Аннотация: Ответ на часто задаваемый вопрос. Скорее всего, будет уточняться и дополняться. Обсуждение приветствуется.
Уже не раз у меня спрашивали, - "что есть, этот твой кроссреализм?" Вынужден признаться, что жанр* этот не мой. Я только дал название очень интересному направлению в искусстве (все, что будет сказано ниже, наряду с литературой, вполне применимо и к живописи, и к театру, и к другим видам творчества). Поэтому, вопрос нужно переформулировать:
Что я называю кроссреализмом?
Коротко: Кроссреализмом я называю изображение скрытых явлений и закономерностей в явном виде.
На самом деле, самое подходящее слово для этого метода - символизм. Но термин, увы, занят.
Тогда, почему кроссреализм? Интуиция (а некоторым, знание лингвистики) подсказывает, что речь идет о некоем пересечении реальностей. Так и есть. В произведениях этого направления пересекается реальность абстрактная с реальностью конкретной. Чаще всего, это достигается персонификацией абстрактных понятий.
Однако, для кроссреализма важно не обозначение явления, но демонстрация его действий. Миры, созданные по принципам кроссреализма могут быть нарочито примитивны, нереальны. Это делается для того, чтобы обнажить понятия, которые в реальном мире прячутся под завесой мелочей.
Около трех лет назад видел на одном локальном форуме миниатюру (название и автор, к сожалению, указаны не были), в которой главными действующими лицами были любовь, справедливость, удача, совесть, смерть и.т.п. Они вместе обсуждали, что случится в следующий момент с человеком, на которого несется машина.
Вот он, ярчайший образец кроссреализма! Никаких символов, все названо своими именами.
По сравнению с ним, мои Зов бессмертия и Повелитель темноты - дальние родственники жанра.
Но и по ним можно понять, что же имеется в виду. Кто-то скажет, мол, неэтично ссылаться на самого себя, но на кого же тогда? Периодически я встречаю произведения в жанре кроссреализма, но все они написаны такими же молодыми литераторами, как я сам. Что они вкладывали в произведения - достоверно известно только им. Что вкладывал я - известно, соответственно, мне. Поэтому преимуществ в разборе чужих произведений вместо своих я не вижу. Можно было бы покопаться в том, что сказали более маститые писатели, но тогда пришлось бы подставляться под удар критиков, которые "все обо всей литературе знают". Мне это ни к чему. Впрочем, разбор будет позже.
Я уже сказал, что сам по себе метод появился не сегодня. Аллегория, как прием используется писателями с незапамятных времен. Те же языческие боги - суть, символы явлений природы. Однако, чтобы причислить, или не причислить конкретный миф к кроссреализму нужно в него глубоко вникнуть. Является ли он намеком на реальные явления, или боги - просто удачно подобранные персонажи.
Еще момент: символизм может встречаться в любом произведении, но обычно он присутствует в качестве бонуса для внимательных и образованных читателей. Кроссреализм подразумевает, что символичность произведения, раскрытие действий не людей, а нечто нематериального - основная его составляющая. Примеры:
Противостояние Толика и Минотавра, настоящего и мнимого повелителей темноты - мальчика и его страха. То есть, понятно, да? Минотавр символизирует страх, как таковой. Он порождает более мелкие страхи, но он же является порождением человека.
Аналогий несколько, но главные две: Религия сперматозоидов - религия людей. Стремление к бессмертию - стремление к лидерству в обществе. Те, кто хотел - нашел, а тем, кто не хотел, стоит ли объяснять? Пусть, для них рассказ будет разверткой небезызвестного анекдота.
Не совсем моя зарисовка, но решусь на интерпретацию. Черное облако - сила, свалившаяся на человека, который к ней не готов. Такой силой может быть, например, назначение на руководящую должность. Чтобы управлять силой, надо ее принять, а не бегать от нее.
Тут все легко. Человек бежит от мира, но приходит к тому, что бежать от него невозможно. Собственно, абстрактная и конкретная часть совпадают. Разница лишь в том, что изобрази я это "как в жизни" - процесс был бы менее очевиден и, скорее всего, менее интересен.
Основной прием - преувеличение.
Ясно, что кроссреализм - жанр не для всех. Так же, как и другие нетрадиционные жанры. Читатель или вдумчив, или предупрежден о том, что перед ним такое, или просто уверен в том, что автор пишет произведения, как минимум, с двойным дном. Обозначать явно, что есть что, как сделано в этом разборе - значит творить не худ. произведение, а философский трактат. Намеки, только намеки, которые, к сожалению, мало кто понимает.
* Пусть простят знатоки мою дерзость использовать слово "жанр" там, где надо бы сказать "метод". Раз уж фантастику давно обозвали жанром, позволю и я себе некоторую вольность в терминах.
к тексту