Я: Конечно, ведь Музыкант искренне верит, что слушатели не нужны и играет только для себя. Но мечтает о слушателях.
Шут: Ничего парадоксального, слушатели ему тоже нужны только для себя, чисто эгоистичное желание быть понятым.
Я: Ну ладно, ну послушай про Камю.
Шут: Эгоистично хочешь мне впарить то, что мне не нужно? Валяй.
Я: Камю считал, что весь абсурд, весь экзистенциальный кризис и вообще вся трагедия в том, что прекрасному миру глубоко плевать на прекрасного человека.
Шут: Ты уверен, что это Камю, а не советское предисловие к его книжке, где про всё творчество разжёванно и сжато?
Я: Э, а есть какая-то разница между чтением советского предисловия и чтения книги?
Шут: Ну... вообще-то нет.
Я: Как нет?
Шут: После прочтения книжки у тебя останутся примерно те же мысли, которые останутся у тебя, если ты вызубришь предисловие. И то - это в лучшем случае, если ты поймёшь суть, а не сюжет, который может быть вообще каким-то левым.
Я: Слушай, а зачем я пишу книги, нужно ж предисловия писать!
Шут: Ну, когда ты пишешь книгу, ты пихаешь в неё только свои мысли.
Я: Не существует собственных мыслей, они все навеяны и выводимы из общего фона идей.
Шут: Молодец, впихнул-таки. А теперь я продолжу. В предисловие нельзя напихать своих левых мыслей, нужно только более-менее по теме. И вообще, кажется, уже не пишут советских предисловий. Постмодерн же, нужно, чтоб вообще никто ничего не понимал.
Я: Словно у всех теперь мушки в глазах.
Шут: Какие ещё мушки?
Я: В глазах.
Шут: А, я знаю. У Взрослых. Приглядишься - и точно: мушки в глазах. Из-за них они видят всё криво, будто у них в глазах осколок зеркала, а в груди осколок льда.
Я: Да-да. Но тот, у кого мушки в глазах не может увидеть мушек в глазах у другого.
Шут: У Другого. У Большого Другого. У Больного Другого.
Я: Нет, просто у другого.
Шут: У какого другого?
Я: Ну не большого, не больного. Здорового и маленького.
Шут: Здоровый - показывает жестом и интонацией объект величиною с дом - и одновременно маленький не бывает.
Я: Ну это смотря для кого как. ГЗ МГУ для меня объект здоровый, а для планеты Юпитер - маленький.
Шут: А разве ГЗ МГУ - другой?
Я: Конечно. Их же два. Один из них подземный, закопан под Красной площадью. Там потусторонние факультеты, работающие задом наперёд.
Шут: Это на Ямайке?
Я: Бестолочь. Это в Бестолочи.
Шут: Прекрасный космопорт.
Я: Так вот, Камю.
Шут: Камю?
Я: Ну или советский предисловиеписец.
Шут: Предисловиеписчик.
Я: Твоему Музыканту мечтается о том, чтоб его музыку услышали. А прекрасному миру в лице его родителей плевать на прекрасного Музыканта, который играет вполне так себе.
Шут: Вовсе хорошо он играет.
Я: Ты сам сказал, что плохо.
Шут: Мне можно - он мой друг.
Я: Можно подумать, он твоя собстенность.
Шут: Ты перестал улавливать слишком тонкую иронию?
Я: А ты начал делать вид, что пошутил, когда оказался в плохом свете?
Шут: Ну ты и зелёный.
Я: Сам такой.
Шут: Нет, я красный [с одобрительной интонацией]. А ты - зелёный [с интонацией обиды и злости].
Я: Прекрасному миру безразличен дар Музыканта.
Шут: Дар - в смысле та музыка, которую он дарит миру, или в смысле талант?
Я: Вообще я имел в виду первое, но смотри как хорошо можно ляпнуть, что это одно и то же: по сути, дар - это способность что-то давать, дарить другим.
Так вот. Поскольку миру безразличен твой дар, ты можешь о слушателях только мечтать, но это и правильно: запиши свою музыку и мечтай о слушателях, и, возможно, кому-то твоя музыка западёт в душу, возможно, миллионам, возможно через сто лет ты прославишься и твои нерождённые дети - ты же кончишь жизнь самоубийством из-за ощущения собственной ненужности и бездарности - будут получать гигантские деньги за то, что они никогда не делали, вырастать бездельниками и проедателями жизни.
Шут: Ну, чувак. А кушать твой Музыкант чего будет?
Я: Электричество? Тут проблема в том, что есть три варианта:
0) ты делаешь то, что тебе нравится, но НЕ нужно другим - это мы уже разобрали.
1) ты делаешь то, что тебе нравится и одновреемнно нужно другим: находишь себе работотателя по более-менее интересной тебе теме, и получаешь деньги за то, что тебе нравится.
2) ты делаешь то, что тебе НЕ нравится, но нужно другим.
ну ещё есть армия, но об этом всё понятно.
В принципе можно совмещать несколько занятий. Но неприятное занятие отнимает силы и время, которое можно было потратить на занятие приятное. Так ли необходимо тебе работать на ненавистной работе, чтоб покупать то, что тебе не нужно?
Потребительская концепция в этом и есть: потребность созидать заглушается, нам говорят, что у нас есть лишь потребность потреблять, камни разбрасывать, а соберёт их специальный служащий, который это ненавидит. Какой совершенный мир: все делают то, что ненавидят, даже актёры кино и президенты. С другой стороны, с трудом представляю себе, как нужно воспитать человека, чтоб его призванием было золотарство.
Хотя потребность дарить всё же как-то пытаются люди удовлетворять. Заводят жену, и дают ей то, что ей не нужно. Заводят детей и дают им то, что они в гробу видали. Потом кормят внуков тем, что они не хотят. Гиперопека всех мастей.
Происходит эманация Дара в подарочки, любви в привязанность, etc.
Это удовлетворение собственной потребности дарить симуляцией дарения есть высшая степень эгоизма.
Если занимаешься по жизни лишь тем, что делать не хочешь, просто приходится делать акцент на потреблении. И наоборот: если ты считаешь, что больше зарабатывать лучше, чем работать по призванию - ты потребитель.
Может, у тебя нет призвания?
Просто ты его не нашёл, потерял, зарыл талант в землю. Хотя талант - это неважно, важно, чтоб было желание пахать с радостью. Но таланты часто зарывают. Когда их отвергает общество, или хотя бы друзья и/или родители.
Это самая большая трагедия человека: когда его дар отвергли. Не когда тебе что-то не дали - желания людей меняются, как погода в Новосибирске, люди и сами не знают, чего хотят (Генри Форд знал, что людям нужна не "лошадь побыстрее", а более быстрое и экономичное средство передвижения, желательно роскошь. Рекламою вовсе создают спрос: людей легко убеждать).
А вот когда ты даришь что-то кому-то, а он говорит, что у тебя не получается, что ты ему больше не интересна или что это вообще невозможно продать (будто кто-то о продажах думал!), короче не поймёт, не примет - это удар. Возможно, ты больше не захочешь никому это дарить, и зароешь свой дар в землю. Ты перестанешь любить людей и играть на скрипке. Ты забросишь гитару и лёгкую атлетику. Ты закрасишь все граффити в комнате ровной белой краской и поклеишь обои.
В лучшем случае превратишь это в хобби. Хобби - невротичная штука проклятого мира, где работа приносит страдание. Чёртова Сансара.
А желание что-то дарить не так просто в себе найти. Почему-то как-то мало рекламы, которая говорит: пиши рассказы, ты прекрасный писатель!
Шут: И так вас развелось, как аспирин в воде.
Я: Желание это, ну, дар, должно быть глобальным, бесконечным. Смыслом жизни иногда такое зовут.
Шут: Есть ли смысл на Марсе?
Я: А если смыслы жизни поисчерпались (из-за того что ты зачем-то обижался на прекрасный мир, которому плевать на прекрасного тебя), то и наступает экзистенциальный кризис. Ты, считай, "умер".
Шут: Весело.
Я: Так вот, к чему я, бишь... А, вот. Нужно находить то, что нужно кому-то и что хочешь дать - и делать. А не так, чтоб сделать вникуда (хотя почему бы и нет, возможно потребители рано или поздно найдутся, хотя бы один - но это не то, чтобы успех), или вовсе делать то, что нужно, но не хочется.