Шурыгин Олег : другие произведения.

Глава пятая. "Гопал-свидетель". Кришнадас Кавирадж

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Истории из пятой главы мадхья-лилы "Шри Чайтанья-чаритамриты"


   Глава пятая. "Гопал-свидетель"
   (Истории из пятой главы мадхья-лилы "Шри Чайтанья-чаритамриты")
  
  
   Вступление
  
  
   Хоть божество, но шел пешком он долго,
   Сто дней, и всё - чтоб угодить брахману,
   Достоин удивленья этот случай,
   Гопал-свидетель, пред тобой склоняюсь.
  
   Слава, Слава Шри Чайтанье, слава Нитьянанде,
   Слава Шри Адвайте, слава всем, кто любит Бога!
   Вот приходит Шри Чайтанья в Яджапура-грам,
   Шри Вараха* посещает он смиренно там,
   Вознеся ему молитвы, стал он танцевать,
   Стал он петь, смеяться, плакать, - снова и опять,
   Ночь провел он в той деревне, а потом пошел
   В Катаку (Гопал живет там), - в лучшее из сел!
   Там живет Гопал-свидетель. - что за божество!
   Как красив он! И склонился возле стоп его
   Шри Чайтанья, что за радость на него нашла!
   И пока не опустилась на деревню мгла,
   От любви смеялся, плакал пред Гопалом он,
   Танцевал и пел, лишь Богом только поглощен!
   Возносил ему молитвы Шри Чайтанья, но
   Ночь подходит: "Здесь остаться я хотел давно,
   Чтоб услышать о Гопале, что же было с ним?
   Мы историю об этом выслушать хотим!"
   С преданными он остался на ночь в месте том,
   Нитьянанда им расскажет ночью обо всем,
  
   ______
   *Божество.
  
   Ведь ходил уж Нитьянанда по святым местам,
   Посещал он также в прошлом и вот этот храм,
   Он историю Гопала слышал от людей,
   Дело старое, прошло уж очень много дней,
   Но теперь об этом будет говорить здесь он,
   Слушает Господь Чайтанья, в радость погружен.
   Город есть, Шри Видьянагар, жили как-то в нем
   Два брахмана, и решили раз пойти вдвоем
   В путешествие брахманы по святым местам,
   Посетили в Варанаси они каждый храм,
   Были в Гае и Праяге, а затем пошли
   В Шри Матхуру, - город виден вот уже вдали,
   Что за счастье захлестнуло души их в тот миг,
   Лес священный перед ними вот уже возник,
   По двенадцати ходили брахманы лесам,
   Вот и Говардхан уж виден из-за леса там,
   Во Вриндаван эти двое брахманов идут,
   Только Кришне служат люди постоянно тут,
   Там, где храм Говинда-дева в наши дни стоит, -
   Был тот храм другим служеньем в прошлом знаменит,
   Шри Гопал там жил, и люди только лишь ему
   Поклонялись, разгонял он в их сердцах всю тьму.
   В месте, где был змей Калия Кришной усмирен
   (Кришна, царь изящных танцев, танцевал на нем),
   Где убит был демон Кеши, и в других местах
   (Память в них живет о Кришне и его делах), -
   Брахманы там омовенье совершили и потом
   В храм вошли Гопала-дева, - позже, где-то днем.
   Пред Гопалом они встали, вмиг поражены
   Красотой его великой: "Да, мы здесь должны
   Дня на три теперь остаться, чтобы отдохнуть,
   Как прекрасно здесь, а после можно снова в путь!"
   Так решили эти двое, среди них один
   Был старик, уже доживший до своих седин,
   Но второй был еще молод, он всегда служил
   Пожилому, - дни и ночи, не жалея сил.
   Был доволен этим очень пожилой брахман,
   Вот он говорит: "Как много самых разных стран
   Мы с тобою посетили, сколько мест святых!
   И усталости не знал я совершенно в них,
   Сын отцу так вряд ли мог бы преданно служить,
   Стану ль я неблагодарным? Нет, не может быть!
   Слушай, дочь тебе отдам я, дочь есть у меня!"
   Младший брахман отвечает: "А твоя родня?
   Что родные тебе скажут, ты же так богат,
   Я же беден и незнатен - кто такому рад?
   Знатен и учен ты очень, очень знаменит,
   Род твой многие другие знатностью затмит,
   Дочери твоей не пара, без сомненья, я,
   И скажу тебе я прямо, правды не тая:
   Я хочу, чтоб только Кришна был доволен мной,
   И служение брахману - это путь прямой,
   Путь, что Кришну позволяет удовлетворить,
   Рад Шри Кришна очень сильно, если кто служить
   Брахманам всегда стремится - было так всегда,
   И лишь это покоряет Кришну без труда,
   Преданность моя сильнее сделалась к нему,
   И лишь только эту плату я себе возьму!"
   Пожилой брахман ответил: "Все сомненья прочь!
   Знай, что отдаю тебе я в жены свою дочь!"
   Младший говорит: "Забыл ты, а твоя родня?
   Сын, жена и все другие, разве за меня
   Твою дочь спокойно эти люди отдадут?
   Их согласие так важно, что поделать тут?
   Вспомни, как отец Рукмини, Бхишмак, захотел
   В прошлом дочь отдать Шри Кришне, - разве он посмел?
   Нет, куда! Ведь сын был против - и отец не смог
   Подарить свою дочь Кришне, - извлеки урок!"
   Старый брахман отвечает: "Я там всех главней!
   Дочь моя - мое богатство, что мне до людей!
   Все сомнения отбросить должен ты сейчас..."
   Младший брахман отвечает: "Пусть же теперь нас
   Шри Гопал один рассудит, подойди к нему
   И скажи опять все это - Богу своему!"
   Подошел к Гопалу брахман старый и сказал:
   "О Господь, я дочь сегодня вот кому отдал!"
   На брахмана указал он, молодого, и потом
   Молодой сказал: "Тебя мы, Бог мой, позовем
   Как свидетеля, коль будет что не так, на суд!
   А теперь идем домой мы, дома нас все ждут!"
   Так пошли они обратно; молодой служил
   Старому брахману так же, не жалея сил.
      ____
  
  
   "Ссора с родными"
  
  
   Вот брахманы возвратились - каждый к себе в дом,
   Пожилой тут начал думать только об одном:
   "Молодому я брахману слово дал, и что ж?
   Как его исполнить? да уж, разве тут уснешь!
   Надо рассказать об этом сыну и жене,
   Что они ответить смогут на такое мне?"
   Вот он собирает вскоре всех своих родных,
   Ничего не утаил он в этот день от них,
   Закричали вдруг родные: "Ужас! Как ты мог!
   Извлеки теперь отсюда правильный урок,
   Слов таких не говори ты больше никогда,
   Дочь отдашь тому, кто ниже - ждет тебя беда,
   Люди будут все смеяться, старый, над тобой..."
   Брахман отвечает: "Нет уж, на земле святой
   Слово дал я, и конечно, будет так, как есть:
   Дочь отдам я, будь что будет, сохранить бы честь!"
   Тут родные закричали: "Знать тебя тогда
   Не хотим мы, ты чужим нам станешь навсегда!"
   Сын с женой ему сказали: "Знай, мы выпьем яд,
   Лучше смерть, ведь кто такому браку будет рад!"
   Брахман говорит: "Свидетель есть у нас, Гопал,
   Вы хотите, чтобы брахман тот его позвал,
   Будет суд, и дочь возьмет он после по суду,
   Где защиту своей чести я тогда найду?"
  
   Сын тут говорит: "Свидетель? Кто же? Божество!
   Да еще вдали отсюда! Как же вы его
   К нам в деревню приведете? Страх отбрось скорей!
   Просто говори: "Не помню!" Лжи здесь нет, ей! ей!
   Если просто ты ответишь: "Я не помню!" - то
   Доводы его я быстро обращу в ничто!"
   Опечалился тут очень пожилой брахман:
   "Что тут делать? Как разрушить этот весь обман?
   Лишь Гопал помочь мне сможет, он - защитник мой!
   Защитит он честь и близких от беды такой!"
   Молодой брахман приходит, наконец, к нему,
   Говоря: "Тебя, я, старец, что-то не пойму
   Обещал ты дать мне в жены дочь, и что теперь?
   Закрываешь от меня ты в доме этом дверь!
   О, прими мои поклоны, ты мне - как отец,
   Как решим с тобой мы это дело, наконец?"
   Но молчит, услышав это, пожилой брахман,
   Вдруг из дома сын выходит, гневом обуян,
   Палку он скорей хватает и бежит вперед,
   Может, гостя бить он будет, кто его поймет?
   Он кричит: "О недостойный, на сестре моей
   Захотел жениться? Как же, ты не пара ей!
   Ты - как карлик, что пытался завладеть луной,
   Погоди, сейчас расправлюсь, низкий, я с тобой!"
   Молодой брахман, увидев палку, убежал,
   Но потом людей деревни он скорей собрал,
   Люди же сюда позвали также старика
   (Знать хотели они точно всё, наверняка),
   Все собрались, и тогда лишь брахман молодой
   Так сказал: "Узнайте, люди, что стряслось со мной:
   Брахман этот дочь хотел мне в жены дать, и что ж?
   Где она? Его спросите! Что это за ложь!"
   Люди все тогда спросили старика: "Скажи:
   Обещал? Так что ж не отдал? Мы не терпим лжи!"
   Отвечает им на это брахман: "Я забыл!
   Стар ведь я, и мне уж часто не хватает сил!"
   Сын его, услышав это, начал говорить,
   Ложной логики бесстыдно развивая нить,
   Говорил он очень смело, но в глазах - обман:
   "Люди, знайте все, вот этот пожилой брахман,
   Мой отец, в места святые много взял с собой
   Драгоценностей и денег, - шел он не пустой!
   Молодой же это понял, и решил украсть
   Все его богатство, люди, вот - стяжанья власть!
   Выждал он, когда остались лишь они вдвоем,
   Дал он яд отцу, дхутуру, собранную днем,
   Сумасшедшим стал от яда сразу мой отец,
   И тогда его ограбил спутник, наконец,
   А затем сказал, что воры были здесь, они
   Всё забрали и исчезли в сумрачной тени,
   А затем про дочь спросил он, и ее отдать
   Обещал отец, - ведь что он мог еще сказать?
   Люди, это всё примите к сведенью, и нам
   Так скажите: можно ль верить этим вот словам?
   Дочь отдать тому, кто ниже... невозможно, нет!
   Мой отец не сумасшедший, - вот каков ответ!"
   Люди думают: "Кто знает, может быть и так:
   Жажда денег загоняет душу в жуткий мрак,
   Человек забыть ведь может принципы все вмиг..."
   Разговор такой в то время здесь в толпе возник.
   Тут опять вперед выходит молодой брахман,
   Говоря: "Поймите, люди, это всё обман,
   Цель оправдывает средства - принцип есть такой,
   Ложь он говорит, и это - просто звук пустой,
   Лишь бы одержать победу в споре, а потом,
   Всё не важно... Знайте, люди, ночью или днем
   Я брахману пожилому преданно служил,
   И на это лишь в пути я направлял свой пыл,
   Был брахман служеньем этим удовлетворен,
   "Дочь тебе отдам я, слушай!" - так сказал мне он,
   Отказался я, и это вот ему сказал:
   "О, почтенный, стой, пока ты слова мне не дал!
   Недостоин я, о брахман, дочери твоей,
   Ты богат, учен и знатен - род твой всех знатней,
   Я же беден, по рожденью низок, неучен...
   "Нет, получишь дочь ты в жены!" - повторял мне он,
   Я же говорю: "А как же сын твой и жена?
   Согласятся они разве? Ложь нам не нужна!
   Если вдруг они откажут, значит, ты солгал...
   Но брахман опять мне это повторять вдруг стал:
   "Слушай, дочь бери, сомненья все отбросив вмиг,
   Я ее хозяин, хватит! (закричал старик)
   Дочь отдам, кому хочу я..." - тут он замолчал,
   Я же говорю: "Ты видишь, вот стоит Гопал,
   Божество, теперь спокойно подойди к нему,
   И скажи опять все это - Богу своему,
   Подошел тогда вот этот брахман к алтарю
   И сказал: "Господь, я дочку вот кому дарю..."
   На меня при этом старец пальцем указал,
   Я же говорю: "Запомни, мой Господь, Гопал,
   Если дочь мне не отдаст он, я к тебе приду,
   Ты - свидетель, и его мы привлечем к суду..."
   Я лежал всё это время перед ним в пыли,
   Перед божеством, Гопалом, Богом всей земли!
   Ведь словам его все верят в трех мирах, и вот
   Вы ему поверьте тоже, если он придет!"
   Тут старик сказал: "Согласен, если божество
   К нам придет, то кто не примет слова здесь его?
   Я тогда отдам, конечно, сразу свою дочь,
   Знайте это, и сомненья все гоните прочь!"
   Сын же говорит брахмана: "Да, да будет так!"
   Сам же думает: "Конечно, мой отец чудак,
   Божество придет? Такого ведь не может быть!
   Логики исчезла в этом золотая нить!"
   Ну а старец так подумал: "Кришна, ты придешь!
   Твоя милость безгранична! Уничтожь всю ложь!"
   Все сошлись, конечно, сразу на таких словах,
   Тут жених сказал: порядок есть в таких делах,
   Написать теперь бумагу, люди, мы должны,
   Ведь кому такие споры в будущем нужны?
   Согласились все, и вот уж договор готов,
   Подписи сторон скрепили истинность тех слов,
   И посредниками стали люди, как один,
   Все довольны этим были, все, и даже сын!
   "Возвращение во Вриндаван"
  
  
   Тут опять сказал всем людям брахман молодой:
   "Люди, знайте, этот старец - человек простой,
   Честный и религиозный, и от слова он
   Отказался по неволе, горем удручен,
   Ведь убить себя хотела вся его родня,
   Вот он и отверг сегодня в страхе здесь меня!
   Но лишь по его заслугам Кришна к нам придет,
   Чтоб свидетельство представить, - знайте наперед!
   Подтвердить захочет Кришна здесь слова его ..."
   Атеисты засмеялись, все до одного,
   Но другие вдруг сказали: "Милость такова
   Бога, что ее измерить можем мы едва,
   Он придти, конечно, сможет из далеких стран..."
   Тут пошел жених скорее в светлый Вриндаван,
   Пред Гопалом он на землю сразу же упал
   И сказал ему: "Послушай, мой Господь, Гопал,
   Обо всем тебе хочу я, Бог мой, рассказать,
   На брахманов постоянно льешь ты благодать,
   Твоя милость безгранична - помощь нам нужна,
   Защити ты честь брахманов - полностью, сполна,
   Мы вдвоем к тебе взываем: помоги же нам,
   Дочь мне не нужна вот эта - верь моим словам,
   Но обидно: обещал ведь мне ее старик,
   И потом из-за невесты спор у нас возник,
   Я страдаю: обещанья он сдержать не смог,
   Защити его ты слово, милостивый Бог!
   Только ты у нас свидетель, только ты один,
   Ложь сказал пред всей деревней глупый его сын,
   Ты же знаешь всё, как было, знаешь лучше всех,
   Говорить в суде не станешь - совершишь ты грех!"
   Кришна так сказал: "Спокойно возвратись домой,
   Собери людей, при этом ум направив свой
   На меня, и я сейчас же появлюсь у вас,
   Всё скажу я, всё, как было, - сразу, в тот же час!"
   Говорит брахман: "Но если в облике другом
   Ты появишься, как Вишну, что мне пользы в том?
   Кто поверить тогда сможет всем твоим словам?
   В этой форме ты лишь должен появиться там!
   Если этими устами всё расскажешь ты
   (Лик твой свет льет непомерной, высшей красоты),
   То тогда тебе поверят люди сразу все,
   Лишь явись, Господь, пред ними в истинной красе!
   Кришна говорит: "Но я ведь просто божество,
   Скажут все тебе, спроси лишь, все до одного:
   Божество, брахман, не может так, как ты, ходить..."
   Тут брахман сказал: "Но ты ведь можешь говорить!
   Ты не божество - не кукла, нет, конечно, нет!
   Ты - сын Нанды Махараджа, - вот каков ответ!
   Невозможное ты, Кришна, совершишь и нам,
   Двум брахманам, дашь защиту, - верь моим словам!"
   Кришна улыбнулся сразу и сказал: "Ну что ж,
   За тобой, брахман, пойду я, чтоб рассеять ложь,
   Только ты смотреть не должен, о брахман, назад:
   Я застыну, лишь ты бросишь на меня свой взгляд!
   Колокольчики лишь будут в такт шагам звенеть,
   Слушай их, но знай, не надо на меня смотреть!
   Риса мне готовь под вечер целый килограмм,
   Чтоб еды в пути хватало постоянно нам!"
  
  
   "Гопал приходит в эту деревню..."
  
  
   С позволения Гопала на другой же день
   В путь пошел брахман, лишь только ночи спала тень,
   А Гопал за ним - и вот уж сладостно звенят
   Колокольчики ножные - как брахман был рад!
   Рис готовил он в дороге самый дорогой,
   Предлагая всё Гопалу: "О, прими, Бог мой!"
   Так он, наконец, к деревне подошел своей
   И подумал: "Надо людям все сказать скорей,
   К нам на суд пришел свидетель, он поможет мне,
   Но тогда лишь я счастливым стать смогу вполне,
   Если он здесь, без сомненья, будет меня ждать,
   Ну а если он исчезнет - спор пойдет опять,
   Не увидев - не поверят люди никогда,
   Обернусь я - и застынет здесь он навсегда!"
   Обернулся он - и вот уж здесь стоит Гопал,
   Улыбнулся он брахману и затем сказал:
   "Что ж, иди домой скорее и зови людей,
   Я останусь здесь, не бойся, сколько хочешь дней!"
   Побежал скорей в деревню молодой брахман
   И сказал: "Пришел свидетель из далеких стран!"
   Удивились сразу люди: "Как же это так?
   Как же это все случилось, не поймем никак!"
   Все сбежались и вот видят: "Да, стоит Гопал!"
   Каждый тут ему почтенье выражать вдруг стал,
   Красота его такая - радуются все:
   Сам Гопал предстал пред ними в истинной красе!
  
  
   "Я остаюсь навсегда..."
  
  
   В этот миг брахман вдруг старый с криком: "Что за гость!"
   Ниц упал перед Гопалом, - сразу, словно трость,
   Был он счастлив несказанно - праздник ведь у нас!
   А Гопал перед народом свой повел рассказ,
   Рассказал он всё, как было, - всё, совсем, точь-в-точь,
   И отдал брахман тут старый молодому дочь,
   А затем Господь брахманам этим так сказал:
   "Много жизней вас обоих я прекрасно знал,
   Из рождения в рожденье вы служили мне,
   И доволен я служеньем вашим был вполне!
   Что ж, просите всё, и знайте - дам я это вам!"
   Как брахманы были рады Господа словам!
   И сказали они сразу: "Милостивый Бог!
   Если бы остаться с нами навсегда ты смог!
   Мы хотим, чтобы все люди знали то, как ты
   Милость слугам дал, исполнив наши все мечты!"
   Так Гопал остался с ними, и ему они
   Начали служить - с любовью, ночи все и дни,
   Постоянно приходили люди к ним, и вот
   Знает о Гопале весь уж в той земле народ,
   Царь уже об этом знает и приходит к ним,
   Он стоит перед Гопалом долго, недвижим,
   А затем решил построить он Гопалу храм,
   Чтобы высший тип служенья совершался там,
   Храм построили, и знают люди все о том,
   Что живет "Гопал-свидетель" в храме том большом!
  
  
   "Гопал переезжает в Каттак"
  
  
   Так Гопал в Видьянагаре очень долго жил,
   И ему там все служили, не жалея сил,
   Но однажды царь Ориссы, Шри Пурушоттам,
   К ним пришел, и что за битва разразилась там!
   Царь Ориссы - победитель, их же царь пленен,
   Вот стоит среди трофеев драгоценный трон,
   Что "маникья-симхасана" называли все, -
   Каждый камень там сверкает в истинной красе,
   Совершенная огранка, - трон так и горит,
   Но царя лишь поражает Шри Гопала вид,
   Царь был преданным великим, лучшим из людей,*
   Пред Гопалом он на землю падает скорей,
   И смиренно его просит: "О, живи со мной,
   В моем царстве, как хочу я этого, Бог мой!"
   Видя преданность такую, сразу Шри Гопал
   Позволение на это милостиво дал,
  
  
   _______
   *арий
   В Катаку его отвозит царь, а этот трон
   Господу Шри Джаганнату дарит после он,
   В Катаке же он служенье сразу учредил,
   Шри Гопалу, не жалея золота и сил.
  
  
   "Жемчужина для Гопала"
  
  
   А затем его супруга в храм пришла, чтоб там
   Можно было поклониться лотосным стопам
   Божества Гопала-дева, как прекрасен он!
   Не один был дар царицей там преподнесен,
   Много разных украшений, золота, камней:
   "Подари мне свою милость, Бог земли моей!"
   Как жемчужина сияет у нее в носу!
   "Может, я ее Гопалу в дар преподнесу, -
   Так подумала царица, - только вот вопрос:
   Был ли матерью проколот у Гопала нос?
   Если был, то всё прекрасно, я ему отдам
   Этот жемчуг, что украсит божество и храм!"
   Как служанка она просто к божеству пришла,
   И потом, как опустилась на селенье мгла,
   Она вышла и вернулась снова во дворец,
   Спит она, но вот уж ночи близится конец,
   Спит она перед рассветом, спит и видит сон:
   Сам Гопал пришел, о боже! Он, конечно он!
   К ней во сне Гопал явился, только чтоб сказать:
   "Знай, царица, в раннем детстве нос мой моя мать
   Проколола, вставив в дырку жемчуг дорогой,
   И отверстие осталось, - где же жемчуг твой?
   Если хочешь, то, конечно, дай его ты мне!"
   Тут царица потонула в радостнейшем сне,
   А наутро рассказала мужу всё она,
   В храм они пошли... конечно, дырка здесь видна,
   Радостно они Гопалу жемчуг отдают,
   Вставив в нос ему, о счастье! Праздник будет тут,
   Праздник разразился громкий, радостный, большой,
   Все танцуют, все довольны, пир идет горой!
   Так в Катаке оказался мой Господь, Гопал,
   Тот, что показанья в прошлом пред народом дал!
   Все зовут его "свидетель", Нитьянанда здесь
   Изложил всё то, что было, ход событий весь.
  
  
   "Прощание с Гопалом"
  
  
   Улыбнулся Шри Чайтанья, и затем он встал
   Перед алтарем с молитвой: "О Господь, Гопал!"
   Преданные все смотрели только лишь на них,
   А Господь читал при этом из писаний стих,
   Шри Чайтанья Махапрабху, - был он так похож
   На Гопала, так, что сразу и не разберешь,
   Кто есть кто из них, ведь цвет их кожи был один,
   Доходил их взгляд до сердца сумрачных глубин,
   Ярко-красные одежды, мощные тела,
   От сияния их сразу убегала мгла,
   Их глаза (о как похожи!) - словно лепестки
   Лотоса, всех избавляет взгляд их от тоски!
   Взгляд горит у них любовью, лики же льют свет,
   Как луна, и нет прекрасней ничего здесь, нет!
   Видя это, Нитьянанда в шутку начал вдруг
   Всем указывать на это, - смех звучит вокруг,
   Преданные все смеются, счастливы они,
   Так проходит ночь, и тают в небе уж огни,
   Всё, рассвет, пора в дорогу, о, прощай, Гопал!
   Служба кончилась, и все уж покидают зал,
   Преданные все уходят дальше, дальше, в путь,
   В Бхуванешвар, но об этом - после как-нибудь,
   Рассказал уже об этом Шри Вриндаван дас,
   И к нему я всех смиренно отправляю вас.
   _____
  
   "Монашеский посох Господа Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху" ("Сломанная данда")
  
  
   Вот в Камалапур приходит Шри Чайтанья, там
   Можно посетить прекрасный, очень древний храм,
   Но сначала в реке Бхарге он омылся и потом
   В храм вошел Шри Махешвара, - позже, где-то днем,
   Перед этим свою данду в руки он отдал
   Нитьянанде, на храненье, и - скорее в зал,
   Чтобы Шиву там увидеть, - что за божество!
   Нитьянанда же ломает данду вдруг его,
   На три части, и бросает в реку поскорей,
   Махапрабху вот выходит снова из дверей
   Того храма, и с ним рядом спутники его,
   Все они поют и плачут, все до одного,
   Вот уж храм Шри Джаганната виден вдалеке,
   Распростерся Шри Чайтанья прямо на песке,
   Выражая так почтенье храму, и затем
   Стал он танцевать с любовью, всё забыв совсем,
   Так же преданные стали танцевать и петь,
   Ведь разлуку уж не могут все они терпеть!
   По дороге они прямо к храму все пошли,
   Крики Шри Чайтаньи к небу рвутся от земли,
   Путь их был совсем не длинным, километров семь,
   Им же показалось - сотни тысяч между тем!
   Наконец к Атхаранале (мост такой) они
   Подошли, остановившись в сладостной тени,
   Тут у Господа Чайтаньи на какой-то миг
   Внешнего сознанья проблеск небольшой возник,
   К Нитьянанде обратился сразу он тогда:
   "Где же данда?" - "О, исчезла данда навсегда!
   На три части разломилась, помнишь, ты упал?
   Столь любовных чувств был сильным у тебя накал,
   Я тебя схватил, но вместе падаем мы вдруг,
   И на данду! Выпадает посох твой из рук
  
   У меня, он разломился и совсем исчез,
   Где теперь он, я не помню, там кругом был лес!
   Виноват я, что тут делать, данды больше нет,
   Что ты сделаешь, скажи мне, дай скорей ответ?"
   Опечалился тут очень сильно наш Господь,
   Было видно, гнев он хочет в сердце побороть,
   И затем он обратился к спутникам своим:
   "Да, я очень опечален ходом дел таким,
   Что ж, спасибо, в Нилачалу вы пришли со мной,
   Сам дошел бы я навряд ли, но вот посох мой!
   Собственностью был последней посох тот моей,
   И носил его с собой я лишь немного дней,
   Вы его не сохранили, что же делать нам?
   Значит так, вперед идите вы в великий храм,
   Или первым я, а после вы идите, но
   Вместе не пойдем мы к храму, - дело решено!"
   Шри Мукунда отвечает: "О, иди вперед,
   Мы же - сзади, и пусть в храме встреча нас лишь ждет!"
   Шри Чайтанья тут скорее первым в храм пошел,
   Воспевая по дороге: "Хари, Хари бол!"
   Что случилось тут, кто знает, сможет кто понять?
   Почему Господь Чайтанья разрешил сломать
   Этот посох, Нитьянанда же сломал его?
   Почему потом ругал он брата своего,
   Нитьянанду, в чем тут дело? Кто же тут поймет?
   Только тот, кто пьет сладчайший преданности мед
   Лотосным стопам двух братьев, тот, кто служит им,
   Доступ остальным - заказан, - тем, другим, чужим.
   Удивительное дело совершалось здесь:
   Изложил Шри Нитьянанда ход событий весь,
   Ну а слушал Шри Чайтанья, золотой наш Бог,
   О Гопале, как Шри Кришна брахманам помог.
   Тот, кто с верой о Гопале слушает рассказ,
   Стоп его достигнет быстро, - сразу, в тот же час!
   Стопы Рупы, Рагхунатхи, - лишь на них всё упованье
   Кришнадаса, - о Чайтьнье он ведет повествованье.
   ____
  
   Так заканчивается пятая глава мадхья-кханды "Шри Чайтанья-чаритамриты", называемая: "Изложение истории об играх Гопала-свидетеля, или сакши Гопала".
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"