Фирсанова Мария Димитриевна : другие произведения.

Финальные охи и вздохи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ХиЖ 2016


LUDUS

Механник Ганн

http://samlib.ru/m/mehannik_g/uhtkrf17-3.shtml

  
   Читатель попадает в архаический социум, где наступает регресс и полоумие, человек давно никого не интересует. Острые ощущения гарантированы. Вас засасывает в пучину народного гулянья с проститутками, псами, акульей кровью, тут же и паломники, и брахманы, мантры и многоликие боги. Царит атмосфера необузданного веселья с халявным хлебом, жаждой денег и кровавых зрелищ.
   Текст вмещает три сюжета: автор умело вплетает в основное повествование притчу про амазонок и историю персонажа из свитков.
   На территории текста господствуют исключительно мужские персонажи (префект Велий, гладиаторы, триарии, бестиарий, могильщики, легионеры, ликтор Пробус, триерарх, рабы, морские петухи), рассказ прямо-таки утыкан фаллическими символами: кинжалы, ножи, клинки, наконечники, стрелы, топоры, шило.
   Инвалид-префект с секретным деревянным конем-подпоркой открывает и заканчивает сюжет, предвещая неминуемую гибель всей этой мужской вакханалии.
   Женский мир текста заданно убог: кривляющиеся шлюхи, насильницы-амазонки, беременные (= клячи), зловещий серп, кровоточащие акулы со вспоротыми животами.
   Перед женским миром у мужиков мифический ужас кастрации (как нельзя к месту зловеще острый серп). Женщины в устном предании про амазонок насилуют попавшего на остров самца, а потом решают предать казни: "Его обезоружили и пленили, - в словах зазвучала ирония, - изрядно попользовали, а после поволокли к жертвеннику". Мужское население передаёт миф из уст в уста.
   Персонажи всё время играют (что свойственно мужской натуре), автор доводит это качество до абсурда. У них просто выносит мозг тяга к деньгам и выигрышам! Мечтают хавать лудос ( в смысле, забавы), ни на кого, ни на что не оглядываясь. И так они забавляются спорами и пари, что теряют последние зачатки разума, хоть их напополам серпом кромсай: режь на куски, а они будут пари заключать: выживет очередной или нет? чужие вопли их не беспокоят. Даже ребёнок (это ничтожное создание на заднем плане) тоже попадает в прейскурант жертв мужских развлечений.
   Остров с мертвецами внутри рассказа - отражение мира снаружи. "Воистину моё "я" - и есть конечная точка путешествия Эллипсис-ат-Табара." - делает вывод автор древней рукописи. Но чтец рукописи не прозрел до такой степени, ему и его окружению деньги давай, не хотят расколдовываться, не понимают базовых вещей. Поэтому конец персонажей печален. Автору ничего не остаётся делать с этими идиотами, как одного (префекта Велия) утопить в бассейне, а со вторым (ликтором Пробусом) расправиться по-старинке:
   "Посадят на цепь дурака
   И сквозь решетку как зверка
   Дразнить тебя придут".
   А чего с ними делать, если они тупой и ещё тупее, и даже время не в силах поменять их к лучшему?
  

УЗНИК АХЕРОНА

Род Велич

http://samlib.ru/r/rod_w/biopunk.shtml

   Рассказ про любовный треугольник. Углы выстраивают Дик-Эвредика, клон Сайто и молчун Орфей.
   Главный персонаж рассказа - мутирующий трансгендер Дик-Эвредика. Читатель, уже проникшийся жалостью к трагичной любви юношей Дика и Орфея, попадается на удочку: ближе к концу повествования автор безжалостно выдёргивает поплавок с червём - отчикивает парню самое ценное.
   Тады ему я руку протянул,
   Тады ему я руку протянул,
   Ему я руку протянул - он руку не берёт,
   Ему я руку протянул - он руку не берёт...(с)
   И когда осуществляется этот перевёртыш-обманка, естественно, конструкция перекашивается: Дик в женском теле становится не нужен парню с пляжа. Секс, традиционная семья, сопутствующая ей борьба за власть, за потенциальных детей, агрессия, мордобой, борьба за доминирование. Дело осложняется ещё и тем, что парень остаётся парнем, хоть и с женским половым моллюском, поэтому у него так ловко получается вспороть шею Орфею: "Я возвратила тебе внешность человека, но внутри ты уже перестал им быть".
   Предполагалось, видимо, что симпатии читателей будут на стороне Дика-Эвридика.
   "Посмотри на себя в зеркало, злобная фурия с когтем!" - хочется искренне сказать гг, не способной ни к гендерной, ни к социальной адаптации. Но трансгендер не согласен. Его коробит конформизм бывшего бойфренда и желание последнего жить в соответствии с идеологией и законами социума. В таком виде его дружок не устраивает, видите ли. Прошла любовь, завяли помидоры. Убивает, наплевав на понятие толерантности. После злополучных опытов с Орфеем, Дик-Эвридика планирует домогаться клона Сайто.
   В противовес гг клон Сайто - пример постоянства, умело формулирует экзистенциальную задачу и вызывает сочувствие.
   Писатель в антураже киберпанка говорит о злободневном и предостерегает читателей от иррациональных порывов.
  

ПАША ХРОМАЕТ

Лионская Лара

http://samlib.ru/l/lionskaja_l/pasha.shtml

  
   Мечта человека осуществилась - человек перестроил мир под себя, причём индивидуальным образом. Все балдеют, всё нормально. Вроде как все переселились в кино "Плезентвиль". Все счастливы. Виртуальный мир богаче, чем реальность.
   Два персонажа страдают по непонятным причинам. Отчего? В чём причина их ущербного счастья? Один ржёт над пациентами и бьёт бутылки об стену, вторая страдает от того, что слишком много знает, плюс ещё боится принимать крепкие препараты счастья (а потчует ими пациентов и завидует, завидует).
   Возникает тривиальный вопрос из советской киношки про школьников: "Что такое счастье?". Дедушка Карл Маркс говаривал, что счастье есть "Борьба", а школьница в кино хотела замуж, одноклассник её хотел, чтобы его правильно понимали, Гумберт вожделел секса с нимфеткой, а Аркадий Гайдар писал: "Что такое счастье -- это каждый понимал по-своему...".
   И чё? У всех об этом понятии разное понятие. Что автор думает про истинное счастье, в рассказе не сказано. Автор скромно умолчал.
   Стоит ли критиковать уход в виртуальные миры, проживая на планете СИ? Признайтесь честно, ведь нам здесь гораздо уютнее, чем где-либо ещё в реальном пространстве. Иначе, что мы тут делаем? Разве авторы не уходят в миры собственных фантазий, где пашки, бывает, хромают и на обе ноги? Может быть, над обитателями СИ тоже надо ржать, как над той девушкой в рассказе?
  

ВЫХОДНОЙ

Непомнящий-Родства Иван

http://samlib.ru/n/nepomnjashijrodstwa_i/holiday.shtml

  
   Легко читаемый рассказ, наполненный теплом, солнцем и тополиным пухом, вылазкой на крышу и спуском в мусорокамеру. По стилю напоминает Радия Погодина или даже Драгунского. Образно, никаких лишних слов, никакого словоблудия. Станчо (Стас) и Ники - Мишка и Дениска в новых фантастических обстоятельствах. Динамика рассказа зашкаливает. Вместе с персонажем читатели несутся то на крышу, то во двор, то в подвал, то на аттракционы, то домой, вверх на лифте, вниз по лестнице.
   Автор живо и ярко рисует мир глазами подростка: "Я бежал по лестнице, и за каждым окном, за каждой незапертой дверью тоже было солнце. А за дверью подъезда - душистое тепло."
   Масса событий происходит с тринадцатилетним Стасом за один день, так много впечатлений, переживаний и открытий, как это может случиться только с ребёнком. Он успевает узнать о девичьей ветрености, подружиться, спасти, быть преданным, стать невольной причиной гибели, познать родительское предательство, потерю друга, смириться с неизбежным: "Я несовершеннолетний, и мне придётся как-то жить здесь".
   Текст изобилует выражениями ЖКХ в плане МКД, автор - дока в этом деле (подозреваю, что член правления ТСЖ): "в перекрытиях", "у доски объявлений", "по уборке территории", "постановлением правления", "технический этаж", "мусоровоз", "огораживать дворы", "кинул мусор через чужой забор", "отвоёвывали места для стоянок", "за котельную", "на детскую площадку", "дворницкий инвентарь", "мусоропровод", "старшего по подъезду" и т.п.
   Конец рассказа - просто жесть. Браво.
  

ОТЫЩИ МНЕ САЙ

Снегина Дина

http://samlib.ru/s/snegina_d/findmesai.shtml

  
   Повествование плавно погружает читателя в медитацию. Это точно не Желязны. Возможно, Хайнлайн. Хочется назвать стиль автора консервативным.
   В центре событий рассказа семья, два брата. Старший брат мужественно подвергает свою жизнь опасности, чтобы помочь младшему (инвалиду).
   Хорошо. Дальше конструкция рухнула, увы.
   Было заявлено две тайны для читателя: куда пропал отец? + где планета Сай? И если про Сай Лис выкручивается с ответом, то с отцом полный облом. Автор вывел отца за скобки: про него всё семейство благополучно забыло.
  

ГАДЖЕТЫ

Рубцова Дарья

http://samlib.ru/r/rubcowa_d_p/gadjet.shtml

  
   Рассказ не даёт читателю расслабиться, всё время что-то происходит (может чудная зверушка тяпнуть, например).
   Сюжет постоянно держит в напряжении. Симбиоз Сталкера и Соляриса в современном контексте.
   Разумные зверьки-гаджеты - хорошо. Спасать их славно.
   Чего в этом супе каплю не хватает? Страсти. Если девушка отправляется в лес с нехилым парнем с серо-стальными глазами и шутером, а там кругом экзотические цветы цветут и пахнут (и даже бегают, спаявшись с черепашками), читательницы ожидают чего угодно, но не лекции про межпланетные отношения
  

ПРОГРАММА

Батхан Вероника Владимировна

http://samlib.ru/b/bathan_weronika_wladimirowna/programma.shtml

  
   Рассказ - реверанс Г. Х.Андерсену. Тут и Элиза, и Русалочка, и Оле Лукойе, и механический соловей.
   Киберзверьки или живые кошки?
   Два основных персонажа рассказа - мать Антонина Петровна и сын Валентин. Мать, бывшая учительница, воспитавшая детей чтением сказок: "Сказки учат милосердию и добру". Но взрослый сын думает иначе: "нормальные детские книги учат зарабатывать деньги, избавляться от комплексов и своими руками строить счастливую жизнь". Сказки о добре для сына - старомодная книга (как там пел Герман в опере? "сказки для бабья"). Сын богат, может обеспечить матери качественный уход в хосписе. Уход осуществляют роботы. Валентин с пренебрежением относится к этим сиделкам: "глупая программа", "Если тебе показать палец - засмеешься?", " ловко придуманная модель", паинька с манипуляторами, похожими на паучьи лапы, "кукла", "глупые машины раздражают своей безупречностью", "Электронный мозг, сенсорные панели и никакого сердца, никакой проклятой души". Душа мешает Валентину быть счастливым, т.к. там засела совесть. Он завидует роботам, живой соловей хочет стать механическим. Надо бы помыть мать, стать ей отцом, а Валентина от этой мысли тошнит - и его мучает совесть, что его тошнит. Вот такая загогулина.
   Мать особенная - сыворотка молодости её не берёт. Она умирает молодой: люди живут до двухсот лет, ей всего лишь восемьдесят, т.е. прожито меньше половины. Сыну больше сорока, он вообще бодрячок на выданье. Мать не отличает "людей от живых машин", от роботов, а сын Валентин канонизирует разум, он считает его отличительной чертой человека: "чем он поможет старухе, утратившей разум, то качество, что отделяет человека от зверя?" Мать для него теперь - та же самая кошка, которую он встречает в больнице.
   Два процесса идут друг другу навстречу: сын хочет стать бездушным (беЗсовестным) роботом, а робот хочет приобрести душу.
   "У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они сами могут обрести её добрыми делами" - думает робот-сиделка и, поверив сказкам, пытается получить душу, делая добро. Но дочь воздуха - Русалочка, обрести душу могла только получив поцелуй от истинной любви, если принц полюбит её и женится на ней, ибо тогда часть его души перейдёт к ней.
   В духе печальных историй Андерсена брезгливый "принц" отправится к Трансплутону, серой птицей улетела душа бабушки, а робот-сиделка так и осталась с крапивой под кроватью.

***

   Про рассказы финалистов из "подшефной" группы N4 ("Бремя человека" Клюева Варвара, "Карты, деньги и "Два капитана"" Цуркан Валерий, "Последний сезон" Шауров Эдуард, "Багрец и золото" Львова Лариса Анатольевна, "Долгожитель" Кусков Сергей Юрьевич) уже упоминалось в обзорах:
   http://samlib.ru/f/firsanowa_m_d/ekipazhchetwertojgruppy.shtml и
   http://samlib.ru/f/firsanowa_m_d/ekipazhchetwertojgruppydublery.shtml

Успешного финального финиша!

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"