Суббота, 26 ноября 2005 г.
Сегодня день памяти ИОАННА ЗЛАТОУСТА (между 344 и 354-407), одного
из главных отцов церкви, византийского церковного деятеля, епископа
Константинополя, представителя греческого церковного красноречия.
Солнце уже переместилось в созвездие Стрельца.
Перед тем, как проснуться, в моем мозгу крутились какие-то строчки.
Я попытался их записать. Почерк был весьма корявый с наклоном влево.
Буквы были темные, как старая медь, позеленевшие и светящиеся по краям.
Совсем проснувшись, я намеревался воспроизвести их. Включил торшер -
с громким пшиком лопнула лампочка. Я с опаской включил свет - вроде бы
все нормально. Взял ручку - не пишет, схватил карандаш - тот сломался.
Под руку попалась коробка цветных карандашей. Попробовал увековечить
эти строки с их помощью - куда там! Красный, розовый, желтый, зеленый,
голубой едва проступали на белом фоне. Я схватился за коричневый - тот
был сломан. А ведь не раз говорили мне: никогда не покупай карандаши
'Made in China'! Просто какое-то 'Федорино горе', где Корней Иванович
с большой достоверностью описал случай полтергейста, сам того, очевидно
не подозревая. Видать, сработала его гениальная творческая фантазия.
Наконец, починив карандаш, я все же успел записать это:
... И не надо мер и полумер.
Если мы достигли цели,
Значит, мы уже сумели
Одолеть еще один барьер...
Больше я ничего не смог вспомнить. Может быть, эти строки всплыли
как отголосок известного шлягера 'Поворот'. Но там таких вроде бы не было.
Возможно, меня ждет такой же удар со стороны классика, как и Остапа Бендера,
когда он впервые сотворил 'Я помню чудное мгновенье'?
Ну, да шут с ними, с этими строчками, я когда-нибудь сотворю из них сонет
или еще что.
Сегодня утром посетил компьютерный пункт, на котором не был уже два
месяца. Там было свободно и я сел за комп, за которым во время нашей первой
встречи повстречал Верполова. Вошел в Интернет: Мой Двойник прислал мне
очередное мыло. Верполов ругал меня Зв раскрытие страшной тайны.
Юлич сообщала о международной встрече 'Самиздата'во Франкфурте в следующее воскресенье.
Наши баталии с Лерманом (когда Олег узнает половину правды, он будет
смеяться до упаду!) завершились тем, что Сергей Муратов из Австралии
организовал конкурс 'Мухослон', где он выложил великолепные иллюстрации Мухослона и Слономуха.
Человек несведущий, натолкнувшись на подобные стихи в СИ, с
негодованием воскликнул бы: 'И чем они там занимаются?! Неужели нет более
насущных тем?!' Но подобные разминки необходимы здешним рифмоплетам, как
утренние пробежки для профессиональных боксеров перед вечерним боем.
А надо сказать, что в СИ немало Слонов, скрывающихся под маской Мухи.
Однако сегодняшнее лирическое отступление слишком затянулось.
Я попытался вспомнить, что же еще снилось мне нынешней ночью.
...а был все тот же мост, на котором я прервал повествование в прошлый раз.
Я попытался идти по этой тонкой жердочке, но она заколыхалась. Это меня
нисколько не испугало, ибо я всегда знал, что могу превосходно летать,
(в чем я неоднократно убеждался во многих снах) и вспорхнул над широкой
рекой. Подо мною проплывали заснеженные поля и луга, я плавно парил, правда
один раз пришлось предпринять некоторые усилия, (крыльев у меня не было,
и я несколько раз взмахнул руками) огибая провода высоковольтной линии.
Во всех сонниках говорится, если летаешь во сне, значит растешь.
Расти я, кажется, уже перестал, но, может быть, там имеется в виду не только
физический рост?
Вот и церковь Покрова. Как раз сегодня землю вторично укрыл снежный покров.
PS. У меня не было с собой фотоаппарата, (да и как бы я смог воспользоваться
им во сне?) поэтому воспроизвожу здесь летнее фото.
- Лепота! - услышал я голос Кристолиба.
Я в это время плавно огибал южный фасад.
- Слышь, Кристолиб, а для чего здесь семь девичьих масок? Неужели
недостаточно было одной? - спросил я.
- Образ Богородицы нашей всегда символизировал семисвешник, - молвил он, - В
созвездии Девы семь наиболее ярких звезд.
- А почему крест храма ориентирован на восток?
- Точнее на точку восхода солнца в праздник Рождества Богородицы. В это
время, как известно, солнце находится в созвездии Девы.
Я подлетел ближе к храму и плавно опустился возле его стен, сложенных
из белых каменных кубов.
- Интересно, а какова же сторона каждого куба, - подумалось мне.
Я воспользовался древним способом измерения, получилось две пяди и три
вершка, то бишь, около 50-ти сантиметров.
- А ведь размеры храма Соломона были указаны в локтях, однако локти -
понятие растяжимое, и, очевидно, были разными в библейские, в древнерусские
и нынешние времена.
'И вот основание, положенное Соломоном при строении дома Божия: длина его
шестьдесят локтей, по прежней мере, а ширина двадцать локтей;
и притвор, который пред домом, длиною по ширине дома в двадцать локтей,
а вышиною во сто двадцать. И обложил его внутри чистым золотом'.
Вторая книга Паралипоменон 3:3
PS. ПЯДЬ, древнерусская мера длины. 1 пядь = 4 вершкам = 1 четверти,
обычно 1 пядь = 17,78 см. Первоначально равнялась расстоянию между концами
растянутых пальцев руки (большого и указательного).
- ЛОКОТЬ, древнерусская мера длины (11-16 вв.), равная 38-46 см
(длина локтевой кости человека).
Меня всегда поражала несвоевременность видений во сне, то есть,
зимой действие происходило на фоне летнего пейзажа. Возможно, в тех краях, откуда
приходят сны, не существует смены времен года. Неподалеку от храма находился
небольшой сад, в котором произрастали ягоды и фрукты необычайной величины.
Так некие ягоды, по форме и цвету напоминавшие малину, были размером с
крупный грейпфрут, по вкусу они походили на спелую хурму. На яблоне было
всего одно яблоко, но зато оно было величиной с небольшой арбуз, мягкое и
сочное с нежным вкусом. Так я убедился, что рассказы о 'развесистой клюкве'
не лишены некоторых оснований...
Суббота, 3 декабря 2005 г.
Декабрь наступил не совсем обычно. Во-первых, он начался с новолуния.
Во-вторых, с утра пошел легкий снежок, который к полудню уже начал таять.
Это была уже вторая попытка укрыть землю снеговым покровом. По первому снегу
еще месяц назад уже были проложены уверенные лыжни, но тот снег бесследно
растаял.
Сегодня во Франкфурте собрались Самиздатовцы из семи стран. Конечно,
17 человек из 19000 - это капля в море СИ, но сам факт такого Форума явление
знаменательное. Пожелаем им всяческих успехов!
Производя чистку своих почтовых ящиков, в одном из них я обнаружил
приглашение принять участие в литературном сборнике "Эпилог", который
представляет интересы талантливых авторов в ведущих издательствах России
и Украины. Выпускаемый альманах включает в себя наиболее интересные произведения
различных жанров, состав ежемесячного сборника формируется по согласованию с
авторами представляемых произведений.
- Чем черт не шутит? - подумал я и отправил ссылки на свои самые значимые шедевры: 'Сказание Старого Рыболова' 'Охота на Снарка' 'Охота на Снарка. Вторая Экспедиция'
Сразу же пришел ответ:
'Пришлите, пожалуйста, свои произведения в виде архивированных
doc-файлов'.
Преобразовать HTML-файлы в формат Word не проблема, но там были
многочисленные картинки и ссылки, от которых пришлось избавляться.
Наконец, преобразовал, заархивировал, отослал. Как говорила знаменитая поэтесса:
"Моим стихам, как драгоценным винам..."
В СИ некоторые товарищи, (и что самое поразительное, почти те же самые)
решили организовать 'Годовые Кольца 'Самиздата''
Необходимо было представить ссылку на свой самый яркий стих нынешнего года.
Мне что, жалко? Отправил им все того же 'Рыболова'.
Увы, не прошел по объему.
PS. Накануне прошлых новогодних праздников, когда Дед Мороз со
Снегурочкой обходили все комнаты, мы со смехом вытаскивали шуточные
предсказания из волшебного мешка. Мне досталось следующее: 'Станешь
рыболовом'. Я был весьма озадачен, ибо за всю жизнь удочку держал в руках
едва ли дважды. Ну, кто бы мог подумать, что мне придется создать поэму
'Сказание Старого Рыболова'?
Вот и не верь после этого всяким смешным предсказаниям!
И так, пришлось отправить в Годовые Кольца 'Озеро Поганец'
Всего три четверостишия. Однако этот стих открыл в моем разделе легендарную серию
об озерах Древней Руси.
Сегодня, выйдя во двор, встретил Серегу, своего давнишнего друга,
тоже компьютерщика, с которым мы, бывало, в полночь на кладбище, с замиранием
сердца карабкались по полуистлевшим ступеням на вершину колокольни в
Спас-Купалищах.
- Ну, как дела? - спросил он, - давненько не виделись!
- Да так, помаленьку, - отвечал я.
После того, как я полчаса излагал свои виртуальные события, он прервал меня:
- Извини, мне пора!
Что ж, нормальному человеку трудно осознать все проблемы Самиздатоманов!
Мне тоже нужно было спешить запечатлеть свой сегодняшний сон, пока он
полностью не стерся из памяти.
В это утро приснилась мне странная книга. Я совершенно
отчетливо видел текст, до последней засечки, причем шрифт был русский,
не компьютерный, а типографский, выделенный светло-серым фоном. Самое странное,
последовательности букв никак не хотели складываться в слова, и тут я
обнаружил, что среди них начисто отсутствовали гласные! Я, конечно, понимал,
что это сон, и мне вряд ли удастся перелистывать страницы, но, как ни
удивительно, мне это удалось. Я листал их и в ту и в другую сторону - везде
то же самое, ни одной гласной! Там были многочисленные названия глав и
черно-белые рисунки, значения которых я не мог уяснить...
Следующий фрагмент сна чем-то напоминал притчу о сеятеле.
Я попытался перенести три ростка из того чудесного райского сада, который
привиделся в прошлом сне, на нашу землю, один росток я посадил в людном месте,
вроде бы, на автобусной остановке, другой в палисаднике, третий в каком-то
укромном уголке. Не надо объяснять, что перовые два ростка были растоптаны и
сметены, а третий я никак не мог отыскать...
Сравните:
И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял,
иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места
каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была
неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на
добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят,
иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Евангелие от Матфея 13:3-9
И тут появился Кристолиб.
- А я как раз собирался обратиться к тебе за разъяснением, - обрадовался
я.
- Ты же знаешь, завтра великий праздник - ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ
ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
- Конечно, знаю. Введеньё - ломает леденьё. По народным приметам, какой бы
лед ни сковал реки об эту пору, все равно растает.
Но ты же сам говорил, что все юбилеи, годовщины, праздники и т.д. -суета сует...
- Не надо путать кислое с пресным. В этот День трехлетняя дева Мария сама,
без посторонней помощи, взошла по пятнадцати высоким ступеням Храма. Я всегда
почитал нашу Богородицу и ныне готовлюсь ко встрече с Ней.
- И ты отправишься Туда, или она сама скоро будет Здесь?
- Для нее нет понятия: ТАМ - ЗДЕСЬ. Она - ВЕЗДЕ.
- А можно мне хоть краешком глаза посмотреть на вашу встречу?
Ответа не последовало, и я проснулся...
...
Суббота, 10 декабря 2005 г.
Два дня шел снег, сначала густой и липкий, причинивший немало бед, много
поселков осталось без электроэнергии, но вскоре большинство аварий было
ликвидировано. Наконец, подморозило, и наступила настоящая зима.
Вчера в нашей газете были опубликованы "10 заповедей Юзера"
(999 экземпляров), в сущности, для этой статьи они и предназначались.
Почтовый ящик отвечал полным безмолвием, очевидно, многочисленные френды
залегли в зимнюю спячку.
Так, что день грядущий нам готовит? Я привычно раскинул карты Таро. Девятка
Мечей утверждала, что бессонные ночи скоро минуют, но следует опасаться
слухов, объектом которых немудрено стать на будущей неделе. Прошлое было
отмечено картой Правосудия, справедливость восторжествовала, разногласия были
улажены. Перевернутая карта Смерти сулила некоторые потери и печаль. Однако
не было оснований на них зацикливаться, ибо последнее слово останется за нами.
Туз Кубков предвещал новое увлечение и потерю интереса к прежним иллюзиям.
В основе всего лежало Терпение. Ангел Милосердия советовал продолжать начатый
путь и наблюдать за происходящим, в конце концов, все образумится. Луна
настоятельно требовала доверять более чувствам, нежели словам. Звезда
указывала на простые радости, но не следовало обольщаться тщетными надеждами.
Двойка Жезлов означала неожиданную новость и разочарование
в партнерстве. Карта Мага завершала весь нынешний расклад...
- Здрав будь, Иван! - услышал я голос Кристолиба.
- Приветствую тебя, Кристолиб! Я даже не знаю, возможно ли мне так же
отвечать тебе? Ведь у вас, святых, не бывает проблем со здоровьем.
- Доброе слово и святому приятно.
- А почему ты являешься ко мне только во снах?
- Потому что, уходя от дневной суеты, душа твоя в это время способна
воспринять меня.
- А что такое душа? - спросил я наивно.
- Душа подобна незримому пламени. Не зря говорят: 'пламенная душа', 'душа
горит и пылает', 'свет души'...
- Стало быть, душа - это плазма? - предположил я.
- Сколько раз говорить тебе - не путай божий дар с яичницей! Плазма - явление
материальное. Ты же знаешь изречение: Царство Божие внутри нас.
- Так, значит, душа это Царство Божие! - сделал я поспешный вывод.
- Уж больно ты прыток, как я погляжу. Между ними нельзя поставить знак
равенства. Однако и то, и другое находится внутри человека.
- А вне тела существуют ли какие-либо духи?
- Конечно. Ты постоянно окружен ими. Иди и смотри...
И тут словно приоткрылась пелена. Это было подобно двойному зрению: кроме
обычных реальных предметов все пространство было заполнено мириадами
удивительных существ. Они виделись отчетливо, но как бы отраженными в воде.
Как и в прошлый раз действие происходило возле храма Покрова, и опять было
лето.
Вдоль реки туманными тенями проплывали души некогда живших здесь людей.
Извиваясь, словно гигантский змей, над Нерлью витал сизо-розовый Дух Реки.
По берегам, склонившись в почтительном поклоне, притаились духи прибрежных
ветел, кустарников и (что самое странное!) давным-давно срубленных деревьев,
витавшие над старыми пнями. Над напоенным медвяным ароматом лугом сновали
создания, которые в прежние времена были известны как эльфы. С небес на
белокаменный собор ниспадало благодатное сияние,очевидно, эгрегора Богородицы.
Едва поборов свое изумление, я спросил Кристолиба:
- А вот эти духи и эльфы, порхающие вокруг, что это - отголоски былого
язычества?
- Они всегда здесь были и будут, это тоже создания божие.
- Но ведь они никак не совместимы с христианством! - заметил я.
- Много ты знаешь про христианство, - возразил Кристолиб, - я тоже в свое
время боролся с языческими идолами, пока не познал всю правду...
- Так, значит, сказки про русалок и леших - тоже правда?
- Конечно, правда, но далеко не полная.
- А можно ли увидеть эти создания наяву? - спросил я.
- Для этого нужно быть осененным Божим Духом. Это ни с чем не сравнимо.
Человека охватывает ощущение необыкновенной благодати, мира и покоя в душе,
поток неизмеримой теплоты и сладости наполняет сердце, вокруг разливается
восхитительное благоухание и звуки божественных гимнов...
- А твои сновидения - это, по сути дела, отражение прошедшего,
иносказательные картины, позволяющие избежать ошибок в будущем, - заметил
Кристолиб.
- А как происходят видения наяву? - поинтересовался я.
- Эти видения вначале предстают в виде белесого света, который постепенно
приобретает определенные очертания. Духи обычно предстают в той форме, в
которой они были при жизни, с теми же особенностями и изъянами. Вот, например,
ты сейчас видишь меня без руки. Вспомни, как в твоей поэме: 'старец лишен,
увы, правой руки'. В этом факте ты мог бы убедиться, если бы имел возможность
заглянуть в мою гробницу в Успенском соборе. Впрочем, мои косточки уже так
много раз перебирали, что едва ли можно найти подтверждение этому.
- Но, если сны - это отражение прошлого, почему тогда в них часто видится то,
чего никогда не было? Когда закрываешь глаза или в полудреме являются
различные образы и видения, которые никогда не встречались в реальной жизни.
Откуда они берутся?
- Довольно часто это происходит под впечатлением прочитанного или услышанного.
При засыпании чувств дух освобождается и может витать вблизи и вдали и видеть
то, чего никогда не мог бы видеть наяву.
- А не может ли потеряться дух спящего человека?
- Нет, ибо он всегда, как бы далеко не странствовал, связан с телом блестящей
серебряной нитью, - ответил мой собеседник.
"Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице
плакальщицы; - доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась
золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо
над колодезем". Экклезиаст 12:5-6
- Скажи, Кристолиб, - продолжал интересоваться я, - а почему большинство снов
не запоминается?
- В обычном состоянии эти образы затмеваются суетными явлениями, подобно тому,
как днем невозможно видеть звезды.
- А можно ли...- попытался я задать еще один вопрос, и, просыпаясь, убедился в
истинности его объяснения...
Суббота, 17 декабря 2005 г.
Нынешняя суббота не отличалась ничем необычным.
Перекинулся парой слов с Тезкой.
С интересом прочел комментарий Генделя.
Он пишет, что 'оглашение дневников в былые времена обычно случалось после
смерти автора. Но вы, Иван, мне в этом не пример, потому что, защищая старые
традиции, таким образом, вы отправляете себя в лагерь защитников старого
режима. Я разглашаю свои дневники при жизни, так как разглашение того, что
раньше скрывалось, это еще один из важных аспектов новой идеи: разглашение
при свидетелях - это, как в Православии, есть исповедь, равносильная покаянию
и тем самым нейтрализации греха. Повторяю, именно разглашение при свидетелях
погашает грех'.
Не хотелось бы с ним спорить, но замечу, что не защищаю никакие времена:
ни былые, ни прошлые, ни настоящие, ни будущие.
Сей дневник также не является разглашением 'страшных' тайн,о которых я нынче
поведал своему Тезке, ни какой-либо исповедью, ибо исповедь происходит только
в присутствии священника, а аудитория в 'Самиздате' кишит всяческими персонажами...
Что вижу, то и пишу. Без комментариев.
... Как всегда, наш диалог с Кристолибом вращался вокруг сотворенных им храмов,
отличающихся стройностью и красотой форм. Здесь явно присутствует принцип
золотого сечения.
Взять хотя бы тот же храм Покрова. Соотношение его ширины с высотой (до
основания купола) составляет 0.62.
Как известно, отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной
иррациональной дробью = 0,618...
PS. Краткая историческая справка.
Понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий
философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое
знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно,
пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из
гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались
соотношениями золотого деления при их создании. Французский архитектор Ле
Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе,
изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам
золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из
гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых
зафиксированы пропорции золотого деления.
Платон (427...347 гг. до н.э.) также знал о золотом делении. Его диалог
'Тимей' посвящен математическим и эстетическим воззрениям школы Пифагора и,
в частности, вопросам золотого деления.
В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции.
При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и
скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также
заложены пропорции золотого деления.
В дошедшей до нас античной литературе золотое деление впервые упоминается
в 'Началах' Евклида. Во 2-й книге 'Начал' дается геометрическое построение
золотого деления После Евклида исследованием золотого деления занимались
Гипсикл (II в. до н.э.), Папп (III в. н.э.) и др. В средневековой Европе
с золотым делением познакомились по арабским переводам 'Начал' Евклида.
Переводчик Дж. Кампано из Наварры (III в.) сделал к переводу комментарии.
Секреты золотого деления ревностно оберегались, хранились в строгой тайне.
Они были известны только посвященным.
... Однако верно было подмечено неукротимое свойство снов исчезать,
подобно утреннему туману, при переходе к реальности. Вот что удалось мне
воспроизвести при пробуждении.
- Скажи Кристолиб, - вопрошал я, - а действительно ли принцип золотого
сечения использовался при создании твоих храмов?
- Никогда об этом не задумывался, - молвил Кристолиб, - Возможно, что так
оно и есть. Мои мастера всегда брали за образец лучшие творения вселенского
зодчества. И как ты до этого дошел?
- Элементарно, Кристолиб! Я просто измерил линейкой ширину и высоту по
фотографии.
- Воистину, ты меня изумляешь. Настоящий Следопыт. Может, у тебя есть еще
какие удивительные наблюдения?
- А как же! Я заметил, что колонки в аркатурном поясе на северном и южном
фасадах расположены асимметрично: 2-5-4, а на западном: 3-5-3, тоже 11!
Что сие означает?
- Одиннадцать столетий со дня рождения Христа. Но есть и другие толкования.
- А почему среди прочих скульптурных изображений часто повторяются львы?
- Лев издревле считался символом крепкой власти. Так трон царя Соломона
окружали 14 львов, два по бокам и по два на каждой из ведущих к нему шести
ступенях. Перенося столицу Руси из полного раздорами Киева на берега Клязьмы,
я пытался объединить под своим началом все русские княжества, - молвил Кристолиб.
- Кроме ратных подвигов и создания шедевров белокаменного зодчества ты в
свое время был известен, как литератор...
- Ну, это громко сказано. Я всего лишь принимал участие в составлении Службы
Покрову, сказания об установлении праздника Покрова. Мною написано "Сказание
о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году", которое
так и называется: "Слово о милости Божией великого князя Андрея Боголюбского",
а так же я окончательно поправил "Сказания о Борисе и Глебе".
- Ты, очевидно, был особенным почитателем святого мученика Бориса?
- Моей главной домашней святыней была шапка святого Бориса. Меч святого Бориса
всегда висел над моей постелью, до той злосчастной ночи, когда ключник Анбал
выкрал его.
- Да, все подробности донесла до нас "Повесть о убиении святого Андрея",
составленная твоим духовником Микулой.
- Но он не успел все рассказать, - молвил Кристолиб.
- Теперь уже эти сведения утеряны безвозвратно, - с сожалением заметил я.
- Почему же, - возразил он, - ты продолжишь его повесть...
Ошеломленный этим откровением, я проснулся.