Т. Гудкайнд Правило девяток
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Перевод нового произведения Терри Гудкайнда "The Law of Nines". Очень многим (и мне в том числе) хотелось бы, чтоб эта книга оказалась продолжением серии "Меч Истины". Увы, это НЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ. Я бы определила данное действо как эпилог саги из серии "...прошло двадцать лет...". Правда, лет прошло несколько больше, чем двадцать... И стоили ли все труды и страдания наших любимых героев того, к чему пришел их мир? Стоит задуматься. Ну, а выводы каждый делает сам...
|
Goodkind, Terry.
The law of nines
1.
НАД ГРУЗОВИКОМ ВОДОПРОВОДЧИКА развевался Веселый Роджер, и именно он в первый момент привлек внимание Алекса. Белый череп и кости словно цеплялись за черное полотнище, чтоб их не смело, пока автомобиль, виляя, несется через перекресток со скоростью пушечного ядра. На повороте грузовик накренило; пластиковая труба покатилась по блестящему стальному листу на дне кузова со скрежетом, от которого заныли кости. Казалось, грузовик вот-вот опрокинется.
Алекс взглянул на человека, стоящего рядом на обочине. Надо же! Поглощенный своими мыслями, он никого тут раньше не заметил. Когда там появилась эта женщина, что неподвижно стояла сейчас чуть впереди и правее, а над плечом ее рассеивался легкий парок, словно след от дыхания в морозный день? Лица незнакомки Алекс не видел, а потому не мог понять, заметила ли она грузовик. Хотя, трудно было не услышать натужный рев двигателя - похоже, грузовик и не собирался сворачивать.
Алекс схватил женщину за руку и отшатнулся, рванув ее следом за собой. Взвизгнули шины; большая белая кабина подскочила на бровке, где только что стояли Алекс и эта женщина - передний бампер пронесся всего в нескольких дюймах от них. Вслед грузовику взметнулась ржавая пыль; во все стороны разлетелись куски дерна и ошметки грязи.
Прояви Алекс нерешительность, и оба они были бы уже мертвы.
На белой дверце кабины поверх надписи "Веселый Роджер. Водопроводные работы" красовалось изображение улыбающегося пирата с повязкой на одном глазу и яркой искоркой в уголке рта. Алекс обернулся и проводил глазами яркую картинку.
Кто ж так ездит! Подняв глаза, чтобы рассмотреть психа за рулем грузовика, Алекс прямо физически наткнулся на мрачно-пристальный взгляд дородного человека на пассажирском сидении. Кудрявая борода и густая шапка темных волос и вправду придавали ему пиратский вид. А узкие глазки над пухлыми рябыми щеками так и полыхали гневом.
Судя по всему, его привело в бешенство то, что Алекс и эта женщина вообще посмели оказаться у него на пути. Даже в грохоте распахнувшейся двери ясно читались его воинственные намерения.
Прямо какой-то человек-ночной-кошмар.
Алекс ощутил холодную волну адреналина и мысленно сосредоточился на своих движениях. Пассажир, похоже, собирался выскочить из кабины прямо на него. И доберется до Алекса "пират" немного раньше, чем в дело вступит его дружок-водитель. Значит, поначалу они сойдутся один на один. По крайней мере, пока автомобиль движется, водитель не сможет помочь приятелю - следовательно, немного времени в запасе есть. И это все происходит с ним, с Алексом? Поверить невозможно!
Тем не менее, все это происходило. Наяву. И нужно было что-то предпринимать.
Алекс смирился с неизбежным, и его наполнила спокойная ярость.
Время замедлилось... Вечность пролегла между двумя ударами сердца... Кокон тишины окутал разум... Белая дверца кабины... Рука, открывшая дверцу... Мощная такая, с выпуклыми мышцами...
Собственные мускулы Алекса напряглись, готовые встретить угрозу.
Из двери уже высунулась крепкая нога, когда сигнальные вспышки и вопль сирены отвлекли здоровяка-"пирата". Взвизгнув шинами дорогу грузовику пересекла черно-белая машина.
Полицейские припарковались на другой стороне улицы рядом с оградой автостоянки. Те парни в грузовике пронеслись мимо, не заметив полицию, зато патрульные прекрасно разглядели их подвиги. И, похоже, выкрутасы водителя грузовика стражей закона не порадовали.
Собственно, Алекс, потерявшись в своих мыслях, тоже их не заметил.
- На обочину! - потрескивая, ожил громкоговоритель.
Мир возобновил свое движение.
Грузовик, поднимая клубы пыли, катился, постепенно замедляя ход; следом за ним двигалась патрульная машина.
Едва пират остановился, двое полицейских, держа оружие наготове, с двух сторон приблизились к кабине.
Раздался резкий приказ, и нарушители принялись выбираться из кабины, одновременно стараясь держать руки поднятыми вверх. Тут же оба оказались стоящими лицом к автомобилю, опираясь руками на капот.
Алекс почувствовал, как напряжение покидает его мышцы, как слабеют колени. Он отвернулся от обыскиваемых и обнаружил, что женщина не сводит с него внимательных глаз. Изумительных, потрясающих глаз. Их насыщенный коричневый цвет напомнил Алексу его лучшие кисти из соболя. И за этими карими глазами, что оценивающе смотрят на мир вокруг, явно скрывается острый ум.
Незнакомка неторопливо перевела взгляд на руку Алекса, которая все еще сильно сжимала ее предплечье. Алекс тогда собирался отбросить женщину себе за спину, чтобы пассажир грузовика не мог обидеть ее. Но полиция обнаружилась раньше.
В карем взгляде читался немой приказ.
- Извините, - проговорил Алекс, выпуская руку женщины. - Эти пираты чуть вас не переехали.
Она не ответила.
Своим беззаботным тоном Алекс пытался успокоить ее, уменьшить страх из-за того, что едва не произошло. Но по невозмутимому выражению лица незнакомки, можно было подумать, что она довольно приятно провела время. Алекс только надеялся, что не повредил ей руку - иногда он сам не сознавал собственной силы.
Не придумав, куда девать руки, Алекс запустил пальцы одной из них в густую шевелюру, а другую засунул в карман. Потом откашлялся и заговорил более серьезным тоном.
- Мне очень жаль, если я причинил вам боль, но... Тот грузовик сбил бы вас - вы стояли прямо у него на пути.
- Для вас это так важно?
Голос незнакомки был столь же очаровательным, как и глаза.
- Да, - озадаченно ответил Алекс, - если я мог предотвратить несчастный случай...
- Если это действительно был несчастный случай.
Как странно. Алексу оставалось только гадать о значении ее слов. Он никак не мог придумать, что сказать в ответ.
Где-то в подсознании всплыло воспоминание о стоящей на обочине незнакомке. Даже тогда, погруженный в свои мысли, Алекс все же обратил на нее внимание. Он же художник, а, значит, привык оценивать пропорции человеческого тела, в покое оно находится или в движении. И в ее позе, когда она стояла у дороги, было что-то необычное.
Алекс вовсе не был уверен, что своим ответом она пыталась уменьшить напряжение. Скорее то была попытка избавиться от паники, заставляющей сердце тяжело бухать в груди. А, возможно, она просто хотела избавить себя от его самонадеянной галантности. Такая женщина наверняка привыкла иметь дело с сообразительными мужчинами, которые пускались на всякие хитрости, чтобы привлечь ее внимание.
Атласное черное платье облегало изгибы ее тела. Но вот был это последний писк моды или просто не соответствующая месту и времени одежда, Алекс никак не мог решить. Кроме того, плечи незнакомки покрывала длинная пелерина глубокого зеленого цвета. И окончательно запутывал дело водопад волос цвета летнего солнца.
Алекс предположил, что она направлялась в ювелирный магазин, расположенный в престижном Риджент-Центре, чьи стеклянные стены проглядывали между липами, насаженными вдоль Риджент-Бульвара.
Он опять перевел взгляд на грузовик, криво стоящий на бордюре. Мигалка полицейской машины окрашивала его белую кабину поочередно то в синий, то в красный цвет.
Надев на пассажира наручники, полицейский махнул рукой в сторону обочины, приказывая ему сесть рядом с водителем. Тот уселся, скрестив ноги. Оба "пирата" были одеты в темные спецовки, заляпанные грязью. Хотя они и выполняли все приказы полицейских, ни один не выглядел напуганным.
Пока офицер что-то монотонно говорил в микрофон переговорного устройства, укрепленного на погоне форменной рубашки, его напарник подошел к Алексу.
- С вами все в порядке? Никто не пострадал?
В голосе полицейского еще чувствовались остатки возбуждения.
Патрульные были молодыми и сложением напоминали тяжелоатлетов. С бычьими шеями, одетые в одинаковые черные рубашки; короткие рукава туго обтягивали мощные мышцы рук, будто служили лишь для того, чтобы подчеркнуть размеры их мускулатуры.
- Никто, - подтвердил Алекс. - С нами все в порядке.
- Рад слышать. А вы быстро сообразили. На минуту мне показалось, что вам уже не жить.
Алекс указал на мужчин в наручниках.
- Они арестованы?
Полицейский бросил взгляд на женщину и покачал головой.
- Пока не получим ордер - не арестуем. С парнями, вроде этих, никогда не знаешь, кто попался тебе в руки. Мы часто придерживаем их у себя до окончания проверки. Но все же я думаю, что когда мой напарник закончит оформлять штраф, они будут не в настроении откалывать что-то, подобное сегодняшнему трюку. Ну, хотя бы какое-то время.
Теперь насчет парней из грузовика будут волноваться двое крепких полицейских; и было уже не так страшно смотреть в темные глаза пассажира.
Алекс взглянул на полицейский значок и протянул руку.
- Спасибо, офицер Славински. Вы появились очень вовремя.
- Точно, - ответил полицейский, пожимая руку Алекса.
Рукопожатие было мощным. Алексу не показалось: офицер Славински все еще возбужден происшествием и ему не терпится вернуться к своим "пиратам".
Водитель грузовика, сидящий на бордюре, был более худым, чем пассажир, но выглядел столь же неприметно. Он коротко отвечал на вопросы, которые задавал полицейский, заполняющий протокол.
Напарники коротко переговорили между собой, видимо обсуждая результаты проверки документов. Офицер Славински кивнул, снял с пассажира наручники и разрешил ему вернуться в грузовик. Забравшись в кабину, тот уселся, выставив в окно волосатую руку, пока второй полицейский снимал наручники с водителя.
В большом квадратном зеркале грузовика Алекс видел темные глаза этого человека, устремленные прямо на него, Алекса. Таких глаз не должно быть в цивилизованном мире. И Алекс предположил, что, видимо, подобное ощущение возникает потому, что в этой новой, роскошной части города строительный транспорт выглядит неуместно. А еще Алекс вспомнил, что уже видел грузовик Водопроводной Компании Веселого Роджера.
Неподалеку у Алекса был небольшой дом. Когда-то он располагался за городом в уединенных холмах среди полей, но все это уединение давно поглотил разрастающийся город. И теперь Алекс жил на довольно приятной улице в приличном доме в престижном районе города.
Так он и стоял, застывший, уставившись на грязное лицо, глядящее из зеркала грузовика.
А потом человек в зеркале усмехнулся.
Такой злобной усмешки Алекс никогда не видел.
Порыв ветра развернул флаг на грузовике - казалось, череп тоже мрачно улыбается Алексу.
Тут он заметил, что женщина замерла и молча за ним наблюдает. В это время загорелся зеленый свет, и Алекс сделал приглашающий жест.
- Вы позволите проводить вас через улицу? - спросил он преувеличенно галантным тоном.
Незнакомка впервые улыбнулась. Это была не глупая ухмылка, не улыбка- предвестие смеха. Губы ее слегка изогнулись, показывая, что она оценила беззаботную естественность его слов.
И унылый день неожиданно сделался прекрасным.
2.
- КОГДА-НИБУДЬ Я ХОТЕЛ БЫ написать ваш портрет, - заговорил Алекс, пока они пересекали широкий бульвар, - конечно, если вам это интересно.
- Мой портрет? - переспросила она, слегка вздернув бровь. Невероятно женственный, этот взгляд требовал объяснений.
- Я ведь художник.
Алекс взглянул налево: движение на перекрестке замерло. В поле зрения не было видно ни одного строительного грузовика, никто не собирался еще раз с разгону наехать на них. Наоборот - завидев мигалку патрульной машины, водители вели себя крайне аккуратно.
Как хорошо оказаться подальше от пиратов-водопроводчиков. Парни всем своим видом демонстрировали неприязнь, и Алекс даже разозлился, потому что вовсе не заслуживал столь воинственного отношения.
- Значит, вы рисуете портреты? - спросила незнакомка.
Алекс пожал плечами.
- Иногда.
Портреты не были основным его занятием, хотя время от времени приносили некоторый доход. Но в данном случае он готов был работать бесплатно, только бы рисовать эту женщину. Мысленно Алекс уже продумывал ракурсы и анализировал линии ее фигуры; пытался придумать, как точнее передать очарование лица. Разумеется, он никогда не начал бы такую работу, если бы не был уверен в своей способности передать ее красоту. Но изображение этой женщины должно быть совершенным. Нельзя исказить ни единой черточки в ее облике.
Алекс указал на невысокое изящное здание, что виднелось за мерцающими листьями.
- Там, в галерее, есть несколько моих работ.
Она посмотрела в направлении, указанном Алексом, словно ожидала, что галерея сама собой возникнет прямо перед ними.
- Вообще-то, я туда и направляюсь. И если вам захочется увидеть мои работы... Это совсем недалеко от ювелирного салона на Риджент...
Его голос затих. Внезапно Алекс почувствовал себя очень глупо. С чего он взял, что женщина заинтересуется чем-то, кроме ювелирного магазина или содержимого бутиков. Возможно, на такую мысль его натолкнуло то, что на ней не было украшений. Но это вовсе не значит, что ей интересна живопись вообще, и его работы в частности.
- Я хотела бы видеть ваши работы...
Алекс поднял глаза.
- Правда?
Она кивнула, убирая с лица светлый локон.
***
В кармане тихо завибрировал мобильник - опять пришло сообщение. Алекс мысленно вздохнул и свернул на полупустую автостоянку, которая заполнялась обычно только к ланчу. А сейчас лишь пара дюжин дорогих машин стояла возле главного входа, сверкая красным, багряным и серебряным.
Телефон затих. Наверняка, это Бетани. Несколько недель назад Алекс вообще не подозревал, что по телефону можно посылать текстовые сообщения. И не знал, что его телефон может принимать такие послания, пока несколько недель назад не повстречался с Бетани. После второго свидания она завалила его сообщениями. Алекс редко прочитывал всю эту ерунду до конца, а Бетани, видимо, считала, что о ней думают днем и ночью. Но ведь их знакомство едва состоялось, так что должен был ответить Алекс? Что она вовсе не занимает все его мысли?
Он перестал размышлять о телефоне и открыл стеклянную дверь торгового центра. По виду женщины не похоже, что она редко бывает в подобных заведениях - в ней не было робости человека, непривычного к дорогим магазинам. Она изящно и уверенно шагнула внутрь.
Закрывая дверь, Алекс оглянулся. На противоположной стороне бульвара между липами проглядывала белая кабина грузовика, сидящего одним колесом на бордюре рядом с патрульной машиной. Мужчин в кабине он не разглядел.
В торговом центре было почти безлюдно. Алекс с удивлением наблюдал за женщиной, которая невозмутимо скользнула взглядом по манящему мерцанию драгоценностей. Проходя по залам незнакомка одинаково равнодушно смотрела на витрины магазинов, где разве что шарфик можно было приобрести по цене, не составляющей четырехзначную цифру. Одежда в витрине дорогого бутика вызывала у нее не больше интереса, чем обувь в соседнем магазине или кошельки в следующем.
Алекс замечал, как женщины оценивающе смотрят вслед его спутнице. Ее ответные взгляды были совершенно другими. Если незнакомку разглядывали, пытаясь определить состояние ее финансов, то она старалась... ощутить встречного человека, всматривалась ему в лицо, словно узнавая.
- Теперь сюда, за угол, - окликнул спутницу Алекс.
Когда он заговорил, незнакомка обратила на него пристальный, сосредоточенный взгляд, в котором читалась вежливая заинтересованность. Да, невозможно представить, как эта женщина отправляет эсэмэски.
Она позволила провести себя по изогнутому коридору, украшенному металлическими инкрустациями на розовом гранитном полу. Каменные арки напоминали раскидистые деревья. Та, в которую свернул Алекс, вела в залитый солнцем зал. Сквозь застекленный потолок падали полосы света, причудливо играя на листьях филодендронов в кадках и оранжево-розовых лепестках гибискусов.
Алекс остановился перед окном. Оконный переплет был богато украшен причудливой золотой лепниной, в результате чего окно напоминало картину в богатой раме - вроде тех, что виднелись через стекло внутри галереи.
Алекс указал в сторону окна.
Незнакомка неодобрительно поморщилась.
- Вы хотите сказать... Вы нарисовали... это?
Она смотрела на внушительного размера картину, размещенную прямо в середине зала. Работа Диллиона. Художника со Среднего Запада, который постепенно становился фигурой, известной по всей стране. Того самого, про которого говорили, что "Р. К. Диллион находится на переднем крае борьбы за подлинный реализм в искусстве".
- Нет, - ответил Алекс. Он наклонился и указал на небольшую картину, стоящую на мольберте позади остальных. - Вон одна из моих работ - горный пейзаж с соснами на переднем плане слева.
Алекс с облегчением подумал, что господин Мартин, владелец галереи, по крайней мере установил его картину на виду, вместо того, чтобы просто прислонить к стене, как он порой делал. Приглушенное освещение в зале сделало солнечный свет на картине более ярким, отчего тишина под сводом деревьев ощущалась почти живой.
- Видите, что я имел в виду? - спросил Алекс, поднимая глаза на незнакомку.
Ее рот слегка приоткрылся от удивления.
- Александр... Это - прекрасно...
Алекс застыл.
Он знал, что еще не называл своего имени. Точно знал, потому что все время ждал удобного случая, чтобы представиться но не казаться при этом навязчивым.
Скорее всего, она уже бывала в Риджент-Центре, и, должно быть, заглядывала в галерею. Это - единственное объяснение. В конце концов, почему бы богатой женщине не посетить галерею, и не обратить внимание на его работу? Биографические сведения об Алексе можно прочитать рядом с егокартинами, там же есть и фото. Он подписывал свои работы полным именем - Александр, точно так же написано в биографии. Видимо, оттуда она и узнала его имя.
Незнакомка пристально смотрела ему в лицо.
- Зачем вы это рисовали?
Алекс пожал плечами.
- Я люблю лес.
Ее глаза увлажнились. Словно та картина навеяла какое-то священное для нее воспоминание.
- Не то. Я хочу сказать, почему вы изобразили именно это место в лесу?
- Не знаю... Как-то придумалось... Само...
Незнакомка словно хотела сказать что-то еще, но была слишком потрясена, чтобы говорить. Она подошла к окну и бросила взгляд наружу.
Алекс уже собрался спросить, почему этот выдуманный пейзаж имеет такое значение, как зазвонил его сотовый. Он не собирался отвечать на вызов, но женщина пристально разглядывала его работу и, казалось, была полностью поглощена этим. Так что пришлось раскрыть телефон.
- Алло?
- Алекс, это я, - послышался голос Бетани.
- А... привет, - тихо ответил Алекс, сжимая телефон.
- Разве ты не получил мои сообщения?
- Извини, я их сегодня не читал. Я уже говорил: ты можешь позвонить, если тебе есть что сказать...
- Глу-у-у-упый... - протянула Бетани. Возможно, она считала свой голос мелодичным, но Алексу он казался скрипучим. - Кто сейчас не шлет сообщения? Не будь таким старомодным. Все так делают...
-- Я - не все. Так что ты хотела?
- Ну, если бы ты прочел сообщения, на которые я потратила время, ты бы уже знал. Я собираюсь вытащить тебя куда-нибудь сегодня вечером, чтобы выпить за твой день рождения...
Ее голос звучал обиженно, но Алекса это не волновало. Ему вовсе не хотелось выпивать. Да и вообще не хотелось праздновать этот мрачный день. А ее предложение разозлило еще больше.
Бетани нафантазировала себе гораздо больше, чем было между ними на самом деле. Пары встреч Алексу оказалось достаточно, чтобы понять, что ничего общего между ними быть не может. Их свидания были недолгими и ничем не примечательными. А что уж там Бетани в них увидела... Словом, они не подходили друг другу: она любила дорогие вещи, а Алекс не был богат; она обожала вечеринки, а Алекс - нет.
Да и его искусство ей надоело.
- Извини, Бетани. Давай, я прочитаю сообщения и перезвоню?
- Ладно...
Он щелкнул крышкой телефона и вернулся к незнакомке. Она снова пристально смотрела на него непостижимым взглядом.
- Извините...
Он, словно объяснение, подержал в руке телефон, прежде чем сунуть в карман.
Она оглянулась через плечо на его картину.
- Я тоже должна извиниться. Времени совсем не осталось.
Она отвернулась от окна и теперь стояла перед Алексом. - Сейчас я должна уйти...
- В самом деле? Могу я, по крайней мере...
Опять зазвонил телефон. И почему Алекс его не отключил?
Легкая улыбка изогнула губы женщины, придавая ей новое очарование. Незнакомка выгнула бровь и указала на его карман.
- Вы должны ответить, иначе она рассердится еще больше...
- На самом деле меня это не волнует...
Но Алекс знал, что Бетани так просто не отступит. А потому вытащил звенящий телефон из кармана и поднял указательный палец.
- Дайте мне одну минуту. Прошу вас.
Женщина бросила взгляд через окно и снова принялась рассматривать Алекса. Теперь она сделалась серьезной, и это заставило его замереть.
Телефон прекратил звонить, теперь снова пошло сообщение.
- Будьте осторожны с зеркалами, - наконец тихо произнесла незнакомка. - Через зеркала они могут наблюдать за вами...
Руки Алекса покрылись мурашками. Он чуть не выронил телефон, когда тот зазвонил снова.
- Что?
А она все смотрела на него бездонным взглядом.
- Прошу вас, - пробормотал он, - погодите... всего секунду...
Незнакомка скрылась в тени между магазинами, словно предоставляя ему возможность для личного разговора.
Он отвернулся и щелкнул крышкой телефона.
- Ну что?
- Алекс, если ты еще когда-нибудь...
- Слушай, прямо сейчас у меня важное дело. Я перезвоню...
Он захлопнул телефон, не дожидаясь, что скажет Бетани, и повернулся туда, где в темном уголке ждала незнакомка.
Она исчезла. Просто... пропала.
3.
АЛЕКС ВЫТЯНУЛ ШЕЮ, оглядывая зал. Там не спеша прогуливались несколько хорошо одетых женщин, но той, кого он искал, среди них не было.
Как ей удалось скрыться так быстро?
Он бросился к арке, оглядывая переход к ювелирному магазину. Там ее тоже не оказалось. Потрясающе! За такое короткое время! Алекс с досадой подумал, что даже имени ее спросить не успел. Но он ведь не ожидал, что все так будет. И упустил свой шанс. А может быть - нет? Она сказала, что должна уйти "сейчас"...
Интересно, что она имела в виду?
Он вздохнул. Скорее всего, ничего, это была простая вежливость. Она хотела избавиться от него, как сам он хотел избавиться от Бетани.
Да нет, не похоже. Что-то произошло, только Алекс не знал, что именно.
В коридоре послышались шаги, мягкие голоса, легкий смех; и Алексу начало казаться, что все произошедшее ему почудилось.
Думать о таком не хотелось. Особенно сегодня, в этот знаменательный день.
Внезапно Риджент-Центр показался Алексу очень пустым и очень уединенным. Настроение, которое только-только начало улучшаться, сделалось совсем подавленным.
Он стиснул губы, помянув Бетани с ее дурацкими сообщениями и назойливыми звонками. Они и без того ничего для него не значили, а теперь, когда помешали чему-то, что могло случиться...
Алекс разочарованно вздохнул и зашагал мимо женщин, входящих в магазины, и выходящих оттуда. Он разглядывал лица в поисках исчезнувшей незнакомки. И наконец снова оказался в галерее, где ее тоже не было. Да, собственно, он уже знал, что не найдет ее там.
Охваченный внезапной надеждой, что незнакомка просто пошла посмотреть на его работы, пока он говорил по телефону, Алекс принялся внимательно оглядывать галерею. Может, он не заметил? А она решила взглянуть на картины поближе? В конце концов, ей, казалось, нравится живопись.
Женщины он не увидел, зато заметил господина Мартина, который любезно ему улыбался.
***
Ручной работы тибетские колокольчики, укрепленные при входе в небольшой магазинчик, прозвонили знакомую мелодию, когда Алекс вошел и закрыл за собой дверь. Взгляд его скользнул по каким-то картинам, которых он не смог бы вспомнить. Так, произведения...
Господин Мартин быт строен, носил темные двубортные костюмы и имел привычку потирать руки. А еще он имел обыкновение несколько раз менять свои указания, прежде чем остановиться на подходящем решении. Ярко-розовый галстук словно светился, озаряя воротник сорочки и заметно торчащий кадык.
- Как сегодня идут дела, господин Мартин? Я просто зашел взглянуть, а вдруг...
- Увы, Алекс, в этом месяце не купили ни одной вашей картины.
Алекс закусил нижнюю губу.
- Ясно...
Похоже, придется ходить пешком, пока не удастся отремонтировать джип. К счастью, места, где он бывал, располагались достаточно близко. А к дому своего деда он всегда мог добраться и без машины. Кстати, Бен, скорее всего, ждет, что Алекс к нему заглянет.
Господин Мартин снова растянул губы в улыбке.
- Если позволите, Алекс... -
И снисходительно склонился к собеседнику.
- Я уверен, что под моим руководством вы могли бы создать себе имя, а заодно и заработать неплохие деньги, - господин Мартин поднял руку, указывая длинным пальцем на выставленные в центре работы.
- Р. К. Диллион своими поразительными работами создал себе состояние. Не спорю, они, чересчур тоскливые, слишком много в них страданий, слишком громко они говорят о погибели мира. Но мысль эта не просто вызывает скорбь, она словно приветствуется. А коллекционеры как раз хотят иметь работы художников, способных выразить на холсте именно значительные эмоции, чтобы почувствовать причастность к тем важным проблемам, о которых рассказывает автор.
Алекс взглянул на яростные, словно раны, мазки красной краски. Они, конечно же, должны были обозначить всеобщий крах.
- Я и не знал, что Диллион пробует писать портреты...
- Конечно, нет, Алекс. Потому, думаю, вы не примете мой ценный совет, а откроете свой разум и сами отыщете нужную реальность, как поступают все значительные художники.
- Я предпочитаю живопись, как сущность своей собственной реальности - как можно вежливее ответил Алекс. - Если вы считаете, что покупателей так интересует наш мир, то почему не показываете им мои картины?
Господин Мартин улыбнулся свойственной ему терпеливой улыбкой.
- Я показываю, Алекс, показываю. Но они больше интересуются истинно творческим видением, чем тем, что делаете вы. В ваших работах нет алчной человеческой натуры. Они очаровательны, но не важны. Они не... новаторские...
- Ясно...
Не будь Алекс в столь подавленном настроении, он наверняка бы разозлился. А сейчас через мрак в его душе не могло пробиться даже ростка презрения. Мрак этот лишь наваливался все тяжелее, пригибая вниз.
- Но, уверяю вас, Алекс, я в самом деле показываю ваши работы при каждой возможности. Мы ведь уже имели некоторые успехи.
Улыбка господина Мартина стала заискивающей, поскольку он прекрасно помнил, что время от времени картины Алекса действительно продавались. И про сорок процентов комиссионных для галереи он тоже помнил.
- Я надеюсь, когда начнется сезон отпусков, торговля пойдет лучше. Алекс кивнул. Он знал, что бесполезно спорить о своих взглядах на искусство. Бессмысленно. Важнее было продать свою работу. Он имел успех у нескольких человек, которым нравились его картины, которые ценили хрустальную красоту его пейзажей. Ценили видение, возвышающее их.
В конце концов, той женщине картины понравились, а она по части интеллекта легко обошла бы любого из коллекционеров господина Мартина. Она знала, что ей нравится, и не боялась сказать об этом. А большинство клиентов господина Мартина ждали, что им объяснят, чего же им нужно на самом деле. И охотно платили за такое профессионально-эрудированное руководство.
И все же Алексу-то нужно что-то есть.
- Благодарю вас, господин Мартин, я обдумаю...
- Не беспокойтесь, Алекс, я сообщу сразу же, как только кто-нибудь купит вашу картину. Но прошу вас подумать о моих словах.
Алекс вежливо кивнул, направляясь к двери. Он знал, что никогда не будет кидаться краской в холст, притворяясь, что это и есть искусство. Как бы ни был голоден.
День рождения оказался еще более тягостным, чем он ожидал. Может деду удастся ободрить его?
Он остановился и вернулся назад.
- Господин Мартин, мне нужно забрать это...
Хмурым взглядом из под бровей Мартин наблюдал, как Алекс снимает с мольберта небольшую картину.
- Забрать? Но почему?
На продажу оставалось еще шесть работ Алекса, так что пустота в галерее не образуется.
- Подарю. Тому, кто сможет оценить ее.
Господин Мартин подавил хитрую усмешку.
- Очень умно, Алекс. Иногда маленький подарок может стать семенем из которого вырастает дорогая коллекция.
Алекс коротко улыбнулся и кивнул, поудобнее устраивая картину.
Он не знал, увидит ли еще раз ту женщину, и подумал, что довольно глупо было бы надеяться на новую встречу.
Но если так случится, он хотел бы подарить ей небольшую картину. Он хотел видеть ее улыбку. И если для этого требуется картина, значит она представляет собой больше чем ценность.
4.
- МНЕ КАЖЕТСЯ, ЗЕРКАЛА наблюдают за мной, - погрузившись в свои мысли, проговорил Алекс.
Бен через плечо стрельнул в него взглядом.
- Да, у зеркал есть такая привычка.
- Нет, Бен, так и есть. Последнее время у меня ощущение, что за мной наблюдают.
- Ты хочешь сказать, что наблюдаешь в зеркало сам за собой?
- Нет. - Алекс сосредоточился, устремив на деда пристальный взгляд. - Я хочу сказать, кто-то другой наблюдает за мной через зеркала. Такое у меня чувство.
Бен посмотрел на внука.
- Кто-то другой?
- Да.
И снова Алекс задумался, как она об этом узнала. Он уже начал серьезно сомневаться, что та женщина реальна. Возможно ли, чтобы ему почудилось что-то подобное? Теперь это случилось и с ним тоже?
Он, как мог, сопротивлялся волне паники.
- Не позволяй своему воображению одержать верх, Алекс, - посоветовал дед и снова принялся за работу.
Пристальный взгляд Алекса снова заблудился в мрачных воспоминаниях.
- Ты думаешь, я тоже закончу безумием? - пробормотал он, помолчав.
Наступила мертвая тишина. Алекс повернулся и увидел, что дед прекратил работу и смотрит на него тяжелым взглядом. В этом взгляде светилась жесткость, породить которую могли бы лишь темные и злобные помыслы.
Взгляд этот напугал Алекса. Сидящий перед ним человек был совсем не похож на того дедушку, которого Алекс всегда знал.
А потом зловещее выражение морщинистого лица сменилось на улыбчивое.
- Нет, Алекс, - мягко произнес старик, - не думаю. И вообще, откуда такие мрачные мысли? В день-то рождения?
Сложив руки, Алекс прислонился к обшитой панелями стене возле лестницы, стараясь встать так, чтобы не отражаться в зеркале слева от себя.
- Ты же знаешь, сегодня мне исполнилось двадцать семь. Столько же было маме, когда она заболела. Когда... сошла с ума.
Длинным пальцем старик поворошил кучку разномастных винтиков, собранных в помятой аллюминиевой пепельнице. Эту пепельницу Алекс помнил столько же, сколько помнил себя. Поиск ничем не помог.
- Александр, - вздохнув, мягко произнес старик, - я никогда не считал твою маму сумасшедшей. Ни тогда, ни сейчас.
Вряд ли когда-нибудь Бен сможет полностью понять печальную действительность. Алекс не забыл безутешные рыдания и истерические припадки своей матери, как и слова о незнакомцах, что следят за ней. Он не верил, что доктора стали бы восемнадцать лет держать взаперти женщину, которая не была серьезно больна психически. Нет, это невозможно. Даже мысль о подобном казалась жестокой.
Алексу было девять, когда мать поместили в лечебницу.
Он тогда ничего не понимал и был очень напуган. Бабушка и Бен забрали его к себе, заботились о нем, любили его, и в конце концов стали его законными опекунами. Их дом стоял ниже по улице, недалеко от дома родителей, а потому жизнь Алекса не разбилась на части. Бабушка и дед следили за домом, содержали в порядке на случай, если мать поправится и вернется домой.
Но этого так и не случилось.