Столкнувшись примерно год назад с ревизионизмом биографии Жанны д'Арк и многочисленными публикациями приверженцев этого ныне модного течения, я написала очерк "Оклеветанная Жанна, или разоблачение "разоблачений"", надеясь для самой себя, для собственного внутреннего понимания образа этой великой героини, навсегда этот вопрос закрыть. Тем не менее, осталась маленькая, но чрезвычайно неприятная заноза - очень часто, даже самыми, казалось бы, культурными и образованными людьми предпринимаются попытки приписать Орлеанской Деве наличие того или иного психического заболевания. Делается это чрезвычайно легко, подчас даже весело, словно речь идет о весьма забавном и ничего не значащем анекдоте.
- Что здесь такого? - удивляются эти культурные и интеллигентные люди, когда кто-либо указывает им на некорректность подобных высказываний. - Разве герой не может быть сумасшедшим?
Конечно, возможно, что и сумасшедший может быть героем. Однако мы ведь имеем дело не с гипотетической личностью, а с вполне конкретной исторической, реально жившей, реально страдавшей и реально погибшей. Имеем ли мы моральное право почти через шестьсот лет после смерти Жанны д'Арк вешать на нее ярлык душевной болезни - просто так, не корысти ради, а в процессе светской беседы, как бы между прочим, ради красного словца? Мое личное нравственное чувство и совесть восстают против такого легкомыслия, поэтому я снова с отточенным пером в руках вынуждена становиться на защиту имени Орлеанской Девы и вооружиться теперь уже не только исторической, но и психиатрической литературой.
Сразу оговорюсь - я не врач, тем более не психиатр, поэтому статья моя ни в коем случае ни на что не претендует. Я всего лишь позволяю себе усомниться в том, что Жанна д'Арк страдала душевной болезнью, поставить некоторые вопросы и попробовать найти на них ответы. В своих выводах я буду опираться не на диплом, а на логику и интуицию, а также на стопку самой что ни на есть доступной медицинской литературы - той самой, которую могут взять в руки все желающие поставить Орлеанской Деве "диагноз":
--
"Краткий терминологический словарь по общей психопатологии", Минздрав РФ, Челябинская Государственная Медицинская Академия.
--
В.А.Гиляровский "Учение о галлюцинациях", Изд.Академии медицинских наук СССР, 1949
--
Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы N 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования, Харьков, 2006.
Со всем этим приступаю к непрофессиональному анализу, втайне надеясь на замечания, дополнения и конструктивную критику со стороны какого-нибудь случайного читателя-профессионала.
Шизофрения?
Когда о личности Жанны д'Арк и ее Голосах заходит речь в кругу людей, знакомых с ее биографией лишь поверхностно, чаще всего можно услышать легкомысленно произнесенное слово "шизофрения". Отчего именно шизофрения? Просто оттого, что именно это психическое заболевание в умах обывателей связывается с проявлением слуховых и зрительных галлюцинаций. Классическая психиатрия также смотрит на галлюцинации, прежде всего, как на симптом психического заболевания, в частности, шизофрении. Однако в последнее время эта интерпретация претерпела изменения, на которых я остановлюсь подробно чуть ниже.
Здесь же и сейчас хочется огорчить всех любителей свести любое, малообъяснимое с точки зрения академической науки проявление человеческой психики, к психическому заболеванию. Шизофренией Жанна д'Арк не страдала! Чтобы понять это, достаточно открыть любой медицинский справочник, сравнить приведенные в нем описания клинической картины этого душевного расстройства с психологическим портретом Жанны, составленным ее современниками, и убедиться в этом.
Ниже приведены десять симптомов, совокупное (подчеркиваю - совокупное) проявление которых может позволить предположить наличие у человека шизофрении:
--
Снижение уровня физической и интеллектуальной активности.
Это совершенно неприменимо к Жанне. Вспомним, что говорят о ней ее современники. Ее паж Луи де Кут вспоминал спустя много лет, что она проделала свой первый поход, не снимая лат, к которым у нее не было никакой привычки, и даже провела в них ночь. Персеваль де Буленвилье, советник и камергер короля Франции и герцога Орлеанского, королевский сенешаль, в своем знаменитом письме, о котором мы уже говорили в первой части книги, пишет, что Жанна "претерпевает неслыханно тяжкие труды, а когда носит оружие, показывает такое упорство, что день и ночь в течение шести дней может непрерывно оставаться в полном вооружении". Совершенно потрясающая физическая выносливость Жанны отмечается всеми.
То же самое касается ее интеллекта. Вспомним, с какой ясностью ума Жанна отвечала на сложнейшие и хитроумные вопросы богословов в Пуатье и Руане. "Говорит она мало и выказывает чудесный ум", - пишет о Жанне все тот же де Буленвилье.
2. Замкнутость и нелюдимость.
Довольно трудно назвать девушку, к которой приходило множество людей за помощью и поддержкой, и которая для каждого находила ласковое слово, которая не оставалась равнодушной к самой маленькой беде самого маленького человека, замкнутой и нелюдимой. Девушкой со "смеющимся лицом и глазами, часто полными слез" Жанну запомнил де Буленвилье. "Ее любила, можно сказать, вся деревня", - вспоминал на процессе Реабилитации Жан Моро из Домреми. Люди обычно не очень-то любят замкнутых и нелюдимых.
3. Агрессивность.
Этот вопрос я уже достаточно исследовала в очерке "Оклеветанная Жанна". Однако повторюсь - Жанна не была агрессивна. "Добрая, простая и мягкая", - вспоминает о Жанне ее подруга детства Овиетта. "Добрая, простая и мягкая", - говорят о ней на разные лады и другие жители Домреми на процессе Реабилитации. В пылу сражений Жанна не перестает скорбеть о гибнущих воинах - как о французах, так и об англичанах. Повторно приведу здесь показания Луи де Кута о поведении Девы после битвы при Патэ: "К концу дня я застал ее там, где рядами полегли мертвые и умирающие. Наши солдаты смертельно ранили английского пленного, слишком бедного, чтобы заплатить выкуп. Жанна издали увидала это злое дело; она примчалась туда вскачь и послала за священником, а сама положила голову умирающего врага к себе на колени и старалась облегчить ему последние минуты нежными словами утешения, как сделала бы родная сестра, - и слезы сострадания струились по ее лицу".
Да и самих сражений Жанна старается по возможности избегнуть, отправляя во вражеские лагеря письма-ультиматумы, в которых призывает англичан вернуть французам ключи от занятых городов и заключить мир: "Я сначала просила противника об установлении мира, а если мира не хотели, я готова была сражаться", - скажет Жанна перед лицом руанского трибунала. Ее "военные действия" носят характер вынужденных, она всеми силами души не желает кровопролития, но чувствует себя обязанной помочь своей стране. Находясь на поле битвы, она брала знамя в руку, "чтобы не убить кого-нибудь", а мечом только защищалась и отражала удары.
4. Изменчивое (часто негативное) отношение к близким людям.
Этот пункт также невозможно применить к Жанне. Постоянство ее отношения к людям (и не только близким) просто поразительно. Достаточно вспомнить, что даже перед угрозой костра на кладбище Сент-Уэн Жанна защищала предавшего ее Карла VII: "Что же касается моих слов и поступков, то в них не повинен ни король, ни кто-либо другой. А если в них и было что дурное, то в ответе за это только я". По свидетельству брата Мартена, проповедник воскликнул: "О дом Франции! До сих пор ты не знавал чудовищ! Но теперь ты обесчещен, поскольку доверился этой женщине, колдунье, еретичке и суеверной". Тогда Жанна перебила его, крикнув: "Не смей говорить о моем короле, он добрый христианин!"
5. Бедность содержания мышления, нелогичность рассуждений, обрывы мыслей.
Никакого отношения к Жанне эти симптомы не имеют. Логика Жанны - железная, ее рассуждения поражают самых маститых схоластов, а язык Жанны вызывает восхищение. "Эта девица говорила очень хорошо, - скажет о ней пожилой дворянин из окрестностей Вокулёра Альбер д'Урш и добавит: - Я бы очень хотел иметь столь достойную дочь". Клирики в Пуатье также будут вспоминать, что она отвечала им "с великой мудростью, как хороший богослов".
6. Расстройства восприятия реального мира.
Жанна всегда адекватно оценивала ситуацию и события окружающей ее действительности, реагируя на них точно и молниеносно. Никаких сомнений в этом не может быть хотя бы на том основании, что она была прекрасным полководцем и хорошо разбиралась в политической ситуации того времени.
7. Сниженный эмоциональный фон.
Неприменимо к Жанне. Ее эмоциональный фон, скорее, повышенный. Ее чувствительность и склонность к слезам описывали и герцог Алансонский, и все тот же де Буленвилье, и другие. Однако не следует рассматривать эти частые слезы, как некую патологию. Ни нравственный, ни светский кодекс того времени не предписывал благовоспитанным людям сдерживать свои эмоции. Плакали много, плакали все - не только женщины, но и мужчины - считая "дар слез" добродетелью.
8. Нарушение внимания и восприятия.
Опять не о Жанне. Свою способность брать себя в руки и концентрироваться в самых тяжелых условиях Жанна доказала в заточении, когда после бессонных ночей и психологических унижений, которым она подвергалась в своей камере, могла часами отвечать на вопросы суда, не сбиваясь, не путаясь, попутно решая теологические головоломки и отводя нелепые обвинения. Пожалуй, не каждый человек, привыкший думать о себе, как о психически здоровом, способен переносить такие нагрузки.
9. Неспособность разграничивать внутренний и внешний мир.
Это очень важный пункт. Большинство психиатров признают ультимативным критерием психического здоровья отношение индивида к реальности.
"Наиболее важной характеристикой шизофрении является нарушение контакта с реальностью. Шизофреники испытывают наибольшие трудности при различении фантазии и реальности. Их мышление алогично и бессвязно, ассоциативная активность при этом нарушена. На это наслаиваются бредовые расстройства. Помимо дефекта мышления, они не могут интерпретировать внешние события из-за нарушенного восприятия".
Вне всякого сомнения, Жанна была способна отделять явления внешнего мира от своих внутренних переживаний. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить о том, что уже с тринадцати лет имея мистические переживания, она, тем не менее, упорно, в течение четырех лет скрывала от окружающих то, что с ней происходит. Вообще об этих сокровенных переживаниях Жанны мы знаем крайне мало. Жанна относила их к своей интимной, внутренней зоне, и в нашем распоряжении сейчас имеются лишь некоторые свидетельства о ее озарениях, оставленные соратниками Жанны, и кое-какие ее собственные слова, записанные в протоколах допросов. При чтении этих скудных сведений у меня возникает ощущение того, что Жанна старалась говорить об этом как можно меньше, только по необходимости, даже тогда, когда в ее интересах было всячески афишировать эту сторону своей жизни.
10. Галлюцинации (слуховые, зрительные, обонятельные и др.)
Из десяти перечисленных симптомов к Жанне можно отнести только десятый, если, конечно, назвать ее видения и голоса галлюцинациями. Даже если временно принять именно этот термин для определения переживаний Жанны, все-таки необходимо признать, что одних галлюцинаций недостаточно для того, чтобы объявлять Деву душевнобольной.
В начале XX века классик отечественной психиатрии В.А.Гиляровский написал исследование "Учение о галлюцинациях", по сей день являющееся настольной книгой для многих врачей. В этой работе Гиляровский показывает, что галлюцинации, как таковые, нередко встречаются у совершенно ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ людей.
Формальным критерием, применяемым в психиатрических исследованиях, например, в пилотном исследовании шизофрении, выполненном Всемирной Организацией Здравоохранения, является различие между так называемыми "истинными" и "псевдогаллюцинациями". Истинные галлюцинации рассматривались как симптомы шизофрении.
Однако современные психиатры Мариус Ромм и Сандра Эшер, очень серьезно занимающиеся именно этим вопросом, провели серию исследований и доказали, что и пациенты психиатров и психические здоровые люди, столкнувшиеся с проблемой галлюцинаций, испытывают и тот и другой вид галлюцинаций.
Это показывает, что само по себе слышание Голосов Жанной не может рассматриваться как признак специфического заболевания.
Истерия?
Немного выше я уже упомянула о том, что Жанна, по воспоминаниям современников, была склонна к слезам. В связи с этой особенностью ее характера мне доводилось слышать мнение о том, что она страдала истерией. Поэтому сделаю небольшое отступление и вновь открою медицинский справочник:
"Истерический синдром чаще всего возникает в экстремальных или конфликтных ситуациях; включает обратимые по своей природе нарушения, отличающиеся разнообразием симптомов и их сочетаний и нередко имитирующие проявления различных неврологических и соматических заболеваний (парезы, параличи, гиперкинезы, алгии, анестезии, слепота, глухота, спазмы, обмороки, припадки, яркие образные видения, расстройства сознания и др.). Отличительной чертой истерической симптоматики является театральность, демонстративность проявлений. Их возникновение нередко сопровождается бурным, обычно неадекватным силе психогенного раздражителя выражением чувств и чрезмерной аффектацией - истерическим припадком, который длится от нескольких минут до нескольких часов и характеризуется разнообразными двигательными проявлениями, иногда выгибанием всего тела с опорой на затылок и пятки ("истерическая дуга"), криками и рыданиями, вегетативными расстройствами и помрачением сознания".
Да, многие современники Жанны упоминают о том, что она часто плачет, но нет ни одного свидетельства, описывающего какие-либо проявления, похожие на вышеприведенные. Сделаем вывод - истерией Жанна тоже не страдала.
Синдром Кандинского-Клерамбо?
Некоторые любители клеить ярлыки поставили Жанне еще один "диагноз" - синдром Кандинского-Клерамбо. Звучит очень красиво, грозно и непонятно. Однако давайте посмотрим, что это за синдром и может ли он иметь отношение к Жанне. Итак:
"Кандинского-Клерамбо синдром (синдром психологического автоматизма) -- одна из разновидностей галлюцинаторного параноидного синдрома; включает в себя: псевдогаллюцинации, бредовые идеи преследования и воздействия (психологического и физического характера) и явления психического автоматизма (чувство отчужденности, неестественности, "сделанности" собственных движений, поступков и мышления)".
Разберемся по пунктам.
--
Бредовые идеи преследования и воздействия.
Вообще, под термином "бред" психиатры понимают совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного человека, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне. Болезненные бредовые идеи - это отнюдь не то же самое, что ошибочные представления или убеждения. В основе бреда всегда лежит искривленная логика, искажение реальности и отрыв от нее, нарушение восприятия связей между явлениями окружающего мира. Замысел Жанны - спасение своей страны - невозможно назвать бредовой идеей, хотя бы потому, что она свой замысел осуществила. Переживания Жанны не оторваны от реальности, напротив, они логически завершают реальность и активно ее преображают.
Однако в связи с синдромом Кандинского-Клерамбо упоминает вполне конкретная группа бредовых идей - идеи преследования и воздействия, или так называемый персекуторный бред. Что это такое?
"Как правило, персекуторный бред всегда протекает с чувством страха, недоверия и подозрительности к окружающим. К персекуторному бреду относятся бредовые идеи отношения, значения, преследования, воздействия, отравления, ущерба. Наиболее выражены персекуторные особенности бреда при идеях преследования. В этих случаях воздействие извне носит всегда отрицательный для больного характер, направлено против него. Бред преследования может быть систематизированным и отрывочным. При бреде воздействия больные убеждены в том, что они подвергаются воздействию с помощью различных аппаратов, лучей (бред физического воздействия) или гипноза, телепатического внушения на расстоянии (бред психического воздействия)"
Полагаю, что желание приписать Жанне синдром Кандинского-Клерамбо связано с трактовкой ее убежденности в общении со святыми, как бреда психического воздействия. Однако есть несколько немаловажных несоответствий в подобной трактовке. Во-первых, больные персекуторными бредовыми расстройствами всегда выступают в качестве жертвы, чем и вызывается описываемые психиатрами страх, недоверие и подозрительность к окружающим. Такого рода бредовые идеи всегда имеют негативную эмоциональную окраску: "На меня воздействуют, меня заставляют". Отношение же Жанны к ее Голосам было исключительно положительным: "Они <Голоса> мне очень нужны", - скажет она в Руане. И добавит: "Я бы умерла, если бы не Голос, ободряющий меня каждый день".
Как говорится, почувствуйте разницу: при персекуторном бреде на человека "воздействуют", "заставляют" делать что-то против его воли, а в случае с Жанной ее "ободряют", вдохновляют, помогают. И, что немаловажно, никакого страха и подозрительности по отношению к окружающим Жанна не испытывала.
2. Явления психического автоматизма.
Бредовые персекуторные идеи при синдроме Кандинского-Клерамбо формируются отнюдь не пустом месте. В их основе лежит сложное явление - психический автоматизм. Его проявления разнообразны, но общим для всех является восприятие любого ощущения или действия не как элемента собственного "я", а как нечто чуждого, навеянного посторонней силой, то есть, говоря языком психиатрии - отчуждение собственного психического акта. Это интереснейший феномен! Человек чувствует себя примерно так: "Я - это не я". Многие больные при этом говорят: "Мной думают", "Мной смеются", "Мной ходят" или "Мной говорят". Другие испытывают чувство звучания собственных мыслей, их "открытости", и уверены в том, что каждая их мысль мгновенно становится известна всем.
Хочется спросить тех, кто "диагностирует" у Жанны синдром Кандинского-Клерамбо - что из вышеперечисленного имеет отношение к Жанне? И повторить - Жанна очень четко идентифицировала себя, осознавая свои мысли, поступки, желания и отвечая за них.
3. Псевдогаллюцинации.
Я уже упоминала выше, что ни истинные, ни псевдогаллюцинации сами по себе в представлениях современных врачей не рассматриваются, как симптомы психического заболевания. Тем не менее, хочется вкратце пояснить, какая же разница между истинными и ложными галлюцинациями.
"ГАЛЛЮЦИHАЦИИ ЛОЖHЫЕ (псевдогаллюцинации) - для них хаpактеpно следующее: 1) пpоекция внутpи собственного тела или за пpеделами чувственного горизонта; 2) лишенность свойств объективной pеальности и чувственной живости; 3) кpитеpий сделанности (кем-то, чем-то); 4) кpитеpий актуальности не хаpактеpен; 5) эти явления носят сугубо личный хаpактеp; 6) напpавлены, в основном, на психическое "я"; 7) колебания во вpемени суток не наблюдается".
"ГАЛЛЮЦИHАЦИИ ИСТИHHЫЕ - для них хаpактеpно следующее: 1) объективная pеальность воспpинимаемого обpаза; 2) объективная достовеpность, яpкость; 3) пpоекция во вне; 4) напpавленность на физическое "я"; 5) обычно усиливаются к вечеpу".
Говоря простыми словами, при ложных галлюцинациях человек воспринимает зрительные образы или слышит голоса не в объективном окружении, а во внутреннем, субъективном мире.
Здесь считаю важным отметить, что даже руанские судьи, допытываясь подробностей мистического опыта Жанны, выясняли, каким же образом она видит ангелов, и ее пояснения, что видит она их "глазами тела", не переставая видеть людей ("Я часто вижу ангелов среди людей"), теологи того времени сочли поводом для придирок. Не стану здесь пояснять, что же именно так смутило судей в Руане, чтобы не уходить от темы. Подчеркну только, что если уж говорить о видениях и голосах Жанны формальным языком современной психиатрии, то все указывает на то, что "галлюцинации" Жанны были истинными.
Таким образом, синдром Кандинского-Клерамбо не имеет к Жанне НИКАКОГО отношения.
Nota bene! Я хотела бы обратить внимание уважаемого читателя еще и на тот немаловажный факт, что никто из ее современников никогда не посчитал Жанну душевнобольной! Это кажется мне чрезвычайно серьезным аргументом. Мы можем относиться к средневековому невежеству с улыбкой образованного превосходства, но, анализируя личность Жанны, ставя диагнозы и вынося приговоры, мы не имеем права игнорировать отношение людей, который знали эту личность не по книгам и общались с ней непосредственно. В конце концов, мы доверяем их мнению тогда, когда они отзываются, например, о Карле VI, как о "безумном", так почему же не прислушаться к ним и тогда, когда речь заходит о Жанне?
Повторяю и подчеркиваю - никто из людей, знавших Жанну лично, на протяжении длительного времени, не отметил никаких признаков психического расстройства! Даже ее враги.
Галлюцинации или нечто неизученное?
Итак, психической патологии не было. Тем не менее, то, что происходило с Жанной трудно считать чем-то обычным, конечно, если под "обычностью" подразумевать среднестатистического обывателя с нервами, как у жвачного животного. Для того чтобы вникнуть в суть происходивших с Жанной явлений, необходимо исходить из особенностей средневекового менталитета и психологии. Люди, окружавшие Жанну, не считали ее общение со святыми и ангелами невозможным, патологическим и даже чем-то из ряда вон выходящим. Как пишет в своей статье "Телепатические контакты с иными мирами или синдром Кандинского-Клерамбо?" психиатр А.Т.Щедрин: "Граница между патологией и нормой -- весьма условна, определяется характером культуры эпохи, выбором картины мира из того многообразия, которое в ней присутствует. То, что в рамках различных вариантов научной картины квалифицируется как патология, девиация, в контексте религиозной, мистической, эзотерической картин мира может выступать нормой; и, соответственно, наоборот".
Примерно до 1300 года до нашей эры слышание голосов рассматривалось как нормальный способ принятия решений. В дохристианских политеистических и монотеистических обществах признавалось, что внутренняя жизнь человека может быть доступна для того, что считалось пророческим, или для необъяснимой передачи сокровенных знаний или какой-либо информации. Следы таких верований имеются как в египетской культуре, так и в древней греческой - например, Сократ позволял руководить своей жизнью "голосу мудрости", который он не воспринимал как выражение собственных мыслей.
Позже основатели западных монотеистических религий - Моисей, Иисус и Мухаммед - слышали голоса, неслышные для других. Современники Иисуса временами считали его одержимым. Однако там, где эти монотеистические религии стали господствующими, несмотря на гонения, уцелела идея, что божественное может быть открыто в человеческом сознании. Эта идея распространялась приверженцами суфизма в исламских странах, каббалистами у евреев, и ранними гностиками, а позже розенкрейцерами, масонами и квакерами в христианских странах. В разное время, при разных обстоятельствах, постоянно или эпизодически, на собственном опыте сталкивались с феноменом неких "голосов" Шопенгауэр, Гейне, Гофман, Ламартин, Байрон, Черчилль, Сведенборг, Бёме... Этот список может быть продолжен. Было ли это свидетельством безумия всех этих людей? Если кому-то нравится считать так, то ему следует продолжить логическое развитие этой мысли и постулировать, что современная западная цивилизация и культура имеет в основании краеугольный камень безумия, ведь она выросла, питаясь идеями и плодами трудов этих "безумцев". Может ли такое быть? Весьма маловероятно. Более логично предположить, что имеется в структуре психики человека какой-то любопытный и практически неизученный механизм. У одних он не работает - и они не сталкиваются с подобными явлениями, у других - работает, но по каким-то причинам неправильно и потому разрушает их психику, а у третьих - работает отлично и позволяет им выходить за границу собственного сознания.
Что же это за механизм и как именно он работает - задача, которую должны решать совместными усилиями ученые самых разных областей науки. А мы пока будем ждать и надеяться, что когда-нибудь феномен Голосов Орлеанской Девы получит научное объяснение и обоснование. Но до тех пор... давайте воздержимся от скоропалительных и уничижительных выводов, господа!