Предгорье: другие произведения.

Мистика. Январь `03

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 21/06/2003.
  • © Copyright Предгорье (denc@aaanet.ru)
  • Обновлено: 28/01/2003. 16k. Статистика.
  • Статья: Литобзор

  •  ПРЕДГОРЬЕ Обзоры | Рассылка | Сборник | Интервью | Статьи | Информация | Конкурс | Форум | О сайте 
     Мистика. Январь `03
      Мнение автора обзора не всегда совпадает со мнением читателя, и довольно редко со мнением авторов произведений.
    Расшифровка оценок: общая, сюжет, стиль, размер.

     
     
     Можно прочитать
     
     70| 6 | 8 | 27 kB Николай Бедарев Исповедь Сэмюэля Лукаса
      Анатолий Ульянов
    Кто-то назовет этот рассказ мистикой, кто-то скажет, что это ужастик, но на самом деле жанр в котором написана "Исповедь Сэмюэля Лукаса" называется "сверхъестественный ужас". Отец этого жанра - Говард Филипс Лавкрафт вдохновил многих писателей по всему миру, и вскоре у него появилась целая армия последователей. Одним из таких последователей на СИ является Николай Бедарев, чьи произведения пропитаны вкрадчивым шепотом, тяжелыми шагами, тенями и силуэтами в ночи, а также неведомым злом, которое всегда рядом и выжидает своего часа, желая поглотить, утянуть в неведомые ирреальные миры.
    "...но никто не осведомлен об истине, скрытой внутри старого дома..."
    "Исповедь" написана классическим стилем 18-19 вв, и пропитана пугающей атмосферой "таинственного присутствия" в старом английском доме. Главный герой произведения - Сэмюэль Лукас пишет письмо, в котором рассказывает о своем странном друге писателе Вильяме Харте, которому принадлежал старинный дом. Описывая странности своего друга и его жилища, Сэмуэль медленно вводит нас в тайну, которая скрыта в серых стенах ветхого имения. Тайну, которая поглотила хозяина дома...
    "Даже в самые солнечные дни дом распространял вокруг себя жуткую мглистую тень и промозглую сырость. Снег задерживался на его крыше и под его серыми стенами, когда уже везде поблизости наступала весна, а окрестные дома, казалось, в ужасе жались в стороны, оставляя вокруг старой громады, насчитывавшей несколько веков истории, обширное пустое пространство, обнесенное столь же древней, покрытой мхом и лишайником стеной и поросшей уродливыми низкорослыми деревьями и кустами, чьи перекрученные ветви походили на костлявые руки, готовые вцепиться в того, кто по неосторожности подойдет к ним слишком близко"
    Автор отлично владеет стилем раннего Лавкрафта, что позволяет ему отменно плести атмосферное полотно. Речь мягкая, возвышенная. Читаешь, словно наслаждаешься хорошим вином. Именно такая речь должна быть в классической мистике.
    Единственная "рваная рана" на теле рассказа - диалоги. Деревянные, неестественные, поражающие своей нереальностью. Они и только они не позволяют воспринять произведение полноценно...
    Сюжет достаточно банальный, но от этого не потерявший своего шарма и интересности.
    Есть мелкие ошибки, но они обязательно уйдут, когда автор наберется опыта, и оставит за собой не одну стопку бумаги...
    Одним словом, хорошо. Этот рассказ следует прочитать уже только за то, что он погружает нас в таинственную атмосферу, а также написан прекрасным языком прошлого, о котором все сейчас забыли, удалившись в технарьские дебри бытового языка.
     
     70| 6 | 5 | 10 kB Карина Шаинян Ингурек
      Анатолий Ульянов
    "Иногда люди уходят в тайгу и не возвращаются. Кажется, я знаю, почему..."
    Рассказ "Ингурёк" - прекрасный пример того, что мистика - это не обязательно вскрытая черепная коробка, наполненная прожорливыми слизнями. Автор создал атмосферное полотно приключенческой мистики, которая завораживает своей добротой, реальностью, и таинственностью.
    "Чудный, очаровательный и первозданный мир. Действительно верится и в заснеженные горы и в старика-художника со злыми глазами, и в ингурьков, и в раннего Дали..."
    [Аделаида о "Ингурьке"]
    Главная героиня произведения - начинающая туристка, вместе с инструктором путешествует в горах Алтая. Наслаждаясь природой, преодолевая перевал за перевалом, она спускается в живописную долину, рядом с узкими тоннелями в горах...
    ...и тогда появились ингурьки...
     
     65| 5 | 7 | 24 kB Сергей Саблин Шепот
      Анатолий Ульянов
    "Темные ветви хлещут меня по лицу, тени от деревьев удлиняются и кажутся страшными, корявыми руками невиданных чудовищ. Из чащи взлетает стая ворон и несется на меня, зловеще каркая и злобно сверкая черными бусинками глаз. Я бросаюсь бежать от них прочь, из горла рвется крик, но до слуха доносится только глухое шипение. Где-то вдалеке истошно лают собаки. Слышны голоса людей, я бегу на эти звуки из последних сил и вот вдали блестит спасительная надежда, видимо, человеческое жилье. Густой лес заканчивается, я выбегаю на небольшую поляну и тут же с ужасом понимаю, что там блестело в глубине чащи. Недобрым взглядом глядит на меня выпуклый, серебристо-пепельный зрачок проклятого пруда"
    Классическая мистика, которая призвана наползать на разум таинственными тенями. Такая мистика медленно проникает в мозг, и таиться там птицей страха. Так писали "черные писатели" в 18-19 вв, и этот стиль, к сожалению, практически забыт современным читателем. Мы настолько разучились читать, что возлюбили простоту и сухую логику. Прискорбно наблюдать это.
    Автор "Шепота" подражает классическому стилю, пытаясь заложить страх в достаточно банальный сюжет. Местами у него это очень хорошо получилось, но кое-где все же пришлось засыпать.
    Подобный стиль изложения требует предельного внимания от читателя. Это не легкое чтиво перед сном или в метро. Здесь приходится быть в постоянном напряжении и буквально вычитывать каждую букву. Короче говоря, это мистика для любителей "старой школы"...
    "Что движет теми таинственными силами, которые живут во мраке ночи, вечной обители сновидений и детских страхов? Бесчисленные дни сменились на древней Земле, а они все живут и ищут кого-то среди теней прошлого, взывая к ныне живущим шелестом осенних листьев, мерцающим лунным светом, всем тем, что возрождается в сумерках, после захода солнца"
    Автор рассказывает нам историю молодого человека аристократических кровей Антуана, отец которого однажды вышел прогуляться недалеко от своего замка, и погиб при очень странных обстоятельствах. Тело герцога Оранского было найдено в пруду возле его имения. Все говорило о том, что герцог утопился, и расследование этой смерти не имело место быть. Мать главного героя тоже вскоре погибла, и единственным наследником замка остался молодой Антуан. Однажды, проснувшись среди ночи от непонятного беспокойства, он начинает слышать таинственный шепот, который зовет его идти в тот самый парк, где некогда нашли тело почтенного герцога Оранского...
     
     60| 6 | 5 | 6 kB Марфа Московская Дуб
      Анатолий Ульянов
    ... мимолетный рассеянный взгляд на венок, попытка разглядеть в нем чью-то короткую жизнь и мысль о ранней смерти, пронзившая мозг, отвлекли мое внимание...
    Я не успела вывернуть руль...
    Машина на скорости выскочила на обочину, и страшный удар о дубовый ствол разбил ее всмятку. Я умерла сразу, без мучений, не успев испытать ни боли, ни удивления
    Добротная положительная мистика. История о веселой компании призраков, которые "живут" на дубе, где оборвались их "земные жизни". Призраки развлекаются, пьют водку, курят траву, любят друг друга и ждут, когда к ним присоединится очередной "новичок"...
    Несмотря на некоторую аморальность произведения, оно, к счастью, не попахивает чернухой, которую так любят наши мистики. Стиль простой, но в тот же момент, обладающий особым шармом и теплотой. Более того, именно стиль изложения особо приближает бытового читателя к автору.

    Отрывок:
    "Не прошло и двух недель, как к нам присоединился веселый паренек. Он был в явном подпитии, сказал:
    "Девчччченкиииииии.... Я вас люблю!" и с ходу предложил групповуху. Я замялась, пробормотав, что на суку несподручно как-то, и вообще...
    Но потом мы сдружились и втроем пили водку, которую не допили горевавшие у дуба на поминках родственники парня. Они притащили огромный венок, который прислонили к корням, а над ним прибили черно-белое фото в рамке. Полночи после их посещения у подножия дерева в банке горела свеча, и из-за этого к нам присоединился еще один симпатичный молодой человек. Мы разбились по парочкам и всю ночь хихикали под теплым летним небом..."
     
     Можно не читать
     
     15| 2 | 2 | 9 kB Константин Кузнецов Кошмарная ночь святых братьев Тарлены
      Анатолий Ульянов
    Новый указ короля гласил:
    "Дабы лучше познать себя, церковь и бога. Ныне и до скончания веков. Каждый подданный нашего прославленного королевства. В первый день великой недели обязуется пробыть под сенью церкви ровно один день....
    Его величество: Король Нирм VII.""
    "Ужасная" история о противостоянии вампиров и оборотней. Автор лбами сталкивает два штампа, и то на больную пневмонией троечку.
    Анна Райс снова переворачивается в гробу.
    "Распотрошив трупы, оборотни сложили их горкой прямо в зале собора"
    "Не верю!"
    Станиславский
    Рассказ создает ощущение полной неправдоподобности происходящего. Автор совершенно не проработал мир, который пытался описать, и вряд ли использовал хотя бы простейший фактаж. Образы невнятные и местами жутко затертые. Персонажи деревянные, диалоги рваные и неестественные. Создается впечатление, что читаешь кусок текста, вырванный из романа начинающего писателя. До боли банально и просто.
    Казалось бы, рассказ не должен был стать предметом обсуждения в этом обзоре, но я намеренно включил его сюда. Хочу обратить ваше внимание на характерную ошибку подобного рода произведений - автор пытается воссоздать атмосферу глубокого средневековья, но обилие "современностей" в речи мешает ему сделать это ("Монахи словно по команде стали ровным полумесяцем", "Один лишь черноволосый незнакомец, находившийся среди горожан, как бы промежду прочим, покосился на убегающего монаха").
    Автор мечется от попыток изобразить высокий стиль ("И перст преподобного указал на витражные стекла, за которыми виднелись: яркие россыпи звезд и круглая скалящаяся луна") до стиля, которым, по-видимому, привык говорить (в уста монаха вложена фраза "Вот ты и попалась, красавица...").
    Апогеем неестественности является драматический момент, когда преподобный Ульм (он же вампир) со своей кровососущей братией,"с наслаждением оголил свои острые, как бритва клыки", на что последовала "абсолютно нормальная" реакция толпы - "Удивленная, но явно не испуганная толпа горожан стояла в плотном кольце, окружавших их вампиров". Смелые горожане, однако!
    Короче говоря, неумение воссоздать реальную атмосферу "давно минувших лет" сыграла с очередным автором злую шутку. Ткань произведения порвалась, читатель остался голодным.
    Кстати, последний будет окончательно добит завершающей фразой: "...нам тоже нужно питаться"
    В комментариях уважаемый автор разумно замечает "Не поверите, но этот рассказ был написан за двадцать минут"
    Такой и результат! Полезно почитать для самообразования.

    Отрывок:
    "Девушка подошла к Берритису:
    -Что же теперь нас ждет, после всего того, что мы натворили?
    -Когда люди вернуться в город, мы здорово попируем, -ответил тот.
    -А потом...
    -А потом Тильмира будем готовиться к битве. Ульм не оставит нас в покое, и будет искать новой встречи. -Лицо девушки слегка содрогнулось
    -И почему он не может понять, что нам тоже нужно питаться...?"
     

  • Комментарии: 5, последний от 21/06/2003.
  • © Copyright Предгорье (denc@aaanet.ru)
  • Обновлено: 28/01/2003. 16k. Статистика.
  • Статья: Литобзор

  • Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список