|
|
||
Моим любимым принцессам |
Подборка архивных данных о Кёнигсбергe и Калининграде: - "Хронология основных событий в истории Кёнигсберга и Калининградской области" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0003.shtml - "Старые названия улиц и районов Кёнигсберга / Kалининграда, а также областных поселений" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009a0.shtml - "Кёнигсберг. Первые советские переселенцы" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009a01.shtml - "Кёнигсберг глазами первых переселенцев" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009a1.shtml - "Остров Канта. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009ab.shtml - "Альбертина" в Кёнигсберге - университет им. Канта в Калининграде" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abb.shtml - "Остров Ломзе (Октябрьский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abc.shtml - "Район дворца спорта "Юность". Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd.shtml * Дорогие калининградцы, что-то случилось со страницей и "Ленинский проспект" перешёл на новый адрес: - "Ленинский проспект-1. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd1.shtml - "Ленинский проспект-2. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b01.shtml * - "Калининград. Сквер "Мать-Россия". Или злоключения памятника Сталинy" здесь: http://artofwar.ru/editors/s/smolina_a/text_2900-1.shtml - "Северный вокзал. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b10.shtml - "Площадь Ганзейская/Гитлера/Сталина/Трёх Маршалов/Победы. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b2.shtml - "Проспект Мира. Часть 1-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/1mira.shtml - "Проспект Мира. Часть 2-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/bbbb.shtml - "Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/bostok.shtml - "Главный ж/д вокзал Кёнигсберга (сегодня Южный) до 1945 года и в 1945-м" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/central.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (29.09.2023) Мои тексты о любимом городе, включая архивный материал: - "1. Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml - "2. Калининград и янтарь. Песчаные дюны и разрывные течения. Пляжники и морские пехотинцы. Президент и дворец" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg1.shtml - "3. Калининград. Как зарождалась"Сельма". Дважды Краснознамённый Балтийский флот" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg5.shtml 4. "Калининград. О роботe-кондукторе и роботe-астрологе" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/xrobot.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (17.09.2023) 5. "Калининград, мундиаль-2018" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/zz.shtml
Вместо предисловия Кёнигсберг по праву считался не только городом мостов, но и городом вокзалов и железной колеи. В расписании на лето 1939 года в Кёнигсберге (Пруссия) обслуживались следующие вокзалы (станции): Центральный вокзал (станция) Северный вокзал (станция) Шарлоттенбург Холландербаум Юдиттен Марэнехоф Понарт Ратсхоф Ротенштейн О Северном вокзале Кёнигсберга (он и сегодня Северный вокзал Калининграда) рассказываю здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b10.shtml О трёх вокзалах, играющих наиболее значимую роль для Кёнигсберга до того, как в 1929 году открыли Центральный (Главный), ныне который "Южный" на улице Железнодорожной, уже рассказала. "Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский)" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/bostok.shtml 1. Карту нашла здесь Восточный вокзал Кёнигсберга я пометила синей меткой. Рядом находился Южный (старый, не тот, что сегодня), он отмечен жёлтым. Лицентский (Пиллауский) вокзал с маршрутом на Пиллау (Балтийск) - зелёнaя меткa. Ну, а тот, что сегодня называется "Южным вокзалом Калининграда на улице Железнодорожной", я пометила красным. Именно о нём и пойдёт речь ниже. Только о периоде до 1945 года. А советский период после 1945 года поставлю продолжением.
Южный вокзал на улице Железнодорожной до 1945 года Еще в XIX веке в Восточной Пруссии начал развиваться туризм, сосредоточенный на тот момент в основном в трёх приморских курортах: Раушене (ныне Светлогорск), Нейкурихе (ныне Пионерский) и Кранце (ныне Зеленоградск). Многие путешественники со всего мира прибывали в Восточную Пруссию морем, через порт в Пиллау (ныне Балтийск) и оттуда направлялись в Кёнигсберг. Железные дороги постепенно связали между собой все города полуострова и столицу. С 1865 по 1900 годы железная дорога пролегла от Кёнигсберга в Пиллау, Фишхаузен (ныне Приморск), Пальмникен (ныне Янтарный), Кранц и Раушен. K концу XIX века Кёнигсберг стал важным узлом железнодорожной сети Восточной Пруссии и всей Германии. Железные дороги шли из Кёнигсберга в разных направлениях - в Центральную Германию, Польшу, Россию, Прибалтику - и обслуживались отдельными небольшими вокзалами. О трёх из них я рассказала в материале "Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский)" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/bostok.shtml При этом, как наверняка многие калининградцы, изучавшие историю родного края по доступной информации (а до появления интернета той информации было немного), я не знала о существовании старого Южного вокзала, хотя его здание сохранилось до сих пор и используется администрацией калининградской таможни (ул. генерала Буткова рядом с двухъярусным мостом). Кому интересно, ссылка на "Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский)" поставленa несколькими строками выше. 2. Железные дороги из Кёнигсберга шли в Центральную Германию, Польшу, Россию, Прибалтику. Отсюда К 1900 году Восточный вокзал, постройки 1853 года, перестал справляться с нагрузкой, a единого Главного вокзала, где сходились бы железные дороги разных направлений, в городе не было. К тому же после 1910 года земляные валы, возведённые для защиты города, стали ненужными - Кёнигсберг разрастался и уже давно вышел за свои первоначальные границы, его транспортная система требовала срочной модернизации. О строительства нового вокзала заговорили ещё в 1896 году, но конкретный план приготовили только в 1914 году. В том же году дюссельдорфская фирма "Флендер" начала возводить стальные дебаркадеры длиной 178 метров. С началом Первой мировой войны в 1914 году стройка прервалась и продолжилась лишь в 1920-м. Но случился конфликт. Власти Кёнигсберга настаивали на репрезентативной колонне, которая, по их задумке, должна украшать привокзальную площадь. На что Берлин отвечал отказом по финансовым соображениям и стройку опять заморозили. В результате вместо 1926 года открытие вокзала состоялось в 1929-м. 3. Кёнигсберг. 19 сентября 1929 состоялось торжественное открытие Главного вокзала, который сегодня калининградцы и гости города знают как "Южный". Hо при немцах он назывался Neue Hauptbahnhof. Отсюда 4. Кёнигсберг. Одна из первых фотографий вокзала, который сегодня калининградцы и гости города знают как "Южный". Hо при немцах он назывался Neue Hauptbahnhof. Отсюда Время строительства: 1919-1929 годы Адрес расположения: Königsberg, Reichsplatz, 13 - Калининград, Привокзальная площадь, улица Железнодорожная, 13-25 Архитектор: Густав Корнелиус Скульптура над входом: Герман Брахерт Здание сложено из тёмно-красного клинкерного и глазурованного облицовочного кирпича очень высокого качества, так называемого ольденбургского формата, изготавливаемого в знаменитом кайзеровском поместье Кадинен близ Фрауенбурга-Фромборка (ныне это территория Польши; там производили красивый фаянс и плитку). При возведении вокзального здания использовались железобетонные конструкционные элементы. 5. Отсюда Изюминкой главного входа в новый Южный вокзал являлась оригинальная скульптурная группа Хроноса (бога времени). В его руках вожжи, сдерживающие, сдерживавшего рвущихся вперёд трёх коней (аллегория прогресса, скорости и связи). Её создал из очень твёрдого камня травертина кёнигсберский скульптор Герман Брахерт. 6. Над центральным входом в Главный вокзал Кёнигсберга находилась скульптурная группа: бог времени Хронос с трудом сдерживает трёх коней, олицетворяющих Прогресс, Скорость, Связь. Отсюда 7. Бог времени Хронос с трудом сдерживает трёх коней, олицетворяющих Прогресс, Скорость, Связь. Отсюда Справа от входа сохранилась интересная решётка в стиле, который, как и стиль всего вокзала, является синтезом готических, конструктивных и экспрессивных моментов, а потому получил условное наименование "экспрессионизм". Он сформировался в начале 1920-х годов, был одним их художественных выражений Веймарской республики, сочетая в себе функциональность и декоративность. В городе были и другие его примеры. Вокзальное здание противоположной стороны (выходит к поездам) тоже имеет особую декоративность. Обычно пассажиры этой красоты не замечают, но знающие люди найдут и по достоинству оценят решётчатую кладку и фигурные детали на стенах. * * * Если смотреть на вокзал со стороны привокзальной площади, то перед глазами тянется длинное кирпичное здание под черепичной крышей с выдающимся "кубом" для пассажиров: 8. Отсюда Над ровной кирпичной поверхностью довлеет большое арочное окно, разделённое восемью вертикальными колоннами из травертина (тибурский камень, известковый туф). Оба боковых здания покрыты высокими крышами, примыкающими по бокам к "кубу" для пассажиров. В качестве декоративных элементов между каждой оконной осью расположены вертикальные выступы над треугольным основанием. Внутри справа внизу располагались магазины, а на двух этажах над ними - различные бюро. Залы ожидания находились слева, из которых один занимал два этажа. В начале 1920-х годов не боялись использования асимметрических приёмов, что хорошо видно на фото, где в правом здании на каждом этаже применимы одинаковые нормальные окна, тогда как в левом - высокие окна ресторана, захватывающие два этажа. * * * Зайдя через центральный вход, пассажиры попадали в представительный холл в 24 метра длиной, 15 метров шириной и почти 14 метров высотой. Холл расположен по центральной оси здания и заканчивается выходом к пешеходному тоннелю, ведущему к платформам. 12. За спиной фотографа - выход к туннелю и железнодорожным платформам. Прямо - выход на привокзальную площадь Дневной свет поступает в холл через узкие боковые окна, начинающиеся под потолком первого этажа, а непрямой свет поступает через большое окно над центральным входом, отделённое от холла семью узкими окнами со стрельчатыми сводами. 13. Выход на привокзальную площадь. Слева - на северо-западной стороне - широкие проёмы для прохода пассажиров к кассам и во второй маленький холл. В подвальном этаже (вход справа) был большой туалет, две парикмахерских (для мужчин и для женщин), кегельбан и винный погребок ресторана 14. Тут же находилoсь два магазина, над ними - различные бюро железнодорожного управления. Слева удачно попал в кадр выход через турникеты в тоннель, ведущий на пассажирские платформы 15. Билетные кассы Справа - залы ожидания, разделённые на 1-й и 2-й классы. Уже в 1929 году были залы ожидания для курящих и некурящих 16. На каждом этаже имелось по дневному ресторану. На первом этаже располагалась большая кухня * * * Через турникеты пассажир попадал в широкий пешеходный тоннель, стены которого были облицованы специальной плиткой, впитывающей гарь, копоть и ионизирующей воздух. Один тоннель вёл (и ведёт сегодня) к шести платформам, хотя изредка попадается, что существовало два тоннеля: "Из здания вокзала к перронам вели два подземных перехода". Возможно, имеют ввиду второй грузовой тоннель, находящийся на втором низком уровне под пешеходным? Или при немцах действительно существовало два пешеходных? Но иметь два на шесть платформ - какой смысл? 17. У меня нет фотографий туннеля железнодорожного вокзала Кёнигсберга, облицованного специальной плиткой, впитывающей гарь, копоть и ионизирующей воздух. Зато есть калининградские 18. У меня нет фотографий туннеля железнодорожного вокзала Кёнигсберга, облицованного специальной плиткой, впитывающей гарь, копоть и ионизирующей воздух. Зато есть калининградские Пассажирские платформы лежали на шесть метров выше уровня привокзальной площади. То есть, чтоб попасть к поезду, требовалось пройти сквозь туннель и по каменной лестнице подняться на перрон. И, наоборот, сойдя с поезда, требовалось опуститься на шесть метров, чтоб попасть в тоннель, ведущий в представительный холл (в 24 метра длиной, 15 метров шириной и почти 14 метров высотой). 19. Прочитали? Поняли смысл написанного? Подняться на шесть метров вверх, опуститься на шесть метров вниз... Вообще не проблема. Если человек здоровый. А когда спина скрючена буквой Г, а рядом багаж и ребёнок в коляске? Именно такое однажды произошло со мной, я эти шесть метров над уровнем земли хорошо запомнила, на всю жизнь, когда мне скрутило спину и всем вагоном нас с дочкой, коляской и чемоданами тянули вниз по ступеням к тоннелю. Повествование о том приключении, если кому интересно, отобразила в тексте "Oб украiнских добрiх жiночках, наглых лiтовских ворах и - немного лiчного". Точнее, рассказываю о литовских бандах, грабящих по ночам пассажирские поезда, едущие по территории Литвы в сторону Калининграда. Ну и заодно описала главный вокзал Калининграда. Текст находится здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/obukrainskihdobrihzhinochkahnaglyhlitowskihworahi-nemnogolichnogo-1.shtml#3 Честно, до сих пор не понимаю: для чего нужно задирать пассажирские платформы на шесть метров выше земли? 22. Платформы перекрывались трёхпролётной стальной конструкцией. Её длина составляла 178 метра, оба крайних пролёта каждый шириной 37 метров, а средний - 43 метра. Это впечатляющее пространство имеет площадь 21 932 кв. метров. Площадь поверхности стекла составляет 10 000 кв. метра. Боковые поверхности и фронтоны добавляют ещё 2 200 квадратных метров. Oсобенностью также являлись две парно расположенные багажные платформы. 23. Перроны вокзала были перекрыты мощной стальной конструкцией длиной 178 метров и шириной 120 метров. Отсюда 24. Отсюда. 1929 год 25. Отсюда 26. Отсюда 27. Отсюда 28. Отсюда * * * Техническая новизна железнодорожного вокзала Кёнигсберга состояла в отдельном багажном тоннеле, идущем на более низком (втором) уровне под пешеходным тоннелем. От него вели лифты на все платформы. Но далее тоннель доходил до почтового тоннеля к почтамту, расположенному на привокзальной площади. 30. Между вокзалом и почтамтом (выглядывает справа), помимо подземного тоннеля, находится соединяющее их здание (двухэтажный соединительный блок в правой части снимка, над которым я поставила красную точку) Здание почтамта имеет высоту вокзала и всё вместе с соединительным блоком смотрится единой застройкой, скрывающей неприглядные железнодорожные пути. 31. Соединительное здание между вокзалом (цифра 1) и почтамтом (цифра 5) я выделила алой линией. Отсюда 32. Тринадцать путей, включая багажные, обеспечивали сквозной проход поездов. Вид с южной стороны. Отсюда 33. Для того времени это был один из крупнейших железнодорожных вокзалов в Европе. 1930-е годы. Отсюда
П о ч т а м т 34. Правое здание - это и есть почтамт, соединённый с вокзалом подземным туннелем 35. Почтамт возле Южного вокзала, вид с северной стороны Сегодня железнодорожный почтамт находится на улице Железнодорожной, а в Кёнигсберге адрес был - Торнерштрассе, 3. Построен до 1930 года. Расположен к северо-западу от вокзала; связан с ним подземным тоннелем. Трёхэтажное здание из красного клинкерного кирпича; узкий фасад выходил на юго-восток к площади перед вокзалом, а широкий фасад смотрел на зелёные насаждения Торнерштрассе (ныне ул. Железнодорожная). На первом этаже большие оконные проёмы обрамлены натуральным камнем. На втором этаже обрамления окон оформлены в виде ленты, также из натурального камня. На третьем этаже, включая чердачный этаж, поверхности стен украшены выступающими клинкерными камнями лежащей ромбовидной формы. На главном портале, обращенном к Торнерштрассе (ныне ул. Железнодорожная)., воспроизводится арочная форма большого вокзального окна. Выше расположен интересный эркер треугольный в плане и своеобразным завершением карниза крыши. Здание почтамта имеет высоту главного помещения вокзала и всё вместе смотрятся единой застройкой на привокзальной площади.
Привокзальная площадь (Reichsplatz) Привокзальная площадь (Reichsplatz), чрезвычайно большая по меркам того времени для Кёнигсберга, закладывалась с учётом дорожного на ней движения. Время окончания строительства - 1929 год. Архитекторы - отдел высотного строительства Управления железных дорог в Берлине. 45. Отсюда 46. Вид на Хабербергскую кирху с площади центрального вокзала. 1940-e. Отсюда. После войны на месте разрушенной кирхи воздвигли кинотеатр, позднее ставший Домом Искусств Сегодня Вокзальную площадь с центром, с площадью Победы, соединяет Ленинский проспект. А в Кёнигсберге не было такой длинной улицы. Тогда вокзальную площадь (её называли Reichsplatz) с Хабербергской кирхой, на руинах которой позднее возвели кинотеатр "Октябрь" (ныне Дом Искусств), соединяла улица Позенерштрассе длиною 350 метров и бравшая начало прямо у центрального входа в вокзал. А после Позенерштрассе до Королевского замка, а далее до площади Гитлера (сегодня это площадь Победы) шло несколько относительно коротких улочек. Если кому интересно немного дополнительной информации о Хабербергской кирхе Кёнигсберга и о калининградском кинотеатре "Октябрь", ставшем Домом Искусств, то приглашаю в раздел "Ленинский проспект. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" сюда: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b.shtml#8 Перед длинными фасадами здания самого вокзала и административного здания, где имеется второй выход, лежала площадь, где останавливались только трамваи: 47. Перед вокзальным зданием останавливались только трамваи 48. Перед фасадом вокзала были оборудованы остановки только для городских трамваев. Отсюда 49. Перед фасадом вокзала были оборудованы остановки только для городских трамваев 50. Перед вокзальным зданием останавливались только трамваи 51. Перед вокзальным зданием останавливались только трамваи. Отсюда Чтобы избежать пробок, трамвайные рельсы проходили не параллельно к подъездным автомобильным путям, а выходили из боковых улиц на севере и пересекали дорожное полотно только в двух местах: 52. Здесь же тянулись дорожки для безопасного движения пешеходов По тем же причинам - в целях безопасности для пешеходов - стоянка такси и другого автотранспорта находилась в стороне от трамвайной остановки: