Перефразируя одну известную рекламу: праздники кончились, пора приниматься за жюрейство. Пожалуй, МП - единственный на СИ конкурс в котором можно узнать много нового именно о Планете. Я долго думала как бы назвать свой обзор, но в этот момент услышала по радио песню Полины Гагариной (не сочтите за рекламу) и решила - а почему бы не поискать в работах этот самый фирменный стиль? Авторский, этновский, планетный?
Знаю по себе, насколько важен каждый отзыв. И оставляя отзывы о работах, надеюсь, они вам пригодятся.
Грамматические ошибки и описки встречаются у всех, так что на них обращаю внимание только если уж их совсем много.
Те, кто хоть немного со мной знаком (а надеюсь, такие есть) знают, что я люблю всё раскладывать по полочкам. В общем-то, они всегда почти одинаковы. Цитируя всё ту же песню - это мой фирменный стиль).
Слагаемые будут такими (как математик, я всё измеряю в цифрах):
Общее мнение (чисто субъективная цифра насколько лично мне понравился рассказ) : 0-5
Тема (Что рассказано о планете, насколько видны ЭТНО-мотивы): 0-1
Герой/Героиня/Герои (насколько они видны, выписаны, увидела ли их): 0-1
Стиль (эта полочка для меня новая, но, где наша не пропадала) придумаю что-нибудь): 0-1
Счастливый финал (что поделать, мой личный таракан - люблю когда все счастливы): 0-1
Идея (как увидела ее я. Может и не права, но... цитата из рассказа): 0-1
Сразу напишу только оценку по первому пункту.
И, конечно, все ниже сказанное, только лично мое мнение. (Да-да, недовольные моим отзывом, могут влепить ему кол).
О: Этот рассказ я читала еще на этапе преноминации. И уже то, что я помню о чем он - хороший знак. В рассказе есть и чему улыбнуться и чему посочувствовать. И не поверить. Уж извините, но в 50-тиградусный мороз ребенка за хреном посылать? Четверка, не меньше.
Т: не знаю, насколько используется хрен у других народностей. Но думаю, несомненно, он является нашей отличительной чертой.
Г: наверное, герой в этом рассказе - хрен. Вот написала слово и подумала - каким еще словом можно выразить сотню разных эмоций? А растение само по себе... так скажем, на любителя.
С: баечный, разговорный. Это, однозначно, идет в плюс, поскольку герой кажется знакомым знакомцем, узнаваемым. Единственное, что мне не очень понравилось - перескоки с одного на другое. То о настоящем моменте, то о прошлом, то вообще в бок. Рассказчик-то понятное дело, хрена надышался вот мысли и путаются. А читатель вынужден следить кто кому брат и что происходит с хреном, он же катран.
Ф: тут сложно что-то назвать финалом, а тем более счастливым. Бедный Лешка из далекого детства. А рассказчик доволен. Но и хреновым финал не назовешь. Хотя, если буквально... Хрен в финале - это круто)
О: Я вдруг поняла, что читала практически все рассказы финала. Поэтому, больше об этом упоминать не буду. Рассказ несколько сумбурен, что впрочем, характерно для ПМ. Но при этом в нем четко прослеживается основной скелет. Рассказ довольно легко читается, и как это модно говорить - оставляет приятное послевкусие. Четверка с половинкой. (простите, но чтобы ПМ получил от меня пятерку это надо... быть Анонимом)
Т: автор переплел греческую мифологию с современными реалиями. Может не везде узор получился внятным, но полотна абстракционистов тоже не всем понятны.
Г: герой... хм, герой... судьба у героя сложная, вот что.
С: прямо скажем, стиль этого рассказа не совсем мой. Я не всегда его понимаю. Но в данном случае, автору удалось донести смысл и до меня.
Ф: ченч удался, в итоге все получили по заслугам и счастливы.
О: Интересная задумка - создать контору по использованию многослойных и многобуквенных конструкций из нашего русского могучего. Читается весело. Спасибо за улыбку! Возьмите пятерку на сдачу.
Т: о! думаю, о планете, ее традициях, и вообще о жизни вполне можно рассказать даже несколькими словами на русском могучем)
Г: Хам трамвайный. Именно так, а не трамвайный хам. Слова те же, а смысл совсем разный! Отличный герой что еще сказать.
С: рассказ от первого лица. В таких случаях, всегда как бы ощущаешь себя на месте героя. Мне понравилось!
Ф: два одиночества нашли друг друга. Впрочем, жена у героя уже есть, а то такая пара получилась бы!
И: Это же большой петровский загиб. Вершина и столп народно-матерного творчества
О: уже по названию становится понятно - сейчас будет что-то витиеватое, закрученное восточными мотивами. И ожидания себя оправдывают. Гладко льется этот рассказ, выплетая узор из иероглифов. Хотя, тут конечно, не совсем иероглифы. Скорее, узелки или ... не знаю как точно называется письменность у индейцев. Заслуженная пятерка.
Т: не знаю, реально есть такая легенда, или ее придумал автор, но однозначно стилизация удалась.
Г: в каждом из нас живет свой демон. И за всё нужно платить.
С: не знаю как в восточных культурах называют такой стиль. У нас я бы назвала - сказание, предание. Или просто песня под курительную трубку.
Ф: все в природе взаимосвязано. Время идет по кругу, хотя так и не всегда кажется.
И: И время откатывается назад - волной, налетевшей с разбега на прибрежные скалы, и замирают круги по воде
О: Я почему-то всегда читаю название как "Парикарма". И опять же по названию, сразу видится Индия, многорукая Шива (если я ничего не путаю). Этот рассказ можно раскидывать на цитаты (я долго выбирала лишь одну для обзора). Конечно, это пять.
Т: с культурой Индии я знакома совсем мало. Только по фильмам, что показывали в моем советском детстве. Тут я увидела её совсем другой.
Г: кто здесь герой абсолютно непонятно. Вроде бы мужчина. Но только по глаголам (видел, уточнил и пр). сколько ему лет, кто он вообще? Странник? Паломник? *тут я пожимаю плечами*
С: у этого автора стиль... свой. Иногда мне кажется я могу узнать его с первых букв, наощупь и с закрытыми глазами. Но вот у него появляется новый рассказ и я открываю что-то новое.
Ф: герой ищет нечто. Перебирает для этого немыслимые способы. И в результате находит. Самого себя. единицу.
О: Поначалу, рассказ катится как засохшая телега с неумелым возницей. Появляются некие персонажи, которые играют роль декораций. После становится интереснее, но всё же суховато. И только почти в самом конце вдруг ставишь себя на место девушки и задумываешься - а как бы поступил ты? Извините, но меня рассказ не впечатлил. Троечка.
Т: не совсем уверена. Рассказ, кажется, про индейские легенды.
Г: и снова мне не понятно кем был герой. Почему он по первому зову какого-то знакомого понесся в другую страну? Из-за гипотетически интересного рассказа?
С: обычно, я называю такой стиль протокольным. Он скучноватый и суховатый. Иногда этого не хватает.
Ф: старик умер. Герой понесся дальше по жизни. Сделал ли он какие-то выводы?
О: Интересная история. Каких-то героев нет в сказках. Вот и Ужиный король оказался. Только почему он в виде гадюки был? Мне показалось, ритм в рассказе сбивается. То такой певучий, образный как канва по полотну идет. То вдруг становится рваным, современным. Четверка.
Т: всю историю гадала, чей же это фольклор окажется. Оказалось - белорусский.
Г: по названию кажется, героиней Ульяна окажется. Однако, пол истории пролежала она на лавочке, да и во-вторую ничего не сделала, кроме как десятерых детей родила. Героиня - мать, что даже ради собственного ребенка чужого на несчастье отказалась обрекать. Отец, что гадюки не побоялся.
С: сказка или не сказка? Задумалась. Для сказки начало не подходит, да и серединка не задалась.
Ф: все счастливы, кроме Илли. Впрочем, он сам виноват.
И: Да только как же это - другая девчоночка Ужу достанется? На муки? Ох, господи!
О: очень загадочно переплелись Емеля, щука и пирамиды. Я всегда подозревала, что при строительстве пирамид, ну никак не могло обойтись без русского Вани. Текст достаточно живой, легкий, прочитала с интересом. Да, я могу, конечно, ошибаться, но на мой взгляд слово вдругорядь (в другой раз) в тексте использовано неправильно. Четверка.
Т: русские сказки и египетские достопримечательности. Вполне себе ЭТНО.
Г: Емеля, он же Эмиль. Как говорят - где наша не пропадала. Забросили глубоко в прошлое - и там найдем чем заняться.
С: я бы назвала это байкой с элементами похвальбы
Ф: Эмиль вернулся, жизни научился, просто молодец)
И: Никаких тайн не существует. Да и египетских пирамид тоже.
О: с ирландской/шотландской мифологией я знакома еще меньше чем с индийской. Читать было интересно. Я, насмотревшаяся разных мистических фильмов, почему-то сразу подумала, что неспроста эта девочка оказалась на дороге. Пять, пожалуй.
Т: я очень люблю сказки про фейри. Не думала, что это ирландское.
Г: геолог-спелеолог. Оказывается, еще есть люди, у которых есть совесть. Которые не ставят наживу превыше всего.
С: весь рассказ в стиле ирландского танца - с четким рисунком и ритмом.
Ф: фейри остались в своих холмах.
И: - Джинсы 'Lee', как человеческая душа, постепенно светлеют и приобретают цвет неба.
О: Честно скажу, после прочтения - слезы на глазах. Нелегкая доля у Хеи. Впрочем, дети живы и счастливы - не то ли радость для матери. Если заступиться не кому, только и остается у богов помощи просить. Пять.
Т: Полна Планета преданиями, легендами
Г: Сильная женщина. Смогла пережить потерю мужа, с насильником справилась, детей подняла.
С: я бы сказала стиль у этой истории - песенный. Хотя мотивы и не русские, мне видится гусляр, который не песню поет, а сказание.
Ф: не могу сказать, что финал у этой истории счастливый. Но и несчастным тоже не назовешь...
И: Чтобы с рассветом ношу нелёгкую старосты взвалить на женские плечи. Ведь должен же кто-то?
О: Написано сочненько, живенько. В маленьком тексте подробно описаны и чужая планета, и ее жители, и их обычаи. Наверное, это не плохо, когда автор столь детально описывает придуманный им мир. Но в данном случае, мне показалось, что это скорее зарисовка, чем полноценный рассказ. Этих деталей уж слишком много. Четверка.
Т: Устои чужой планеты. Чужие расы. На мой взгляд, тема в данном рассказе притянута за название. И парой мелких деталей, совершенно не влияющих на ход событий.
Г: Тринадцатилетний подросток. Если честно, у меня совершенно не вызвавший симпатий. Повторюсь - чужая планета, чужие устои, но ребенок кажется слишком взрослой.
С: стиль... стиль мне показался несколько рваным. Некоторые предложения закручены лихо, в них надо вдуматься, прежде чем поймешь. А местами текст бежит ровно, легко, сам ложится в голову.
Ф: девочка обрела семью. Это очень даже хорошо. Мне такие истории нравятся!
О: От этой истории пахнет сакурой. И чаем. Не зря все время говорят: гейша это не профессия. Это стиль жизни. Спасибо, что приоткрыли завесу в этот чудный мир. Пять.
Т: Восток. Иероглифы. Сакура. Чай. Очень красиво и молодично.
Г: я в раздумьях. То ли герой начинающий репортер, то ли его друг. Хотя, на самом деле, пожалуй героини - гейши. Кто знает сколько труда вложено в отточенные движения, в умение заваривать чай, видеть в людях главное.
С: рассказ очень хорошо рассказан. Словно сама побывала в чайном домике и послушала песнь дождя.
Ф: не знаю, чем там закончилось с невестой, но почему-то думается, что всё будет отлично.
О: Рассказ живой, сострадательный, но вместе с тем улыбательный. Размер не большой, но вместе с тем вмещает в себя очень многое. Пять.
Т: такая "золотая рыбка" на лягушачий манер. Кем лягушки только не были в сказках - и царевнами, и путешественницами. Почему бы не быть "золотой лягушкой")
Г: бедный студент. Вспоминая песенку Тортиллы - и я была такою -дцать лет назад. Ах это прекрасное студенческое время...
С: Байка, или побасенка, или сказочка. Называйте, как хотите. Но история вызывает улыбку, и это прекрасно!
Ф: мимолетно, но студент был счастлив. Накормлен, напоен, в "сытых" сапогах.
О: Все мы жалеем о чем-то. О несделанном, или наоборот. Думаем, а как бы сложилась моя судьба, сделай я тогда другой выбор, прими другое решение. Много раз говорилось, что на пороге сметри люди переосмысливают свои дела. Читается легко, но вместе с тем заставляет задуматься. Пять.
Т: домовые, лярвы... не уверена, что всё это фольклор. Почему-то хочется верить, что они есть, особенно домовые.
Г: обычный человек. Возможно, такой же как живет в соседней квартире. Надеюсь, он сделает правильные выводы
С: стиль я назвать затрудняюсь, но у этого автора он есть. свой. задумчивый.
Ф: финал, скорее, открытый. Все же хочется верить, что всё будет правильно, как должно быть.
О: Эту работу я читала на другом конкурсе и с удовольствием перечитала снова. А отзыв почти скопирую прошлый. По названию предположила, что будет что-то связанное с верой. А я такие истории не очень люблю. Впрочем, здесь, так сказать, без пропаганды, нравоучений и вталкивания прописных истин обошлось. Вообще, здесь не художественный рассказ, а скорее - очерк, мемуары. Читается легко. Интересно. Четверка.
Т: Рассказ о послереволюционном времени. Это тоже было в нашей истории. Истории страны. И знать ее совсем не плохо
Г: Обычный человек c нелегкой судьбой. Не сломился, не сдался, жил по велению души. Много в те временя было так... неправильно что ли.
С: мемуарно-повествовательный. Возможно, он немного суховат, но для данной истории вполне оправдан.
Ф: Надеялась, уедет герой подальше, минует его доля лихая. Не обошлось. Но хоть память о себе успел оставить. Впрочем, это реальная история, и в угоду читателю финал не поменять.
И: "Не то, чтобы он мечтал стать священником, но ослушаться батюшку родного невозможно было, так уж воспитан"
О: очень милая сказочка. Певучая такая. И со смыслом, куда же без этого в таких случаях. Чтобы стать счастливым надо потрудиться. И это правильно. Очень приятная нотка для завершения чтения финальной группы. Пять.
Т: хорошая стилизация под народную сказку. Типа каши из топора.
Г: тут героями можно считать и мужика, и жену его, и даже кудесника.
С: что говорить - стиль тут сказочный! И словечки разные простонародные везде к месту.
Ф: все верно говорят - без труда не вытянешь и рыбку из пруда! Хорошо, что зажив в достатке мужик не зазнался. И отдал горшок, не спрятал его.
И: счастье то счастьем, да пока оно придет...
Вот и прочтен весь финальный список. В нем много хороших, и даже отличных историй! Да что там много - почти все! Но жюрейская совесть (ага, пришла зараза и нудит) не дает мне поставить всем десятки. Так что, пришлось хорошенько подумать (я умею, правда!) прежде чем ставить оценки!