Суханов Владимир Николаевич: другие произведения.

Творчество и система образования

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
Оценка: 3.93*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Формулировка творчества. Основные задачи массового образования. Невостребованность творческой деятельности. Связь гуманности общества с творчеством. Учебная программа "Изобретательское Творчество".

Творчество и система образования

Поиск истоков творчества

Условия развития изобретательского творчества

Примеры творчества в системе образования

Программа Изобретательское Творчество

Как ни прискорбно, но, говоря о творчестве в системе образования, приходится напомнить формулировку творчества, данную в Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова: "Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей", а также в Советском энциклопедическом словаре:"Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью..." При этом следует отметить, что творчество всегда предполагает Творца.

В советский период, когда советская учащаяся молодежь должна была быть "самой-самой" (независимо от реального состояния дел), появились новые понятия: техническое творчество, самодеятельное творчество, детское творчество и т.п., даже школьные олимпиады стали творчеством. Все это, в действительности, никакого отношения к творчеству не имело и было ничем иным как обманом или игрой. Создавалась иллюзия приобщения широких масс к творчеству.

Эти нововведения в жизни оказались далеко не безобидными, так как проявлениям подлинного творчества в системе образования не осталось места. Творчество в своем прямом смысле не соответствовало учебно-методическим разработкам и не подпадало под систему критериев оценки педагогического и учебного процессов. Кроме этого, на базе новых понятий творчества и методических указаний сложилась плеяда авторитетов, которые соблюдали чистоту учебного процесса (от проникновения в него неконтролируемых процессов, в том числе и творчества).

В лучшем случае творчество не замечалось и оставлялось на вымирание и вытеснение идеологией массового образования, цель и методы которого сформировались еще во времена товарища Сталина, и являлись ничем иным как перевоспитанием населения в законопослушных граждан существующего государственного режима путем стандартизации мышления через образование. Использовался метод вытеснения знаний в подсознание в условиях интенсивного (в режиме перегрузки учащихся) потока информации. Эта операция в учебно-образовательном процессе повторялась неоднократно. И как результат учащийся уже не мог восстановить свой первоначальный реликтовый (врожденный) творческий потенциал. Массовое и интенсивное образование по стандартам разрушительно для творчества.

Несомненно, все это в среде потенциальных преступников просто необходимо. В противном случае государство, да и все общество будут снесены звероподобной толпой. В условиях презумпции виновности образование для промывки мозгов мера естественная. Для людей зрелого возраста - репрессии, а для молодежи - образование.

Вроде бы понятно, что это тупик. Без творчества общество ни развиваться, ни нормально существовать не может. Репрессии похоронили, но система стандартного массового образования осталась, и стала называться формированием научного мировоззрения.

Никто не задумался, что научные сведения, как бы обширны они не были, относительно всей окружающей нас информации, всегда нулевые, так как отношение любой величины к бесконечности равно нулю. И нуль этот скалярный, не указывающий даже направления. Научное мировоззрение пригодно для жизни только в ограниченных и охраняемых условиях, например, в кабинете, камере или зоне, без выхода во внешний мир. А именно, в условиях соответствующих накопленным знаниям, и в условиях, когда контролируются возникающие проблемы. Такое общество создавалось, но попытка оказалась неудачной.

Была попытка реформации системы образования, но общая картина не изменилась. Или мы действительно потенциальные преступники или реформы в образовании пытались проводить надзиратели из прошлого.

В сложившейся ситуации следует отказаться от монополии традиционного массового образования и найти место для творческого образования, независимого от традиционной системы.

Творческие школы в рамках традиционной системы образования создавались, но все они или бесславно прекратили свое существование, или трансформировались в традиционные учебные учреждения. Другого выбора в системе образования у них не было, так как того требовали методы управления системой, подбор и аттестация преподавателей и административных работников, порядок финансирования и многое другое.

Есть другая позиция (не оставленная без внимания в нашем обществе) набраться терпения и дождаться, когда рухнет вся система образования, и на чистом месте построить новую систему творческого образования, где каждый учащийся получит возможность развиваться, а не перевоспитываться. Вроде и ждать осталось немного, но поколение молодежи уходят. Сил и возможностей у общества для созидательной жизни нет и не будет, так как полноценную жизнь вести скоро будет некому, да и общественной потребности такой нет.

Пример из изобретательского творчества. Старое поколение изобретателей ушло, среднее не состоялось, а молодежь теряется в превратностях жизни. Причина простая обществу ни изобретатели, ни изобретения не нужны. Так же, в основном, обстоят дела и в других областях творчества. А без поддержки общества невозможно обеспечить творческий учебный процесс для подрастающего поколения.

По мнению автора, существенный аргумент в пользу выжидательной позиции заключается в следующем. Еще пятнадцать лет назад (1980 год) эта статья не была бы воспринята как научная, а только как диссидентская, но Советский Союз со своей идеологией развалился и мы можем подумать о творческом образовании. Когда развалится система образования со своей идеологией, мы сможем что-либо сделать.

Но творческое образование, в свою очередь, разрушительно для массового стандартного, которое является на сей день одним из гарантов стабильности в системе государственного управления. Можно ли рисковать стандартным массовым образованием? В случае его утраты восстановить его скорей всего не удастся.

В заключении следует упомянуть ряд вопросов. Допустимо ли выпускать джинна из бутылки? В чьих руках окажется эта бутылка? Можно ли всех учить? (Речь идет о полезных знаниях, востребованных в жизни, а не о знаниях, предусмотренных стандартным образованием.) Дело в том, что один изобретатель (или другой творческий человек) с негативным мышлением может сделать жизнь целого города невыносимой, и примеров тому уже много. Это в первую очередь, так называемое; бездумное творчество, связанное с производством наркотических средств, оружия и средств умерщвления в домашних условиях на коленке. Для изобретателя это не проблема, но изобретатель не должен споткнуться о соблазн бездумного творчества, лучше сказать безответственного. В этом плане у традиционной массовой системы образования все в порядке. Выпускники университетов не в состоянии сделать бомбу или отравляющее вещество у себя на кухне, тем более это не под силу выпускнику средней школы.

Необходимо поколение людей с гуманным мировоззрением. В обществе потенциальных преступников или явных преступников, или в обществе, где негуманные законы (а большинство граждан законопослушны) творчество - преступление.

Так быть творческому образованию или не быть?

Поиск источника творчества

Творчество неотъемлемая часть жизни, и источник творчества следует искать в природе самой жизни. Попытка научить творчеству такой же абсурд, как пытаться научить жить труп.

Творчество человека многогранно, а творчество природы несравнимо шире человеческого, как в формах, так и в проявлениях. Эти два вида творчества обособлены друг от друга и довольно специфичны, хотя сущность их одна и та же. Это можно обнаружить в аналогиях между живыми организмами и средствами техники.

Механизм творчества природы в своей глубине и необъятности нам совершенно не понятен. Если взглянуть на природу, окружающую нас, до возможных пределов глубины и дальности, то кроме бездны и мрака мы ничего в итоге не увидим. Однако результаты такого творчества восхищают всех. Возьмем хотя бы звездное небо, как проявление безграничного творчества.

Все проявления творчества нас завораживают своей красотой и совершенством. Нечто нам может показаться расточительным или чрезмерным, но если нам удастся до конца проанализировать это нечто, то в итоге мы останавливаемся перед простым и единственно целесообразным. Обнаруживается не только глубокая эстетичность, но и законченная функциональность. Это и есть общие для любого творчества критерии восприятия.

Красота и целесообразность - условие творческой жизни, а по своей природе, которая нас окружает, любая жизнь творчество. Вся разница в том, что окружающая нас природа не имеет ошибок и вся прекрасна, а мы свое творчество можем привести к безобразию.

Но как не ошибиться в своем творчестве?

Для совершенного творчества должен быть совершенный его источник, а как узнать, не совершена ли ошибка, тот ли источник? Пока это удавалось распознать только со временем. Результаты истинного творчества растут в цене, а все неудачное забывается, как правило, утрачивается. Неутешительное правило, но другого нет. По крайней мере, другие правила регулярно дают сбои.

Мы потом узнаем, тот ли у нас источник творчества, а как быть сейчас? А сейчас можно обратить внимание на источники творчества цивилизаций, прошедших до нас, в период их расцвета, а за одно обратить внимание на причины их угасания. У всех одна природа, сценарий жизни один. Один, найденный ими источник творчества, одна причина его утраты. К сожалению, ученых, работающих в этой области много, и у них разные цели в работе (не всегда творческие), поэтому разбираться в этом вопросе каждому приходиться самостоятельно.

Условия развития изобретательского творчества

Следует вспомнить, кто такой изобретатель. Не вспомним. Такой формулировки в русском языке нет. Разве что указание в некоторых словарях: "Изобретатель это тот, кто имеет изобретения...", но изобретения может иметь и не изобретатель. По мнению автора, изобретатель отличается особым складом ума, который берется непонятно откуда, а изобретения это внешнее его проявление.

Несколько слов о месте изобретений в обществе. Известно, что нарушение государственных стандартов карается по закону. Отсюда любое серьезное изобретение; вне закона, так как нарушает не только ГОСТы, но и все научно-технические условия и порядки, налаживание которых требует от общества больших усилий. Вред от пионерских изобретений очевиден, а польза; сомнительна. Несомненность приходит только через годы эксплуатации удачного изобретения.

Изобретения ставят под сомнение не только обоснованность производства и его изделий, но и производственные отношения. При этом рушатся планы развития, целые научные и производственные направления теряют свой смысл, подвергаются моральному старению, а ведь за всем этим стоят люди со своими семьями, которые имеют свои планы и надежды. И все это рушится из-за удачного изобретения (то есть изобретателя). Естественно, люди начинают защищаться, защищают свое место в обществе, а изобретатель со своими изобретениями воспринимается, как монстр.

Конечно, рождение изобретения (как и человека, открытия или нового производства); процесс мучительный. При всем этом должно быть цивилизованное; акушерство; для предотвращения родовых травм, осложнений и прочего. С этого начинается профилактика уродства. Развитие творчества это уже второе дело.

Для вынашивания принципиально новых замыслов люди испокон веков уходили из общества: в безлюдные, пустынные места, монастыри, отправлялись в кругосветные путешествия, создавали академгорода. Необходимо было уйти от влияния стереотипов, посмотреть на мир совершенно свободным, не отягощенным традициями взглядом и выносить новое решение без оглядки на существующие аналоги. Но это еще не все, требуется время и безопасное расстояние от общества, чтобы решить - полезно это новшество обществу или нет? И только после всего этого можно будет вернуться (если еще будет кому возвращаться).

Полученные новые решения - источник для обновления жизненных сил общества. В противном случае, оно не будет развиваться, что мы сейчас и наблюдаем. Общество, очертив и округлив свои границы, неминуемо рутинизируется и остывает. В этих же границах находятся и микрообщества: школы, университеты, курсы повышения квалификации, командировки, стажировки. Несмотря на то, что барьеры микрообществ преодолеваются и происходит их взаимообогащение за счет друг друга, этот обмен сам по себе обособлен и рано или поздно остынет по причине отсутствия принципиально новых и полезных решений, не имеющих ничего общего с установившимися традициями.

Какие цивилизованные пути для выхода из общества (с творческими целями) есть у нас сейчас? Первое, это учебно-научные кругосветные путешествия на судах с неограниченным районом плавания и достаточно большой автономностью. Основной лабораторией в этом случае является окружающий мир, а судно всего лишь, смотровая площадка. Это, по мнению автора, на сей день самое перспективное направление в развитии изобретательского творчества. Среда обучения, выбор учащихся и преподавателей определяет успешное развитие изобретательского творчества (для примера учебных судов).

Есть и другой путь. Можно сказать нецивилизованный: запереться у себя дома, стать затворником, не обращать внимания на соседей, да и на все общество, сосредоточиться и выработать нечто новое. В этом случае не исключены плоды уродства, но на сей день это, для творческих людей, порой единственный выход.

Сейчас изобретательское творчество и его развитие дело сугубо личное. Общество, государство со своими институтами для пионерского творчества малопригодны. Следовательно, эту проблему каждый из нас будет решать самостоятельно.

Примеры творчества в системе образования

В последнее время большое внимание в системе образования уделялось теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а также эвристике. Теории несомненно интересные для целого ряда предметов и дисциплин. Они позволяют решать задачи на уровне известных изобретений - уровне достаточно высоком, но для разработки новых изобретений эти теории не пригодны, так как по критерию новизны не признаются изобретениями.

Для курса "Изобретательское творчество" ("ИТ") была разработана учебная программа "ИТ", учитывающая естественную изобретательность, присущую людям.

Работа по разработке программы началась в Проблемной научно-исследовательской лаборатории бионики Казанского университета в 1982 году. Первый вариант программы апробирован в 1983 году в группе из 14 студентов 4 курса Казанского университета физического факультета. Из них 9 студентов получили 2 авторских свидетельства СССР на изобретения (две подгруппы соавторов).
1 подгруппа: (4 студента) - авт. свид. СССР N 1192970, МКИ В25I15/00, опубликовано в 1985 году Бюллетень N 43.
2 подгруппа: (5 студентов) - авт. свид. СССР N 1201128, МКИ В25I15/00, опубликовано в 1985 году Бюллетень N 48.

Работа над программой продолжилась в 1994 году в Академическом колледже при КГУ среди учащихся 10-х классов. За время короткого существования курса "ИТ" (1995 год) трое учащихся - соавторов получили решение о выдаче патента на изобретение по заявке N 95107104, а один учащийся получил два патента Российской Федерации N 2077458 и N 2094262. На этом работа курса "ИТ" в Академическом колледже закончилась.

Работа с изобретателями в учебных учреждениях начиналась и прекращалась, как экзотичная или вообще чуждая для традиционного учебного процесса.

В заключении следует отметить особенности курса "ИТ". Она основана на естественной способности человека к озарению. Практически это состояние используется людьми повсеместно, но ясного научного объяснения этому до сих пор нет. Более того научным может быть представлено отрицание этого явления. По этой причине в "ИТ" результатами работы признаются только те, которые не известны человечеству, и на которые выдан патент, подтверждающий новизну и полезность полученной информации.

* Статья "Творчество и система образования" впервые была опубликована в НиТ в 1999 году.

Программа курса

изобретательское творчество

Автор: Суханов В.Н.
Составитель: Федосеева В.Н.

Программа предназначена для дополнительного образования учащихся колледжей и высших технических учебных заведений и университетов факультетов естественных наук.

"... И случай, Бог изобретатель."
А.С. Пушкин, 1829 г.

Пояснительная записка.

Изобретательское творчество - один из древнейших и первейших видов деятельности человека. Изобретатель - это фантазер и чудак, который не боится мыслить и видеть мир по-своему. Назначение изобретателя - быть первопроходцем в той области, которая его больше всего интересует. Он первый способен увидеть проблему, осмыслить ее и решить. И только со временем она становиться понятна всем. Все новое рождается как "ересь", а потом становиться обычным - общепринятым. Все достижения во всех областях науки и техники, которые имеет человечество на сей день, не состоялось бы без чудаков и фантазеров - изобретателей.

Курс вызван к жизни необходимостью помочь одаренным молодым людям осознать свою необходимость для общества как творческим личностям, помочь не потеряться в потоке знаний, помочь укрепить их духовную и нравственную основы.

Известные курсы обучения техническому творчеству основаны на изучении и использовании теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), что не всегда обеспечивает учащемуся разработку технического решения на уровне изобретения, а зачастую, блокирует творческую деятельность, приводит к результату, обратному желаемому.

Предложенный курс обучения основан на стимулировании творческой деятельности учащихся, при этом ТРИЗ отведена второстепенная роль.

Цель курса - выявить среди учащихся тех, кто способен мыслить смело, нетрадиционно, нестандартно, поддержать эту способность, помочь сформироваться им как изобретателям, научить их самостоятельно защищать свои авторские права, предоставив им необходимые для этого знания.

Поставленная цель может быть достигнута в творческой группе, руководитель которой должен иметь опыт самостоятельной творческой и патентной работы, а также авторские свидетельства и патенты на изобретения, разработанные и защищенные им самим. Руководитель обязан постоянно следить за всеми изменениями в законодательстве в области интеллектуальной собственности, в патентоведении и сам вести изобретательскую работу. Кроме того, личность руководителя курса, как изобретателя, оказывает большое влияние на весь творческий процесс.

Молодые люди, обучающиеся по курсу "Изобретательское творчество", разрабатывая свои изобретения, работают в патентном фонде. Они получают навыки патентоведов. приобщаются к сообществу изобретателей, у них появляется уверенность в своих творческих силах, укрепляется дисциплина, развивается аккуратность и терпение, расширяется кругозор.

Курс "Изобретательское творчество" рассчитан на 32 часа теоретической работы и на 102 часа практическо-творческой работы, всего на 136 часов, из них 68 часов аудиторных занятий и 68 часов - консультации.

Соотношение времени практических занятий ко всему времени обучения можно изменять в зависимости от теоретической подготовки учащихся.

По окончании курса учащиеся должны подать заявки в патентное ведомство. Курс считается успешно пройденным и основы патентоведения усвоены, если будут получены положительные решения формальной экспертизы. После решения о выдаче патента на изобретение курс считается успешно завершенным. И только в этом случае считается, что руководитель справился со своей работой.

Подготовительная работа. Как показала практика, подбор молодых людей для обучения в группе по курсу "Изобретательское творчество" следует проводить среди учащихся, успевающих на отлично хотя бы по одному из следующих предметов : физика, химия, предмет по специальности. Как правило, будущие изобретатели не отличаются разносторонним развитием. Рекомендуется начинать работу в группе не более 20 человек.

Примерный тематический план

ТемаКол-во часов

1. Вводное занятие.
2. Выявление изобретательских способностей
3. Выявление изобретений
4. Первоначальное оформление заявок на изобретение
5. Проведение патентного поиска
6. Оформление заявочных материалов
7. Направление заявочных материалов на предполагаемое изобретение в патентное ведомство
4
34
42
16
20
20
20

Занятия предпочтительно проводить регулярно по 4 часа в неделю. Время освоение каждой темы определяет руководитель, и зависит оно от способностей и знаний учащихся.

П Р О Г Р А М М А

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Историческая справка об изобретателях и их работе. Понятие интеллектуальной собственности :
- привилегия;
- изобретение;
- открытие;
- полезная модель;
- промышленный образ;
- патент, лицензия.

Факторы, побуждающие к разработке изобретений:
- озарение, личная инициатива;
- заказ, потребность общества;
- необходимость, непредвиденное стечение обстоятельств;
- задачи, возникающие перед обществом.

Примеры практического применения изобретений, лицензирование и пиратство.

Цель и задачи курса "Изобретательское творчество".

Домашнее задание к следующему занятию: Каждый учащийся должен обдумать и выбрать область технической деятельности и проблему, над которой он будет работать.

Примечание.
1. Руководитель предлагает в качестве помощи (приблизительно) следующие вопросы:
а) Вспомните область своих интересов.
б) Чему хотите посвятить свою жизнь?
в) Чем занимаетесь, когда остаетесь наедине с собой?
г) Над чем размышляете в свободное время ?
д) Чем любили заниматься будучи еще в дошкольном возрасте ?

2. Каждый учащийся должен предварительно решить одному ли ему работать или в группе соавторов.
Руководитель курса приглашает на последующие занятия только тех учащихся, у которых есть или возник интерес к изобретательскому творчеству. (Как правило, после этой темы количество учащихся в группе сокращается.)

2. ВЫЯВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Обсуждение домашнего задания. Снятие запрета на мышление.

Примечание.
1.Разработка изобретения включает в себя три основных этапа:
- постановка задачи;
- творческое решение задачи;
- конструкторское воплощение.

Все эти этапы могут быть решены изобретательски. Поэтому достаточно убедиться, что учащийся в состоянии справиться с одним из этих этапов, чтобы сделать вывод о его возможностях. Как правило, учащимся предлагается первый этап: постановка задачи. При этом становится ясным, может ли учащийся смотреть на окружающий мир критически без элементов критиканства и придирок. По правильно и оригинально сформулированной творческой задаче делается вывод о изобретательских способностях учащегося.

2. После второй темы определяется количество и состав творческих групп учащихся - соавторов, разрабатывающих по одному предполагаемому изобретению. Занятия по всем последующим темам с каждой творческой группой должны проводиться отдельно. Количество соавторов не должно превышать 6 человек, в противном случае группа разделится самостоятельно на 2 или 3 подгруппы для разработки разных изобретений, что усложнит работу руководителя.

Домашнее задание к следующему занятию:

1. Каждая сложившаяся творческая группа учащихся - соавторов должна подготовить тезисы к докладу о своем возможном изобретении.

2. Каждый учащийся должен подготовиться к дискуссии с оппонентом.

Примечание.
Преследуются цели:
1. Приобретение учащимися навыков работы с оппонентом:

- умение держаться без лишних движений и жестов;

- умение четко и доступно изложить историю проблемы, необходимость и возможные методы ее решения;

- освоить культуру диалога (грамотно и четко излагать свои мысли, уметь корректно задавать вопросы, уважительно относиться к оппоненту).

2. Замысел учащегося будет приобретать более четкие формы и определяться методы его реализации.

3. ВЫЯВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ

Выступление учащихся с тезисами доклада (домашнее задание).
Дискуссии.

Примечание. 1. Учащиеся с изобретательскими способностями, без значительных затрат времени, в состоянии предложить, по крайней мере, одно предполагаемое изобретение. Задача преподавателя, обеспечивая самостоятельность работы учащегося, не отрицая заведомо сомнительных решений, обеспечить правильный выбор учащегося: над каким изобретением следует продолжать работу?

2. Вся работа учащегося по разработке изобретения и оформлению материалов заявки на изобретение должна проводиться самостоятельно. В этом основная трудность курса "Изобретательское творчество".

3. Для обеспечения успешной работы преподавателем могут быть использованы методы: контрольных вопросов; аналогов; идеального конечного результата; - выводы закономерностей развития техники; использования физических, геометрических, биологических, технических эффектов и явлений. При этом необходимо научить учащегося спрашивать самого себя о ходе работы. Любой наводящий вопрос преподавателя считается изъяном при проведении курса. Вся творческая работа должна проводиться самостоятельно.

4. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВОК НА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Краткое знакомство с патентоведением. Заявочные материалы и правила их оформления:

- заявление на выдачу патента;
- описание изобретения с формулой и рисунками;
- реферат;
- квитанция об оплате патентной пошлины.

Подготовка рисунков, иллюстрирующих предполагаемое изобретение.

Примечание.

1. Для учащихся информация, получаемая при изучении четвертой темы, должна полностью соответствовать работе по оформлению только их конкретной заявки.

2. Изучение патентоведения и составление заявочных материалов проходит в состоянии творческого подъема учащихся, что обеспечивает освоение курса в столь сжатые сроки.

3. Если в группе работают несколько учащихся одновременно, то следует ознакомить присутствующих с творческой этикой и необходимостью конфиденциальности всей работы.

5. ПРОВЕДЕНИЕ ПАТЕНТНОГО ПОИСКА

Регламент патентного поиска.

Правила работы в патентном фонде.

Работа в патентном фонде:

- определение международного класса изобретений (МКИ);
- просмотр аналогов изобретения;
- выбор прототипа изобретения.
Составление первоначального варианта формулы изобретения.

Примечание.
Работу в патентном фонде учащиеся ведут самостоятельно. Руководитель выполняет роль консультанта. При проведении поиска в патентном фонде происходит естественное сравнение учащимся своего изобретения с известными, с которыми он познакомился. Это убеждает учащегося в значимости и правильности направления его работы. После этого учащемуся уже не страшно скептическое отношение к нему, как заведомо неспособному к творческой работе.

6. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Составление и оформление заявления.

Составление и оформление описания:
- окончательная редакция формулы изобретения;
- название изобретения;
- область использования;
- описание аналогов и их критика;
- описание прототипа;
- критика прототипа;
- цель изобретения;
- сущность изобретения;
- сопоставительный анализ изобретения с прототипом;
- перечень графических изображений;
- описание технического решения в статике;
- описание технического решения в динамике;
- примеры конкретного применения;
- технико-экономическая эффективность.

Составление реферата.

Подготовка квитанций об оплате патентных пошлин и справок о льготах.

Примечание. Описание изобретения составляется учащимся по аналогии с прототипом. Со стороны руководителя допускается редакторская правка текста описания изобретения учащегося. Правила оформления заявки на изобретение могут повторяться неоднократно по мере возникновения вопросов у учащегося. Руководитель в качестве консультанта отвечает на все вопросы, связанные с предметами физики, химии, черчения, патентоведения и права, за исключением творческой работы над изобретением, которая должна быть от начала до конца самостоятельной работой учащихся.

7. НАПРАВЛЕНИЕ ЗАЯВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ ВО ВНИИГПЭ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕПИСКИ

Консультации по ведению переписки с патентным вемоством

Примечание.

Учащиеся должны понимать, что их изобретения - их личная собственность и их личная забота. Работа руководителя должна быть ограничена ответами на вопросы учащихся в объеме справочных сведений и знаний. В случае возникновения трудностей у учащихся, связанных с их неуверенностью в себе или скептического отношения окружающих, целесообразно познакомить учащихся с авторами изобретений, разработанные ими в школьные годы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При получении документа о выдаче патента на изобретение учащегося, это изобретение анализируется согласно ТРИЗ. Если разработанное изобретение не соответствует ни одному из методов теории, то изобретение подвергается анализу на выявление нового метода, который может обогатить ТРИЗ.

Первоначально ТРИЗ зародилась в результате анализа успешных работ изобретателей. Сейчас ТРИЗ может быть рассмотрена в отрыве от естественной (озаренческой) изобретательности. ТРИЗ может развиваться и совершенствоваться по законам развития естественных наук.

Изобретатель, разрабатывая изобретение, как правило, с самого начала знает, чего он хочет, и после нескольких попыток (а зачастую после нескольких десятков, сотен попыток) цель не только достигается, но и конкретно воплощается в новое техническое решение.

В ТРИЗ интуитивную (озаренческую) работу изобретателя ошибочно отнесли к методу "проб и ошибок". Комбинаторика учит, что в этом случае необходимо сделать количество проб равное n! (факториал), где n - объем научно-технических знаний изобретателя. При нормальном научно-техническом кругозоре изобретателю пришлось бы перебрать бесчисленное количество комбинаций. Следовательно, этим методом , в принципе, невозможно было бы разработать ни одного изобретения.

Примечание:
Обучение проводилось в двух вариантах: "жестком" и "мягком".

"Жесткий" вариант - обучение без предварительной подготовки.
При этом, как правило, один из десяти учащихся в состоянии пройти весь курс обучения.

"Мягкий" вариант - обучение с предварительным знакомством на уроках физики. Учащиеся и преподаватель, пользуясь общеобразовательной программой обучения, в штатных условиях учебного процесса знакомятся, учатся понимать друг друга, находят пути взаимного доверия, определяют области интересов друг друга. На основе взаимного интереса и любопытства некоторые учащиеся получают приглашение или сами изъявляют желание посещать занятия "Изобретательское творчество".

P.S. Работа по предложенной программе может быть осуществлена при решении двух проблем:
1. Востребованности изобретателей и их изобретений в обществе.
2. Совместимости принципов программы с учебным процессом базового учебного учреждения.

Учебная программа "Изобретательское Творчество" зарегистрирована Всероссийским научно-техническим информационным центром Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации (ВНТИЦ) 14 декабря 2000 года под номером 72200000046. Полный текст программы хранится в информационном фонде ВНТИЦ.

Рабочий сайт: http://inventcreat.com

Автор - Владимир СУХАНОВ


Оценка: 3.93*7  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Боевое фэнтези) А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) С.Панченко "Ветер"(Постапокалипсис) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"