Горизонты начертят волнистую линию, - не пойму, к чему? и зачем? совершенно чуждые всему остальному стиху строки.
"Вот немного ещё - и воровка без спроса
Потихонечку съест голубое и синее,
Проберётся лисицей в беспечный курятник
И придушит неслышно тепло моё рыжая" - а это просто прелесть. Такое очаровательно-печальное описание осени, и не только осени... старости, наврное, тоже
А дальше образ все усложняется, и усложняется.
если лес незаметно умрет, то почему палач? незаметная смерть мало ассоциируется с казнью. Дальше я и вовсе увязла. Не поняла, что это за пустоты над землей, и что это еще за титры? Последние титры немого кино? В котором вся эта картина умирания показана?
Стихотворение интересное, но слишком тяжело читается, на мой вкус. И пробираясь сквозь все эти ворота в небо, и сопливые поверхности, не почувствовала, что узнала что-то такое, чего не знала раньше. Ну да, мы все умрем, ну да, осень - очень подходящее время года для того, чтобы вспомнить об этом.
Не буду вдаваться в подробности, об этом стихотворении уже кое-что сказали в комментариях, и мне нечего добавить нового. Но если бы это был мой текст, вот что с ним бы стало:
Почему-то прочиталось стихотворение, как ироничное повествование о нелегкой жизни сельского батюшки, не слишком уж рьяного в вере, но понимающего, что "такая у него работа".
неровное стихотворение, есть странности "иду по барханам воды нечистот" -совершенно несуразная метафора. некоторые строфы не грех бы и пропустить.
В хрустальный одевая свой наряд. - а эта строка нехороша, какоей еще хрустальный наряд?
Кто старыми пороками отмечены,
Омоются прозрачной добротой. - грамматически странно. те, кто старыми пороками отмечены?. И почему омоются? Ведь это дождь их омоет. И почему доброта прозрачна? Из-за сравнения с дождевыми каплями?
Ведь мир с любовью, пылью припорошены,
В нас все же есть. -
Метафора хороша, если развернуть в прозу получится
В нас, припорошенная пылью грехов, живет любовь к миру.
но выражена странно.
Проходит дождь. А с ним и годы быстрые.
Поймем ли, что любовь есть благодать?
Вернуть ее сумеем только чистую,
Когда дожди уйдем мы утешать.
последние строки не смогла даже в прозу развернуть.
почему вдруг метафорический смысл дождя изменился? Дождь выступал символом чистоты, которая смоет с нас пороки, ошибки, пыль прошлого, и даст возможность увидеть, что в нас живы добро и любовь. А теперь вдруг мы должны идти утешать дожди? Чтоб не плакали?
ах... какое удивительное стихотворение. прямо так и чувствуешь, как лирический герой, молодой еще, но уже достаточно хлебнувший нынешних проблем, где-то на крыше гаража, или еще в каком-то таком месте, вроде городских промзон, чувствует и свое одиночество, и тоскливые перспективы жизни. Но не боится. Он молод, он справится, вот он еще немного погрустит, посмотрит на тяжелый пейзаж, да и пойдет дальше, в свою жизнь.
Замечательное стихотворение. Образов отличных много! И даже "акро" его не портит. Разве что последние строк про яд нераскрытых конвертов и пустой почтовый ящик несколько озадачили. если ящик пуст - откуда нераскрытые конверты? Это последнее кажется немного чуждым всему остальному, лишним каким-то. Но - без него не сложилась бы форма.
Хорошее, вообще-то стихотворение. И рифмы, и ритм (правда, почему-то в последнее время разлюбила я рифму "утро-перламутра", почему-то "тончится" не понравилось, хотя очевидно, что истончается не влезет в строку, понравилось про
"В прорехах - плечи гор и гор макушки."
и особенно понравилось
" Что есть мир? - Синоним счастья." Причем потому, что эта строка не возникает ниоткуда, а к ней постепенно подводит все стихотворение.
В это утро раннее щебета не слышно. -
а должен быть щебет? щебет - это даже не летом, это весной.
" В желтом одеянии яблони и вишни." поскольку ни разу не видела яблонь и вишен в желтом одеянии, то начинаю думать, что они тут исключительно для рифмы.
Ветерок подует, лист от ветки прочь, словно заколдует и угонит в ночь.
- построение фразы уж очень сложное. Зачем -то это "словно", и почему угонит в ночь? Что, листья ветер только ночью с деревьев сравает?
" Лишь расправит лучик и уже устало." - вот это мило, а следующие строки как будто сбежали из школьного сочинения про осень:
"Дождик поливает и тоску наводит.
Ветер завывает, по проселкам ходит.
Стали дни короче, воздух холодеет"
быть всё дальше и любимей и уйти, оставшись тайной...
спорное, но хорошо сказано. И весь текст технически хорош, и даже завораживает. Правда, несколько убаюкивает, и кажется, уже в этих волнах просто плывешь, забыв куда и почему...
Ироническое произведение, где автор с шутливым оптимизмом призывает не хандрить из-за наступления холодов, а помнить, что в это время в Австралии весна, стало быть, она придет и к нам. Веселья должен добавить и пингвин, залезающий на самку (пойти в вики посмотреть, как у пингвинов с эротикой), и шутливые строки про дружбу народов, наверное, ту самую, которой пичкали нас советские газеты.
Но почему-то мне не смешно, а скорее грустно. И вовсе не потому, что мы потеряли СССР вместе с дружбой народов и неиссякаемым оптимизмом. Грустно потому, что "улетает-расцветает", "дружбу-службу", "грустна-весна" и тому подобные рифмы надоели, и потому, что юмор простоватый. Такое стихотворение было бы к месту на сайте Хохмодром. Вот и ссылочка: http://www.hohmodrom.ru/
Бывают такие стихотворения, про которые не знаешь, что и сказать. С одной стороны
"Растоплен день. Над островами синеет купол из стекла"... - и делается хорошо, как в день бабьего лета. И тут же непонятная метафора: день, оказывается, растоплен "баржами тепла". Почему? Не понимаю. И "волнующиеся струи" убийственно архаичны. Хотя знакомо ощущение, когда то струя тепла, то холода, очень знакомо, особенно у реки, особенно в такой день, когда лето уходит.
И окончательно убито стихотворение финальными строками:
"Предчувствий сонмы увлекая,
Остановившийся покой
Мечтами прошлыми смущая."
Мало того, что "смущая-увлекая", так еще сонмы предчувствий. Это тяжеловесное выражение, как будто убежавшее из лирики девятнадцатого века, окончательно разрушает, наметившееся было, очарование последнего теплого дня. Философия, поданная " в лоб", вызывает зевоту.
Ах, как красиво начинается, так и чувствуешь, что вместе с героиней стиха поднялся на вершину:
"Увенчана серебряной полынью
И ветром зацелована до слез,
Я выбрела на солнечный утес -
Здесь море с небом слиты, точно инь с янь."
И даже некоторое ощущение, будто дыхание спотыкается на "инь с янь" при чтении, не мешает, ведь так и должно быть.
А дальше: "И это - стоит бездорожья, и окопов, и всех потерь, и морочных скитаний", и все... волшебство ушло... Какие еще окопы? Те, которые от военных лет остались? Или какие-то символические? Да еще "морочные скитания"... Просто ужос-ужос...
"Надмирье дышит изначальной правдой -
Решая - миру быть или не быть,
Бог прав был." - вот если бы так... а cтрока про утес лишняя. В угоду правильности.
Чисто теоретически я, с учетом моего возраста, должна быть в восторге от этого незатейливого стихотворения о постаревшей женщине, но не постаревшей любви, о том, что с возрастом "все быстрее кружится земля", значит, скоро уже и помирать пора. Грустно на какой-то миг и вправду стало. Действительно, не успеешь оглянуться, как уже и пора... И шестнадцать далече. Но вчитавшись (исключительно потому что надо) осознала: нет, под чтение этого стиха не стану помирать. Слишком уж простецкое оно, а потому и не страшное. А потом еще раз перечитала строки:
"И минует время,и придёт зима,
Снег укроет землю,заметёт дома." вспомнила детские стишки, где именно такое встречалось много раз, правда, вместо взрослого "минует" обычно встречалось "приходит".
И тут поняла, что бояться и нечего. Стих средний, и потому в потусторонний мир не затащит.
Вся суть стихотворения, вся образность и философия в этих трех строках.
Остальное, даже парки, соткавшие ковер, даже "атмосферный состав", возвращающий читателя к современности - напыщенно и избыточно.
Строки
"Другое: лужайка, ручей, ананасы,
А не только пучок ядовито напыщенных змей." заставили не только припомнить знаменитое "в небеса запустил ананасом", но и посмеяться. "Палас лжи" тоже заставил улыбнуться.
Паласы лжи, ковры зла, линолеум похоти, ламинат коррупции....
И все-таки... какие три строки... даже жалко, что они утонули в "прикрасах".
Образ занятный. Современный. Но почему краски опять "вычурные"? Уже в каком-то стихотворении конкурсном они были такими. Да не вычурные осенние краски, они гармоничны и прекрасно сочетаются друг с другом.
Здесь хочется пить напролет беспробудно. ( кажется, что после "напролет" полагается существительное, например всю ночь напролет)
"Здесь все напоказ, как при свете софитов" (что же это все? метафора раздражает. Почему? Потому что при свете софитов далеко не все "напоказ". "все напоказ" - устойчивое выражение, имеющее отрицательный оттенок, вроде "чувства напоказ" или "поступки напоказ", не искренние)
"Но вместо сенсаций и судеб разбитых
Нас встретит однажды промозглое утро.." - фраза, настроение которой не могу понять. Это хорошо с точки зрения автора? Или плохо?
"дождь лишь эмоции брызжет на лица" - такая метафора достойна войти в коллекцию перлов.
Ироничное стихотворение про проделки холодного ветра безнадежно испорчено неблагозвучными рифмами и избытком юмора. Ветер "поснимал с носов очки.
Одел мгновенно люд весь в шубы" (так уж и в шубы? может, поскольку ветер осенний, для начала в пальто и куртки?) "Построил клином журавлей" - бедненькие журавли... поэты без вас просто не могут. Разве что иной аз гусями заменят.
Стандартное стихотворение про осеннюю печаль. Ничего интересного, кроме пунша. Задумалась: а сейчас пунш еще пьют? Или он исключительно для рифмы явился в стихотворение вместо более модных напитков?
Начало такое интересное, и этот шЛЁпот, от "шлепать", и листья -красногалстучные внучата Октября (кто был пионером, заценит, хотя внучатами Октября именовали октябрят, будущих пионеров, а им еще галстуков не полагалось). И цокот капель в водосток хорошо звучит вместе с шлепотом листьев.
Перед
"рыжий лист, как рыжий лис," поставила бы точку. Потому что звуки здесь уже сменяются на зрительные образы.
А дальше скучновато. И даже ветер, как развеселый Пегас, скачущий по Москве, не порадовал. Само по себе смешно, но не очень сочетается с начальными строками стихотворения, скорее изысканно печальными.
Редко встретишь стихотворение, где бы о запустении деревень, об утрате народных традиций, народной близости к природе была сказано не плакатно, а вот так, похоже на песню-закличку или заговОр. "Ковылю репей бьет теперь поклон" там, где когда-то кипела жизнь, где христианские обряды смешивались с языческими, где природа была основой жизни.
Да! Я улыбаюсь! Чему? А тому, что живу!" - Порадовалась! Наконец-то не все бесконечная осенняя печаль. А дальше радость моя при угасла.
Ветер, который "свищет, и лупится в окна, как раненый зверь" заставил смеяться уже не от радости, а от несуразицы фразы. Что, раненые звери свищут и в окна стучат? И "лупится" странновато читается.
"и дождь упадёт на ресницы -
И струйками тонкими вниз - по щекам, по губам" - а зачем было из дума, видя, что за окном дождь, без зонтика выходить? Оптимизм - дело доброе, но и здоровье поберечь не вредно.
Запах яблок гнилых и вино..." - после этих строк подумалось, что лирическая героиня - сама осень.
А дальше волшебство сломалось.
"наслаждения-наваждения", да еще это наслаждение делается из страха (садо мазо какое-то), да еще мир раскроила героиня по изнанке... что-то она сошьет? саван, наверное.
"А из страха - мираж наслаждения.
Раскроить по изнанке весь мир?
Всё легко, если жизнь - наваждение. "
Про рифмы лучше не буду говорить, а то еще окажется, что это белый и вольных стих.
и бесценным (скарабей священный, что ли)" не поняла, отчего бесценным, и что есть "Божьи горны" (до чего же все-таки непросты современные метафоры, мне тут объясняли, что это, оказывается, гром. Осенние грозы? Бывают.)
"мачехами выглядят деревья -
их стволы как будто стали тоньше
и мистичней, как в дурных поверьях", что это за поверья, в которых стволы деревьев становятся тоньше? Попробовала найти, но не нашла ничего подходящего.
"Как исправить все углы на дуги" - представила, стало не по себе.
Детали, детали... почему-то в них для меня потерялось стихотворение.
"Стремясь увидеть миражей игру" - а чего стремиться-то, мираж либо есть, либо нет. Горбатый ствол, похожий на дракона, - это можно нередко встретить, такие причуды иной раз бывают, не только дракона, но и бабу Ягу, Кощея или самого Ктулху увидишь, особенно в туман.
... "ствол немолодого клена,
Уносит листья-охру в вышину" - ствол уносит листья? Ничего себе, метафора.
"Я нарисую сей поры портрет." - архаическое "сей" окончательно утопило стихотворение.
"Стонет ветер, царапая брюхо жнивьем." - хорошая строка. а дальше многое кривовато:
"Застя память о веке, в котором сегодня живем" (если живем сегодня, то какая память?)
"От сгоревшей ботвы горьковато наносит полынью" - от сгоревшей ботвы совсем не полынный запах, разве что хозяин плохо полол, и полынью зарос огород. Да и "наносит" не вполне подходящая тут форма.
"прощальные пишет круги" - описать прощальный круг - нормально, а писать круги - уже смешно.
Домашние мысли оптимистичны, но очень банальны. Но это еще ничего, на то они и домашние.
"Время эстафету передать,
Отойти, спокойно отобедать" - от чего отойти? от станка? или от компьютера? А кому эстафету передавать? Второй смене?
"Посочувствовать чужой беде,
В телевизор глядя равнодушно." Равнодушное сочувствие? Вообще-то понятное дело, как часто бывает, увидишь по ТВ про чужую беду, посочувствуешь, а сделать-то все равно ничего не сделаешь. Но читается смешно.
Религиозные мотивы, причем не впрямую, а посредством косвенных намеков и образов - это благородно.
"Посмотрит на стальное небо
Серыми глазами старца,
Рассмеется с ветром смело
И закружит в листьях пепле." - но заключительные строки кривоваты. С точки зрения ритма, и непонятно, зачем "в листьях пепле", когда можно было " в пепле листьев", рифмы-то все равно нет.