Виникомб Джон : другие произведения.

Стрелец

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод главы книги Джона Виникомба "Вымышленные и символические животные в икусстве"


   Fictitious and Symbolic Creatures in Art
   by John Vinycomb
   [1909]
   Стрелец, кентавр, иппокентавр
   ...яростный Стрелец
   Внушает ужас грекам."
   Шекспир, "Троил и Крессида, акт v, сцена 5, пер. Т.Гнедич
   "Праздники, никогда не ведомые фессалийским кентаврам"
   Томпсон, "Осень".
   Под этим именем известен мифический монстр классического происхождения, наполовину человек, наполовину конь, который держит стрелу на натянутом луке. Это один из двенадцати знаков Зодиака, известный широко как Стрелец, другое его название- Стрелок (Лучник), его обозначают специальным знаком. На гербе оно может отмечать тех, кто является особенно выдающимся в этой сфере.
   Герб традиционно приписывается королю Стефану, как его описывает Николас Аптон: "Scutum rubeum, in quo habuit trium leonum peditantium corpora, usque ad collum cum corporibus humanis superius, aa modum signi Sagittarii, de auro" (прим. пер. - "красный щит, на котором тела трех львов до шеи, выше - человеческие тела, подобно знаку Стрельца, из золота"", лат.). Он, как прочие ранние образцы, представлен в виде наполовину льва, наполовину человека.
   Герб короля Стефана иногда выглядит как один стрелок, говорят, он взял в себе такой герб, так как начало его правления выпало на знак Стрельца. Другую причину видят в том, что он выиграл битву с помощью своих лучников и начал свое правление. Опять же, говорят, что город Блуа использовал знак стрелка в качестве символа преследования, и Стефан, сын графа де Блуа, подтвердил значение этого символа в своем противостоянии императрице Мод или Матильде. Но современного источника этих умозаключений, которому можно было бы доверять, однако, не существует. Стрелец был также на печати Уильяма де Мандеваля (времена Генриха III), но он не имел геральдического значения.
   Герб на флаге Ламберта, графа Кавана - это кентавр на зеленой горе с красным луком и золотыми стрелами. Он также появляется на гербе Аскелома, Бендлоуза, Кроми, Круэлла, Ламберта, Пети, Пети-Фитцмориса.
   Слово "кентавр", вероятно, произошло от греческого "kenteo", что означает "охотиться", "преследовать" и "tauros"- "бык", фракийцы и фессалийцы с древнейших времен выделялись своим мастерством и своей смелостью в охоте на быков, которых они преследовали на благородных скакунах тех местностей, где они даже во времена поздней Римской империи считались племенем благородным. Кентавр, несущий женщину, появляется на монете Леты, находящейся в Македонии, которая согласно Плинию и Птолемею была расположена на границе с Македонией, и сказки о кентаврах в этом и соседнем районе, где в изобилии водились скакуны благородного племени, возникли, несомненно, когда наблюдали за доблестными деяниями тех, кто впервые покорил коня воле человека, кто скакал на этих прекрасных животных, направлял их по своему усмотрению, заставлял приблизиться или отскочить с невероятной быстротой- все это породило простую идею о том, что некогда конь и человек были единым существом.
   Сэр Джон Мондевиль в своих "Путешествиях" (изданных Уинкеном де Уордом, 1499) говорит, что "в Бахарии очень много гиппопотамов, которые живут как в воде, так и на земле, они наполовину люди, наполовину кони, они пожирают людей, когда те им попадаются".
   В современной истории имеется только один любопытный пример аналогичного суеверия. Когда коренные жители Южной Америки, которые не знали о существовании лошадей, впервые увидели своих захватчиков, испанцев, восседающих на конях в полном вооружении, они вообразили, что конь и всадник представляют собой одно существо, наделенное сверхъестественными способностями.
   Такие существа, как эти, вычеканенные на грубых монетах Леты и прочих предметах, были, несомненно, первым шагом к работам Фидия, знаменитого греческого скульптора, посвященные данной теме, так, его битва кентавров с лапифами украшает метоп афинского Парфенона, с изображениями на нем они имеют поразительное сходство в простоте своей идеи.
   Любопытный пример соединения облика животного и человека представлен на ожерелье, найденном на острове Родос, сейчас он находится в музее Клюни в Париже. Это ряд тонких золотых пластин, на которых рельеф из человеческой фигуры с нижней частью лошади или оленя. Она сочетается с другой фигурой, состоящей из нескольких частей, человека и птицы, в руках - хвосты двух животных, это указывает на ловкого и быстрого охотника.
   По мнению Гомера, кентавры не монстры, а старое фессалийское горное племя, отличающееся великой силой и необычайной жестокостью. Говорят, что они жилы в горных районах Фессалии и были оттуда изгнаны лапифами в Горы Пинд (прим. пер.- горная цепь между Фессалией и Эпиром). Их соперничество с лапифами считается символом борьбы греческой цивилизации с варварством раннего пеласгианского периода. Это может быть причиной, по которой раннее греческое искусство уделяло этому вопросу столь много внимания.
   Это соперничество идет со времен бракосочетания Пирифа и Гипподамии, на которое были приглашены самые почтенные кентавры. Кентавр Эвритион, пьяный, попытался украсть невесту. Это привело к схватке, которая после ужасных поражений у каждой из сторон закончилась тем, что кентавров изгнали из страны. Обычай изображать кентавров в облике наполовину коней, наполовину людей возник в более поздние времена, это стало излюбленной темой греческих поэтов и художников.
   Из всех кентавров самым известным был Хирон, знаменитый своей мудростью и своими познаниями в медицине, он также заслуживает упоминания как наставник многих знаменитых греческих героев. Гомер, которому ничего не было ведомо о лошадином облике кентавров, изображает его наиболее честным из всех кентавров, делает его другом Ахилла, которого он учил музыке, медицине, охоте. Он также был другом Геракла, который в силу несчастного случая ранил его отравленной стрелой. Раны невозможно было излечить, и он добровольно решил умереть вместо Прометея. Юпитер поместил его среди звезд, где он зовется Стрелец.
   Букентавр, от греческого "бус" (бык) и "кентаурос" (кентавр) в классической мифологии был чудовищем с двумя обликами, наполовину человеком, наполовину быком. Так звалась барка дожа Венеции.
   Минотавр, убитый Тезеем, имел тело человека и голову быка.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"