Злобный Ых: другие произведения.

Ларри Нивен. Упражнение в теоретизировании: теория и практика телепортации

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Новинки на КНИГОМАН!


Peклaмa:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Немного о теории телепортации. Перевод с английского + оригинальный текст.

  

Ларри Нивен

  

Упражнение в теоретизировании: теория и практика телепортации

  

EXERCISE IN SPECULATION: THE THEORY AND PRACTICE OF TELEPORTATION

  

Перевод с английского: Евгений Лотош, 2009 г.

  

 

  

[Комментарий переводчика: для тех, кто предпочитает читать в оригинале, исходный текст помещен после русского.]

  

Почему телепортация? Видите ли, региональный конвент, известный как "Боскон", ежегодно проводимый в Бостоне, выбрал меня почетным гостем. Как ни странно, все ожидали от меня речи. А я не выступал на публике с начала обучения в колледже. Что еще хуже, аудитория просто кишела студентами MIT [МТИ, Массачусетский технологический институт, один из ведущих технических вузов США. - прим. пер.]

  

Почему телепортация? Потому что ни один из MITSFS (MIT Science Fiction Association, научно-фантастическая ассоциация МТИ, произносится как "мисфитс") [игра слов: misfit по-английски - неудачник, не приспособленный к жизни человек. - прим. пер.] не в состоянии поймать меня на этом предмете. Не имея твердых оснований верить, что телепортация вообще возможна, можно рассуждать сколько угодно, не опасаясь, что какое-нибудь юное дарование заявит: "Ты ошибаешься! Вот здесь в моем учебнике по физике сказано, что..."

  

В тот момент данный довод являлся вполне достаточным основанием. Но речь удалась, вплоть до того, что сессия вопросов и ответов выродилась в яростную перепалку в кулуарах, позволившую мне тихо ускользнуть. Вернее, я так планировал. Но Фред Пол поймал меня у дверей и попросил превратить речь в статью. И вот она перед вами.

  

 

  

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

  

Любое сходство с сюжетами древней или современной научной фантастики, в романах или же в рассказах, не является случайным совпадением, поскольку я сам жадно читал научную фантастику в течение восемнадцати лет. В дальнейшем я беззастенчиво заимствую цитаты у тех, кто меня превосходит, а также у себя самого. Если я помню источник, я ссылаюсь на него - иногда.

  

 

  

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

  

Телепортация - любой метод перемещения из точки в точку за пренебрежимо малый промежуток времени. На коротких расстояниях в качестве допустимой скорости мы принимаем скорость света. На больших дистанциях (межпланетных и межзвездных) нам потребуется уже бесконечная или почти бесконечная скорость.

  

Я различаю психическую и механическую телепортацию. По существу, пси-телепортация сводится к исполнению мысленного желания переместиться между точками. При механической телепортации нужно нажать кнопку. Первоначально может возникнуть нужда в иных действиях, таких как прицеливание, зарядка аккумуляторов, взвешивание и измерение груза, все в таком духе. Но в конце концов кнопка окажется нажатой, и мгновенное перемещение свершится. Похожим образом адепт пси-телепортации может провести десятилетия в духовном совершенствовании, обучаясь, каким образом можно преодолевать расстояние силой желания.

  

Эти определения не являются строгими. Интуитивно вы и сами знаете, что такое телепортация.

  

 

  

ИСТОРИЯ:

  

История телепортации - это, естественно, всевозможные вариации пси-методов.

  

Пророка Илию часто "перемещал" Яхве. Он мог приподняться в воздух, начать вращаться вокруг своей оси, а затем исчезнуть. Или же он мог взлетать и приземляться без исчезновения. Однажды он взлетел и больше не вернутся. Его последователи обыскивали местность многие дни. Когда они не смогли найти его тело, они предположили, что Илия был вознесен в рай.

  

Фриар Жозеф из Копертино (1603-1663) был левитатором. Обычно в присутствии свидетелей он входил в религиозный транс, взмывал в воздух и летал вокруг, рано или поздно приземляясь на алтарь или на дерево. В этой статье он упоминается из-за его способности к раздвоению. Фриар Жозеф был способен присутствовать в двух местах одновременно.

  

В прошлом и настоящем известны также индусские мистики, с которыми связаны истории о телепортации во время спиритических сеансов. Впрочем, это неважно. Наиболее интересным с исторической точки зрения является тот факт, что никто, похоже, не делал различий между преодолением расстояния посредством желания, перелетами с размахиванием руками как крыльями, перелетами без размахивания руками, присутствием в двух местах одновременно или перемещением на огромной скорости при помощи божественной или иной мистической силы. Различие, похоже, появилось лишь в научной фантастике, и оно не базируется на зафиксированных "фактах".

  

Я предлагаю следующую идею: разницы между этими методами нет. Эта путаница может являться фундаментальной характеристикой психической телепортации.

  

 

  

ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ТЕЛЕПОРТАЦИИ:

  

Я намерен пробежаться по ней по диагонали, так как я не верю в пси-телепортацию, а мой главный интерес заключается в изучении эффекта воздействия телепортации на общество.

  

1) Рассмотрим следующую теорию: человек в смертельной ситуации может овладеть телепортацией, чтобы спасти свою жизнь.

  

Я могу припомнить два романа, в которых эта идея была критично важной: "Jack of Eagles" Джеймса Блиша [на русском выходил под названиями "Козырной валет" и "Джек Орлиный". - прим. пер.] и "The stars my destination" Алфреда Бестера [на русском выходил под названиями "Тигр! Тигр"" и "Звезды - цель моя". - прим. пер.] Идея заключается в том, что следует просто направить пистолет в голову человека и выстрелить. Один раз из тысячи он в состоянии аффекта телепортируется с пути пули, и вы получите искомое.

  

Забудьте. Для этого было слишком много возможностей! Насильственные смерти происходили с тех пор, как человек стал человеком. Многие ли научились телепортироваться вовремя, чтобы спастись? Слишком мало, чтобы их можно было заметить.

  

Но в теории есть и иной изъян. Психические силы печально известны своей ненадежностью. Исходя из опыта можно сказать, что когда возможность телепортироваться нужна больше всего, она как раз и не проявляется.

  

2) Мое предубеждение против телепортации имеет веские основания. Я никогда не видел ее в реальности.

  

Наука существовала на Земле в течение промежутка - в зависимости от того, что вы называете наукой - длиной от пары столетий до нескольких тысячелетий. Мы пока что не можем создать оборудование для телепортации. Но пси-возможности, если они вообще существуют, возникли тогда, когда человек стал человеком. Если телепортация возможна и полезна, мы бы использовали ее с тех пор, как человек пришел в долину Нила. И мы бы никогда не отказались от нее... если телепортация и возможна, и полезна.

  

Приходится заключить, что либо телепортация невозможна, либо она убивает владеющих даром до того, как они могут продемонстрировать его кому-нибудь. Возможно, и то, и другое.

  

Возьмем "Голубое смещение" ("Blue Jaunt") Бестера. Утопающий в панике телепортируется, не задумываясь, куда именно - и оказывается в стене. БУМ! Скверный ход.

  

Или же пси может оказаться опасным и в других смыслах: например, быть привязанным к сумасшествию или к умственной неполноценности на генетическом уровне.

  

В любом случае, пси-телепортация выбывает из игры. Но давайте проигнорируем факты и займемся умствованиями.

  

 

  

ПРАКТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ТЕЛЕПОРТАЦИИ

  

 

  

Что насчет сохранения энергии? Что насчет сохранения кинетического момента?

  

Это не праздный вопрос. Камни не прекратили падать, когда Эйнштейн опубликовал новую теорию гравитации. Старые законы сохраняются; новые законы физики применяются только к новым областям. Изменить один закон физики - все равно что съесть один орешек [отсылка к американскому выражению "съев один орех, не удержишься, чтобы не съесть всю чашку". - прим. пер.]

  

ОК. Что случится, если вы попытаетесь телепортироваться в гору? Станет ваше тело холоднее или потеряет массу? Потенциальная энергия увеличилась, что должно компенсироваться потерей энергии в другой форме.

  

Предположим, я телепортируюсь на остров Кергелена (я пишу эти строки в Лос-Анджелесе, и на противоположной стороне глобуса в центре Индийского океана это ближайшая суша). Из-за вращения Земли Лос-Анджелес и остров Кергелена перемещаются в противоположных направлениях. Телепортировавшись туда, мне пришлось бы бежать со скоростью полумили в секунду.

  

Телепортация может оказаться опасной. Точно так же вы не станете телепортироваться и из несущейся машины.

  

3) Рассмотрим другую теорию из "The world of A" А.Е. Ван Вогта [на русском языке выходил под названием "Мир Ноль-А". - прим. пер.] Два объекта, похожие друг на друга с точностью до двадцатой цифры, соединятся. Меньший пересечет пространство, чтобы соединиться с большим. Этот предполагаемый закон относится к массам, мыслительным волнам и даже к целым личностям.

  

Мы это опровергнуть не можем. Это может быть фактом. Мы не можем опровергнуть такое, потому что Ван Вогт никогда не определял термин "похожесть", равно как и "меньший" и "больший". Так что теперь вы знаете, как писать научно-фантастический роман. Но мы все еще можем работать с данной идеей, и я думаю, что Ван Вогт упустил некоторые великолепные комические ситуации. Возьмем, например, следующую.

  

В одной из сцен "The pawns of A" [на русском языке выходил под названием "Пешки Ноль-А". - прим. пер.] мы видим Гилберта Госсейна с одной стороны изгороди. Он хочет оказаться с другой стороны. Он смотрит на участок земли сразу за изгородью и при помощи силы своего экстраординарного мозга делает себя похожим на него, подгоняя свой атомный состав с точностью до двадцати десятичных цифр.

  

Но двадцать цифр после запятой - это очень высокая точность. Госсейн должен попасть в этот интервал, но также и удостовериться, что он окажется "меньшим" в паре, но не "большим". Одна микроскопическая ошибка... и когда он устанавливает контакт, на него обрушивается полтонны земли.

  

Я не верю в психическую телепортацию. Но я могу ошибаться.

  

Предположим, что научиться телепортироваться возможно почти для любого. Например, была разработана новая техника обучения путем подмешивания в пищу молекул ДНК/РНК, настроенных на перенос памяти напрямую в мозг реципиента, в той же манере, что позволяет скармливать плоских червей друг другу для передачи памяти. Или что-то еще. Что получится, когда практически каждый на Земле сможет телепортироваться?

  

Вы получите ситуацию из "Звезды - цель моя" Альфреда Бестера. Я буду использовать эту книгу как вспомогательный текст для иллюстрирования данного курса. Укажу на некоторые существенные моменты:

  

1) Появятся воры, (практически) неуловимые, телепортирующиеся по миру вслед за ночью. Они никогда не видят солнечный свет.

  

2) Запертые двери, а за ними - лабиринты, достаточно сложные, чтобы запутать любого, кто попытается телепортироваться внутрь. Иначе не будет ни частной собственности, ни приватности.

  

3) Любые транспортные машины станут устаревшими. Коллекционеры будут собирать их как свидетельства эпохи.

  

4) Реестр телепортационных возможностей всех граждан. (Бестер предполагает классификацию по расстоянию телепортации. Мой собственный вопрос: связан ли лимит с относительной неуверенностью? Чем больше дистанция до точки назначения, тем менее можно быть уверенным в ее положении в пространстве и времени.)

  

5) Интенсивные, возможно, результативные исследования прочих пси-способностей (поскольку существование одной уже продемонстрировано).

  

6) Я возражаю против одного из штрихов картины Бестера. Если Галли Фойл попытается "сместиться" вдоль "геодезической линии", он будет перемещаться медленнее света. Это общая схема поведения геодезических линий в Эйнштейновом пространстве. Но в целом это не влияет на картину общества Бестера, которое достойно изучения.

  

[Здесь Нивена заносит куда-то не туда. Геодезическая линия по определению является наикратчайшим расстоянием в данном пространстве с учетом его топологии (например, на поверхности сферы геодезическая линия между двумя точками - это дуга минимальной длины). Соответственно, совершенно непонятно, почему перемещение вдоль кратчайшего пути должно накладывать подобного рода ограничения. - прим. пер.]

  

 

  

ТЕОРИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ТЕЛЕПОРТАЦИИ: кто-нибудь слышал о туннельных диодах?

  

Вокруг полно хороших писателей по имени Смит. Один из них написал историю о системе телепортации, базирующейся на эффекте туннельного диода. Похоже, студентов-физиков сегодня обучают, что туннельный диод берет электрон здесь и помещает его там, не позволяя ему занимать промежуточные точки. Если вы можете сделать это в квантовой физике, почему бы не поступить так же с массами большего размера? С людьми? Теория выглядит великолепно, и ее не слишком часто используют в научной фантастике.

  

Более старым, чаще используемым и более традиционным является лучевой метод. Вы преобразуете ваших пассажиров и/или груз в электромагнитные волны, посылаете луч через пространство, захватываете его приемником и преобразуете электромагнитную энергию обратно в вещество.

  

Модификацией является система Пола Андерсона в "The enemy stars". [на русском языке выходил под названием "Враждебные звезды". - прим. пер.] Система Пола записывает позицию и энергетическое состояние каждой субатомной частицы в теле пассажира. Побочный эффект заключается в том, что тело испаряется, так что по завершении процесса получаем полную запись пассажира плюс облако перегретой плазмы. Этот газ всасывается через решетку в хранилище вещества и ожидает следующего входящего сигнала.

  

Запись пассажира передается через пространство. Приемник получает ее и использует в комбинации с плазмой в собственном хранилище вещества для реконструкции пассажира.

  

Ну, не знаю. Я ни за что не полечу в такой чертовой штуковине.

  

Инженерные проблемы кажутся здесь тривиальными по сравнению с юридическими, этическими и философскими последствиями. Скажем, что случится, если сигнал исказится? В старые добрые времена я читал о подобной возможности в комиксах ЕС [EC Comics books, EC - Educational Comics, серия комиксов на фантастические, фэнтезийные и т.п. темы, выпускавшаяся издательством EC Comics с 1935 г. - прим. пер.], и картинки были живыми и ужасающими. На практике малейшее искажение превратит пассажира в идиота или в прекрасную имитацию трупа. На межпланетных расстояниях вам следует беспокоиться не только о мешающих пыли и газе, но и о красном и фиолетовом смещении из-за гравитации и относительных скоростей. И что случится с вашей душой?

  

Я за нее тревожусь. Не то чтобы я верил в душу - я не верю в риск. Если моя душа не записывается где-то по ходу дела, я мертвец, даже если моя память сохранилась в реконструированных электронных орбитах.

  

Когда речь идет об обществе, возникают не менее серьезные проблемы.

  

Предположим, мы находится на первой стадии. Мы записали нашего потребителя и сейчас имеем запись и шар ионизированной плазмы. Почему бы не передать запись двум приемникам? И тогда мы имеем двойников. Юридические формальности становятся неразрешимыми. Мы можем обойти проблему, позволив иметь, скажем, одного Айзека Азимова на планету. Но кто будет получать гонорары за трилогию "Foundation"? [Серия выходила на русском под названиями "Академия" и "Основание". - прим. пер.]

  

Похожим образом вы можете сохранить запись. Вы отправляете сигнал приемнику, но оставляете ленту. Десять лет спустя пассажир выскакивает на дорогу перед движущимся автобусом. Вы можете пересоздать его с ленты - за вычетом десяти лет его жизни. Но - даже если абстрагироваться от вопроса о душе - может ли он получить страховую премию по собственному договору страхования жизни?

  

Предположим, после первого шага мы изменили свои намерения. Мы оставили себе запись вместо того, чтобы переслать ее. Это похищение? Или, с учетом факта, что мы до смерти испарили человека, убийство? Перестанет ли это являться убийством, если мы реконструируем его до суда?

  

Наконец, предположим, что мы не нуждаемся в уничтожении модели, чтобы получить запись. Должны ли мы уничтожить его в любом случае? Ведь иначе он никуда не отправляется.

  

Наш четвертый метод не влечет подобных сложностей. Его часто называют смещением или телесмещением, но так слишком много мороки. Впредь я называю его телепортацией. Он сводится к тому, чтобы сделать две точки пространства соприкасающимися - тем или иным способом. В целом мы пользуемся тем фактом, что Вселенная с точки зрения четырех и более измерений напоминает скомканный носовой платок. Свет следует поверхности платка, так что точки, смежные в четырех или более измерениях, не выглядят смежными с точки зрения предположительно ровного пространства.

  

А если Вселенная на самом деле не походит на скомканный платок, то мы можем заставить ее походить на него. Возможно, удастся искривить основу пространства правильным приложением электромагнитных полей, так что две точки соприкоснутся. По крайней мере, у нас не возникнет неловкой ситуации с дублированными пассажирами.

  

Неловкость возникает, однако, если две искривляющих установки действуют одновременно в любых местах Вселенной. В лучшем случае пространство искривится непредвиденным способом и никто не попадет туда, куда намеревался. В худшем случае основа пространства разойдется, как слишком часто комкаемый носовой платок.

  

 

  

ПРОРАБОТКА МЕХАНИЧЕСКОЙ ТЕЛЕПОРТАЦИИ

  

 

  

Предположим, у нас есть телепортационные передатчик и приемник. Откуда мы их получили - вопрос к научной фантастике, но как только они у нас есть, у нас появляется почва под ногами.

  

Примем за аксиому, что принцип их действия не вовлекает лучевую передачу. Он может основываться на туннельном диоде, искривлении пространства или на чем-то ином.

  

Итак, мы получаем две закрытых кабины. Почему кабины? Из-за старого принципа, гласящего, что два тела не могут занимать одно и то же пространство одновременно. Как и многие старые принципы, этот не до конца точен. Вещество по большей части представляет собой пустое пространство. Нет никакой причины, по которой вы не могли бы телепортироваться в скалу - там есть масса места для атомов как ваших, так и скалы. Основная проблема в том, что это вас убьет.

  

Телепортация в заполненное воздухом пространство также вас убьет. В число причин входят энергетический фактор, равно как и кессонная болезнь, эмболия и т.п. Возможно, произойдет взрыв.

  

Таком образом, вам нужны кабины. Естественно, с внутренними пространствами, идентичными по форме и объему. Кабина-передатчик наряду с пассажиром или грузом содержит воздух. Кабина-приемник опустошается перед работой. Мы телепортируем воздух наряду с пассажиром и/или грузом. Если при этом обе кабины работают как передатчики, нам не нужно опустошать приемник. Мы просто телепортируем воздух в передатчик тогда же, когда передаем груз в приемник.

  

По мере усовершенствования мы даже можем найти способ избавиться от кабин. Если мы раздуем сферическое силовое поле из одной точки ("Gree stories", из "Galaxy") ["Gree stories" - "Истории Гри" - название серии фантастических текстов, выходивших в 60-х в фантастическом журнале "If" - "Если". - прим. пер.], чтобы получить вакуум для приемника, нам нужна только кабина передатчика. Оденьте пассажира в пневмокостюм, и мы избавимся и от этой кабины; не имеет значения, какой объем передается, пока размер приемника больше.

  

Но все-таки нам придется начать с кабины.

  

Обратимся к рисунку 1:

  

Рисунок 1 []

  

Кабины А и В используются на первых стадиях эксперимента, чтобы удостовериться в надежности процесса телепортации. Как только мы заканчиваем отладку, переходим к фазе 2: телепортируем инструменты из кабины С в кабину В и (если В - передатчик) назад. Если закон сохранения энергии выполняется, можно ожидать повышения температуры при телепортировании под гору.

  

Кабина D смонтирована на железнодорожной колее. Мы заставляем ее двигаться, чтобы определить, выполняется ли закон сохранения момента. С учетом относительности мы с тем же успехом можем использовать кабину D только как приемник. В этом случае мы можем обить мягким материалом дальнюю стену на тот случай, если момент действительно сохраняется.

  

Кабины Е и F предназначены для непрерывной телепортации. Пули выстреливаются в отверстие кабины Е на разной скорости. Какая из пуль достигнет F до того, как ударится о дальнюю стенку Е? Эту систему также можно переделать. Очевидно, мы не сможем обить мягким заднюю стенку Е, поскольку лишь телепортируем обивку в F. Таким образом, мы будем уничтожать кабину телепортации каждый раз, когда пуля попадает в заднюю стенку Е. Когда пуля успевает телепортироваться, она вылетает из кабины F и попадает в исследователя. Если же исследователь трусливо приседает, пуля разрушает кабину Е.

  

Мы можем получить более качественные данные, используя длинный арбалетный болт и измеряя, какая часть бота телепортируется вовремя. Но мы разрушим кабину наконечником и врежем исследователю оперенным концом. Я уверен, что эту систему можно было бы спроектировать и получше.

  

 

  

ПРАКТИКА МЕХАНИЧЕСКОЙ ТЕЛЕПОРТАЦИИ

  

 

  

Здесь ситуация усложняется. Я намерен продемонстрировать, что любые накладываемые нами ограничения ведут к построению определенного общества, уникального для каждого набора ограничений. Опять же, я намерен цитировать мои источники, если смогу их припомнить. Но большая часть изложенного ниже - моя собственная.

  

 

  

I.

  

 

  

ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: нам не нужен передатчик. Наш телепортационный приемник способен получить в себя все, что угодно и откуда угодно. При этом могут существовать ограничения на расстояние или массу груза.

  

РЕЗУЛЬТАТ: воры способны украсть что угодно у кого угодно, оставаясь в полной безопасности. Такие устройства были обнаружены Ситоном, а после него - ДюКвесном в "Космическом жаворонке". ["Skylark of space" - одна из самых ранних историй серий о межзвездных путешествиях, написанных между 1915-м и 1921-м гг. Эдвардом "Доком" Смитом и Ли Хоукинс Гарби, которую часто называют одной из первых космических опер. - прим. пер.] На практике любой, владеющий таким устройством, является властелином мира. Если приемниками, не нуждающимися в передатчиках, владеют многие, общество разваливается. Когда общество перестает производить запчасти для таких машин, машины разваливаются, и все начинается сначала.

  

 

  

II.

  

 

  

ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: приемник не требуется. Наш телепортационный передатчик поместит груз в любое выбранное нами место.

  

РЕЗУЛЬТАТ: мы можем переправить бомбу в любое место. Эта идея использовалась минимум однажды, в "The person from Porlock". ["Человек из Порлока" - изначально некто, сбивший с мысли и не позволивший английскому поэту Кольриджу дописать поэму "Кубла-Хан"; в 1947 г. писатель Рэймонд Джонс написал фантастический рассказ с таким названием, где интерпретировал неизвестного как инопланетянина, не позволившему Кольриджу закончить описание инопланетной колонии на Земле. - прим. пер.] На практике правительство, владеющее такой штукой, опять же, владеет миром. Два таких правительства, вероятно, разбомбят друг друга до пре-телепортационного уровня цивилизации. Вероятно, такое может случиться произвольное количество раз.

  

 

  

III.

  

 

  

При наличии условий (I) и (II) у вас в действительности не получится никакого общества. Вы получите просто короткую войну. Поэтому в большинстве сюжетов предполагается, что телепортация требует и приемника, и передатчика.

  

Примем то же самое. В дальнейшем предполагается, что передатчик (и приемник?) выглядят как телефонные будки. Вы входите в будку, бросаете монету в щель, набираете номер. И вы где-то еще.

  

Как они работают? Мы предположим либо искривление пространства, либо эффект туннельного диода. Предположим также, что процедура относительно дешева: не больше нескольких четвертаков в щель. Наконец, металлическая бляшка вместо монеты отправит пользователя прямо в полицейское отделение.

  

РЕЗУЛЬТАТ. Все существующие методы транспортировки оказываются устаревшими: легковые автомобили, грузовики, автострады, корабли, доки, самолеты и аэропорты, поезда и вокзалы. Что делать с континентальной сетью автострад, когда исчезнут все автомобили и автобусы? Их можно использовать для автогонок или катания на велосипедах, построить на них дома или превратить их в парки. Или вы заставите их автомобилями, потому что эти проклятые бесполезные жестянки больше некуда девать. Не только автострады и шоссе, но и улицы, дороги и даже тротуары станут устаревшими. В деловых районах тротуары можно сохранить, чтобы разглядывать с них витрины магазинов. А в других местах - пф-ф!

  

Дальнейшие перспективы становятся запутанными. Предположим, что население продолжает расти, как сегодня. [С учетом современных тенденций - это вряд ли. - прим. пер.] Тогда, как предположил Айзек Азимов, целые поколения могут вырасти, не увидев снаружи ни одного дома, включая их собственный. Может просто остаться слишком мало пространства для разглядывания и слишком мало внешних видов зданий. Без нужды в улицах или тротуарах между зданиями просто не будет пространства. Их будут строить стена к стене или кварталами в кубическую милю. И люди будут тренироваться физически, катаясь на велосипеде между двумя открытыми кабинами наподобие E и F на рис. 1.

  

 

  

IV.

  

 

  

Но что, если на кабины существуют ограничения? Для каждого такого ограничения получим разные общества. Рассмотрим несколько примеров.

  

ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: кабины дороги в эксплуатации. Цена на прыжок независимо от расстояния - двести долларов. (Ограничение разумно - операция по сжатию пространства может стоить одинаково независимо от ее параметров. То же верно для работы туннельного диода.)

  

РЕЗУЛЬТАТ: Машины, мотороллеры, автобусы сохранятся. Исключая случаи экстренных ситуаций, никто не станет использовать кабины для прыжков короче, чем трансконтинентальные. Но самолеты исчезнут, кроме разве что грузовых.

  

Измените цену, и вы измените результат. С понижением цены грузовые перевозки поездами и грузовиками начнут сокращаться, а затем начнут исчезать и автомобили. Увеличьте цену до нескольких тысяч долларов, и исчезнут только космические корабли.

  

ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: кабины дешевы, пара баксов за прыжок, но ограничены по расстоянию. Скажем, десять миль - верхний предел.

  

РЕЗУЛЬТАТ: путешественник, естественно, будет перемещаться серией прыжков. Но начиная с определенного момента самолет окажется дешевле или удобнее (или и то, и другое сразу), чем последовательность перемещений через кабины. Тогда машины исчезнут, но самолеты и грузовой транспорт останутся.

  

Измените ограничивающую дистанцию, и вы в очередной раз измените общество. При прыжках длиной в милю исчезнут только автомобили. При тысячекилометровых останутся только космические корабли.

  

ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: телепортация ограничена законами сохранения энергии и момента.

  

РЕЗУЛЬТАТ: не слишком отличается от рассмотренного выше. Автомобили исчезнут, самолеты останутся. С помощью телепортации мы не сможет перемещаться далеко к северу и к югу, и перемещаться придется серией коротких прыжков. Чем длиннее прыжок, тем сильнее кинетический момент будет дергать пассажира в сторону.

  

При путешествии на восток наш момент будет приподнимать нас на несколько дюймов над креслом в приемной кабине при каждом прыжке. (Да, я сказал "кресло". Вы можете делать это стоя, но я бы не стал.) Путешествие на запад будет куда хуже: чем длиннее прыжок, тем сильнее кинетический момент будет впечатывать нас в кресло. Житель Нью-Йорка может предпочесть добираться до Сан-Франциско в восточном направлении, через линию кабин, пересекающих Атлантический и Тихий океан.

  

(Предположим, что пассажир - на экваторе и телепортируется прямо на восток на расстояние в Х миль. Тогда Х/4000 - угол его прыжка в радианах. Для малых Х примем sin(X) = X и получим Х*1000/4000 = Х/4. {Мы умножаем синус угла, равный самому углу для малых углов, взятый в радианах, на скорость вращения Земли.}

  

Х/4 - скорость, на которой пассажира приподнимает над поверхностью. При смещении на запад его впечатывает в пол в соответствии с тем же уравнением. Для небольших углов уравнение сохраняется и за пределами экватора. Уменьшение расстояния от оси вращения Земли уменьшает скорость вращения, но увеличивает угол сдвига.)

  

Обратите внимание на важное исключение. Мы можем комфортно перемещаться из северного полушария в южное в случае, когда точки отправления и прибытия расположены на одинаковой широте.

  

Лифты станут более важными, чем ранее. В гравитационном поле Земли на поверхности планеты мы потеряем семь градусов Фаренгейта на каждую милю телепортации вверх и столько же приобретем при телепортации вниз. Лифты куда более удобны.

  

Так что если вы отправляетесь кататься на лыжах в Швейцарские Альпы, на Санкт-Мориц, вам лучше всего долететь на самолете до места с большим взлетно-посадочным полем, подняться на полмили до телепортационной кабины и только затем телепортироваться на эту гору. Сделайте это иначе - и проболеете пару дней. Но из Нью-Йорка вы можете попасть в Анголу или Чили за один прыжок!

  

На этом с кабинами закончим. В плане прорицания будущего они выглядят наиболее привлекательно, однако пора исследовать и другие варианты и рассмотреть последствия.

  

ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: открытые телепортационные диски. Вы встаете на диск, и он телепортирует вас на другой диск. Стоимость - гроши за несколько тысяч перемещений.

  

РЕЗУЛЬТАТ: весь существующий транспорт исчезнет. При надлежащем размещении вы можете дошагать до любого места на планете. Рисунок 2 демонстрирует схему междугородного перемещения, но она может быть легко приспособлена и для больших расстояний. Показанные кварталы могут определяться линиями вдоль параллелей и меридианов, их длина произвольна.

  

Рисунок 2 []

  

Рис. 2. Расположение телепортационных дисков в прямоугольном городе. Показано направление обхода вокруг квартала В: альфа, бета, гамма, дельта, альфа. Чтобы пройти прямо, нужно просто идти обычным шагом, как от альфа к Р. Пунктирные стрелки - телепортация.

  

 

  

Для показанного города с прямоугольной планировкой мы просто идем в нужном направлении. Расстояние между приемной пластиной в центре перекрестка и следующим передающим диском - около трех шагов. За три шага мы перемещаемся на квартал, длина которого, я повторяю, опциональна. Возможно, будут более быстрые пути в центре города и еще более быстрые - между городами: перекрестки, расположенные на расстоянии мили или десяти миль. Чтобы выбраться из системы, нужно обойти последний диск и отправляться глазеть на витрины или заниматься чем-то еще.

  

Наибольшее преимущество заключается в том, что мы можем полностью избавиться от бесконечных звонков по телефону!

  

ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: наш передатчик умещается в руке. Мы можем подвесить его к ремню. На нем есть (ну а как же!) блок набора номера, как на телефоне. Приемник больше по размерам: открытая платформа или небольшая пластина дома или в вестибюле или же общественный приемник размером с площадь. Стоимость эквивалентна стоимости телефонного вызова. В приемниках имеются также, если необходимо, компенсаторы кинетического момента и температуры.

  

РЕЗУЛЬТАТ: "Звезды - цель моя" Бестера с небольшими изменениями. Никаких лабиринтов за дверями, просто не значащиеся в справочниках номера приемников.

  

 

  

VI.

  

 

  

Может, займемся разработкой космических кораблей? Ограниченная телепортация не сделает их устаревшими. Ее даже можно использовать для улучшения самих кораблей.

  

ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: телепортация требует и передатчика, и приемника. Законы сохранения остаются. Телепортация мгновенна и не использует лучевую передачу.

  

РЕЗУЛЬТАТ: см. рисунок 3. Корабль состоит в основном из пары ракетных двигателей, баков с горючим и открытый телепортационный приемник, ориентированный назад. Его можно оставить открытым, поскольку в вакууме нет нужды беспокоиться о попадающем в приемник воздухе.

  

Рисунок 3 []

  

Беспилотный корабль запускается с околоземной или более удаленной орбиты. Возможно, его следует запустить в направлении галактического ядра, где ожидается наиболее интенсивное движение. Запуская корабль, скажем, с орбиты Юпитера, мы можем прихватить с собой много горючего - воды для реакторной массы - снаружи корабля. (См. "The Martian way" Азимова [на русском языке текст выходил под названием "Путь марсиан". - прим. пер.]) Мы используем все горючее, за исключением резерва для двигателей ориентации. Далее корабль движется по инерции.

  

Он проходит через звездную систему. Предположим, ее размеры приблизительно равны размерам Солнечной системы. Тогда у нас имеется около десяти часов (в предположении, что скорость корабля близка к световой), чтобы запихать заранее построенную колонию в расположенный на Земле передатчик. Если процесс растягивается на все десять часов, строительные материалы для колонии разбрасываются по всей системе. Каждый контейнер с оборудованием прибывает в состоянии покоя относительно Земли, покидая, таким образом, приемник на скорости, приближающейся к световой (теперь вы знаете, зачем мы сделали дырку в приемнике). Последними через приемник проходят корабли, предназначенные для сборки всего этого барахла. Поскольку они пилотируемые, лучше не посылать их с Земли. Закон сохранения энергии мгновенно превратит пилотов в лед. Какая ирония: чтобы спасти их от замерзания, мы должны отправить их с орбиты Плутона!

  

Более эффективной может оказаться отправка через телепортационную систему лишь нескольких кораблей и еще один телепортационный приемник оборудования. Остаток колонии пройдет через этот второй приемник.

  

В любом случае обратим внимание на четыре преимущества. Вам не надо везти весь груз и тратить горючее на его ускорение. Вы не тормозите корабль, на что не нужно выделять резервы из вашего ограниченного запаса топлива. Колонисты могут палец о палец не ударять десятилетиями. И корабль может быть использован повторно.

  

Может и будет. Просто позвольте ему лететь дальше по инерции. Каждый раз, когда он проходит возле звездной системы, вы получаете еще одну колонию. Восемьдесят тысяч лет мы будем создавать цепочку колоний через всю Галактику, пока у нас не кончатся звезды.

  

Менее миролюбивые общества могут пропихивать через телепорты боевые флоты. Сложно вообразить более безопасный способ воевать. Флот распределяется по всей системе в состоянии покоя относительно Вселенной. И как атакуемая система сможет контратаковать? Чтобы достичь вторгающейся системы, нужно захватить корабль, у которого были годы на то, чтобы ускориться до чудовищной скорости и который ушел в межзвездное пространство задолго до того, как атака началась. [Автор, однако, забывает, что вторгшийся флот наверняка должен иметь собственные приемопередатчики, чтобы получать подкрепления, вводить оккупационные войска, отступать в случае неудачи и так далее. - прим. пер.]

  

Во время бостонского выступления кто-то из аудитории предположил, что телепортация может использоваться для заправки нашего корабля. Например, двигатель - это открытый приемник с прикрепленным расширяющимся соплом. Мы сбрасываем передатчик на Юпитер. Presto! Адски плотный газ под высоким давлением расширяется взрывным образом в вакуум, двигая корабль вперед. Источник топлива неэффективен по сравнению с ионными двигателями или чем-то типа того, но почти буквально неисчерпаемый.

  

Не сработает. Вернее, не проработает долго. Помните, мы предположили, что законы сохранения действуют. Скорость, на которой двигатель выдохнется, является ограничивающей для всего корабля. Атмосфера Юпитера не сможет расширяться слишком быстро, чтобы оставаться полезной. Даже при наличии термоядерного реактора мы теряем момент каждый раз, как капля водорода попадает в топливные баки. Мы должны компенсировать это, выстрелив каплю через ракетный двигатель. Когда две скорости уравняются, мы больше не сможем ускоряться.

  

Полное преобразование материи в свет действительно даст нам неограниченную скорость. Тогда нам нужно лишь решить, что делать с поступающим топливом. Эта проблема остается всегда. Капля водорода, движущаяся на десяти процентах скорости света, испарит любой топливный бак, который мы можем сделать сегодня. Возможно, в будущем, с новыми материалами, амортизаторами, эластиками...

  

Давайте попробуем что-нибудь еще.

  

ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: расстояние, на которое можно телепортироваться, относительно ограничено. Чем больше искривление пространства - то есть чем ближе к большой массе - тем строже ограничения.

  

Предположим, что на Земле ограничение по расстоянию - два фута, на орбите Марса - несколько миль, в межзвездном пространстве - несколько световых минут. Попытайтесь отправить массу на большее расстояние, и она появится в приемнике в виде жидкости или мелкой пыли, потому что искривление пространства слишком сильно искажает связи между атомами.

  

И в очередной раз мы предположим, что законы сохранения действуют.

  

РЕЗУЛЬТАТ: не слишком убедительный, если мы говорим о настоящей телепортации. Мы можем телепортировать жидкости, так что топливные баки исчезают везде, за исключением космических кораблей и хранилищ горючего. Максимум, что мы можем сделать для космического корабля - это снабдить горючим разгонный двигатель с тяжелобронированным топливным баком, рассчитанным на подъем корабля из гравитационного колодца на невысокой скорости. Но мы можем использовать эту систему, чтобы построить корабль.

  

См. рисунок 4. Назовем этот своеобразный объект "конечно-телепортационный двигатель" и постулируем, что он телепортирует себя на свою переднюю поверхность. Я изобрел его много лет назад, но так и не осмелился написать про него историю.

  

Рисунок 4 []

  

Если вы нажмете кнопку, корабль телепортируется на свою переднюю поверхность, и если вы продолжите ее удерживать, он продолжит телепортироваться, генерируя постоянный поток собственных образов. Первый прыжок переместит корабль в позицию 2, но в тот момент, когда он только займет ее, ему потребуется оказаться в позиции 3, и как только этот образ начнет формироваться, кораблю потребуется оказаться в позиции 4, и так далее. Если телепортация достаточно быстра, мы можем использовать ее для транспортировки.

  

Вы отказываетесь верить в такой корабль? Тогда думайте о нем как об упражнении в размышлениях. Как бы нелеп он ни был, мы все равно получим нужные результаты.

  

1) Скорость перемещения такого корабля лимитируется только механическими ограничениями, то есть скоростью последовательных телепортаций. Конечно-телепортационный двигатель не влияет на кинетическую энергию корабля. Мы всего лишь меняем позицию, так что здесь нет места всякой чепухе насчет относительности.

  

2) Необходимо ввести искусственный предел скорости перемещения. В противном случае корабль уйдет за грань Вселенной.

  

3) Можете снять палец с кнопки. Кинетическая энергия телепортируется вместе со всем прочим. И в качестве идеального образа вы обладаете свободной волей.

  

4) Чем длиннее корабль, тем быстрее он будет перемещаться при данной скорости телепортации. Но чем длиннее корабль, тем выше вероятность оказаться слишком близко к большой массе. Чтобы сесть на Земле, корабль не должен превосходить двух футов в длину.

  

На самом деле при использовании конечно-телепортационного двигателя вы не сможете нигде приземлить корабль. Как и в случае с безинерционными двигателями в серии "Lensman" Дока Смита [в русских изданиях lensman обычно не переводился, а давался путем транскрибирования - "ленсман". - прим. пер.], вы сохраняете внутреннюю скорость, которая снова проявляется, когда двигатель отключается. Чтобы посадить корабль в любом месте, вам потребуются или вспомогательные ракетные двигатели, или ракетные буксиры.

  

5) Что случится, если что-нибудь окажется на пути корабля?

  

Хороший вопрос, поскольку многое совершенно определенно появится. Например, свет.

  

Луч света пересекает межзвездное пространство. Внезапно на мгновение то же пространство занимает конечно-телепортационный корабль. Корабельная обшивка не может остановить свет, поскольку луч не сталкивается со стенами. Но его может остановить человеческий глаз, если свет достигнет его вовремя.

  

Результат: все на корабле прозрачно. Если мы предположим, что часть света будет подхвачена телепортационным полем и перемещена вместе с кораблем, то насколько все окажется прозрачным, зависит от двух параметров: скорости путешествия и расстояния от объекта до человеческого глаза. Рука путешественника практически непрозрачна. Дальняя стена практически невидима, потому что между глазом и стеной захватывается (и теряется) очень много света. Кабина на рисунке 4 не нужна, если только корабль не снабжен вспомогательными ракетными двигателями. Когда конечно-телепортационный двигатель работает, звезды видны повсюду, куда бы вы ни поглядели.

  

Если телепортационное поле не транспортирует свет, ситуация становится куда более серьезной. На практичной скорости путешествия у луча света ровно столько времени, чтобы пересечь внутренность человеческого глаза, пока этот глаз не исчез. Так что глаз все еще действует. Но корабль и его содержимое, включая пассажиров, полностью невидим, и каждый пассажир становится бесплотным взглядом, несущимся между звезд.

  

Перемещайтесь быстрее, и у луча света будет время только на то, чтобы коснуться сетчатки глаза, не пройдя предварительно через хрусталик. Все станет туманным. По прибытии пассажир превратится в пациента врача-психиатра.

  

[Автор упускает еще один аспект взаимодействия корабля с потоками энергии. А именно - электромагнитное излучение за пределами оптического спектра, включая жесткое гамма-излучение. Поскольку оболочка корабля перестает защищать от него пассажиров, пережить такое путешествие в течение хоть сколь-нибудь длительного времени вряд ли кому-то удастся. Даже толстый слой свинца, вплотную, без единой щелки, прилегающий к коже, не спасет: излучение будет попадать прямо внутрь тела - точнее, тело будет возникать в точке, где уже присутствуют кванты излучения. Та же самая проблема, что и с телепортацией в воздух. - прим. пер.]

  

6) На пути также будет попадаться межзвездная пыль. С большей ее частью может справиться хорошая система кондиционирования, но некоторая ее часть возникнет внутри пространства, занимаемого телом пассажира. Определенно, по прибытии ему потребуется медицинская помощь.

  

7) Движущийся корабль также будет собирать межзвездный водород. Никакого курения на борту корабля с конечно-телепортационным двигателем. Выпивка - это да...

  

8) Что же до метеоритов и более крупных тел - здесь мы схитрим.

  

Скажем, мы движемся к галактическому ядру, то есть к Стрельцу. ОК, перед тем, как оставить Солнечную систему, мы поместим корабль на расстояние несколько миллионов миль от Солнца в сторону Стрельца и ляжем в дрейф. Мы будем дрейфовать, конечно-телепортируясь от Солнца, в то время как солнечное притяжение будет притягивать нас к нему. И после этого мы двинемся в сторону Стрельца.

  

И вы врезаемся во что-то по пути. Такое может случиться.

  

Но чтобы заставить две массы занять одно и то же пространство, необходима энергия. Скорее всего мы не сможем телепортироваться внутрь того, во что мы врезаемся. Предохранитель сгорит и мотор заглохнет. Корабль останется один на один с огромной внутренней скоростью, которая направлена в сторону, противоположную направлению путешествия.

  

И тогда корабль рванет назад со скоростью сотен миль в секунду!

  

Даже если мы врежемся в планету, наша внутренняя скорость выше, чем скорость убегания, и мы в безопасности.

  

[В планету - оно да, но как быть с мелкими камешками? Вряд ли бросок напряжения в системе телепортации при перемещении в точку, где летит метеорит, окажется для предохранителя фатальным. Или же нам придется делать настолько чувствительный предохранитель, что он будет выходит из строя от каждого чиха, что сделает подобное перемещение практически невозможным. - прим. пер.]

  

9) Закон сохранения энергии вновь поднимает голову. Корабль становится дьявольски холодным по мере того, как покидает Солнечную систему, и температура тела падает соответственно.

  

При входе в систему возникает обратное. Как хорошо, что мы смонтировали систему воздушного кондиционирования для удаления пыли! Она потребуется нам для контроля за температурой.

  

 

  

VII.

  

 

  

Почему я настаиваю, что законы сохранения действуют?

  

Этот вопрос вызвал несколько импровизированных выступлений, по большей части в мою защиту (спасибо, друзья!), у дальней стены бостонской аудитории. Это предположение важно, и я попытаюсь его обосновать.

  

1) Поведение Вселенной не меняется. Во всех известных случаях законы сохранения энергии и кинетического момента действуют неизменно. Сейчас мы используем их для предсказания. Существование и большая часть свойств нейтрино были предсказаны при помощи использования этих и прочих законов сохранения. Позже само нейтрино было обнаружено благодаря предположению о наличии у него этих свойств.

  

Если современные физики могут использовать законы сохранения для теоретического открытия призрачных частиц, я могу использовать их для теоретического описания поведения системы телепортации.

  

2) В любом случае я имею право делать любые предположения, которые меня устраивают, до тех пор пока она внутренне непротиворечивы. Это упражнение в рассуждениях, помните? Рассуждения начинаются с предположений. Если вам не нравятся мои предположения, используйте свои собственные - и, возможно, добьетесь интересных результатов.

  

3) Пассажир, телепортирующийся под гору, обязательно теряет потенциальную энергию. Поэтому должен возникнуть некий энергетический эквивалент. Но почему тепло?

  

Хороший вопрос. Я сам в общем и целом предполагаю, что энергия возникнет в виде перехода электронов на более высокую орбиту. Затем электроны возвращаются назад, излучая фотоны. Фотоны поглощаются до того, как достигают кожи пассажира, выделяя тепло. Но практически любой имеющий смысл процесс завершается тепловыделением. Тепло - это наиболее общая, наиболее рандомизированная форма энергии.

  

Может ли освобожденная энергия выделиться в виде нейтрино? Это не даст нам тепла. Но это нарушит некие неясные законы равновесия в атомной физике (насторожив Айзека Азимова, Хэла Клемента и тысячи физиков-реакционеров) и сделает телепортацию в гору невозможной, так как в процессе должны поглощаться нейтрино, которых там вообще нет.

  

 

  

VIII.

  

 

  

Что насчет вечного двигателя?

  

См. рисунок 5:

  

Рисунок 5 []

  

Главная идея заключается в использовании открытых емкостей приемника и передатчика. Груз, тридцать галлонов воды, телепортируется в приемник. Он немедленно выплескивается вниз в открытый передатчик, который перенаправляет его обратно в приемник, и так далее. Поместите в систему водяную турбину, и мы получим энергию.

  

Очевидно, здесь имеется недостаток. Если законы сохранения действуют, вода быстро замерзнет. Более того, термодинамика утверждает, что энергия, необходимая для поддержки работы системы, превышает максимальное количество энергии, которое можно извлечь из постоянно падающей воды.

  

Но система интересна и из-за другого.

  

Заменим воду тонной железных опилок. Тогда мы сможем заключить всю систему в вакуумную камеру и перестать заботиться о трении о воздух, испарении и замерзании воды. Мы позволим опилкам падать под действием гравитации, пока масса не превратится в черный поток с температурой в районе абсолютного нуля, перемещающийся со скоростью в семь миль в секунду. Это девяносто минут работы.

  

Теперь позволим системе поработать еще девяносто минут. Скорость удваивается, и мы позволили опилкам пролететь эквивалент двойного расстояния от бесконечности до поверхности Земли.

  

Мы можем поддерживать такое ускорение вечно при условии, что выполним одно условие. Мы должны построить систему на Северном (или Южном) полюсе. Иначе поток опилок отклонится от входа в передатчик из-за вращения Земли. (БА-БАХ!) Итак, мы на Северном полюсе.

  

Через тридцать дней масса опилок удвоится. Через шестьдесят - учетверится. Заметьте, что в то время как Земля притягивает опилки, опилки также притягивают Землю, хотя и минимально поначалу. Но в действительно опилки никуда не перемещаются, так что мы имеем безреакционный двигатель. Каждый месяц его мощность удваивается. Если мы позволим системе работать достаточно долго, опилки будут весить как звезда. Понятно, что нам это не нужно - из-за приливов и отливов. Но в ее текущем состоянии выключение системы разрушит Землю. Так что мы сделаем второй передатчик на Южном полюсе.

  

Поток опилок пробьется сквозь земную атмосферу, голубая вспышка железного дыма, прорывающегося сквозь воздух. Даже гамма-лучи устремлены вверх! Какое зрелище! Прислушайтесь к аплодисментам! Но, к несчастью, все телекамеры расплавились...

  

Итак, здесь я заканчиваю. Но попробуйте сами ввести исходные условия и посмотреть что из этого выйдет.

  

 

  

Larry Niven

  

EXERCISE IN SPECULATION: THE THEORY AND PRACTICE OF TELEPORTATION

  

 

  

Why teleportation? Well- The regional fan convention, known as Boskone and held annually in Boston had chosen me as Guest of Honor. Strangely, everyone seemed to expect a speech. I hadn't done any speaking since early college. Worse, the audience was jammed with MIT students.

  

Why teleportation? Because that way none of the MITSFS (MIT Science Fiction Association, pronounced "misfits") could catch me at anything. What with no firm ground for believing that teleportation is even possible, there would be endless room for speculation without any way for some teenage genius to tell me, "You're wrong! Right here in my physics text it says-"

  

At that, there was enough argument. But the speech went well, even to the point where the question session degenerated into frenzied arguments near the back wall, allowing me to slip quietly away. I'd planned that. But Fred Pohl caught me at the door and asked me to turn the speech into an article for him. Here it is.

  

 

  

DISCLAIMER:

  

Any resemblance to the plots of ancient or modern science fiction, novels or short stories, is not coincidence. I've been reading science fiction, voraciously, for eighteen years. In most of what follows, I have borrowed freely from my betters, and even from my own stories. Where I remember my sources, I have quoted them-sometimes.

  

 

  

DEFINITION:

  

Teleportation is any method of moving from point to point in negligible time. Over short distances we will take lightspeed as negligible. Over longer distances (interplanetary and interstellar) we will require infinite or near-infinite speed.

  

I make a distinction between psychic and mechanical teleportation. Essentially, psi teleportation involves wishing oneself from place to place. In mechanical teleportation he pushes a button. He may do other things first, such as sighting in, charging batteries, weighing and measuring his cargo, whatever it takes. But eventually he will push a button here and he will instantly be there. Similarly, the adept at psi teleportation may have spent decades in spiritual training, learning to negate distance by the power of a wish.

  

These definitions are not meant to be rigorous. Intuitively you know what teleportation is anyway.

  

 

  

HISTORY:

  

The history of teleportation is all of the psi variety. Naturally.

  

The prophet Elijah was frequently "transported" by Jahweh. He would rise in the air, spin around a few times, and then vanish. Or he would fly about and come down without vanishing. One day he flew up and up and never did come down. His followers searched the countryside for days. When they couldn't find his body they assumed that Elijah had taken it with him, into Heaven.

  

Friar Joseph of Copertino (1603-1663) was a levitator. Usually in the presence of witnesses, he would go into a religious trance, rise into the air, fly about, eventualy settle on an altar or in a tree. His presence in this article derives from his power of bilocation. Friar Joseph was capable of being in two places at once.

  

Then there are past and present Hindu mystics, and tales of teleportation during seances. No matter. The interesting thing is that, historically, nobody seems to make a distinction between negating distance with a wish, flying by flapping one's arms, flying without flapping one's arms, being in two places at once, or being blown about at terrific speeds by divine or other mysterious forces. The distinction seems to be original with science fiction; it has no basis in recorded "fact".

  

I offer the thought that there may be no distinction; that this confusion may be a fundamental characteristic of psychic teleportation.

  

 

  

THEORY OF PSYCHIC TELEPORTATION:

  

I'd like to get through this fairly quickly, since I don't believe in psi teleportation, and since my major interest is in the effects of teleportation on society.

  

 

  

1) Consider the following theory: A man in deadly danger would learn to teleport in order to save his life.

  

I can remember two novels in which the idea was crucial: JACK OF EAGLES, by James Blish, and THE STARS MY DESTINATION, by Alfred Bester. The idea is simply to point a gun at a man's head, and fire. One time out of a thousand he will frantically teleport out of the way of the bullet, and you will have a teleport.

  

Forget it. There has been too much opportunity for it! Violent death has occurred since man was definably man. How many have learned to teleport in time to save their lives? Too few to be noticed.

  

But there's another flaw in the theory. Psychic powers are notoriously undependable. Experience says that when the ability to teleport is most needed, that's when it won't show up.

  

 

  

2)My prejudice against teleportation has a valid basis. I haven't seen it in action.

  

Science has existed on Earth for-depending on how you define science-between a couple of centuries and a few millenia. We can't yet build a hardware-type teleport system. But psi powers, if they exist at all, have been around since man was definably human. If teleportation is both possible and useful, we should have been using it since men moved into the Nile Valley. And we would never have given it up...if teleportation is both possible and useful.

  

We conclude either that teleportation is not possible, or that it kills those who possess the gift before they can demonstrate it to anyone. Both are possible.

  

Consider Bester's "Blue Jaunt". A man in a panic, drowning, teleports without considering where he's going. He ends up inside a wall. BOOM! Bad trip.

  

Or, psi could be dangerous in other ways; Genelinked to insanity or to mental deficiency, for example.

  

In any case, psi teleportation is out. But let's ignore facts and do some speculating.

  

 

  

PRACTICE OF PSYCHIC TELEPORTATION:

  

What about conservation of energy? What of conservation of momentum?

  

These questions are not idle. Stones did not stop falling when Einstein published a new theory of gravitation. The old laws hold; new laws of physics usually apply only to new areas of observation. Changing one physical law is like trying to eat one peanut.

  

Okay. So what happens if you try to teleport uphill? Does your body get colder, or lose mass? There is a gain in potential energy. It must be compensated by the loss of energy of another form.

  

Suppose I were to teleport to Kerguelen Island? (I am writing in Los Angeles. Opposite me on the Earth's globe is the heart of the Indian Ocean, in which Kerguelen Island is the nearest land mass.) Because of the Earth's spin, Los Angeles and Kerguelen Island are going in opposite directions. Were I to teleport to Kerguelen Island I would have to land running-at half a mile a second.

  

Teleportation can be dangerous. You don't teleport out of a speeding car either.

  

3)I take another theory of psi teleportation from THE WORLD OF A, by A. E. Van Vogt. It seems that two objects similar to each other, to twenty decimal places will join each other. The lesser will bridge space to contact the greater. This presumed law applies to masses, thought waves, and even whole personalities.

  

We can't disprove it. It could be a fact. We can't disprove it because Van Vogt never defined similarity, nor greater, nor lesser. So now you know how -to write a science fiction story. But we can still work with the idea; and I believe Van Vogt missed some great comic routines. Take this one:

  

In one scene in THE PAWNS OF A, we see Gilbert Gosseyn on one side of. a fence. He wants to be on the other. So he looks at a piece of land just beyond the fence and, with the power of his extraordinary brain, he tunes himself to that piece of land, adjusting his own atomic makeup to a similarity of within twenty decimal places.

  

Now, twenty decimal places is pretty finicky. Gosseyn must get within that range, but he must also make sure that he will be the lesser of the pair and not the greater. One slightest slip...

  

So he makes the bridge...and half a ton of earth descends on him.

  

I don't believe in psychic teleportation. But I could be wrong. So:

  

We will assume that it is possible for nearly anyone to learn to teleport A new learning technique has been developed. It may be serving DNA or RNA molecules in one's food, tailoring them to carry a superficial memory directly to the brain, as we now feed flatworms to each other to transfer learned responses. It may be something else. What do you get, when nearly everyone on Earth can teleport?

  

You get Alfred Bester's THE STARS MY DESTINATION. I offer the book as a text to accompany this course. I'll name a few highlights:

  

Thieves, uncatchable or nearly so, who teleport around the world to follow the night. They never see sunlight.

  

Locked doors, and behind the doors, mazes complex enough to confuse anyone who might try to teleport inside. Otherwise there would be no private property, nor privacy either.

  

Transport vehicles become obsolete. Collectors collect them as period pieces.

  

Classification of each citizen's teleport characteristics. (Bester assumes a distance limit. My own question: is the limit due to relativistic uncertainty? The more distant is one's destination, the less certain is its location in space and time.)

  

Intensive, probably productive research into other psi powers (since one has been shown to exist).

  

I object to one thread of Bester's tapestry. If Gully Foyle tries to "jaunt" along a "geodesic curve" he will end by going slower than light. That's how geodesics work in Einsteinian space. But it doesn't affect the pattern of Bester's society, which is worth studying.

  

 

  

THEORY OF MECHANICAL TELEPORTATION: Anyone know anything about tunnel diodes?

  

The field is full of good writers named Smith. One wrote a story using a teleportation system based on the tunnel diode effect. Apparently physics students are now taught that a tunnel diode takes an electron here and puts it there without allowing it to occupy the intervening space. If you can do it with quantum physics, why not with larger masses? With people? The theory looks good, and it hasn't been used much in science fiction.

  

Older, more often used, and more traditional is the beaming method. You convert your passenger and/or cargo to electromagnetic waves, fire the beam across space, catch it in a receiver and convert the electromagnetic energy back into matter.

  

A modification is Poul Anderson's system in THE ENEMY STARS. Poul's system records the position and energy state of every subatomic particle in the passenger's body. A side effect is that the body is vaporized, so that one winds up with a complete record of the passenger plus a cloud of superheated plasma. The gas is sucked down through a grid, into a matter reserve, to await the next incoming signal.

  

The record of the passenger is fired across space. A receiver picks it up and uses it, plus the plasma in its own matter reserve, to reconstruct the passenger.

  

I don't know. I wouldn't ride in one of the goddamned things.

  

The engineering problems seem trivial compared to the legal, ethical, and philosophical ramifications. Still, what happens if the signal gets snarled up? In the good old days I read of the possibilities in EC comic books; and the pictures were vivid and horrifying. In practice, the least bit of interference would leave the passenger an idiot or a good imitation of a corpse. Over interplanetary distances you'd have to worry not only about intervening dust and gas, but about red and violet shifts due to gravity and relative velocities. And what happens to your soul?

  

I worry about that. I don't necessarily believe in a soul; I don't believe in taking chances. If my soul isn't recorded somewhere in the process, I'm dead, even though my memory remains as reconstructed electron tracks.

  

Where society is concerned, there are equally serious problems.

  

Let's say we've reached step. one. We've recorded our customer and we now have a record and a ball of ionised plasma. Why not beam the record to two receivers? Now we've got a duplicator. The legalities get sticky. We could get around them by permitting one, say, one Isaac Asimov to a planet; but who gets the royalties on the FOUNDATION trilogy?

  

Similarly, you can keep the record. You fire the signal at the receiver, but you store the tape. Ten years later the passenger walks in front of a bus. You can recreate him from tape, minus ten years of his life. But-aside from questions concerning his soul-can he collect his own life insurance?

  

Suppose we change our mind after step one. We store the tape instead of firing it. Is it kidnapping? Or, in view of the fact that we have mortally vaporized a man, is it murder? Does it cease to be murder if we reconstitute him before the trial?

  

Finally, we assume an advance whereby we needn't destroy the model to get the record. Shouldn't we destroy him anyway? Otherwise he hasn't gone anywhere.

  

Our fourth method doesn't have these difficulties. It is often called tranposition or teletransposition, but that's too much work. Henceforth I'll call it teleportation. It involves making two points in space contiguous . . . somehow. Generally we take advantage of the fact that the universe, as viewed from four or more dimensions, resembles a crumpled handkerchief.

  

Light follows the contours of the handkerchief, so that spaces which are really contiguous in four or more dimensions do not look contiguous when viewed across apparently fiat space.

  

If the universe does not in fact resemble a crumpled handkerchief, maybe we can make it resemble a crumpled handkerchief. It may be possible to bend the fabric of space by the judicious application of electromagnetic fields, until two points touch. At least we get no embarrassing duplication of passengers.

  

The embarrassment arises if two sets of machines are in operation at once, anywhere in the universe. At best, space will be bent in some unanticipated way, and nobody will get where he wants to go. At worst, the fabric of space comes apart like a too-often crumpled handkerchief.

  

 

  

DEVELOPMENT OF MECHANICAL TELEPORTATION:

  

Assume we have a teleportation transmitter and receiver. How we got these is a matter for science fiction; but once we have them we can move onto surer ground.

  

We assume that the principle does not involve beaming; it may involve tunnel diode effects or space-bending or something new.

  

So we've got two enclosed booths. Why booths?

  

Because of an old principle that two bodies cannot occupy the same space at the same time. Like a lot of old principles, this one isn't strictly true. Matter is mostly empty space. There is no reason why you can't teleport into a rock; there's plenty of room for your atoms and the rock's atoms. Trouble is, it'll kill you.

  

Teleporting into a mass of air will kill you too. There are energy factors involved, and also bends, embolisms, etc. Probably there will be an explosion.

  

So you need booths. Naturally the interior spaces are identical in size and shape. The transmitter booth includes air as well as the passenger or cargo. The receiver is evacuated. We teleport the air as well as the passenger and/or cargo.

  

If what we have are transceivers, we need not evacuate the receiver. We teleport its air to the transmitter as we teleport the cargo to the receiver.

  

With development, we may be able to do away with the booths. If we expand a spherical force field from a point (GREE stories, from Galaxy) to get a vacuum for the receiver, we need only a transmitter booth. Put the passenger in a pressure suit and we eliminate that booth; it doesn't matter how big a volume gets sent along as long as the volume of the receiver is bigger.

  

But- we'll have to start with booths.

  

Now turn to Figure 1 (page 92).

  

  

 

  

Booths A and B are used for the first stages of experiment, to find out if we can teleport reliably.

  

Once they are working well we move to step II: teleporting instruments from booth C to B and (if transceivers) back again. If conservation of energy holds, we expect a rise in temperature from teleporting down that cliff.

  

Booth D is built on railroad tracks. We set it moving to determine if conservation of momentum holds. Given relativity, we might as well use booth D as receiver only. Thus we can pad the back wall, in case conservation does hold.

  

Booths E and F test for continuous teleportation. Bullets are fired into the opening in E at various speeds. Which bullet will reach F before it strikes the back wall of E? This system could stand redesigning. Obviously we can't pad the back wall of E; we'd only teleport the padding to F. Thus we destroy a teleport booth every time the bullet hits the back wall of E. When the bullet teleports in time, it zings out of booth F and hits the scientist. If the scientist ducks, the coward, the bullet will still destroy booth B.

  

We can get better data with a long crossbow bolt, by measuring what length of the bolt gets teleported in time. But we destroy the booth with the arrowhead and clonk the scientist with the feathered end. I'm sure there's a better way to design this system.

  

 

  

PRACTICE OF MECHANICAL TELEPORTATION:

  

Here my theme becomes complex. I intend to demonstrate that any limitations we assume for our teleportation system are going to imply a society: one society for each set of limitations. Again, I will quote my sources where I can remember them, sometimes. But much of what follows is my own.

  

 

  

I

  

 

  

THE ASSUMPTION: We don't need a transmitter. Our teleport receiver will bring anything to itself, from anywhere. Limitations may exist as to distance or mass of cargo.

  

THE RESULT: Thieves capable of stealing anything from anyone in perfect safety. Such machinery was discovered by Seaton, and later by DuQuesne, in THE SKYLARK OF SPACE. In practice, anyone who has such machinery is king of the world. If many men have transmitterless receivers, society falls apart. When society stops making parts for the machines, the machines fall apart, and everything starts over.

  

 

  

II

  

 

  

THE ASSUMPTION: No receiver is needed. Our teleport transmitter will place its cargo anywhere we choose.

  

THE RESULT: We can put a bomb anywhere. The idea was used at least once, in THE PERSON FROM PORLOCK. In practice, a government that owned one of these would-again-own the world. Two such governments would probably bomb each other back to a preteleport level of civilization. Presumably it could happen any number of times.

  

 

  

III

  

 

  

Given the assumptions in (I) and (II) you don't really get a society. You get a short war. Hence most stories assume that teleportation requires both a transmitter and a receiver.

  

Let's do the same. Let us further assume that transmitters (transceivers?) look like telephone booths. You walk into a booth, you put a coin in the slot, you dial. You're elsewhere.

  

How do they work? We assume either space-bending or the tunnel diode effect. We assume the operation is relatively cheap: no more than a few quarters in the slot. Finally, a slug in the slot will send the customer straight to police headquarters.

  

THE RESULT: All present transportation becomes obsolete: cars and trucks and freeways, ships and docks, airliners and airports, trains and train stations. What do we do with a continental net of freeways once the cars and busses have disappeared? You use them for drag races and bicycle riding; you put houses on them or turn them into parks. Or you pack them with cars because there's no place else to put the damn useless cars. Not only freeways and turnpikes, but streets and roads and even sidewalks become obsolete. In business districts you keep the sidewalks for window shopping.

  

Elsewhere, pfftt!

  

The mind boggles. Assume the population problem continues in the direction it's going. Then, as Isaac Asimov has suggested, new generations could grow up without seeing the exterior of any building, including their own homes. There might soon be no countryside to see in any case, and precious few exteriors to buildings. Without need for streets or sidewalks, there would be no- space between buildings; they would be built wall to wall, or in units a mile cubic. And the people get their exercise by riding bicycles between two open booths arranged like E and F in Figure I.

  

 

  

IV

  

 

  

But suppose there are limitations on the booths? For each assumed limitation one gets a different society.

  

Let's take a few examples.

  

THE ASSUMPTION:Booths are expensive to operate.The price for any jump, regardless of distance, is two hundred dollars. (A reasonable restriction. Any spacestressing operation might well cost as much as any other. Ditto for a single tunnel-diode operation.)

  

THE RESULT: Cars, motor scooters, busses will remain. Except for emergencies, nobody would use booths for distances shorter than a transcontinental flight. But airplanes would disappear, except perhaps for cargo flights.

  

Change the price and you change the result. As price goes down, freight traffic by train and truck dwindles, and then. even automobiles begin to go. Raise the price to a few thousand dollars, and only spacecraft disappear.

  

THE ASSUMPTION:The booths are cheap, a couple of bucks a jump, but limited as to distance. Ten miles, let us say, is the upper limit.

  

THE RESULT: A traveler would move in "hops", naturally. But there would come a point where an airplane is cheaper and more convenient, or both, than a succession of teleport booths. Thus, cars would go, but airplanes and shipping would remain.

  

Change the limiting distance and, again, you change the society. At a mile a jump only the cars go. At a thousand miles a jump, only spacecraft remain.

  

THE ASSUMPTION: Teleportation is limited by the Laws of Conservation of energy and Momentum.

  

THE RESULT: Not very different from above. Cars would go, airplanes would remain. By teleportation we could not travel long distance north and south; we would have to do it on short hops. The longer the hop, the harder momentum would jerk the passenger sideways each time.

  

Traveling east, our momentum would lift us a few inches from the chair of the receiver booth on each hop. (Yes, I said chair. You might try it standing up, but I wouldn't.) Traveling west would be worse: momentum would slam you down hard. A New Yorker might prefer to reach San Francisco via the western route, in a line of booths crossing the Atlantic and Pacific Oceans.

  

 

  

(Assume a passenger is at the equator, teleporting straight east a distance of X miles.

  

Then X/4000 is the angle $ of his jump in radians. For X small, we take sine$=$ and get:

  

X *1000/4000=X/4 [We multiplied the sine of the angle, equal to the angle itself for small angles given in radians, by the rotational velocity of the Earth.]

  

X/4 is the velocity at which the passenger gets lifted off his feet. Going west, he gets slammed down, same equation. For small angles, the equation holds elsewhere than at the equator. Decreasing the distance from the Earth's axis of rotation decreases the speed of rotation, but increases the angle of shift.)

  

 

  

Notice one important exception. We can travel from the northern hemisphere to the southern in perfect comfort, provided the departure point and destination are at corresponding latitudes.

  

Elevators become more important than ever. In Earth's gravitational field, at ground level, we lose-seven degrees Fahrenheit for every mile we teleport upward and we gain as much going downhill. Elevators are more comfortable.

  

So: you want to go skiing in the Swiss Alps, at St. Moritz. From the United States your best bet is to take a plane to someplace with a big landing field, ride an elevator half a mile up to a teleportation booth, then teleport to St. Moritz. Do it any other way and you wind up sick for a couple of days. But from New York you can reach Angol, Chile in one jump!

  

 

  

So much for booths. They still look like our best attempt at prophecy; but let's try some wilder ideas and see what we get.

  

THE ASSUMPTION:Open teleport discs. You step on a disc, it teleports you to another disc. Cost, pennies per thousand trips.

  

THE RESULTS: All present transportation disappears. With the proper setup, you can walk anywhere on the planet. Figure 2 is a design for intercity transportation, but it can easily be adapted for longer distances. The blocks shown could be lines of longitude and latitude; their length is optional.

  

 

  

  

For the rectangular city layout shown, we simply walk in the direction we wish to go. The distance between the receiver plate, at the center of the intersection, and the next transmitter disc is about three paces. In three paces one covers a block, whose length, I repeat, is optional. Perhaps there would be faster lanes through the center of town, and faster still between towns: intersections a mile or ten miles apart. To get out of the system one walks around the final disc and goes window shopping or whatever.

  

The biggest advantage is that we can give up all the endless dialing!

  

THE ASSUMPTION: Our transmitter is hand sized. We can hang it from our belt. It has (oh, well) a telephone-type dial on it. The receiver is bigger: an open platform, either a small plate at home, in vestibule, or a community receiver the size of a public square. Cost is equivalent to the cost of using a telephone. There are (if necessary) compensators for momentum-and heat-transfer in the receiver plates.

  

THE RESULT: Bester's THE STARS MY DESTINATION, with minor changes. No mazes behind the doors; simply unlisted receiver numbers.

  

 

  

VI

  

 

  

Shall we design a few spacecraft? Limited teleportation might not make spacecraft obsolete. It might even be used to improve the spacecraft themselves.

  

THE ASSUMPTIONS: Teleportation requires both a transmitter and a receiver. Conservation holds. Teleportation is instantaneous, and does not involve beaming.

  

THE RESULT: See Figure 3. The ship consists mainly of a couple of rocket motors, fuel tanks, and an open-ended teleportation receiver open to the rear. You can leave it open because, in vacuum, you don't need to worry about air getting in the receiver.

  

  

 

  

The ship, unmanned, is fired from Earth orbit or from further out. Probably it should be fired in the direction of the galactic core, where we anticipate more traffic. By firing the ship from, say, Jupiter orbit, we can pack quite a lot of fuel-water, for reaction mass-outside the ship. (See Isaac Asimov, THE MARTIAN WAY.)

  

We use all the fuel except a reserve for steering. The ship coasts.

  

It passes through a star system. Let it be about the size of the solar system; then we have ten hours (assuming our ship is near lightspeed) to shove an entire prefab colony into the Earth-based transmitter. If all ten hours are used, then the colony building materials are strewn across the entire system. Each piece of equipment arrives at rest with respect to Earth, and thus leaves the receiver at a speed approaching lightspeed. (Now you know why we put a hole in the receiver.)

  

Last through the receiver are the ships designed to collect all this crap. Since they are manned, we had better not send them from Earth. Conservation of energy would freeze the pilots to ice in an instant. Consider the irony: to keep them from freezing, we must ship them from Pluto orbit!

  

It might be more efficient to send through the teleport system only a few ships and another prefab teleport receiver. The rest of the colony comes through the second receiver.

  

In any case, notice four advantages. You don't have to carry the entire cargo, or waste fuel accelerating it. You don't decelerate the ship, so none of your limited fuel supply need be reserved for that purpose.

  

The colonists need not twiddle their thumbs for decades. And the ship can be re-used.

  

Can and will. You just let it coast. Every time it comes near a star system, you have another colony. In eighty thousand years we leave a line of colonies clear across the galaxy, before we finally run out of stars.

  

Less peaceful societies would shove war fleets through the teleport system. It is hard to imagine a safer way to make war. The fleet is strewn all across the system, with all the warships at rest with respect to the universe at large. And how could the target system counterattack? To reach the invading system, they would have to catch a ship which has had years to accelerate to its tremendous velocity, and which is long gone into interstellar space before the attack can even begin.

  

During the Boston speech, a member of the audience suggested that teleportation be used to fuel the above craft. Specifically: the motor is a receiver, Open, with a flared nozzle attached. We drop a transmitter on Jupiter. Presto! Hellishly dense high-pressure gas expands explosively into the vacuum of space, driving the ship forward. Fuel supply: inefficient compared to ion drives or the like, but almost literally unlimited.

  

It won't work. Rather, it won't work for long. Remember, we have assumed that conservation holds.

  

The motor's exhaust velocity is the ship's own limiting velocity if we use teleportation to fuel the ship. Jupiter's atmosphere wouldn't expand fast enough to be useful. Even with a fusion drive, we lose momentum every time a droplet of hydrogen reaches the fuel tank. We have to get it back by firing the droplet through the rocket motor. When the two velocities balance. . . we can't go any faster.

  

Total conversion of matter to light does give us unlimited velocity. Then we have only the problem of what to do with the incoming fuel. We always have that problem. A droplet of hydrogen moving at a tenth of lightspeed would vaporize any fuel tank we can build today. Maybe in the future . . . with new materials. . . plenty of padding. . . springs...

  

 

  

Let's try something else.

  

THE ASSUMPTIONS: The distance one can teleport is relatively restricted. The greater the curvature of space-that is, the greater the proximity to a large mass-the shorter is the limiting distance.

  

We will assume that on Earth the limiting distance is two feet; around Mars's orbit, some miles; between stars, a few light minutes. Attempt to send a mass beyond the limiting distance, and it will emerge from the receiver as a fluid or a fine dust. The curvature of space distorts the relationships between atoms too greatly.

  

Again, we assume the conservation laws hold.

  

THE RESULTS: Feeble as far as true teleportation is concerned. We can teleport fluids, so fuel tanks disappear except for storage tanks and spacecraft. The best we can do for spacecraft is fuel a booster, with a heavily armored fuel tank, designed to lift spacecraft out of a gravity well at low speed. But we can use the system to build a ship...

  

See Figure 4 (page 103). We'll call this peculiar object the "end-teleport drive," and we'll say that it teleports itself onto its own front end. I invented it many years ago, but I never had the nerve to write a story about it.

  

  

 

  

Notice that if you push the button, the ship teleports onto its own front end; but if you hold the button down, it will teleport repeatedly, in a steady stream of images. One jump brings the ship to position 2; but the moment it begins to occupy position 2 it wants to be at position 3; as that image starts to form the ship wants to be at position 4, et cetera. If teleportation is rapid enough we can use it for transportation.

  

You refuse to believe in my ship? Then think of it as an exercise in speculation. Ridiculous as it may seem, we do get results.

  

1) Rate-of-travel of the ship is limited only by mechanical difficulties, that is, by the rate of successive teleportation. The end-teleport drive does not affect the ship's kinetic energy. We change only the position. So there is none of this nonsense about relativity.

  

2) We must assume a mechanical limit on rate-of-travel. Otherwise the ship goes off the edge of the universe.

  

3) You can take your ffinger off the button. Kinetic energy is teleported along with everything else; and as a perfect image you have free will.

  

4) The longer the ship is, the faster it will go, with a given rate-of-teleportation. But: the longer the ship is, the greater is the danger of getting too near a large mass. To land on Earth the ship would have to be less than two feet long.

  

In fact, you can't land it anywhere with the end-teleport drive. As with the inertialess drives in Doe Smith's LENSMAN series, you keep an intrinsic velocity which reappears when the drive goes off. To land the ship anywhere you need either inboard auxiliary rockets, or rocket tugs.

  

5) What happens if something gets in the way of the ship?

  

Good question. Many things definitely will. Light, for example.

  

A light beam crosses interstellar space. Suddenly, for an instant, the end-teleport ship is occupying that space. The ship's walls can't stop it, for the light never encountered the walls. A human eye can stop it if the light reaches that eye in time.

  

Result: everything on the ship is transparent. If we assume that some light will be picked up by the teleportation field and carried along with the ship, then how transparent everything is will depend on two things: the rate of travel, and the distance of an object from the passenger's eye. His hand is nearly opaque. The further wall is nearly invisible, because so much light is being picked up in the space between wall and eye...and dropped between wall and eye. The cabin in Figure 4 is unnecessary unless the ship carries rocket auxiliaries. With the end-teleport drive going, the stars are visible anywhere you look.

  

If the teleportation field will not transport light, the situation becomes more serious. At a useful rate of travel a light beam would have just time to traverse the diameter of a human eye before the eye disappears. So a human eye will still function. But the ship and all its contents, including the passenger, are totally invisible, and each passenger becomes a disembodied viewpoint falling between the stars.

  

Travel even faster, and a light beam may have time to touch the retina without first entering the lens of the eye. Now everything becomes a blur. On arrival the passenger becomes a psychiatric patient.

  

6) Interstellar dust would also be picked up en route. Most of it could be handled by a tough air conditioning system; but a certain proportion would appear already inside the transitory space occupied by the passenger. Definitely he would need medical attention on arrival.

  

7) Interstellar hydrogen would be swept up by the moving ship. Aboard an end-teleport drive there would be absolutely no smoking. Drinking, yes...

  

8) As for meteors and larger bodies. . . we'll use a trick.

  

Let's say we're going toward the galactic core, i.e. toward Sagitarius. Okay: Before we leave the system, we take our ship to within a few million miles of the Sun, on the Sagitarius side; and we hover.

  

We hover by end-teleporting outward as the Sun's gravity draws us inward. Half an hour of this should give us a respectable intrinsic velocity Sunward. Now we take off toward Sagitarius.

  

So we ram something en route. It can happen.

  

But . . . it takes energy to make two solid masses occupy the same space. Chances are we cannot teleport into what we've rammed. A fuse blows and the motor stops. That leaves the ship with its intrinsic velocity, which we have built up hugely in a direction opposite to the direction of travel.

  

So the ship backs up at hundreds of miles per second!

  

Even if we ram a planet, our intrinsic velocity is higher than escape velocity, and we're safe.

  

9) Conservation of energy rears its head once more. The ship becomes fiendishly cold as it leaves the solar system, and body temperature drops simultaneously.

  

The reverse occurs as we enter a system. It's a good thing we built a heavy air conditioning system to get rid of all that dust. We'll need it for temperature control.

  

 

  

VII

  

 

  

Why do I persist in assuming that the conservation laws hold?

  

This question caused a series of soapbox speeches, mostly in my defense (thanks, friends), along the back wall of my Boston audience. The assumptions are important, and I'm going to try to justify them.

  

1) The behavior of the universe does not change. In all known cases the laws of conservation of energy and momentum hold rigorously. Now we use them for prediction. The existence and most of the properties of the neutrino were predicted by use of these and other conservation laws. Later the neutrino itself was detected through judicious use of its own proposed properties.

  

If today's physicists can use conservation to predict ghost particles, I can use- them to predict the behavior of a teleport system.

  

2) In any case, I'm entitled to make any assumptions I like, if they are internally consistent. This is an exercise in speculation, remember? Speculation starts with assumptions. If you don't like mine, try your own; you might get some interesting results.

  

3) A passenger teleporting downhill must lose potential energy. Some equivalent gain in energy must appear. But why heat?

  

Good question. I myself generally assume that the energy will appear as a jump in electron orbits. Then the electrons drop back, releasing photons. The photons are absorbed before they reach the passenger's skin, giving heat. But almost any reasonable process will ultimately end in heat. Heat is the most general, most randomized form of energy.

  

Could the released energy appear as neutrinos? That would not give heat. But it would upset some of the obscure parity laws of nuclear physics (thus upsetting Isaac Asimov, Hal Clement, and thousands of reactionary physicists) and it would make uphill teleportation impossible, for the process would have to destroy neutrinos which weren't there in the first place.

  

 

  

VIII

  

 

  

How about a perpetual motion machine?

  

See Figure 5 (page 107). The idea is to use open transmitter and receiver booths. The cargo, thirty gallous of water, is teleported to the receiver. It immediately pours out into the open transmitter, which teleports it back to the receiver, et cetera. Put a water wheel in the system and we get power.

  

  

Obviously there's a flaw. If conservation holds, the water freezes pretty quick. Furthermore, thermodynamics says that the energy to run the system will be greater than the maximum energy to be obtained from the continuously falling water.

  

But the system is interesting in other ways.

  

Let's replace the water with a ton of iron filings. That way we can enclose the whole system in a vacuum chamber and stop worrying about atmospheric friction, water evaporation, and freezing of the water. We let the filings fail under gravity until the mass is a black stream, near absolute zero, moving at seven miles per second. That's nineteen minutes of operation.

  

Now we let it go another nineteen minutes. The velocity doubles, and we've let the filings fail the equivalent of twice the distance from infinity to the Earth's surface.

  

We could maintain this acceleration forever, provided we do one thing. We will have to build our system at the North (or South) Pole. Otherwise the stream of filings will seem to bend away from the transmitter door as the Earth turns. (BOOM!) So we're at the North Pole...

  

In thirty days the mass of the filings has doubled. In sixty days it has quadrupled. Note that while Earth pulls the filings, the filings pull the Earth. Minutely, at first. But the filings aren't really going anywhere, so we have the equivalent of a reactionless drive. Every month the thrust doubles. If we run the system long enough the filings will weigh as much as a star. Obviously we don't want that. Tides! But in its present state, turning off the system would destroy the Earth. So we set up a second receiver at the South Pole.

  

The stream of filings goes tearing off through the Earth's atmosphere, a blue flash of iron vapor ramming air. Even the gamma rays are going upward! What a show! Listen to that applause! But all the teevee cameras have melted...

  

Well, this is where I quit. But try a few postulates yourself, and see what you get.


 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  А.Субботина "Плохиш" (Романтическая проза) | | Д.Коуст "Золушка в поисках доминанта. Остаться собой" (Романтическая проза) | | И.Смирнова "Проклятие мертвого короля" (Приключенческое фэнтези) | | А.Енодина "От судьбы не уйдёшь?" (Короткий любовный роман) | | О.Гринберга "Краткое пособие по выживанию для молодой попаданки" (Приключенческое фэнтези) | | В.Колесникова "Влюбилась в демона? Беги! Книга вторая" (Любовное фэнтези) | | Д.Сойфер "На грани серьезного" (Женский роман) | | А.Минаева "Академия Галэйн-2. Душа дракона" (Приключенческое фэнтези) | | М.Атаманов "Искажающие реальность-2" (ЛитРПГ) | | М.Рейки "Прозерпина в страсти" (Современный любовный роман) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Арьяр "Академия Тьмы и Теней.Советница Его Темнейшества" С.Бакшеев "На линии огня" Г.Гончарова "Тайяна.Влюбиться в небо" Р.Шторм "Академия магических близнецов" В.Кучеренко "Синергия" Н.Нэльте "Слепая совесть" Т.Сотер "Факультет боевой магии.Сложные отношения"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"