Лоренс Роберт М. : другие произведения.

Крысы и мыши как орудия возмездия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава из книги "Магия подковы и прочие заметки о фольклоре"


   Когда в древние времена на поля совершались набеги и посевы и злаки пожирали переносящие различные болезни насекомые и грызуны, эти животные считались либо посланцами дьявола, либо истинными демонами во плоти. Мы узнаем, однако, что с крысами и мышами было связано особенно много суеверий, к их действиям внимательно присматривались, так как они могли предвещать благо или зло. Раввинический миф говорит, что крыса и еж были созданы Ноем, чтобы убирать ковчег, но когда крыса стала назойливой, патриарх вызвал кота из носа льва. В "Гораполлоне", единственной работе, в которой содержится попытка объяснить египетские иероглифы, крыса изображена в качестве символа разрушения. Но египтяне также считали, что ей не чужд здравый смысл, так как если ей предоставить право выбрать один из нескольких кусков хлеба, она выберет лучший.
   Согласно древней легенде, когда тевкры, или прародители троянского народа, покидая остров Крит, чтобы основать колонию, оракул повелел им избрать место жительства там, где они будут атакованы местными жителями. Когда они расположились на ночлег, появились мыши и обглодали кожаные ремешки на их оружии, в соответствии с предсказанием они построили на этом месте свои дома и возвели там храм Аполлону Сминтеусу, это слово происходит от слова, обозначающего крысу на эолийском диалекте. В древней Торе мышам поклонялись, греческий писатель Гераклид Понтийский говорил, что их особенно почитали в Хрисе, городе, известном своим храмом Аполлона. В Хамаксите мышей тоже кормили за счет государства. Геродот согласно отдельным источникам сообщает, что, когда в 699 г. до н.э. Египет захватила ассирийская армия под предводительством Сеннахериба, фараону Сетону в видении открылось, что он получит помощь богов. И в канун битвы место, где расположились ассирийцы, атаковал легион полевых мышей, они напали на их колчаны и луки, захватчики, оставшись без исправного оружия, бежали в смятении следующим утром. И в память об этом знаменательном событии в храме Вулкана в Мемфисе возвели статую фараона Сетона, который несет в руке мышь, с надписью "пусть каждый, кто смотрит на меня, почитает богов".
   Цицерон в своем трактате о гадании, комментируя абсурдность распространенной тогда веры в чудеса, отмечает, что если знамения такого рода имели бы какой-то смысл, то он сейчас должен был бы переживать за сохранность Содружества, ибо мыши недавно сгрызли копию "Республики" Платона в его библиотеке. Плиний писал, что крысы предсказали войну в 89 году до н.э., уничтожив серебряные щиты и латы у Лавиния, древнего города возле Рима, они также предсказали смерть римскому военачальнику Карбо, съев его шнурки и подвязки у Клузиума, современного Кьюзи, в Этрурии. Тот же самых писатель в седьмой книге "Естественной истории" посвящает короткую главу, вымышленным и имевшим место на самом деле случаям, когда жители различных городов Римской империи были изгнаны из своих домов вредоносными животными, рептилиями и насекомыми. Он утверждает, что согласно мнению греческого моралиста Теофраста (372-287 до н.э.) жители Гайароса, города на Кикладах, были вынуждены оставить свои дома из-за нашествия крыс и мышей, которые съели все, что смогли найти, включая то, что было сделано из железа.
   Когда филистимляне забрали ковчег Господа из лагеря израильтян, как сказано в книге 1 Царств, IV, на их земли была послана мышиная чума, чтобы она их опустошила, после этого филистимляне вернули ковчег вместе с искупительной жертвой, которая состояла из пяти золотых мышей, чтобы загладить причиненный вред.
   В средневековых легендах крысы нередко также упоминают как орудие возмездия. Польский король Попель II, который взошел на престол в 820 г., оказался недостойным, так как был аморальным тираном, и согласно преданию небеса наслали на него множество крыс, которые постоянно преследовали его. Король нашел убежище в замке на острове, расположенном посередине озера Гопло, на границе с Пруссией. Но крысы, наконец, вторглись и в эту цитадель и уничтожили короля и все, что принадлежало ему.
   И вновь в 970 году, как гласит легенда, Гатто II, архиепископу Майнца, которого паства за жадность и жестокость, проявленные в голодное время, возненавидела, один из его слуг сказал, что полчища крыс по дорогам продвигаются к его дворцу. Епископ сразу же отправился в башню в среднем течении Рейна, около Бингена, известную также как Мышиная башня. Там он укрылся от своих преследователей. Но крысы выплыли, перелезли через стены и уничтожили его. Также можно прочитать в "Хрониках английских королей", что во времена правления Вильгельма Завоевателя во время пира великого правителя атаковали мыши, и "хотя он удалялся из моря на сушу, а из суши - на море", мыши преследовали его до самой смерти.
   Крысы и мыши, однако, не были единственными живыми существами, избранными в качестве орудий возмездия. В 350 году во время длительной осады римской крепости Нисибина в Месопотамии персидским царем Шапуром II жители упросили своего епископа, святого Иакова, проклясть врага. И святитель, стоя на одной из башен крепости, призвал Бога наслать на недруга полчища мух, и предание гласит, что молитва тот час же была услышана. Множество насекомых напали на осаждающих, на их коней, слонов, и люди и животные, обезумев, были вынуждены отступить. Таким образом, осада была снята. Древние филистимляне поклонялись особому божеству, Вельзевулу, которого они наделяли властью убивать мух. Тот же самый регион сейчас полон вредоносных насекомых, но современный путешественник, скорее, не будет взывать к Вельзевулу, а воспользуется мухоловками и прочими практическими способами.
   Таковы примеры того, как насекомые и грызуны используются в качестве орудий возмездия, вряд ли стоит удивляться тому, что в древности люди использовали магические методы, чтобы защитить себя от этих существ.
   В Мексике с крысами ранее было связано множество суеверий, считалось, что они досконально знают характер каждого члена семьи, и было принято говорить о вопиющих нарушениях морали со стороны этих членов семьи по тому, что различные предметы мебели, такие, как коврики и корзины, были обглоданы. Но непохоже, что грызуны были настолько прозорливы, что могли указать на конкретного человека, чье поведение вызвало их бурное недовольство.
   Мексиканцы также верили в то, что тот, кто отведает пищи, которую грызла крыса, скоро будет ложно обвинен в каких-либо проступках.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"