Гайавата в рассказах востока во многом отличается от того Гайаваты, о котором рассказывают на западе.
На востоке его знают, как Глускапа, бога племени Пассамакводди, и его метки остались на многих островах и в штате Мэн. Это он дал имена всему, что есть на земле, это он создал людей и вдохнул в них жизнь, это он вызывал бурями их изумление и трепет. Он жил на скале Бломидон у входа в бухту Минас, и агаты, что можно там найти, - это драгоценности, которые он сделал для ожерелья своей бабушки, когда вернул ей молодость. Он создал утес между Фортом Кумберленд и Паррсборо в Новой Шотландии, по которому мог пересечь, не замочив обуви, озеро, созданное бобрами, перегородившими ручей Бломиндон. Однако потом он убил бобров и сломал их плотину, позволив озеру течь в море, и отправился охотиться на юг. У Безлюдной Горы Гайавата убил лося и швырнул его кости, обращенные в камень, на землю у Бар Харбор, где они лежат до сих пор, и пока он пересекал залив, то разбрасывал его окаменевшие внутренности, на которых до сих пор остались следы наконечников от стрел Гайаваты.
В древние времена и гора Кинео была огромной лосихой, которую убил Гайавата, и индейцы начертали на горе, оставшейся от ее останков, контур могучего существа, сохранившийся до сегодняшних дней. Малютка Кинео был ее теленком, который тогда же погиб от его рук, а Котловая Гора - его походным котелком, который он опрокинул в пылу погони на землю.