Погорелов Роберт : другие произведения.

Свобода!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сущность и структура этого обворожительного явления.

  
  

Свобода.


   Древние 70 годы прошлого века.
   Я выменял небольшую монетку из серебра. 1916 год. По окружности слова Liberte, Egalite, Fratemite Свобода Равенство, Братство. Держал её в руках полный задумчивости.
   Франция, капиталистическая страна, еще нет революций России, и такие слова, такие призывы на государственной монете?!
   Сейчас, имея Gojgle, легко выяснить, что эти слова (из постановление 30 июня 1793 года) имели продолжение 'или смерть.'.
   Мрачные слова, роковое предсказание кровавого будущего.
   В 1919 году Ленин раскритиковал этот лозунг. Мол, там, где есть частная собственность, рабочие не равны буржуазии. Девиз, используемый Францией и Гаити остался невостребованным Российской революцией. Кстати, очень, очень опрометчиво, так как впереди этих слов стояло: 'Единство, неделимость Республики'. С такими словами в конституции Советским Республикам не было бы юридической возможности разделится 16 республикам. Эх, незадача!
   Ну а насчет свободы. Как здесь ситуация? Вы свободны? Насколько? Да и что ЭТО такое - Свобода? Свое понимание этого слова я представил обществу лет десять назад. Вот эта статья.
  
  
Сладкое слово "Свобода!".
  
"О, дайте, дайте мне свободы!"
  
"Свободен! Наконец-то свободен!"
  
  
  
Так ли уж всегда сладка свобода?
   "Мадам! Разрешите я освобожу вас от кошелька и манто!" - звучит интригующее предложение в сумрачной подворотне. А освобождения от любимой работы, от родного дома, от горячего вяления на северном берегу Черного моря? Освобождение от горячей сосиски с тушеной капустой в обед? От сигареты и волнительной женщины (для Вас, представительницы прекрасного пола, - другой вариант)?
  
  -Не передергивайте, уважаемый! Нет, нам нужна свобода не от всего! Что мы - святые отшельники? Сейчас нам нужна свобода получить это и то, а освободиться от ненужного того и этого.-
  -А через час - получить другие ценности и освободиться от других уже не нужных вещей?-
  -Ага!-
  -Да-а, переменчивы наши потребности. Так, значит, потребности формируют наши мечтания о свободе? Жажда материальных ценностей? Хлеба и зрелищ? Секса и экстрима для щекотания нервов? Проходящей мирской славы?-
  - Да, пожалуй, формируют...-
  
  
*
  
Что такое "СВОБОДА"?
  В Философской Энц. 1967 года СВОБОДА определяется как
   "осознанная необходимость и действия человека в соответствии со своими знаниями, возможность выбора в своих действиях" .
  В этом определении три варианта ответа, которые дополняют друг друга.
   И необходимость и действия и возможность.
  
   Википедия иначе трактует эту категорию. "Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы."
  
  Действительно, разве свобода это действия? Нет, она не сами действия, а возможность выбора действий ведущих к достижению желаемого. (Правда, здесь нужно уточнение. Можно сидеть в камере и выбирать свои действия до конца срока заключения. Нужна еще и потенциально реальная возможность осуществления этих действий.)
   "... действия человека"?
  Почему только человека? Трудно провести резко очерченную грань между свободой человека и свободой высших животных. Более того, это понятие применимо и к неживым объектам. "Свободное падение...", "свободный покрой одежды..."
   "... осознанная необходимость..." ?
     Свобода определяется через свою противоположность - необходимость, несвободу. А имеет ли право на истину противоположное высказывание: Несвобода - это познанная необходимость ? Несомненно имеет, ведь это коренное определение термина несвобода.
  Тогда оба определения верны? (Мы привыкли к парадоксам. И напрасно. Два взаимно отрицающих положения реально отрицают друг друга. Нужно выявить меру истинности каждого из них.)
  
   Более ясно и приемлимо положение Свобода это познанная возможность. (В Википедии - наличие возможности выбора)
  
  Наше обитание в этом мире можно сравнить с хождением в лабиринте. Мы выясняем пути выхода из неблагоприятной ситуации и подчиняемся необходимости сделать такие финты - повороты, которые приведут нас к выходу - свободе (возможности) обладания чем-то желанным. Нелогично называть свободой тернистый путь добычи этой свободы. Свобода это разрешение на действие, обладание. Это результат преодоления дурацких необходимостей. Регистрации в загсе, оформления документов в таможне, выкладывания наличных за вкусный пирожок...Все это не свободы, а препятствия.
    Уточним афоризм.
   Познавая необходимость ряда действий, мы можем найти путь к свободе, к познанию возможности достичь желаемое.
  Перед нами уже не определение термина "свобода", а пути её построения. Наши знаменитые предки поленились уточнить этот афоризм, а мы им доверились.
  Надо отметить, что не всякое познание необходимостей, препятствий ведет нас к свободе. Только некоторые специфичные ряды последовательных действий. Определяя свободу как осознанную необходимость (добавлю - ряда последовательных действий)надо учитывать, что во многих случаях эти умозрительные ряды действий разорваны необходимостью совершения нереальных событий. А в других случаях, для других соискателей желанного эти ряды отсутствуют вообще за ненадобностью - им, элитным искателям данной свободы разрешено обходится без ряда формальностей. (Войти в театр с черного входа. Сесть в персональный самолет, заполучить мальчика-красавчика...)
  
Свобода - это возможность совершить действия, благодаря которым появляется возможность обладать чем-то в результате этих действий или возможность отказаться от обладания - избежать неких неприятностей.
  
  Понятие "свобода" похоже на парадный, в позолоте и орденах философский мундир простенького словца "возможность" иметь или не иметь путь удовлетворения потребности.
  
*
  
Две формы свободы. Иметь и не иметь.
  Афоризм "Свобода - познанная необходимость" принадлежит Георгу Гегелю.(Уже от него положение перешло в марксистскую философию). Им отмечен еще один парадокс в проблеме "свобода". Часто владелец раба начинает зависеть от своего раба. Становится его рабом.Свободный гражданин Рима становится рабом обслуживающего его раба. Барин Обломов становится рабом своего крепостного слуги.Не может ни одеться, ни поесть...Частный случай? Шутка мироздания?
  А ну-ка, вглядимся в ряды свободных граждан. Вон, они идут стройными рядами!
  Дымят. Рабы привычки. Куда идут? На любимую работу - рабы обязанности работать. На очень выгодной и удачной работе - им повезло на неё устроиться! Весь день их расписан в угоду обязанностям, привычек и служению собственной и чужой материальной собственности. Моют любимые машины, подвязывают томаты, едут к дальним родственникам на пьянку.Нет, это не частный случай, это закономерность.
   Обладая чем-то, становишься зависимым от этого обладаемого.
  Свобода состоит не только в возможности владение (одна форма свободы), но и в возможности уйти от обладания. Вот эта, вторая форма свободы, освобождения от обладания чем-либо также довольно трудно осуществима и желанна.
  Две формы свободы можно увидеть на всех уровнях жизни. На физиологическом уровне, психическом, социальном. Желания живого организма постоянно меняются и требуют изменения среды.
  
  
Свобода индивида, группы, общества представляет собой переменчивый комплекс возможностей иметь нечто и, одновременно, намного более широкий комплекс других возможностей не иметь.
  
  Соответственно изменениям смены потребностей (в физиологии, психике индивида и в общественной сфере) изменяются желанные цели и оценки своего положения как свободного или несвободного.
  Свободы человека разделяются на большие подгруппы соответственно сферам деятельности и интересов индивидов, групп и классов. Свободы обладания правами на собственность, на образование, на деятельность и на саму жизнь.
  
*
Пара слов о лозунге анархистов.
  
  Парадоксальным является еще один широко известный афоризм на тему "Свобода": Анархия - мать порядка . Это афоризм не Петра Алексеевича Кропоткина , а его последователей в послеоктябрьской России. Афоризм также не без намека на "глубокий" смысл, поэтому стоит в него вглядеться. Насколько он справедлив?
  
  
 []
  
Великий анархист, потомок Рюрика, ученый, князь Петр Алексеевич Кропоткин
    
  Если добавить одно поясняющее слово к этому выражению, то новый афоризм Анархия - мать нового порядка теряет свою парадоксальную загадочность и одновременно ложность. Но теряет и свою привлекательность мудрого откровения. По прошествии какого-то времени анархии - отсутствия порядка, власти мелких банд получаем новый порядок и новые законы.С определенными достоинствами и несомненными недостатками.
   Несколько слов о взглядах великого анархиста.
   "Анархическое общество, в представлении Кропоткина, - это ассоциация равных, для которых нет надобности ни в какой власти, ни в каком насилии. Свободная кооперация, вольные союзы, основанные на взаимной помощи и солидарности, создадут не только новую жизнь, но жизнь красивую и свободную, где всякая тенденция к однообразию и централизации будет устранена, а частная инициатива будет поощряема."
  
*
  
Факторы определяющие наше восприятие свободы
  Как сама свобода, так и её плоды представляют собой новые формы порабощения.
  Вспомните движение Хиппи. Свободная любовь делает невозможной упорядочную жизнь. Свобода владения чем-либо ведет к отрицанию свободы владения всех остальных вариантов бытия. Они вычеркиваются, как уже нереальные, неосуществимые для данного владельца некой ценности .Все наше бытие представляет собой иерархию оценок и попыток овладения счастьем на разных уровнях бытия. Это желанное меняется ежесекундно, ежечасно и ежегодно. Счастье обладания меняет свой облик и мы по мере возможности своих способностей выбираем (свободно) оптимальный вариант для выбора иметь или не иметь.
   Наша свобода всегда ограничена некоторыми рамками , согласно нашей внутренней организации, пола и места в социальной нише. По всему громадному набору вариантов существования. Наши цели меняются согласно колебаниям нашего организма, изменениям среды, потребностям.
   Сильная ниша - всегда сильное ущемление свободы . С хорошего места уйти трудновато, не правда ли? И так о всякой нише - семейной, приятельской, работе, местожительстве, привычек. А желанная свобода изменяется соответственно изменению комплекса занимаемых индивидом социальных ниш:
   возраста, времени (в те времена, в эти), строения государства, ниш работы, мест обитания, хобби, здоровья, вредных привычек, знакомств...
   Оценка всего этого спектра необходимых свобод производится с учетом доступности . Начинаем ценить, например, свободу дышать чистым воздухом, только тогда, когда её нет. Свободу просто находиться на грешной земле начинаем высоко ставить в своем ряду ценностей только тогда, когда крылья самолета, на котором мы летим, начинают потрескивать.
  
*
Неплохо учитывать, что не всякая свобода ведет к совершенствованию личности, и, наоборот,иногда ограничения свободы становятся причиной появления талантов и гениев. Появлению их на мировой сцене гениальностей.
  Как, например, затворничество из-за простуды в юности Софьи на даче среди заклеенных для будущего ремонта стен страницами из математического трактата привело к появлению на сцене мировых гениальностей математика Софьи Ковалевской. Как недуг, обезноживший Александра, вывел на литературную вершину писателя Александра Беляева.
  
*
   Наконец-то я освободился от ощущения необходимости изложить мысли по этой теме. Свобода!

Ноябрь, 2019.

И, все-таки, добавлю пару слов.
   Все государства в своем развитии идут в сторону расширения прав государства эа счет уменьшения прав своих граждан. От полной анархии до полной ликвидации инициативы свободных личностей этого государства.
   Это абсолютна неизбежная естественная закономерность мне напоминает химический процесс кристаллизации. Так я его и называю. Она всесуща.
   В природе в результате его создаются многие породы, типа мрамора, гранита.
   В психике - кристаллизация наши чувств и идей. Что упорядочивает нас, дает нам силы и сковывает одновременно.
   А государства подвержены стагнации - помимо уменьшения свобод личности, увеличение все большей неэффективности, неповоротливости.
   Демократия имеет трудно преодолимые недостатки. Единоначалие - свои. Анархия - свой изъян. Все три формы существования государств попеременно становятся более значимы для данного государства, принося свои плюсы и минусы. А элементы каждого из этих форм правления имеются в каждом государстве в разной форме и разной степени. Их баланс постоянен и изменчив.
  

17. январь, 2020.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"