Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Язычество, осевое время и моя ненаучная теория

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кое-что о гармонии человека, общества, государства и Природы. Предыдущая статья из этой серии здесь Перепечатано журналом "Иванов=Рабинович", 2007, февраль-3,выпуск 273.


   Язычество, осевое время и моя ненаучная теория
  
   Один из главных выводов, которые можно сделать из моей ненаучной теории государства и общества, заключается в том, что поиски идеологии будущего, в частности, идеологии будущей России необходимо вести в области гармонии во взаимоотношениях живых организмов - человека, общества, государства и Природы. Эта идеология изначально будет надэтнической, надконфессиональной, естественно приемлемой любому человеку, которого еще не успели превратить в зомби. Не исключено, что на этом же пути возможно обретение и новой религии, если принять на веру, что только религия дает ответы на вопросы о высшем смысле существования человека и человечества, к чему, вроде, давно склоняются наши духовные авторитеты.
  
   Принципиальная возможность смены направления духовного тяготения человека определяется тем, что это направление на протяжении истории менялось больше, чем один раз. Необходимость этой смены в настоящее время диктуется цивилизационным тупиком, в котором мир оказался, благодаря вырождению всех существовавших систем и доминированию идеологии потребительства, усугубленной у нас в России идеологией всеобщей подлости и идеологией национального предательства, которой заражена существенная часть нашей элиты.
  
   Попытаемся посмотреть на эти вопросы с точки зрения здравого смысла, отвлекаясь от бесчисленных заумных теорий и избегая выражений типа "метапаттерн ковариантности удачно репрезентируется концепцией осевого времени".
  
   1. Древнее язычество и его суть
   "Здесь мне сказывали, что в ваших местах многие христиане заблудили от истинной веры, в церкви не ходят и к отцам своим духовным не приходят, молятся по скверным своим мольбищам деревьям и камням, в Петров пост многие едят скоромное, и жертву и питья жрут и пьют мерзким бесам, и призывают на свои скверные мольбища отступников арбуев чудских; мертвых своих кладут в селах по курганам и коломищам с теми же арбуями, а к церквам на погосты не возят хоронить; когда родится дитя, то они к родильницам прежде призывают арбуев, которые младенцам имена нарекают по-своему, а вас, игуменов и священников, они призывают после; на кануны свои призывают тех же арбуев, которые и арбуют скверным бесам; а вы от таких злочиний не унимаете и не наказываете учением. Да в ваших же местах многие люди от жен своих живут законопреступно с женками и девками, а жены их живут от них с другими людьми законопреступно, без венчания и без молитвы".
   (Из письма Митрополита Макария местному духовенству, 1534 год, междуцарствие перед воцарением Иоанна Грозного. Цитируется по http://orel.rsl.ru/nettext/russian/solovyev/hist_rus/solov/solv07p1.htm)
  
   Чаще всего под язычеством понимают веру в наличие многих богов, олицетворяющих стихии природы, при отсутствии единого бога, даже, если среди почитаемых богов выделяется один, самый крутой, вроде Зевса, Одина или Перуна (политеизм). К язычеству относится также аниматизм (вера в безличную одушевленность природы или ее частей) и анимизм (вера в личные нематериальные существа, присутствующие в предметах или явлениях, и обладающие сознанием и волей). Во времена христианства язычниками (погаными) называли всех, кто имел другую веру, не вдаваясь в ненужные подробности этой веры.
  
   Крупнейший специалист по язычеству в целом и по язычеству древних славян, в частности, академик Борис Александрович Рыбаков вообще не противопоставлял язычество христианству: "Нет более туманного и неопределенного термина, чем "язычество"; возникнув в церковной среде, он первоначально означал все дохристианское и нехристианское; им покрывалась и ведическая гимногpафия Индии, и литературно обработанная мифология классической Гpеции, и годовой цикл славянских или кельтских аграрных обрядов, и шаманство сибирских охотников. Мы никак не можем разделять такого обособления и вычленения христианства из общей системы древних религиозных представлений и считать, что христианство с его верой в загробный мир, его магией молитв и обрядов, архаичным календарным циклом является антитезой язычества. (...)
  
   При всем несовершенстве и расплывчатости слова "язычество", лишенного научного терминологического значения, но крайне широкого и полисемантического, я считаю вполне законным обозначение им того необъятного круга спорных вопросов, которые входят в понятие первобытной религии: магия, анимизм, пандемонизм, прамонотеизм, дуализм и т.п. Многообразному, разнородному комплексу вполне соответствует многообразный в своем наполнении термин - "язычество" . Нужно только отрешиться от его узкого церковного понимания и помнить о его полной условности. (Б.А.Рыбаков, "Язычество древних славян").
  
   Что же наиболее характерно для язычника? Главное, это то, что язычник свято верил в единство Природы и в свое родство с другими живыми существами, населявшими мир. Хотя язычник и воспринимает себя как часть рода, племени, селения и т.д., прежде всего он - часть Природы, ее дитя. "Обожествляя окружающий мир, славяне как бы концентрируют все свои разрозненные верования вокруг трех главных явлений в их первобытной жизни: охоты, земледелия и домашнего хозяйства. Лес, поле и дом - вот три столпа славянского мироздания, вокруг которых и формируется вся языческая славянская мифология".(http://heathenism.ru/old).
  
   Язычник признает существование всех богов других пантеонов, и не только признает, но и уважает их могущество. Общество (если род или племя можно назвать обществом) считается для язычника выше личности. О государстве в ту пору вряд ли можно было вести речь, а в редких возможных случаях - лишь с определенными оговорками. Взаимоотношения людей друг с другом и с тогдашним обществом строились вокруг традиций, понятия старшинства, понятия силы и понятия справедливости. Хранители языческой веры - жрецы или волхвы - вряд ли имели иерархию, хотя понятия ученика и учителя должно было существовать и тогда.
  
   По-древнерусски "языцы" - означает народы. Поэтому языческая вера - это изначальная вера любого народа, живущего в согласии с собой, с окружением и с Природой. Говорят, именно это и называется счастьем.
  
   2. Осевое время Карла Ясперса
   Почему же человек вышел из состояния гармонии с природой? Почему не сумел сохранить и пронести через века, возможно, самую важную из обретенных ценностей? В чем причина технического прогресса, и почему он всегда опережал духовное развитие, а в настоящее время привел и к его деградации? Вряд ли существуют однозначные ответы на эти непростые вопросы. Одна из загадок, разгадка которой может привести к прояснению ситуации, кроется в Осевом времени, о котором впервые говорил Карл Ясперс.
  
   "...Человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира". (Ясперс К. "Смысл и назначение истории". М.: Политиздат, 1991 г., стр. 33).
  
   Осевое время по Ясперсу - это отрезок мировой истории между 800 и 200 гг. до н.э. В этот промежуток времени почти одновременно и, возможно, независимо друг от друга в культурных центрах того времени: Китае, Индии, Персии, Палестине, Элладе - возникли движения, которые сформировали духовный облик человека, мало отличающийся от нынешнего. Осевое время - это время работы выдающихся людей: Конфуций и Лао-цзы в Китае, создатели Упанишад, Будда в Индии, Заратустра в Иране, пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя в Палестине, Гомер, Парменид, Гераклит, Сократ, Платон, и другие в Греции. "Все они очень разные, не похожи друг на друга, но в то же время едины в своем выходе за пределы индивидуально-эмпирического существования, в стремлении понять и определить свое место в "целостности бытия"". (П. К. Гречко "Концептуальные модели истории" http://www.coren.ru/books/74.php).
  
   3. Религии спасения
   Итогом духовных исканий Осевого времени является создание религий спасения. К этим религиям относится древний Иудаизм, согласно которому простому человеку для спасения необходимо строго исполнять догматы и установления. Как позже выяснилось, число догматов равно 13, а число установлений (мицвот) 613, а то и больше. Одна из заповедей, двенадцатая, гласит: "Безоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я все же каждый день буду ждать его".
  
   К этим религиям можно отнести Буддизм (существует состояние, в котором нет страдания, и это состояние достижимо). К этим религиям относится Христианство: чтобы спастись надо верить в Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Святого Духа, верить в загробную жизнь после Второго Пришествия и готовиться к ней. По христианству иудейский Машиах (Мессия) уже был на земле в образе Иисуса Христа. К этим религиям относится Ислам, провозгласивший, что нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет - Пророк Его, главный и последний из череды Пророков, посылавшихся Аллахом на землю. Придет судный день (Киямат), все люди будут возрождены (Хаср) и предстанут перед судом. Проведший жизнь в вере и добродетели попадет в рай, остальные - в ад. Иисус Христос по Исламу - пророк Иса, один из того множества пророков, посланных Аллахом. Учение пророка Исы было чистым Исламом, но сказалось еврейское влияние, и так называемое Христианство превратилось в форму Иудаизма ("Основы Ислама").
  
   Религии спасения сыграли огромную роль в развитии человека и человечества по пути технического прогресса, легли в основу империй, существовавших столетия и даже тысячелетия. Тем не менее, к XIX веку их потенциал оказался исчерпанным. Технический прогресс привел резкому увеличению зависимости человечества от природных ресурсов, фактически противопоставил человека Природе, что не могло не сказаться на духовном облике людей, который значительно деградировал и продолжает сейчас деградировать нарастающими темпами.
  
   Феномен Осевого времени повторился заново. На место религий спасения пришли религии мирового господства, хотя назвать их все религиями в полном смысле этого слова можно лишь с определенными оговорками.
  
   4. Религии мирового господства
   Надо сказать, что стремление к мировому господству в духовном плане заложено почти во всех религиях спасения. Так, Христианство еще в период колониальных захватов было использовано как прикрытие, как моральное обоснование распространения влияния тогдашних государств далеко за пределы их территории: вместе с захватчиками чужих земель, а иногда и впереди их шли христианские миссионеры, несущие "истинный свет" живущим во мраке. Что потом творилось при этом "свете" общеизвестно.
  
   Такие же моменты заложены и в Иудаизме. "Сказано: "Пути приятные, пути мира -- в этом вся Тора" /Талмуд/; "Законы питания были даны, чтобы освятить человека" /Мидраш/. Но Тора на этом не останавливается. Ее цель -- создать идеальное общество, по законам которого захочет жить весь мир, и таким образом все человечество обретет благословение Торы. Всегда, когда речь идет об особых обязанностях еврейского народа. Тора неизменно упоминает и о своей универсальной цели:
   "...Моя вся земля, а вы будете у Меня царством Когэнов и народом святым" /Шмот 19:5, б/.
   "И сделаю тебя народом завета, светом для народов" /Йешаягу 42:6/.
   "И благословятся тобой все племена земные" / Бре-шит 12:3/.
   Евреи всегда знали, что им предстоит указать путь развития всему человечеству".
   (Цитируется по http://www.istok.ru/jews-n-world/Carmell/Carmell_0_0.html).
  
   Реализации этой задачи - облагодетельствовать весь мир - способствует то, что евреи располагают разветвленной сетевой структурой Евронета, а также гигантскими финансовыми и другими возможностями верхушки надгосударственной пирамиды, сложившейся в последние столетия. "Сегодняшним миром управляют всё в большей степени деньги. И деньги эти сосредоточиваются в руках евреев". (Сергей Хелемендик "Мы ... их!").
  
   Потенциально стремление к мировому господству заложено и в Исламе. Согласно его учению, любой человек рождается мусульманином. Однако, пользуясь свободой воли, дарованной Аллахом, некоторые (кафир) используют силу своего ума и тела против воли Аллаха, против курса природы. "Такие люди будут распространять заблуждение и беспорядок, без раздумий проливать кровь, нарушать права других людей, в общем, действовать разрушительно". (Абуль Аль-Аля Аль-Маудуди "Основы Ислама", Издательство "Сантлада", Дагестан, 1993). За примерами ходить далеко не надо: Ирак.
  
   Отсюда один шаг до той же задачи, которую ставит Тора: "Создать идеальное общество, по законам которого захочет жить весь мир, и таким образом все человечество обретет благословение", но уже не Торы, а Корана. Правда, реализация такой задачи для мира Ислама на данном этапе его развития осложняется многими факторами, в том числе, отсутствием единства внутри Ислама, технической отсталостью от стран Запада, а также технологической и информационной зависимостью от этих же западных стран. Создание и использование возможностей сетевой структуры Талибанета было, скорее, актом самозащиты, чем актом агрессивного прозелитизма.
  
   Создание идеального общества, по законам которого захочет жить весь мир, было целью коммунистического движения, провозгласившего такие догматы, как диктатура пролетариата, пролетарский интернационализм, отмену частной собственности и многие другие. На какой-то период это движение охватило значительную часть населения земли и привело к созданию первого в мире государства рабочих и крестьян - Союза Советских социалистических республик. Как известно, внутренние теоретические противоречия, некоторые крайности практики коммунистических вождей, а в последнее время их дремучий догматизм и привели в условиях беспрецедентного внешнего давления к идейному краху движения, а затем и к физическому распаду Советского Союза.
  
   Попытка создания идеального общества и достижения мирового господства на принципиально другой основе, на основе превосходства арийской расы над всеми другими, была предпринята германским фашизмом или нацизмом. И эта попытка по многим причинам оказалась несостоятельной, однако сам факт появления и успешной реализации её на первом этапе говорит о многом, и в первую очередь, о тотальном духовном кризисе, о наступлении очередного Осевого времени, времени коренного пересмотра и ломки существовавших догм, парадигм и стереотипов.
  
   Такими же несостоятельными оказались претензии на универсальность (= мировое господство) либерализма, провозгласившего еще один лозунг из той же серии: индивидуй превыше всего (сравните: "богоизбранный народ превыше всего", "пролетариат превыше всего", "Германия превыше всего" и т.д.).
  
   Примером последней религии мирового господства является глобализм, который, по сути, представляет собой ширму для некоторых других описанных выше религий и верований, а его основные идеи принадлежат той же провалившейся серии "превыше всего". Это или лозунг "информационные технологии превыше всего", используемый для маскировки, или "деньги превыше всего", что гораздо ближе к истине.
  
   Тем не менее, если можно воздействовать такими лозунгами на слабые умы публики, особенно, публики, считающей себя интеллигентной, и даже с определенными шансами на успех, то обмануть закон Осевого времени вряд ли удастся: он объективен.
  
   Существует много объяснений феномену Осевого времени. Для меня ясно одно - то, что является следствием моей ненаучной теории: возрастание напряженности совокупного биополя человеческой массы идет нелинейно и скачкообразно: при какой-то его критической величине происходит переход этого биополя на другой энергетический уровень. Этот период перехода может быть достаточно протяженным, и именно он при рассмотрении извне может быть принят за Осевое время. Старые системы утрачивают работоспособность, им на смену приходят новые, принципиально другие, поскольку работают на энергии другого уровня. Меняются стереотипы и доминанты поведения. Рождаются новые этносы, государства, империи.
  
   5. Новое язычество: гармония человека, общества, государства и Природы
   Судя по всему, новые системы будут определенным возвратом к язычеству, восприняв от него на качественно новой основе те элементы, которые сближают человека с природой, перемещают человека с ошибочно приписанной ему роли венца творения на его реальное место в системе взаимоотношений части и целого: самого человека и живых организмов высшего порядка - общества и государства - в едином организме Природы.
  
   Некоторые наиболее чувствительные ученые уже давно высказывали мысли о возможности возврата к язычеству на новом уровне, возможности обожествления Природы. Так, немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919) еще в конце XIX века создал монистическую религию природы, продолжением которой стало учение другого биолога - Джулиана Хаксли (1887-1975). Отрицая личного Бога, Хаксли считал, что предметом поклонения можно сделать жизненную силу космоса, созидательную энергию эволюции. (Александр Мень, "История религии", том 1).
  
   Сюда же можно отнести не то исторический анекдот, не то реальный случай, произошедший с Альбертом Эйнштейном. "Когда идеи А. Эйнштейна стали использоваться атеистами, то раввин Нью-Йорка срочно телеграфировал ученому, спрашивая его: Верите ли Вы в Бога?". Телеграфный ответ Эйнштейна был таков: "Я верю в Бога Спинозы, который обнаруживается во всеобщей гармонии всех вещей, а не в бога, который интересуется судьбами и делами людей". Ответ вполне успокоил раввина. Барух Спиноза же был отлучен от церковной общины за религиозное свободомыслие, за отождествление Бога с "Природой творящей", но не за атеизм". (http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000040 ). Демагогия во все времена хорошо работала против догматиков, и даже раввины здесь не исключение!
  
   Поиски иных систем интенсивно происходят не только в теории, но и на практике. Такое популярное в США движение, как "Нью Эйдж" (New Age Movement), Эра Водолея, позиционирующее себя в качестве учения нового века, вобравшего в себя учения Иисуса Христа, Будды, языческие верования американских индейцев и кельтов, а также современные достижения научной мысли, насчитывает миллионы сторонников по всему миру. У нас в России множатся славянские языческие общества и общины типа "Путь Велеса", "Воины Перуна", "Внуки Даждьбога", "Московская славянская языческая община", Содружество природной веры "Славия" и сотни других. Главное в наших языческих общинах - обращение к Природе, к традициям, внутренняя и внешняя чистота, неприятие культа вещей, потреблятства как идеологии, выход из крысиных гонок, из системы статусного тоталитаризма. Вот некоторые бытовые рекомендации язычникам с сайта http://heathenism.ru/
  
   "Закаляй и тренируй свое тело, не расслабляйся. Это угодно богам. Это также избавляет от депрессии; депрессия есть обман сознания. Заболел дух - займись телом. Стоит дать себе физическую нагрузку, устроить пробежку - и восприятие мира меняется, приходят новые решения наболевших вопросов. Мысли, к тебе приходящие, зависят от тонуса тела. Помни это. Следи за своим языком. Очисти его от лишних иностранных терминов, которым есть аналоги в родном языке, так же не хватай всякие новые вульгарные термины. Не изъясняйся матом, каждому все объясняй до конца обычными словами. Чистота твоего языка - это чистота перед богами. (...)
   Землю люби и возделывай - найди возможность копаться в огороде, касайся ее руками, очищай от сорняков. Земля живая. Она отведет от тебя весь лишний душевный сор. Душа станет чище. Не жалей времени проведенного на возделывании земли. Бывай чаще в хорошем лесу, он плоть от плоти земли. Знай Историю своей земли и чти богов своей земли. Читай исторические книги на тему Древней Руси. Как правило, их авторы глубоко изучили нашу историю и традицию, и дали ее в виде доступной книги. С той же целью читай и народные сказки, в них душа народа, в них языческая память.
   Не унижайся перед богатством. Если, например, ты оказался в рваных сапогах среди жирующих из мерседесов, подыми голову и расправь плечи. Смотри ясно. За тобой стоят твои предки, стоят тысячелетия традиции и культуры. А они, мгновенно возникнув, так же мгновенно и исчезнут. Годы для Земли - мгновения краткие. Помни: твои душу, разум, сердце, легкие, органы чувств - нельзя создать ни за какие богатства. Что-то из них можно украсть и продать; но вырастить, создать без человека и всего народа - нельзя. Ты, даже раздетый и голодный, все равно являешь собой чудо. И превосходство над тобой любого обогатившегося - ничтожно. Это всегда надо помнить. То чувственное восприятие Природы, которое ты по вере имеешь, нельзя купить или продать. Оно есть неразменная ценность.
   Создать семью и завести детей - это обязательно надо сделать. И детей вырастить на своих традициях. Это твоя обязанность по вере. Растить и воспитывать детей - это веление богов. Дети нужны затем, чтобы сохранить и продолжить в будущее твою духовную самотождественность - чтобы именно твой Род с именно его духовными ценностями наследовал твою землю. (...)
   Мир сконцентрировался на тебе, и на таких как ты. Все твои душевные раны только кажутся личными. В действительности, они тайно увязаны со всем мирозданием и с твоей матерью-землей. В этом нет твоего величия - так устроен мир. Найди в мире место для своего духа, найди для духа своего - дело. Это дело должно быть созидательное, ибо дух должен расти. Уйди оттуда, где тебе быть не должно и приди туда, где твое место. Когда так поступишь, сумеешь войти в Дарна (состояние гармонии с Миром). Тогда будешь смотреть на ужасы бытия без дрожи, тогда будешь великим воином духа.
   Пропускай мимо себя культуру потребительства и порока - пусть как вода текут реклама, желтые газеты, бульварные книги, низкопробные фильмы - все это лишь нагоняет тоску и безудержное стремление потреблять. Не смотри телесериалы - это теле-жвачка, затуманивающая разум. Все это наполнено глупостью, бессмыслицей...
   По возможности радуйся. Человек послан на Землю бороться, но не страдать.
   Знание - сила. Познавай новое из книг и бесед с умными людьми. Умный часто бывает с претензиями на первенство. Сумей простить ему это и возьми от него то полезное, что можно взять.
   Осваивай технические достижения Запада. Ценности нашей культуры, наша духовность, не сводятся лишь к материальным ценностям. В вопросах бытовой техники, информации и связи западные страны ушли намного дальше нас. Это надо признать, но для нас это не есть определяющая система ценностей. У нас есть дух, наша земля и наши боги. Отрыв в этой сфере оказывает на нас не только экономическое, но культурное и психологическое давление. В частности, Запад не уважает нас по этой причине. Если жизнь сталкивает с необходимостью работать с иностранной техникой и "в диалоге с Западом", то надо стремиться делать это на уровне их норм и образцов. Это еще и вопрос самоуважения.
   Почти все перечисленное можно делать без затрат средств, оно только требует некоторого напряжения воли, без которого нам не выжить. Для здорового человека это напряжение очень скоро становится приятным (как физзарядка), ибо оно наполняет жизнь смыслом. Это то напряжение, которое приводит в Дарна. Именно это напряжение воли позволяет бороться за Жизнь на нашей земле".
  
   Жизнь идет вперед.
   От древнего язычества к язычеству Рима и Эллады, от них к религиям спасения, от них к религиям мирового господства и далее к глобализму. От них - к новому язычеству. Развитие по спирали, если верить бывшим классикам марксизма-ленинизма.
  
   И почти в полном соответствии с моей ненаучной теорией.
  
  
Вот оно, счастье! [www.caricatura.ru]
  
   26 января 2007 года
   Москва
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"