другой же стороны, выдающийся инстинкт или изобретательность проявляется в том, как они плетут свою паутину, их привычка всегда дома пребывать на одном и том же месте, их прозорливость в отношении погоды сделали их символом прилежания, ума, постоянство привычек и дальновидности. Поэтому он приносит удачу и является одним из образцов бережливости и богатства. Если паук ползет над вами, не нужно причинять ему зло, это "приходят деньги". Опять же, его чудесная настойчивость в плетении паутины снова и снова, в том, чтобы занять определенное место, были отмечены много раз в поучениях, это все украсило сказки, вплоть до наших дней.
   Конечно же, он нашел себе и место в магической медицине. Марцелл (cap. 14, p. 104) пишет о нем следующее:
   "Эффективно следующее - когда вы видите паука, ползущего вверх и ткущего паутину, вы должны назвать свою болезнь, взять паука, положить его в мешочек из чистого льна и повесить на шею пациенту, но, когда вы берете паука и кладете его в сумку, еще вы должны трижды сплюнуть на землю" (4).
   В Тоскане еще произносят:
   Паучок, паучок,
   Паутину, что плетешь,
   Ты у дома моего,
   Мне оставь, она удачу
   Мне поймает, сам у дома
   Оставайся, помоги!
   Как поймает мне удачу,
   Я все вместе соберу
   И в мешок из шерсти красной
   Положу, с собой носить
   Его буду, его златом
   Я украшу, талисманом
   Мне послужит, и всегда
   Будет он со мною рядом.
   Заклинание говорит о том, что в сумку кладется не паук, а паутина. Но и Марцелл в других случаях упоминает красную шерстяную сумку. Что касается трехкратного плевка на землю, это общая формула в конце многих тосканских заклинаний. Я могу сказать, что знак fica, jettatura, или ad libitum также содержится в них во всех.
   Доказательств тому нет, но, возможно, все современные заклинания представляют собой переводы с латыни, и практически достоверно можно сказать, что латинские заклинания взяты из этрусского или другого древнего языка. Если это так, то будущие исследования старинных языков Италии подтвердят истинность этого тезиса.
   Что касается паутины, есть прекрасная выдумка, принадлежащая немцам: когда Дева Мрия возносилась на небеса, ее вуаль упала, и ее унесло и разорвало на маленькие кусочки ветром. Поэтому серебристая паутина, которая висит в воздухе летом, зовется
   Mariengarn, или пряжа Марии, то, что вертится.
   Стоит отметить, что в романе Скотта "Уэверли" Мэг Мерилиз в то время, как плетет из разноцветных нитей талисман- обычай, который до сих пор существует в Италии, поет:
   Вейтесь и сплетайтесь, нити,
   Нити радости и горя.
   Почти то же самое есть в тосканском заклинании для паука:
   Для удачи и неудачи
   Твоя паутина.
   По мнению многих авторитетов Германии паука нужно носить как амулет в скорлупе из грецкого ореха. Объясняется это следующим образом: если желток крутого яйца подержать несколько лет, становится подобным камню, так и вещество, из которого паук ткет свою паутину, станет полупрозрачным шаром. Здесь я могу заметить, что какой бы обычай, связанный с суеверием, мы не находили, если там отсутствует заклинание, мы можем быть уверены, что его содержание не изложено полностью, так как в древности ничего не завершалось, ничто не было окончательным, без заклинания. В Тоскане это заклинание паука существует в древней форме, и я передаю его буквально:
   "Вы хотите, что заклинание принесло удачу и много денег? Вот способ этого достигнуть- чем сильнее вы в него верите, тем большую удачу он вам принесет. Возьмите большого паука. Si mette in una nuoce, положите его в грецкий орех, если вы такой найдете, пусть это будет грецкий орех их трех кусочков, una nuoce a tre canti, и вместе с пауком положите, comigno, тмин, ладан и соль, кусочек шерстяной одежды и магнит. Затем закрыть скорлупу, склеить ее и произнести:
   Не орех я несу,
   А счастье,
   Что меня не оставит.
   Это крайне любопытная и древняя формула провозглашает, что, что бы человек не делал, он не должен прерывать свое действие. С помощью этого любое действие становится магией. Каким образом, когда что-то собирают и превращают в амулет или хотят, чтобы все прошло хорошо, нужно, когда мы берем что-то сказать: "Я не собираю" и назвать предмет или сказать "Я беру себе удачу, которая никогда меня не оставит", это позволяет каждому обеспечить исполнение желания при любом раскладе.
   Паук также используется в гадании. Я нашел следующее в популярной брошюре:
   "Il Ragno Industrioso. В Соннике и в работах знаменитых каббалистов Рутилио Беникоза, Казамиа, Л'Индовино, ИльПальмаверде, Нострадамус, древних сивилл и гаруспиков мы часто находим методы гадания и секреты узнавания счастливых номеров в лотерее:
   "Возьми паука, только пусть он будет большим, и положи, не причиняя ему вреда, в маленькую коробочку, на дне которой будут лежать маленькие кусочки бумаги, пронумерованные от одного до девяноста. Накрой все это прозрачной вуалью и дай пауку время, чтобы соткать паутину. Естественно, что насекомое будет ползать и коснется некоторых номеров. Их нужно пометить. Сделай это три раза, потом отпустите паука. Многие, сделав это, выиграли в лотерею".
   Можно отметить, что, для того, чтобы гадание это было успешным, нужно отпустить паука. Так и в некоторых гаданиях Марцелла животное, после того, как его таким образом использовали, должно быть отпущено в целости и сохранности- Ecce dimitto te vivam!
   Паука, как можно отметить, допускается применять и в иных гаданиях, кроме угадывания номеров в лотерее. Если вы напишите "да" или "нет", то он выберет для вас отрицательный или утвердительный ответ на вопрос, выберет имена друзей и врагов, укажет на счастливые дни.
   Но есть у паука и отталкивающая и отвратительная сторона. Все прядильщики, кого мы видим, женского пола. Мужские особи- создания малозначительные, несопоставимые по размерам и силе со своими подругами, которые, действительно, часто пожирают их, будто бы они карлик. Но он движим непостижимым желанием совокупляться с ней, когда она на то соглашается, после того, как происходит соитие, она съедает его на десерт. Иногда Арахна съедает некое количество поклонников до совокупления, так что каждая паутина- своего рода Тур де Нель. В Париже есть женщины, таких в других местах нет, про которых можно сказать применительно к неотразимой прелести ее чар "Elle a mangИe sept hommes", "она съела семь человек". Такова и паучиха.
   Поэтому паук и отвратителен. Он ядовит, хитер, безжалостен, своего рода каннибал, и всегда ужасно-морально- отвратителен. Очень знаменательно то, о чем я говорил в другой главе, что есть некий закон, более высокий, нежели простая случайность, или наши собственные ассоциации, в том, что нечто ядовитое, отталкивающее, противоречивое показывает свою сущность определенными признаками или звуками, в соответствии с видом, в котором они явились, и есть что-то странное и человеческое в том, как выражаются себя цветы и другие многочисленные феномены. Из этого всего справедливо можно сделать предположение о том, что все имеет развитые в определенной степени ощущения, чувства, эмоции и некое подобие мышления, о чем мы не имеем настоящего представления. Во всем есть дух и- но какие?- то нам неведомо.
  

ЗАКЛИНАНИЕ ЗЕЛЕНОЙ ЯЩЕРИЦЫ

Старая ящерка сказала мне: "Ничто в этом мире не движется в обратном направлении, все идет вперед: камни становятся растениями, растения - животными, животные - людьми, а люди - богами".

"А кем становятся старые боги?"

"Это будет предрешено"

   Гейне, "Путевые картины"
   Среди рецептов от болезней глаз Марцелл считается действенным следующее: взять зеленую ящерицу, ослепить ее медной иглой и положить в стеклянную вазу с кольцами из золота, серебра, железа, янтаря и даже меди, ut etiam cuprei, потом запечатать ее, deinde vas gypsabis. На пятый или седьмой день вы откроете ее и увидите, sanis luminibus, что у ящерицы снова выросли глаза. Вы ее отпустите, но сохраните кольца и носите их, в особенности нужно смотреть через окружность кольца (5).
   Когда я спросила старую женщину во Флоренции, знает ли она это средство, она сказала: "Да", добавив, что оно неполно, так как в конце требует произнести заклинание. Вот оно:
   Когда отпускаете ящерицу, нужно произнести:
   Убегай, ящерка,
   Унеси с собой болезнь (яд),
   И когда вернешься ты,
   Буду снова я здоров.
   Есть веские основания полагать, что заклинание старое римско-этрусское. Во-первых, здесь, как и в других заклинаниях Марцелла, ловят животное, возлагают на него расстройство, затем отпускают его, дав указания. Но, во- вторых, Марцелл приводит другое медицинское средство для лечения болезней печени:
   "Возьмите зеленую ящерицу, et de acuta parte canna jœur ei tolle, положите ее в красный шерстяной мешочек или в натуральный черный, повесьте его на больную часть тела, затем отпустите ящерицу, но скажите ей: "Ecce dimitto te vivam, vide ut ego quemcunque hinc tetigero epar non doleat!" (Отпускаю тебя живой, но смотри, когда я касаюсь тебя, боль из моей печени уходит").
   Учитывая все изложенное, можно сделать вывод о полном тождестве с итальянским заклинанием.
   Совершенно точно то, что кольца Марцелла могут означать также и бусины. Такой вывод можно сделать из того, что здесь упоминается янтарь. Сейчас примечательно то, что люди со слабым зрением носят янтарные бусы, важно также, что они должны, чтобы укрепить зрение, смотреть сквозь бусины. У меня есть нить из пятидесяти двух янтарных бусин, которым по меньшей мере сто пятьдесят лет. Их было в два раза больше, но они понемногу разошлись, их забирали жители Пенсильвании, которые страдали заболеваниями глаз. Старое этрусское заклинание ящерицы было забыто везде, кроме Тосканы, но веру в целительную силу янтаря выжила.
   Связь янтаря и глаз очень древняя. Предполагают, что это- слеза солнца, он- из глаза самой Вселенной. Согласно поздним мифам это слезы Гелиад, оплакивающих своего брата Фаэтона. Мур к тому отсылает в своей поэме "Прощай, дочь Аравии".
   Встречаются иногда ящерицы с двумя хвостами, как упоминается в MARYATT'S Pasha с большим количеством историй. Я нашел следующее в своей коллекции рукописей, относящихся к тосканскому фольклору.
   " Если у кого-то будет ящерица с двумя хвостами, если он будет носить ее с собой, то он будет необычайно удачлив- parla una immensa fortuna. Он может быть уверен, что, играя, он никогда не проиграет, mai altro- совсем наоборот, он всегда будет побеждать и будет счастлив во всем".
   Марцелл (cap. 23, p. 166) приводит другой рецепт, где упоминается зеленая ящерица:
   "Lacerta viridis viva in ostio splenitei ante cubiculum ejus suspenditur, ita ut procedens et rediens eam semper manu sinistra et capite contingat, quo facto mire ad sanitatem proficiet."
  
   Живую ящерицу нужно повесить на двери у того, кто страдает от болей в селезенке, тк что он может дотрагиваться до нее, когда входит и когда выходит. После того, когда это будет сделано, чудесным образом наступит исцеление.
   Причина, по которой ящерица связана со зрением и светом, кроется в древнем символизме. Ранее считали, что ящерица была слепой, пока не вышла на свет солнца и не прозрела. И старые книги о животных делают такой вывод: "Посему человек, ослепленный солнцем, должен обратиться к Христу, который есть истинное солнце". Именно по этой причине Рафэль нарисовал Мадонну с ящерицей на праздновании Мадонна della lucertola (прим.пер.- Мадонна ящерицы) (Куглер, "Справочник по истории живпописи" (1837, vol. i., p. 248). Она была так же связана с прорицанием, как и со светом, поэтому она и была символом Аполлона, солнечного бога Гелиоса, сицилийского прорицателя, рожден Аполлоном от Фемисто ( ????????? {Greek Пemisteia}), или Пророчества (фLIAN, xii., 46; also CICERO, De divinat, i., 20). Отсюда и появилась связь с янтарем, "слезами солнца", и использование в качестве лекарства для глаз.
   И из-за того, что ящерица была древним символом тепла и света, и полагали, что саламандра, желтовато-коричневая ящерица, живет в огне. Это не была, однако, общеизвестная саламандра, о которую Гейне, раз будучи мальчиком, обжегся, но разнообразные духи, обитающие в пламени, которых видел Бенвенуто Челлини однажды, который рассказывал, что в честь этого случая отец задал ему хорошую порку, чтобы он все запомнил. Я заметил в своем переводе "Германии" Гейне, что порка, которая предостерегла его ото лжи, была воспринята им правильно (6).
   Так как ящерка - маленькое, диковинное, живое, странное и дикое маленькое создание, пятнистое, зелено-золотистым лучом мелькающее среди скал, будто бы наделенное необычным разумом, неудивительно, что многие видели в нем эльфа, который иногда принимает человеческую форму. И оно пришло ко мне, когда я грезил наяву в саду Виа Реджжио:
   Я ночью в пустоши скакал,
   И вдруг я замок увидал,
   Где ветер травы колыхал,
   На праздник шел туда народ,
   Меня зовут в свой хоровод,
   В толпы людской водоворот.
   Я пил вино и танцевал,
   А ветер травы колыхал,
   Такого счастья я не знал.
   Но вдруг раздался странный звук-
   Я с ящеркой танцую вдруг,
   А ветер колыхал траву.
   Проснулся утром у холма,
   Нет никого. И тишина.
   Где серых скал стоит стена,
   Бежит лишь ящерка одна.
  
   Примечания:
   1.L. AnnФus Cornutus de natura deorum, 211, pub. by Fr. Osann, 1844
   2. Pausanii De. GrФciФ, lib. ix., c. 8
   3. Hedera quoque vel laurus et hujusmodi: quФ semper servant vivorem in sarcophago corpori substernantur ad significandum, quod qui moriantur in Christo, vivere non desinant, nam licet mundo noriantur secundum corpus, tamen secundum animam vivunt et reviviscunt in Deo."--DURANDUS, Ration. Div. Offic., lib, vii., c. 35
   (Плющ или лавр и им подобные, которые всегда служат знаком того, когда они покрывают труп, что те, кто умер во Христе, жить не перестают, ибо хотя тело их умирают, духом они живут и воскресают в Боге)
   4. Пауки, которые приходит к вам домой, как говорят негры, указывают на число ваших друзей. Если вы убьете паука, вы потеряете друга. В то же время предполагается, что некоторые пауки, которых принимают в пищу, вызывают смерть. "Паук в клецке"- имя секретного яда. Паутину часто находят на теле слабых младенцев. Заметка Мэри.А.Оуэн.
   5.Мистер Невилл рассказал, что нужно убить цейлонскую ящерицу, пена, которая пойдет от нее- лекарство для слабых глаз.
   6. См. "Германия" Генриха Гейне, перевод с примечаниями Чарльза Годфри Лиланда, Лондон, Хайнманн, 1872.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"